Бумеранг добра – давайте, и дастся вам.
К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.
Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.
Глава
13.
Беспомощные бедные
Когда сделано все необходимое для предоставления возможностей бедным помочь самим себе, еще остаются вдовы и сироты, престарелые, беспомощные, больные, которые требуют сочувствия и заботы со стороны. Никогда не следует пренебрегать ими. Сам Бог поручил таких людей попечению, чуткой заботе, милосердию и любви тех, кого Он поставил Своими управителями.
Свои по вере
"Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал. 6:10).
С особым смыслом Христос возложил на Свою церковь обязанность заботы о своих нуждающихся членах. Он испытывает страдания, если к нуждающимся в каждой Его общине проявляют внимание в последнюю очередь. Они всегда есть и будут среди нас, и Он возлагает на каждого члена церкви персональную ответственность заботиться о них.
Так же, как члены настоящей семьи заботятся друг о друге, ухаживая за больными, поддерживая слабых, уча невежественных, воспитывая не имеющих опыта, так и "свои по вере" призваны заботиться о нуждающихся и беспомощных членах церкви. Ни в коем случае нельзя обходить их вниманием и заботой.
Вдовы и сироты
Вдовы и сироты являются предметом особой заботы Господа.
"Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище". "Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, И Искупитель твой – Святой Израилев; Богом всей земли назовется Он". "Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, И вдовы твои пусть надеются на Меня".
Пс. 67:6; Ис. 54:5; Иер. 49:11.
Многие отцы, которым пришлось разлучиться со своими любимыми, умерли, полагаясь верой на Божье обетование позаботиться об их семьях. Господь помогает вдовам и сиротам не чудом, посылая манну с небес и воронов приносить им еду, но чудесным образом воздействуя на человеческие сердца, изгоняя из них эгоизм и распечатывая источники любви, подобной любви Христа. Пораженных различными недугами и скорбящих о потере своих родных Он поручает Своим последователям как самых драгоценных подопечных. Они очень нуждаются в нашем сочувствии.
И в домах, имеющих все удобства, и в закромах и амбарах, заполненных плодами обильного урожая, и на складах, содержащих промышленные товары, и в подвалах, где хранится золото и серебро, Бог предусмотрел средства для поддержания нуждающихся. Он призывает нас быть каналами для излития Его щедрых даров.
Многие овдовевшие матери, имея осиротевших детей, мужественно стараются нести свое двойное бремя, часто работая из последних сил, чтобы прокормить своих малюток и обеспечить их всем необходимым. Мало времени у вдовы для наставления и воспитания детей, мало у нее возможностей окружить их таким влиянием, которое осветит их жизни. Она нуждается в одобрении, сочувствии и ощутимой помощи.
Бог призывает нас восполнять потребности осиротевших детей в отцовской заботе, насколько мы в состоянии это делать. Вместо того, чтобы чуждаться их, сетуя на их невоспитанность и доставляемые ими хлопоты и неприятности, помогите им всеми возможными способами. Стремитесь помочь измученной заботами матери. Облегчите ее бремена.
Кроме того, множество детей полностью лишены родительского руководства и покоряющего влияния христианской семьи. Пусть христиане откроют свои сердца и дома для этих беспомощных. Работа, которую Бог поручил им лично как долг, не должна быть переложена на какое-нибудь благотворительное учреждение или оставлена на милость случайных доброжелателей. Если дети не имеют родственников, способных позаботиться о них, пусть члены общины примут их в свои семьи. Тот, Кто сотворил нас, предусмотрел, что нам следует жить семьями и что характер ребенка будет лучше всего развиваться в атмосфере любви, царящей в христианской семье.
Многие, не имея собственных детей, сделали бы доброе дело, позаботившись о сиротах. Вместо того, чтобы уделять все внимание животным, расточая свою любовь к бессловесным любимцам, пусть подарят ее маленьким детям, формируя их характеры по подобию Божьему. Направьте свою заботу на бездомных членов человеческого общества. Посмотрите, сколько детей вы могли бы вырастить и воспитать в духе послушания и в страхе Господнем. Многие таким образом оказали бы и себе огромную услугу.
Престарелые
Престарелые также нуждаются в благотворном влиянии семьи. В семьях братьев и сестер во Христе они могут во многом компенсировать потерю собственной семьи. Если приобщить их к интересам и занятиям членов семьи, это поможет им ощутить, что они еще не утратили свою полезность. Дайте им почувствовать, что их помощь ценят, что по-прежнему они могут чем-то служить другим, и это наполнит радостью их сердца и сделает интереснее их жизнь.
Насколько это возможно, пусть те, чьи седеющие головы и неуверенная походка говорят о завершении ими земного пути, до конца остаются в окружении друзей и своих близких. Пусть они поклоняются Богу вместе с теми, кого они знают и любят. Пусть о них заботятся любящие и нежные руки.
Всякий раз, когда только предоставляется возможность служить своим родным, членам семей, следует почитать это за привилегию. Когда это невозможно, пусть заботу о престарелых возьмет на себя община, и это следует расценивать в равной мере и как привилегию, и как обязанность. Каждый, кто обладает духом Христа, будет нежно относиться к ослабевшим и престарелым.
Присутствие этих беспомощных в наших семьях является драгоценной возможностью сотрудничать со Христом в Его милосердном служении и развивать черты своего характера до Его подобия. В братском общении людей старшего возраста и молодых содержится благословение. Молодые могут принести солнечный свет в сердца и жизнь престарелых. Те, чьи жизненные силы ослабевают, нуждаются в полезном для них общении с жизнерадостностью и оптимизмом молодых. Молодым может помочь мудрость и опыт старших. Прежде всего им нужно усвоить урок бескорыстного служения. Наличие нуждающегося в сочувствии и снисходительности, бескорыстной и самопожертвенной любви могло быть для многих членов семьи бесценным благословением. Оно могло бы внести свежую струю в домашнюю жизнь, пробудить и развить в пожилых и молодых такие качества христианского характера, что сияют божественной красотой и делают их обладателями нетленных небесных сокровищ.
