Где ф 117 сбитый в югославии. "Стелс" (самолет): технические характеристики
Россия давно борется с Соединенными Штатами за приоритет в создании истребителя двадцать первого века, сочетающего в себе характеристики сверхзвуковой суперманевренной боевой машины и технологии «Стелс». Самолет, обладающий такими качествами, не должен засекаться радарами и средствами инфракрасного наблюдения. Постройка подобного истребителя будущего не только способна резко повысить эффективность национальных ВВС, но и обеспечить весомый аргумент в конкурентной борьбе на мировом рынке вооружений.
До совсем недавнего времени у ведущих конструкторских бюро и авиастроителей не получалось объединить в одной боевой воздушной машине такие противоречивые в технологическом аспекте характеристики. Причем Россия преимущественно пребывала в роли догоняющей. Сочетающий в себе все эти качества, построенный по технологии «Стелс» самолет должен стать крупным козырем в решении различных геополитических задач.
Например, МиГ-29 разрабатывался в качестве адекватного ответа на создание американского истребителя F-18, а Су-27 был неким противовесом F-15. И хотя все данные модели в свое время стали настоящим прорывом и крупным достижением в области авиастроения, современные доктрины требуют разработки принципиально нового истребителя, сочетающего в себе великолепные летные характеристики с технологией «Стелс». Самолет, постройка которого основана на такой концепции, должен быть не только недоступен радарам, но и обладать качествами многоцелевой сверхзвуковой и сверхманевренной боевой машины.
Американский самолет-невидимка «Стелс» F-117 не смог приблизить своих конструкторов к вожделенной цели. Эта машина обладала весьма скромными летными характеристиками и не могла принимать участие в серьезных воздушных баталиях. ВВС Соединенных Штатов тратили огромные бюджетные средства на разработку действительно эффективного и невидимого для радаров крылатого хищника. Однако приблизиться к реализации этой задачи они смогли только осенью 1997-го года, когда начались испытания истребителя F-22 «Раптор».
Но в этот раз американские авиастроители не могли рассчитывать на безоговорочное первенство. Поскольку ОКБ Сухого начало летные испытания машины С-37 «Беркут» всего лишь двумя неделями позже своих конкурентов. По авторитетным оценкам военных экспертов, российский истребитель значительно превосходит «Раптор», главным образом благодаря уникальному крылу обратной стреловидности. Все это вывело конкурентную борьбу инженерной мысли и технологий на новый виток противостояния.
После завершения операции по захвату иракских амбициозно названной «Бурей в пустыне», американские военные чины без устали нахваливали свои самолеты F-117А фирмы «Локхид». Этих «черных призраков», совершивших несколько разрушительных налетов на Багдад, иракские ПВО не могли даже разглядеть на мониторах своих радиолокационных станций. Этот самолет «Стелс», фото которого демонстрирует идеальную геометрию машины, стал воплощением тридцатилетних усилий американских инженеров по разработке данной технологии.
Еще в 1962-м году фирма «Локхид» предпринимала попытки создать самолет-невидимку А-12. Поначалу эти потуги не принесли желаемого результата. Можно еще вспомнить «Стелс» самолет, знаменитый воздушный разведчик того времени SR-71, получивший свое прозвище «Черная птица» благодаря соответствующего цвета специальному покрытию, которое поглощало радиоволны. В начале 1970-х с бурным развитием вычислительной техники и программирования появилась возможность моделирования полета на ЭВМ. Так была спроектирована машина, имевшая минимальную радиозаметность. Уже в 1975-м году конструкторы фирмы «Локхид» создали первый опытный образец самолета-невидимки. Зимой 1977-го впервые поднялась в воздух боевая машина нового поколения F-117А, а через шесть лет ее приняли на вооружение американских ВВС.
Воодушевленный таким успехом Пентагон поручил компании «Нортроп» разработать по той же технологии новый стратегический бомбардировщик, неуязвимый для ПВО противника. Работы, длившиеся девять лет, завершились постройкой машины, получившей кодовое обозначение В-2. При создании всех своих «невидимок» американцы пользовались отнюдь не технологиями инопланетян, о чем ходило множество небылиц, а теоритическим разработками наших соотечественников.
