Бог Купало или Купала — славянский Бог Летнего Солнца. Славянский праздник купала его традиции и история
В славянском пантеоне Бог Купала (Купайло, Купайла) – это воплощение энергетики солнечного света. Он неразрывно связан со своей матерью Купальницей, но главное, – женой Костромой, которая, как оказалось после свадьбы, была его единокровной сестрой.
Бог Семаргл предупреждал своих детей про возможную опасность и строго настрого запрещал им слушать песни Сирин, но Купала ослушался отца и однажды ночью убежал на берег реки. Там птица спела ему свою чарующую песню и заманила в мир мертвых.
Купальница, Кострома и Семаргл очень долго пытались его отыскать, но в Навь им пути не было, поэтому они и не знали, что Купала живет там, и что спустя годы ему удалось оттуда сбежать.
Шли годы. Кострома и Купала не видели друг друга, сестра вообще считала брата погибшим, но за это время они очень выросли и стали прекрасным парнем и девушкой.
Кострому хотели взять в жены многие, но никому она не дарила свое сердце и уже отчаялась найти настоящую любовь. Однажды сплела она венок, вышла на берег реки и прокричала Богам, что нет на свете мужчины, который бы покорил ее сердце. В ту же секунду ветер сорвал с ее головы венок и бросил его в воду. Он не утонул, а приплыл к лодке, в которой сидел очаровательный юноша. Он поднял венок и преподнес его Костроме.
С первого взгляда молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу. Однако, после этого счастливого события Семаргл и Купальница узнали в муже дочери своего потерянного сына и рассказали новобрачным об этом.
Не выдержав страшной вести, молодые взялись за руки и бросились в реку с высокого обрыва.
Купала после прыжка с возлюбленной в воду утонул, а Кострома превратилась в . Это существо – прототип . В образе прекрасной девушки в ясные лунные ночи она сидела на берегу реки и заманивала молодых парней в свой омут. Поняв, что рядом с ней не Купала, она отдавала жертву злым водным духам, а сама вновь выходила ждать любимого на берегу.
Мавка в славянской мифологии представала и в трагическом образе, но чаще всего ее изображали злобным существом. Но только после гибели очередного парня, она испытывала ужасные муки совести, страдала и возносила молитвы Богам.
Купала - славянский богКупала — славянский бог олицетворяющий собой активное творящее начало солнечного света. На востоке эту энергию называют таджас.
Более правильное произношение имени Купайло. Он сын бога Семаргла и Купальницы богини ночи. Он родился в день летнего солнцестояния со своей сестрой Костромой , которую он позже по не знаю взял в жены.
В детстве Купала увлекся пением Птицы Сирина (одно из темных воплощений бога Велеса ) и пропал в мире Темной Нави. А через длительное время он встретился с Костромой и они не узнав друг друга влюбились. На следующий день после свадьбы они узнали, что они родные брат с сестрой и их брак запретен. После этого они решили утопиться. Купала погиб, а Кострома стала мавкой — злобной русалкой, которая утаскивала одиноких парней и отдавала их на растерзание водным духам.
Именно в День Ивана Купалы отмечается славянский день влюбленных.
Легенда гласит, что бог таинственной Луны и неистового Огня Симаргл , сын Сварога ,являлся нашим предкам в виде огненного крылатого па. Симаргл бессмертный хранитель небесного очага и ему никогда нельзя было покидать свой пост. Это могучий бог, который с огненным мечом в руке непристанно защищал Солнце от земного зла.
Симарг любил Купальницу — богиню ночи. Она каждый день звала к себе Симаргла на берег Волги (реки Ра), но он ни мог покинуть свой пост. Но однажды, в день осеннего равноденствия он не смог противится сильнмоу чувству, спустился с неба и познал свою возлюленную После этого ночь понемногу отвоевывала время у Солнца становясь все длиннее.
Через 9 месяцев в день летнего солнцестояния родились близнецы Купала и Кострома. В честь такого события брат Симаргла Перун подарил племянникам часть своей силы обернув ее в форму очень красивого цветка. Но они решили отдать его людям. Этот цветок мы сейчас знаем как цветущий папоротник на ночь Ивана Купалы.
На берегах реки Ра любила петь птица Сирин — одно из темных воплощений бога мудрости Велеса . Она знала много песен, а гоолс ее был так прекрасен, что ни люди, ни боги услышав ее голос не могли остановиться и хотели продолжать ее слушать. Симаргл предупреждал своего сына, но он Купала был слишком упертый и верил, что его силы воли хватит, что бы противостоять чарм Сирина и убежал из дома. Услышав песню зачарованной птицы Купала не смог остановиться и ушел за ней в мир Нави (мир снов и мертвых).