Испытание характера
"Нищих всегда имеете с собою, – сказал Христос, – и, когда захотите, можете им благотворить". "Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира" (Мк. 14:7; Иак. 1:27).
Христос испытывает называющих себя Его последователями, поселяя среди них беспомощных и бедных, жизнь которых зависит от их заботы. Своей любовью и служением Его нуждающимся детям мы доказываем истинность нашей любви к Нему. Не обращать на них внимания, не оказывать им помощи и сочувствия значит объявить себя ложными учениками, чуждыми Христу и недостойными Его любви.
Если все будет сделано для того, чтобы приютить в христианских семьях осиротевших детей, все равно останется очень много тех, кому требуется помощь. Многие из них получили наследственную предрасположенность ко злу. Они не обещают ничего хорошего, они не привлекательны, упрямы, несговорчивы, но они так же куплены кровью Христа и в Его глазах столь же драгоценны, как наши собственные малютки. Если не протянуть им руку помощи, они будут расти в невежестве, пока не окажутся во власти пороков и не станут преступниками. Многих из этих детей можно спасти благодаря сиротским приютам.
Такие учреждения, чтобы работать наиболее эффективно, должны быть устроены, насколько это возможно, по образцу христианской семьи. Вместо огромных заведений, где содержится вместе много детей-сирот, пусть организовываются небольшие приюты в разных местах. Не стоит помещать приюты в черте больших и малых городов или рядом с ними, лучше устроить их в сельской местности, где есть земля, которую можно возделывать, и где дети могут жить рядом с природой и познать всю пользу трудового воспитания.
За приют должны нести ответственность мужчины и женщины, которым присущи нежность, великодушие, культура и самоотверженность, мужчины и женщины, берущиеся за эту работу из любви ко Христу и с желанием воспитывать детей для Него. Только при таком попечении и заботе множество бездомных и отверженных можно подготовить к тому, чтобы они стали полезными членами общества, достойными христианами и, в свою очередь, помогали бы другим.
Многие презирают экономию, путая ее со скаредностью и ограниченностью натуры. Но экономия не противоречит неограниченной свободе. В самом деле, без экономии не может быть истинной свободы. Мы призваны экономить, чтобы было что дать другим.
Никто не может проявлять настоящую благотворительность без самоотверженности. Только простой самоотверженной жизнью и строгой экономией мы можем выполнить дело, порученное нам как представителям Христа. Гордость и мирское честолюбие должно быть удалено из наших сердец. Наша работа должна строиться по принципу бескорыстия, явленному в жизни Христа. На стенах наших домов, картинах и домашней утвари мы должны читать: "Скитающихся и бедных введи в дом". На наших шкафах мы должны видеть начертанное как бы перстом Божьим: "Когда увидишь нагого, одень его". В столовой на столе, ломящимся от яств, мы должны узреть слова: "Раздели с голодным хлеб твой" (Ис. 58:7).
Тысячи путей помощи нуждающимся открыты для нас. Мы часто стенаем о скудости средств, имеющихся в нашем распоряжении, но если бы христиане старательно и искренно исполняли свой долг, они бы приумножили эти средства в тысячи раз. Именно корысть, потакание собственным прихотям мешают быть полезными для других.
Как много средств тратится на то, что является лишь идолом, поглощающим мысли, время и силы, которые могли бы быть использованы гораздо целесообразней! Как много денег понапрасну тратится на дорогие дома и мебель, на эгоистичные удовольствия, изысканную и нездоровую пищу, на потворство вредным привычкам! Как много расточается на подарки, которые никому не принесут пользы! В бесполезные вещи, часто приносящие вред, люди, называющие себя христианами, сегодня вкладывают намного больше денежных средств, чем они тратят на спасение душ от искусителя.
Многие, называющие себя христианами, тратят слишком много на одежду, так что у них ничего не остается для нужд бедных и обездоленных. Они считают необходимым для себя иметь дорогостоящие украшения и наряды, не обращая внимания на то, что рядом с ними находится тот, кто с трудом может позволить себе приобрести даже самое простое платье.
Сестры мои, если бы вы сопоставили вашу манеру одеваться с правилами, изложенными в Библии, вы бы имели избыток, позволяющий вам оказывать помощь вашим менее обеспеченным сестрам. Вы бы имели не только средства, но и время, что часто является самой насущной нуждой людей. Существует много тех, кому вы могли бы помочь советом, тактичностью и умением. Научите их одеваться просто, но со вкусом. Многие женщины не заходят в дом Божий только потому, что их поношенная и плохо сидящая на них одежда находится в разительном контрасте с богатыми нарядами других. Многие чувствительные натуры видят горькое унижение и несправедливость в этом контрасте. Из-за этого многие начинают сомневаться в истинности религии, и их сердца ожесточаются против Евангелия.
Христос повелевает нам: "Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало". В то время, как тысячи людей каждый день погибают от голода, кровопролитий, пожаров и эпидемий, приятно видеть человека, следящего за тем, чтобы ничего не растрачивалось напрасно, не расходовалось зря, посредством чего он мог бы принести пользу нуждающемуся человеку.
Нельзя расточать напрасно наше время и наши мысли. Мы безвозвратно теряем каждую минуту, если посвящаем ее стремлению к личной корысти. Если бы мы ценили и правильно использовали свое время, у нас бы хватило его на все необходимые дела и для себя, и для мира. Расходуя время, деньги, силы и возможности, пусть каждый христианин обратит взоры к Богу, чтобы Он руководил нами. "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему" (Иак. 1:5).
"Давайте и дастся вам"
"И благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:35).
"Кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий", но "дающий нищему не обеднеет" (Притч. 28:27).
"Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше" (Лк 6:38).
«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Луки 6:38). Эти знакомые слова Иисуса Христа актуальны, живы и действенны до сих пор. Понимаем ли мы до конца или нет, но делая так, как сказал Иисус, мы поступаем правильно и не ошибаемся. В этих словах Иисус призывает нас к даянию, и даяния касаются не только материальной сферы, но и всей нашей жизни.
