Цискаридзе биография семья. Биография цискаридзе николая максимовича
Николай Цискаридзе стал гостем программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым на телеканале «Россия 1». Народный артист России поведал о покойной матери, которая полностью посвятила себя сыну. Ламара Николаевна оставила устроенный быт в Тбилиси, хорошую работу, бросила мужа - все ради того, чтобы любимый сын смог учиться в Московском хореографическом училище.
Цискаридзе рассказал, что никогда не знал родного отца. Мальчика воспитывали мама, которая привила Николаю любовь к балету, и няня. Ламара Николаевна не скрывала от сына подробности его судьбы, поэтому он никогда не назвал отчима папой.
«Отчим появился в моей жизни, когда я еще не разговаривал. Мне сразу объяснили, что я родился от другого мужчины. Как это случилось, мама, конечно, не говорила. Она с такой легкостью умела перевести разговор... Я же у нее появился, когда ей было 43 года. Она меня приучила с детства к дорогим вещам. Мама хотела быть всегда молодой, поэтому я называл ее по имени. В семье все работали, все пахали с утра до вечера. Так как я родился поздно, бабушки умерли, меня воспитывала няня. Это была фантастическая женщина. Уже повзрослев, я понял, что она мне не родная. Няня была настоящей киевлянкой, мой первый язык - украинский», – поделился Николай.
Цискаридзе рассказал, что советские врачи ставили Ламаре Николаевне диагноз «бесплодие». Она уже отчаялась родить, пока не сходила в храм.
«Как-то мама пришла в церковь, она была очень верующая, там какая-то бабушка рассказала ей, что в горах есть разрушенный храм, состоящий из одной стены, на ней - изображение девы Марии», – объяснил Цискаридзе.
Пожилая женщина наказала Ламаре Николаевне отправиться к стене и попросить у высших сил ребенка. «Она туда пошла, попросила... Потом мамин гинеколог меня все время называла чудом», – добавил артист.
Николай отметил, что мама обладала необычными способностями, она умела гадать. По словам артиста, сам он скептически относился к предсказаниям Ламары Николаевны, однако перед экзаменами во время учебы в училище всегда спрашивал у нее номер билета. Мама звезды ни разу не ошиблась.
Дату своей смерти Ламара Николаевна также знала заранее. Последние месяцы она провела в больнице: у нее случился инсульт. Николай настоял, чтобы родительница прошла полное обследование в клинике. Женщина разговаривала с сыном перед уходом. Артист поведал, что его шокировало, когда он увидел маму в морге.
«У нее был свежий маникюр. Я тогда подумал: «Господи, какие услуги в морге?!» Оказывается, мама знала, что она на днях уйдет и попросила санитарок позвать маникюршу в реанимацию… Сделать ей маникюр и педикюр. Я ни разу не видел маму без макияжа или с неухоженными руками. Поэтому я всегда первым делом, знакомясь с человеком, смотрю на его руки», – отметил Николай.
Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.
Для того, чтобы юноша развивался всесторонне, его с ранних лет водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, мальчик очень рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая стал балет «Жизель». Сперва мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге дома и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.
Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище — слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Спустя пять лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.
Театр
После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.
По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).
1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».
В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».
Позже Цискаридзе довелось выступить на подмостках «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в данном проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на весьма солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.
Вместе с такими известными танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».
За свою деятельность танцор отмечен множеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста республики Северная Осетия.
Скандалы
Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Большого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным внутренним дизайном.
В ноябре 2013 года президенту Российской Федерации В.В. Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Н. Цискаридзе. А уже в январе 2013 премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул театр.
В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора. Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.
Личная жизнь
Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим близким. Но в суровой балетной среде с другим характером делать нечего.
Личная жизнь танцора очень мало освещена, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Но все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли мужа, ни в роли отца. Вся его личная жизнь сегодня – это работа, постановки и его ученики.
