Договор страхования. Социальное страхование
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Правовой основой страхования является ГК РФ, закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г.) и другие нормативные документы.
Страхование — система (способ) защиты материальных (имущественных) интересов субъектов страхового рынка (физических и юридических лиц), угроза которым существует всегда, но не носит обязательного характера.
Страховой продукт — это действие страхования. Его свидетельством, удостоверяющим, что такое действие произошло, служит страховой полис.
Страхование — система защиты материальных интересов. То, что материальные интересы требуют защиты, связано с вероятностью угрозы их существованию. Для каждого отдельного владельца она (угроза) невелика, но в целом по закону больших чисел достаточно реальна. Отсюда объективная необходимость страхования материальных рисков, в связи с чем возникает понятие — страховой продукт , который всегда должен присутствовать на финансовом рынке. Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск ), его стоимость (страховую сумму ), цену (страховой тариф ), условия денежных платежей (расчетов по страхованию ) в предвидении тех событий, от которых производится страхование. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховой полис . Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен , адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом .
Договор страхования — это договор купли-продажи страхового продукта.
Сущность и функции страхования
Практически любое направление экономической деятельности носит рискованный характер , так как всегда существует возможность понести финансовые потери, вызванные неблагоприятными явлениями или их последствиями. Причина этого может быть связана как с человеческим фактором, так и c природными, не зависящими от воли человека или общества явлениями. На протяжении всей своей жизни человек сталкивается со множеством опасностей, угрожающих его жизни, здоровью, имуществу.
Осознанная человеком возможная опасность находит свое выражение в понятии "риск ". В , в котором действуют , риск из бытового понятия становится экономической категорией. Как экономическая категория, риск характеризуется понятием вероятности и неопределенности развития ситуации. Практически любое событие в жизни конкретного субъекта, коллектива или общества может реализоваться в трех направлениях:
- результат события может стать благоприятным (присутствует вероятность выигрыша);
- результат события не повлечет за собой изменений (нулевой результат);
- результат события негативен (влечет за собой убытки).
Обычно понятие риска (рискованности ситуации) связывают с возможными будущими негативными последствиями реализации события. Риск — это будущее вероятное событие с отрицательными экономическими последствиями неизвестных размеров . Фактический неблагоприятный исход риска выражается через ущерб. В отличие от риска ущерб подлежит конкретному материальному измерению. Фактор наличия риска и необходимости компенсации возможного ущерба требует от организации механизма защиты от случайностей.
Общество использует различные меры, которые позволяют с определенной надежностью прогнозировать вероятность наступления риска, что делает возможным снизить его негативные последствия, т. е. ущерб. Одним из способов управления риском является система страхования .
Термин страхование прежде всего ассоциируется в сознании человека со словом "страх" (страх за сохранность своего имущества, за свое здоровье, жизнь и т. д.). Именно страх понести материальные убытки и необходимость их возмещения послужил причиной возникновения страхования. Собственники имущества быстро осознали, что возмещать понесенные убытки в одиночку очень сложно, так как это требует создания запасных резервов за свой счет. В качестве выхода из этой ситуации появилась идея солидарной ответственности за ущерб , понесенный одним из собственников, за счет средств общего фонда. Все участники фонда вносят в него средства, которые расходуются на возмещение убытков вкладчиков. Поэтому осознание человеком опасности и случайного характера неблагоприятных явлений, а также солидарная раскладка ущерба между участниками фонда привели к возникновению — одной из первых организационных форм страховой деятельности.
Дальнейшее развитие общественных производственных отношений привело к необходимости обеспечения бесперебойности и непрерывности . Противоречия между человеком и природой, а также внутри самого общества создают предпосылки для наступления случайных событий, имеющих негативные последствия. Таким образом, рискованный характер общественного производства вызывает потребность в организации отношений между людьми для предупреждения, локализации разрушительных последствий стихийных бедствий и катастроф различного характера, а кроме того для возмещения понесенного вследствие этих обстоятельств ущерба.
В качестве современного определения термина страхование можно выделить следующее:
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических или при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Экономическая сущность страхования заключается в следующих функциях:
- Рисковая функция . Сущность страхования составляет механизм передачи риска, точнее, финансовых последствий рисков. В этих целях страховая организация формирует специализированный страховой фонд за счет уплачиваемых страховых взносов (платы за риски). Из средств фонда производится возмещение материальных убытков участников фонда. В обмен на уплаченные страховые взносы страховая организация берет на себя ответственность за принимаемые риски.
- Предупредительная функция обеспечивает меры по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба, вызванного страховыми событиями. Для этого страховщиком производится формирование фонда предупредительных (превентивных) мероприятий, средства которого расходуются на заранее определенные цели, направленные на уменьшение страховых рисков и их негативных последствий. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Страховым случаем cчитается совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
- Контрольная функция выполняется в строго целевом формировании и использовании средств .
- Сберегательная функция реализуется при проведении отдельных видов страхования жизни — накопительного страхования. Страховая организация одновременно предоставляет клиенту страховую защиту и выполняет функцию сберегательного учреждения.
Экономическая категория страхования
Экономической сущности страхования соответствуют следующие категории: финансовая, экономическая, кредитная, которые позволяют выявить содержание и особенности страхования как звена . При этом следует иметь в виду, что если экономическая сущность страхования постоянна, то экономическое содержание — изменчиво и предопределяется общественно-экономической формацией общества и типом государства.
Возмещение ущерба, вызываемого проявлением разрушительных противоречий от взаимодействия сил природы и общества, порождает необходимость установления определенных взаимоотношений между людьми по предупреждению, преодолению и ограничению разрушительных последствий стихийных бедствий. Эти объективные отношения людей для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса, для поддержания стабильности и устойчивости достигнутого уровня жизни в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты. Сущность экономической категории страховой защиты состоит в страховом риске и защитных мерах.
Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки:- наличие перераспределительных отношений;
- наличие ;
- формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;
- сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;
- солидарная ответственность всех страхователей за ущерб;
- замкнутая раскладка ущерба;
- перераспределение ущерба в пространстве и времени;
- возвратность страховых платежей;
- самоокупаемость страховой деятельности.
Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов. Финансовая категория страхования выражает свою сущность прежде всего через страхование финансовых рисков: предпринимательских, коммерческих, биржевых, валютных, банковских и кредитных.
Классификация страхования
Классификация страхования — это научная система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. В основе классификации страхования лежат различия:
- в страховщиках и в сферах их деятельности;
- в объектах страхования;
- в категориях страхователей;
- в объеме страховой ответственности;
- в форме проведения страхования.
Существуют различные взгляды на систему классификации страхования. Мы рассмотрим существующую в настоящий момент в России классификацию страхования на основе действующего законодательства.
Организационно-правовая классификация страхования
Страхование бывает государственным и негосударственным.
Государственное страхование — форма организации страхования, при которой страховщиком выступает государственная организация. В настоящее время государственное страхование осуществляется в условиях частичной монополии государства на отдельные виды страхования.
Негосударственное (акционерное и взаимное) страхование — страховщиками могут выступать негосударственные юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством России.
Классификация по форме осуществления страхования
Страхование может осуществляться в добровольной и обязательнойформах.
Добровольное страхование — страхование на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила страхования устанавливаются страховщиком.
Обязательное страхование — страхование в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами России.
Отраслевая классификация страхованияВ соответствии с законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" предусмотрена следующая отраслевая классификация страхования:
- Личное страхование .
- Имущественное страхование .
Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
- с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
- с причинением вреда жизни, здоровью, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
- осуществлением предпринимательской деятельности ().
Все договоры страхования подразделяются на:
1. Договоры имущественного страхования:- страхование имущества;
- страхование гражданской ответственности;
- страхование предпринимательского риска.
- страхование на случай причинения вреда жизни или здоровью;
- страхование на случай достижения определенного возраста;
- страхование на случай наступления в жизни иного предусмотренного договором события.
Кроме того, статьей 970 ГК РФ в особые виды страхования выделено:
- страхование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков;
- морское страхование;
- медицинское страхование;
- страхование банковских вкладов;
- страхование пенсий.
Классификация страхования
Отрасли страхования | |||||
Объекты страхования | Материальные ценности | Уровень доходов граждан | Жизнь, здоровье, трудоспособность граждан | Обязанности страхователя выполнить договорные условия по поставкам продукции, погашения задолженности кредиторам, возмещение материального вреда | Различные потери доходов страхователя, неполучение прибыли, образование убытков |
Виды страхования | Страхование строений, животных, домашнего имущества, средств транспорта, уроожая. | Страхование пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, страхование конкретных пособий среди различных социальных словев населения. | Смешанное страхование жизни на случай смерти и устраты трудоспособности, страхование детей, страхование дополнительной пенсии, страхование от несчастных случаев. | Страхование непогашения кредита или другой задолженности, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности и др. | На случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, на случай непредвиденных убытков, от простоев оборудования и др. |
Страховая деятельность — понятие и виды
Страховая деятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Задачами организации страхового дела являются:
- проведение единой государственной политики в сфере страхования;
- установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
Объекты страхования
1. Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с:
- дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
- причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование);
2. Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
- владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
- обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
- осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков);
3. Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается;
4. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам и (или) (комбинированное страхование);
5. На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим законом порядке.
Обязательное и добровольное страхование
Страхование осуществляется в добровольной и обязательной формах.
Добровольное страхование — на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями закона РФ «О страховании». Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования регулируются другими законами РФ.
Обязательное страхование в свою очередь делится на страхование за счет страхователей:
- страхование строений;
- сельскохозяйственных животных;
- личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта;
- обязательное личное и имущественное государственное страхование.
Добровольные виды страхования обусловлены в основном характером рыночных отношений.
- Коллективное страхование жизни на особых условиях, когда заключаются договоры с предприятиями и организациями по страхованию жизни их сотрудников.
- Страхование граждан — это защита здоровья и выгодное накопление денег. Договоры на данный вид страхования могут заключаться гражданами в возрасте от 16 до 77 лет (кроме инвалидов 1 группы) сроком на 3 года, 5, 10, 15 и 20 лет, но не старше 80-летнего возраста на момент окончания договора. Договор может заключаться в пользу третьего лица (родителями в пользу детей, супругами и т. п., предприятиями в пользу своих работников).
- Страхование детей к совершеннолетию осуществляется по договорам страхования детей независимо от возраста и состояния здоровья. Эти договоры могут заключать родители (усыновители), опекуны или попечители и другие родственники ребенка. Возраст ребенка не должен превышать 15 лет и срок страхования определяется как разница между 18 годами и возрастом ребенка. Страховые взносы можно уплачивать единовременно или ежемесячно.
- Страхование домашнего имущества в современных условиях приобретает все большее значение.
- Страхование транспортных средств , принадлежащих гражданам. В России уже накопился достаточный опыт по данному страхованию. Договор страхования транспортных средств распространяет свое действие на страховые события (риски), происшедшие на территории России.
1. Из ст. 367 ГК явствует, что по обязательству личного страхования страхователь обязан уплатить Гос-страху определенный взнос (страховую премию), а Госстрах при наступлении страхового случая обязан уплатить страхователю или третьему лицу (выгодоприобретателю) страховую сумму. Страховыми случаями при личном страховании могут быть лишь известные события в жизни определенного физического лица («застрахованного») - смерть этого лица, дожитие до определенного возраста, утрата им трудоспособности от несчастного случая.
Госстрах проводит личное страхование на основании правил, относящихся к данному виду этого страхования, утвержденных Министерством финансов СССР.
В настоящее время существуют следующие виды личного страхования:
временное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности - на основании Правил страхования на случай смерти и утраты трудоспособности от 2 августа 1947 г. № 600;
пожизненное страхование на случай смерти и утраты трудоспособности - на основании Правил пожизненного страхования на случай смерти и утраты трудоспособности от 1 августа 1947 г. № 598;
смешанное страхование жизни (на случай дожития, утраты трудоспособности и с м е р т и) - на основании Правил смешанного страхования жизни от 1 марта 1956 г. № 84 ;
страхование от несчастных случаев - на случай смерти застрахованного или утраты им трудоспособности, происшедших от несчастного случая - на основании Правил страхования от несчастных случаев от 3 мая 1957 г. № 144;
страхование от несчастного случая за счет организации - на основании соответствующих Правил страхования работников за счет предприятий, учреждений и организаций от 4 сентября 1958 г. № 270;
страхование пенсий - на
основании соответствующих Правил от 4 августа 1944 г. № 418;
7) обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на путях железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного сооб-щения - на основании Правил обязательного страхования пассажиров от 7 июня 1954 г. № 663.
