Игорь дудинский. Игорь дудинский и его подвиги
Редактор газеты, журналист.
В 1961 году после окончания семилетки вместе с отцом - Ильей Владимировичем Дудинским (известным экономистом и сыном последнего губернатора города Томска и активного участника Белого движения Владимира Дудинского) - поехал на отдых в Коктебель, где попал на съезд битников и познакомился с будущим ко
ллекционером авангардного искусства Леонидом Талочкиным. Вернувшись в Москву, попал в квартиру художника Бориса Козлова, где за один вечер познакомился со всеми представителями неофициальной столичной богемы. Бросил школу и тусовался по полуподпольным салонам. Подружился с писателем Юрием Мамлеевым
и стал посещать его знаменитый салон эзотериков и метафизиков на Южинском переулке.
В 1965 сдал вступительные экзамены на экономический факультет МГУ, но 5 декабря 1995 вышел на демонстрацию в защиту А.Синявского и Ю.Даниэля, после чего его исключили из университета. Скрываясь от армии, год
бродяжничал вместе с Талочкиным по Архангельской и Вологодской областям, жил по северным монастырям. В 1966 написал первый рассказ - «Записочки Феденьки Монахова».
В 1967 году по протекции отца устроился техническим сотрудником в Институт международного рабочего движения. В 1968 году поступи
л на факультет журналистики МГУ. В 1972 году за «поступки, не совместимые со званием советского журналиста» был лишен диплома и сослан в город Магадан. Работал на местном телевидении.
Вернувшись в Москву в 1972 году, работал обозревателем в газете «Говорит и показывает Москва», а после перес
тройки специальным корреспондентом ряда центральных изданий («Огонек», «Советская культура» и др.). Вместе с эмигрировавшим в Париж художником и искусствоведом Владимиров Котляровым (Толстым) стал московским соучредителем и соиздателем парижского альманаха авангардной культуры «Мулета» и газеты «Веч
ерний звон». Был заместителем главного редактора газеты Эдмунда Иодковского «Литературные новости». Учредил и издавал газету «Последний полюс» и журнал «Континент Россия». Автор нескольких книг прозы и стихотворных сборников.
В 1995 году пришел работать в первую российскую бульварную газету
Игорь Ильич Дудинский (род. 31 марта 1947, Москва) — советский и российский писатель и журналист. Издатель литературно-художественного альманаха «Мулета» и газеты «Вечерний звон». Член Международного художественного фонда. Внук последнего губернатора Томска и активного участника белого движения Владимира Дудинского. Отец режиссёра Валерии Гай Германики. Участник знаменитого Южинского кружка, в который входили Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Гейдар Джемаль и Александр Дугин. В 1965 поступил на экономический факультет МГУ, откуда тут же был отчислен за участие в демонстрации в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. Скрываясь от армии, бродяжничал по Архангельской и Вологодской областям, жил в северных монастырях. В 1966 написал первый рассказ - «Записочки Феденьки Монахова».
Степанов, Дудинский, Головин, Джемаль
В 1968 году поступил на факультет журналистики МГУ, но в 1972 году за «поступки, не совместимые со званием советского журналиста» был лишен диплома и сослан в Магадан. Вернувшись в Москву, работал обозревателем в газете «Говорит и показывает Москва», а после перестройки - корреспондентом центральных изданий. Вместе с эмигрировавшим в Париж художником Владимиром Котляровым (Толстым) стал соиздателем парижского альманаха авангардной культуры «Мулета» и газеты «Вечерний звон». В 1995 году пришел работать в первую российскую бульварную газету «Мегаполис-Экспресс» и со временем стал ее главным редактором, а заодно идеологом российской бульварной прессы. После закрытия газеты в 2005 году уехал на год в Норвегию. Ниже размещено интервью, которое Игорь Дудинский дал Глебу Давыдову до 2010 года для журнала "Перемены".
Глеб Давыдов: Начнем с истории квартиры в Южинском переулке - кажется, это была квартира писателя Юрия Мамлеева. Об этом странном месте ходят легенды. Когда, как и с чего это все началось и что это были за место и люди в действительности?
