Дворовые игры для детей 3 4 лет. Игры для детей на улице летом: большая подборка
Летом было проще, выходили во двор сразу после завтрака и проводили там весь день с короткими перерывами на обед и ужин. Играли мы много. Да и нас было много. Почему-то наш двор любили дети ближайших домов, так что их родители находили своих отпрысков именно в нашем дворе. Причем мы никогда не делали различий между «нашими» и «не нашими» детьми, наоборот, когда во дворе появлялся кто-то из детей приезжих, обступали его, расспрашивали об играх его города, звали в свою команду.
Никто из жильцов нашего дома никогда не жаловался, что мы мешаем ему отдыхать, когда всем нашим детским двором играли в мяч, кидая его в стенку дома, а мы могли это делать не один час. Когда нам надоедала эта игра, мы меняли ее на «вышибалы», «классики», «прятки», «бояре», «казаки-разбойники», «штандер-стоп» (почему-то он у нас именно так назывался, может, он немецкого слова ständer - «колонна»), «светофор», «числа», «колечко», «на златом крыльце сидели», всего я даже и не вспомню. Игр было так много, что они не успевали надоесть. В перерывах между играми старшие девочки учили нас вышиванию, плетению макраме, вязанию, да, первые навыки я получила именно тогда, в 7-8 лет.
Сейчас, наблюдая за нынешними детьми, вижу, как мало и однообразно они играют. В основном, группами по два-три человека, а уж если с десяток наберется - так это уже большая редкость. И с грустью вспоминаю посиделки и игры моего времени… В такие моменты очень хочется попросить современных родителей рассказать их детям об играх своего детства, научить этим играм детей. Думаю, что дети будут им за это благодарны! И, может быть, наконец-то станут хоть чуточку дружнее… А я попробую рассказать про игры нашего двора. Может быть, кто-то поделится воспоминаниями о своих играх?
Перестрелка
Ровную площадку делят мелом на четыре части: две пошире, две поуже. Широкие полосы - это «города». Здесь размешаются игроки. Узкие полосы являются местом для «плена».
Играющие делятся на две команды. Каждая команда размещается в своем городе. Один из играющих выходит на середину площадки и подбрасывает мяч. Игроки стараются, не покидая своих «городов», завладеть мячом, и между командами начинается «перестрелка». Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из «города» и взять в «плен».
Игрок, задетый мячом, становится «пленником» и переходит на полосу, помещающуюся за «городом» другой команды. «Пленных» можно освобождать, для этого надо бросить любому из них мяч так, чтобы тот мог поймать его с лёта. Если «пленник» поймает мяч, то он возвращается в свой «город». Оттуда он может кинуть мяч в противника или прийти на выручку другому «пленнику», перебросив ему мяч.
Выигрывает команда, сумевшая взять в «плен» всех игроков другой команды.
Передай мяч
По считалке выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в круг. Расстояние от одного играющего до другого должно быть не более одного шага. Водящий находится за кругом.
Играющие берут большой мяч и передают его друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был запятнан мяч.
Резиночка
Играют в эту игру и девочки, и мальчики. В резиночку можно играть втроем, а можно и двое на двое; в этом случае, если играющий совершит ошибку при прыжке, его может выручить партнер. Можно играть даже одному, натянув резиночку на что-нибудь, например, на два стула.
Для игры вам понадобится обыкновенная бельевая резинка длиной приблизительно два метра. Концы ее надо связать.
Двое играющих, стоя «ноги врозь», растягивают резинку на высоте щиколоток, третий прыгает. В игре используются разные фигуры, все их нужно повторить. Допустивший ошибку меняется местом с тем, кто держит резинку.
Классики
В классики могут играть и один человек, и большая команда. Для игры потребуются мел и бита. В качестве биты можно использовать обычную жестяную коробочку из-под леденцов или, за неимением ее, простой камешек.
На асфальте мелом расчерчивается прямоугольник и делится на восемь равных частей. Каждый квадрат прямоугольника называется классом.
Играющие решают, кто начинает игру первым, кто вторым и т. д. Для этого можно использовать считалку.
Первый играющий бросает биту в первый класс, встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в класс. Затем ударом ноги выбивает биту в следующий класс. Если бита улетела не в тот класс или игрок наступил на черту, он уступает место следующему игроку. Если играющий прошел через все классы, его ждет экзамен. Он кладет камешек на носок ноги и идет на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. После экзамена участник заканчивает игру.
Играя в классики, можно добавлять и придумывать новые правила, способы прыжков, очертания самих классиков.