Виды личного страхования, указанные под № 1, 2 и 3, в которых Госстрах берет на себя обязательство выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного или дожития застрахованного до указанного в договоре срока, именуются страхованием жизни.
Виды личного страхования, указанные под № 4, 5 и 7, могут быть охвачены общим кратким наименованием «Страхование от несчастных случаев»
Все указанные виды страхования лиц являются законченными неделимыми видами личного страхования и в совокупности исчерпывают собой случаи личного страхования в СССР. Не может быть совершена операция личного страхования или заключен договор личного страхования, которые бы не подходили под один из указанных здесь видов, регулируемых соответствующими Правилами. Не может быть, например, заключен договор страхования только на дожитие лица до определенного возраста, ибо страхования на дожитие как изолированного вида страхования у нас нет и для этого страхования нет соответствующих, утвержденных Министерством финансов. Правил. Страхование на дожитие у нас имеет место лишь в составе так называемого смешанного страхования, при котором Госстрах обязуется уплатить страховую сумму в случае дожития застрахованного до определенного в договоре возраста (или срока), в случае смерти застрахованного и в случае постоянной утраты застрахованным трудоспособности от несчастного случая. Не может быть стра-хования на случай утраты трудоспособности от такого рода несчастного случая, который неуказан в соответствующих правилах личного страхования, и т.д.
Договор личного страхования или отдельные его условия противоречащие правилам страхования соответствующего вида, не действительны с теми последствиями, которые указаны в соответствующих статьях Гражданского кодекса о недействительных сделках.
Из сказанного вытекает, что изучение норм и правоотношений по личному страхованию должно нами вестись, исходя из видов личного страхования, указанных выше. В настоящей главе делается попытка обобщить правовой материал, относящийся к этим видам личного страхования, установить те общие принципы, из которых исходит наше страховое право при регулировании отдельных видов личного страхования. Виды личного страхования, которые вследствие их особого характера нуждаются в специальном рассмотрении, изучаются в отдельных параграфах.
Но прежде всего необходимо остановиться коротко на основной экономической роли личного страхования в целом.
2. Роль и задача всех видов личного страхования заключается в том, чтобы гражданин получил денежную сумму в тех случаях, когда наступление определенных событий в его жизни или в жизни другого человека вызывает или может вызвать потребность в материальном обеспечении. С наступлением известного возраста в жизни чело- века-с дожитием, например, до 60 лет может быть связано некоторое понижение его трудоспособности; в результате несчастного случая на производстве может иметь место устойчивая потеря трудоспособности; смерть человека может быть связана с возникновением материальных трудностей для его близких: лицо, после или до достижения им определенного возраста, может нуждаться в периодическом получении материальной помощи (в пенсионном обеспечении).
Во всех этих и других подобных им случаях потребность лица в материальным обеспечении может быть удовлетворена посредством личного страхования-страхования на случай смерти, на случай утраты трудоспособности, на дожитие, страхования пенсии.
При личном страховании происходит покрытие потребности граждан в денежных средствах путем выплат, производимых из денежного фонда, образуемого за счет средств всех страхователей.
Обязанность страхователя производить названные взносы является безусловной, обязанность же страховщика-Госстраха платить денежную сумму обусловлена наступлением определенного события в жизни определенного человека - события, которое может и не наступить вовсе или момент наступления которого неизвестен.
Таким образом, покрытие возможной потребности в денежных средствах здесь происходит путем распределения соответствующих расходов между значительным числом лиц (страхователей), то есть путем применения принципа страхования, а обязательство Госстраха уплатить страхователю [{или «выгодоприобретателю») известную сумму направлено на. то, чтобы снять со страхователя («выгодоприобретателя») ветрах» отсутствия у него достаточных денежных средств при наступлении определенного события.
Момент разложения соответствующих расходов среди большого числа лиц (страхователей) выявляется лишь при рассмотрении всей совокупности операций по каждому из видов личного страхования, а не при рассмотрении отдельной операции или отдельного страхового правоотношения.
Госстрах при наступлении одного из указанных выше видов событий в жизни застрахованного обязан уплатить страхователю («выгодоприобретателю») определенную сумму денег, причем обя-
зательство Госстраха уплатить эту сумму имеет место - безотносительно к тому, связано ли наступление страхового случая в конкретном случае с возникновением какого-либо материального убытка для страхователя («выгодоприоб-ретателя») или действительной нуждаемости этого лица в денежных средствах, Не требуется установления действительной потребности в денежных средствах в каждом конкретном случае.
Общая экономическая цель личного страхования в отношении всей совокупности страхователей достигается путем установления обязанности страховщика уплатить страховую сумму страхователю («выгодоприобретателю») при на-ступлении страхового случая безотносительной тому, создает ли наступление этого случая какую-либо действительную потребность для страхователя («выгодоприобретателя») в каждом конкретном случае.
Категория «страхового интереса» в советском страховом праве так же, как и в большинстве иностранных страховых систем, не имеет отношения к личному страхованию1.
С этой точки зрения, личное страхование сходно с государственным социальным страхованием, в котором выплата пенсий строится также по признакам инвалидности, дожития до определенного возрас-
1 В английском праве до сих пор считается, что при личном страховании страхователь должен иметь страховой интерес в жизни застрахованного. Morgan, The Law of Insurance 1933, Chap. III.
та, - безотносительно к наличию или отсутствию индивидуальной нуждаемости пенсионера.
социальное страхование безопасность защита
Понятие государственного страхования
Согласно статьи 2-й федерального закона от 27.11.1992г. № 4015-1 “О страховании”.
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий).
Это позволяет сделать следующие выводы.
1. Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют как минимум две стороны (два лица, субъекта отношения).
