Бюджетные вузы европы. Университеты европы
Получить высшее образование в Европе для многих молодых людей является настоящей мечтой. А всё потому что европейский диплом престижен и открывает большие перспективы для будущей жизни. Все образовательные учреждения Европы имею свою историю и солидный статус, плюс все находятся недалеко от России. Остается сделать выбор в пользу какой-то страны.
Получить высшее образование в Европе это не только престиж и перспективы, но и отличная тренировка разговорной речи языка выбранной страны. Если больше есть склонность и желание учиться на немецком языке, то лучше остановиться на Австрии, Германии или Швейцарии. Процессы обучения там проходят на двух языках – немецком и английском.
Фасад центрального здания Национального университета в Цюрихе
Предпочитая больше англоязычную среду, лучше или Чехию. В последней в процессе обучения применяют и русский язык.
Многие полагают, что страну и вуз можно выбрать любой, главное, в Европе. Но это неверное мнение, потому что каждое учебное заведение и государство имеют свои тонкости. И не зная их можно очень сильно разочароваться.
Бесплатное высшее образование в Европе
Многие думают, что получить бесплатное высшее образование в Европе невозможно, но это не так. Во многих странах ЕС в 2019 году существует возможность поступить в государственные вузы, не платя огромных денег. Стоимость обучения в них фиксированная, но она составляет от 400 до 2000 евро за один учебный год и идет на покрытие расходов на образование будущего студента.
Сравнение стоимости обучения в разных европейских странах
Поскольку такие государственные ничего не зарабатывают с иностранных студентов, поэтому и давать свою рекламу в интернете или переводить правила поступления иностранцев за такую символическую плату им нет никакой необходимости. Поэтому придется искать информацию либо самостоятельно, воспользовавшись переводчиком, либо с помощью агентств.
Бесплатное государственное образование вы можете получить на языке той страны, куда хотите поступить учиться. Есть еще варианты обучения на английском, но в этом случае стоимость учебы может быть и 3000 долларов за один учебный год, что все равно гораздо меньше, чем суммы, которые предлагают частные вузы.
Если вы планируете учиться в ЕС после получение высшего образования в России, то есть 2 варианта:
Одни из самых дешевых и доступных вариантов получить . Также существуют интересные варианты в Чехии и .
Испания с каждым годом делает бесплатное государственное образование для иностранцев менее доступным, хотя в 2019 году по-прежнему в этой стране есть интересные варианты для поступления в местные вузы.
При обращении за помощью в агентства, занимающиеся оказанием услуг по подбору учебного заведения, следует уточнять наличие представительства в тех странах, которые они предлагают, их местонахождение, оказывается ли помощь и сопровождение на месте, и уровень квалификации сотрудников.
Внешний вид Гамбургского университета в Германии
Рассмотрим несколько наиболее популярных европейских стран, чтобы иметь представление об их особенностях и тонкостях для русских абитуриентов.
Австрия
Россияне и граждане СНГ в этом государстве имеют много шансов поступить в вуз без сдачи вступительных экзаменов на базе 11 классов. В австрийских учебных заведениях не требуется первоначальных знаний языков. Стоимость семестра для российских студентов равняется 760 евро. Многие хотят , но для этого желательно знать немецкий язык.
Высшие учебные заведения Австрии уже давно признаны во всём мире, занимая высокие места в международных рейтингах. В Австрии большое количество музыкальных учреждений, представленных академиями, университетами и консерваториями.
Германия
В наше время немецкие вузы очень востребованы и популярны для молодых людей со всего мира. А всё потому что в них отлично сочетаются старые традиции с научными современными достижениями.
Прохождение занятия на медицинском факультете в Лейпцигском университете
Самыми сильными учебными заведениями в Германии считаются технический, филологический и медицинский университет. А полученный там диплом открывает двери для трудоустройства во многих уголках мира.