С помощью считалки выбирается водящий. Водящий отворачивается к стенке и громко считает до нужной цифры, а в конце счета громко добавляет: «Я иду искать! Кто не спрятался - я не виноват!» После этого водящий ищет игроков.
Когда он кого-то нашел, то его задача быстрее этого игрока «застукать» - т. е. водящий подбегает к месту, где он считал, стучит ладошкой по этому месту и приговаривает: «Стуки-стуки, Вася!» Если водящий обознался с именем игрока, то весь кон начинается заново - сопровождается это криками игроков: «Обознатушки-перепрятушки!»
Игроки должны «застукаться» за себя, до того как их «застукает» водящий - подбежать к месту, где считал водящий, постучать и проговорить: «Стуки-стуки за себя».
«Застуканные» игроки могут давать подсказки другим игрокам, когда стоит бежать застукиваться, а когда стоит сидеть: «Топор-топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор!» - значит не высовываться, или «Пила-пила - лети, как стрела!» - значит нужно быстрее бежать «застукиваться».
Казаки-разбойники
Играющим предварительно надо обговорить границы, в которых можно перемещаться и прятаться - двор, квартал, микрорайон. Затем играющие разбиваются на команды, одна из которых - «казаки», а другая - «разбойники».
«Разбойники» разбегаются прятаться, а «казаки» выбирают место для «темницы», куда будут отводить пойманных «разбойников». «Темницей» может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом. «Казаки» будут охранять «темницу», поэтому она должна быть не слишком большой, но и не тесной. Если игра происходит на сравнительно большом пространстве, «разбойники» должны помечать свой путь мелом на асфальте метками-стрелками.
«Казаки» выходят на поиск и ловят «разбойников». Задача: найти, догнать, «запятнать» и отвести в темницу, держа «разбойника» за руку или рукав. Пойманный «разбойник» не должен вырываться. Но если «казак» случайно разжал руку, «разбойник» может убежать. «Разбойники» могут выручать своих товарищей по дороге в «темницу» - неожиданно подбежать и «осалить» «казака», - тогда «казак» должен отпустить пленного, и оба «разбойника» убегают. «Казак», в свою очередь, может первым запятнать «разбойника», пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.
Кроме того, «разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Но для этого им надо, миновав сторожа, «запятнать» самого пленного в «темнице». Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в «темнице».
Колечко
Играющие садятся рядом друг с дружкой в один ряд (идеальное место: во дворе на лавочке).
Каждый игрок складывает свои руки в форме лодочки - ладошки складываются вместе, а сверху, в районе больших пальцев, остается пространство. Большие пальцы прикрывают образовавшуюся полость от взгляда других игроков.
Ведущий в своих тоже сложенных «лодочкой» ладошках прячет колечко, монетку или камушек. Подходя к каждому игроку, он делает вид, что именно ему в руки вкладывает колечко, медленно проводя своей «лодочкой» между руками игрока. Ведущий обходит всех игроков, отходит в сторону и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен выскочить из ряда игроков. Остальные должны успеть схватить этого игрока и не дать ему выпрыгнуть. Если ему удалось выскочить, то он становится водящим. Иначе им остается прежний водящий.
Уголки
Помните «Сказку об умном мышонке» Маршака? Там хорек предлагал мышонку поиграть в «Уголки». Для игры необходимо пять человек. Размечаем квадратную площадку. Четыре игрока занимают каждый свой угол, а один водит. По его команде игроки меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий должен успеть занять освободившееся место. Тот игрок, который остался без угла, становится водящим.
Штандер-стоп
Водящий берет в руки мяч. Игроки собираются вокруг водящего. Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих.
Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер-стоп!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.
Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.
Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.
Правила игры разрешают замершим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.
Картошка
Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу. Тот, кто роняет мяч, садится на корточки в центр.
Игроки, сидящие в центре «картошки», стараются поймать мяч. Если хотя бы один игрок внутри круга ловит мяч, все сидящие возвращаются к игре, а тот, кто упустил мяч, занимает их место в центре, и игра продолжается.
Светофор
На земле обозначают две линии метрах в пяти друг от друга, ведущий (светофор) становится между этими линиями, а все играющие должны встать за одной из них. Ведущий, отвернувшись от игроков, называет какой-нибудь цвет, и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде, переходят за другую линию. Те, у кого нет одежды такого цвета, должны пробежать мимо «светофора», а он в свою очередь должен осалить кого-нибудь из «нарушителей». Осаленный становится ведущим.