Одна сторона (субъект) - это страховая организация (государственная, акционерная или частная), которую называют страховщиком. Страховщик вырабатывает условия страхования (в частности, обязуется возместить страхователю ущерб при страховом событии) и предлагает их своим клиентам - юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям) и физическим лицам (отдельным частным гражданам).
Если клиентов устраивают эти условия, то они подписывают договор страхования установленной формы и однократно или регулярно в течении согласованного периода платят страховщику страховые премии (платежи, взносы) в соответствии с договором. Другая сторона (субъект) страхового экономического отношения - это юридические или физические (отдельные частные граждане) лица, называемые страхователями. Статья 5 закона “О страховании”. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, падение человека с переломом и т.д.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или его здоровью), страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страхователю компенсацию, возмещение. Из анализируемых определений следует, что страховщик и страхователь регулируют страховое экономическое отношение специальным договором. В мировой практике он получил название полис.
Полис - документ (именной или на предъявителя), удостоверяющий заключение страхового договора и содержащий обязательство страховщика выплатить страхователю при наступлении страхового события определенную условиями договора сумму денег (страховую компенсацию или возмещение). Понятие договора страхования имеется в статье 15 закона “О страховании”.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или другому лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Конституция Российской Федерации// www.consultant.ru
Обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Учитывая, что страхование оказывает влияние на процесс воспроизводства в рамках страны, государства проводят политику подчинения страховых операций и страховых компаний определенному контролю, объемы и формы которого устанавливаются законодательными актами. Страховой контроль (надзор) представляет собой систему мер государственного регулирования страховой деятельности, осуществляемой уполномоченным государственным органом в целях упорядочения, обеспечения стабильности и финансовой устойчивости страховой организации.
В правовой организации страхового надзора выделяют три системы надзора:
- 1. публичная система, при которой надзор ограничивается требованиями публикаций и предоставления в соответствующей государственный орган отчетов и балансов страховой организации;
- 2. нормативная система, которая устанавливает определенные условия возникновения и деятельности страховых организаций;
- 3. система материального надзора, при которой органы государственного надзора имеют право проверять не только формальное исполнение условий возникновения и деятельности страховых организаций, как это предусмотрено нормативной системой, но и саму деятельность страховщиков как с финансовой, так и с оперативно-технической стороны. Страхование /Александр Годин /2011
К концу XX века система материального надзора доминировала в большинстве стран мира. Так, в Англии и Франции контроль распространялся на все виды страхования, в Германии и Нидерландах из-под контроля были выведены только страховщики, занимающиеся транспортным страхованием и перестрахованием. В настоящее время в зарубежных странах наметились тенденции к либерализации такого надзора. Например, в Германии с 1994 года органы контроля отменили требования к установлению единых страховых тарифов.
Целями государственного регулирования страхования являются: установление нормативных требований к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков; обеспечения эффективного формирования и использования страховщиками страховых резервов и других денежных средств и других денежных фондов; создание организационных и экономических, технических и информационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры.
Общей тенденцией в системе установления государственного контроля в области страхования является попытка найти сбалансированную правовую регламентацию, учитывающую возможности воздействия как частного, так и публичного права.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений.
Деятельность страховщиков коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, поскольку нацелена на обеспечение беспрерывности процесса возмещения ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельство вами и случайностями. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и к самой идее страхования.
Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, в принятии законов, регулирующих порядок заключения и исполнения страховых договоров, решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.
Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается защита страхователей.
Во-первых, в ходе осуществления регистрации и лицензирования участников страхового дела выясняются профессиональная пригодность страховщика, страхового брокера, выясняется финансовое положение страховщика. В отдельных зарубежных странах для разрешения осуществления страховой деятельности обычно требуется рекомендательное письмо от известного лица в финансово-кредитной сфере.
Во-вторых, это обеспечение гласности. Лица, профессионально занимающиеся страховой деятельностью обязаны публиковать в проспектах полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверять, насколько достоверна представленная информация.
В-третьих, в целях поддержания правопорядка в страховой отрасли орган государственного надзора вправе осуществлять оперативный контроль за финансовой деятельностью страховщиков, принимать соответствующие административные меры.
Наряду с традиционным назначением страхования -- защитой от природных явлений (землетрясения, наводнения и т.п.), событий технического и техногенного характера (пожаров, аварий, катастроф и т.п.) появилась необходимость защиты, в частности, от различных криминогенных явлений (краж, угона транспортных средств и т.п.) и потерь, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности (ущерба от недостачи товаров, ненадлежащего исполнения обязательств по договору и т. п.).
Страхование как экономическая категория, с одной стороны, выступает средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой -- видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных денежных средств в объекты производственной и непроизводственной сферы, ценные бумаги, банковские вклады и т.п. Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности, обеспечения финансовой устойчивости организаций и предприятий и защиты интересов граждан. Как правовая категория страхование -- это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховщиками могут выступать государственные, муниципальные и иные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие в установленном порядке лицензию. В.А. Мальцев. Финансовое право. Учебник, 2008
Правовые основы страхования закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Страховая деятельность в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество нормативных правовых актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Страхование является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей российского права и в первую очередь -- финансового и гражданского. Нормы финансового права устанавливают источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы, порядок использования средств фонда страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования, осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности. Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму и т.д. Правовые основы страхования закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 927 -- 970) и федеральных законах, основными из которых являются: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями,
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», а также федеральные законы, регулирующие отдельные виды обязательного страхования. Вопросы страхования предусматриваются и в положениях федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, начиная с 2001 г., в федеральном бюджете устанавливается выплата предварительной компенсации гражданам, внесшим страховые взносы в организации государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. Отдельные аспекты страхования регулируются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. . Конституция Российской Федерации// www.consultant.ru Важную роль в правовом регулировании страховых отношений, в частности в вопросах организации и осуществления надзора за страховой деятельностью, играют нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации.
В процессе практической деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с несовершенством правового регулирования тех или иных общественных отношений. Иногда для избегания конфликтных ситуаций достаточно более четко определить элементы тех или иных отношений. Подобная ситуация складывается в России в системе страхования . В практике в последнее время все более часто возникает потребность в четком разграничении страховых правоотношений на публичные и частные. Часто от этого разграничения зависит очень многое, а именно: кто должен выступать ответчиком по делу, что является основанием для вынесения решения, какой будет размер страховой выплаты и т.д.
