Формирование средневековых городов. Возникновение и развитие средневековых городов в Европе
![Формирование средневековых городов. Возникновение и развитие средневековых городов в Европе](https://i2.wp.com/iessay.ru/public/page_images/7994/230x0-5_2.jpg)
Город XXI века - какой он? Это корпорация, наделенная статусом юридической личности, обладающая правами и свободами, это политическое образование, обычно управляемое мэром или городским управляющим и выборным советом, это экономическая единица, обеспечивающая себя всем необходимым и контролирующая торговлю, это учреждение для обеспечения социального благосостояния. Конечно, все это образовалось не на пустом месте. И как раз средневековый город стал фундаментом зарождения демократических основ жизни и именно он являлся показателем уровня развития, достигнутого обществом в тот период.
Теории происхождения городов
В период с I в. до н.э. по IV-V вв. н.э., то есть до падения Западной Римской империи, в её состав входили тысячи городов. Почему же появилась надобность в их «реформации»? Как подчеркивал Берман, существующие в Европе до XI века города, лишены были двух основных признаков западного города нового времени: там не было среднего класса и муниципальной организации. Действительно, города Римской империи представляли собой своеобразные административные посты центральной власти, а, например, города Древней Греции, наоборот, были самодостаточными самостоятельными республиками. По отношению же к новым европейским городам нельзя сказать ни того, ни другого, они были новым явлением времени. Конечно, не все города быстро пришли в упадок после падения Империи. В Южной Италии, где сильно было византийское влияние, выжили такие города как Сиракузы, Неаполь, Палермо; морские порты за пределами Южной Италии - Венеция, города средиземноморского побережья будущих Испании и Франции, а также крупные города Лондон, Кельн, Милан, Рим.
Итак, в конце XI и в XII столетии появились тысячи новых городов в различных частях Европы - в Северной Италии, Франции, Нормандии, Англии, немецких княжествах, Кастилии и на других территориях. Конечно, и до этого времени существовали различные города, но среди них не было ничего, в точности похожего на новые, которые отличались не только большими размерами и большим количеством жителей, но и четко выраженными социальным и экономическим характером и относительно четко выраженными политическим и правовым характером.
Подъему новых городов способствовали различные факторы: экономические, социальные, политические, религиозные, правовые. Рассмотрим их подробнее.
Экономические факторы. Английский исследователь Гарольд Дж. Берман отмечает, что возникновение европейского города нового времени в Европе в XI-XII вв. связано прежде всего с возрождением торговли. Он подчеркивал тот факт, что в XI в. рынок, обычно располагавшийся на окраинах замка, или епископского дворца, начал поглощать главную территорию, которая становилась ядром нового города. Кроме того, нужно учесть, что еще одной необходимой предпосылкой для снабжения городов сырьем и продовольствием был рост благосостояния сельского населения, и, следовательно, рост сословия мастеров и ремесленников. Значение экономических факторов также подчеркивал Жак Ле Гофф: «Возобладала одна функция, оживлявшая старые города и создававшая новые, - функция экономическая… Город стал очагом того, что было столь ненавистно феодальным сеньорам: постыдной хозяйственной деятельности».
Социальные факторы. Данный период времени сопровождался активными социальными перемещениями как по горизонтали, так и по вертикали. Вновь обратимся к словам Бермана: «постоянно создавались новые возможности… вскарабкаться из одного сословия в другое… подмастерья становились мастерами, удачливые ремесленники становились предпринимателями, новые люди делали состояния на торговле и предоставлении займов». Также можно отметить тот факт, что с XI-XII вв. в городах Северной Европы рабство почти отсутствовало.
Политические факторы. Отличительным явлением было то, что в новых городах горожане обычно получали право и долг носить оружие и подлежали призыву на воинскую службу для защиты города, то есть города эти в военном плане были куда более эффективные, чем замки. Помимо военной поддержки жители городов уплачивали правителям пошлины, рыночные налоги и ренты и поставляли промышленные товары. Что вскоре привело к необходимости чеканки монет, как в интересах правящих лиц, так и в интересах новых промышленных сословий. Нужно заметить, что эти политические стимулы к основанию городов были и раньше, но к XI-XII столетиям политические условия для их реализации стали более благоприятными.
Для того, чтобы наиболее полно и точно обозначить причины возникновения новых городов, чтобы объяснить процесс их развития, нужно принять во внимание религиозные и правовые факторы. Новые города были религиозным ассоциациями в том смысле, что каждый из них держался на религиозных обрядах, клятвах и ценностях. Но не нужно путать «новый город» с церковной ассоциацией. Как раз наоборот, их можно считать первыми светскими городами, полностью отделенными от церкви. К тому же новые европейские города основывались на общем правовом сознании, на определенных правовых принципах.
На практике основание города в основном происходило путем жалования ему хартии, то есть в результате юридического акта, правовое содержание которого все еще включало в себя религиозные мотивы (клятвы соблюдать городские законы). Конечно, нельзя представить возникновение европейских городов без системы городского права, городского правового сознания, которые дали основу, фундамент для корпоративного единства и органичного развития.
Рассмотрим основные теории возникновения средневековых городов.
В XIX и в первой половине XX в. большинство исследователей основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.
Романистическая теория. Создателями этой теории были французские ученые Гизо и Тьерри. Они считали, что средневековый город не является порождением или феноменом феодализационных процессов и рассматривали его в качестве преемника античного города, города Римской империи. Отсюда и название теории - романизированная.
Немецкие и английские ученые на материале Северо-Западной и Центральной Европы, т.е. Европы не романизированной, искали генезис средневекового города в процессах самого феодального общества и прежде всего в институционных и правовых областях.
Вотчинная теория происхождения средневекового города. Она связывает генезис города с вотчиной. Ярким ее представителем в германской исторической науке был К. Лампрехт. Возникновение городов он объяснял как результат роста производства и разделения труда в вотчинном хозяйстве, на базе которого создавались излишки, сделавшие возможным обмен, породивший города.
Марковая теория также была создана немецким ученым - Г.Л. Маурером, в соответствии с которой генезис города связывался с понятием «свободной сельской общины - маркой», присущей немецкому феодализму, а сам средневековый город являлся лишь дальнейшим развитием деревенской организации.
Бурговая теория (от слова burg - крепость). Ее создатели (Кейтген, Мэтланд) объясняли появление феодального города вокруг крепости, жизнь в котором регулировалась бурговым правом.
Создатели рыночной теории (Шредер, Зом) выводили город из торговых мест или местечек, на территориях оживленной торговли - ярмарок, на пересечении торговых путей, на реке, вдоль морского побережья.
Создатели этих теорий и концепций брали какой-то отдельный момент или аспект в истории города и пытались через него объяснить такой сложный, противоречивый феномен как средневековый город. Все эти теории, безусловно, страдали односторонностью, которая ощущалась и самими исследователями. Поэтому уже в XIX и особенно в первой половине XX в. ученые, которые занимались историей западного средневекового города, объединяли, синтезировали разные концепции его происхождения. Например, немецкий историк Ритшель пытался объединить бурговую и рыночную теории. Но даже в процессе объединения этих концепций и теорий все же не удавалось ликвидировать односторонность в объяснении генезиса средневекового города.
Английский исследователь Гарольд Берман говорит о попытке ввести в концепцию возникновения города экономический фактор - межрегиональную и межконтинентальную торговлю. При этом указывает на огромную роль средневекового купечества. Эта теория получила название торговой концепции, или торговой теории. Но эта теория не была принята многими исследователями города и историками Средневековья.
Современные городские теории, о которых речь пойдет ниже, страдают теми же недостатками, которые были присущи теориям XIX и первой половины XX в. - ни одна из них не может объяснить генезис города во всей совокупности. Одной из таких теорий является распространенная в настоящее время археологическая. Исследователи, разрабатывающие эту теорию, (Ф. Гансгоф, Планиц, Э. Эннен, Ф. Веркотерен) занимаются археологией средневековых городов. Археология дает возможность составить представление о хозяйстве города, его характере, степени развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Так, Г. Планиц прослеживает процесс возникновения города Германии с римских времен до оформления здесь цеховой структуры. Крупный вклад в развитие средневековой урбанистики внесла Э. Эннен. Ею был изучен широкий круг вопросов: социальная структура города, его право, топография, экономическая жизнь, взаимоотношения городов и государства, горожан и сеньора. Европейский город, по ее мнению, это постоянно изменяющийся феномен, динамический элемент в довольно статичном обществе Средневековья. Но этот метод исследования также отличается односторонностью.
Таким образом, в исследовании генезиса средневекового города зарубежная историография усиливает значение экономических факторов. При всей многочисленности теорий возникновения города, ни одна из них, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен полностью. По-видимому, следует учитывать всю совокупность социальных, экономических, политических, религиозных, социо-культурных факторов при возникновении средневекового города. Как многочисленны теории генезиса города, многочисленны и сложны были конкретные исторические пути его возникновения.
Конечно, все эти города, появившиеся на карте Европы, возникали и развивались в разное время и под влиянием разных факторов. Но все же возможно выделить общие модели, с учетом которых можно выделить следующие группы:
Епископские города: Камбре, Бове, Лан, Лорри, Монтобан (Пикардия /Франция/) получили свободу в результате борьбы против власти императора и его епископов, что привело к основанию городской общины, «коммуны». К примеру, город Бове в XII веке получил хартию, обеспечивавшую большие полномочия самоуправления и широкие привилегии граждан (буржуа) после четырёх десятилетий острого конфликта между буржуа и епископами.
Нормандские города: Верней и другие (Нормандия) в отношении свобод, законов, управления был очень похожи на города Франции. Классический пример - город Верней, получивший хартию с 1100 - 1135 гг. герцогом Нормандии Генрихом I и королем Англии.
Англосаксонские города: Лондон, Ипсвич (Англия) получили свой статус в последней трети XI века, после нормандского завоевания. Почти сразу после этого Вильгельм даровал Лондону хартию (Хартия Генриха I от 1129 года), которая послужила примером, моделью для таких городов как Норидж, Линкольн, Нортхемптон и др. В целом же английские города не достигли такой независимости от короля и князей, как другие районы Европы.
Итальянские города: Милан, Пиза, Болонья (Италия) изначально образовывались как независимые, самоуправляющиеся сообщества, коммуны, общины, корпорации. X столетие характеризуется бурным ростом итальянских городов, но нельзя сказать те же слова о их собственном органичном развитии. Их новая история началась в 1057 году с борьбы народного движения, возглавляемого сторонниками папской реформы, против аристократии в лице высшего духовенства во главе с императорским епископом и закончилась изгнанием последних. Города получили хартии, начала складываться система городского самоуправления.
Фламандские города: Сент-Омер, Брюгге, Гент (Фландрия) были передовыми промышленными районами Европы (текстильная промышленность), в большинстве своем достигли коммунального статуса мирным путем, получив хартии в качестве поощрения от графа. Образцом для более поздних хартий была Хартия Сент-Омера, дарованная Вильгельмом в 1127 году.
«Бургские» города: Кельн, Фрайбург, Любек, Магдебург (Германия). Рассмотрим их подробнее. В X - начале XI столетия свой переход от города «римского» к городу в новом европейском смысле осуществил Кельн. Сначала к его территории был присоединен пригород, затем там были учреждены рынки, пошлины, монетный двор. Кроме того, после восстания 1106 года, Кельн получил независимое городское правление, была установлена система городских прав, то есть политическая и правительственная власть была сильно ограничена, тем не менее, архиепископ Кельнский оставался важной фигурой в жизни города. Муниципальное управление Кельна в XII в. было полностью патрицианским. На практике же власть аристократии и лично самого архиепископа оказалась в подчинении власти гильдий заседателей, бургомистров и приходских магистратов.
Необычна история образования других немецких городов. К примеру, в 1120 году герцогом Конрадом Церингенским на пустыре, прилегавшем к одному из его замков, был основан город Фрайбург. Первоначально его население состояло из купцов, затем появились ремесленники, аристократия, епископы и прочие сословия. В 1143 году граф Адольф Гольштейнский позвал жителей Вестфалии, Фландрии и Фризии поселиться на Балтике, там был основан город Любек. Император Фридрих Барбаросса, захватив Любек в 1181 году, даровал ему хартию. И уже к середине XIV в. Любек стал богатейшим городом севера.
Особое место в истории формирования средневековых европейских городов принадлежит городу Магдебургу. К началу 1100-х гг. Магдебург создал собственные управленческие и правовые учреждения и выработал собственное гражданское сознание. Уже через семь лет было издано первое писаное законодательство Магдебурга и, усовершенствованное и отчасти исправленное, распространилось на более чем восемь десятков новых городов. Данная группа городов Германии будет основой для характеристики средневекового городского права.
Судьба древних римских городов в Средние века
История возникновения городов и городской культуры в течение первого периода средних веков мало известна; пожалуй, правильнее было бы сказать, что мы совсем не знаем ее. Скудные документы, дошедшие до нас от той эпохи, знакомят лишь с великими перипетиями политической истории, с жизнью королей и некоторых видных личностей, но о судьбах народов, безыменных масс, мы встречаем в них лишь немногие неопределенные упоминания. Однако, несмотря на недостаток точных документальных известий, мы попытаемся уяснить, хотя бы в общих чертах, какова была судьба городских поселений и каково было положение отдельных личностей, из которых они состояли.
Средние века унаследовали от Римской империи довольно большое число городов: самыми важными по количеству населения, богатству и значению были так называемые cités (civitates); их было в Древней Галлии около 112; остальные, так называемые castra, были простыми укрепленными местечками. Эти раннесредневековые города, которые долго пользовались довольно большой автономией, имели муниципальные учреждения, но под давлением фискальной политики и насильственной централизации городская автономия пришла в полное расстройство уже в IV в., еще раньше, чем набеги варваров ускорили падение империи. Во время анархии, последовавшей за появлением варваров, этот строй окончательно рухнул, так как никто не был заинтересован в том, чтобы поддерживать его: римская муниципальная система исчезла.
Средневековый город
Что сталось тогда с городами? В большинстве случаев из среды прочих городских жителей скоро выделилось одно лицо, приобретшее над всеми неоспоримое превосходство: это был епископ. Он сделался не только первым священнослужителем средневекового города , но и его сеньором. В конце VII в., а быть может и раньше, Тур находился под властью своего епископа. Таким образом, большинство старых римских городов сделались в средние века епископскими сеньориями; так было с Амьеном, Ланом, Бовэ и со многими другими.
Однако не все города постигла такая участь; некоторые из них вследствие войн или разделов перешли в руки светских князей: Анжер принадлежал графу Анжуйскому, Бордо – герцогу Аквитанскому, Орлеан и Париж были прямо подчинены королю. Иногда рядом со старым Cité, подвластным епископу, в Средние века возникал новый город, бург (пригород), подчиненный другому сеньору, светскому или духовному: так, в Марселе cité зависел от епископа, город – от виконта, и таким же образом различали бург и cité в Арле, Нарбонне, Тулузе, Туре. Иные города, разоренные, разрушенные, обезлюдевшие, потеряли значение и обратились в простые селения или даже были совсем уничтожены. Лондон вследствие набегов англов представлял собой, вероятно, кучу щебня, и следы его древних римских улиц в средние настолько изгладились, что новые улицы, проложенные в том же направлении в средние века при его восстановлении, уже не совпадали со старыми; Урикониум, один из богатейших городов Бретани, совершенно исчез, и лишь в 1857 г. удалось определить его местоположение. Точно так же города Portus I tius, находившийся на берегу Па-де-Кале, и Toroentum – на прованском берегу, были уничтожены в раннем Средневековье так основательно, что ученые и до сих пор не пришли к соглашению насчет их местоположения.
Таковы те общие сведения, которые мы имеем относительно политической метаморфозы, происшедшей с римскими городами в начале средних веков; тем паче мы совершенно не знаем истории малых городов, простых укрепленных местечек, которых в конце империи было построено множество. Все они должны были обратиться в сеньории, но мы не знаем, каким образом произошло это превращение.
Возникновение в Средние века новых городских центров
Итак, найдем ли мы на заре XI в. лишь небольшое количество городов, представляющих собой жалкие развалины древних civitates и castra? Вовсе нет. В то время, как они влачили свое темное существование до того дня, когда им суждено было возродиться для общественной жизни, повсюду возникли новые, чисто средневековые городские центры. Многочисленные поместья, на которые распадалась территория во времена римского владычества, имели различную судьбу: если в большинстве из них население накоплялось умеренно, и они сделались позднее простыми деревенскими приходами, то некоторые из них привлекали к себе толпы эмигрантов, селившихся под сенью сеньориального замка или аббатства, и на месте этих поселений медленно складывались будущие средневековые города. Такое поместье, безыменное в VI в., становится в XI в. важным центром. Можно указать множество средневековых городов, возникших вокруг замков: таковы в Южной Франции Монпелье и Монтобан, в Северной – Брюгге, Гент, Лилль, в Центральной – Блуа, Шатодён, Этамп. Еще многочисленнее были, особенно на севере, города, обязанные своим происхождением покровительству аббатства – Сен-Дени, Сент-Омэр, Сен-Валери, Ремирмон, Мюнстер, Вейсенберг, Редон, Кондом, Орильяк и многие другие.
В какую именно эпоху и под влиянием каких обстоятельств совершился этот процесс концентрации, мы не знаем. По всей вероятности, он был вызван самыми разнообразными причинами. Уверенность найти под защитой известных сеньоров отеческое управление, безопасность, беспристрастное правосудие и другие подобные гарантии должна была, несомненно, привлекать в их поместья тех, кто искал лучших условий жизни, и этим, может быть, объясняется процветание многих церковных местечек. «Хорошо жить под посохом», – говорило старое изречение. В другом месте какое-нибудь ловкое предприятие сеньора, например учреждение рынка, приводило чужеземцев на его земли и быстро обращало простой замок в средневековый город; таково, например, возникновение Шато-Камбрези. Но главной из этих причин были набеги норманнов, которые в течение целого века разрушали деревни, разоряли крестьян и заставляли их искать убежища в укрепленных местах. Самый любопытный из примеров этого рода представляет собой история возникновения города Сент-Омэра: будучи в IX в. простым аббатством, стоявшим под защитой св. Бертина, он два раза подряд, в 860 и 878 гг., был опустошен вместе со всей окружавшей местностью. Монахи, наученные опытом, обвели свой монастырь кольцом стен, и когда норманны в 891 г. пришли в третий раз, аббатство могло оказать им сопротивление. Поместье заселилось так быстро, что в X в. прежний монастырь стал городом.
В настоящее время из 500 французских городов не больше 80 ведут свое происхождение от галло-римской эпохи; остальные – большей частью бывшие старинные укрепленные селения, а слово ville, которым называли их французы, есть ничто иное, как латинское слово villa, обозначающее сельское поместье.
Положение средневековых городов до XI столетия
Однако не следует составлять себе преувеличенного представления относительно важности этих городских общин в течение первых столетий средневекового периода: они были более многочисленны, чем значительны, и не были, вероятно, ни густо населены, ни очень богаты. При низком уровне культуры города не могут развиваться: большой город может жить лишь обменом предметов своего производства на съестные припасы, которых он не производит и которые доставляются ему со стороны. Нет торговли – нет и больших городов. Между тем, в V-Х вв. торговля ограничивалась лишь необходимым минимумом, исключая кратковременный расцвет при Карле Великом . Только берега Средиземного моря не переставали посещаться купцами, и сношения между Провансом, Италией, Грецией и Востоком никогда не прекращались совершенно, поэтому в городах этой привилегированной полосы, по-видимому, сохранились и торговый класс, и известная степень благосостояния. В других местах торговля почти повсюду исчезла, так как не находила ни необходимой для нее безопасности, ни центров обмена. Каждое поместье в Средние века жило само по себе, само удовлетворяло почти все свои потребности, обрабатывало для своего употребления железо, дерево и шерсть, производило хлеб; так же должны были поступать и города: это были сельские местечки, и горожане были крестьянами, обрабатывавшими окрестности средневекового города. Притом, не было необходимости их развития: короли, вельможи, галло-римские и германские собственники предпочитали жить в деревне; города перестают быть ареной великих событий.
Трудно представить себе, чем были тогда городские поселения и что представляли собой обитатели возникавших средневековых городов. Новые местечки теснились вокруг замка, аббатства или церкви; древние города, некогда весьма обширные, уничтожали свои старые предместья и скучивались, чтобы в случае нападения площадь, которую пришлось бы защищать, была меньше. Так, в Париже, Бордо, Эвре, Пуатье, Сансе в настоящее время находят развалины римских памятников за оградой стен, которую устроили себе эти города в эпоху нашествий. Все возникавшие средневековые города по мере возможности окружали себя укреплениями, зубчатыми стенами и рвами и усеивали своими контрэскарпы западнями, засеками и частоколами. Внутри городов население, хотя и немногочисленное, должно было жить в тесноте, и это отразилось на архитектуре домов. Римское жилище располагалось в ширину, имело внутри большой двор, атриум, и было вообще очень невысоко; теперь атриум исчезает, застраивается, и крыша возвышается над целым рядом этажей, выстроенных, может быть, уже с выступами, чтобы сберечь еще больше места. Украшением возникавших средневековых городов служат лишь памятники, которые остались от времен римского владычества, если только их не употребили для каких-нибудь экстренных нужд (так, храм Везоны в Периге был превращен в башню для целей защиты, а амфитеатр в Ниме приютил в себе часть жителей и образовал настоящий квартал), или если их не разрушили, чтобы употребить материал на новые постройки, особенно на фортификационные работы. Между церковью и жилищем сеньора, расположенным обычно в стороне, на крутом холме или искусственном возвышении, проводил средневековый горожанин свою однообразную жизнь, и был счастлив, если частная война или набег грабителей не навлекали на его жилище и на него самого ужасов осады и штурма.
Политических прав городах ещё не существовало: сеньор или его приказчики полновластно распоряжались жителями, налагали на них повинности, подвергали аресту и судили.
Гражданское положение городских жителей также должно было ухудшиться; действительно, число свободных людей, по-видимому, значительно уменьшилось как в городах, так и в селах; только города Юга, благодаря своему привилегированному положению, может быть отчасти избежали такого социального упадка; но на Севере он представлял собой всеобщее явление: там сохранили свою независимость только те, кто сделал своим ремеслом ношение оружия за сеньором и жил за чужой счет.
Таким образом, с VI по X в. средневековые горожане не играют никакой роли в обществе, и епископ Адальберон в знаменитой поэме, обращенной им к королю Роберту, принимает в расчет только два класса: людей церкви и дворян, за которыми, но гораздо ниже, стоят крестьяне, обрабатывающие землю.
В X-XI вв. наблюдается оживление старых и появление новых городских центров. Это было предопределено важными экономическими процессами, прежде всего развитием сельского хозяйства. В этот период распространилось двуполье, увеличилось производство зерновых и технических культур, развивалось садовод-ство, виноградарство, огородничество, животноводство. Излишки сельскохозяй-ственной продукции крестьяне начали обменивать на изделия ремесленников. Так возникли предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.
![]() |
Венеция. Гравюра. XV в. |
В то же время своё умение совершенствовали и сельские ремесленники — гон-чары, кузнецы, плотники, ткачи, бондари, сапожники. Искусные мастера, они всё меньше времени занимались сельским хозяйством, выполняли работу на заказ, обменивали собственную продукцию, пытались найти пути её реализации. По-тому ремесленники искали такие места, где можно было и продать свои изделия, и приобрести необходимое для работы сырьё. Именно из сельских ремесленников состояло изначальное население средневековых городов, где ремесло приобрело самостоятельное развитие. В городах оседали и купцы, и беглые крестьяне.
Новые города возникали на руинах античных поселений или на их околицах, возле замков и крепостей, монастырей и епископских резиденций, на перекрёстках путей, возле перевалов, речных переправ и мостов, на берегах, удобных для швар-товки судов. Города разрастались быстро, однако очень неравномерно. Сначала они появились в Италии (Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция) и Франции (Арль, Марсель, Тулуза). Постепенно начали возникать города на территории Англии (Кембридж, Оксфорд), Германии (Вальдорф, Мюльгаузен, Тюбинген), Нидер-ландов (Аррас, Брюгге, Гент). А позже всего, в XII-XIII вв., появились города в скандинавских странах, Ирландии, Венгрии, на территории дунайских княжеств.
Больше всего городов было в Италии и Фландрии. Немало городских поселений возникло вдоль берегов Рейна и Дуная.
Следовательно, в конце XV в. во всех западноевропейских странах было много городов, в которых осуществлялся активный товарный обмен.
IX в. Из «Фландрской хроннки» о происхождении города Брюгге Материал с сайта
Граф Фландрии Бодуэн Железная Рука построил укреплённый намок с подъёмным мостом. Впоследствии для удовлетворения потребностей его жителей к мосту перед воротами замка начали сходиться торговцы или продавцы ценных вещей, лавочни-ки, владельцы постоялых дворов, чтобы накормить и дать пристанище тем, кто вёл торговые дела в присутствии хозяина, который также часто там бывал; начали воз-водить дома и обустраивать гостиницы, где расселяли тех, кто не мог жить внутри замка. Появился обычай говорить: «Идём к мосту». Это поселение так разрослось, что вскоре превратилось в большой город, который и до сих пор в народе называют «мост», ведь на местном диалекте Брюгге означает «мост».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Теории происхождения средневековых городов
Пытаясь ответить на вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов, ученые XIX и ХХ вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.
Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в города. "Романистическая " теория (Ф. Савиньи., О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно "вотчинной" теории (К. Эйгхгорн, К. Нич) город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. "Марковая" теория (Г. Маурер, О. Гирке, Г. фон Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. "Бурговая" теория (Ф. Кейтген, Ф. Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и в бурговом праве. "Рыночная" теория (Р. Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.
Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.
Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить "бурговую" и "рыночную" теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта - бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору - межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю - купечеству. Согласно этой "торговой" теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов, и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.
В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения геологических данных, топографии и планов средневековых городов (Ф. Л. Гансгоф, В. Эбель, Э. Эннен). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально - экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной культуры.
Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.
В отечественной медиевистике проведены серьёзные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально = экономической роли городов, при меньшем внимании к их другим функциям. В последнее же время рассматривается всё многообразие социальных характеристик средневекового города. Город определяется как "Не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя" 1
Возникновение европейских средневековых городовКонкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.
Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились близи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие "рыночные местечки" при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.
Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII - IХ в. феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в Х в. - на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.
Раннему возникновению и росту итальянских и южно-французских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремесленных организаций и римского муниципального права.
В Х - XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии - по Рейну и верхнему Дунаю, Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.
Позднее, в XII - XII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.
Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, Во Фландрии и Брабанте, по Рейну.
"При всём различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В социально - экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями; в политической сфере - в развитии структур государственности".
Город под властью сеньораКаково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ, или отпущенные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города. В руках сеньора сосредотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.
Бывшие крестьяне приносили с собой в города обычаи общинного устройства, которые оказывали заметное влияние на организацию городского управления. Со временем она всё более принимала формы, соответствовавшие особенностям и потребностям городской жизни.
В раннюю эпоху городское население было еще очень слабо организовано. Город имел еще полуаграрный характер. Его жители несли повинности аграрного характера в пользу сеньора. Город не имел особого городского управления. Он находится под властью сеньора или сеньориального приказчика, который судил городское население, взыскивал с него различные штрафы и поборы. При этом часто город не представлял собой единства даже и в смысле сеньориального управления. В качестве феодальной собственности сеньор мог завещать город по наследству так же, как и деревню. Он мог делить его между своими наследниками, мог продавать или закладывать его целиком или частично.1
Приведём отрывок из документа конца XII в. Документ относится к тому времени, когда город Страсбург находился под властью духовного сеньора - епископа:
"1. По образцу других городов основан Страсбург, с такой льготою, чтобы всякий человек, как чужой, так и местный уроженец, всегда и ото всех пользовался в нём миром.
5. Все должностные лица города ходят под властью епископа, так что назначает их либо он сам, либо те, кого он поставит; старшие определяют младших, как если бы они были подчинены им.
6. А епископ не должен давать общественной должности иначе, как лицам из мира местной церкви.
7. Четырёх должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своею властью, а именно: шультгейса, бургграфа, мытника и начальника монеты.
93. Отдельные горожане обязаны также отбывать ежегодно пятидневную барщину, за исключением монетчиков…кожевников…седельников, четырёх перчаточников, четырёх из булочников и восьми из сапожников, всех кузнецов и плотников, мясников и изготовляющих винные бочки…
102. Среди кожевников двенадцать человек обязаны за счет епископа приготовлять кожи и шкурки, сколько понадобится епископу…
103. Обязанность кузнецов состоит в следующем: когда епископ отправится в императорский поход, каждый кузнец даст по четыре подковы со своими гвоздями; из них бургграф даст епископу подковы на 24 коней, остальные удержит себе…
105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа: при этом дается им материал и отпускается продовольствие на все время…
108. Среди сапожников восемь человек обязаны давать епископу, при его отправлении ко двору в поход государев, чехлы для подсвечников, тазов и посудин…
115. Мельники и рыболовы обязаны возить епископа по воде, куда бы он ни пожелал…
116. Рыболовы обязаны рыбачить для … епископа … ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями…
118. Плотники обязаны каждый понедельник выходить на работу к епископу за его счет…"
Как видим из этого документа, безопасность и мир горожанам обеспечивал его сеньор, который "инвестировал своей властью" должностных лиц города (т.е. поручал им руководить городским правлением). Горожане со своей стороны обязаны были нести в пользу сеньора барщину и оказывать ему всевозможные услуги. Эти повинности мало чем отличались от повинностей крестьян. Ясно, что по мере усиления города он начинает все больше тяготиться зависимостью от сеньора и стремится от нее освободиться.
Организация города возникла в процессе борьбы с сеньором, борьбы, обусловившей необходимость объединения разнообразных элементов, которые входили в состав городского населения. Вместе с тем усиливалась и обострялась классовая борьба в деревне. На этой почве с XI в. замечается стремление феодалов укрепить свое классовое господство путем усиления феодальной организации государства. "Процесс политического дробления сменился тенденцией к объединению мелких феодальных единиц и сплочению феодального мира".
Борьба городов с феодальными сеньорами начинается с первых же шагов городского развития. В этой борьбе складывается городское устройство; те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования, организуются и сплачиваются. От исхода этой борьбы зависит то политическое устройство, которое получает город.
Развитие товарно-денежных отношений в городах обостряет борьбу между городом и феодалом, стремившимся экспроприировать растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали. Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города. На этой почве между городом и сеньором возникали столкновения, которые заставляли горожан создавать определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.
Таким образом, формирование городов было результатом общественного разделения труда и социальной эволюции периода раннего средневековья. Возникновение городов сопровождалось отделением ремесла от земледелия, развитием товарного производства и обмена, развитием атрибутов государственности.
Средневековый город возникал на земле сеньора и находился в его власти. Стремление сеньоров извлечь как можно больше доходов из города неизбежно привело к коммунальному движению.