Много лет его искали родители. но так и не нашли. Шло время. Кострома выросла в прекрасную девушку, красота ее была невероятная и многие парни звали ее замуж, но никто так и не покорил ее сердце. Тогда она сплела венок из полевых цветов и сказал кто снимет венок с ее головы за того и пойдет замуж. Но так никто и не смог этого сделать.
Тогда она вышла на берег Ра реки и запрокинув голову к солнцу сказа богам, что нет на свете никого достойного меня… И тут поток ледяного ветра сорвал с ее головы венок и опрокинул его в воду, прямо рядом с лодкой одного красивого незнакомца. Незнакомец отдал Костроме венок и они поженились в день летнего солнцестояния. на следующий день Симарг и Купальница узнали в зяте своего давно пропавшего сына Купалу и дети не смогли вынести факта, что их любовь запретна и решили покончить жизнь вместе утопившись в реке.
Купал погиб там, а Кострома стала мавкой, завлекала одиноких юношей обернувшись красивой девушкой, а когда понимала, что это не ее возлюбленный Купала, то отдавала их на растерзанье водным духам. После чего долго горевала. Боги сжалились над ней и и вернули Купалу из мира мертвых и слили их в едином цветке, который сейчас известен как Иван-да Марья, только название у него было русское.
И там случилось несчастье. Птица
Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра)
гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в
воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома
полюбили друг друга и поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали
решили утопиться. Косторма стала русалкой
или мавкой. Но боги решили сжалиться над
братом и сестрой и превратили их в цветок который мы сейчас знаем под названием
Иван-да-Марья
.
Праздновали праздник Купалу (праздник
летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня) Предположительно в этот день
славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купала был так же связан
с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость
плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
Купало - Летний бог, по "Густинской
летописи: "Пятый (идол) Купало, якоже мню, бяше богъ oбuлiя, якоже у Еллинъ
Цересъ, ему же безумный за o6mie блaгoдapeнie принишаху въ то время, егда имяше
настати жатва". В "О идолах Владимировых" - "бог плодов земных ".
Получил необычное распространение у восточных славян, в ночь на
Ивану Купалу идет соединение огня и воды (с обязательным появлением
животворящего пара и кипятка) и творятся чудеса: "Сему Купалу, бесу, еще и
доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под
вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее... ", - сообщает
Густинская летопись. - "Съ вечера собираются простая
чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зeлiя, или коретя, и
перепоясовшеся былieмъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и
емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни,
пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву сеье
приносяще. "
В дополнении к разделу приводятся некоторые песни празднества.
К.М. Гальковский приводит поучения против язычества, содержащие имена Купалы,
Коляды, Лели и Ладо аж 18 века, описание праздника практически идентично, что
говорит об устойчивости народной традиции.
В послании игумена псковского Елеазарова монастыря панфила
псковскому князю Дмитрию Владимировичу Ростовскому (согласно Псковским
летописям, 15 05 г.) говорится о том, что в канун рождества Иоанна Предтечи "чаровницы"
- мужчины и женщины по лугам, болотам, лесам, полям ищут якобы какие-то смертные
травы "на пагубу человеком и скотом", "тут же и дивиа корение копают на
потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с
приговоры сотанинскими". А в самый праздник Предтечев, совпадающий с летним
солнцеворотом, собственно с Купалой, "во святую ту нощь
мало не весь град возмятется, и в селех возбесятца в бубны, и в сопели, и
гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и
плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич, вся
скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и таптаниа;
ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье
шатание блудное им воззрение, такоже есть и женам мужатым осквернение и девам
растленна. Что же быстъ во градех и селех в годину ту - сотона красуется
кумирское празднование, радость и веселие сотонинское, в нем же есть ликование...
яко в поругание и в бесчестие Рожеству Предтечеву и в посмех и в коризну дни его,
не вещущим истины, яко сущий идолослужителие бесовский праздник сеи празноютъ"...
"Сице бо на всяко лето кумиром служебным обычаем сотона призывает и тому, яко
жертва приноситца всяка скверна и беззаконие, богомерское приношение; яко день
рожества Предотечи великого празнуют, но своим древним обычаем."
