Гласный звук а старшая группа. Конспект занятия для старших дошкольников (обучение грамоте): «Сказка о звуках
Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»
Задачи:
Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Материал:
Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.
Ход НОД:
Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.
Логопед:
Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.
Загадки про буквы
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)
Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)
Логопед:
Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:
Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.
Игра «Немые звуки»
Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.
Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.
Логопед:
Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.
Буквоежка:
Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.
Логопед:
Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
Задание 1: подбор слов со звуком А
Буквоежка:
Отгадайте-ка загадку:
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.
Логопед:
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.
Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.
Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.
Логопед:
Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.
Задание 2: изменение существительных по падежу
Буквоежка:
А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).
Логопед:
Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.
Шар – шары
Стол – столы и т.д.
Буквоежка:
Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.
Задание 3: дыхательная гимнастика
Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.
Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.
Логопед:
Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.
Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.
Буквоежка:
Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.
Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»
Буквоежка:
Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Логопед:
Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.
Задание 5: определение количества слогов в словах
Буквоежка:
По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).
Логопед:
Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.
Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.
Буквоежка:
Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.
Логопед:
Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.
Буквоежка:
А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).
Логопед:
Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.
Буквоежка возвращает последнюю букву.
Логопед:
Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.
Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.
Буквоежка:
Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.
Звуки а, и, о, у, э, ы.
Ход занятия.
Оргмомент.
Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающие разные эмоции. Дети
произносят гласные звуки с удивлением, радостью, печалью, возмущением.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие с гласными звуками и узнаем что-то новое о словах.
Повторение гласных звуков.
Жили-были гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете?(А, о, э, у, и, ы.) Каким кружком вы их обозначаете? (Красным кружком.) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь.) Вспомним слова о гласных звуках.
Гласные тянуться песенкой звонкой:
И-и-и-и,
Могут заплакать и застонать:
О-о-о-у-у-у,
Могут качать в колыбели Алёнку:
А-а-а-а,
Могут как эхо в лесу закричать:
«Ау! Ау! Ау!»
Могут летать высоко в синеву:
У-а-и-у.
Анализ и синтез прямых слогов.
Звук э подружился со звуком х и получился слог (эх).
Если звук у встанет впереди звука х, получится слог (ух).
Если звук х встанет перед звуком а, получится слог (ха).
Идут гласные звуки по дорожке. Видят – звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (Ма, мо, му, ми.)
Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие фонематических представлений.
Шли звуки, шли и пришли в лесную школу. Учительница Сова предложила назвать, какой гласный звук звучит в начале слова.
От имени совы даются слова аптека, остров, история, эскимо, игрушки. Дети
называют первый гласный звук.
А сейчас вы сами назовёте слова, в которых гласные звуки слышатся в начале.
Выделение гласных звуков из середины слов кот, дым, мак, сом, дуб, рот.
Физминутка.
Знакомство со слогом. Определение количества слогов и их последовательности.
Выставляется часть картины «маки».
Что это? Мишутка говорит: «Ма». Правильно ли он назвал цветы? (Нет. Он сказал не всё слово. Он сказал часть слова.) Скажем вторую часть слова. (Ки.) Произнесите это слово по частям. (Ма-ки.)
Логопед сначала показывает картинку «Сани», затем часть её.
Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого слова. (Са.)
Подставляется вторая часть картинки, дети называют слог. (Ни.)
Скажите всё слово. (Сани.) Всё слово можно произнести по частям. Часть слова называется слогом. Повторите, как называется часть слова. (Слог.)
На перемене зверята разбежались кто куда. Вместе с учительницей Совой позовём их. (Ли-са, Ми-ша.) Как мы произнесли эти слова? (По слогам.) Слова как будто рассыпались на части – слоги. Сосчитаем, сколько слогов в слове ли-са. Обозначьте слоги счётными палочками.
Делятся на слоги слова жаба, пони.
Сколько слогов в слове жаба? Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги в слове жаба и произнесите их. (Ба-жа.) Правильно ли звучит слово? (Неправильно.) Можно ли переставлять слоги в словах? (Нельзя.)
Перед детьми строится домик из кирпичиков. Вынимается один кирпичик.
Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Послушайте, как звучит слово ли-сонь-ка без слога ли: -сонь-ка.
Ознакомление с символом слога – короткой полоской. Сравнение символов одного слога и
слова.
Значение слогообразующей функции гласного звука.
Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги,) Помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Повторение правила хором, парами и отдельными детьми.
А сейчас убедимся, что это так.
Выставляются картинки «мак» и «маки», «дом» и «дома».
Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а.) Сколько слогов в слове мак? (Один слог.) Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два раза.) Какие гласные звуки вы услышали в слове маки? (А, и.) Положите столько полосочек, сколько слогов в этом слове.
Аналогично проводится работа со словами дом-дома.
Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дом, сом, суп, сок, кот, кит) Назовите слова, в которых два слога.
Ответы детей.
Еще раз повторим самое важное правило - сколько в слове гласных, столько и слогов.
Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Ка-ша, мо-ло-ко, ма-ли-на, но-га, ко-за, во-ро-на.)
Итог занятия.
Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной школы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове.
15
Приложенные файлы
Олеся Духанина
Звук А и буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Задачи : 1. Познакомить детей с буквой А . 2. Дать детям понятие гласный звук . 3. Развивать умение называть слова с заданного звука . 4. Развивать фонематический слух, анализ, синтез. 5. Развивать конструктивный праксис . 6. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы . 7. Воспитывать в детях уважительное отношение к взрослым и товарищам.
Материалы : мольберт, письмо, конверт, коробка, стрелки, фишки черного и красного цвета, картинка с изображением мака (на каждого ребенка, Нарисованный апельсин (на обратной стороне написано задание, изображение буквы А (большая и маленькая, пластилин, дощечки, карандаши, заготовленные листочки с нарисованной буквой А .
Ход занятия.
Ребятам в группу приходит письмо :
Здравствуйте ребята! Мы-жители страны Грамоты опечалены тем , что по дороге к вам буква А и ее слуга звук А попали в плен к злодею. Помогите нам спасти букву А и ее слугу , и вернуть их домой. Для этого нужно выполнить все задания злодея.
Буквы и страны Грамота .
Воспитатель : И, правда, ребята, посмотрите - стрелки, давайте пойдем по ним. А вот и первое задание.
1 конверт :
Д/игра "Поймай звук А ". (Из разных звуков нужно поймать только звук а и хлопнуть в ладоши, но смотрите не ошибитесь.)
(к, с, а,о, р,т,а,у,ж,ш,и,а,а,з,в) - звуки называет воспитатель.
2 задание
Д/игра "Собери слова из звуков "(Слова рассыпались на звуки , соберите слова из звуков )
р-а-к (рак, с-о-к (сок, д-о-м (дом, к-о-т (кот, л-у-к (лук, ж-у-к (жук, л-у-н-а (луна, в-а-з-а (ваза)
3 конверт (картина с изображением мака)
Задание : найдите где спрятался звук а , какой он по счету.
Воспитатель : Звук А не простой - это волшебный звук , его можно спеть. Попробуйте. Мы произносим этот звук голосом , этот звук - гласный . Мы будем обозначать его красной фишкой, а все остальные звуки - черной .
Дети звуковой анализ слова мак , а пото на схеме, определяют место звука А .
Это задание освобождает звук А , но чтобы злодей не смог снова его поймать, нужно придумать и назвать слова, которые начинаются со звука А . Это 4 задание.
Айболит, акула, аист, автобус, апельсин, ананас, автомат, антенна, арбуз, азбука, ангел, астра.
Продолжаем идти по стрелкам, вдруг видим висит апельсин на обратной стороне 5 задание "построй из пальчиков букву "(физминутка) :
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний - перекладинкой
Ровно ляжет в нем.
Дети строят букву , а вот и сама буква (плакат на мольберте) .
Воспитатель : Букву А узнать легко , ноги ставит широко. Букву мы видим и пишем , а звук слышим и говорим . На что похожа буква А (Ответы детей) . Из каких элементов она состоит (ответы детей) Напишите ее в воздухе.
А чтобы вы запомнили букву , раскрасьте ее.
