Что обнаружили при вскрытии гроба гоголя. Куда пропала голова Гоголя из могилы
Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба, для РИА Новости.
Юбилей Николая Васильевича Гоголя позволяет нам коснуться одной чрезвычайно деликатной темы, а именно - факта изощренного вандализма , которому подверглись останки русского классика. И хотя все причины и все обстоятельства этой темной истории до сих пор не ясны, в общих чертах картина кощунства выглядит примерно так.
100 лет назад, в 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие установили новую чугунную решетчатую ограду, подправили памятник (мраморную плиту с цитатой из Библии, крест и камень в основании креста) и главное - отремонтировали подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы.
К обусловленной дате реставрация была закончена.
В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение.
Прошло 20 лет, и по решению новых советских властей кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, сам комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, и только несколько могил из некрополя было решено сохранить и перезахоронить останки на новом парадном кладбище великих деятелей России и СССР, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Языкова и философа Хомякова.
Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно.
На кладбище были приглашены по специальным пропускам-приглашениям представители советской общественности. В числе приглашенных лиц находились и писатели, по разным источникам - Катаев, Малышкин, Лидин, Олеша, Луговской, Вс. Иванов.… Именно они и пустили первыми по Москве зловещие слухи о том, что при вскрытии гроба обнаружилось - у скелета Гоголя нет черепа, и что в новой могиле классик похоронен без головы.
70 лет эта история темными волнами бродила по устам современников и только с падением советской власти были впервые опубликованы документальные свидетельства о надругательстве над останками Гоголя.
Пальма первенства принадлежит здесь воспоминаниям писателя Владимира Лидина, напечатанным в журнале «Русский архив» (№1, 1990). Писатель вспоминает: в тот день работы по вскрытию гоголевской могилы затянулись допоздна, гроб достали уже в темноте, светили прожекторами, а когда вскрыли крышку, обнаружили: скелет начинается с шейных позвонков, череп отсутствует, лопнула подошва на ботинках с высоченными каблуками, зато табачного цвета сюртук Гоголя был в хорошем состоянии, а на уцелевшем нижнем белье даже держались костяные пуговицы.
Исчезновение черепа вызвало шок и все же…
И все же писатели не постыдились кое-что прихватить на память, тот же Лидин, например, вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Кое-что прихватили с собой и другие. Покойный критик Владимир Лакшин рассказывал (мне), что острее всех пережил ту историю писатель Малышкин. Сначала он как все кинулся что-то выхватывать из гроба, принес домой какой-то лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика.
Итак, факт надругательства налицо.
Но кто же тот роковой вандал, который похитил череп и с какой целью?
Тут мы вступаем на самую зыбкую почву домыслов, догадок и предположений. В самых общих чертах картина выглядит так. О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же - под разными предлогами - проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя. Им оказался легендарный коллекционер и основатель театрального музея в Москве, миллионер из купцов Алексей Бахрушин. Выяснилось, что монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.
Коллекционер сам принял участие в разорении гроба.
Напившись, гробокопатели через пару дней проболтались о хищении черепа, после чего злодеяние всплыло наружу. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии, (рассказывали арестанты во время допроса), в монастыре решили помалкивать. Ясно! Чекисты кинулись искать Бахрушина, но к тому времени он уже два года как умер. Ниточка оборвалась. А обыски в музее и у наследников ничего не дали.
Мог ли известный коллекционер, пустивший все свое состояние на собирание раритетов из жизни искусства пойти на такое? Пожалуй, мог.
С дьявольской энергией Бахрушин в считанные годы собрал одну из самых больших коллекций театральных раритетов в Европе. Об азарте собирателя говорит хотя бы то, что сначала коллекция заполнила подвал его особняка, затем заполонила первый этаж, потом - второй, заползла в детскую, в буфетную комнаты, оккупировала коридор и, наконец, захватила конюшню и каретный сарай во дворе. Причем особым вниманием эксцентричного собирателя пользовались личные вещи известных людей. Недаром при встрече знакомые остряки спрашивали: правда ли, что вы купили пуговицы от брюк Москвина и помочи Щепкина?