В восточнославянской мифологии Купала - главный персонаж, находящийся в
центре обрядовых действий и представлений праздника летнего солнцеворота,
который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Имя Купалы осталось
лишь в названиях народного праздника «Иван Купала» и обрядового атрибута -
украшенного деревца или чучела. Указание на то, что Купала - божество,
содержится лишь в довольно поздних письменных источниках. Так, в Густынской
летописи (XVII в.) с осуждением описываются празднования в честь Купалы:
«Сему Купалу <...> память совершаютъ в навечерие Рождества Иоанна Предтечи <...>
сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетаютъ
себе венцы из ядомого зелия, или корения, и препоясавшеся былием воз-гнетают
огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются
окрест оного огня, поюще своя песни <...> потом чрезъ оный огнь прескакуютъ
<...> Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою
омраченный благодарения и жертвы приношаху, в начале жнив, того ж купала бога,
или истеннее беса, и доселе память держится по странам Российским, наипаче в
навечерии, Рождества Иоанна Предтечи <...> чрезъ огнь прескачюще самых себе тому
же бесу Купалу в жертву приносятъ <...> И егда нощь мимо ходить, тогда отходятъ
к реце с великимъ кричаниемъ <...> умываются водой». Осуждение же самих
купальских обрядов содержатся и в более ранних славянских рукописях: например, в
«Синодике» болгарского царя Борила (XIII в.), в обличениях игумена Псковского
Елеазаровского монастыря Памфила (1505 г.). В частности, игумен Памфил писал:
«Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в
селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием;
женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные
песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и
отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им
воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».
Исследователи-лингвисты возводят имя Купала к индоевропейскому корню кир- со
значением «кипеть, вскипать, страстно желать». Слова с этим корнем известны
многим народам, в том числе и соседствующим с восточными славянами. Так, в
литовском языке есть глагол кире, означающий «бурлить, пениться», а в латышском
кйре - «дымиться, чадить». Имя славянского сезонного персонажа Купалы родственно
также имени римского бога любви Купидона, которое образовано от латинского
глагола еирЮ, - ere - «желать, жаждать», восходящего к тому же индоевропейскому
корню. Значение этого корня, связанное с понятием огня, содержится в полесских
словах «купало» (костер) и «куп"ец"» (тлеть, плохо гореть), и симбирских местных
словах «купальница» и «купаленка» (костер в поле, огонь на ночевке). Таким
образом, изначально имя Купала связано с идеей огня. Это косвенно подтверждается
также наличием в восточнославянских языках однокоренных названий разных растений,
признаки которых соотносятся с огнем. В некоторых локальных традициях у русских
«купальницей», «купавкой» называли полевые цветы: лютик жгучий, то есть
обжигающий, подобно огню; гвоздику и иван-да-марью, сближающиеся с огнем по
признаку цвета - розовый (красный) и сине-желтый. «Купенью», или «купеной», в
Псковской, Курской, Тульской берниях называли ландыш, ягоды которого -
оранжево-красные, как огонь, - использовали в качестве румян. «Купальницей» и «купородом»
в народе называли папоротник - растение, которое занимает важное место в
поверьях, относящихся именно к празднику Ивана Купалы: согласно традиционным
представлениям, папоротник цветет лишь один раз в году и особым цветком -
золотого цвета с огненно-красным отливом.
В связи с идеей огня применительно к празднику Ивана Купалы нельзя не
заметить, что он приходился на день летнего солнцестояния, то есть на рубеж двух
периодов солнечного годового цикла, лежащего в основе древнего земледельческого
календаря. Это было время наивысшей активности солнца, которое затем, как
говорили в народе, «поворачивало на зиму» и постепенно начинало «угасать»,
отчего день становился короче, а ночь длиннее. Именно в связи с этими
представлениями древние славяне в этот день чтили солнце, воспринимаемое как
животворный небесный огонь, наблюдая за его появлением на заре и возжигая костры.
Наряду с почитанием солнца и природной стихии огня архаичный
обрядово-мифологический комплекс купальского праздника включал многочисленные
действия, связанные с противоположной стихией воды. Поэтому имя Купалы со
временем стало соотноситься с близким ему по звучанию глаголом «купаться».
Такому восприятию имени мифологического сезонного персонажа способствовало также
наслоение на языческую купальскую обрядность христианского празднования
Рождества Иоанна Крестителя, образ которого однозначно связывался с водой.