Фасад здания Женевского государственного университета
При поступлении в вузы Швейцарии к россиянам предъявляются завышенные требования – необходимо проучиться в российском учебном заведении не меньше двух лет, это должно быть очное отделение. Сдаётся экзамен, после чего вопрос о приёме ещё остаётся открытым. Обращается внимание на характеристику студента. Решение выносит приёмная комиссия.
Англия
Здание летней школы в Голландии
На данный момент около ¾ всех нидерландских школ частные и общественные, имеющие религиозную направленность. А также культурно-экономические, с большой учебной нагрузкой и требованиями к ученикам.
Детских садов в Голландии нет, ребёнка отправляют в школу уже в 3-4 года, где он учится до 12 лет. Потом следует выбирать – будет это государственная школа, гимназия или атениум. То есть получается, что в государстве дети проходят две ступени обучения:
- Первая считается начальным образованием, продолжающимся 8 лет.
- Вторая начинается с 12 лет. Основная цель этой ступени – подготовить к дальнейшему обучению в вузе.
Но есть определённый выбор, точнее, два – подготовка к университету или обучение какой-либо профессии.
Здание Утрехтского университета в Нидерландах
Это касается тех, кто не очень прилежно учится в начальной школе и не планирует в дальнейшем учиться ещё, то выбирается второй вариант.
В рейтинг Times Higher Education попало 150 мировых университетов, включая МГУ (125 место) и СПбГУ (145 место). «Список был сформирован на основе опроса рекрутеров и руководителей крупных компаний. Кроме того, исследователи учитывали многие факторы привлекательности выпускников для работодателя, включая профессиональный опыт, знание как минимум двух иностранных языков и участие в общественных мероприятиях», - поясняет автор Business Insider Томас Колсон.
19. Университетский колледж Лондона, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 301.
Университетский колледж Лондона специализируется на подготовке специалистов в области естественных наук. «В учебном заведении работает 850 профессоров и более шести тысяч преподавателей, которые обучают 36 тысяч студентов. 52% учащихся проходят магистерские и аспирантские программы», - пишет Колсон.
18. Лондонская школа экономики и политических наук, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 307.
Учебное заведение специализируется на общественных науках, включая экономику, политологию, социологию, антропологию и юриспруденцию, пишет Колсон: «В школе учится более 10 тысяч студентов и преподает более трех тысяч сотрудников. Среди выпускников - 16 обладателей Нобелевской премии, а также философ Бертранд Расселл и вокалист Rolling Stones Мик Джаггер»
17. Парижская политехническая школа, Франция
Индекс востребованности выпускников: 311.
Школа была основана французскими математиками Гаспаром Монжем и Лазаром Карно в 1794 году во время Великой французской революции. Среди выпускников учебного заведения - три лауреата Нобелевской премии.
16. Исследовательский технический институт CentraleSupélec, Париж, Франция
Индекс востребованности выпускников: 312.
Институт CentraleSupélec был основан в 2015 году в результате слияния двух главных технических университетов Франции. «CentraleSupélec готовит руководителей и управляющих для производственной сферы», - пишет Колсон.
15. Горная школа Парижа, Франция
Индекс востребованности выпускников: 336.
Школа была основана в 1783 году при французском монетном дворе, когда король Людовик XVI ввел должность главы металлургии и минералогии. Школа считается одним из трех главных высших технических учебных заведений Франции.
14. Федеральная политехническая школа Лозанны, Швейцария
Индекс востребованности выпускников: 339.
«Это ведущее швейцарское высшее учебное заведение, где обучается свыше трех тысяч магистров и преподает 670 специалистов», - пишет Колсон.
13. Высшая нормальная школа, Париж, Франция
Индекс востребованности выпускников: 366.
Учебное заведение, известное как ENS было учреждено во время Великой французской революции сторонниками философии Просвещения, пишет Колсон: «Сейчас институт готовит кадры для правительства и научно-исследовательского сообщества».
12. Эдинбургский университет, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 367.