Как справедливо отмечает А.С. Емельянов, «актуальность изучения финансового правовой основы страховой сферы обусловлена несколькими обстоятельствами объективного и субъективного характера. Поскольку страхование - это та область страховых отношений, в которых сосредоточены интересы и населения, и государства, важность создания эффективной нормативно-правовой базы страховых отношений представляется очевидной. Однако до сих пор система правового регулирования страховой деятельности окончательно не сформировалась. Не решен вопрос о том, какие отрасли права и в каком объеме регулируют страхование» .
Стоит отметить, что вопросы правового регулирования договора страхования, в т.ч. и характер его правовой природы активно рассматривались еще в трудах дореволюционных ученых. Так, проблемам страхового права были посвящены исследования таких авторов, как И.И. Степанов , А.А. Нот- кин , С.Е. Лион , В.Р. Идельсон , А.Г. Гойхбарг и др.
Вообще о происхождении института страхования в своей работе писал еще в 1892 г. С.Е. Лион. Так, по его мнению, страхование впервые появилось в Италии, и его первоначальным видом было морское страхование. Предметом морского страхования выступали физические вещи, и лишь в XVIII в., по мнению С.Е. Лиона, страхование было распространено и на имущественные интересы . Под страховым договором С.Е. Лион понимал «юридическое соглашение, в силу которого одно лицо обязуется, за вознаграждение, возместить любую гибель имущества, которое произойдет в течение установленного срока, и вследствие определенного несчастного случая» . А.Я. Антонович определял цель страхования в том, что «физически разрушаемое имущество превратилось экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемую капитальную ценность имущества» .
В России развитие страхования в целом развивалось также, как и в Европе. Так, дореволюционный исследователь О.А. Ноткин писал, что страхование как способ восстановления разрушенного имущества и содействия развитию торговли заимствовано нами из Западной Европы. Вначале появилось у нас морское страхование, затем страхование имущества от огня, позже страхование посевов от града и скота от падежа .
Следовательно, изначально в основе страхования как в Европе, так и в России была заложена частноправовая природа, т.к. изначально институт страхования появился с целью защиты исключительно имущественных прав. Именно из-за этого страхование чаще всего рассматривается с гражданско-правовых позиций.
Несмотря на частноправовое происхождение института страхования, современная система страховых правоотношений уже давно не имеет частно-публичный характер. При этом ни в законодательстве, ни в науке нет единого подхода к разграничению указанных отношений.
Неоднозначность в разграничении страхования на публичное и частное связано с особенностями его правого регулирования. Изначально в системе российского страхования была заложена двойственность его правового обеспечения. С одной стороны, правоотношения в области страхования регулируются законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ГК РФ и заключенными на его основе договорами между участниками указанных отношений. С другой стороны, страховые нормы содержатся в значительном количестве специальных нормативных правовых актов, принятых с целью обеспечения государственных гарантий для отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой «отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков».
Что касается ГК РФ, то страхованию в нем посвящена гл.48. В указанной главе законодатель разделяет страхование по принципу добровольности участия субъектов в страховых правоотношениях. В этой связи страхование делится на обязательное и добровольное. В ст.927 ГК РФ установлено, что страхование «осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)». При этом важно понимать, что страхователем могут быть и публичные субъекты, например, органы власти. В данной статье четко определено, что страхование осуществляется исключительно на основании договора. В этой связи стоит понимать, что не все виды публичного страхования соответствуют указанной норме ГК РФ. Так, например, пенсионное страхование в России осуществляется специально созданным внебюджетным фондом - Пенсионным фондом Российской Федерации. Связано это с тем, что при обязательном пенсионном страховании в отличие от всех других видов публичного и частного страхования, наступление страхового случая (достижение определенного возраста) является неизбежным, что существенно отличает данные страховые отношения от всех остальных страховых отношений.
Стоит также отметить, что в целях конкретизации правоотношений в сфере страхования требуется уточнении и понятия «публичное страхование», которое является более универсальным по отношению к понятию «государственное страхование». В этой связи необходимо определить границы применения понятия «публичное страхование» и спрогнозировать последствия применения данного понятия для финансового права.
В этой связи можно заключить, что современная система правового регулирования страхования является сложной по своему составу и включает в себя разные по содержанию и правовой природе отношения. Более того, нет единства и внутри однотипных страховых отношений. Так, социальное страхование по организации и осуществлению в значительной мере отличается от обязательного медицинского и обязательного пенсионного страхования и более того, не имеет ничего схожего с иными формами публичного страхования в Российской Федерации. В связи с этим необходимо более детальная классификация всех видов страховых отношений исходя из их правовой природы и содержания. Так, предлагается уточнить понятие «обязательное страхование».
Исходя из правовой природы обязательного страхования, его можно разделить на:
- - обязательное частное страхование (осуществляемое, как правило, за счет средств физических и юридических лиц);
- - обязательное публичное страхование (осуществляемое напрямую или опосредованно за счет публичных денежных фондов).
Что касается финансового права, то к его предмету относится исключительно обязательное публичное страхование. В этой связи стоит отметить не относящийся к предмету финансового права Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но регулирующий отношения, связанные с обязательным страхованием. Связано это не только и столько с тем, что страхование осуществляется за счет средств физических и юридических лиц (владельцев транспортных средств), а с тем, что источником правоотношений, регулируемых указанным законом, является гражданско- правовой договор. Следовательно, по своей правой природе, данные отношения являются частноправовыми.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что обязательное страхование по своей правовой природе неоднородно и имеет в своей основе две принципиально отличающиеся друг от друга системы отношений - частноправовую и публично - правовую.
В связи с неоднозначностью обязательного страхования в Российской Федерации необходимо в рамках финансового права разграничивать обязательное страхование, не исходя из его целей, а исходя из того, за счет каких средств он осуществляется.
Следовательно, в публичных страховых отношениях государство выступает фактически в качестве страхователя и осуществляется оно за счет средств публичных денежных фондов.