Согласно Евангелию, Иоанн, провозглашая появление Спасителя и приближение
Царства Божия, призывал людей покаяться в грехах; покаявшиеся проходили обряд
очищения в водах реки Иордан, который называли «крещение водой» или «полное
погружение». Значение купальских празднеств в народном сознании со временем было
переосмыслено и стало восприниматься как ритуальное купание. Влияние же
языческой основы праздника сказалось в том, что в русской традиции Иоанн
Креститель известен более как Иван Купала, то есть, по сути, христианский святой
получил прозвище языческого божества.
Славянский Бог Купало (Купала, Купайва). Относится к восточнославянскому пантеону. Имеет прочную традицию, выраженную в одноимённом празднике. В веках этот Бог хорошо заметен и его почитание со временем мало изменилось.
Купало бог лета, любви, света, добрых дел, здоровья, удачи. Его функции - это Правление в Солярном пантеоне Славянских богов с 21 июня по 21 сентября. Его силы активизируются наиболее сильно в дни летнего солнцестояния. В этот период его магические функции наиболее направлены. Это время, когда доминирует солнце. День наиболее долгий.
В славянской мифологии, если коротко пересказать легенду о Купале и Костроме, Купала и Кострома это дети Семаргла и Купальницы, которые были разлучены в детстве и в юности они случайно встречаются и влюбляются, но трагедия в том, что они узнают, что они брат и сестра, и поэтому Кострома топится в речке, так как по Славянской традиции - это великое преступление перед кровью. Это печальная истории о любви. В христианстве эта история получила другие очертания и символ в цветке Иван да Марья.
Христианство вообще попробовала прикарманить этот праздник и устроило популяризованный праздник Ивана Купалы, который отмечается 7 июля, а по старому стилю это 21-23 июня естественно. Суть праздника Иван Купало, - обливай кого попало! Жуткий рудимент. Сам солнечный праздник олицетворяет торжество любви, нагого тела, время для водных гаданий, время для ярмарок вселенских да игрищ мужских. Одним словом, Купало – самый весёлый, дружный и почитаемый славянский праздник. Его отмечают наибольшее количество людей в родноверии. Его популяризируют, но суть в том, что он самый известный из праздников русского язычества и спорить об этом не приходится.
Читатель заметил что пишем мы не Купала, а Купало, с «О» на конце. По нашему небольшому исследованию так наиболее было распространено в традиции. Как видно из названия Божества, семантика сводится к купанию.
Любимая Купало утонула, на праздник Купало нужно купаться и купать солнце в проточной воде. Вода сакральна и это символ очищения, с водой связан и путь в тёмное навье царство. Поэтому на Купалу гадают на возвращение молодца с войны. Если свечка тонула, то молодец не вернётся.
Праздник Купало - самый магический и самый мощный летний праздник. С этим временем связана ещё одна легенда о цветке папоротника. Он цветёт только в ночь летнего солнцестояния. И под цветущим папоротником зарыты сокровища Богов. Поэтому в этот день принято искать цветущий папоротник. Солярный символ цветок папоротника прочно привязался к Богу Купало. Его изображают на кумирах этого Божества. Сам же символ считается самым сильным оберегом для магии, он активизирует здоровье владельца и его благополучие.
В праздник Купало молодые люди выбирали вторую половину, когда приходило время. Мы уже писали, что в определённые моменты праздника люди обнажались и купались и прыгали через костёр. В эту ночь молодые выбирали себе пару, дабы в Осенние деды сыграть уже свадебку - Любомир. Сам процесс для язычества вполне обычный и не нужно придираться к культу голого тела, оно естественно как сама природа, поэтому язычник не стеснялся своей наготы.
Купало изображают с колосьями в руках. Купало - это молодой человек без бороды, так как солнце всё ещё молодое. Но часто у Купалы бывают усы. Иногда его изображают с дудочкой, как бы говоря о самом весёлом празднике в году. Самая знаменитая художественная картина, посвященная славянскому богу Купало была представлена украинским живописцем Крыжановским. Там купало - это дерево, оно в центре композиции, а вокруг дерева водят хороводы красно девицы, это их излюбленная забава в самый светлый праздник в году.
" приурочен ко дню летнего солнцеворота (солнцестояния).
Солнцестояние - момент времени в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый короткий день или самая короткая ночь. В году два солнцестояния - зимнее и летнее. БОГ КУПАЛА (Купало) - Бог, который дает человеку возможность сотворить всякие Омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь.