Основанный в 1583 году, Эдинбургский университет входит в число шести старейших учебных заведений Европы. «В составе университета действует три колледжа, где учатся свыше 35 тысяч студентов, магистров и аспирантов. В разное время здесь учились биолог Чарльз Дарвин, изобретатель телефона Александр Бэлл и автор романов о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл», - пишет Business Insider.
11. Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, Германия
Индекс востребованности выпускников: 368.
Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана также считается одним из старейших университетов Европы. Учрежденный в 1472 году, он считается одним из лучших исследовательских университетов Германии, где проходит обучение свыше 50 тысяч студентов.
10. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, Швейцария
Индекс востребованности выпускников: 403.
Учебное заведение более известно как ETH Zurich и является самым престижным вузом Швейцарии. Школа готовит специалистов в области естественных наук, технологии и математики.
9. Бизнес-школа EMLYON, Лион, Франция
Индекс востребованности выпускников: 415.
«EMLYON - это лидирующая французская бизнес-школа, которая имеет филиалы в других странах, например в Китае и Марокко. Принятые в школе стандарты подготовки управленческих кадров считаются одними из самых высоких в Европе», - пишет Business Insider.
8. IE University, Испания
Индекс востребованности выпускников: 417.
Частный испанский университет, специализирующийся на подготовке магистров в области управления и юриспруденции.
7. Манчестерский университет, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 420.
«Это самый крупный университет в Великобритании, где обучается свыше 40 тысяч студентов», - пишет Колсон. Кроме того, по словам администрации в учебном заведении самая крупная сеть выпускников в Европе, состоящая из 300 тысяч человек из 190 стран мира. В их числе - 25 Нобелевских лауреата.
6. Кингс-колледж, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 431.
Учебное заведение известно благодаря крупнейшему в Европе исследовательскому центру в области здравоохранения. «Колледжу принадлежит три учебных госпиталя, в которых проходят практику свыше 27 тысяч студентов, включая 10,5 тысяч магистров», - пишет Business Insider.
5. Бизнес-школа HEC Paris, Франция
Индекс востребованности выпускников: 465.
«В этой престижной бизнес-школе очень избирательно относятся к студентам. Ее программа подготовки руководителей готовит одних из самых конкурентоспособных руководителей в Европе», - рассказывает Колсон.
4. Имперский колледж Лондона, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 517.
«Это учебное заведение окончили 14 лауреатов Нобелевской премии, включая Александра Флеминга, изобретателя пенициллина», - пишет Колсон. Колледж был основан в 1907 году. Он специализируется на подготовке специалистов в четырех областях: естественные науки, инженерное дело, медицина и бизнес.
3. Мюнхенский технический университет, Германия
Индекс востребованности выпускников: 744.
Мюнхенский технический университет (или TMU) - одно из ведущих учебных заведений Германии и член TU9 - ассоциации старейших и наиболее престижных университетов страны. Среди выпускников вуза - 13 Нобелевских лауреатов.
2. Оксфордский университет, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 773.
«Как известно, это старейший университет в Европе. Можно долго говорить о его сильных сторонах, но он знаменит, прежде всего, благодаря высокому уровню подготовки специалистов естественных наук и исследовательской деятельности», - рассуждает автор Business Insider.
1. Кембриджский университет, Великобритания
Индекс востребованности выпускников: 836.
Среди 18 тысяч студентов Кембриджского университета - четыре тысячи родом из других стран. «В университете самая «качественная» сеть выпускников - 92 нынешних студентов и преподавателей вуза являются лауреатами Нобелевской премии», - пишет Колсон.
Многовековые традиции, репутация европейского образования для иностранных абитуриентов (особенно - из стран бывшего соцлагеря) накладываются на желание повидать мир, овладеть несколькими языками, возможно - остаться работать в европейской стране.
Выбор университета напрямую зависим от иностранного языка, изучаемого в школе, так как освоить второй, третий язык за короткое время - нереально. Обучение в европейских университетах проводится на основном языке страны, поэтому английский не является приоритетным.