Числа
В этой игре ведущих двое, они совещаются между собой и загадывают какое-то число в конкретном числовом промежутке, например, от 0 до 10, скажем, 5. Затем выходят к остальным игрокам и у каждого по порядку спрашивают версию этого числа. Игрок называет, например, 3, а ведущие говорят: «Больше». И переходят к следующему участнику. Тот называет, к примеру, 7, а ведущие говорят: «Меньше».
В конце концов кто-то угадывает это число. Тогда его спрашивают: «Что угодно?» Выигравший называет то, что ему хочется, например, нарядное платье или машину. Ведущие выслушивают и идут совещаться, придумывают два варианта выбранного, например, две машины - одна из них, скажем, грузовая, другая - легковая, или два платья, одно, допустим, из крапивы, а другое - из одуванчиков, тут уж на что хватит фантазии у ведущих. Приходят и говорят: «Что угодно для души, все подарки хороши», и называют свои варианты. Победитель выбирает из двух вариантов какой-нибудь один.
Вышибалы
Для игры требуется как минимум три человека. Из них двое вышибающие (вышибалы) и один водящий. Вышибалы встают с двух сторон площадки, а водящий между ними. Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его).
Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.
Водящий может ловить мяч до того, как тот ударится о землю. Пойманный мяч называют свечкой. Пойманная свечка используется как дополнительная жизнь (необходимо попасть в водящего еще раз, чтобы снять свечку).
Испорченный телефон
Ведущий очень тихо говорит слово или фразу одному игроку на ухо, а тот точно так же передает услышанное другому игроку, и так по цепочке. Последний игрок говорит вслух то, что у него получилось, а ведущий свой вариант.
Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат!
Лягушка
Играющие становятся друг за дружкой перед стенкой. Первый играющий кидает мяч руками об стену. Когда тот летит обратно - надо перепрыгнуть через него и при этом ничем не задеть летящий мяч. Следующий игрок ловит мяч после того, как первый игрок перепрыгнет. Если мяч не был задет, то первый игрок становится в конец очереди. Если мяч был задет, то этому игроку присваивается одна из букв из слова ЛЯГУШКА. Сначала «Л», потом «Я» если «Л» уже была присвоена. И так до тех пор, пока полностью не наберется слово ЛЯГУШКА. После присваивания очередной буквы игрок также становится в конец очереди.
Когда игрок полностью набирает слово ЛЯГУШКА, то он становится у стены и мешает другим попасть по стене. Если он успешно помешал кому-то, то с него снимается одна буква из слова ЛЯГУШКА с конца. Когда у игрока снимаются все буквы, он возвращается обратно в очередь.
Море волнуется
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников, а они начинают двигаться: махать руками, танцевать или просто кривляться. Водящий громко говорит: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура, на месте замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались.
Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый пошевелится, тот становится на место ведущего. При этом запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки и т. д).
Ведущий же не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Не обязательно каждый раз повторять «морская фигура на месте замри», можно вместо морской называть что угодно, например, «лесная», «садовая», хоть «транспортная».
Несмеяна
Выбирается один участник - принцесса Несмеяна. Цель других участников - рассмешить принцессу, не прикасаясь к ней при этом. Рассмешивший принцессу участник сам становится Несмеяной. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый участник не побывает на месте принцессы или просто пока не надоест.
Путаница
Выбирается ведущий и отворачивается от остальных игроков. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. После этого стараются запутаться как можно сильнее, не разрывая рук. Когда игроки достаточно запутались, они сообщают об этом ведущему. Ведущий пытается распутать запутанных игроков. Первый распутанный игрок будет ведущим в следующем кону.
Игра тем интереснее, чем больше человек в нее играет!
Прыгалки
Двое игроков держат за концы связанные прыгалки и равномерно крутят их. Игроки поочередно прыгают через них, не задевая. Кто заденет, меняется местами с одним из крутящих.
Салочки-догонялочки
В этой игре участвуют как мальчики, так и девочки вне зависимости от возраста: от самых маленьких (уже умеющих бегать) детей, до самых больших (еще умеющих бегать) людей! Водящий должен догнать любого другого игрока и осалить его.
Игрок, которого осалили, становится водящим и должен догнать следующего игрока.
Я знаю пять названий
Два игрока кидают друг другу мяч со словами: «я», «знаю», «пять», «имен», «мальчиков» (девочек, названий городов, животных, цветов и т. д.). Игрок, у которого в это время оказался мяч, начинает говорить подходящие имена: «Слава», а второй игрок начинает считать: «раз»; «Петя» - «два»; «Миша» - «три»; «Гена» - «четыре»; «Ваня» - «пять». И игра начинается сначала.