Даяние — характер Бога
Библия говорит о самом величайшем даянии в истории всего человечества: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Наше спасение стало возможным благодаря самому щедрому даянию Бога Отца, Который отдал за нас самое дорогое — Своего Сына. Мы до сих пор находимся ещё в процессе познания всей глубины того, что сделал Бог через Иисуса Христа, но всё это выразилось в одном слове: «Отдал».
Когда Бог вдохновляет нас что-то отдать, Он не хочет лишить нас чего-то, как привык думать этот безбожный мир. Нам нужно увидеть и понять, что и через наши даяния что-то хорошее и великое может произойти.
Важно понять Божье сердце — Бог возлюбил нас, и Его желания добрые, а дары совершенные. Но всё великое и хорошее начинается с даяния, когда мы способны что-то дать.
Закон сеяния и жатвы
Апостол Павел в послании к римлянам написал о законе веры. Закон веры, который принимает благодать независимо от дел, также ведет к действию, которое выражается в установленном Богом законе сеяния и жатвы, как написано: «Впредь во все дни земли сеяния и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт.8:22). Не только холод и зной, не только лето и зима, день и ночь не прекращаются по слову Бога. Сеяние и жатва являются таким же Божьим установлением.
Однажды Бог «посеял» Своего Сына не для того, чтобы потерять Его навсегда, но чтобы собрать великую жатву спасённых людей, оправданных, омытых Кровью Христа. Мы все с вами — спасенные люди, свидетели результата Божьего даяния. Даяние — это Божий принцип, Его вечный закон, Его сердце.
Бог желает, чтобы мы стали Его сотрудниками, соработниками в даянии, чтобы мы научились сеять. И речь идёт не только о финансах. Деньги — это лишь один из множества видов «семян», которыми мы пользуемся. Открывая Библию, мы можем видеть тысячи таких семян, брать и сеять их в свою жизнь.
Даже тогда, когда мы сеем, отдаём своё время и внимание чтению Библии, это обязательно принесет урожай добрых перемен в нашу жизнь.
Вся наша жизнь состоит из сеяния и жатвы. Молитва — это также семя. Когда мы молимся за себя, своих близких, родных, еще не спасённых друзей и знакомых, когда мы молимся за свой город, страну, мы сеем добрые семена. Мы можем сеять добрые слова, улыбки, хорошее отношение к окружающим нас людям. Мы можем сеять добрые дела милосердия.
Час бодрствования в молитве, о котором говорил Иисус — это не заповедь, это семя, которое мы можем использовать по назначению. И всему есть вознаграждение, драгоценный плод земледельца, как написал апостол Иаков.
Одним из важных видов даяний являются финансы. Тема десятин, милостынь, пожертвований никуда не ушла из Библии, и важно сеять свои деньги в добрые дела для распространения Царства Божьего, понимая, что десятина — это не закон, но Божий минимум, доброе семя.
Семена бывают не только хорошими, добрыми, но и плохими, злыми. Бог не посылает в жизнь людей болезни, нищету, страдания и другие проклятия. Иисус Христос заплатил цену за свободу от проклятия для всех людей. Но если люди пренебрегают Божьими заповедями, Его словом, и продолжают упорствовать в грехе, сеять зло в свою жизнь и жизнь других людей, не стоит удивляться, что рано или поздно приходит урожай этого зла, возмездие. Написано: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). И это не суд Божий, которым иногда люди пугают друг друга. Суд Божий будет однажды, как написано. Сейчас время благодати, время милости, время благоприятное. Но также сейчас действует закон сеяния и жатвы. К сожалению, множество людей без страха продолжают делать зло другим людям, находя этому различные оправдания. Но рано или поздно, «урожай», воздаяние прийдет все равно и никто не избежит.
Написано, что все согрешают, но важно не оставаться в таком состоянии, но просить прощения у Бога и людей, каяться, и таким образом избежать многих негативных последствий.
Даяние — это действие веры
Бог установил закон сеяния и жатвы ещё до того, как пришёл Моисей и Закон. Важно понимать, что даяние — это не дела закона, когда мы что-то должны, но, прежде всего — действие нашей веры. Мы даём, потому что верим. Если мы будем смотреть на всё через призму дел и обязанностей по принципу «ты — мне, я — тебе», в этом не будет никакой пользы. Своими даяниями и пожертвованиями мы не делаем Бога нашим должником, так же, как и не зарабатываем Его милость и расположение. Мы не «задабриваем», не умилостивляем Бога своими дарами. К сожалению, такое понимание присутствует в жизни некоторых христиан.
Независимо от всех наших даяний, Бог уже расположен к нам, Он уже добр и милостив по одной причине: Он так возлюбил нас, что отдал Сына Своего за каждого из нас! Бог уже помиловал и оправдал нас во Христе! И мы уже не можем добавить или сделать что-то сверх этого. Мы уже благословлены в Нём!
Но если благословленный человек, имеющий дары Святого Духа, будет сидеть сложа руки и ничего не делать, ничего не произойдёт. Действие — это выражение нашей веры. Если мы хотим видеть исцелённых людей, нужно возлагать на них руки и молиться за них. Если мы хотим, чтобы наш город был спасён, нужно идти и проповедовать Евангелие. Да, я думаю, что иногда Бог в виде исключения творит чудеса и без нашего участия, но основной путь, как Он движется в жизни людей — через других людей. Каждый из нас был спасён, услышав добрую весть о Христе, но был кто-то, кто принёс нам это послание. Был кто-то, кто сеял своё время, свои финансы, свою жизнь в распространение Евангелия, и мы смогли услышать его и спастись.
Бог вложил в Свою Церковь великий потенциал, но до тех пор, пока верующие ничего не делают, этот потенциал не может быть высвобожден. Всё начинается тогда, когда мы в послушании Богу встаём и начинаем действовать из веры, каждый — в той сфере, куда Бог призвал его. Это приводит в действие силу Божью, и тогда что-то начинает происходить. Каждый наш шаг может стать семенем, которое в своё время даст великий урожай.
Если дьявол не может увести людей из церкви обратно в мир, он начинает делать всё возможное, чтобы верующие стали пассивными, чтобы вся их деятельность заключалась только в посещении воскресных собраний, но Бог хочет всё изменить, если только мы будем открытыми к добрым переменам!