Для поглощения радиоизлучения они применяли специальное ферромагнитное покрытие корпуса. Кроме того, американцы прибегали к множеству дополнительных ухищрений. Например, в самой машине почти все элементы изготавливались из не отражающих излучение композитных материалов, таких как Все двигатели были оснащены шумоподавляющими кожухами и системами принудительного охлаждения, которые снижают интенсивность инфракрасных выбросов. И еще много чего применялось в американских «невидимках».
Но здесь встает резонный вопрос об эффективности всех этих ухищрений. И тут выясняется, что огромные средства (многие миллиарды долларов!) потрачены зря. Прежде всего, эти машины оказались настолько капризны в эксплуатации, что готовить их к полету можно было только на базовых аэродромах. К тому же попутно выяснилось, что как только «Стелс» намокает, он начинает отчетливо проявляться на экранах радаров, подобно человеку-невидимке из известного романа Герберта Уэллса. Возможно, именно по этой причине во время военных действий в Югославии F-117А был сбит в одном из первых же вылетов.
Но окончательно добило изыскания американских ученых и авиастроителей в данной сфере изобретение, сделанное в России, где была разработана принципиально новая технология создания радионевидимости. Вблизи самолета генерируются специальные плазменные облака, настолько интенсивно поглощающие электромагнитные волны, что видимость машины на экранах радиолокационных станций уменьшается более чем в сотню раз.
Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.
Технология «Стелс»
Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.
"Стелс" - самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель - до 12, а американский самолет «Стелс» - 0,3 кв.м.
Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.
Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.
Плюсы и минусы технологии
Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.
Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.
Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате "Стелс" (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.
Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.
На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».
Принцип работы самолета-невидимки
Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.
Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.
Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.
Первый самолет-невидимка
В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.
К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.
«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.
На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).
Технические характеристики Lockheed F-117
Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.
В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме - 905 км/ч.
Описание невидимки B-2 Spirit
Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.
Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга - 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.
В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.
Характеристики F-22 Raptor
Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.
F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.
Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса - около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.
Российский проект-невидимка «Беркут»
В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.
Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.
Экипаж - 1 пилот. Номинальная масса объекта - 26,5 т. Оба двигателя двухконтурные турбореактивные с форсажной камерой. Общая тяга обеспечивается в 17500 кгс. Это позволяет Су-47 достигать скорости в 2500 км/ч.
Азиатская невидимка Shenyang J-31
Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.
Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев - и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта - 17,5 т. Максимальный скоростной порог - 2200 км/ч.
Lockheed F-117 Nighthawk — американский тактический бомбардировщик, разработанный компанией Lockheed Martin в конце 1970-х годов. Первый серийный самолет, основанный на применении технологий Стелс.
История F-117
Возможность создания боевого самолета, который был бы невидим для радаров противника была мечтой военных с момента появления радаров ПВО. Еще во времена Второй Мировой войны немецкие авиаконструкторы пытались сделать своим машины невидимыми, эти работы продолжались и после войны в рамках тех или иных исследовательских программ. В 1960-х годах, в рамках проекта по созданию скоростного разведчика некоторые методики активно применялись, однако, из-за огромной мощности двигателей и скоростей, буквально раскалявших корпус — самолет невидимым не стал. Тем не менее, потенциал был заметен.
В 1977 году в Пентагоне был сформирован экспериментальный комитет «XCom», задачей которого было вывести технологии Стелс на уровень практической применимости. Именно тогда, на базе наработок по SR-71, а так же результатах испытаний по секретной программе XST, комитет санкционировал программы Senior Prom (из нее выросла крылатая ракета-невидимка ACM), ATB (ставший бомбардировщиком ), и, наконец, Senior Trend, результатом которого стал F-117.
Так как большая часть работ по Senior Trend проводилась в лабораториях Skunk Works, контракт на разработку достался владельцу лабораторий — компании Lockheed Martin. Требования режима секретности были сверхвысокими, свидетелством этого является название самолета — F-117 выпадал из общей линейки самолетов: , и так далее. По негласному правилу, в ВВС США трехзначные номера получали секретные самолеты.
Конструкция F-117
Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.
В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия, лишь 10% конструкции выполнено из металлов.В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.
Lockheed F-117 Nighthawk — первый стелс. Видео канала Skyships
Стоит отметить, что за высокие характеристики малозаметности пришлось заплатить низкими летными характеристиками. Самолет очень трудно управляем — была разработана сложная система автоматического контроля только для того, что бы он мог держаться стабильно в воздухе. Естественно, в случае визуального обнаружения истребителями противника, F-117 был обречен — маневренность у него едва выше, чем у Шаттла. Кроме того, форма самолета полностью исключала возможность преодоления звукового барьера. Тем не менее, при критике машины стоит учитывать, что F-117 — тактический бомбардировщик, а не истребитель и маневренный бой в целепологании для такого самолета вообще не предусматривался.