Сыщик, ищи вора
В шапку складываются бумажки с ролями: сыщик, вор, король, судья, палач и т. п.
Игроки наугад вынимают бумажки, и только «сыщик» предъявляет то, что ему досталось. Теперь он должен найти «вора» среди игроков, если угадывает - судья назначает наказание «вору», если нет, то «сыщику», «палач» обязан проследить за исполнением приговора.
Hа златом крыльце сидели...
Водящий крутится на месте и вращает вокруг себя у земли прыгалками, приговаривая (на каждый оборот по слову): «Hа златом крыльце сидели царь, царица, вор, мокрица, повар, портной, кто ты будешь такой?» Игроки вокруг должны прыгать через прыгалку, кто не успеет, тот водит и до следующей ошибки именуется словом, на котором он запутался в прыгалке. Слова можно добавлять свои, но только в рифму.
Фантики
Фантики - игра простая, для нее нужен только стол, широкая скамейка или подоконник и фантики (обертки от конфет, сложенные квадратиком). Играют, стоя у стола. Первый игрок кладет на правую ладошку фантик и бьет ею по крышке стола так, чтобы фантик подскакивал и летел вперед, падая на стол. Следующий игрок делает то же самое, стремясь накрыть хотя бы чуть-чуть фантик соперника своим. В этом случае он забирает себе оба фантика и продолжает играть. Если он промахивается, его фантик остается на столе и ход переходит к другому игроку.
Кто больше фантиков возьмет себе, тот и выиграл.
Съедобное-несъедобное
Выбирается ведущий, остальные участники садятся на скамеечку. Ведущий по очереди бросает каждому игроку мячик и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет съедобный - мячик нужно поймать, если нет - отбить. Кто ошибся, становится на место ведущего.
Что это?
Ведущий задумывает какой-нибудь предмет, пишет его название на бумажке, а затем пытается изобразить его без слов, мимикой и жестами, остальные участники пытаются догадаться, о чем идет речь. Кто первым догадался - становится новым ведущим.
Жмурки
Одному из участников завязывают глаза платком, остальные разбегаются (недалеко) и хлопают в ладоши, чтобы ловящему было легче ориентироваться. Его задача - поймать одного из убегающих, затем они меняются местами.
Пятнашки
Очень активная подвижная игра - принцип тот же, что и у жмурок, только догоняющему (его называют Пятнашкой) не завязывают глаза. Он должен поймать одного из участников… После этого сам убегает, а новый Пятнашка догоняет.
Секретики
В земле выкапывается небольшая ямка, на дно кладется фантик (лучше блестящий), на него укладывается что-то наподобие гербария или маленькая картинка, и всё это покрывается кусочком стекла, затем засыпается землей. Потом тайно показывается друзьям.
Участников должно быть двое. Они садятся друг напротив друга. Первый игрок дает свои руки ладонями вверх, второй держит руки ладонями вниз. Второй игрок быстрым движением пытается хлопнуть сверху по ладоням своего соперника. Если ему это удалось, то игроки меняются ролями.
Бирюльки
Бирюльки - старинная народная игра, от которой так сложно оторваться! Для этой игры раньше подбирали соломинки определенной величины. А теперь можно сделать бирюльки из проволоки - их хватит надолго.
В бирюльки можно играть вдвоем. Первый игрок зажимает свободно в кулак все бирюльки, слегка растрясая их. Затем быстро разжимает кулак, и бирюльки падают, образуя беспорядочную кучку. У игрока, который начинает игру, есть преимущество: если около кучки окажется несколько отдельно лежащих бирюлек, он их сразу забирает себе. После этого он начинает крючком осторожно вынимать бирюльки из кучки и складывать около себя (каждая бирюлька приносит от 5 до 50 очков). Но вынимать бирюльки надо так, чтобы в кучке ничего не сдвинулось или не пошевельнулось. В противном случае право хода получает второй игрок.
Выигрывает тот игрок, у кого очков больше.
Всем привет!
Сегодня мы поговорим о том, какие игры для улицы позволяют разнообразить прогулку детям. Ведь так важно, чтобы отдых на свежем воздухе проходил активно и полезно!
Мы расскажем вам об интересных играх, которые знакомы многим родителям, поскольку они играли их еще в своем детстве.