Покупая вещи, Бахрушин любил приговаривать: доброму вору все впору.
Короче, фанатичная страсть коллекционера не знала моральных запретов.
Незадолго до революции Бахрушин подарил свое огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени А. Бахрушина, на котором и находился до самой своей кончины в 1929 году.
Но вернемся к главному. В темной истории с прахом Гоголя должна быть, наконец, поставлена точка. Если есть неопубликованные документы, они обязаны должны быть опубликованы, если их нет, они должны быть созданы в итоге полного расследования. Наконец, могила классика должна приобрести тот скромный и строгий вид, который она имела до революции. Сегодня на парадном захоронении писателя установлен напыщенный сталинский памятник (скульптор Н.Томский) с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».
Нет сейчас ни того государства, ни его правительства.
Зато в нашей памяти есть и жив великий писатель.
А на первоначальной плите было вырезано краткое и пронзительное изречение библейского пророка Иеремии: «горьким словом моим посмеюся…»
Этой весной — 208 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Яновского, более известного публике как Гоголь.Того самого, который воспевал фольклорный мистицизм в “Вечера на хуторе близ Диканьки” и разоблачал коррупцию тогдашних чиновников в своих “Мертвых душах”.
Произведения одаренного мастера пера, став бесценными, привлекли и к его персоне понятный интерес, вылившийся в скандальные страсти, связанные с захоронением писателя.
Николай Гоголь скончался утром 21 февраля 1852 года в возрасте сорока двух лет, не дожив двух недель до своего сорок третьего дня рождения. 24 февраля писателя похоронили в присутствии его друзей на московском кладбище Свято-Данилова монастыря. Похоронами заведовал Московский Государственный Университет, силами которого могила была увенчана бронзовым крестом, водруженным на надгробном камне из крымского черного гранита.
Таинственная эксгумация
Когда в рамках государственной программы борьбы с религией Свято-Даниловский монастырь было принято упразднить, а кладбище перераспределить, Иосиф Виссарионович распорядился обстоятельно отнестись к культурному наследию молодой постреволюционной страны — останки ряда известных деятелей по распоряжению правительства предполагалось перезахоронить на Новодевичьем кладбище под стенами монастыря.
Слухи поползли самые невероятные. Вспомнили про коммунистов-кровопийц, поэтому все открытия могил производились тайно, но при авторитетных свидетелях — так вскрытие могил Н. М. Языкова и Н.В. Гоголя производили в присутствии группы археологов и известных литераторов.
В тщательно задокументированных актах эксгумации тела Гоголя, составленных на месте сотрудниками НКВД не нашлось место фактам отсутствия частей тела великого писателя.
Позднее это объясняли распоряжения о неразглашении подробностей производимого перезахоронения. Но слухи продолжали циркулировать.
Милостивый государь, не сносить Вам головы!
В прессе известный миф о пропавшем черепе Гоголя получил новый старт после опубликования в 1991-м году воспоминаний Владимира Германовича Лидина — советского писателя-библиофила. Он написал об эксгумации, на которой последний присутствовал в числе других.
Свои очерки Лидин написал только пятнадцать лет спустя после событий на Свято-Даниловском кладбище. И так как “Российский архив” разместил свою публикацию мемуаров уже после смерти Лидина, то получить какие-то комментарии по этому поводу уже не представлялось возможным.
Из воспоминаний писателя Лидина следовало, что добравшись до могилы автора “Мертвых душ” уполномоченные гробокопатели обнаружили на внутренней крышке гроба несколько отчетливых царапин, как будто кто-то пытался ногтями содрать обивку крышки и это ему частично удалось. Но самой главной неловкостью вечера, до которого дотянулись поиски входа в исторический “мавзолей” писателя, было отсутствие у останков классика черепа — обезглавленная шея заканчивалась на уровне шейных позвонков.
При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку.
Из этих записей Лидина становилось известно, что скелет Гоголя был облачен в отлично сохранившийся сюртук, нижнее бельё и превосходно сохранившиеся ботинки. Не сохранился совершенно никак только череп писателя — он непостижимым образом отсутствовал в гробу.
