Храм николы чудотворца у тверской. Старообрядческий храм на белорусской
БЦ Белая Площадь - безумно меня привлекает это место. Здесь, словно, на несколько минут оказываешься за границей. Тут прям обитает дух запада. В Бизнес-центре «Белая площадь» арендуют офисные блоки различной площади такие известные компании, как: PriceWaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, McKinsey, Microsoft, Swedbank. Смотрим:
Церковь на Белорусской
Триумфальные ворота простояли чуть больше ста лет. Но в 1936 г. площадь у Белорусского вокзала полностью перепланировали и арку разобрали. По плану реконструкции площади предполагалось, что ее вновь соберут там же, но почему-то в этой части план не выполнили. В разобранном (и, естественно, расхищенном) виде она провалялась где-то на складах 30 лет. Только в 1966–1968 гг. было наконец решено ее восстановить, но в другом месте, на Кутузовском проспекте, рядом с музеем-панорамой Бородинской битвы. Пришлось здорово потрудиться: на Мытищинском заводе по единственной сохранившейся колонне отлили 12 колонн.
Сам Белорусский вокзал тоже интересен с точки зрения и архитектуры. Его первое здание было построено в 1871 г. В советское время он носил имя «ворот в Европу». Отсюда поезда ходили до Берлина и Парижа.
В ближайшие годы масштабную площадь снова ждут перемены. Предполагается, что здесь будут небольшая парковая зона и внушительных размеров подземный торговый комплекс.
Если же вы выйдете из станции метро по указателям к улице Лесная, то увидите очень красивую строгую старообрядческую церковь начала ХХ века. С необычным для московских церквей живописным орнаментом.
01.
02.
03.
04.
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
Нажмите
PS да, не ожидал я таких троллей в комментах, если честно все это словоблудие меня абсолютно не задевает, а только говорит о вашей однобокости. Я не высказывал хорошо или плохо, только показал снимки и это вызвало столько, извините, дерьма и нытья - "как было хорошо раньше, сто лет назад". Можете собрать отряд и пойти взорвать этот центр, коль он так ненавистен всем, только тупой срач хватит писать. От этого бездарного мата и прочего ничего не изменится, но словодрочеры радуются и усердней стучат по кнопочкам им же в радость все это. Если слово "запад" для вас как черту ладан, так уезжайте в другие города и живите там, создавайте свое движение, ищите единомышленников, как эко-поселения в Сибири. Все что тут понаписано прям подхлестнуто "Доктриной 77", уж очень похоже. Желаю удачи в ностольгировании по Москве, которой больше нет, живите настоящим, а не псевдо гордостью за город, который, я уверен для большинства, и не ваш родной и никогда им не был, но это модно сейчас все засрать и высмеивать, что и видно из ответов! Модно хамить и писать полную чушь, лишь бы это кто-то заметил и ответил такой же чушью. Мне нравится этот центр, да он не вписывается в окружающую застройку, но сам по себе очень органичен. Кто-то говорил про "цепляние" к церкви - это так, но архитектура специально продумана таким образом, чтоб видеть ее с любого уголка и не забывать, что находишься в России. Удачи.
Была построена в начале XX века (1914-1921 гг.) в стиле древних белокаменных новгородских храмов. С 1935 по 1993 гг. она не использовалась по назначению. Затем начались работы по реставрации и росписи храма, которые были проведены грамотно и успешно (как известно, старообрядцы - отличные реставраторы, в силу почитания старинных икон).
Прогулку вел краевед Александр Фролов
, а по самому храму нас водил староста Александр Васильевич
, весьма колоритный мужчина с определенной степенью харизмы, ненавязчиво проповедую правоту "старой веры". Одет Александр Васильевич был в кафтан, в руках его была лестовка - старообрядческие чётки (непрестанно молиться по чёткам обязаны у старообрядцев не только монахи, но и миряне).
Любопытно, что старообрядцы не используют электричество (за исключением подсобных помещений и притвора), во время богослужений горят только свечи и лампады. Экскурсия наша проходила вечером, небо было обложено тучами, шел дождь, поэтому внутри было темно, и даже моей довольно мощной вспышки, увы, не хватило для полноценного освещения во время фотосъемки. Это, должно быть, худшая архитектурная съемка в моей жизни, однако у других посетителей и вовсе не было зеркалок с внешними вспышками, поэтому я все-таки решила свои кадры показать. Художественностью и техничностью они не отличаются, однако общее представление по ним получить можно, особенно если вы в старообрядческий храм никогда не захаживали.
Человеку светскому и неспециалисту непросто было бы сходу разобраться, в храм какой конфессии он попал, если бы не объявления, развешанные в притворе, гласящие "Если вы не старообрядец, вам во время службы не следует: проходить в основное помещение храма; прикладываться к иконам; совершать внешние молитвенные действия (креститься, кланяться); фото- и видеосъемка только с разрешения настоятеля храма"
.