Игры во дворе можно играть разные:
Детская подвижная игра «Светофор» — правила
Начертите на площадке две параллельные линии с расстоянием около 6 м друг от друга. Все игроки становятся за одну линию, а между ними, спиной ко всем участникам, – водящий. Водящий называет какой-то цвет. Если у игрока он присутствует в одежде, он беспрепятственно проходит за другую линию. Если названого цвета в одежде нет, игрок старается перебежать за линию, а водящий должен его осалить. Если осалил – игрок становится на место водящего.
Малоподвижная игра «Сабже» — правила
Дети садятся вряд на скамейку, выбирается ведущий, который становится перед ними. Ведущий подходит к каждому игроку, придумывает вопрос, озвучивает его и кидает мяч, предлагая свои варианты ответа.
Если этот вариант нравится игроку, он ловит мяч, если нет, — отбивает.
Каждому игроку ведущий предлагает до 3х вариантов ответа. Если игрок оттолкнул все три – ему по умолчанию назначается третий вариант.
У ведущего есть возможность кинуть мяч и сказать:
- Сабже!
Если игрок поймал мяч, он сам придумывает ответ, который ему нравится, на заданный вопрос.
Вопросы используются разные, например:
— Как тебя зовут?
— Где ты живешь?
— Сколько тебе лет?
— Кто твоя жена (муж)?
— Сколько у тебя детей?
— Какая у тебя машина?
— Кем ты работаешь?
Детская подвижная игра «Олимпиада» — правила
Чтобы играть в «Олимпиаду» нужна компания, которая состоит минимум из 3х человек. А также очень важный реквизит – резинка, длиной около 5 м.
Резинку нужно связать. Два игрока ее растягивают и перекрещивают, как показано на картинке:
Либо такие:
- «Олимпиада,
съешь три яда
и подавись!»
На последних словах участники, которые держат резинку, запутывают ее, ставя на нее ноги (одну ногу), поднимая руки вверх, либо одну вверх, одну – вниз, можно и другим способом. Поучается своего рода паутинка. Важно, чтобы она была позамысловатее.
Далее игроки, которые держат резинку, в этой позе замирают. Все остальные должны пробраться через паутинку, не касаясь резинки. Через резинку можно перепрыгивать, под ней можно проползать и т. д. Самое главное – не дотронуться до нее. Кто дотронулся – проиграл. Этот участник стает на место одного из тех, кто держал резинку.
Детская подвижная игра «Вожатый-вожатый, подай пионера» — правила
Дети делятся на две команды. Эти команды выстраиваются в шеренги друг напротив друга, примерно, в 15 шагах. Дети берутся за руки и крепко держат друг друга. По очереди каждая команда вызывает игрока из другой команды, произнося фразу: «Вожатый-вожатый подай пионера!»
— Кого? — отвечает другая команда.
— Васю (Таню, Сашу…).
Названный игрок должен, разбежавшись, прорвать шеренгу противоположной команды (разорвать сцепленные руки). Дети обычно оборону держат крепко, а игроков, которые должны ее «пробить» выбирают слабых. Если цепочка разорвалась, «пионер» уводит в свою команду дополнительного игрока, если нет – остается в команде соперников. Побеждает та команда, в которой остается больше всего игроков.
А длится игра до тех пор, пока в одной из команд не закончатся игроки.
Творческая игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два»
Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных игроков и произносит следующие слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте – замри».
Остальные игроки в это время за спиной ведущего хаотично двигаются. Когда звучит слово «Замри!» все игроки должны остановиться и замереть в самой необычной позе. Ведущий обходит всех участников и внимательно смотрит, кто первый засмеется и пошевелится, тот выбывает из игры. Побеждает тот игрок, кто дольше всех продержится в замершей позе.
Детская подвижная игра «Бабушка, распутай нитки!»
Выбираем ведущего. Он отворачивается. Команда становится в круг, и все участники берутся за руки. Все сплетаются в клубок, некую запутанную массу. Главное условие – не разрывать руки. Запутавшись, игроки вызывают ведущего: «Бабушка, распутай нитки!». Ведущий распутывает всех участников, не разрывая руки. Если кто-то отпустил ладошку, становится на место ведущего.
Подвижная детская игра «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!»
Выбирается ведущий. Дети выстраиваются в шеренгу, в 15-20 шагах от ведущего. Ведущий становится на финишной линии, спиной к игрокам и произносит следующую фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». Пока он говорит, игроки незаметно делают маленькие шажки по направлению к финишу. Произнося слово: «Стоп!», ведущий оборачивается. Если замечает, хоть малейшее движение, отправляет ребенка на старт. Игра длится до тех пор, пока кто-то первым не доберется до финиша. На финише нужно коснуться ведущего рукой.