В каждого из вас Бог вложил великий потенциал, внутри вас есть могущественные дары, о которых вы, возможно, даже не догадываетесь. Не бойтесь действовать в вере, когда Бог побуждает вас что-то делать — это может послужить великим благословением для кого-то. Начните сеять доброе в жизнь других людей, начните делать шаги, действуйте по Слову Божьему и вы увидите, как всё вокруг начнёт меняться, Бог будет действовать в вашей жизни!
This entry was posted on Март 19, 2017 at 13:36 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
Мы слышим евангельский рассказ о двух переплетающихся событиях. Человек по имени Иаир, начальник синагоги, умоляет Христа об исцелении своей умирающей дочери. Велико горе Иаира: единственная дочь умирает на заре жизни. И хотя Иаир был большой начальник, он принародно припадает к ногам Христа.
А что значило тогда быть начальником синагоги? Начальник синагоги был тем, кто отвечал за правильность богослужения, за то, чтобы исповедание веры было неложным. В это время двери синагоги уже закрывались для Христа, Христос открыто отвергался иудеями. А он — начальник синагоги, самый важный в городе человек и уважаемый всеми людьми. И все смотрят на него, как он поступит. От того, как он будет говорить со Христом, зависит очень многое.
Кто знает — может быть, и сам он враждебно относился ко Господу, считая Его разорителем субботы, нарушителем ветхозаветного закона, не понимая тайны любви и милосердия Божия, которое являл Христос. Но когда единственная дочь его смертельно заболела, он вспомнил об Учителе милосердия, о Христе.
Нередко бывает, что человек забывает о том, как он выглядит в глазах других людей, чтобы спасти свою жизнь и спасти свою душу. Но также часто бывает, что человек оказывается слишком гордым, чтобы смириться перед истиной. Священникам нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией, даже когда человек на пороге смерти. Родные плачут, зная, как важно исповедаться ему и причаститься — но вся жизнь прошла в безверии, и эта гордость безбожия не дает человеку обратиться ко Господу. И он уходит нераскаянным, отвергая свое спасение.
Однако большинство людей, когда открывается им смерть, смиряются. Потому Господь и посылает такие тяжкие скорби, самую смерть, чтобы смирить гордыню человека, чтобы человек узнал, что чудо благодати Божией подается только смиренным. «Просите, и дастся вам», — говорит Господь. Первый шаг к Богу — это сделаться способным просить Его, обратиться к Нему.
Хотя Иаир не имел веры сотника, который верил, что только одно слово Спасителя на расстоянии исцелит отрока его, Христос идет с ним. Сильная вера всегда заслуживает удивления и похвалы, но и слабая вера не отвергается Господом.
Когда Христос шел, народ теснил его. И вот тайное прикосновение кровоточивой женщины, которая истратила, как сказано про нее, на врачей все свое имение, и пришла только в худшее состояние. Она стыдилась свою болезнь исповедать вслух перед всеми, потому что Христос был все время окружен народом. Это течение крови, согласно ветхозаветному закону, делало человека нечистым. И поэтому она таилась в толпе, не могла открыто подойти ко Господу. Однако вера ее была сильна. Она не сомневалась, что, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, она получит от Него целительную силу.
Как только она прикоснулась ко Христу, тотчас почувствовала, что болезнь ее прошла. Так много людей получают исцеления затерянными в толпе, никем не замечаемые! Но сейчас Христос хочет тайное сделать явным, чтобы никто не сомневался: как бы он ни был мал и скромен, как бы он ни был грешен — он самый дорогой и единственный человек, ради которого Христос пришел на землю и ради которого Он готов всю Кровь Свою пролить на Кресте.
Христос чувствует, что «сила изошла из Него». Всякий раз, когда Он исцеляет кого-нибудь, это требует от Него Его Самого. И это есть тайна жизни. Никто никогда не совершит ничего подлинно великого, пока не научится отдавать себя.
Однако те, кто исцелен Господом, должны исповедовать свое исцеление, потому что Господь знает об этом. Блаженный Августин настаивал на том, чтобы в его приходе совершалась запись всех чудесных исцелений, всякой чудесной помощи Божией, потому что они принадлежат всей Церкви, всем людям. Все люди должны знать о том, как милостив Господь, и милость, оказанная одному человеку, относится в равной степени ко всякому другому.
Господь радуется, что из Него изошла сила, и совершилось добро. И Он отдает этот дар смиреннейшим, которые приемлют его как свет и тепло от солнца. Вернее, даже сравнивать его невозможно с солнечным светом и теплом, потому что это другой свет и другое тепло — это благодать Божия. Это то чудо новой жизни, которое сообщает Господь.
Женщина, видя, что не утаилась, с трепетом подошла ко Христу и, падши пред Ним, исповедовала пред всеми людьми, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Она делится чудом со всеми, и она исповедуется перед всеми. Как в древней Церкви перед всеми исповедовались, потому что была такая особенная благодать — человек мог засвидетельствовать перед всеми, что любовь Божия, милость Божия, делает все совершенно иным. И человек не страшится, не стыдится уже исповедовать самые ужасные грехи перед всеми. Он как бы говорит: «Посмотрите все, что Он сделал со мной! И это Он может сделать с каждым, кто из глубины страдания, с верой и покаянием обратится к Нему». И оттого что это произошло, повторение прежних грехов делается невозможным. Теперь — все новое в свете Христова дара. И великий Врач душ и телес подтверждает исцеление этой женщины, отсылает ее в жизнь с утешением: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя».
И далее мы видим, как Он воодушевляет маловерного Иаира не сомневаться в силе Божией, глядя на то чудо, которое Он только что совершил. Хотя дочь его уже умерла, и те, кто сообщил Иаиру об этом, советуют не тревожить более Учителя. «Не бойся, — говорит Христос, — только веруй». Наша вера во Христа должна быть дерзновенной и смелой. Все святые, великие чудотворцы, которые совершали чудеса исцеления силой Христовой, обладали этим дерзновением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что когда нужно испросить у Господа невозможное, когда человек уже умирает, — пастырь как бы хватается за край одежды Христовой. Для него гибель этого человека — как его собственная гибель, и Господь совершает чудо.
