Главный калибр ямато. Линейные корабли типа «Ямато» ("Yamato") - Военные суда
К началу Второй Мировой Войны императорский флот Японии по праву считался одним из наилучших. Однако этого было мало японским адмиралам, они мечтали о мировом лидерстве. Их мечты разрушали США и Великобритания, которым они уступали.
В 1937 году они начали строительство нового суперлинкора, аналогов в мире которому еще не было. По плану японцы должны были построить 4-е таких корабля.
Основной задачей японцев было превзойти военно-морской флот США.
По сегодняшний день этот корабль по праву считается самым большим в мире в своем виде.
Он отличается от своих собратьев большим водоизмещением, более мощным бронированием, а также артиллерией. Не один линкор в истории не может с ним сравниться.
Среди этих четырех кораблей самым главным стал линкор «Ямато».
Вооружение этого судна также впечатляло, он был оснащен 457-мм пушками, которые заряжались снарядами, весом почти в 1500 кг.
«Ямато» мог уничтожать вражеские цели на расстоянии 42 000 метров. Несмотря на габариты орудий и снарядов, его скорострельность достигала от 1,5 до 2 выстрелов в минуту.
Благодаря его мощной броне по подсчетам, он мог выдержать удар 460-мм снаряда с расстояния от 20 100 до 30 170 метров.
Многие по сей день, поражены его авиационной броней, хотя при этом его противоторпедная защита была недоработана и неэффективна. Хотя это не сыграло роковую роль.
Строительство этого гиганта началось еще 4 ноября 1937 года, на воду его спустили через 3 года – 8 июля 1940 года. Но полностью его закончили в декабре 1941 года.
Сразу же после «Ямато» на воду спустили второй суперлинкор «Мусаси». При этом третий линкор «Синамо», который входил в эту серию, по причинам изменения хода войны был переоборудован под тяжелый авианосец.
А четвертый корабль из этой серии так и остался на чертежах инженеров.
«Ямато» также как и остальные линкоры его типа, будоражили сознание своей красотой и мощью. Но, несмотря на свое преимущество перед остальными военными кораблями противника, они вступили в схватку только после того, как преимущество в Тихом океане Японии стало переходить к ВМФ США.
Самым уязвимым местом этих гигантов стало то, что они не были защищены от палубной авиации американских авианосцев, хоть их броня была сильна, она не смогла выдержать многочисленные удары. Поэтому японские адмиралы, которые восхищались красотой этих кораблей, крайне редко применяли их в ходе войны.
В итоге оба эти корабля лежат на дне, хотя американцам пришлось потратить много времени и усилий для их уничтожения.
Линкор «Мусаси» отправился на дно залива Лейте в октябре 1944 года. Для этих целей американцам пришлось выпустить по нему не менее 19 торпед, но только после 17-ти прямых попаданий он был повержен.
«Ямато» повезло немного больше чем предыдущему судну, его перехватили в апреле 1945 года в Восточно-Китайском море, когда он спешил на помощь осажденным войскам Японии в Окинаве.
По некоторым данным известно, что в его штурме принимало участие не менее 386 самолетов ВМФ США. Для того, чтобы уничтожить его им понадобилось не менее 15 торпед, а также 7 прямых попаданий.
Тактико-технические характеристики линкора "Ямато"
Маневрирование линкора "Ямато" от сброшенных бомб американскими самолетами
Попадание авиационной бомбы в носовой отсек линейного корабля "Ямато" фото сверху
Взрыв и гибель "Ямато"
Ирина Шведова
Перед началом Второй мировой войны Япония претендовала на звание одной из сильнейших морских держав. С начала 20 века она проявляла агрессивность по отношению к соседствующим странам. Готовясь к большой войне, Императорский флот строил огромные дредноуты, размеры и огневая мощь которых впоследствии поразят и – родоначальника супер-броненосца.
Самые мощные линейные корабли в мире были представлены двумя экземплярами: «Ямато» и «Мусаси». Третье судно в процессе строительства было переоборудовано в авианосец. Линкоры типа «Ямато» принимали активное участие во Второй мировой войне на Тихоокеанской арене. Их основным противником выступали США, они же стали причиной гибели крупнейших дредноутов в истории.