Малоподвижная детская игра «Колечко»
Выбирается ведущий. Все игроки, кроме ведущего, садятся на скамейку, ладошки складывают лодочкой. Ведущий ладоши тоже складывает лодочкой, а в них кладет колечко. Далее нужно пройти каждого участника и вложить ему в ладоши свои. Одному из участников он незаметно вкладывает колечко. При этом ведущий должен жестикулировать, подмигивать, показывая на то, что колечко досталось кому-то другому. После этого ведущий говорит фразу: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».
Тот участник, у которого в руках кольцо, должен быстро встать и выскочить из лавки так, чтобы его не задержали другие игроки. Если ему это удается, он получает роль ведущего, если – нет, выбывает из игры.
Подвижная детская игра «У медведя во бору»
Площадку нужно разделить чертой, параллельной длинным сторонам, на два поля. С короткой стороны площадки тоже проводится черта. За ней располагаются игроки. А с другой короткой стороны за чертой рисуются грибы, ягоды, деревья – это «бор». Посередине каждого поля в виде кружков изображаются «берлоги» медведей.
Выбираются двое ведущих – это «медведи». Они занимают свои «берлоги» и поворачиваются к игрокам спиной. Тайком, посовещавшись, одному из игроков медведи вручают два маленьких мяча.
Один из «медведей» произносит стих:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь рычит,
Он на нас сердит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!
Во время его звучания игроки идут в «бор», минуя медведей. Под звучания стиха они изображают сбор ягод и грибов, показывают то, как опрокинулось лукошко.
Когда звучит последнее слово «медведи» выходят из «берлог» и начинают салить игроков, которые находятся на их поле. Игроки бегут к себе домой. Если участник замер и стоит неподвижно, «медведь» не может его осалить. Те дети, которых осалил медведь, временно выбывают из игры.
Тот игрок, кому достались мячики, может «застрелить» «медведей», попав в них мячиком. «Застреленный» «медведь» возвращается и приседает у себя в берлоге. Он больше не может салить игроков.
Если один «медведь» «убит», второй должен салить игроков на двух площадках.
Клумбамба! Что слуга? 1, 2, 3 — морская фигура замри! До тебя 4 гиганта и 2 верблюда... Помните, как раньше родители не могли загнать нас домой со двора, чтобы поесть? А что сейчас? Мы не можем выгнать детей на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, их приходится уговаривать. Компьютер и телевизор настолько крепко вплелись в их жизнь, что вытеснили живое общение и детские дворовые игры.
А ведь в свое время, с помощью этих игр, мы не только весело проводили время, но и развивали в себе важные качества, такие как ловкость, смекалку, умение работать в команде, соблюдение правил, быстроту реакции и другие. К большому сожалению, игры нашего детства давно позабыты. Но в наших силах их вспомнить и научить играм собственных детей!
Клумбамба!
Начав разговор о детстве и своих играх, первое, что пришло всем на ум — это знаменитая «Клумбамба!»
. С улыбками до ушей, мы вспоминали слова данной игры и наконец, восстановив в памяти эти заветные строки, начали игру...
Правила: две команды становятся в шеренги напротив друг друга. Игроки в каждой команде держатся за руки. Первая команда вызывает игрока из второй команды, называя его по имени. Играющий бежит, стараясь собой разбить руки каких-нибудь двух игроков из команды противника. Если ему это удается, он возвращается к своим, уводя с собой одного из игроков, чьи руки были разъединены. Если же руки играющих разбить не удалось, прибежавший игрок остается в команде соперников и играет за них.
Теперь вызывает другая команда. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не будет полностью разбита. Ну, и заветные слова:
― Клумбамба! ― Что слуга? ― Починяем рукава. ― На чьи бока? ― На пятой-десятой на... (имя игрока) пузатой (ом).
Утки-охотники
А теперь вспомним игру под названием «Утки-охотники» . Обозначается территория игры, чертится игровое поле. Далее определяются 2 игрока, которые будут «охотниками», а остальные, соответственно, «утками». «Охотники» становятся у границ игрового поля, а «утки» базируются в центре.
Далее, «охотники» волейбольным мячом начинают выбивать уток из центра. Задача «уток» ― спастись от мяча, всячески уворачиваясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает поле. Игра заканчивается, когда в центре не остается ни одной «утки».
Правила игры:
- Во время броска мяча запрещается заступать за черту как «охотнику», так и «утке»
- Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками
- Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола
Рыбаки и рыбки
«Рыбаки и рыбки» ― тоже подвижная игра, которая подойдет как для дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста. Но и для нас она осталась интересной и любимой. Поиграв в нее, мы поняли, насколько мы выносливы, быстры и ловки.