Купала - веселый и прекрасный Бог, одевающийся в легкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитали как Бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов.
Многие Славяне, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью , а также Богами - Перуном и Велесом . Перед началом жатвы и сбором полевых плодов, в честь Бога Купалы праздновался праздник, на котором Богу Купале, а также всем Древним Богам и Предкам приносили безкровные жертвы.
На празднике Славяне свои требы бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника, чтобы все принесенное в жертву появилось на праздничных столах Богов и Предков.
После принесения безкровных жертвоприношений от живого огня зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению рек.
При этом на свечу или огневицу, наговаривают свое сокровенное желание или просьбу об избавлении от хворей-болезней, всяческих неудач, различных проблем и т.п. Этот обряд можно объяснить следующим образом.
Горящая свеча или огневица освещает просьбу или желание, вода реки запоминает их и испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания.
На празднике каждый должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов и к началу полевой жатвы. Полное очищение состоит из трех частей:
Первое очищение (Очищение Тела)
Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала должен омыть свое тело в водах (реки, озера, водоема) чтобы смыть с себя усталость и грязь.
Второе очищение (Очищение Души)
Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека.
Третье очищение (Очищение Духа)
Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала, а также желающие могут очистить и укрепить свой Дух. Для этого из горящих углей большого костра создают Огненный Круг, по которому ходят босиком. Тех желающих, кто впервые решился пройти по углям, дабы очистить и укрепить свой Дух, ведут через Огненный Круг за руку.
В связи с тем, что Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.
Плодотворящее божество лета. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва». Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.
Летнее солнцестояние, когда Солнце имеет наибольшее северное склонение, настаёт в среднем 21-22 июня, этот день считается началом лета - Солнце вступает в знак Рака. Сразу же наступает солнцеворот, который длится 3 дня.
У славян праздник летнего Солнцеворота был посвящен языческому богу Купало, который после крещения Руси стал называться Иваном Купалой – в честь Иоанна Крестителя. Обрядовая часть приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль, дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля.
В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.
В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Этот красивый языческий праздник возрождается на Украине и в Белоруссии.
Этот праздник символизирует вечное торжество света над тьмой и считается днем благоговения Солнца. В помощь Солнцу в ночь на Купалу жгут огромные костры и прыгают через них. Эта ночь называется по-разному: ночь костров, ночь папоротника, ночь любовников и т.п.
Для того, чтобы в доме были мир и благоденствие, для его защиты от злых сил в этот день надо повесить над порогом веточку березы – оберег до следующего летнего Солнцеворота. Этот день символизирует самую высокую точку, максимальный пик, подъем, взлет, экстаз, как в природе, так и в человеческой жизни.
Праздник воплощает плодородие, изобилие, славу, триумф, щедрость, полноту жизни, счастье. Жизнелюбие, веселье царят в эту самую короткую из земных ночей. С мистической точки зрения этот праздник объединяет в себе сразу все четыре стихии - огонь, воду, землю, воздух. Поэтому Духи этих стихий радуются и веселятся вместе с людьми.
В древности люди праздновали эту ночь, чтобы через ритуалы и обряды поклонения Стихиям обрести их силу и энергию. Например, считалось, что земля дает прочную основу в жизни, уверенность в себе, плодовитость. Однако, основная суть этого праздника заключается в том, чтобы люди научились радоваться жизни, любить ее, наслаждаться ею. Это помогает раскрыться сердцу и почувствовать счастье. На этот праздник принято отправляться на природу, ближе к воде. До самого рассвета полыхают костры, слышен смех, звенят веселые песни. Ритуальные купания, венки из цветов, танцы вокруг костра - все это летний Солнцеворот.
Этот день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами.
Праздник Середины лета - классическое время для магии всех видов. Целительство, любовная и защитная магия особенно соответствуют этому дню.
В обычаи дня летнего солнцестояния вплетено много семейно-брачных мотивов. В ночь на 21 июня много гадали. Гадали и девушки, и парни, часто используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой), иногда и какие-нибудь предметы. В эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением.
Характерная примета Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, кладут под росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы охранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений на Купальскую полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.
В ночь накануне Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Вода
Купаться на Купалу - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, и их союз считается природной силой.
Огонь
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора.
В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.
Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как в наш мир входят и становятся особенно активны всякие Духи - оборотни, русалки, змеи, домовые, водяные, лешие. ведьмы и колдуны этим пользуются.