Древних икон в этой церкви почти нет (самая древняя - вот эта, святых Зосимы и Савватия, XIX в., основа XVII в. почти не заметна),
иконостас - новодел (еще не полностью заполненный), поэтому издалека может показаться, что вы попали в обыкновенный православный храм, который на стадии восстановления.
Однако если начать присматриваться, замечаешь изображения не троеперстия, а двуперстия, надпись имени Христа не с двумя буквами "и", а с одной, непременный восьмиконечный крест, специфические иконы (например, священномученика Аввакума) и проч.
Пространство главного придела не имеет столпов, свод держится на перекрытиях.
Скамейки, ковры и стопки молитвенных ковриков ("подручников") создают домашний уют.
Подручник - это "особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Подручники могут снабжаться ручкой, для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника" (сноска).
Провели нас также в придел св.прор. Илии, хотя уже почти стемнело.
Он-то как раз и расписан (в 1990-е годы). Северная стена отдана под вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице,
на южной - Преображение,
а западную я сфотографировать забыла. :)
В куполе - Вседержитель с 12 Апостолами.
Придел очень маленький, особо не повернуться. Под иконами местного ряда - расшитые узорами ткани.
Лично мне очень понравился растительный черно-красно-белый орнамент вокруг икон иконостаса.
Работы по восстановлению храма продолжаются, но медленно.
Вообще, если бы я не знала, что это церковь старообрядческая, то я бы решила, что приход для Москвы довольно бедный. Например, вот расценки на свечи:
Но как обстоит дело в РПСЦ, мне неведомо.
При храме имеется церковная лавка, причем выбор литературы по старообрядчеству в ней самый широкий в Москве.
Еще несколько кадров. Икона Распятия в притворе:
Лестница на второй этаж (там, должно быть, комната настоятеля, клирос и т.п.):
При входе в храм - канун и икона избранных святых (прп. Сергий Радонежский, прор. Илия, свт. Николай, св. Анна Кашинская):
А это - наш экскурсовод Александр Васильевич Антонов, староста храма.
Рядом с ним - уставщица Ольга Ивановна. По обычаю старообрядческих женщин, платок у нее не завязан вокруг шеи, а заколот под подбородком булавкой. (Я недоумеваю, как только эти булавки не вонзаются в горло, когда старообрядки совершают "метания" - земные поклоны...).
Снаружи сейчас храм окружают три огромных офисных монстра. Как сказал Александр Васильевич, картина сия апокалиптическая...
UPD. Для сравнения.
В ожидании фотографий мероприятия Москультпрога в Новгороде (куда я, к сожалению, не поехала), предлагаю ознакомиться с отчетом о прошлой московской экскурсии москультпроговцев в старообрядческий храм свт. Николая, ведь туда удалось пойти далеко не всем.
Церковь свт. Николая Чудотворца у Тверской заставы была построена в начале XX века (1914-1921 гг.) в стиле древних белокаменных новгородских храмов. С 1935 по 1993 гг. она не использовалась по назначению. Затем начались работы по реставрации и росписи храма, которые были проведены грамотно и успешно (как известно, старообрядцы - отличные реставраторы, в силу почитания старинных икон).
Прогулку вел краевед Александр Фролов
, а по самому храму нас водил староста Александр Васильевич
, весьма колоритный мужчина с определенной степенью харизмы, ненавязчиво проповедую правоту "старой веры". Одет Александр Васильевич был в кафтан, в руках его была лестовка - старообрядческие чётки (непрестанно молиться по чёткам обязаны у старообрядцев не только монахи, но и миряне).
Любопытно, что старообрядцы не используют электричество (за исключением подсобных помещений и притвора), во время богослужений горят только свечи и лампады. Экскурсия наша проходила вечером, небо было обложено тучами, шел дождь, поэтому внутри было темно, и даже моей довольно мощной вспышки, увы, не хватило для полноценного освещения во время фотосъемки. Это, должно быть, худшая архитектурная съемка в моей жизни, однако у других посетителей и вовсе не было зеркалок с внешними вспышками, поэтому я все-таки решила свои кадры показать. Художественностью и техничностью они не отличаются, однако общее представление по ним получить можно, особенно если вы в старообрядческий храм никогда не захаживали.
Человеку светскому и неспециалисту непросто было бы сходу разобраться, в храм какой конфессии он попал, если бы не объявления, развешанные в притворе, гласящие "Если вы не старообрядец, вам во время службы не следует: проходить в основное помещение храма; прикладываться к иконам; совершать внешние молитвенные действия (креститься, кланяться); фото- и видеосъемка только с разрешения настоятеля храма"
.
Древних икон в этой церкви почти нет (самая древняя - вот эта, святых Зосимы и Савватия, XIX в., основа XVII в. почти не заметна),
иконостас - новодел (еще не полностью заполненный), поэтому издалека может показаться, что вы попали в обыкновенный православный храм, который на стадии восстановления.