Стоит также отметить, что в страховых отношениях государство выступает не только в качестве страхователя, но и в качестве регулятора данных отношений. В этой связи речь идет о государственном регулировании страховой деятельности (принятие законодательства о страховании, разрешительные процедуры, надзор за деятельностью страховых компаний и т.д.). Хотя данная деятельность и осуществляется непосредственно при участии государства, она, по мнению автора, к финансовому праву не относится, и ее нельзя включать в содержание понятия «публичное страхование».
Важно также отметить, что в ряде государств обязательное страхование иностранных граждан, въезжающих на их территорию, имеет ярко выраженную фискальную функцию. Это свойственно странам, в которые важнейшим источником доходов является туризм, и они не могут по определенным причинам обложить туристов иными сборами. Так, например, в Республике Абхазия предусмотрено обязательное страхование от несчастных случаев иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию Республики Абхазия, а также обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств иностранных физических и юридических лиц. Условия, размер страховой выплаты, порядок страхования и даже форма страхового полиса устанавливается постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия, а осуществляется такое страхование Абхазской государственной страховой компанией «Абхазгосстрах». В этой связи данные отношения также имеют ярко выраженный публичный характер и могут рассматриваться как финансово-правовые отношения.
Стоит отметить, что обязательное частное страхование в России регулируется помимо ГК РФ и многими другими правовыми актами, а именно Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и т.д.
Также можно отметить значительную часть законов, регулирующих публичное страхование, которые непосредственно можно отнести к предмету российского финансового права. Это страхование в Российской Федерации военнослужащих, полицейских, судей и других категорий граждан , а также обязательное медицинское , обязательное социальное и обязательное пенсионное страхование .
К публичному страхованию, по мнению авторов, можно также отнести страхование банковских вкладов физических лиц, предусмотренное Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», т.к. страхователем по данному закону является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» , что указывает на публичный характер этих страховых отношений. Более того, аккумулируемые Агентством по страхованию вкладов средства являются публичными финансами. Несмотря на явный публично-правовой характер деятельности Агентства по страхованию вкладов, в юридической науке этот вопрос по-прежнему считается дискуссионным .
В свою очередь публичное страхование можно разделить в Российской Федерации и вертикально по территориальному принципу. Так, законодательно публичное страхование можно разделить на федеральное публичное страхование и региональное публичное страхование.
Следует отметить, что к региональному финансовому праву можно отнести именно региональное публичное страхование, которое имеет свои как правовые, так и организационные особенности.
В субъектах Российской Федерации достаточно давно существуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утверждаемые законами субъектов Российской Федерации. Так, ежегодно в субъектах Российской Федерации принимаются законы о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования .
В ряде субъектов Российской Федерации также приняты специальные законы, регулирующие публичные страховые отношения. Так, например, в Ульяновкой области принят Закон «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ульяновской области» . В данном законе установлено, что «Обязательному государственному страхованию подлежат жизнь и здоровье государственных гражданских служащих Ульяновской области, а объектами обязательного государственного страхования являются имущественные интересы застрахованных лиц, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей». Выплаты по обязательному государственному страхованию осуществляются в следующих случаях: 1) гибели (смерти) застрахованного лица вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; 2) установления факта наличия у застрахованного лица профессионального заболевания; 3) установления застрахованному лицу инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; 4) причинения здоровью застрахованного лица иного вреда в связи с исполнением им должностных обязанностей (ст.З закона). В ст.8 закона установлен источник финансирования расходов по страхованию, а именно: «Финансовое обеспечение расходных обязательств на обязательное государственное страхование государственных гражданских служащих Ульяновской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных государственным органам Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на мероприятия по обеспечению обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Ульяновской области», что непосредственно указывает на финансово-правовой характер указанных отношений.
Схожие законы приняты в Ленинградской , Новгородской , Ивановской и Новосибирской области и в ряде других субъектов Российской Федерации.
Помимо специальных законов о страховании государственных гражданских служащих в отдельных субъектах принимаются дополнительные акты. Так, например, в Ленинградской области принято Постановление Губернатора Ленинградской области от 6 июля 2015 г. № 41-иг «Об утверждении Положения об обеспечении программой добровольного медицинского страхования государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Администрации Ленинградской области более трех лет». Так, в этом положении страхование за счет и в пределах средств, предусмотренных управлению делами Правительства Ленинградской области, осуществляется только в отношении государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Администрации Ленинградской области более трех лет.
В Санкт-Петербурге принят закон «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» , который предусматривает участие Санкт-Петербурга в страховании расположенных на территории Санкт-Петербурга объектов жилищного фонда. Финансирование же исполнения обязательств Санкт-Петербурга по страхованию жилищного фонда, осуществляется за счет средств, собранных в виде платы за пользование жилищным фондом, что также указывает на публичный характер указанных отношений.
- См. подробнее: Артемов Н.М., Лагутин И.Б. Публичное страхованиев российском финансовом праве: вопросы теории и практики // Государствои право. 2014. № 6.
- Емельянов А.С. Страхование в финансовом праве // Публично-правое регулирование экономических отношений. Выпуск 2. 2009-2010. М.,2010. - С. 327.
- Степанов И.И. Опыттеории страхового договора. Казань, 1875.
- Ноткин О.А. Страхование имущества по русскому законодательству /под ред. А.О. Антоновича. Киев, 1888.
- Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892.
- Идельсон В.Р. Страховое право. СПб., 1907.
- Гойхбарг А.Г. Источники договорного страхового права. СПб., 1914;Он же. Единое понятие страхового договора. СПб., 1914.
- См.: Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892. - С. 6-7.
- См.: Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892. - С. 7.
- Антонович А. Курс политической экономии. Киев, 1886. - С. 652-653.
- См.: Ноткин О.А. Страхование имущества по русскому законодательству / под ред. А.О. Антоновича. Киев, 1888. - С. 6.
- Российская газета. 12.01.1993. № 6.
- Указанное обязательное страхование предусмотрено, например: Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральным законом от 12 февраля2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», Законом РФ от 26июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми актами.