«Не бойся!» — говорит Он. Невозможно не бояться смерти, невозможно не трепетать перед смертью дорогого человека. Но Бог дает силу не бояться, когда мы знаем, что Он рядом с нами. И Господь говорит Иаиру: «Хотя дочь твоя умерла — хотя смерть являет свое торжество — веруй, и все будет хорошо». Всем людям, оплакивающим умершую, Христос говорит: «Не плачьте, ибо она не умерла, но спит». Господь хочет сказать им, что она не умерла навеки. Эта смерть скоро покажется ее друзьям сном, как если бы она заснула на несколько часов. Эти слова относятся ко всем, кто умирает в Господе. Мы не должны скорбеть о них как не имеющие надежды, потому что смерть — только сон. И долгие годы разлуки с нашими дорогими близкими покажутся нам мгновением перед лицом благодатной вечности, когда откроется эта новая жизнь, эта совершенная радость, для которой создан человек.
В Евангелии сказано, что все смеялись над Христом, зная, что девочка умерла. Люди знают, что смерть слишком реальна, чтобы легко поверить даже Христовым словам. Только Божия сила могла вернуть эту девочку к жизни. И только любовь Христова может сделать и нас свидетелями чуда победы над смертью. Только наше прикосновение ко Христу, к Его истине и правде может дать нам уверенность, что это единственная правда, на которой зиждется всякая подлинная правда и сама жизнь.
Спаситель берет девочку за руку, как это делаем мы, когда хотим кого-то разбудить. Святая Церковь говорит нам сегодня, что придет час, когда Сам Христос возьмет за руку каждого из нас, чтобы ввести нас всех, как детей, в Свой Божественный сад — в ту жизнь, бесконечно более прекрасную, чем эта земная жизнь. Господь создал нас для жизни, а не для смерти. Оттого что в мире существует смерть, Он приходит к нам, мертвым от отчаяния душой или мертвым телом, и возвращает нас к жизни. Потому, как бы ни было порой темно — никто не должен терять надежды на неисследимое богатство Его благодати, на всепобеждающую силу Его Креста и Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Глава 1. Молитва о самих себе
Будем просить милости Божией себе и другим
– Геронда, когда я молюсь о ком-нибудь и почувствую вдруг умиление, то тогда прекращаю молиться о том человеке и молюсь о себе самой.
– Почему? Что, разве тот человек уже не нуждается в молитве?
– Нуждается, геронда, но я хочу в это время молиться о себе, потому что не знаю, когда в другой раз почувствую умиление.
– Отлично: ты, значит, будешь наслаждаться, а про другого говорить: «Да ну его»? По крайней мере, творя молитву, говори: «Помилуй нас». «Нас» заключает в себе и тебя, и всех остальных. Я, когда молюсь, говорю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Помилуй всех и меня, непотребного».
Очень полезно делить молитву на три части: первая – о себе, вторая – о живых и третья – об усопших. Хотя и в этом случае о себе мы молимся больше, чем обо всех остальных, потому что я один, а живых и усопших бесчисленное множество.
– Геронда, я чувствую, что мне всей моей жизни не хватит, чтобы испросить милости Божией.
Часто нам кажется, что просимое нами у Бога, хорошо и полезно, а на самом деле нет. Но Бог, Который по природе благ, знает, что нужно каждому. Поэтому будем говорить: «Боже мой, помысел говорит мне, что это мне будет полезно. Но Ты лучше знаешь, что нужно моей душе. «Да будет воля Твоя» . Так что если мы от сердца скажем: «Да будет воля Твоя», – то совершится воля Божия, совершится то, что на самом деле будет полезно нашей душе.
Молитва о духовном подвиге
– Геронда, авва Исаак пишет: «Как ты ищешь возлюбить Бога, когда сам ещё не очистился от страстей?» Если человек не очистился от своих страстей, но хочет возлюбить Бога, это дерзость с его стороны?
– Нет, почему дерзость? Человек подвизается в очищении от страстей и одновременно хочет возлюбить Бога. То и другое происходит вместе. Но если ему безразличны его страсти, а в молитве он просит возлюбить Бога, тогда это дерзость.
– Геронда, я где-то читала, что дар в молитве соответствует вере и теплоте сердца .
– Ты чего просишь у Бога?
– Чтобы Он избавил меня от ожесточения и умягчил моё сердце на молитве.
– «Просите и получите» , – сказал Христос. Если то, что ты просишь, чисто и будет тебе на пользу, то получишь. Если просишь у Бога силу молиться о прощении своих грехов и помощи ближнему, то это хорошо и тебе это даст. Но если просишь получить дар молитвы, чтобы испытывать наслаждение и радость от молитвы, то как Он может это тебе дать?
– Геронда, иногда я прошу, чтобы мне подал просвещение; я правильно прошу?
– Постарайся сначала сама, а потом уже проси от Бога божественного просвещения, потому что хочет, чтобы сначала мы сами постарались, а потом уже нам даёт то, что мы просим. Думай, молись, внимай и действуй с рассуждением, и потом придёт божественное просвещение. Когда, к примеру, тебя о чём-то спрашивают, не торопись отвечать, но проси у Бога, чтобы Он тебя просветил. «Боже мой, – молись, – вразуми меня что сказать», – и Бог будет подавать тебе слово в соответствии со случаем. Торопливый ответ от ума, а ответ, который проходит через молитву, – от Бога.
– Геронда, из-за недостатка бодрствования я боюсь попросить у Бога помощи в одном деле, потому что вижу, что не использую возможности, которые Он мне даёт.
– Проси помощи Божией и одновременно проси, чтобы Он подал тебе бодрствование, чтобы ты смогла воспользоваться возможностью, которую Он тебе даст.
– Геронда, правильно ли просить Бога о том, чтобы попасть в рай?
– Я не прошу Бога, чтобы мне попасть в рай. Прошу, чтобы Он помог мне не огорчать Его своей жизнью. Однако если я окажусь в аду, разве этим не расстрою Бога? Следовательно, этого не произойдёт, ведь я же прошу Его, чтобы Он мне помог Его не огорчать.