Итак, для этой игры так же необходимо игровое поле, 1 ведущий ― «рыбак»и много желающих играть ― «рыбки».
Водящий догоняет любого игрока и задевает его рукой (осаливает). Водящий и осаленный игрок берутся за руки одной рукой (образуют «рыбацкую сеть») и начинают догонять остальных «рыбок», бегая парой, не разъединяя рук. Догнав и осалив следующего игрока, они присоединяют его к «сети» и «рыбачат» уже втроем, держась за руки. Таким образом, «сеть» становится все длиннее, а «рыбок» ― меньше. Игра продолжается до тех пор, пока все «рыбки» не будут пойманы.
В этой игре тоже есть строгое правило: разрывать «сеть» (отпускать руки) во время игры запрещается. Игрок, осаленный при разорванной «сети», пойманным не считается и остается «рыбкой».
Аналогично называлась игра с использованием скакалки. Выбирался ведущий, остальные участники образовывали круг. Находясь в центре, ведущий начинал вращать по кругу скакалкой , едва касаясь земли, а участники перепрыгивали ее.
Тот, кого коснется «удочка» рыбака — выбывал из круга. Задача рыбака — выловить всех рыбок из круга.
Классики
Излюбленной игрой девочек в нашем детстве была игра «Классики» . Как их рисовать, наверняка помнят все, а вот правила...
Итак: нарисовав «классики» нужно кидать камушек на цифры, одну за другой. Важно попадать прямо на ту цифру, которая нужна вам и на обратном пути этот камушек забирать. Еще одна сложность в том, что при прыжках вы не должны заступать за черточки. Если же вы кинули камушек мимо своей цифры или заступили за черту, то ход переходит к другому участнику. Выигрывает тот, кто быстрее остальных «проскачет» все цифры.
Пианино
Присев передохнуть, все таки возраст уже не 7 лет, в памяти всплыла еще одна прекрасная игра, которой можно развлечься, например, сидя на скамейке — «Пианино» .
Усевшись поудобнее, складываем свои ладони на колени соседям. Левую ладонь — на колено соседа слева, правую — на колено соседа справа. И лишь у замыкающих эту цепочку одна ладонь лежит на своем колене. И постепенно набирая темп начинаем хлопать поочередно ладонями по коленям, слева направо и справа налево. Важно соблюдать очередность хлопков ладоней всех участников! Тот, кто хлопнул ладонью по колену раньше, чем до него дошла очередь — убирает «провинившуюся» ладонь за спину. Игра заканчивается, когда остается 1 игрок, он же победитель.
Светофор
Наверняка, каждый из вас помнит игру «Светофор» . На площадке очерчиваются две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же ничего подходящего не находится, ему остается только быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Кого поймали — тот выбывает из игры.
Резиночки
Еще одна из любимых девичьих игр — это «Резиночки» . Для игры требовались как минимум 3 участника, чтобы 2-е держали резинку, а 3-й прыгал. Но наше желание играть было настолько сильным, что мы привязывали резиночки к дереву, когда играли вдвоем и даже за 2 стула, когда прыгали в одиночку, придавливая их кучей книг, чтобы те не упали. Интереснейшая игра не давала нам покоя ни днем ни ночью. Каждая из девочек старалась потренироваться, чтобы «перепрыгать» других.
Морская фигура
«Морская фигура» ― очень смешная игра нашего детства, не поиграть в нее мы не могли!
Ведущий отворачивается от остальных игроков и произносит считалочку, пока остальные хаотично и активно двигаются.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Игроки замирают, изображая фигуры, которые могут быть не только морскими. Возможны варианты и звериных, птичьих, рабочих фигур — на что хватит фантазии! Обговорить тему игры нужно заранее. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой — игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего — отгадать, что это за фигура.
Если игрок изображает непохоже, он становится ведущим. Если же ведущий специально не отгадывает фигуру, то ему помогают коллективно. И еще, если какой-нибудь игрок зашевелился или засмеялся во время «выступления» другого, то он становится ведущим.
Калека
Вспоминая довольно спокойные, но не менее веселые игры с мячом, то на ум приходит игра под названием «Калека» . Где игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик.
Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым».
«Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.
Хали-Хало
«Хали-Хало» ― до боли знакомые слова. Сколько же детей в 80-90-х годах играли в нее по всей стране! Пора и ее вернуть в наши дворы!
Напоминаем правила. Ведущий загадывает слово, объясняет игрокам, что это такое (классифицирует его как-нибудь, например, посуда, мебель, одежда), говорит первую и последнюю букву. Игроки должны угадать, какое слово загадано.
Как только кто-то произносит верный ответ, ведущий подкидывает мяч вверх как можно выше с криком «Хали-Хало!» и быстро убегает, а угадавший должен поймать мяч и крикнуть «Стоп!». В этот момент ведущий останавливается, а угадавший должен отгадать расстояние до ведущего.
Расстояние меряется различными шагами, у нас это были стандартные: гигантские (самый большой шаг), обычные и лилипутские (от стопы к стопе), а еще придумывались свои виды шагов, например:
- муравьи — на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
- зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге
- утки — шаги вприсядку
- лягушки — прыжок
- верблюды — нужно было шагать туда, куда доплюнул
Чем больше называешь разных шагов, тем интереснее. Например, говорилось: «До Кати 7 гигантских, 3 зонтика, 4 верблюда и 2 лилипутских...». После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и бросает мяч в кольцо из рук водящего. Если попал, то игрок становится водящим, если нет — ведущий остается тот же.
Уф-ф-ф! Наше субботнее утро прошло просто великолепно! Мы зарядились «энергией детства», вдоволь похохотали, проверили свои физические способности и как будто на миг вернулись в далекое прошлое! Конечно же это далеко не все игры, которые были в нашем детстве, но раз мы вспомнили их первыми, то возможно они были самыми любимым и популярными!
Мы надеемся, что вы, читая эту статью, не раз улыбнулись и сказали «Да! Точно! Мы во дворе играли в такую!». А раз это вызвало положительные эмоции, значит ваше детство было веселым и радостным!
Так давайте же прямо сегодня выйдем во двор со своими детьми и, не обращая внимания на «косые» взгляды со стороны тоскливо сидящих на скамейках взрослых, а точнее — «родителей-надзирателей», научим детей играм, в которые играли сами! Не на словах, а на собственном примере! Ведь для детей мы — взрослые, а «взрослый» — это тот, кто никогда не был малышом, ни во что не играл, а всегда ходил на работу.
Повеселитесь вместе с детьми, расскажите про свое детство и получите взамен искреннее детское удивление и благодарность в виде принятия ваших дворовых игр!
В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. «Газета.Ru» оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.
Резиночки
wikipedia.org
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Классики
wikipedia.org
Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.
Бояре
wikipedia.org
Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.
Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Тише едешь, дальше будешь — стоп
Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Колдунчики
wikipedia.org
Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.
Море волнуется раз
Как играть.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
Казаки-разбойники
wikipedia.org
Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».
12 палочек
wikipedia.org
Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Вышибалы
wikipedia.org
Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.
Я знаю 5 имен
Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Съедобное-несъедобное
Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.
Ножички
wikipedia.org
Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.
Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.
Колечко-колечко
Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Вы поедете на бал?
Как играть.
Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.
Кис-мяу
wikipedia.org
Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.
Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.
Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово, весело! Оставим фей Винкс и всевозможных роботов, пусть поскучают... А мы скучать не будем!
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Резиночки"
Цель:
развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Ход игры:
Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
"Классики"
Цель:
развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
"Бояре"
Цель:
развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.
"Тише едешь, дальше будешь - стоп"
Цель:
развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
"Колдунчики"
Цель:
развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.
"Море волнуется раз"
Цель:
развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
"Казаки-разбойники"
Цель:
развивать базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и стойкость.
Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников».
"12 палочек"
Цель:
развивать умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
"Вышибалы"
Цель:
развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений
«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
"Я знаю 5 имен"
Цель:
развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.
"Съедобное-несъедобное"
Цель:
развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.
Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Колечко-колечко
Цель:
развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.
Вы поедете на бал?
Цель:
развивать
воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы,
умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.
Водящий произносит считалку:
Вам барыня прислала кусочек одеяла
Велела не смеяться,
Губки бантиком не делать,
«Да» и «нет» не говорить,
Черно с белым не носить.
Вы поедете на бал?
После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
"Я садовником родился"
Цель:
развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.
Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
"Горячая картошка"
Цель:
развивать ловкость, координацию движений, внимание.
Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.
Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.
Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся!!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".
Участники – не менее 4 человек.
Считалкой выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; «Штандер-Вася», еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!)
Все замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.
Шаги:
Гигантские - шаг на весь размах ноги
Человеческие - обычные шаги
Лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
Муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
Зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге
Утиные - шаги вприсядку
Лягушка - прыжок
Верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул
Лучше назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.