– Николай, если задерживаетесь на работе, ночуете с этими мишками и зайцами?
– Ну что вы! Это игрушки из букетов. При случае отдам их деткам моих коллег, которых они приводят на работу. Я все-таки взрослый дяденька!
– Еще бы! Говорят, уже на пенсию вышли!
– Тут есть нюанс: я не ВЫШЕЛ на пенсию, а всего лишь ее ОФОРМИЛ. Солисты балета, поскольку работа на износ, пенсию могут оформлять гораздо раньше других граждан. Либо не делать этого – по желанию. Кстати, оказалось, у меня самая большая пенсия из тех, что когда-либо начислялись в Большом театре – девять с лишним тысяч!
– Ваш новый худрук Юрий Бурлака в одном из интервью признался, что иногда вы ему жалуетесь: «Вот это я уже не хочу танцевать».
– Да, я так поступил со многими спектаклями. Понимаете, у меня к себе очень серьезное отношение. И танцевать хуже Николая Цискаридзе я не могу себе позволить. Может быть, это прозвучит нахально, но есть ряд спектаклей, которые так, как я, пока еще никто не танцевал.
– А скромность, между прочим, украшает.
Лучшие дня
– Только тех, у кого нет других украшений. Понимаете, на сцене в последнее время делают трюки, а я старался танцевать так, чтобы не возникало ощущения спортивных соревнований. Другое дело – мне не хочется в тех ролях, где я был, мягко сказать, лучшим, выглядеть плохо. Когда я учился в школе, я застал крупных артистов, которые на сцене выглядели стариками.
– Не поверю, что, глядя на себя в зеркало, вы можете быть недовольны собой.
– Знаете, есть замечательный анекдот. Женщина подходит с утра к зеркалу и говорит: «Я тебя не знаю, но я тебя накрашу». Я всю жизнь провожу перед зеркалами, поэтому дома, например, в них не смотрюсь. Мне все равно, как я выгляжу. Принял душ – и на работу. Бреюсь нечасто – не люблю этого делать. Если я устал, это по мне незаметно, но зрителя не проведешь – он состояние артиста чувствует. Я всегда старался показать, что солисты балета – неглупые люди. Недавно я слушал интервью нашего молодого солиста, который танцует балет «Спартак». Он рассказывал, что, для того чтобы настроиться на спектакль, смотрит фильмы «Гладиатор» или «Храброе сердце». Он никогда не читал роман Джованьоли, я уже не говорю об исторических хрониках. И представляете, человек хвастается этим! Но страна у нас большая, и не все едят попкорн и запивают его кока-колой. Мне становится страшно, когда я спрашиваю многих младших коллег: «Ты читал это? Нет? Почему? Ты же танцуешь этот спектакль!» Ответ один: «Не хочу!»
– А как руководство Большого к этому относится?
– Последние 12 лет у нас в балете катастрофа с руководством.
– А нет желания взять бразды правления в свои руки?
– Если бы мне предложили руководить коллективом, в котором я вырос, я готов нести ответственность. Наш предыдущий художественный руководитель (Алексей Ратманский занимал этот пост 4 года. – Авт.) всякий раз, когда ситуация становилась сложной, говорил: «Это не я! Это Иван Иваныч виноват!» Если наш руководящий состав согласен с тем, что на протяжении последних лет у них все время аврал и ЧП, – пожалуйста, я не собираюсь с этим спорить.
– А вас пытаются заставить решать эти проблемы?
– Пытаются. Но я стану это делать только в том случае, когда буду нести за это ответственность. А сделать очередную вещь, которую припишут другому человеку, как было много раз, я не хочу.
– Какую?
– Допустим, поставили спектакль по моей идее. Мне это надоело! Я подумал, что, если король голый и никто не хочет этого видеть, я не собираюсь на это указывать. Из-за того, что я почти всегда прав, меня очень не любит наша администрация. Наш генеральный директор уже не скрывает, что относится ко мне раздраженно. Знаете, педагог, который учил меня в школе, объяснил мне одну вещь: в свой хлеб не плюют. Например, он нам балетные туфли не разрешал называть тапочками, потому что это твое орудие производства. Тапочки – дома!