Проектирование и строительство
Согласно Вашингтонскому договору 1922 года число линкоров у США, Англии и Японии находились в соотношении 15:15:9 соответственно. С таким количеством основного морского вооружения у Страны Восходящего Солнца не было шансов одержать победу в войне. В тайне от всех японцы решили построить новый линкор, водоизмещение которого будет значительно превышать все согласованные ранее показатели. По их задумке дредноуты, построенные в начале 40-х, должны превосходить любые возможные американские образцы 47-49 годов постройки.
Не все руководство флота оптимистически смотрело на огромные затраты, связанные со строительством секретных кораблей. Главнокомандующий Ямамото Исороку сравнивал полезность линкоров с самурайским мечом – красивые и устрашающие, но не способные противостоять новым авианосцам.
Тем не менее осенью 1937 года началось строительство «Ямато». Спустя 5 месяцев в вервях появился «Мусаси». Информация о дредноутах была засекречена. Судостроительные заводы были закрыты со всех сторон. Разведывательные самолеты не могли определить характеристики судов даже после их спуска на воду – «Ямато» укрывались специальными сетями. Никто из инженеров не видел полной документации, каждый получал свою часть проекта. В документах намеренно занижали калибр главного орудия, чтобы ни одна страна в мире не начала разработку аналогичных пушек.
Конструкция и бронирование
Длина «Ямато» составляла 256 метров, полное водоизмещение равнялось 72 810 тонн. Планируя такую большую грузоподъемность и параметры, Япония считала, что США – основной противник, никогда не смогут построить аналогичное судно. По мнению Императорского флота Америка ограничивает размеры кораблей, так как для перехода из одного океана в другой ей необходимо проходить через достаточно узкий Панамский канал.
Корпус линкора имел грушевидную форму с удлиненным носом. Такая конструкция способствовала хорошей мореходности, однако была уязвимой для вражеских торпед. Металлические элементы скреплялись заклепками, сварка применялась на небольших участках конструкции.
Энергетическая установка включала 4 турбозубчатых агрегата Kampon. Первоначально планировалось использовать смешанную дизельно-паротурбинную систему. Однако испытания показали, что японское дизельное оборудование было ненадежным. Скорость хода достигала 27,5 узлов, дальность плавания составляла 7 200 морских миль.
Защита корабля была самой толстой среди всех дредноутов в мире. При этом судно было не столь безопасным. Японская сталь обладала слабыми характеристиками. Борт обшивался 410-мм листами. Башни главного калибра бронировались пластинами толщиной 650 мм. Боевая рубка защищалась 500-мм сталью.
66-и сантиметровая броня японского линкора «Ямато»
Вооружение линкора «Ямато»
Большое внимание уделялось тяжелому вооружению. Все разработки велись в строжайшей секретности. Ни одна страна в мире не должна была узнать о том, какое оборудование будет установлено на дредноутах «Ямато».
- Главный калибр включал три трехорудийные системы калибром 460 мм (тип 94). Максимальная дальность полета снаряда составляла 42 км. Для управления огнем использовались электромеханический вычислитель, 5 дальномеров, прибор слежения и другие элементы. В светлое время суток тяжелая артиллерия показывала хорошие характеристики, однако в темное время система управления огнем работала слабо. В новой части пушки размещались на башнях по линейно-возвышенной схеме, третья группа артиллерии находилась на корме.
- Средний калибр состоял из 12 155-мм орудий, размещенных на 3 четырехорудийных башнях. Каждая надстройка была оснащена дальномером. Пушки предназначались для обстрела вражеских берегов или кораблей неприятеля. Впоследствии их заменили на 127-мм зенитную артиллерию.
- Противовоздушная оборона представляла собой 6 спаренных 127-мм установок, 8 25-мм трехорудийных систем, 2 13,2-мм двухорудийных пулемета. В ходе войны стало понятно, что основной ударной силой являются самолеты, поэтому количество 127-мм зенитных пушек, рассчитанных на дальнее действие, было увеличено в два раза.
- Авиация включала 7 гидросамолетов и 2 катапульты.
Служба
Летом 1939 года первый дредноут типа «Ямато» был спущен на воду. После завершения работ и проведения испытаний, в декабре 1941 года, линейный корабль был принят на вооружение. Во время боя вблизи атолла Мидуэй (июнь 1942 год) он являлся флагманом, однако фактически не принимал участие в схватке, так как находился на расстоянии 300 миль от собственных авианосцев.