Отсек вооружения - двухсекционный, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение - две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».
Производство
Все серийные самолёты были выпущены в модификации «A». Произведено 64 единицы, последний серийный экземпляр был поставлен ВВС США в 1990 году.
Эксплуатация F-117
Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. На авиасалоне в Ле Бурже самолет был впервые представлен лишь в 1991 году после операции Буря в пустыне.
Аварии и катастрофы
За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин, в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий.
Боевое применение
- Вторжение США в Панаму(1989)
- Война в Персидском заливе(1991)
- Операция «Лиса пустыни»(1998)
- Война НАТО против Югославии(1999)
- Иракская война(2003)
Снятие с вооружения
ВВС США планировали применять F-117 до 2018 года, однако рост затрат на программу и моральное устаревание бомбардировщика перед новым истребителем заставили отказаться от F-117 в пользу F-22.
27 марта 1999 г., на четвертый день операции НАТО «Милосердный ангел» в Югославии, ПВО Сербии сделали Пентагону «подарок»: сбили из советского ЗРК «Нева» самый засекреченный самолет корпорации «Локхид». F117 A «Стелс», стоимостью в $50 млн, который называли самым неуязвимым самолетом в мире, попал в прицел зенитчиков Югославской народной армии и был уничтожен с одного попадания. Американцы были в шоке, президент США Билл Клинтон попытался скрыть от своих сограждан эту историю.
Пресса убеждала американцев в том, что «самолет-невидимка» разбился из-за «технической ошибки». У сербов, мол, нет таких ракет, которыми можно сбивать самые современные американские машины. Еще бы, в 1999 г. на F117 A стояла огромная очередь по всему миру. Пакет заказов на него был расписан вперед на 10 лет. Это был самый дорогостоящий проект ВПК США, рассчитанный до 2018 г., а «Локхид» планировал заработать несколько сотен миллиардов долларов.
Но после 27 марта 1999 г. все бизнес-планы рухнули. Заказчики начали отказываться от сотрудничества с «Локхидом». Удивительно, но американцы с их хваленой электроникой «прозевали» советскую ракету и подставили «Стелс» под удар. Сербские военные работали четко, они понимали, что за ними следят спутники-шпионы из Пентагона. После внимательного изучения графика полетов F117 A над Сербией штаб ПВО ЮНА пришел к удивительному выводу: они никогда не летают на высоких скоростях, очень близко приближаются к цели и главное - одним и тем же маршрутом возвращаются на авиабазу после бомбежек. Американские пилоты работали по четким инструкциям и никогда не нарушали своих традиций. Эта «самоуверенность» и подвела 24 марта 1999 г. пилота Дэла Зелко, родители которого были выходцами из Югославии.
Сержант Драган Матич, который первым нажал на кнопку «пуск», в интервью сербским СМИ поделился «военной тайной»: «Это фантазия американских инженеров и летчиков, что „Стелс“ невидимка. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Мы засекали его еще в 50 километрах и ждали, когда он пройдет мимо нашего расчета. Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолетов, но он все равно появляется на экранах радаров. Может быть, пилот ошибся, может быть, заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел. Мы сбили страшную, фантастическую машину - самый засекреченный самолет ВВС США. Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа американского спецназа прилетела на нескольких вертолетах и увезла его. Уже на следующий день он был на базе „Авиано“ неподалеку от Венеции. Нам удалось сбить „фантастический“ самолет. Мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов остаться в живых».