Образование в европейских вузах
Великобритания - лидер
Высшие мировые рейтинги среди университетов Европы принадлежат Великобритании. В мировую десятку, как правило, попадают Оксфорд, Кембридж. Классические университеты ориентированы на основополагающие дисциплины, научные исследования.
Студенты, выпускники старейших английских университетов образуют некую касту, поэтому поступить, окончить их - необычайно трудно. Принадлежность к этой касте - открывает широкие перспективы в Англии, США, не говоря о полезных знакомствах во время учебы.
Качество британского обучения считается эталонным, дипломы, сертификаты - престижны повсюду. Для многих российских абитуриентов образование в Англии приоритетно по языку, изучаемому в школе. Великобритания охотно принимает иностранных студентов, их количество в стране достигает трехсот тысяч. Высшее образование иностранец может получить в 70 высших колледжах, 89 университетах.
По перспективам получения высокооплачиваемой работы, практическим специальностям - более интересны обычные ВУЗы, примером которых может стать Гринвичский университет. В нем нет классической схемы образования, специальность получают на архитектурном, экологическом, финансовом, строительном, пищевом, медицинском, туристическом факультетах. Существуют и факультеты средств массовой информации, дизайна.
Что есть в других странах
В каждой стране Европы есть десятки престижных ВУЗов, среди которых особым авторитетом пользуются старейшие университеты. Первым университетом Европы в 1088 году стал университет Болоньи. Сегодня это типичный пример итальянского образования. В Болонском университете можно получить степень первого уровня («Laurea») по 128 специальностям (после трехлетнего обучения). Следующих два года успешной учебы приносят специализированную степень «Laurea specialistica».
Другие старейшие университеты - , университеты Саламанки (старейший из действующих в Испании), Гейдельберга, Мадридский университет. Они в разной степени сохранили классические факультеты, традиции обучения.
Для технических специальностей интересен Мюнхенский технический университет (единственный в Баварии). На трех больших территориях работают такие традиционные кафедры как факультеты машиностроения, информатики, математический, физический, электротехнический, химический факультеты. Непривычны для нас в политехническом ВУЗе факультеты медицины, экономических наук, архитектуры, строительства и геодезии, спортивный факультет.
Для обучения творческим специальностям - привлекательна Австрия, где из 88000 иностранцев (20% от всего числа студентов) около половины учатся изобразительным искусствам. В целом - ВУЗы Европы охватывают весь спектр существующих специальностей, направлений научных исследований.
Вступительные экзамены, учеба
Поступление в европейские учебные заведения всегда индивидуально. Нужные документы, тесты, плату за обучение - нужно выяснять заранее. В некоторых странах (ВУЗах Австрии, Италии, Германии) практикуется даже такая норма как первичная подача документов, после которой вступительные экзамены можно сдавать в течение года, обучаясь на первом курсе. В Испании, Чехии, Финляндии - вступительные экзамены обязательны для государственных вузов. Большинство стран зачисляет абитуриентов на основании аттестата, сертификата знания языка.
Так же различна плата за обучение. Например, студенты Мюнхенского технического университета платят 592 евро за семестр, в Австрии оплата составляет 720 евро (в год). Многие государственные ВУЗы Германии, Австрии, Греции, Италии, Испании, Норвегии, Франции - обучают студентов (включая иностранцев) бесплатно.
Это, конечно, не касается оплат за проживание, питание, которые студенты несут самостоятельно. Подавляющее большинство стран Европы позволяет студентам работать, с некоторыми ограничениями. Так, в Англии позволено работать 24 часа еженедельно, в каникулярное время - на полную ставку. При прохождении программ на звание бакалавра, магистратуры - так же разрешена работа (сокращенный рабочий день).