Молитва в болезни
– Геронда, в последнее время у меня проблемы с сердцем и я боюсь, как бы чего не случилось.
– Не бойся. У каждого с чем-нибудь должны быть проблемы, потому что когда есть проблемы с чем-то, мы сидим у ног Христа и просим Его о помощи.
– Геронда, помолитесь, чтобы мне поправиться.
– Не в твоих интересах, чтобы я так молился. Если будешь терпеть с верою в Бога, то получишь пенсию из Небесного страхового фонда, которая больше пенсии сельского страхового общества. Я где-то читал, что один больной человек просил святого Пантелеймона, чтобы тот его исцелил Святой не исцелял, но больной продолжал просить и, в конце концов, всё-таки поправился. Когда пришло время и этот человек умер, то увидел в другой жизни, что из-за исцеления лишился многих венцов. Тогда он сказал святому Пантелеймону: «Зачем ты меня исцелял, если знал, что я лишусь венцов?»
– Геронда, насколько мне нужно полагаться на Бога в вопросах здоровья?
– Прежде доверься Богу и после Бога доверяйся человеку, врачу.
– Геронда, что нужно делать при тяжёлой болезни?
– Обращению к врачам должна предшествовать молитва, бдение, чтобы Бог помог и просветил врачей. Возьмите немного маслица из лампадки святого Арсения, попейте немного святой воды, почитайте Псалтирь.
– Геронда, из-за болезни у меня не получается исполнять монашеский канон и это меня огорчает.
– Даже если ты ничего не будешь делать во время болезни, ни по чёткам молиться, ни делать поклонов, а только говорить: «Слава Тебе, Боже», – этого достаточно .
– Геронда, когда я болею, то из-за боли не могу сосредоточиться на молитве.
– В молитве в этом случае есть и труд, и страдание; есть подвиг, поэтому она слышна лучше, чем здорового.
Нужно немного любить и боль. Болезнь – это великое благословение для человека. Когда человек поймёт это, то будет принимать её с радостью и с радостью воспевать: «Благословлю Господа на всякое время» . Помню бедный старец Гавриил на Каруле так страдал, так страдал... И во время приступов боли пел. Всё время лежал пластом. Он говорил: «Мне говорят: “Крест, крест!” – а гвоздей-то и нет! А без гвоздей какой крест?»
– Сколько это длилось, геронда?
– Долго, год или два. Он жил совсем один. В келье его пол прогнил, и зимой с моря дул ветерок... ух, какой свежий! А он в болезни и холоде пел и прославлял Бога. В болезни псалмопение – лекарство. Даже когда человек тяжело болен и сильно страдает, если услышит псалмопение, боль утихает. Если он и сам может немного петь, тогда вообще хорошо. Я вот сегодня вечером, когда мне было больно, пел. Все силы, какие были, отдал пению. Знаешь, как мне стало хорошо ?
Глава 2. Молитва о других
Молитва о мире с осознанием собственной греховности
– Геронда, иногда, когда я вижу, как страдают люди, не могу молиться о себе.
– Мы молимся о себе не только для самих себя; о себе необходима как подготовка, чтобы предстать перед Богом в подобающем одеянии. Чтобы человек мог разглядеть боль других людей, нужно, чтобы он сам в некотором смысле был в порядке. И когда ты молишься о себе с глубоким осознанием собственной греховности, тогда даже простое «Господи, помилуй» о других будет иметь великую силу, потому что сказано с великим смирением, которое привлекает великую милость Божию.
– Геронда, я чувствую потребность много молиться о себе и забываю других.
– Гляди, чтобы произошло совлечение ветхого человека, нужно молиться о себе. Но когда разгорится божественный эрос, тогда человек забывает себя и молится о других. Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире.
– Геронда, меня беспокоят человеческие страдания, но я не чувствую дерзновения, чтобы просить у Бога помощи. Помысел говорит мне: «Разве услышит тебя, такую жалкую и убогую?»
– Не слушай тангалашку, который заходит к тебе справа и ввергает в отчаяние. Говори: «Боже мой, я жалкая и убогая, но послушай меня, потому что из-за меня страдают другие». Как-то во время сильной засухи один монах на Афоне молился так: «Боже мой, прошу Тебя, дай немного дождя. Не ради нас; мы – монахи и дали обет жить в подвиге. Пожалей бедных людей в миру, которые страдают и опять же от своего недостатка уделяют и нам. Если бы духовно я был в порядке, то Ты бы меня услышал и люди бы не страдали. Я знаю, что я большой грешник; но разве справедливо, чтобы из-за меня страдали другие? Помоги им. У них нет времени молиться; за них я чуть-чуть молюсь». Через час-полтора над всей Македонией, Фессалией и Афоном прошёл дождь!
– Геронда, когда молюсь о мире, помысел говорит мне, что я делаюсь Богу противна, потому что оставляю своего мертвеца и иду погребать чужих .
– Разве ты своего мертвеца не похоронила, когда стала монахиней? Говори так: «Боже мой, что слушать меня, недостойную Твою рабу? Но разве не жаль людей в миру, которые так мучаются и страдают? Прошу Тебя, помоги им». Когда человек молится о ближнем с любовью и смирением и подвизается с сознанием собственной греховности, тогда Бог не чувствует к нему отвращения, но, наоборот, помогает и ему самому, и другим. Противен Богу человек, который считает себя святым и молится о других, считая их грешниками.
Пусть чужая боль станет своей
– Геронда, Вы как-то сказали, что мы организуем «молитвенную бригаду». Когда это будет?
– Зависит от вас... В другой раз посмотрим ваш уровень и исходя из этого... организуем духовную «молитвенную бригаду». Если молитва будет с состраданием, знаете, какая у неё будет сила? Будете молиться о нуждах мира, и те из людей, кто в этот момент просят у Бога помощи и находятся на одной с вами частоте, будут получать от Него помощь. Я чувствую души, которые молятся; словно движение силы ощущаю их молитву. Часто я знаю и в какое время молился какой-нибудь больной человек и получил помощь.
– Геронда, люди, о которых молитесь, это чувствуют?