6 задание (в конверте карточки с буквой , раскрасьте букву , а чтобы у нее было много друзей, вылепим букву А и пластилина Это 7 задание.
Воспитатель : Ребята вы справились со всеми заданиями злодея, и буква А свободна и ее слуга звук А тоже .
Подведение итогов.
Знакомство с гласными и согласными.
Учитель говорит:
- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».
- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).
- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно .
-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.
-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
1)Вокально-игровые упражнения.
(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
А-А-А-А-А-А-А-А
А-А-А-А-А-А…
Вот поёт эту песню звук О:
О-О-О-О-О-О-О-О
О-О-О-О-О-О-О…
-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
2) Упражнения в узнавании согласных звуков
- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
Б– бухтит; В– ворчит;
Г– гогочет; Д– долбит;
Ж – жужжит; З – звенит;
К – кряхтит; Л– лопочет;
М– мычит; Н– ноет;
П– пыхтит; Р– рычит;
С– свистит; Т– тарахтит;
Ф– фыркает; Х– хрюкает;
Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);
Ш– шипит;
Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.
3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.
-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
«гласные – красные» – 1-й пальчик!
«гласные – красные» – 2-й пальчик!
«гласные – красные» – 3-й пальчик!
«гласные – красные» – 4-й пальчик!
«гласные – красные» – 5-й пальчик!
А теперь вторая, правая рука: …
Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
Занятие по обучению грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными»
Тема: « Звуки [А] [О] [У]. Гласные буквы А,О,У.
(старшая группа)
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить понятие «звук» «буква»
Знакомство с понятиями «слог»,
проводить звуковой анализ слов.
различать:
гласные, в начале и конце слова
упражнять в определении позиции звука в слове.
закреплять графические образы букв «А», «О», «У».
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематическое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
проводить звуковой анализ слова, различать гласные, в начале и конце слова;
называть слова с заданным звуком.
Коррекционно-воспитательные:
стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества.
Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование : Буквы А, О, У. Фишки красного, синего, зеленого цвета. Демонстрационные картинки. Раздаточные картинки. Паровозик с вагончиками. Картинки клоунов с шарами красного, синего и зеленого цвета.
Предварительная работа : Разучивание стихотворений «Аист» и «Слово делится…»
Правило поведения на занятии.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах, звуках и слогах.
Звук, это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
На данном этапе реализуется следующие задачи:
уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
Анализ артикуляции звука [у].
Звучит сигнал паровоза: У-У-У!
- Что это гудит? Давайте поиграем в « Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят звук).
Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Воздух свободно выходит изо рта и не встречает на пути преграду. -
Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Звук получается гласный
А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [у] и поместить ее рядом со звуком и буквой У.
Воспитатель читает стихотворение:
Что везет автомашина?
Все, что есть на букву «А»
Вот арбузы, апельсины,
Ананасы и айва.
Какой звук вы слышите в начале всех этих слов?
Дети смотрят в «живое зеркало» (звук [ a ] выходит изо рта свободно и не встречает преграду)
Его обозначим красным кружком, фишкой:
А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой в начале слышится звук [а] и поместить ее рядом со звуком и буквой А
Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Это письмо от Буратино
В письме картинка с изображением аиста
Загадка:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Дети отгадывают загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Очень трудно так стоять.
И не падать, не качаться,
И за столик не держаться.
Дети стоят на одной ноге, руки в стороны
Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай - правою ногой (раз, два, три),
Топай - левою ногой (раз, два, три),
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой
Знакомство со звуком [о].
Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
- Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед,) Произнесите звук [о].(живое зеркало)
Дети анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.
А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [о] и поместить ее рядом со звуком и буквой О.
Итог занятия.
Логопед: Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? (ответы и высказывания детей)
В письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина задала ему задание, а он не может с ним справится. Поможете ему? Детям раздаются карточки от Буратино.
А О У
Образец : А, О, У
А О У
Образец : А, О, У
о у к м ю щ а н н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А
Детям предлагается: обвести буквы красным карандашом.
А –квадратом, О-кругом, У-треугольником.