Подполковник Джордже Аничич, который командовал группой ПВО, уже после войны написал книгу «Смена». В ней он подробно описал кошмарные дни операции «Милосердный ангел». Вот лишь небольшой фрагмент из документального отчета подполковника Аничича: «В первом налете на Югославию участвовало свыше 650 самолетов. Для начала ракетные удары наносились по командным пунктам и установкам ПВО армии Югославии. Они собирались нанести самый значительный ущерб нашей армии буквально в первые часы. Но у них ничего из этого не вышло. Командование НАТО поняло, что вывести из строя ПВО будет весьма трудно. Поэтому была создана специальная воздушная бригада, которая состояла из 150 самых современных самолетов, предназначенных для уничтожения системы ПВО Белграда. В то время у нас было несколько десятков систем САМ-3 - это ракетная техника третьего поколения. А авиация НАТО в то время уже относилась к 6-му поколению вооружений. Вот такая „махина“ была брошена против народа Сербии. Почти вся Европа и США, а это почти 600 млн человек, начали войну против маленькой страны с населением всего 10 млн человек. Это была демонстрация силы НАТО, из оборонительного союза он тут же превратился в агрессивный. Это была увертюра перед тем, как отнять у нас Косово. С каждым днем число самолетов, участвовавших в войне против нас, увеличивалось. Но НАТО не удалось уничтожить нашу систему ПВО. Мы старались достойно обороняться. Мы часто меняли наши позиции, постоянно обманывали противника и заставили его вести войну не только ночью, но и днем. В конце агрессии с авиабаз НАТО ежедневно вылетало уже свыше 1000 самолетов. Такой способ ведения защиты позволил руководству страны выиграть время. В НАТО не сумели сломить Сербию и поставить ее на колени».
Сейчас «сбитый Стелс» выставлен в музее авиации под Белградом. Здесь можно посмотреть на «американское чудо техники» ценой в $50 млн. Кстати, команда подполковника Джордже Аничича уничтожила в 1999 г. не только F117 A. 30 мая ей удалось повредить F16. За пилотом и его машиной Пентагон выслал тогда спецгруппу на четырех вертолетах и десяти самолетах. Уже после окончания бомбежек Югославии военные рассказывали, что американских самолетов было сбито немало. Об этом старались не говорить в НАТО. Ведь там, где падали уничтоженные ПВО ЮНА машины, через несколько минут оказывались американские спецназовцы. Они работали кропотливо и тщательно - собирали все до последнего винтика. Обломки и детали самолетов увозили с собой на базы ВВС США в Италию и Германию. Заметали, как говорится, следы, чтобы никто не мог доказать, что сербы сбивали самые дорогие самолеты в мире из старых ЗРК, сделанных еще во времена СССР.
Константин Качалин - эксперт по Балканам (Москва)
Как сербы уничтожили «невидимку» – самый «секретный» самолёт ВВС США
Сербским военным в марте 1999 года удалось уничтожить самый «секретный» самолёт ВВС США – F-117А . О том, как проходила эта операция, «Голосу России» рассказал её участник, Драган Матич
Материал из цикла «Балканский дневник российского журналиста»
Руководство в Брюсселе 27 марта 1999 года долго не могло прийти в себя. Впервые за всю историю боевой эксплуатации самого «секретного» самолёта ВВС США F-117А он был не только обнаружен радарами ПВО Югославии, но и сбит в небе недалеко от Белграда.
– Человек, сбивший «Стелс» над Югославией – Забыла ли Сербия, что её бомбили.
Это был сильнейший удар по американскому ВПК и корпорации «Локхид». В Пентагоне уверяли , что произошла техническая ошибка и «самолёт-невидимка» просто разбился где-то в лесах Сербии. Американские военные не признавались до 25 ноября , что F-117A был уничтожен советской ракетой. Истину скрывали не только от простых американцев, но и от многочисленных заказчиков, которые уже заключили контракты с «Локхидом». «Невидимка» был тогда очень популярен в мире. А уничтожена гордость американского авиастроения, машина стоимостью около 50 миллионов долларов, была сербским зенитно-ракетным комплексом с клеймом «Made in USSR». И первым нажал на кнопку «Пуск» Драган Матич . Тогда он рассказал мне подробности этой операции в деталях:
«24 марта 1999 года мы покинули нашу воинскую часть, где дислоцировались, и переместились в район пригорода . Три дня провели относительно спокойно. Мы работали по команде, обычная процедура, которую мы осуществляли по заданию нашего командира. Главное – не попасть под радары АВАКСов, которые обычно сопровождают натовские самолёты. Особенно такие, как F-117A.
Мы стояли у села Шимановцы. 27 марта ближе к вечеру вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил, что есть сильные помехи в эфире. И что каждую секунду сигнал всё ближе к нашей позиции. Буквально через 5 минут радиоразведка передала, что к нашему расчёту приближается цель. Наш командир внимательно смотрел на монитор и получал указания радиоразведки. Цель шла на нас. Мы её обнаружили. Я посмотрел на монитор и увидел чёткий сигнал цели. Мы стали следить за целью, она была видна очень отчётливо. Я доложил командиру, что цель зафиксирована нашими приборами и мы готовы к её поражению. После команды «огонь» через 17 секунд цель была поражена нашей ракетой. Первая ракета оторвала «Стелсу» крыло , а второй мы сбили сам самолёт. Пилот катапультировался, а самолёт упал на землю.