Программы обучения различны. В целом, после выбора специализации - уменьшается количество теоретических дисциплин, общее число предметов. Занятия ориентированы на получение практических знаний. Получение фордиплома (промежуточного удостоверения, дающего право на выбор специальности) уменьшает количество предметов до 5-6 обязательных, 10 - 12 выбираемых самостоятельно (но относящихся к специальности). Сдача экзаменов, тестов, курсовых, дипломных работ - определяется ВУЗом.
В некоторых университетах время обучения вообще не ограничивается - из английских учебных заведений студентов практически не отчисляют. Отказы в выдаче студенческой визы - единичны во всех странах (чаще всего - по неправильному заполнению документов, отсутствию средств, определенных правилами).
Перспективы работы
Выпускники многих ВУЗов получают национальный диплом «HND», степень бакалавра. Выпускники европейских университетов могут рассчитывать на работу в той же стране (в Европе - дефицит специалистов, поэтому работают государственные программы), контракт в Англии, США, странах Европы. Зарплата после обучения достигает 30000 евро в год. Контракт в странах третьего мира может быть еще более выгодным.
При возвращении домой - европейский диплом дает неоспоримое преимущество соискателям рабочих мест во всех иностранных представительствах ведущих фирм мира, хотя российские предприятия не всегда адекватно оценивают преимущества европейского образования.
Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.
История возникновения
Слово «университет» в переводе с латинского означает «совокупность», или «объединение». Надо сказать, что и сегодня, как и в старые времена, оно не потеряло своего значения. Средневековые университеты и школы представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Они были организованы с одной целью: давать и получать образование. Средневековые университеты жили по определенным правилам. Только они могли присваивать ученые степени, давали выпускникам право преподавать. Так было во всей христианской Европе. Получали подобное право средневековые университеты от тех, кто их основывал - пап, императоров или королей, то есть тех, кто в то время обладал высшей властью. Основание таких учебных заведений приписывается самым известным монархам. Считается, например, что основал Альфред Великий, а Парижский - Карл Великий.
Во главе обычно стоял ректор. Его должность была выборной. Так же, как и в наше время, средневековые университеты делились на факультеты. Возглавлял каждый из них декан. Прослушав определенное количество курсов, студенты становились бакалаврами, а затем магистрами и получали право на преподавание. При этом они могли продолжать свое обучение, но уже на одном из считающихся «высшими» факультетах по специальностям медицина, право или теология.
То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.
Студенты
Многие молодые люди в поисках самых лучших преподавателей перебирались из одного города в другой и даже уезжали в соседнюю европейскую страну. Нужно сказать, что незнание языков им ничуть не мешало. Европейские средневековые университеты вели обучение на латыни, которая считалась языком науки и церкви. Многие студенты порой вели жизнь странника, а потому получали прозвище «ваганта» - «бродящего». Среди них были и превосходные поэты, творения которых до настоящего времени вызывают у современников большой интерес.
Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.
Студенческая жизнь
Однако не только из занятий складывалась жизнь тех, кто имел счастье поступить в средневековые университеты. В ней находилось время и для торжественных церемоний, и для шумных пирушек. Тогдашние студенты очень любили свои учебные заведения, здесь они проводили лучшие годы своей жизни, получая знания и находя защиту от чужаков. Они называли их «альма матер».
Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.
Университетская наука в Европе
Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.
Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.
Законность
Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.
Выпускники
Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.
Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.
Структурное подразделение
В не существовало разделения высшего и среднего образований, поэтому структура средневекового университета включала в себя как старшие, так и младшие факультеты. После глубокого обучения 15-16-летними молодыми людьми латыни в начальной школе, их переводили на подготовительный уровень. Здесь они изучали «семь свободных искусств» двумя циклами. Это были «тривиум» (грамматика, а также риторика и диалектика) и «квадриум» (арифметика, музыка, астрономия и геометрия). Но только после изучения курса философии учащийся имел право поступать на старший факультет по юридической, медицинской или богословской специальности.
Принцип обучения
И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.
Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.
К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.
Традиции средневековых университетов
Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.
Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать для размещения в нем комнат для лекций.
А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.
Присвоение степеней
После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.
История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.
Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.