Однако если начать присматриваться, замечаешь изображения не троеперстия, а двуперстия, надпись имени Христа не с двумя буквами "и", а с одной, непременный восьмиконечный крест, специфические иконы (например, священномученика Аввакума) и проч.
Пространство главного придела не имеет столпов, свод держится на перекрытиях.
Скамейки, ковры и стопки молитвенных ковриков ("подручников") создают домашний уют.
Подручник - это "особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Подручники могут снабжаться ручкой, для того, чтобы было удобнее поднимать подручники с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника" (сноска).
Провели нас также в придел св.прор. Илии, хотя уже почти стемнело.
Он-то как раз и расписан (в 1990-е годы). Северная стена отдана под вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице,
на южной - Преображение,
а западную я сфотографировать забыла. :)
В куполе - Вседержитель с 12 Апостолами.
Придел очень маленький, особо не повернуться. Под иконами местного ряда - расшитые узорами ткани.
Лично мне очень понравился растительный черно-красно-белый орнамент вокруг икон иконостаса.
Работы по восстановлению храма продолжаются, но медленно.
Вообще, если бы я не знала, что это церковь старообрядческая, то я бы решила, что приход для Москвы довольно бедный. Например, вот расценки на свечи:
Но как обстоит дело в РПСЦ, мне неведомо.
При храме имеется церковная лавка, причем выбор литературы по старообрядчеству в ней самый широкий в Москве.
Еще несколько кадров. Икона Распятия в притворе:
Лестница на второй этаж (там, должно быть, комната настоятеля, клирос и т.п.):
При входе в храм - канун и икона избранных святых (прп. Сергий Радонежский, прор. Илия, свт. Николай, св. Анна Кашинская):
А это - наш экскурсовод Александр Васильевич Антонов, староста храма.
Рядом с ним - уставщица Ольга Ивановна. По обычаю старообрядческих женщин, платок у нее не завязан вокруг шеи, а заколот под подбородком булавкой. (Я недоумеваю, как только эти булавки не вонзаются в горло, когда старообрядки совершают "метания" - земные поклоны...).
Снаружи сейчас храм окружают три огромных офисных монстра. Как сказал Александр Васильевич, картина сия апокалиптическая...
БЦ "Белая Площадь" - это место меня безумно привлекает. Здесь словно на несколько минут оказываешься заграницей. Тут прям обитает дух запада. В Бизнес-центре «Белая площадь» арендуют офисные блоки различной площади такие известные компании, как: PriceWaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, McKinsey, Microsoft, Swedbank.
- Адрес: ул. Лесная, 5СС
- Как добраться:
1) На метро:
м. "Белорусская" Кольцевой линии, выход к Тверским-Ямским улицам. Для выхода из метро на улицу пользуйтесь ступеньками направо. Оказавшись на улице, Вы увидите перед собой здания Бизнес Центра.2) На машине:
- при движении по улице 1-я Тверская-Ямская в сторону области необходимо повернуть направо на Лесную улицу. Бизнес-центр "Белая Площадь" будет слева по ходу движения.
- при движении по Ленинградскому проспекту в центр, переехав мост над Белорусской железной дорогой, необходимо повернуть направо на площадь Тверской заставы, затем сделать левый поворот, как бы объехав площадь. На светофоре (пересечение с улицей 1-я Тверская-Ямская), держась левого ряда, двигаться в сторону Бутырскго Вала. Через 400 м после перекрестка, справа от Вас, сразу после церкви, будет расположен Бизнес-центр "Белая площадь".
- припарковать машину можно либо на Лесной улице, либо на улице Бутырский Вал.
Церковь на Белорусской.
Триумфальные ворота простояли чуть больше ста лет. Но в 1936 г. площадь у Белорусского вокзала полностью перепланировали и арку разобрали. По плану реконструкции площади предполагалось, что ее вновь соберут там же, но почему-то в этой части план не выполнили. В разобранном (и, естественно, расхищенном) виде она провалялась где-то на складах 30 лет. Только в 1966–1968 гг. было наконец решено ее восстановить, но в другом месте, на Кутузовском проспекте, рядом с музеем-панорамой Бородинской битвы. Пришлось здорово потрудиться: на Мытищинском заводе по единственной сохранившейся колонне отлили 12 колонн. Сам Белорусский вокзал тоже интересен с точки зрения и архитектуры. Его первое здание было построено в 1871 г. В советское время он носил имя «ворот в Европу». Отсюда поезда ходили до Берлина и Парижа.
В ближайшие годы масштабную площадь снова ждут перемены. Предполагается, что здесь будут небольшая парковая зона и внушительных размеров подземный торговый комплекс. Если же вы выйдете из станции метро по указателям к улице Лесная, то увидите очень красивую строгую старообрядческую церковь начала ХХ века. С необычным для московских церквей живописным орнаментом.
Автор статьи и фотографий: Семенов Павел | +7-926-599-50-08 | [email protected] | icq: 330 978 935 | shelphur.livejournal.com