Это фантазия американских инженеров и лётчиков, что – невидимка . Все технологии «Стелс» обеспечивают его «невидимость» только в высокочастотном радиодиапазоне. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Поэтому мы засекли его ещё в 50 километрах от нас и ждали, когда он пройдёт мимо нашего расчёта, чтобы уничтожить.
Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолётов, но он всё равно появляется на экранах радаров. Может быть, пилот ошибся, может быть заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел. Мы сбили страшную, фантастическую машину – самый засекреченный самолёт ВВС . Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа американского спецназа прилетела на нескольких вертолётах и увезла его. Уже на следующий день он был на базе «Авиано», неподалёку от Венеции.
Когда нам удалось сбить самолёт, мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у всего расчёта остаться в живых. Так мы делали 24 раза за эти три месяца агрессии. И это спасло наш расчёт. Никто из команды не пострадал. Хотя в нашей бригаде ПВО погибло 9 человек».
После того, как Драган Матич и его товарищи сбили F-117A , Белый дом и Пентагон обратились к руководству СРЮ с просьбой вернуть обломки самолёта и всё, что от него осталось, в . Но Белград, естественно, ответил отказом. Сейчас сбитый «Стелс» выставлен в музее авиации . Здесь мы и продолжили разговор с Драганом Матичем:
– Ваш расчёт сработал чётко и слаженно. Как американцы с их АВАКСами и новейшей электроникой прозевали советскую ракету и подставили «Стелс» под удар?
– Мы защищали свою родину и выполняли свой долг. Мы тоже были целью, за нами тоже следили с американских спутников, нас обнаруживали АВАКСы. И поэтому мы старались не допускать никаких сигналов в эфир. Если ты в эфире или на вражеском радаре больше 20 секунд – ты уже мёртвый. Жди «томагавков», «крылатых ракет» или какой-нибудь мощной бомбы. Моё мнение о «стелсах»? Они запустили их в производство, чтобы продать своим союзникам по . Машина безумно дорогая – свыше 50 миллионов каждый экземпляр. Много говорили об этих «стелсах», но всё это реклама Пентагона. У него не было высокой скорости полёта, у него не было хорошей защиты и только две бомбы на борту . Ещё один недостаток этой «птицы» – она очень близко подлетала к цели. И только после этого могла нанести свой смертельный удар.
– Какие ещё самолёты удалось поразить вашей команде?
– В первые дни агрессии против Югославии ВВС начинали свои налёты после 20.00. Все самолёты всегда шли по одному и тому же маршруту. Тем же путём они возвращались и на свои базы. Мы быстро поняли эту особенность. Большинство самолётов попадали в наш прицел за 40-50 километров до нашей позиции. Американские пилоты и их коллеги по всегда придерживаются правил и чётко выполняют команды. Есть маршрут, есть задание, и они ни на миллиметр не отклоняются от него.
Мы читали их планы между строк, и это спасало нас и наши ПВО . Наш расчёт поразил, кроме первого F-117 , ещё одну машину. Мы задели её, но она дотянула до Хорватии и там приземлилась. Правда, официального подтверждения этому нет. Об этом писали газеты, была фотография. Это случилось 30 мая. А до этого мы сбили F-16 . Пилот был командиром эскадрильи, которая специально уничтожала . За ним прислали особую группу на вертолётах, чтобы спасти столь важного человека. 4 вертолёта и 10 самолётов обеспечивали поддержку десантникам.
Этот пилот принимал участие в операции «Буря в пустыне», бомбил сербов в Боснии и Герцеговине. Это был очень опытный лётчик и надёжный пилот. Но мы сумели поразить его легендарный самолёт. На счету нашей команды и Б-2 . Правда, опять нет доказательств. Но наши радиоперехватчики зафиксировали разговор между пилотом и АВАКСом. Пилот кричал: «В меня попала ракета, меня нужно спасать». Он дотянул до Венгрии. Мы воевали и сбивали противника – у нас старое оборудование, а у них самое современное оружие, но мы оказались хитрее и показали, что умеем давать отпор.