Слухи присутствовавшие вместе с Лидиным известные деятели советской и русской литературы, такие, как Валентин Катаев, Владимир Луговской, Юрий Олеша, Михаил Светлов (его мы знаем как человека, давшего название теплоходу из “Бриллиантовой руки”) не только поддерживали эксгумацию, но приложили руку к дальнейшему разбору на сувениры легендарных останков великого писателя.
Одежду и останки Гоголя буквально растащили на сувениры. Сам Лидин якобы урвал кусок сюртука, послужившего в дальнейшем переплетом раритетного издания “Мертвых душ”, писатель Иванов разжился обломком ребра, а директор кладбища Аракчеев присвоил те самые великолепно сохранившиеся башмаки на высокой подошве.
Череп никто из писателей не трогал, да и разграбление могилы выглядит скорее литературной мистификацией в стиле Владимира Соловьева.
Где череп Гоголя?
Самой первой версией исчезновения являлась версия про то, что позарившиеся на щедрое вознаграждение монахи Свято-Данилова монастыря совершили кощунство, доставив в начале XX века заказанную голову литературного светила в частную коллекцию известного авантюриста и собирателя ценностей московского миллионера Алексея Бахрушина.
К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно, миллионер подобную жемчужину своей коллекции почему-то не сохранил — то ли из-за суеверий, то ли под напором отчаянных родственников поруганного писателя. Удобная резервная версия, обрушающая всю доказательную базу инцидента и выставляющая церковное духовенство в роли мздоимцев и осквернителей могил, врагов чистоплотного пролетариата, коих призывалось гнобить и искоренять.
Самым любопытным же фактом во всей истории являются те глубокие царапины на внутренней крышке гроба. Если их не воспроизвели шутники, воровавшие череп, то имеет право на существование версия о том, что Гоголя могли похоронить в состоянии летаргической комы, иногда наблюдающейся при сильном истощении организма и призванной предотвратить его гибель, переведя в off-line на некоторое время. Тем незавиднее становится судьба писателя, последние дни который провел в душевных терзаниях, покинутый всеми в доме Толстого.
Посмертная маска Гоголя
А что до пропавшего черепа — единственный способ проверить на прочность все мифы и небылицы — это произвести повторную эксгумацию несчастного тела. Или все-таки стоит некоторые тайны старины оставить нетронутыми?
Дагеротип Гоголя, сделанный в 1845 году С.Л. Левитским
Н. В. Гоголь никогда не был женат и предпочитал вести замкнутый образ жизни. О его личной жизни сохранилось мало данных, что стало причиной возникновения ряда гипотез. Известно, что в 1829 году Гоголь внезапно уехал из Петербурга в Любек. В письме матери он объяснил свой поступок следующим образом:
"Кто бы мог ожидать от меня подобной слабости. Но я видел её... нет, не назову её... она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал её ангелом, но это выражение низко и некстати для неё... Нет, это не любовь была... я по крайней мере не слыхал подобной любви... В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний, я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я. ...Нет, это существо... не была женщина. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвесть таких ужасных, невыразимых впечатлений. Это было божeство, им созданное, часть его же самого! Но, ради Бога, не спрашивайте её имени. Она слишком высока, высока."
Мать писателя, Мария Ивановна Гоголь
Хотя, по одной из версий (историка и профессора Карлинского), Гоголь имел "угнетенные гомосексуальные влечения", и будучи человеком крайне религиозным, всю жизнь себя за это изводил, в т.ч. ночными бдениями и голодом (которые, возможно, и послужили причиной его смерти). В доказательство перечисляются следующие аргументы: Гоголь не имел близости с женщинами; избегал общения с ними и предпочитал им общение с мужчинами; его письма к мужчинам носят эмоциональный и аффектированный характер; гоголевские "Ночи на вилле", где присутствуют излияния в любви к умирающему юноше, носят автобиографический характер периода, когда он ухаживал за умиравшим молодым другом князем Вильегорским, братом Анны Михайловны. Резюмируя версию, добавляют, что "вокруг него в обществе было очень много людей, почти откровенно практиковавших гомосексуальные отношения; Для Гоголя это был абсолютно запретный и ужасающий мир греховных искушений, и если он в глубине души сознавал направленность своих влечений, то должен был глубоко страдать от этого. В сущности его смерть близка самоубийству: он перестал есть и вместо сна молился. Он уморил себя голодом и бессонницей"
ГОГОЛЬ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ
Рисунок Е.Вишнякова
На листе с записанными Н.Гербелем стихотворными строфами,
посвященными Гоголю,
Публичная библиотека им. М.Салтыкова-Щедрина,
Ленинград
С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, даже просил уничтожить их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на выбранные места, назвав книгу «вредной».