– И как вы их называли?
– Обувь, туфли. Сцена для меня святое место. Даже когда занавес закрыт, я всегда ее обхожу. Я никогда в жизни не мог позволить себе пройти по сцене в верхней одежде. И если я увижу, как кто-то это делает, могу голову отвинтить! Понимаете, я здесь не прохожий. А те, кто рвется сюда руководить – временщики.
Я не брошу камень в Волочкову
– А когда Анастасия Волочкова, с которой вы в свое время много танцевали, со скандалом покидала театр, вы вмешивались в ситуацию?
– У нас с Настей были разные отношения. Сначала – очень добрые, но когда она оказалась на гребне волны и генеральный директор приходил целовать ей руку после каждого спектакля, мы разошлись как в море корабли. Но вскоре забыли капризы и опять стали работать вместе.
– Анастасию правда нелегко понимать?
– Если у нас и были разногласия, то они всегда случались за закрытыми дверями. Что касается ее ссоры с руководством, я посчитал, что не по-мужски будет бросить в женщину камень. Понимаете, в нашем обществе почему-то считают, что мужчины – только те, которые спят с женщиной в одной кровати! Мужчина – это гораздо больше. У Бернарда Шоу в «Пигмалионе» есть гениальная мысль о том, что цветочницу и герцогиню различает только то, как ведут себя по отношению к ним другие люди. Это очень правильно. Что касается Насти, то, наверное, она по сей день и относится ко мне с теплотой, потому что я не сделал ей ничего плохого, в отличие от очень-очень многих людей, которые целовали ей руки. Понимаете, сейчас время Молчалиных, а я – Чацкий. К сожалению.
– Может быть, к счастью?
– Дело не в том, хорошо это или плохо. Просто у нас в искусстве теперь нужны Молчалины, а я в рот серости смотреть никогда не буду! Помните сказки старухи
Изергиль Горького? Ту, где говорится, что лучше один раз напиться крови, чем всю жизнь питаться падалью. Я – грузин по происхождению, бывал в горах много раз и видел там и орлов, и тех птиц, которые питаются трупами.
– И как вам зрелище?
– Омерзительно!
– И вы не отводили взгляд?
– Нет, мне было интересно.
– Помимо Анастасии Волочковой, вы танцевали со Светланой Лункиной – ученицей Екатерины Максимовой, которая от нас недавно ушла.
– Екатерина Сергеевна ко мне очень тепло относилась. Поддерживала меня во всех моих радостях и взбрыкиваниях, когда кричали, что я – сволочь. Во многом мы вдвоем держали удар в борьбе против нашего бывшего художественного руководителя. На собраниях могли встать и уйти. Кроме нее, никто не мог позволить себе удалить худрука из зала, когда он начинал нести глупости… У нас было много общего. Как и я, она не терпела, когда в Большой театр начинала влезать серость. И никогда не молчала.
– У вас остался в мобильном ее номер?
– Конечно. Знаете, когда я узнал о том, что случилось, она была первой, кого я набрал. К сожалению, никто не брал трубку…
В женщинах ценю чувство юмора
– Николай, мама и правда, как пишут, держала вас в ежовых рукавицах?
– В них меня держали скорее мои педагоги, а мама была их союзником. Театр – военная дисциплина. А мама была очень свободолюбивым человеком и давала большую свободу мне. Она никогда не проверяла мой дневник, и я легко подделывал ее подпись с ее позволения.
– И приходилось быть отличником?