- См., например: Закон Республики Алтай от 18 декабря 2015 г. № 76-РЗ«О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2016 г.» (принят ГСЭК РА 11.12.2015) // Официальныйпортал Республики Алтай (www.altai-republic.ru). Дата обращения: 21.12.2015;Областной закон Ленинградской области от 22 декабря 2015 г. № 133-оз «Обюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхованияЛенинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг.»(принят ЗС ЛО 07.12.2015) // Официальный интернет-портал АдминистрацииЛенинградской области (www.lenobl.ru) Дата обращения: 23.12.2015.
- Закон Ульяновской области от 4 июля 2011 г. № 107-30 «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованиюгосударственных гражданских служащих Ульяновской области» //Ульяновскаяправда. 08.07.2011. № 74.
- Областной закон Ленинградской области от 13 октября 2006 г. № 119-оз(в ред. от 06.05.2016) «О выплатах по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ленинградской области» //Вестник Правительства Ленинградской области. № 76. 23.11.2006.
- Областной закон Новгородской области от 4 октября 2011 г. № 1070-03 (в ред. от 28.03.2014) «Об особенностях обязательного государственногострахования государственных гражданских служащих Новгородской области»// Новгородские ведомости (официальный выпуск). № 13. 14.10.2011.
- Закон Ивановской области от 11 ноября 2014 г. № 77-03 «О выплатахпо обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Ивановской области» // Собрание законодательства Ивановской области. 18.11.2014. №44(713).
- Закон Новосибирской области от 18 декабря 2014 г. № 495-03 «Обустановлении случаев, порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Новосибирской области»//Советская Сибирь. № 242. 23.12.2014.
- Закон Санкт-Петербурга от 27 мая 1999 г. № 110-22 «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» // ВестникЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга. 02.08.1999. №7-8.
Страховое право включает в себя нормы частного и публичного права, объективно выражает наличие частных и публичных интересов в сфере страхования.
Частные и публичные интересы в сфере страхования тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга.
Страхование обусловливает участие значительного количества лиц в формировании конкретного страхового фонда и получении из него страховых выплат, лица заинтересованы в надлежащем его функционировании и сохранении его целевого назначения.
Под публичным же интересом исследователи понимают единственный интерес значительных социальных групп (практически представляя все общество) в наличии и надлежащем функционировании страховых фондов достаточных для страховых выплат размеров, необходимость быстрого восстановления нарушенных связей в народном хозяйстве, использование средств страховых резервов в качестве инвестиций в народное хозяйство .
Данное положение и обусловливает возникновение дискуссий относительно отнесения страховых отношений к различным отраслям права Украины.
Исследуя правоотношения в области страхования, А. А. Мамедов делает выводы, что именно нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирования страховой деятельности, обеспечение финансовой стабильности организаций-страховщиков, источники формирования страховых резервов, их взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, непосредственно с бюджетной системой, порядок использования фондов средств страхования, компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права), а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью и других отношений в области страхования, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов страхования, то есть это такие отношения, которые относятся к сфере финансовой деятельности государства .
Подобного мнения придерживается и Л. К. Воронова, отмечая, что деятельность государства и его органов в области мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств называется финансовой деятельности. При этом страхование ученый определяет как составляющую финансовой системы .
Во многих учебниках по финансовому праву финансы страховых организаций включаются в предмет финансового права.
Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой институт страхования безраздельно принадлежит гражданскому праву и регулируется актами гражданского законодательства.
Денежные средства, аккумулируемые страховыми компаниями, принадлежащими им, как и другим юридическим лицам, на основании собственности или хозяйственного ведения. Использование государством финансовых ресурсов страховых компаний в публичном интересе возможно лишь в рамках налоговых изъятий .
Отдельно можно указать на страховые отношения, которые получили нормативное закрепление в 2002 году и в настоящее время регламентируются Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц" . Эти страховые отношения подпадают под отношения в сфере публичного страхования. Данные отношения регулируются финансовым правом, поскольку страховщиком выступает Фонд гарантирования вкладов физических лиц - государственное специализированное учреждение, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц .
Возникает вопрос: можно ли отнести все виды обязательного страхования к публичному страхования? Исходя из приведенных выше признаков публичного страхования, можно утверждать, что нет, поскольку право на осуществление обязательных видов страхования может получить любой страховщик, если он имеет соответствующую лицензию. Поэтому только отношения по поводу получения лицензии можно признать публичными, а не обязательное страхование в целом. Общеобязательное государственное социальное страхование, в свою очередь, осуществляется государственными некоммерческими фондами, тему публичными являются отношения и в процессе предоставления страховых услуг.
Общеобязательное государственное социальное страхование является разновидностью социального страхования.
Согласно Основам законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 года № 16/98-ВР, общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включая материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов собственником или уполномоченным им органом, гражданами, а также из бюджетных и других источников, предусмотренных законом .
Фонд социального страхования Украины выступает страховщиком, за счет которого осуществляется страховые выплаты и предоставляются страховые услуги застрахованным лицам. Фонд является некоммерческой самоуправляющейся организацией, действующей на основании устава, который утверждается его правлением. Управление Фондом осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.
Действующий Закон Украины "Об общеобязательном социальном страховании" в зависимости от страхового случая устанавливает такие виды общеобязательного государственного социального страхования:
Пенсионное страхование;
Страхование в связи с временной потерей трудоспособности;
Медицинская страховка;
Страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности;
Страхование на случай безработицы;
Другие виды страхования, предусмотренные законами Украины .
Приведенные определения социального страхования охватывают только те
виды страхования, которые гарантированы государством и являются обязательными. Но наряду с обязательным социальным страхования выделяется и добровольное. Так, В. И. Фильев наряду с другими критериями тоже классифицирует социальное страхование по характеру осуществления на добровольное и обязательное . В. И. Павлов и Μ. И. Олиевский отмечают, что социальное страхование по статусу страховщика делится на государственное и коммерческое . Итак, на основании вышеприведенного анализа можно утверждать, что предметом публичного страхования является социальное страхование, но в пределах общеобязательного государственного социального страхования.
Интегрируя различные подходы, опираясь на действующее законодательство и проведен анализ, предлагаем определить дефиницию "публичное страхование". Публичное страхования - это финансовые правоотношения, возникающие в сыпи закона, основываются на принципах принуждения и осуществляемых государством в целях защиты социальных прав и интересов граждан за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами - плательщиками обязательных страховых взносов.