«Мусаси» заступил на службу в августе 1942 г. Спустя два года оба линкора в составе авианосного соединения принимали участие в битве при Марианских островах. Корабли открыли огонь по авиации. Впоследствии выяснилось, что они обстреливали собственные самолеты. К счастью, ни одно воздушное судно не пострадало.
В октябре 1944 года американские ВМС заняли позиции у берегов Филиппин. Для Японии это означало перекрытие источников нефти и другого сырья. Лишившись к этому времени уже нескольких авианосцев, командование решило сделать основной ударной силой линкоры. Во время очередной схватки все усилия флота США были направлены на уничтожение «Мусаси». Подводные лодки выпускали торпеды, авиация сбрасывала бомбы. Гибель была неминуема. 16 часов дредноут боролся за жизнь, но более 20 попаданий в корпус корабля сделали свое дело. Корабль перевернулся и затонул.
Спустя несколько дней в заливе Лейте японское соединение во главе с «Ямато» заметило американскую эскадру, в составе которых находились авианосцы. С 27-километрового расстояния линкор совершил первый выстрел. Завязалась нешуточная борьба, жертвой которой стали американские судна: 1 авианосец и 3 миноносца.
Гибель «Ямато»
После изнурительных сражений «Ямато» нуждался в восстановлении и до января 1945 года на нем производились ремонтные работы. В это время союзнические силы приближались к берегам Японии. В апреле 1945 года силы Японского императорского флота были на исходе. Но моряки сражались до последнего. 6 апреля «Ямато» вместе с 1 крейсером и 8 эсминцами отправились на перехват десантных кораблей. Все понимали бесперспективность атаки, но шли в бой. На следующий день соединение было обнаружено. 227 американских самолетов поднялись в воздух. Спустя 2 часа самый крупный линкор в мире затонул. Вместе с ним погиб 3 061 член экипажа, в живых осталось 269 человек.
Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны в военно-морских ведомствах разных стран заговорили о лин корах . Бытовало мнение, что эти боевые корабли все еще являются основной силой любого флота.
Предназначен для боя в сомкнутом боевом порядке. На вооружении у него наступательные и оборонительные боевые средства, сосредоточены в наиболее рациональной степени: на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотопляемость, на втором - скорость и дальность хода. Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выполнимо, чем больше боевой корабль, так как на более крупном судне можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы: этим и объясняется рост водоизмещения линкоров в ходе их эволюции.
Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 году решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 года об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу «Марусаи», согласно которой для Императорского флота предполагалось построить ряд новейших боевых кораблей, в том числе и несколько линкоров , причем первостепенное значение придавалось не количеству, а качеству новой боевой технике.
В основу разработки новых линкоров положили идею превосходства над аналогичными американскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обязательного условия прохождения через Панамский канал, должны были иметь ограниченные тактико-технические данные: водоизмещение не более 63000 тонн, вооружение орудий калибром не более 406 мм и скорость хода до 23 узлов. Головным кораблем должен был стать линкор « ».
линкор «»
Постройка линкоров «Ямато» и «Мусаси» велась в строжайшей секретности. Вокруг стапельных мест соорудили высокие заборы, сверху закрытые маскировочными сетками, окна близлежащих зданий, обращенных к верфи, замуровали. С судостроителей взяли подписку о неразглашении сведений, на каком объекте они работают. Кроме того, работу организовали таким образом, чтобы ни один из работников не имел полной картины объекта и даже проектировщикам выдавались только отдельные части проектной документации. Полное представление о проекте имел строго ограниченный круг лиц.
линкор «Ямато» спущен на воду 8 августа 1940 года, а вступил встрой в декабре 1941
Боевая карьера линкоров этого класса не особенно богата событиями. Линкор «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И. Ямамото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не использовав свои огромные орудия. Линкор « Мусаси» держал флаг адмирала М. Кога, ставшим командующим Объединенным флотом после гибели И. Ямамото. Оба боевых корабля почти все время находились у острова Трук.
25 декабря 1943 года, находясь к северу от острова, линкор « » получил попадание торпедой с американской подводной лодки «Скейт». Этот случай побудил к усовершенствованию противоминной защиты на кораблях этого типа.