– Да, потому что боялся. У нас был японский контроль: сначала все позволяется, а потом проверяется. И ее никогда не волновало, какие у меня оценки, потому что она знала: плохих быть не может. Если ты что-то не сделал, начинался Армагеддон! Мне можно было гулять сколько угодно, но когда выучены уроки. Мама всегда стремилась к тому, чтобы я читал книгу целиком, а не только ее содержание. Проверяла она меня просто: начинала разговаривать со мной о написанном. Если ты не прочел книгу, ты не сможешь рассуждать о ней. И в итоге я окончил хореографическое училище с красным дипломом.
– Почему ваша мама захотела, чтобы вы пошли в балет?
– Она не хотела этого категорически. На этом настоял я. В 10 лет заявил маме, что я – мужчина, а ее женское мнение никого не волнует. Я услышал, как ей это как-то дедушка сказал. Когда мама услышала от меня эту фразу, сначала замолчала, а потом сказала: «Хорошо! Я согласна! Но учти: учиться только на пятерки! Не будешь первым, я тебя заберу».
– Психологи считают, что женщина ищет мужа, похожего на отца, а мужчина «жену-мать».
– Мне категорически не нравятся женщины, похожие на маму. Когда кто-то смотрит фотографию и говорит: «Какая у тебя мама красивая!» – я говорю: «Да?» Я никогда не задумывался над тем, красивая или некрасивая у меня мама. Мама есть мама. В плане внешности у меня нет конкретных предпочтений. Я одинаково люблю тип и Одри Хёпберн, и Вивьен Ли, и Фаины Раневской, и Барбры Стрейзанд. Важнее всего гармония в человеке. Даже в одежде. Например, есть вещи, которые вам безумно пойдут, а мне – никогда, потому что у вас светлые волосы, а у меня – темные, у вас белая кожа, а у меня – смуглая. Если следовать этой теории с мамой, меня в женщинах привлекают чувство юмора и образованность – эти качества были у нее. Я обожаю тех, с которыми интересно поговорить.
– Как правило, это дамы старше вас?
– Да, мне интереснее общаться с такими.
– Семья – не для вас?
– Ну что вы, как можно жить без нее! Другое дело, что для меня никогда не было самоцелью жениться. Не понимаю людей, которые рано это сделали. Зачем? Но я ни о чем не загадываю. Вот вы живете по расписанию?
– Стараюсь!
– А зря. Помните поговорку: «Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах»?
Могу проехать и катком
– Дарья Сагалова, победительница шоу «Танцы со звездами», заявила, что вы переходите на личности и даже как-то сказали ей, что она совсем не годится для танцев. Было такое?
– Даша не стала бы победительницей, если бы я не ставил ей хорошие оценки и не тащил всю программу. Те, кто смотрел шоу внимательно, могли заметить, что все, что я говорю, я всегда аргументирую. Мои отметки Даше варьировались от 10 до 8, потому что я понимал: она – человек одаренный. Просто мои восемь было сложнее получить, чем чьи-то десять.
– Вы всегда можете сказать человеку правду в лицо?
– Абсолютно! Зачем молчать? Почему я, человек, который отдал жизнь искусству, должен мириться с вульгарностью и безвкусицей? Но я не берусь серьезно рассуждать о хоккее и никогда не дам совет буфетчице тете Маше. И меня возмущает, когда многие так называемые звезды, для которых танцы не являются делом их жизни, начинают нести чушь. Я им тогда достаточно интеллигентно объясняю их ошибки. Но если начинается агрессия с их стороны, приходится разговаривать на их языке. Помните фразу из Библии о том, что нельзя метать бисер перед свиньями? Продолжение звучит так: иначе они вас за это распнут! А теперь мне будет какой-то василек делать замечания? Да мне гораздо легче по нему проехать катком!
– И часто выпускаете пар?
– Ну конечно! Недавно я вел прогон балета «Сильфида». И вот собрался оркестр, выходят артисты: более 100 человек в репетиционном зале! Солисты и кордебалет – уставшие, но они двигаются. Кто-то не в полную ногу, но хотя бы намечая рисунок движения. А один молодой артист позволяет себе ничего не делать. Ну, я сказал ему все, что о нем думал.