– Да, чувствуют, что произвожу у них «землетрясение», и испытывают потрясение. Когда творится с состраданием, даже и незнакомые люди это ощущают.
– Геронда, когда приходит время для человека, духовно подготовленного, оставить этот мир, то как он себя чувствует?
– Откуда мне знать?
– Никто, геронда, никогда Вам не говорил?
– «Перешёл от смерти в жизнь» , – разве не так сказано? Значит, эта жизнь – смерть, а есть переход к истинной жизни. Следовательно, идёт с радостью к жизни!
– Геронда, многие святые видели души, когда они оставляют тело. Какой у них вид?
– Они как дети. В иной жизни все будут как ангелы: не будет ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни старух, ни младенцев; все будут одного пола, одного возраста Поэтому когда кто-то видит души, разлучающиеся с телом, видит их словно маленьких детей. Лицо имеет свои характерные черты, но они как у детей.
Когда я жил в келье Честного Креста, то иногда навещал старца Филарета . Это был благочестивый старец, живший в соседней келье. Пятнадцать лет, до тех пор, пока сам не заболел, он ухаживал за своим послушником отцом Варфоломеем, страдавшим болезнью Паркинсона. Когда в последний раз я пришёл к нему в келью, то нашёл его на полу. Уже месяц как он ничего не ел, только пил воду. Лежать он не мог, спал в обуви, сидя, прислонившись к стене. Одежда его прилипла к телу, а обувь была вся мокрая, потому что открылись раны на ногах и из них выходила сукровица. Но сам он вёл себя так, словно ничего не происходило. «Это тоже, – говорил он, – благословение от Бога». Я поднял его и попросил отца Варфоломея разрешить мне остаться у них на ночь в каливе, чтобы помочь, но он не разрешил. Сказал, чтобы я приходил на другой день. В полночь я молился по чёткам и что же вижу! Вижу старца Филарета со светлым лицом, возрастом примерно лет двенадцати, восходящим на Небеса в небесном свете. И я понял, что он преставился.
– Геронда, первые сорок дней после преставления нужно больше молиться об усопшем?
– Да, потому что душа беспокоится, не зная, какой её ожидает Суд.
Я здесь возле гостиницы встретил как-то одну старую женщину, которая хотела взять у меня благословение. Я тоже поцеловал у неё руку, потому что увидел благодать Божию в этой душе. Скоро она стала монахиней. Когда она преставилась, я был здесь и благоговейно приложился к её останкам. Потом со мной произошли два случая. Один здесь, в исихастирии, а другой у меня в каливе. Первый произошёл через семь дней после кончины этой монахини. Я увидел её душу, она была как ангелочек, похожа на девочку двенадцати лет и вся светилась. Второй раз она явилась мне во сне, сделала с признательностью земной поклон и поблагодарила за мои о ней молитвы. Это было очень трогательно, и я чувствовал большую радость. Когда я хотел отметить дату, то увидел, что прошло сорок дней с момента её преставления. Душа эта отличалась большой добротой и сейчас не забывает благодарить.
Будем всегда молиться об усопших
– Геронда, в костнице зажигают лампадку?
– Да, это жертва об усопших. Даже просто свечку поставить за душу почившего уже большая польза. Усопших надо помнить и всегда о них молиться. Не будем забывать молиться об их душах, дабы обрели упокоение. Я каждый раз, когда у меня в каливе бывает литургия, служку панихиду и обо всех почивших, имена которых не поминались. На Афоне в монастырях вечером в пятницу служат краткую панихиду по усопшим с коливом, а в субботу утром служат утреню в кафоликоне и литургию в кладбищенской церкви. Там, на кладбище, мы слагаем оружие. И из этого «дома» отправимся в другой.
– Геронда, как молиться об усопших?
– Говори в общем: «Боже, упокой души усопших раб Твоих», – и если придёт тебе на ум имя кого-нибудь из почивших или случится, что умрёт кто-либо из знакомых или незнакомых и ты об этом узнаёшь, то помяни и эту душу в той же молитве.
Хорошо сначала поминать почивших, имеющих большую нужду, затем тех, у кого нужда меньше, и под конец знакомых. Я, хотя никогда не думаю о родственниках, если вдруг из-за усталости или по отсутствию времени не помолюсь об усопших, то вижу потом во сне своих родителей. Потому что когда я молюсь вообще об усопших, то и они получают помощь и радуются, а если не молюсь, то лишаются этого утешения. Если наши ничтожные молитвы приносят бедным усопшим помощь, тогда с нас, монахов, если мы о них не молимся, нужно с живых содрать кожу и посыпать солью.
Усопшим нужна молитва
– Геронда, на службе я больше молюсь о себе. Даже когда читаются непорочны об усопших, я часто продолжаю молитву о себе.
– Что, всё только для себя самой хочешь? Почившим нужна наша молитва, потому что сами они ничего не могут для себя сделать, а мы можем.
Жил на Афоне некто дядя Янис, он везде ходил и говорил: «Есть какая работа? Давай, какую тебе работу надо сделать?» Он был такой добрый, что отцы говорили, чтобы он стал монахом. А он отвечал; «Нет, нет, только молитесь обо мне; не представляете, что я был за человек и что творил на войне!» Как-то он мне помогал делать аналой и сказал; «Молись обо мне, потому что я большой грешник». Потом я потерял его из виду. Спустя приличное время пришёл ко мне один отец и сказал; «Дядя Янис почил. Он являлся мне два раза, отправил к тебе сказать, чтобы ты поминал его об упокоении». Что же произошло? Дядя Янис пошёл в один монастырь помогать монахам. Когда пришло время умирать, он сказал иеромонаху, который нёс послушание на кладбище: «Брат, я большой грешник. Пожалуйста, служи на моей могиле каждый день краткую панихиду». И тот на самом деле каждый вечер ходил и служил панихиду на могиле дяди Яниса. Но через некоторое время ему дали послушание в архондарике. Иеромонах когда помнил, а когда забывал служить панихиду. Однажды ночью ему во сне явился дядя Янис и сказал: «Пожалуйста, не забывай меня. Если не можешь сам служить по мне панихиду, то сходи к отцу Паисию и скажи ему, что я умер, потому что он каждый день меня поминает, но поминает о здравии и молится, чтобы я покаялся. А я теперь не могу покаяться».