Игорь Дудинский: Да, писатель Юрий Витальевич Мамлеев родился и вырос на Южинском переулке, даже учился в школе, расположенной неподалеку, на Тверской улице (тогда улица Горького) - с первого класса и до аттестата. Если войти в арку на площади Пушкина, которая ведет к Палашевскому рынку, то здание школы будет первым по правую руку. Его доставшиеся ему по наследству от покойных родителей две крохотных комнатки были расположены на втором этаже двухэтажного барака - точно такого, какие изображал на своих холстах Оскар Рабин. Барак снесли в самом конце шестидесятых, и Мамлееву дали однокомнатную «малогабаритную» квартиру в убогой пятиэтажке на бульваре Карбышева... Но он там жил недолго, потому что уехал в США, а последний год в Москве жил у своей Маши, на которой женился перед самой эмиграцией, в большом доме возле метро «Красносельская». Так что до эмиграции Мамлеев практически всю жизнь провел на Южинском.
Сейчас на месте деревянного барака стоит многоэтажная башня. А в свое время в барак вел один подъезд. На каждой лестничной площадке были две двери - направо и налево. За каждой дверью была коммуналка, устроенная по принципу «коридорной системы». Большой коридор и по обеим его сторонам много дверей, ведущих в комнаты жильцов. Общая кухня, туалет, ванной комнаты не предусмотрено, Мамлеев ходил мыться к своей тетушке, известному московскому психиатру, которая жила тоже в коммуналке на улице Горького, но в сталинском доме и в квартире с ванной. На втором этаже мамлеевская дверь была слева, на ней висел список, сколько звонков кому звонить. Мамлеев стоял в списке последним. Ему надо было звонить восемь раз. Последнее обстоятельство безумно раздражало соседей, потому что к нему бесконечно приходили «гости», и соответственно в квартире днем и ночью стоял оглушительный трезвон.
За дверью начинался коридор, в самом конце которого справа была дверь Мамлеева. За ней одна за другой шли две крохотные комнатки, метров по восемь каждая. В каждой - по небольшому окошку, которые упирались в стену красного кирпичного дома (он сохранился до сих пор). Таким образом мамлеевские окна были расположены в торце барака. Салон на Южинском возник после того, как родители Мамлеева умерли. О них сам Юрий Витальевич предпочитал не распространяться. Сейчас пишут, что его отец был «профессором психиатрии». Но профессора в таких жалких лачугах тогда не жили. Лично я хорошо знал тетушку Мамлеева, которой уже давно нет в живых. Она, например, была лечащим психиатром и Зои Космодемьянской, и Аркадия Гайдара. Мы с Юрой заходили к ней, пили чай, и она много чего рассказывала. Но в то время она уже была старенькой пенсионеркой. Я даже не знаю, была ли она сестрой его отца или матери. Но с психиатрией семья явно была как-то связана.
После школы Мамлеев поступил в Лесотехнический (кажется, так он назывался) институт, он находится на какой-то близлежащей станции Ярославской железной дороги, окончил его и все время, вплоть до отъезда из России, преподавал математику в нескольких школах рабочей молодежи. Я даже несколько раз присутствовал на его уроках. Собственно, салон на Южинском начинался в курилке Ленинской библиотеки. В пятидесятые годы там, прямо в читальном зале в открытом доступе на полках стояло множество книг по философии и даже эзотерике. Никакой цензуры не было очень долго, потому что после Сталина власть грызлась между собой, и ей было не до тайных знаний. Если чего-то не находили на полках, то все можно было легко заказать по каталогу. Приносили буквально через несколько минут, которые жаждущие знаний молодые люди проводили в курилке, где активно знакомились друг с другом.
В середине пятидесятых многие возвращались из лагерей, кто-то не оправился от психологических травм, нанесенных войной. Поэтому появилось очень много ищущих истины людей, которые не нашли себя в «коммунистическом строительстве». Они тянулись туда, где могли получить какие-то знания, отличающиеся от того, чему учили в школе. Возник какой-то поистине сумасшедший, неистовый интерес к философии и метафизике. А поскольку никакой «методологии» и вообще «системы в поглощении знаний не существовало, глотали все подряд, без разбора, кто что посоветует, то в результате в неискушенных и наивных головах возникала полная каша из самых разных учений. И каждый из бурлящего бульона выбирал то, что ему было ближе и роднее, чтобы потом, в курилке яростно спорить с такими же ищущими романтиками, отстаивая право на собственное толкование прочитанного и усвоенного. Мамлеев с жадностью участвовал в таких спорах, и когда библиотека закрывалась, приглашал некоторых из их участников к себе домой - благо было рукой подать. По дороге брали в Елисеевском выпить и закусить. Очень точно описал ситуацию один из основателей салона на Южинском поэт и художник Владимир Ковенацкий. Его стихи стали гимном Южинского:
Берем мы от реальности жестокой
поллитра и сырков плавленых пару,
глядим в себя до полночи глубокой
и распеваем песни под гитару.