– Матом?
– Нет, я же на работе, но я хорошо разговариваю на этом языке. Если бы мы, когда пришли в театр, позволили себе такое, как он, нам бы, естественно, сделали замечание. А когда мы оказались за кулисами, старшие артисты кордебалета могли бы и по морде дать. По-настоящему! Потому что ты не имеешь права вести себя так по отношению к своим коллегам. Все работают, а ты кто такой?
– Николай, вы – жесткий человек!
– А я этого и не скрываю. В профессии. Я – маленькая Красная Шапочка и останусь ею с удовольствием, только, пожалуйста, не переходите границы дозволенного!
5 февраля 2010, 15:21Танцовщик Николай Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.
Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря 1973
года в Тбилиси
. Отец - Максим Николаевич, скрипач. Мать - Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.
В 1984
году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987
году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992
году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.
"– Николай, расскажите о вашем детстве. Как грузинский мальчик попал в балет?
– Я только по крови грузин. А вырос я на русских и украинских традициях, потому что мама у меня русская, а няня, которая меня, по сути, воспитывала, была украинка. Мама очень много работала, я видел ее только по выходным. Она была физиком, 35 лет проработала преподавателем в школе. Отчим был тоже педагогом. (С папой мы никогда не жили.) В общем, обыкновенная, далекая от искусства семья. Меня водили в театр и консерваторию только потому, что кругозор у ребенка обязан быть широким. Но театр увлекал меня всегда. Я просил маму отдать меня в балет, но она была категорически против. Ее мнение изменило одно – балет мог открыть для меня мир, который для нее был закрыт.
– Как это?
– Задолго до моего рождения мама работала на Обнинской АЭС. В начале 60-х там произошел взрыв, как в Чернобыле. Там погибло очень много народа, в том числе мамин муж. И тех людей, которые имели хоть какое-то отношение к погибшим там, ликвидировали, депортировали или запретили выезд за границу. К последним относилась и моя мама. Она очень тосковала, потому что обожала путешествовать. Ей очень хотелось, чтобы я мог выезжать за границу, чтобы моя жизнь была интересной.
– Я слышала, вы попали в Большой театр каким-то невероятным образом.
– Невероятным я считаю то, что тогда было безумно много блатных, впрочем, как и сейчас. И заявка на меня, самого лучшего выпускника в потоке, из Большого театра не пришла. Но потом был госэкзамен, председателем которого был Григорович. И когда стали ставить оценки, он произнес только одну фразу: «Грузину – «пять», и взять в театр». Ему стали говорить, что мест нет. Он попросил список принятых в Большой, спросил, как моя фамилия. Ему ответили: «Цискаридзе». Там был список, напечатанный по алфавиту, и он вписал меня под номером один. И этот день решил всю мою дальнейшую жизнь.
– Вы нажили в связи с этим врагов?
– Не просто нажил! Меня взяли, а многих детей артистов Большого не взяли. И когда я пришел в труппу, то столкнулся с родителями тех ребят. Они делали мне гадости все то время, пока работали в Большом. Один, например, стал администратором, и, когда бы я ни выступал, он делал так, что какого-то реквизита не хватало."
Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.
В 1996
году окончил Московский государственный хореографический институт.
В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь корд:)етный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие.
Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе в балете Раймонда
Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.
Солист Большого театра Николай Цискаридзе в роли Щелкунчика.
"– Говорят, что в балете делают серьезные гадости...
– Таких случаев у нас много. Мне рассказывали, что кто-то вбил гвоздь острием вверх в стул балерины, а она на сцене с разбега должна была садиться на этот стул... У меня тоже был случай: прихожу со спектакля, а моя куртка облита машинным маслом. Зима, холодно. Я тогда был человек небогатый, и мне негде было взять вторую куртку. Такое есть везде: и в театре, и на заводе. Просто в балете век очень короткий, и надо успеть сделать карьеру до 23 лет. Если ты до этого времени не выстрелил, то можешь уже и не целиться.