В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались бесполезными, и оба японских линкора, вскоре потопила американская палубная авиация.
линкор «Ямато»
линкор «Мусаси» - в августе 1942 года
С 23 ноября 1944 года линкор « » базировался в Японии, откуда и вышел в свой последний поход в апреле 1945 года. Он принял участие в операции «Теничиго». Цель операции - достичь места высадки американского десанта на острове Окинава, где 1 апреля на него вторглись американские войска. В ходе столкновения с американскими самолетами в линкор попали три торпеды. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор « » сбил один торпедоносец. Спустя некоторое время в боевой корабль попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Затем началась последняя атака в ходе которой в корабль попало, по меньшей мере, четыре торпеды. На линкоре « » в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на левый борт достиг 15-16 градусов.
линкор «Ямато» взрыв погребов
Когда линкор « » лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва видели на кораблях американского соединения находившегося в нескольких десятках миль от места трагедии на острове Кагосима. Столб дыма поднялся над боевым кораблемна высоту 6 км и по виду напоминал «ядерный гриб». Пламя взрыва поднялось на 2 км. Несомненно, только взрыв погребов (примерно 500 тонн взрывчатых веществ) мог произвести подобный эффект, но вот что вызвало взрыв неизвестно. Некоторые американские специалисты считают, что взрыв произошел из-за попадания бронебойной бомбы в башню и через нее в главные погреба. Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже линкора « Ямато». Из 2767 человек экипажа погибло 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора «Ямато» были уничтожены линейный крейсер и четыре эсминца, на которых погибли или утонули 3665 человек. В своем последнем бою линкор «Ямато» сбил всего пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя.
Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.
«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.
Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.
Линкор в процессе постройки
Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.
Последний поход «Ямато»
Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.
Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.
Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.
4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.
Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.
Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.
В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.
Линкор в бою, видно попадание в него бомбы
Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.
Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового , стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.
Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.
В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.
Взрыв линкора "Ямато"
Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.
Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.
В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.
Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.
Следуя примеру Гитлеровской Германии, правительство Японии в 1934 году перестало соблюдать Версальский мирный договор и Лондонскую конвенцию об ограничении вооружения, предписывающую стране не иметь больших военных кораблей, классом выше крейсера. Государственные чины постановили, что более не стоит слушаться навязанной извне политики и пора следовать собственным курсом, согласно которому предстояло начать разработку и немедленное строительство крупных боевых кораблей класса линкор.
Программа по строительству новейших боевых кораблей была названа «Марусаи» и контролировалась лично императором. В качестве образца японцы взяли американские линкоры этого же класса, стараясь превзойти их по мощи и оснащению. Судостроительный проект находился в строжайшем секрете, тайну строительства знали лишь немногие высшие правительственные чины, кто же именно владел ею не известно до сих пор.
Конструкторы и инженеры, принимавшие участие в постройке заучивали чертежи наизусть, получая их лишь отдельными частями. Весь задействованный в постройке персонал давал подписку о неразглашении и уведомлялся об ответственности, которую предстоит понести за выдачу шпионам секретной информации. Судостроительные верфи, на которых были заложены линкоры японцы огородили высоким забором, подойти к которому из-за колючей проволоки было практически невозможно. В целях обеспечения полной безопасности также и с воздуха, базу покрыли непроницаемой защитной пленкой, а окна близлежащих высотных домов, выходящие на верфи, замуровали.
Японский линкор «Ямато»
Предпринятые меры предосторожности были столь серьезными, что о начатом строительстве известно стало лишь после спуска первого линкора, получившего название «Ямато» на воду. Данному линкору предстояло сталь флагманским кораблем адмирала Ямато и принять участие в предстоящих боевых действиях против Америки и ее союзников.
Длина линкора составляла более 263 метра, ширина, практически 40 метров, осадка превышала 10 метров, а водоизмещение было свыше 72 тысяч тонн. Движение «Ямато» осуществлялось за счет паровой турбинной установки, имеющей четыре вала. Линкор был способен развить скорость свыше 27 узлов, что было для времени его постройки практически максимальным значением, поскольку даже самые современные американские линкоры, из-за необходимости следования через Панамский канал были способны развить скорость, не превышающую 23 узлов в час.