Отец Матфей Константиновский
Ряд личных причин убедили Гоголя отказаться от
творчества и начать говеть за неделю до Великого Поста. 5 февраля
он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10
февраля он вручил графу А. Толстому портфель с рукописями для
передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от
этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.
Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на
вторник 11 и 12 (23 и 24) февраля 1852 года, то есть в Великое
Повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь
разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести
из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их
в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел
сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг
всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей,
продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем
перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь
писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к
смерти.
20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение
Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и
утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в
четверг скончался.
Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных
вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись,
представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном
равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его
жизни.
По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, по другой - смерть Гоголя связана с покаянным отвержением им всего плотского ("торжество духа над плотью"), по третьей - писатель умер от истощения из-за чрезмерного аскетизма, вызванного психической болезнью (предположительно шизофренией), четвертая состоит в том, что в результате ошибочного лечения тремя врачами, не знавшими о предыдущих назначениях, писателю троекратно назначалась каломель (ртуть содержащий препарат, которым лечили желудочные расстройства). В результате передозировки и замедления выведения из ослабленного организма этого препарата могла произойти общая интоксикация по типу отравления ядом.
Письмо Николая Рамазанова о смерти Гоголя
"Кланяюсь Нестору Васильевичу и сообщаю крайне горестную
весть...
Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг
раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г.
Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта
нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя
и вчера еще Островский бывший у меня говорил, что Гоголь крепко
болен, но никто не ожидал такой развязки. В минуту эту я собрался,
взяв с собою моего формовщика Баранова, отправился в дом Талызина,
на Никитском бульваре, где у графа Толстого проживал Николай
Васильевич. Первое, что я встретил, это была гробовая крыша
малинового бархата /.../ В комнате нижнего этажа я нашел останки
так рано взятого смертию.
В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон /.../
При уходе от тела Гоголя я наткнулся у крыльца на двоих безногих нищих, которые стояли на костылях на снегу. Подал я им и подумал: эти безногие бедняжки живут, а Гоголя уже нет!"
Посмертная маска Гоголя
Гоголь был похоронен на кладбище Даниловского монастыря и были
публичными, вопреки желанию друзей Гоголя.
Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852
года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был
установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне
(«Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим
посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8). По преданию, И.
С. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму
(гранильщики называли его «черноморский гранит»).
В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа.
Могила Гоголя в Даниловском монастыре
Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище
Перенесение праха Гоголя
(По воспоминаниям В. Лидина)
"В июне 1931 года мне позвонил по телефону один из сотрудников
Исторического музея.
«Завтра на кладбище Данилова монастыря будет происходить вскрытие
могилы Гоголя, - сказал он мне. - Приезжайте».
Я поехал. Был тёплый летний день. По привычке я захватил с собой фотоаппарат. Снимки, которые я сделал на кладбище, оказались единственными. Одновременно с могилой Гоголя вскрыли в этот день могилы Хомякова и Языкова; прах их тоже подлежал перенесению. Кладбище Данилова монастыря упразднялось. На территории монастыря был организован приёмник для несовершеннолетних правонарушителей.
Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на
значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав её
раскапывать, натолкнулись на кирпичный склеп необычайной прочности,
но замурованного отверстия в нём не обнаружили; тогда стали
раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы
раскопка приходилась на восток (т. е., именно головой к востоку, по
православному обряду, должен был быть предан земле покойник), и
только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через
который в основной склеп и был в своё время вдвинут гроб.