– Балет – травматичный вид искусства. Вас это минуло?
– Нет. У меня перетерлась крестообразная связка в коленном суставе, но я полтора года танцевал и не знал об этом.
– ???
– У меня заниженный болевой порог – никогда ничего не болит. А со связкой все выяснилось случайно. Я поскользнулся и получил травму колена. А когда сделали снимок, доктора были в ужасе: «Как вы не заметили, что у вас нет связки?» На мое счастье, травма случилась на сцене Парижской оперы, где сразу подключились все страховые компании, меня обследовали и прооперировали в Париже. Если бы меня оперировали в России, то на сцену я бы уже не вернулся.
– У нас такие плохие врачи?
– У нас очень хорошие хирурги, но нет нормальной системы восстановления. А при такой травме система восстановления является главной. Во Франции мне все сделали идеально. Но, к сожалению, год был потерян. А год – это катастрофически много для балета! После такой травмы шанс вернуться на сцену – один на миллион. У Андриса Лиепы была та же травма, и он не смог вернуться."
Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.
Балет "Легенда о любви". Хореограф-постановщик- Ю.Григорович. Ширин - Анна Антоничева, Ферхад - Николай Цискаридзе.
В 1995
году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997
году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.
Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе.
Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995
), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997
), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003
) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999
), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000
) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001
) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство. Награжден орденом Чести Республики Грузия.
Балет «Шехеразада» с участием Ирмы Ниорадзе (Мариинский театр)
и Николая Цискаридзе (Большой театр).
"- Какие эмоции тяжелее всего передать в танце?
- Добро. Ведь ты не знаешь, какое оно: сладкое, соленое, горькое, перченое. А зло всегда имеет свой вкус и цвет.
- Что для Вас танец? Радость? Профессия? Труд?
- Это хобби, которое со временем превратилось в профессию. Это очень тяжелый труд и морально, и физически: я же не просто по сцене бегаю - я играю Роль. Но вообще-то, танец - это мой образ жизни.
- За этот образ жизни пришлось побороться?
- Конечно. А как Вы думаете? Разве это возможно, чтобы я, обыкновенный мальчик из Грузии, вот так просто пришел в училище и быстро двинулся в гору? Я начал учиться танцу в Тбилиси, а в 13 лет с огромным трудом перевелся в Москву. Все родственники мне тогда говорили: " Лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким - в большом". Но я, будучи еще совсем ребенком, им отвечал: "А я буду большим человеком в большом городе".
- Стало быть, Вы - профессионал не "благодаря", а "вопреки"?
- Получается, что так. Но заметьте: на сцену выходит Человек. И никакие связи не помогут стать ножке маленькой, а душе - большой.
- Какая роль самая любимая?
- Следующая. Не та, которую собираюсь репетировать, а та, которую буду танцевать сегодня или завтра. Все мои роли - частички меня самого и выделять какую-то одну из них я бы не стал. Каждая роль - некая частичка моей души, моего характера, потому как человек разнопланов сам по себе. Поэтому я люблю даже отрицательных героев и всегда стараюсь их оправдать. Чтобы достоверно сыграть роль, надо полюбить своего героя. И жить его поступками.
- Вы - танцор от Бога?
- Знаете ли, если лет через 20-25 после окончания моей карьеры хоть один человек скажет: "Ой, это все не то. Вот Цискаридзе танцевал - это да!", тогда можно будет об этом поговорить. А пока… Столько таких: сегодня они есть, а завтра - нет.
- Как Вы относитесь к критике?
- Есть 2 человека, мнение которых для меня чрезвычайно важно. Это мои педагоги: Николай Борисович Фадеичев и Марина Тимофеевна Семенова. А все остальное я выслушиваю, но близко к сердцу не принимаю. Журналисты порой вообще пишут обо мне бог знает что, но я к этому уже привык. Вы же понимаете, что газету читать никто не будет, если там в 1001-й раз напишут, что Цискаридзе лучше всех. Об этом уже столько всего написано, что никому не интересно."