– Можешь в келье смотреть указания псалмов, которые будут читаться за службой, и потом молиться о конкретных нуждах. А если забудешь, к каким нуждам что относится, то говори так: «Боже мой, помоги в нужде, к которой относится псалом», – и твори молитву.
Будем молиться и о других нуждах
– Геронда, когда после послушания я прихожу к себе в келью, то обычно молюсь о различных нуждах. Может быть, мне было бы полезно читать и некоторые псалмы, соответствующие каждому случаю?
– Если хочешь, попробуй, будет полезно. Сначала читай указание псалма, в какой нужде он читается, потом молись о конкретной нужде, а потом читай псалом. Псалтирь очень помогает сердечной молитве, потом ты и сама это поймёшь. Я, после того как прочитаю указание псалма, творю сердечную молитву и молюсь не об одной нужде, а о многих. Начиная с «указаний» святого Арсения, перехожу потом и к другим нуждам Все указания беру и с духовной стороны и с вещественной. Для первого псалма, что святой Арсений читал, молясь о том, чтобы плодоносили деревья и виноградники, которые сажали люди, я сначала говорю: «Пусть всё, что сажается, проросло». И потом молюсь о всяком деле, которое начинается. Говорю: «Пусть детишки, которые рождаются, были благословенны, росли и преуспевали. Всякое духовное слово, которое сеется, и любое духовное дело, которое начинается, принесли плод». На 105-й псалом, о божественном просвещении, молюсь за слепых; на 122-й псалом, который читается о слепых, я молюсь, чтобы просветил весь мир. Любой человек, начиная с указаний в нуждах святого Арсения, может найти и другие нужды и о них помолиться. И ты, если хочешь начать духовное дело, возьми по очереди всю Псалтирь и все «указания» святого Арсения, изъясняй их не только вещественно, но и духовно, и твори сердечную молитву. Можешь посмотреть на какое-нибудь указание святого Арсения и сказать мне, о чём бы ты ещё помолилась?
– Недавно, геронда, у меня была проблема с ушами и я читала 95-й псалом, который святой Арсений читал, когда молился, чтобы даровал слух глухим. Но я молилась и обо всех вообще глухих, и о детях, чтобы они слушались своих родителей, и о послушниках, чтоб они творили послушание.
– Видишь, так как эти нужды ты сама пережила и перестрадала, то легко можешь понять и других, имеющих такие же нужды. Постарайся сделать так, чтобы ты могла сострадать всем людям и не переживая тех трудностей, которые они переживают. Так постепенно станешь сострадать всем людям, находясь вдали от них, и будешь молиться о них сердечной молитвой; сердце будет болеть и от боли будет рождаться молитва.
– Геронда, когда я читаю указания псалма и стараюсь вспомнить и другие подобные нужды, то теряю время.
– Нет необходимости специально вспоминать нужды. Эти нужды вылетают из сердца за доли секунды. Мне здесь проще, потому что у меня перед глазами стоит боль людей, их нужды, и я им сострадаю. Каждый раз, исходя из обстоятельств, нахожу всё новые и новые нужды. От указания псалма перехожу к какому-нибудь знакомому человеку, а потом ко всем незнакомым, имеющим такую же нужду. И вам не нужно быть равнодушными, думайте, как страдают люди, чтобы молиться сердцем. Весь вопрос в том, чтобы сердце работало.
Молитва по Псалтири
– Сегодня нужно много молиться. Единственный выход это молитва, иначе никак. Во всяком случае, Псалтирь очень полезна. Она – гроза диавола. Сколько утешения я нахожу в Псалтири! Я разделил её на три части . Каждый день читаю по одной части. За три дня прочитываю всю, а потом начинаю сначала. Читаю указание псалма и творю сердечную молитву о соответствующей нужде и обо всех недугующих телесно и душевно. Потом читаю псалом и в конце каждого псалма говорю: «Боже, упокой усопших рабов Твоих». Эти полтора часа, которые читаю Псалтирь, я вижу как самую лучшую помощь миру. Зимой, когда я сильно мучился грыжей, читал стоя. Из глаз от невыносимой боли лились слёзы. Одной рукой держал грыжу, другой – Псалтирь. Палил по диаволу из пушки. Днём бил его Псалтирью, ночью – молитвой. Разъярился бес. Эта грыжа была местью диавола Но и это попустил, чтобы посмотреть, что я буду делать.
– Сделаю вам подпорки для «храма Святого Духа» , для каждой из вас, сделаю вам подставки. Такие, какие сделал себе: прибил к деревяшке горизонтально доску, в виде буквы «Т». На неё опираюсь и читаю Псалтирь. Одна подставка у меня в келье и одна на улице.
– Геронда, иногда, когда я устаю и читаю Псалтирь, хотя от усталости ничего не понимаю, но понуждаю себя стоять на ногах – и чувствую, что от этого получаю пользу. Но помысел говорит мне, что такая не имеет ценности.
– Ты можешь не понимать, что читаешь, но польза есть, потому что, несмотря на усталость, ты понуждаешь себя и стоишь перед Христом. Не забывай, что и труд составляет молитву.
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
(Лук.6:38
)
В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал.от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слезы, но главное - он был спасен!
- Пойдем ко мне в дом, - предложил ему фермер. - Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться.
- Нет-нет, - мальчик покачал головой, - меня папа ждет. Он очень волнуется, наверное.
С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал…
Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил:
- Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?
- Да, я, - ответил фермер.
- Сколько я вам должен?
- Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен был поступить нормальный человек.
- Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, - настаивал посетитель.
- Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. - Фермер повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.
- Это ваш сын? - спросил богатый гость.
- Да, - с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.
- Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении.
Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом - медицинский университет, и вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг.
Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз? - Да, пенициллин, открытый Александром Флеммингом.
Имя богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчилль. А его сына звали Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Англии. Уинстон Черчилль как-то сказал: «Сделанное тобой к тебе же и вернется».
«Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога…» (