Работа по вскрытию склепа затянулась, и начинались уже сумерки,
когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили,
но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками
и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом, были целы. Вот
что представлял собой прах Гоголя:
черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных
позвонков: весь остов скелета был заключён в хорошо сохранившийся
сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными
пуговицами; на IX были башмаки, тоже полностью сохранившиеся;
только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и
кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки
были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это
даёт безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого
роста. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя,
остаётся загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине,
значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп,
но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку.
Прах Языкова и Хомякова мне удалось сфотографировать; останков
Гоголя я, к сожалению, снять не смог, так как были уже сумерки, а
на следующее утро они были перевезены на кладбище Новодевичьего
монастыря, где и преданы земле. Я позволил себе взять кусок сюртука
Гоголя, который впоследствии искусный переплётчик вделал в футляр
первого издания «Мёртвых душ»; книга в футляре с этой реликвией
находится в моей библиотеке.
Мне пришлось впоследствии слышать такую легенду: в 1909 г., когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве, производилась реставрация могилы Гоголя, Бахрушин6 подговорил будто бы монахов Данилова монастыря добыть для него череп Гоголя и что, действительно, в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению - череп Щепкина, другой - Гоголя, о третьем ничего не известно. Есть ли в действительности в музее такие черепа - не знаю, но легенду эту, сопровождавшую исчезновение черепа Гоголя, я слышал лично - к сожалению, не помню от кого"
Свидетельства Лидин с годами менял, они обрастали большими подробностями и пестрили разнообразными деталями, как-то части скелета и одежды с обовью Гоголя были разворованы писателями, присутствующими при эксгумации, но в последствии, из-за кошмаров и призраков Гоголя, преследовавших воров, были закопаны тайно обратно в могилу.
(по материалам Вики и пр. источникам)
Давно ведутся споры о том, был ли Гоголь похоронен заживо.
Действительно, писателя преследовал страх быть погребенным при жизни. В 1827 году Гоголь писал другу Высоцкому: «Как тяжко быть зарыту вместе с созданиями низкой неизвестности в безмолвие мертвое
».
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 годы)
Свой сборник «Выбранные места переписки с друзьями» Гоголь начинает с завещания: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела мого не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения... Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться
...».
Фото - Гоголь и художники в Риме
Андрей Вознесенский посвятил Гоголю стихи (1972 год), описав жуткую версию его смерти:
Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:
“Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.”
Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.
Увеличенное фото Гоголя (1845 год), писателю 36 лет
По воспоминаниям современников Гоголя в последний год жизни преследовал страх смерти.
Екатерина Хомякова
Есть предположение, что пророчество своей смерти Гоголь предсказал в «Старосветских помещиках», описав смерть Афанасия Ивановича: «Он весь покорился своему душевное убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его: он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял, как свечка, и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя
».
Предполагали, что смерть Екатерины Хомяковой оказала на писателя похожее пагубное влияние.
Друзья вспоминали, что Гоголь "таял на глазах", он слабел - но отказывался от еды, болел - но отвергал советы медиков.
"Трудно было предпринять что-либо с человеком, который отвергает всякое лечение
," - сказал потом его лечащий врач.
Гоголь в гробу
Гоголь предвидел скорый финал жизни.
7 февраля он исповедался и причастился. Ночью на 12 февраля сжег второй том «Мертвых душ».
На следующий день писатель пожалел о содеянном. Гоголь сказал А. П. Толстому: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы «Мертвых душ», которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти ».
По другой версии слова Гоголя прозвучали так:
"Теперь все пропало! - сказал Гоголь вошедшему Толстому, показывая на догорающие бумаги.
Сказал и заплакал.
"Вот что я сделал! Хотел сжечь некоторые вещи специально приготовленные для этого, а сжег все. Как лукавый силен - вот он к чему меня подвинул! А я было много дельного там уяснил и изложил."
Через 9 дней (21 февраля) Гоголь скончался в возрасте 42 лет. Его последней фразой прозвучало: «Как сладко умирать...
».
Писатель был известен при жизни, проститься с Гоголем пришла вся Москва.
Портрет работы Ф. Моллера (1841 год), Гоголю 32 года
В июне 1931 года прах писателя был перезахоронен с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье кладбище.