Источники:
peoples.ru, Википедия
Николай Цискаридзе – очень известный артист балета, который известен не только в Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, но и далеко за её пределами. Когда он ездил с гастролями в другие страны, то любители балета ходили на балет исключительно для того, чтобы полюбоваться его талантом.
Он не один раз попал в скандальную сводку новостей благодаря своей принципиальности и уверенности в правоте. Его личная жизнь не известна, так как Николай Цискаридзе заявляет, что нельзя рассказывать о планах, своих возлюбленных и семье. Эти темы запретны для всех, поэтому в прессе и рождается масса сплетен в отношении его, которые им не подтверждаются и не опровергаются.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Николаю Цискаридзе
В последнее время о Николае Цискаридзе возникает много сплетен и досужих, по его мнению, домыслов, поэтому жители необъятной Российской Федерации интересуются всем, связанным с этим популярным человеком, в том числе и такими данными, как: рост, вес, возраст, сколько лет Николаю Цискаридзе. Артист балета неимоверно эффектно выглядит на сцене. Он подтянут и строен. Его вес всего 58 кг при росте в 183 см. Николай Цискаридзе отмечал, что его стройность – это не заслуга природы, а благодаря его постоянным ограничениям в еде и занятиях балетом.
Николай Цискаридзе под новый год отпраздновал свой 43 день рождения. Он считает, что сейчас всё только начинается в его судьбе. С ним полностью согласны все любители балета, которые желают артисту балета и отличному учителю здоровья и долгих лет жизни и творчества.
Биография Николая Цискаридзе. Он голубой? Ориентация гея — это жизнь
Биография Николая Цискаридзе началась в Тбилиси в 1973 году. Мальчик очень увлёкся в детстве куклами, показывая с их помощью представления для родных и соседей. Этому способствовало посещение представления кукольного театра им. Образцова, прибывшего на гастроли в столицу Грузинской ССР, где и жил Николай. Кстати, это увлечение продолжается до сих пор. Николай собирает кукол из разных стран, которых на данный момент в его коллекции более трёхсот.
Но особое место всегда в жизни Николая Цискаридзе всегда занимали любимые танцы. Он решает стать артистом балета, поступив в хореографическое училище города Тбилиси в 11-летнем возрасте. Многие говорили, что его рост является помехой для танцев, но Николай сумел убедить всех в своём выдающем таланте. После учёбу продолжил в Московском академическом училище, обучаясь у самого П.А.Пестова. Николай показал свой незаурядный талант ещё в студенческие годы, станцевав самые трудные партии. К примеру, па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Джензано».
Молодой танцор балета стал стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена». С 1992 года стал работать в Большом театре, куда его пригласил Ю.Н.Григорович. Творческий путь в это время был непростым, но Николай с благодарностью вспоминает своих наставников, особо отмечая Галину Сергеевну Уланову и Николая Романовича Симачева. Параллельно с работой Николай Цискаридзе получил высшее образование, обучаясь на отделении для артистов балета Московского государственного хореографического института. После было участие в ряде престижных международных конкурсов. Артист становится знаменитым не только для почитателей балетного искусства в РФ, но и во всём мире.
В 2001 и 2003 г. ему вручали Госпремию РФ, а обладателем престижной премии «Золотая маска» он становился трижды. В 2011 году наш герой стал советником при президенте РФ по вопросам культуры и искусства.
Из-за конфликта с руководством Большого театра Николай Цискаридзе уходит в марте 2013 года из его труппы, так как с ним отказались продлевать контракт.
Позже его назначили ректором Петербургской Академии русского балета, хотя первоначально коллектив этого учебного заведения был против. Но Николай доказал, что он талантлив даже в управленческой деятельности.
Знаменитый балер участвует в ряде проектов на телеэкранах, показывая, что он строг, но справедлив.