На вооружении японского линкора стояли обычные и зенитные артиллерийские установки, а также гидросамолеты, использующиеся в основном для разведывательных миссий. Спуск на воду «Ямато» произошел в августе 1939, но в строй как боевой корабль он вступил только в декабре 1941, спустя чуть более недели после нападения Японии на американскую базу Перл-Харбор. Прежде чем приступить к боевому патрулированию, линкор прошел через целый ряд тренировочных испытаний и только в мае 1942 года был признан годным к выполнению боевых задач кораблем.
Впрочем, японцам не удалось похвастаться ни его величиной, ни огневой мощью, за 8 лет с момента закладки первой заклепки в обшивку «Ямото» изменилось очень многое и прежде всего – военные технологии, линкор настолько устарел, что не смог справляться ни с воздушными, ни с подводными атаками.
Являясь флагманом японского флота «Ямото» принимал участие в операции у атолла Мидуэй, но лишь формально, поскольку не сделал в этом бою ни одного выстрела. В конце декабря 1943 года линкор получил повреждения, в результате попадания торпеды, его трюмы были сильно подтоплены, а дальнейший ход корабля затруднен, из-за чего он был вынужден встать на долгосрочный ремонт, продлившийся практически целый год.
Крупное морское cражение у атолла Мидуэй
Летом 1944 года «Ямато» вызвали для участия в сражении у Филиппинских островов, вблизи которых линкор произвел свои первые выстрелы по врагу, который, как позже выяснилось, в этом районе даже не показывался, и потому, как выяснилось позже, «Ямото» нанес серьезные повреждения своей же эскадре.
Неожиданная неудача пыл японского командования не охладила, но среди моряков японского флота назрела мысль о том, что от линкоров точно такая же польза, как и от пирамид Египта, изучение которых интересно, но никакой существенной выгоды человечеству не приносит.
В октябре 1944 года после очередного обследования и ремонта «Ямато» в очередной раз был отправлен на Филиппины, чтобы в составе эскадры, куда входил еще один линкор этого класса «Мусаси» помешать высадке американских войск. Силы японцев во многом превосходили американский флот, но у последнего помимо крейсеров, броненосцев и линкоров, имелись достаточно хорошо вооруженные авианосцы, защититься от которых японские корабли были просто не в силах.
У Филиппин произошло сразу два морских сражения с участием «Ямато» – бой в море Сибуян и бой в заливе Лейте. В обоих боях линкор принимал активное участие, ведя огонь по авианосцам противника, но как показали дальнейшие исследования, ни одного точного выстрела команде «Ямато» сделать не удалось, все снаряды проходили мимо. В отместку американцы подняли в воздух самолеты и практически полностью разгромили японский флот, «Ямато» чудом удалось спастись и вернуться на ремонт в Японию .
Бой в море Сибуян линкора «Ямато»
В апреле 1945 года американцы начали высадку на японский остров Окинаву , с целью воспрепятствовать их действиям с ремонта был отозван линкор «Ямато», ему предназначалось атаковать десантировавшиеся американские войска, что было не просто глупо, но самоубийственно, так как американская авиация не позволила бы предпринять в этом направлении ни одного шага. 6 апреля «Ямато» и еще 9 кораблей, в том числе линейный крейсер и эсминцы должны были начать атаку на флот и вспомогательные суда противника, пытаясь отвлечь силы авиации на себя, в то время как американцев будут атаковать японские камикадзе. Если же этот маневр оказался бы провальным «Ямато» предписывалось выброситься на отмель и оттуда продолжить огневое прикрытие японских военизированных соединений.
Утром, следующего за поступлением приказа, дня «Ямато» и возглавляемая им эскадра была обнаружена американцами на подступах к Окинаве, ее немедленно атаковали с воздуха и потопили большую часть кораблей, в том числе и флагманский. Из более чем 3 тысяч человек команды выжить удалось чуть более двумстам матросам. Потери же американской стороны не превысили и 10 самолетов, сбитых экипажем «Ямато» и это при том, что огневая мощь его была рассчитана на сотни подобных самолетов.
Такова была последняя миссия лучшего линкора японского флота, его собрат – «Мусаси» был потоплен американской авиацией за несколько месяцев до событий у Окинавы.