К существенных признаков публичного страхования можно отнести следующие:
1) страхование являются финансовыми правоотношениями;
2) основывается на принципах императивности как для страховщика, так и для страхователя;
3) возникает в силу закона независимо от воли участников страховых правоотношений;
4) имеет рисковый характер;
5) алеаторнисть (случайность). На момент уплаты страховых взносов не известно, когда (или) состоится страховое событие и как быстро она произойдет;
6) вероятностный характер отношений, наступление страхового события имеет вероятностный характер, независимый от воли страхователя;
7) возвратность средств - страховые взносы после объединения их в страховом фонде подлежат выплате страхователю;
8) страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени;
9) ограниченность ответственности страховщика размерами страховой суммы, определенной законом;
10) страховые взносы всегда составляют часть заработной платы или дохода застрахованного лица, даже в том случае, когда за наемного работника взносы платит работодатель;
11) срочный характер ответственности страховщика;
12) целевое использование созданного фонда, то есть расходование целевых ресурсов исключительно в четко определенных случаях. Денежные средства, содержащиеся в страховых фондах, не могут быть ни при каких обстоятельствах направлены на другие нужды (например, погашение задолженности по заработной плате, финансирование выборов Президента и т.д.).
Итак, публичное страхования частично отражает признаки обязательного медицинского страхования, а частично граничит с признаками добровольного страхования, вполне логично объясняет характер соотношения обязательного, социального и общественного страхования.
Переход нашей страны на рыночные отношения расширяет горизонты страхования в выборе объектов. Современные исследователи страхования разделяют его предметом на имущественное страхование; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков; личное, социальное страхование .
По юридическому признаку страхования классифицируют: 1) по требованиям международных соглашений (согласно директивам ЕС) 2) в соответствии с требованиями внутреннего законодательства Украины; 3) по форме проведения страхования.
По историческим признаком страхования дифференцируют на: 1) древнее или традиционное страхование 2) новое страхования; 3) новейшее страхования .
По экономическому признаку страхования классифицируют : 1) по сфере деятельности или специализации страховщика; 2) по статусу страхователя; 3) по статусу страховщика; 4) по форме организации страхование 3) по объектам страхования .
Руководствуясь системным подходом при осуществлении анализа доктринальных, правовых источников и нормативно-методических материалов в сфере публичного страхования, существующие в настоящее время на страховом рынке виды общественного страхования можно классифицировать по следующим критериям:
1. По формам страховых услуг:
а) классические виды страхования (социальное страхование по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
б) специфические виды, то есть операции, направленные на защиту видов деятельности, которые имеют определенную специфику по сравнению с классическим страхованием, например, страхование банковских депозитов.
2. объектом страхования:
а) индивидуальное страхование работника;
б) коллективное страхование работников за счет средств предприятий и организаций (страхование отдельных категорий работников, чья работа связана с особой опасностью для жизни и здоровья, и другие подобные виды).
3. По объему страхования:
а) полное страхование, обеспечивает страховую защиту страхователя от страховых рисков в полном их объеме в случае наступления страхового "под ии;
б) частичное страхование, заключается в ограниченном страховой защите страхователя от страховых рисков, определяется как страховыми взносами, так и системой конкретных условий наступления страхового события.
4. периодичностью страхования:
а) систематическое страхование, направленное на обеспечение страхователю соответствующего страховой защиты на весь страховой период;
б) несистематическое (периодическое) страхования, заключается в страховой защите страхователя от страховых рисков на определенных периодах,
5. По виду страхового случая:
а) пенсионное страхование;
б) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;
в) медицинское страхование;
г) страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности;
г) страхование на случай безработицы.
6. По времени действия:
а) долгосрочные;
б) краткосрочные.
Для развития определенных видов страхования и повышение роли общественного страхования, в свою очередь будет способствовать развитию социализации государства, необходимо принятие комплекса государственно-регулятивных мер. В частности, такими мерами должны быть: улучшение организации работы страховых фондов, расширение страховых услуг, предоставление качественных страховых услуг, безусловное выполнение принятых на себя обязательств; усиление контрольно-надзорной функции государства за деятельностью страховщиков со стороны органов страхового надзора, применение ими своевременных мер, которые предупреждают неплатежеспособности страховщиков; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей права, обязанности и ответственность сторон.
Страховой рынок в Украине действует в двух основных формах страхования: обязательному и добровольному . В правовой литературе в свое время высказывались различные точки зрения на критерии, лежащие в основе деления страхования на обязательное и добровольное. Одни авторы считают, что таким критерием является юридическое природа страхования, отмечая, что страхование обязательное заключается в том, что страховые правоотношения в некоторых случаях возникают непосредственно через веление закона . Другие авторы считают, что юридическая природа страхования - это нечто гораздо большее, чем вопрос о его добровольности и обязательности, они предлагают считать критерием разграничения добровольного и обязательного страхования метод осуществления страхования, заключается в вопросе о зависимости возникновения страхования незва " связанной законом воли сторон. По мнению В. К. Рейхер, вопрос о том, закон или договор является источником возникновения страхования, имеет второстепенное, а иногда только формально юридическое значение по сравнению с методом осуществления страхования .
Позицию тех авторов, которые считают, что основанием деления страхования на добровольное и обязательное есть источник его возникновения, отражены в Законе Украины "О страховании", в ст. 6 которого отмечается, что в основе добровольного страхования лежит договор между страхователем и страховщиком, обязательное же страхование устанавливается законом.
Учитывая то, что публичное страхования возникает непосредственно через веление закона, данном страхованию присуща исключительно форма обязательного страхования.
Таким образом, отношения с публичного страхования всего связаны с финансовыми правоотношениями , поскольку отличаются особой ролью государства в их организации и регулировании. Именно государство устанавливает виды и условия обязательного социального страхования, порядок функционирования социальных страховых фондов, источники финансирования и выплаты страховых возмещений, контроль за формированием и использованием аккумулированных средств на конкретно определены цели и соблюдения законодательства страховщиком и страхователем. Все приведенное свидетельствует о регулировании государством отношений с публичного страхования с использованием императивного метода и об их финансово-правовую природу.