Личная жизнь Николая Цискаридзе
Николай Цискаридзе, по слухам, отрицательно относится к чувству любви, считая, что оно мешает настоящему искусству. Поэтому это породило целый ряд сплетен. В СМИ можно иной раз прочитать Николай Цискаридзе: личная жизнь, голубой или нет. Так газетно-журнальная пресса старается привлечь к себе внимание. Он гомосексуалист, утверждалось в жёлтой прессе, указывая, что ориентация его отличается от ориентации большинства мужчин. Приписывали, что он состоит в связи с Николаем Басковым, но эти данные не подтвердились.
Личная жизнь Николая Цискаридзе – предмет споров.
Жена Николая Цескаридзе
Сам артист заявляет, что в ней всё хорошо и гармонично. Некоторые журналисты увидели его счастливым в отношениях с Анастасией Волочковой, но это тоже оказались сплетни.
Потому если кто-то думает, что Жена Николая Цескаридзе — Анастасия Волочкова — это не правда.
Николай Цискаридзе говорит, что настоящий мужчина должен жениться после 40 лет, что он и собирается сделать. Правда, он очень требовательно относится к выбору будущей избранницы.
Семья Николая Цискаридзе
Сейчас всё свободное время артиста отдано творчеству и обучению молодых артистов балетного искусства. Он заявляет, что когда-нибудь семья Николая Цискаридзе будет существовать, но пока он один. Хотя себя популярный артист и педагог не считает, считая своей семьёй своих многочисленных учеников, которым помогает в их нелёгком труде советом. Правда, многие говорят, что Цискаридзе является очень требовательным педагогом для своих учеников. Но он предъявляет такие же требования и к себе, даже ещё в большей степени.
Николай Цискаридзе не любит вспоминать о своих родителях. Его мама очень рано ушла из жизни, проиграв борьбу с тяжёлым недугом. Развитию болезни способствовала работа на Обнинском атомном предприятии. Николай переживает, что она не порадовалась за своего сына. Он уверен, что она на небесах переживает за него и охраняет от разных бед.
Об отце Николая Цискаридзе известно мало. Он скрипач, устранился из жизни сына, ещё когда тот был маленьким. Николай считает, что не нуждается в общении с близким человеком и его семьёй, да те и не делают никаких попыток в этом направлении.
Дети Николая Цискаридзе
Популярный танцовщик абсолютно не волнуется по вопросу детей. Он считает, что его дети могут появиться в самое ближайшее время, но пока он занят поисками жены. К каждой претендентке артист предъявляет требования, которым ни одна из барышень не соответствует. Он считает, что если у него появятся дети, то он будет просто сумасшедшим отцом. Его ребёнок в полной мере сможет оценить любовь и заботу.
Дети Николая Цискаридзе – это участники конкурса для творческих детей «Синяя птица». Знамениты танцовщик на протяжении трёх сезонов является членом жюри конкурса, оценивая участников честно и справедливо. Он помогает многим участникам после проекта осуществить мечту стать настоящими артистами.
Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе
Популярный артист в области балетного искусства недавно стал вести бурную деятельность в социальных сетях, поэтому странички в Инстаграм и Википедии Николая Цискаридзе есть. На них подписано небольшое количество пользователей, но их число неустанно растёт.
Здесь в основном представлены различные эпизоды из балетной творческой деятельности Цискаридзе. Снимков очень мало. Почти всё наполнение сайта – видеоматериалы, рассказывающие о балетной судьбе артиста.
Многие фотографии и видеоролики вызывают горячие дискуссии среди пользователей. Кроме того, можно ознакомиться и с комментариями, оставленными подписчиками аккаунта. Страничка в Инстаграм представляет интерес всем, кто является поклонником балета и самого танцовщика. Начинающие танцоры смогут увидеть фрагменты репетиционного процесса с показом разнообразных па и движений, который поможет им в совершенствовании своего таланта.