Вот тогда и возникла легенда о том, что Гоголя похоронили заживо.
Один из участников перезахоронения профессор Литературного института В.Г. Лидин описал другой необъяснимый случай. В гробу отсутствовал череп писателя.
«...Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась.
Начались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки... Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста.
Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку... Останков Гоголя я, к сожалению, снять (сфотографировать) не мог, так как были уже сумерки, а на следующее утро они были перевезены на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле... ».
Знаменитая экранизация повести "Вий" с Натальей Варлей
Товарищи помполиты не побрезговали прихватить могильные вещицы на память:
«Так, Всеволод Иванов взял ребро Гоголя, Малышкин - фольгу из гроба, а директор кладбища комсомолец Аракчеев даже присвоил себе башмаки великого писателя. Какое кощунство! А ведь еще историк Бантыш-Каменский, вскрывший в эпоху Николая I могилу князя Меншикова, сподвижника Петра I, в Березове и взявший себе "на память" его шапочку, был обвинен в мародерстве и кощунстве. Советская мораль была несколько другой!
»
Появившуюся версию о заживо погребенном писателе Лидин прокомментировал:
«Видимо, из-за покоробившейся от времени фольги крышки гроба Гоголя и смещения его останков в гробу из-за естественного проседания земли и появилась страшная легенда о заживо похороненном писателе!
».
Куда могла пропасть голова Гоголя, Лидин предположил:
«В 1909 году, когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация могилы Гоголя, один из известнейших коллекционеров Москвы и России Бахрушин, он же основатель Театрального музея, подговорил будто бы монахов Свято-Данилова монастыря добыть для него череп Гоголя, и что действительно в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно
».
По легенде, Яновский - внучатый племянник писателя, сумел забрать череп предка у Бахрушина. Он пригрозил осквернителю праха расправой - "Здесь два патрона. Один в стволе. другой в барабане. Тот, что в стволе-для вас, если вы откажетесь отдать мне череп Николая Васильевича. Тот, что в барабане, - для меня"...
Яновский, лейтенант российского императорского флота, увез ларец с черепом в Севастополь, где служил. В 1910 году в Севастополь пришли итальянские корабли. Яновский передал череп капитану Боргезе с просьбой похоронить череп в Италии, которую Гоголь считал вторым домом. Но капитан не сумел выполнить просьбу.
В письме Яновскому с извинениями Боргезе пишет странную фразу «Судьба человека не обрывается вместе с его жизнью»
. Уйдя в плаванье, капитан передал череп на хранение младшему брату.
Боргезе-младший рассказывал, как столкнулся с неопознанным явлением. 14 июля 1911 года, отправившись на поезде из Рима, он захватив с собой ларец с черепом. Путешественник внезапно почувствовал беспокойство и решил спрыгнуть с поезда. Потом он увидел белое облако, в котором поезд исчез. Так череп Гоголя оказался на поезде-призраке.
Если верить легенде, прах писателя был перезахоронен без черепа.
Открытка с портретом Гоголя
По воспоминаниям современника Гоголя, писателя очень любили в его родном краю, ждали его возвращения, отказываясь верить словам о его смерти:
«Странная вещь. Соседние хуторяне, как я удостоверился в то время, действительно, может быть, ввиду частого и продолжительного пребывания Гоголя за границей, долго были убеждены, что он не умер, а находился в чужих краях. Некоторые из них, обязанные ему чем-нибудь в жизни, даже гадали по нем, ставя на ночь пустой поливянный горшок и сажая в него паука. Об этом мне передала мать Гоголя, которую все соседи близко знали и любили. По местному поверью, если паук вылезет ночью из горшка с выпуклыми скользкими стенками, то человек, по котором гадают, жив и возвратится. Паук, на которого хуторянами было возложено решить, жив ли Рудый Панько, ночью заткал паутиною бок горшка и по ней вылез; но Гоголь, к огорчению гадавших, не возвратился
»
Гоголь (Е. Редько) и Смирнова-Россет (А. Заворотнюк)
Фильм "Гоголь. Ближайший"
Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили - над могилой возвышалась Голгофа.
Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…
На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил.
Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?
Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.
Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина.