Функциональные стили языка. Материал для выполнения задания
Задания
Какие утверждения правильные?
1. Орализация – это устное произнесение текста.
2. Орализация – это громкое произнесение текста.
3. Орализация – это подготовка письменного текста к устному воспроизведению.
4. Популяризация – это объяснение сложных слов и понятий через простые.
5. Популяризация – это сокращение большого текста.
6. Эффективнее приводить в устном выступлении точные цифры.
7. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.
8. Эффективнее приводить цифры в сопоставлении.
9. Эффективнее заменять существительные на глаголы.
10. Эффективнее заменять глаголы на существительные.
11. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении
усиливают речевое воздействие.
12. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении
ослабляют речевое воздействие.
13. Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.
14. Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.
15. Риторических фигур в речи оратора должно быть много.
16. Риторических фигур в речи оратора должно быть мало.
17. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.
18. Выразительность речи оратора зависит от эмоциональности оратора.
19. Важную информацию лучше помещать в начале фразы.
20. Важную информацию лучше помещать в конце фразы.
Заменить синонимом: аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конкурент, конфиденциальный, легитимность, лимитировать, суицид, субмарина, тинэйджер, электорат.
3. Дать простое, популярное определение следующим словам и составить с ними предложение:
Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (иначе: «газават»), диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (или пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис,шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.
4. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:
Образец: Нам нужна демократия.
Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество.
Необходимо защищать природу. Нам необходимо провести выборы. Давайте проведем субботник.
С курением надо бороться. Государство должно заботиться о неимущих. Человек в жизни должен занимать активную позицию. Обществу необходима доброта.
Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы.
Образец: «Надо меньше есть жирную пищу» - «Надо меньше есть сало, масло, свинину» и т.д.
Материал для выполнения задания:
здесь можно купить головные уборы; улицы заполонил транспорт; здесь можно купить спиртные напитки; на даче негде купить самые необходимые продукты питания; летом надо больше есть растительной пищи; люди стали намного больше платить за коммунальные услуги; здесь можно найти себе недорогую обувь.
6. Конкретизируйте (расширьте, дополните подробностями) фразу:
Образец: По двору ходил петух – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
Материал для выполнения задания
По улице бежал человек.
На столе стояла ваза с цветами.
На ступеньке террасы сидела лягушка.
По небу летел воздушный шар.
Ребенок полез на дерево.
Центральный нападающий забил гол.
Мы увидели внизу долину.
На улице вырыли канаву.
Прочитайте выражения в кавычках по правилам их произнесения в устной речи. Используйте выражения «так называемый», «так сказать», «в кавычках» либо особую ироническую интонацию.
Сегодня «герои нашего времени» работают в банках и криминальных структурах.
Прибыли на митинг и другие «радетели за народное счастье» - Анпилов и его возбужденные старушки.
Скоро появились милиционеры с дубинками – основные «борцы за демократию» в наше время.
Жулики работали под «крышей» областной администрации.
Рогозин и другие «новые демократы» представляют себя оппозицией власти.
Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно, нужно, необходимо пояснить.
вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.
Выполните упражнения по отработке выразительности речи.
1. Произнесите фразу «Это стоит пять рублей» с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем «Это стоит 1000 долларов» с интонацией, как будто это стоит три рубля.
2. Произнесите фразу с разными интонациями:
Здравствуйте! (официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг).
Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев) Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев) Спасибо, как это вы догадались! (искренность, восхищение, гнев)
Ничем не могу вам помочь! (искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы)
Вы поняли меня? (доброжелательность, учтивость, официальность, угроза)
До встречи! (теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие)
Это я! (радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность)
Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность)
Прочитайте каждое предложение быстро, а затем - отделяя однородные члены предложения выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?
1. В нашей истории было много замечательных полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жуков…
2. Как медленно тянулись эти месяцы ожидания возвращения домой: март, апрель, май, июнь и, наконец – июль!
3. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качалова, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова…
4. Произнесите фразу, интонацией придавая ей прямой и противоположный смысл:
Рад вас видеть Спасибо за работу Я в восторге Спасибо, мне было приятно ваше внимание Приятно было с вами поговорить Спасибо за комплимент Очень вам признателен С удовольствием Мне это очень нравится
Выразите свою признательность, благодарность своему товарищу или преподавателю. Обращайтесь конкретно, называя адресата по имени. Говорите фразы с искренними интонациями благодарности.
Конкретизируйте, за что вы благодарите – приведите факт, подробность, делающие вашу благодарность более искренней и вежливой.
Образец: Большое спасибо тебе за помощь. Ты меня просто выручил – дал мне калькулятор, и я успел вовремя подготовить все данные. Я очень тебе благодарен!
14. Выразите радость при встрече, используя формулы вежливости. Обращайтесь к конкретному адресату:
Как я рад вас видеть! Я очень рад нашей встрече! Я рад, что вижу тебя!
Как я рад видеть тебя! Какая приятная встреча! Как приятно тебя видеть!
15. Произнесите фразу Как приятно тебя видеть! с радостью - вы очень давно не виделись; дополните ее, расширив дополнительными словами свое выражение радости, чтобы усилить выражение радостных чувств .
Образец: Как приятно тебя видеть! Сто лет не виделись! Я так по тебе соскучилась! Иди, садись рядом со мной!
Эпифора, как и анафора – сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.
Постройте свое выступление на эпифоре.
1.Почему у нас за все надо платить? … - плати,
…. - плати,
…. - плати,
…. - плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.
2.Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника, Хочешь … - спроси разрешения у чиновника, Решил … - спроси разрешения у чиновника,
Понадобилось тебе … - спроси разрешения у чиновника. Захотел … - спроси разрешения у чиновника,
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С. Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»
Тема 3. Работа над речевой формой выступления
Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения. Подобная работа над текстом называется в риторике «орализация текста» (от англ. оral – устный), то есть «превращение письменного текста в устный». Можно говорить об определенных правилах орализации, которым рекомендуется следовать при работе над речевой формой выступления.
Разговорность стиля
Книжные и официальные слова надо постараться в процессе подготовки выступления заменить на стилистически нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности». Вместо «в прессе» можно сказать «в газетах», вместо «средства массовой информации» – «газеты, радио и телевидение», вместо «прессинг» – «сильное давление» и т.д.
Простота изложения
М.Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо для слушателей максимально упростить.
Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова, но их не должно быть много и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово нужно понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, близкие по значению слова и выражения, привести пример его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.
Например:
«Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое-либо дело, предприятие». Инвестиция – это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает, конечно же, на развитие того предприятия, в которое он вкладывает свои средства, и надеется впоследствии получить от этого предприятия прибыль. Ясно, что инвестиция для любого инвестора – это риск. Понятно также, что нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Поэтому слово «инвестиции» так часто употребляется сейчас в нашей прессе. Таким образом, инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня мы поговорим с вами о проблемах инвестиций в российскую экономику».
Объяснение сложных слов и понятий через простые называется приемом популяризации. Владение данным приемом является важнейшим условием подготовки эффективного устного текста.
Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте устного выступления (прием упрощения синтаксиса). Текст надо строить с использованием более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления). Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Известно, что лучше воспринимаются слушателями предложения, не превышающие 13-15 слов.
Приведение цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.
1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
2. Цифры лучше округлять.
3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции
(например: сейчас население нашего города в три раза больше, чем до войны).
4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: «по площади как Москва», «такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года» и т. д.
5. Необходимо точно указывать источник приводимых статистических данных.
Конкретность лексики
Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, конкретизируя их, то есть заменять на более конкретные, (прием конкретизации). Вместо того, чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше сказать «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров» и т.д. Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.
Вместо существительных, где это можно, лучше употреблять глаголы: вскрытие - вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение - достичь, улучшение - улучшить, что делает восприятие более конкретным и наглядным.
Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратора. Для повышения внимания слушателей, для придания речи наглядности, образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, вводя идею, можно приводить конкретные подробности, касающиеся появления этой идеи у оратора. Так, вместо «Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне…» можно сказать так: «На прошлой неделе, когда ехал на дачу, на автостанции я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне…».
Разнообразие номинативных средств
Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.
К важным риторическим фигурам относится повтор - «учиться, учиться и еще раз учиться». Повтор ведет к запоминанию (вспомним – «повторение - мать учения»); однако установлено, что механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.
Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг - дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.
Риторические фигуры
Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» некоторую идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.
Есть и другие риторические фигуры.
Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.
Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.
Антитеза - риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.
Перечислительный ряд: группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Для того, чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех.
Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством.
Гипербола – преувеличение (заведомое), например, нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.
Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.
Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов будет особенно эффективен, если он – один, если краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.
Передача графических знаков в устной речи
Если в тексте подготовленного выступления есть слова в кавычках, то при устном воспроизведении такие слова читаются обычно с помощью фраз «так называемый», «так сказать», либо выделяются особой иронической интонацией. Иногда говорят - «в кавычках».
Например: И вот эти так называемые (варианты: так сказать, в кавычках) «борцы за народное счастье» сейчас опять претендуют на место в областной думе.
Выразительность речи
И, наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей
Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, несколько менее информативное - в начале. Наименее информативна обычно середина фразы. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Обзор приемов вербальной коммуникации. Структура речевой коммуникации. Виды вербальных коммуникаций в ораторстве. Акустические, тактильно-кинестизические, ольфакторные средства общения. Мимическое выражение эмоций. Невербальное межличностное пространство.
курсовая работа , добавлен 26.03.2014
Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.
реферат , добавлен 23.12.2014
Общие правила назначения и расчета пособия по уходу за ребенком. Современные изменения в законодательстве Российской Федерации, ряд существенных уточнений, которые помогут более точно и правильно определять и право на данное пособие, и его размер.
статья , добавлен 09.11.2010
Социально-психологические аспекты коммуникативной деятельности. Проблемы общения людей пожилого возраста и методические подходы к их решению. Технологии социальной работы по формированию коммуникативных навыков в пенсионном возрасте, опыт учреждений.
дипломная работа , добавлен 13.02.2011
Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.
дипломная работа , добавлен 19.03.2009
Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.
реферат , добавлен 04.06.2012
Нравственный барьер человеческой личности. Основные риторические постулаты. Зоны психологического пересечения аудитории. Процессы анализа и синтеза речи. Приоритетная позиция слушающего и ложь в речевой коммуникации. Три типа приема и передачи информации.
реферат , добавлен 12.10.2009
контрольная работа , добавлен 09.01.2011
1. Выберите тему для проведения дискуссии из представленных ниже или предложите свою тему:
1) Брак по любви или по расчету?
2) Место женщины в современном мире.
3) Нужна ли смертная казнь?
4) Всегда ли нужно говорить только правду?
5) Официальный брак или гражданский?
6) В деньгах ли счастье?
7) Сколько денег нужно человеку?
8) Надо ли нам учиться у Запада?
9) Способна ли тюрьма исправить?
11) Почему не любят отличников?
12) Почему существуют преступники?
13) Нужно ли стариков отправлять в дома престарелых?
14) Может ли свобода быть полной?
Познакомьтесь с возможными тезисами и аргументами по теме «Должно ли быть образование платным?» . Воспользуйтесь этим материалом при подготовке к дискуссии.
Возможные тезисы:
1) Образование должно быть платным, поскольку знания, за которые платят, запоминаются лучше. 2) бесплатное образование менее эффективно, чем платное. 3) Бесплатное образование – это осуществление социальной справедливости. 4) Платное образование в современных условиях необходимо. 5) Должно быть и платное и бесплатное образование. 6) Платное образование дает низкое качество знаний.
«Бесплатное образование – это осуществление социальной справедливости»:
1. Бесплатное образование дает всем детям равные шансы. 2. Бесплатное образование дает возможности развития личности детям из провинции. 3. Бесплатное образование не создает закрытых социальных слоев. 4. Бесплатное образование обеспечивается государством, которое следит за его качеством. 5. Бесплатное образование не развращает учащихся, как платное, когда за деньги поступают без знаний. 6. Если платное образование оказывается лучше, то государство должно давать кредит на его получение.
Возможные аргументы к тезису: «Платное образование в современных условиях необходимо»:
1. Платное образование должно быть альтернативой бесплатному. 2. Платное образование обеспечивает высокий уровень материальной оснащенности учебного процесса. 3. В условиях социального и финансового кризиса оно дает возможность многим учебным заведениям выжить. 4. Платное образование выше качеством. 5. В коммерческих классах (группах) у учителей более благоприятные условия для работы. 6. Платное образование – своеобразная форма социальной защиты, так как за деньги могут поступить менее подготовленные дети. 7. К работе в платных группах педагоги относятся более ответственно. 8. Коммерческие группы дают возможность учителю подработать. 9. У родителей есть стимул заработать на образование детям.
Литература
1. Вакуров В.Н., Кохтев Н. Н. Практическая стилистика русского языка. – М., 1989.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. – М., 1998.
6. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. – Псков, 1994.
7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.
9. Стешов А.В. Как победить в споре: культура полемики. – Л., 1981.
10. Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М., 2001.
Практическое занятие №20
Тема: Искусство публичного выступления
1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Что такое риторика?
2. Публичное выступление. Виды публичных выступлений по цели.
3. Виды публичных выступлений по форме.
4. Общие требования к публичному выступлению.
5. Трудности публичного выступления.
6. Подготовка к публичному выступлению:
А) обдумывание выступления;
Б) выбор темы;
В) поиск материала;
Г) обозначение структуры выступления;
Д) подготовка конспекта;
Е) репетиция выступления.
7. Начало выступления.
8. Функции концовки выступления. Варианты концовок.
9. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
10. Поведение оратора в аудитории.
1. Определите, какая форма публичного выступления используется в следующих случаях (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):
1) Объяснение материала учителем на уроке. 2) Речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге. 3) Десятиминутное выступление студента на научной конференции. 4) Классный час с выступлением психолога, который задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы. 5) Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год. 6) Получасовое выступление ученого на научной конференции. 7) Выступление трех учеников с подготовленными материалами (по 3минуты).
2. Прочитайте следующие поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.
Образец: Речь вести – не лапти плести. – Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки – это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская пословица: речь вести – не лапти плести.
1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Оговорка – не обида. 5. Живое слово дороже мертвой буквы. 6. Говорить не думая – что стрелять не целясь.
3. Произнесите фразу Опять он звонил , передавая интонацией разные смыслы:
1) Вы делитесь с собеседником радостью; 2) вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил; 3) вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами; 4) вы возмущены, говорите об этом с гневом (вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил); 5) вы сообщаете об этом с тревогой (вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий); 6) вы демонстрируете собеседнику свое безразличие (его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.
^ 4. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации
1) Рад вас видеть. 2) Я в восторге. 3) Спасибо за работу. 4) Приятно было с вами поговорить. 5) Мне это очень нравится. 6) Очень вам признателен. 7) Я этого никогда не забуду. 8) Умница! Молодец!
5. Из предложенных ниже тем выберите 3 понравившиеся. По каждой теме выделите основные проблемы, которые вы хотели бы осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис. И на базе этих тезисов расскажите, чему будет посвящено ваше будущее выступление.
1) «Проблема платного здравоохранения в России». 2. «Современная мода». 3. «Алкоголь в России». 4. «Реформа коммунальной сферы». 5. «Проблема платного образования». 6. «Положение пенсионеров в стране». 7. «Рост разводов в современном обществе».
6. Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. придумать соответствующую завязку):
1) вы должны рассказать о книжных новинках детям 8 класса, а они только что пришли с урока физкультуры;
2) вы приглашаете школьников прийти на открытие выставки восковых фигур, а они только что писали двухчасовое сочинение по литературе;
3) вы выступаете в техникуме перед семнадцатилетними юношами и хотите убедить их посещать танцевальный кружок, где не хватает кавалеров.
^ 7. Придумайте начало выступления к следующим концовкам:
Правильно говорят в народе / Я думаю, на примере этой истории мы все убедились в правильности русской поговорки: 1)семь раз отмерь – один раз отрежь; 2)людским речам вполовину верь; 3)у кого что болит, тот о том и говорит; 4)сперва подумай, а потом скажи; 5)по речи узнают человека; 6)слово – серебро, молчание – золото; 7)слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
^ 8. Вспомните какую-нибудь известную басню. Сформулируйте обобщающий вывод по этой басне.
Образец: басня «Стрекоза и муравей» – Итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.
9. Представьте, что вы завершаете свое публичное выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации (риторического приема, заключающегося в усилении силы выражения от слова к слову). Используйте слова и выражения, приведенные в скобках .
1. Это не просто… это… это… это, наконец, просто – …!
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, небрежность, вопиющее равнодушие к судьбам людей).
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!
2. Я не просто… тексты современной поп-музыки, я их…, я их…, я их просто…!
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и слышать не могу, презираю, не испытываю интереса, испытываю отвращение).
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!
^ 10. Конкретизируйте (расширьте) фразу.
Образец: По двору ходил петух. – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
1) На столе стояла ваза с цветами. 2) На улице вырыли канаву. 3) По улице бежал человек. 4) Ребенок полез на дерево. 5) Центральный нападающий забил гол. 6) На ступеньке террасы сидела лягушка.
Придумайте интересное начало выступления в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т.е. (вы ему за
11. Как должен вести себя оратор в следующих ситуациях:
1. В аудиторию забежала кошка. 2. Некоторые слушатели встают и уходят. 3. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 4. Слушатели на задних рядах разговаривают и мешают. 5. По ходу выступления задают вопрос, на который оратор не может ответить. 6. Стало душно. 7. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 8. Слушатели зевают.
3. Орфо-пунктуационный практикум:
1. Повторите тему: «Правописание союзов».
2. Перепишите, раскрывая скобки:
1) Вы то(же) были на Кавказе? 2) Что(бы) ни говорили, не соглашайся. 3) Мы пришли за тобой, так(что) собирайся и пошли. 4) По(чем) у вас рыба? 5) За(чем) пойдешь, то и найдешь. 6) Он всю ночь ехал, что(бы) предупредить нас. 7) Не знаю, что(бы) я сделал на вашем месте. 8) И(так), можно сделать следующие выводы. 9) Он провинился, по(этому) и был наказан.10) Пусть все будет так(же), как в прошлый раз.11) Он то(же) пришел на собрание. 12) При(том) издательстве имеется небольшая типография. 13) Ежедневно повторялось то(же) самое. 14) Говорили тихо, потому(что) стены были очень тонкие. 15) Эксперимент проведен удачно, при(чем) не впервые. 16) От(того), что он говорит, мало толку. 17) При(чем) здесь мой отец? 18) По(этому) вопросу обсуждение завершено.
Литература
1. Аннушкин В.И. Риторика. – Пермь, 1994.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995.
3. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2003.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002.
6. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2002.
7. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.
8. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.
Практическое занятие №21
Тема: Вербальное и невербальное речевое воздействие
1. Условия эффективного речевого воздействия.
2. Вербальное речевое воздействие:
А) фактор соблюдения коммуникативной нормы;
Б) фактор установления контакта с собеседником;
В) фактор содержания речи;
Г) фактор языкового оформления;
Д) фактор стиля общения;
Е) фактор адресата;
Ж) фактор расположения информации.
3. Невербальное речевое воздействие:
А) фактор внешности;
Б) фактор взгляда;
В) фактор физического поведения;
4.Виды невербальных сигналов. Национальная специфика невербальной коммуникации.
2. Выполните практические задания:
1. Прочитайте басню «Ворона и Лисица». Какое правило речевого воздействия эффективно использует Лиса? Какие приемы речевого воздействия она применила? Каких целей достигла Лиса и было ли общение эффективным?
^ ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил.
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
(И.А. Крылов)
2. Придумайте краткий эффективный диалог для следующей коммуникативной ситуации: вы просите родителей купить вам новый компьютер (разыграйте эту ситуацию в группе). Какие аргументы и какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить?
^ 3. Составьте диалоги «просьба – отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает, причем отказ должен быть мотивированным и вежливым.
Образец: Дай мне на неделю эту книгу. – У меня нет этой книги, я ее сам брал в библиотеке.
^ Вот варианты возможных просьб (дополните их своими примерами):
Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).
Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (но просящий – неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя).
Выгуляй, пожалуйста, мою собаку (а у вас аллергия на собак)
^ Возможные варианты вежливого отказа:
К сожалению, я не могу…
Я бы с удовольствием, но не могу…
Извините, но этого я сделать не могу…
Мне бы очень хотелось вам помочь, но не могу…
К несчастью, я не могу…
Я бы с радостью, но…
^ 4. Выразите следующие значения невербальными средствами (а ваши одногруппники должны понять вас и объяснить значение жеста словами).
Напиши мне; сыт по горло; мне надо спать; подвезите меня; который час?; проходите; он похудел; закругляйся, заканчивай; он силач; не торопись, не спеши; давай это мне; очень прошу; деньги нужны; тише; привет!; отлично; холодно; пойдем пешком; до свидания; чуть-чуть, немного; помолчите.
^ 5. Отреагируйте невербально на слова собеседника: Нам сегодня дают стипендию.
Удивитесь словам собеседника; обрадуйтесь его словам; продемонстрируйте безразличие и незаинтересованность; выразите восхищение по поводу сообщенного; выразите сомнение в том, что это произойдет.
6. Составьте невербальный рассказ о каком-нибудь событии и покажите его аудитории. Можете назвать аудитории тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они перескажут словами то, что вы изобразили невербально.
1. Повторите тему «Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях».
2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания
1) Он выходит ничего в этом не смыслит. 2) По словам капитана до ближайшего порта остается два дня пути. 3) Наверно не знаю но кажется вся эта выходка была преднамеренная. 4) Столько хлопот однако. 5) Молодой воробей выпал из гнезда ветер сильно качал березы аллеи и сидел неподвижно. 6) Он и в самом деле интересовался философией. 7) Он погрузился в размышления видимо производя в уме какие-то расчеты. 8) В тот же день я был на квартире Никитина фамилия зятя. 9) Даже мои хозяева если они были дома открывали окна и слушая хвалили музыканта. 10) Героиней этого романа само собой разумеется была Маша. 11) Изложенные соображения естественно подводят нас к правильному решению вопроса. 12) Как-никак он не спал уже вторые сутки. 13) Бежал бежал наконец устал. 14) Осенью когда поспевали яблоки яблоневые деревья были гордостью семейства Поповых Анатолий обычно спал в саду чтобы мальчишки не покрали яблок. 15) Как выражаются моряки ветер крепчал. 16) Вопросы эти рассматривались в ряде монографий и в частности в специальных статьях. 17) Я конечно бы пришел если б меня заранее предупредили. 18) Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю след унесенного моста и перевернуло с легкостью. 19) Эти собаки если я не ошибаюсь происходят от простых дворняжек и овчарок. 20) Я не понимал теперь я понял что я делал с близкими мне существами.
Литература
1. Акишин А.А. и др. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1991.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
5. Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичного выступления. – М., 1989.
6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2002.
7. Купина Н.А. Риторика в упражнениях и играх. – М., 2002.
8. Пиз.А. Язык телодвижений. – Н.Новгород, 1992.
9. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.
10. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.
Практическое занятие №22
Тема: Изобразительно-выразительные средства языка
1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
2. Тропы как изобразительно-выразительные средства языка (метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, олицетворение, ирония, аллегория, гипербола, литота, перифраза, эпитет).
3. Фигуры речи как изобразительно-выразительные средства языка (анафора, эпифора, инверсия, градация, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, бессоюзие, синтаксический параллелизм, многосоюзие).
2. Выполните практические задания:
1. Укажите, какие образно-выразительные средства языка использованы С. Есениным в следующем стихотворении. Как они связаны с общей идеей произведения?
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришлось процвесть и умереть.
^ 2. Допишите следующие фразы, используя прием градации.
Образец: Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.
1. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она…, она… для нашего бюджета. 2. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно…, его надо… 3. Она не просто симпатичная, она…, она просто… 4. Это не просто недостаток в работе, это…, это…, это, наконец, просто…! 5. Я не просто не люблю тексты современной поп-музыки, я их…, я их…, я их…, я их просто…!
3. Определите, какие тропы использованы в следующих текстах
1) И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой… 2) Фиалки волн и гиацинты пены цветут на взморье около камней… 3) И сейчас же в ответ что-то грянули струны, исступленно запели смычки… 4) Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой… 5) Просветы в небо, что оконца… 6) Красною кистью рябина зажглась…7) Багровый свет пробивается сквозь немую толщу времени. 8) И все не умолкает во мне война, клубится она во мне. 9) И серп поднебесный желтее, чем липовый мед… 10) Коромысло радуги над нею. 11) Перо его местию дышит…12) По пруду лебедем красным плавает тихий закат…
4. Прочитайте пословицы о языке. Объясните их смысл и определите, какие метафоры положены в основу пословиц.
1. Язык – стяг, дружину водит.
2. Язык поит и кормит, и спину порет.
3. Языком, что рычагом, дела двигаются.
4. Не пройми копьем, пройми языком.
5. Мал язык, да всем телом владеет.
6. Язык не стрела, а сердце ранит.
5. Подберите перифразы к следующим понятиям
Зима, ночь, хлеб, компьютер, солнце, вода, утро, дом, телевидение, луна, весна.
6. Постройте свое выступление
1) на анафоре:
Нам вредит наша…
Нам вредит…
Но нам поможет наша…
Нам поможет наша…
Мы сделаем Россию великой страной!
2) на эпифоре
Почему у нас за все надо платить?
… – плати.
… – плати.
… – плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы платим налоги и уже за все это заплатили государству. Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых гражданам, а расширять ее.
^ 6. Определите, в каких ситуациях используются в переносных значениях следующие имена собственные. Как называется этот стилистический прием?
Иван Грозный, Наполеон, Сусанин, Обломов, Чичиков, Петр Первый, Остап Бендер, Василий Теркин, Собакевич, Манилов.
3. Орфо-пунктуационный практикум
1. Повторите тему «Правописание наречий».
2. Перепишите, раскрывая скобки
Сделать (в)ручную, откуда(то), (в)догонку, яйца (в)смятку, советовать (по)дружески, (в)попыхах, (до)красна, (на)попятную, (на)кануне, сделать (на)зло, все (на)смарку, жить бок (о)бок, (в)замен, мало(помалу), (в)перемешку, действовать (в)открытую, бродить (в)слепую, (до)верху, (в)пятых, (из)далека, (по)волчьи, (в)рассыпную, все(таки), (на)кануне, (с)зади, повернулся (на)бок, (на)пример, (по)утру, (по)видимому, (в)плавь, (во)первых, (за)даром, (в)лево, (по)дружески, (к)стати, (по)одиночке, (по)перек, (на)равне.
Литература
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2001.
2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999.
3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.
4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1999.
5. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.
6. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
7. Ушакова Г.М., Труфанова С.Л. Комплексный анализ текста: Интерпретация, модели, схемы, разборы. – Чебоксары, 2003.
Практическое занятие №23
I. Не так давно некий Тит Целий из Торрацины, человек достаточно известный, отправившись после ужина спать в одну комнату со своими двумя молодыми сыновьями, утром был, говорят, найден убитым... Хотя его два сына (взрослые, как я указал), спавшие тут же, утверждали, что ничего не слышали, их все же обвинили в отцеубийстве. Но все-таки, после того как судьям было достоверно доказано, что сыновей нашли спящими при открытых дверях, юноши были по суду оправданы... Ибо
никто не мог поверить, чтобы нашелся человек, который, поправ все божеские и человеческие законы нечестивейшим злодеянием, смог бы тотчас же заснуть, так как люди, совершившие столь тяжкое преступление, не могут, не говорю уже - беззаботно спать, но даже дышать, не испытывая страха.
II. Он прячет в тумбу 110 тысяч рублей, и этот факт выставляют как свидетельствующий об особой злонамеренности и обдуманности Дорвойдта. Я думаю наоборот: этот факт говорит о непонятной раздвоенности и расшатанности мысли его: он прячет очень искусно в тумбу 110 тысяч рублей, а другие 100 тысяч рублей с лишним оставляет в это время в полной небрежности в комоде, ключи от которого были даже в руках прислуги.
(О д а р ч е н к о К. Ф. Речь в защиту Дорвойдта)
III. - Я был председателем конкурсной комиссии и настоял
на том, чтобы этому институту присудили в соревновании второе место - по объективным показателям. Многие члены жюри были за то, чтобы дать им третье место, но я убедил их. И это несмотря на то, что с руководством этого института у меня довольно сложные, плохие отношения. Думаю, что они оценят мои усилия и станут лучше ко мне относиться.
Пожалуй, наоборот: узнав, что вы были председателем жюри, они решат, что получили бы не второе, а первое место, если бы не вы, и будут еще меньше расположены к вам.
(Из разговорной речи)
IV. Если он (оппонент) защищает самоубийство, вы кричите тотчас же: «А почему вы сами не повеситесь?» Или он утверждает, например, что в Берлине жить неприятно, а вы кричите тот час же: «Почему вы не уедете из него с первым же почтовым
дилижансом?».
(Шопенгауэр А. Эристическая диалектика)
V. Посмотрим, насколько возможно предположение о самоубийстве. Думаю, что нам не станут говорить о самоубийстве с горя, что мужа посадили на 7 дней под арест. Надо быть детски легковерным, чтобы поверить подобному мотиву. Мы знаем, что Лукерья приняла известие об аресте мужа спокойно, хладнокровно, да и приходить в такое отчаяние, чтобы топиться ввиду семидневной разлуки, было бы редким, чтобы не сказать невозможным, примером супружеской привязанности.
(Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой)
VII. Коррупцию следует рассматривать далеко не только как следствие экономического неблагополучия в стране (мол, многие берут взятки потому, что не хватает на жизнь честных доходов, низкой зарплаты), но и как его причину, одну из существенных причин: получив взятку, чиновник-коррупционер, большой и малый, очень часто должен выполнить действие, невыгодное, экономически вредное для государства и всего общества, и тем самым подрывает финансово-экономическую систему.
VIII. ...Указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую... Он вспомнил все сразу - и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город.
(Чехов А. П. Ионыч)
IX. И если Роберта Олден ошиблась в нем, - а это явно так и было, - что же, разве не мог и он ошибиться в своем безрассудном влечении к той, которая в конце концов - как знать? - быть может, не так уж дорожила им.
(Драйзер Т. Американская трагедия)
X. Нас спрашивают, упрекая за медлительность, - готовы ли аудиовизуальные и технические средства обучения, чтобы оснастить ими все школы? Когда, мол, они будут готовы? А я вот задаюсь другим вопросом: а готовы ли учителя и школы к тому, чтобы успешно работать с АВСО и ТСО?
(Из выступления работника Министерства просвещения СССР)
XI. Я только хочу задать всем здесь присутствующим вопрос: не убеждает ли их скромный практический опыт, будь то давнишний или недавний, в том, что палата общин бывает порою туга на ухо, подслеповата и несообразительна?..
(Диккенс Ч. Речь в ассоциации по проведению реформы управления страной)
XII. Вы упрекаете меня в том, что я молчал и не заступился, когда при мне о вас говорили неприятные вещи, что, мол, это свидетельствует о моей трусости. Но вы ведь тоже ничего не возражали - значит, вы тоже вели себя трусливо? А может быть, вы были согласны с тем, что о вас говорили?
Думаю, что лежавшие на столе деньги украл Н. Он вчера просил у меня взаймы , но я ему отказал. И вообще - вы заметили: у нас в учреждении до него ни у кого деньги не пропадали, а как приняли его на работу, так вот уже второй случай. Мне его соседи говорили, что он очень любит выпить, лентяй и что к нему ходят какие-то подозрительные люди.
Если ваш друг устранился, когда вы были в беде, в тяжелом положении, не постарался помочь вам, - это не друг. Если вы снова попадете в беду, он поступит точно так же. Как писал А.Фадеев, кто предал раз, предаст и другой. Да и вообще каждый серьезный поступок человека хорошо характеризует его на будущее: украл - значит следует ожидать, что украдет еще и еще; солгал в важном случае - и дальше будет так делать.
1) Ваш друг - способный человек. 2) Если открыть магазин в таком-то месте, он не будет рентабельным.
Упражнение 3. Докончите высказывания так, чтобы они стали аргументами из опыта, устраняющими сомнения относительно приводимых дискуссионных положений.
1) В результате долгих и разносторонних наблюдений и экспериментов доказано, что... . 2) Практика жизни показала, что.... 3) В результате проведения опросов детей среднего и старшего школьного возраста установлено, что... .
Упражнение 4. Используя данные ниже выражения, составьте такие фрагменты речи, в которых содержался бы поворот аргумента или обоюдный аргумент.
Пример. Сколько ты имеешь, столько ты и стоишь. - Иногда мы слышим: сколько ты имеешь, столько ты и стоишь. В эти слова вкладывают смысл житейской философии: человек, мол, оценивается по количеству принадлежащих ему денег и имущества. Я понимаю эту пословицу по-другому. Да, действительно, сколько имеешь, столько и стоишь! Сколько ты имеешь знаний, способностей, таланта, трудолюбия, доброты, порядочности, ума, душевной красоты, - столько ты и стоишь!
1) Каков поп - таков и приход. 2) Дети, молодые люди часто не понимают своих родителей, не считаются с их интересами. 3) Нужно иметь знания, а не звания. 4) Дают - бери.
Упражнение 5. Подкрепите следующие положения, придав им характер аргумента из опыта, аргумента к суждению.
1) От болельщиков на стадионе можно ожидать всяких неприятных выходок. 2) Если человек учился в школе на тройки и двойки, он не может быть хорошим студентом, поступив в вуз. 3) Вряд ли психически нормальный человек сам пойдет лечиться в психбольницу: уж раз пошел - значит что-то не то. 4) Наша экономика находится в упадке.
Упражнение 6. В какой ситуации может быть использован данный пример обоюдного аргумента?
Ему нужно об этом сообщить, он заинтересованное лицо.
Вот именно потому, что он заинтересованное лицо, ему об этом говорить не надо.
Упражнение 7. На основе данных положений постройте доказательства от абсурдного.
1) В человеческом обществе всегда будут законы и нормы жизни. 2) Жизнь современного человечества полностью зависит от электричества.
Этические приемы убеждения
Упражнение 1. Найдите в отрывках из речей Ч. Диккенса моменты риторического этоса. Объясните, в чем они состоят.
I. Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и снова чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удостоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоминать об этом с гордостью.
(Речь на банкете в честь литературы и искусства)
II. Леди и джентльмены, я не стану больше отнимать у вас время, ведь все мы предвкушаем удовольствие послушать и других ораторов, а также те музыкальные номера, которые в этом обществе служат разумным развлечением и отдыхом от более серьезных занятий.
(Речь на вечере в школе для рабочих)
III. Я далек от желания - и в этом смысле я особенно не хотел бы быть понятым превратно - бросить тень на превосходные церковно-просветительные общества или на благородное, искреннее и разумное рвение духовных лиц, которые их возглавляют. Напротив, я полагаю, что они сделали и продолжают делать много добра и заслуживают всяческой похвалы; но - надеюсь, я могу сказать это, никого не обидев, - в таком городе, как Бирмингем, есть и другие, не менее добрые дела, полезность коих общепризнана...
(Речь на вечере в политехнической школе)
Упражнение 2. Укажите, какие этические приемы убеждения использованы в следующих высказываниях.
I. Если бы решать мое дело должны были другие какие-нибудь люди, то я очень боялся бы этого процесса, видя, что иногда пускаются в ход такие интриги и бывают такие случайности, что часто для обвиняемого получается результат неожиданный. Но, выступая перед вами, я надеюсь на справедливое решение суда.
(Лисий. Речь в защиту против обвинения Симона)
II. У меня есть еще и особенная причина радоваться этому собранию, и вот какая: меня радует, что резолюции, которые будут здесь предложены, не содержат в себе никаких сектантских или классовых положений, что они касаются не какого-либо одного учреждения, но выражают великие, незыблемые принципы широчайшего распространения знаний повсюду и при любых обстоятельствах.
(Диккенс Ч. Речь на вечере в политехнической школе)
III. В вопросе о мире мы готовы сотрудничать и сотрудничаем с людьми, которые не согласны с нашим образом мыслей, но искренно стоят за мир, дорожат национальной честью, независимостью своих стран...
(Фадеев А. Речь на массовом митинге в защиту мира в Стокгольме)
IV. Неужели вы хотите быть такими же невежественными матершинниками и пьяницами, которых мы не так редко наблюдаем в публичных местах?!
V. Вы подумаете, что быть спичрайтером нехорошо, как-то аморально. Но спичрайтеры были еще в древности, только тогда они назывались логографами и среди них были знаменитые ораторы - Демосфен и Лисий.
(Из лекции вузовского преподавателя)
VI. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, партизаны и партизанки! На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
VII. К Олимпиадору, действующему в угоду распутной женщине, более чем к кому бы то ни было применимы слова законодателя Солона о человеке, который лишился здравого рассудка. Ведь Солон установил закон, что все распоряжения, которые кто-нибудь сделает, поддавшись внушению женщины, являются недействительными. Тем более это относится к женщине подобного рода.
(Демосфен. Против Олимпиадора о нанесении ущерба)
VIII. Этот сотрудник - слабый специалист и лентяй, но мы ему можем доверять в таких делах, в которых нельзя доверять любому. Если мы его уволим, вряд ли на его место найдем такого же надежного человека.
IX. Вам не нравится, что подруга вашего сына курит. Лет двадцать тому назад над этим действительно нужно было задуматься. Но сейчас это обычное явление, на которое можно не обращать внимания.
X. ...Если поэта упрекают в том, что он не верен действительности, то, может быть, следует отвечать на это так, как сказал Софокл, что сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть...
(Аристотель. Поэтика)
XI. Никогда не надо хвастать, показывать, что вы что-то знаете лучше или больше, чем другие, например широковещательно сообщать, что вы побывали в таких местах за границей, где никто из присутствующих не был и т.п. Так делают дети, а взрослому культурному человеку пристало быть скромным.
Упражнение 3. Составьте фразы риторического характера, в которых были бы заложены данные проявления.
1) Уважение к вашим слушателям. 2) Личная скромность. 3) Тактичность по отношению к оппоненту (к оппонентам).
Упражнение 4. Составьте фрагмент речи на общественно-политическую тему, в котором были бы совмещены пафос и риторический этос.
Упражнение 5. Вообразите себя на трибуне митинга или какого-то совещания, составьте вступление к речи, включив в него инсинуацию 2, чтобы произвести положительное впечатление на оппонентов, присутствующих на собрании.
Упражнение 6. Имя какого из исторических деятелей можно было бы взять в качестве примера, для того чтобы составить аргумент к авторитету, аргумент к модели, аргумент к антимодели? Составьте три соответствующих фрагмента речи (на актуальные социальные темы).
Упражнение 7. Составьте аргумент к норме, сославшись на существующую частую житейскую, экономическую и другую практику.
Упражнение
8.
Составьте аргумент к пользе для речи житейско-экономического содержания и для речи более широкого социального характера.
Психологические приемы воздействия.
Упражнение 1. Какие приемы психологического воздействия использованы в следующих высказываниях? Поясните свой ответ.
I. Пора кончать с войной в Чечне - все устали от нее! Сколько горя она принесла и приносит!
II. Господа присяжные заседатели, господин судья! Мой клиент признался, что воровал. Это ценное и искреннее признание. Я бы даже сказал, что оно свидетельствует о необыкновенно цельной и глубокой натуре, человеке смелом и честном. Но возможно ли, господа, чтобы человек, обладающий такими редкостными качествами, был вором?
(И в и н А. А. Основы теории аргументации)
III. Стремясь опорочить моего отца, они сказали, что он говорит с чужеземным акцентом. При этом они не упомянули, что он во время Декелейской войны был взят в плен врагами и продан в рабство на Левкаду; и только много времени спустя... он смог освободиться и вернуться к родным в Афины. И теперь они поставили ему в вину его акцент, как будто справедливо, чтобы несчастья того периода погубили его сейчас.
(Демосфен. Против Евбулида)
IV. ...Где вы увидите много проявлений алчности, дерзости, бесчестности и вероломства, там, будьте уверены, среди стольких гнусных поступков скрывается и преступление. Впрочем, как раз оно менее всего бывает скрыто, так как оно столь явно и очевидно, что нет надобности доказывать его теми злодеяниями, которыми запятнал себя этот человек; оно даже само служит доказательством наличия всякого другого преступления, в котором могли быть сомнения.
(Цицерон. В защиту Секста Росция)
V. О, страшное и тяжкое время для провинции Сицилии! О,
памятное нам событие, пагубное и роковое для многих, ни в чем не повинных людей! О, неслыханная подлость и злодейство Верреса! В одну и ту же ночь, когда претор пылал позорнейшей страстью, флот римского народа пылал в огне, подожженный разбойниками.
(Цицерон. Против Гая Верреса («О казнях»)
Упражнение 2. Заполните пропуски соответствующими эпитетами так, чтобы получились аргументы к тщеславию.
1) От имени всех участников конкурса приветствую наше... жюри, состоящее из... представителей отечественной культуры. 2) Сегодня, в этом зале собрались... студенты нашего института - современная... молодежь. Нисколько не сомневаюсь, что скоро они станут... специалистами - ... инженерами, ... конструкторами новых приборов.
Упражнение 3. Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите положительную характеристику личности подзащитного с мыслями о необходимости его оправдания или смягчения наказания.
Упражнение 4. Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности (подсудимого, политического противника) с существом рассматриваемого судебного дела или политической позицией оппонента.
Упражнение 5. Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.
1) О криминальной обстановке где-либо. 2) О тяжелой жизни бомжей. 3) О коррупции в каких-либо учреждениях.
Упражнение 6. Составьте фрагменты речи, в которой вы попытаетесь склонить аудиторию к тому, чтобы она не соглашалась со следующими утверждениями.
1) Культура России всегда была под иноземными влияниями (апеллируйте к чувству национального достоинства ваших слушателей). 2) В современном обществе все больше падает нравственность. 3) Нужно запретить употребление спиртных напитков.
Упражнение 7. Докончите высказывания, вложив в них актуальное общественное содержание, так чтобы получились аргументы из народного единодушия.
1) Не нужно доказывать, что... . 2) Уже ни у кого не вызывает сомнений... . 3) Стало уже аксиомой... . 4) За последнее время всем стало очевидно....
Глава 5. Языковые средства риторики.
Упражнение 1. Используя следующий фрагмент из речи Д. И. Менделеева, приведите примеры метафоры, олицетворения, антитезы, риторического вопроса, инверсии, эллипсиса, словесного повтора, синонимического повтора, синтаксического параллелизма. Укажите основную мысль (тезис) и аргументы (способы ее доказательства), определите тип связи (цепная, параллельная, смешанная) между тезисом и аргументами.
И если этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная.
Упражнение 2. Разграничьте гиперболу (преувеличение) и литоту (преуменьшение).
Уведи меня в ночь, где течет Енисей и сосна до звезды достает (О. Мандельштам). Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). Мужичок с ноготок (Н. Некрасов). Переход в стоярусных огнях (А. Луговской).
Упражнение 3. Разграничьте метафору (перенос наименования по сходству) и метонимию (перенос наименования по смежности). Разграничьте традиционные (стертые) образы и случаи индивидуально-авторского переноса.
Теоретическая часть
- В чем заключается эффективность устной речи?
- Каковы общие требования к публичному выступлению?
- В чем заключается работа над речевой формой публичного выступления?
- Расскажите о четырех основных способах подготовки к публичному выступлению.
- Какова структура публичного выступления?
- Вступление, его виды и функции. Как вы думаете, что может быть отражено во вступлении в судебную речь?
- Как вы думаете, почему нежелательны в судебной речи вступления: а) интригующее; б) трафаретное; в) банальное; г) экстравагантное; г) слишком длинное или слишком короткое.
- Расскажите о приемах захвата внимания аудитории.
- Функции концовки публичного выступления. Варианты концовок:
цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; подытоживающее повторение; иллюстрация; кульминация; комплимент аудитории; юмористическая концовка; благодарность за внимание.
- Какова роль заключения судебной речи?
- О чем обычно говорилось во вступлении и в заключении судебных речей русских дореволюционных судебных ораторов? Приведите примеры.
- С какими функциями судебной речи связан тот факт, что с возрождением в России суда присяжных вступление в судебную речь и заключение становятся необходимыми композиционными частями?
- Каковы основные принципы ответа оратора на вопросы аудитории?
Практическая часть
1
. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели)
.
Выступление кандидата на выборах перед избирателями; разговор декана со студентом в его кабинете; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; устный отчет о проделанной работе на собрании; выступление на митинге; рассказ родителям о делах в академии; представление курсу почетного гостя; тост, который произносит отец на юбилее своего начальника; рассказ друзьям о происшествии во время экскурсии; выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей; поздравление ректором выпускников вуза; новости, которые читает диктор в программе «Время»; инструкция о том, как как играть в какую-либо игру; речь перед студентами о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку в библиотеке; аннотация книги для сокурсников; рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования).
2
.Определите, какая форма публичного выступления используется: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.
Отчет Председателя Правительства РФ о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление 3 студентов с подготовленными материалами (по 3 мин) на семинаре; выступление психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы студентам и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в студенческой группе с обзором новых поступлений.
3.
Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените, книжные фразы и слова разговорными и т.д.
Образец. На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники - весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно стоят в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. — Каждую зиму все мы ждем с большим опасением - а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах!
1. Учеба - основной вид деятельности студентов, который занимает у них три четверти свободного времени. Поэтому именно во время учебного процесса в значительной степени осуществляется формирование нравственной культуры студентов. В ходе обучения не только закладываются теоретические и практические основы избранной профессии, но и формируется определенное отношение к ней, конкретная жизненная позиция, которая и определяет их профессиональный облик. 2. Часто приходится слышать рассуждения о том, что за последние годы в стране создано немало юридических вузов, и не нужно больше наращивать выпуск таких специалистов. Напротив, мы еще сильно отстаем как от США, так и от просвещенной Европы. У нас на 140 млн. населения всего 60 тыс. адвокатов. Если сделать элементарный арифметический расчет, нетрудно убедиться, на сколько тысяч россиян приходится всего один адвокат . 3. Творческо-поисковая работа студентов - важный шаг на пути к научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей практической деятельности в области юриспруденции. Актуально звучат сегодня слова великого французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня, сказанные четыреста лет назад: «…самое главное - это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».
4
. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.
Образец. Речь вести - не лапти плести. — Любое устное выступление должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты можешь хорошо выступить без подготовки - это только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести - не лапти плести.
1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая - что стрелять не целясь. 8. Живое слово дороже мертвой буквы.
5.
Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения.
Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция , априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (газават), диаспора, ди-джей, дискжокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, Интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.
6
. Предложите разные способы словесного выражения приводимых идей.
Образец: Нам нужна демократия. — Варианты: Демократия необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество
.
1. Необходимо защищать природу. 2. Нам необходимо провести выборы. 3. Давайте проведем субботник. 4. С коррупцией надо бороться 5. Государство должно заботиться о неимущих. 6. Человек в жизни должен занимать активную позицию. 7. Обществу необходима доброта.
7.
Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы
.
Образец: Надо меньше есть жирной пищи. — Надо меньше есть, масла, свинины и т.д.
1. Здесь можно купить головные уборы. 2. Улицы заполонил транспорт. 3. Здесь можно купить спиртные напитки. 4. На даче негде купить самые необходимые продукты питания. 5. Летом надо больше есть растительной пищи. 6. Люди стали намного больше платить за коммунальные услуги. 7. Здесь можно найти себе недорогую обувь.
8.
Конкретизируйте (расширьте) фразу.
Образец: По двору ходил петух. — По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.
9.
Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Образец: здесь целесообразно пояснить — здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.
Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы можете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; руководство уделяет недостаточно внимания; мы внесли предложение; ставить под вопрос.
10.
Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух
.
1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Cледует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации последствий произошедшего, создав специальную комиссию специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.
11.
Начните свое выступление со следующего приема из нижеперечисленных. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.
Обращение к событию, времени, месту; обращение к борьбе, конфликту, противоречиями между людьми, различиями во мнениях; ссылка на общеизвестный, общедоступный источник информации; риторический вопрос; ссылка на свое эмоциональное состояние; возбуждение любопытства; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование знаменитости; исторический эпизод; постановка проблемного вопроса и ответ на него; изложение цели и задачи выступления; обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.
Темы для выступлений
: (можете выбрать свою тему)
- За что я люблю нашу Академию.
- Рыночная экономика в России.
- Рост разводов в современном обществе.
- Положение пенсионеров в стране.
- Реформа коммунальной сферы.
- Проблемы платного здравоохранения.
- Проблема платного образования.
- Проблема алкоголизма в России.
- Компьютер в нашей жизни.
- Современное телевидение.
- Друг познается в беде.
- В чем преимущество юридического образования.
- Самые трудные минуты в моей жизни.
- Москва с высоты Воробьевых гор.
- Что представляет для меня свобода.
Образец выполнения задания
. Тема «За что я люблю свой город»
Обращение к событию, времени, месту
: «Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе — Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?»
Возбуждение любопытства
: «Я был в двух десятках городов — и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?»
Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям
: «Москвичи убеждены, что
лучший город
страны — это Москва, петербуржцы — что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание «четвертой столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».
Демонстрация какого-либо предмета
: «Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: «Воронеж». Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так».
Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами
: «У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».
Цитирование знаменитости, исторический эпизод
: «Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации
: «Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».
Риторический вопрос
: «Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».
12.
Предложите начало выступления, построенное на антитезе
(противопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления
.
Образец: Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и… — Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся
.
1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а… 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а… 3.Наука воздействует на наш разум, а… 4. Одним учеба доставляет радость, другим… 5. Одни люди привыкли жаловаться на то, что им не хватает денег, другие…
13.
Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные?
1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал … З. Вот и все, что я хотел вам сказать. 4. До свидания. 5. Я закончил. 6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 7. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 8. Благодарю за внимание. Приятно было у вас выступать. 9. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 10. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 11. Итак, будем работать - и все у нас получится. 12. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 13. Если есть вопросы, я готов на них ответить. 14. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.
14.
Закончите свое выступление обращением к Минск, 2000.