Мы с вами повстречались не случайно
в каморке одинокой как могила:
мы - мертвецы, и в этом наша тайна.
Мы мертвецы - и в этом наша сила.
Ну а там, где соединяются оголтелая мистика, алкогольный экстаз и всякие сексуальные комплексы (люди-то собирались не от мира сего, да еще творческие, получившие неограниченную возможность для самореализации), там непременно возникает атмосфера мракобесия, декаданса, загробных культов и вообще всего «нездорового», этакого хлыстовства.
Через квартиру на Южинском прошли сотни людей, там возникло что-то типа тайного братства - со своими драмами и интригами. Если рассказывать частности и подробности, перечислять имена, рассказывать, кто какое место занимал в южинской иерархии, то не хватит никаких сил, ни времени. Непременно утонешь в нюансах и тонкостях. Что характерно, практически все так называемые «легенды» о Южинском, хотя в своей основе и соответствуют действительности, все равно сильно не дотягивают до уровня той параллельной реальности, в которой бредили и грезили обитатели мамлеевского «заныра». Потому что происходившее там многократно превосходило любые человеческие способности к выдумыванию, домысливанию и фантазированию.
Г.Д.: А насколько все то, о чем говорят в связи Южинским, похоже на правду?
И.Д.: Да, все, что говорят о Южинском - правда. Как со знаком плюс, так и со знаком минус. Южинский был неким государством в государстве, со своей иерархией персонажей. И как во всяком государстве там не обходилось без интриг, мистификаций, борьбы самолюбий и многих других проявлений человеческих слабостей. Кроме того, Южинский не ограничивался квартирой Мамлеева. У него была как минимум сотня «филиалов» в виде московских квартир, которые мы называли «занырами», где бурлила своя мистическая жизнь. Народ, заряжаясь идеями и энергией на Южинском, перемещался сквозь все тайные «заныры», вербуя все новых и новых одержимых. Поэтому Южинский постоянно разрастался - несмотря на то, что его эпицентр составляла постоянная группа, своего рода тайный эзотерический орден. В него, кстати, входил и упомянутый вами Евгений Всеволодович Головин. Поймите, романы Мамлеева «Шатуны» и «Московский гамбит» - абсолютно документальные произведения. Если в «Шатунах» присутствует небольшой элемент художественности, то «Московский гамбит» - документален на сто процентов, хотя Мамлеев не раскрывает в нем и миллионной доли правды.
Г.Д.: О личности поэта Евгения Головина распространены самые разнообразные и противоречивые сведения, так что вырисовывается фигура весьма магнетизирующая, мистическая и совершенно неоднозначная.
И.Д.: Головин - действительно «фигура» весьма магнетизирующая, мистическая и «неоднозначная». Достаточно вспомнить личностей типа того же Гурджиева, чтобы понять, с какими усилиями по-настоящему посвященные люди вписывались в «земную» систему координат. Отсюда и «неоднозначность» их восприятия непосвященными людьми. Головин - величайший эзотерик современности. Он проштудировал и обобщил все эзотерические знания и учения всех веков и традиций, усвоил их и переварил в котле своего личного опыта. Согласитесь, что такой огромный груз держать в своей голове, душе и сердце способны даже немногие из небожителей - не говоря уже о земных людях. Отсюда, опять же, проблемы с восприятием людей с таким эзотерическим багажом.
Да, Евгений Всеволодович Головин (кстати, он жив и здоров, поэтому вполне доступен для контактов) способен при желании пускать в ход свой «магнетизм», интенсивность которого способны выдержать немногие. Правда, он может закапризничать при виде неинтересного ему человека и забыть о собственном «магнетизме». Тогда он предпочитает притворяться кем угодно - хоть ловким мистификатором.
Г.Д.: Его часто называют не иначе, как "алхимиком" и "магом". Это так для красного словца говорили - "алхимик", "маг", а на самом деле он был тогда просто хорошо пьющим гениальным поэтом, который читал много эзотерической литературы? Или же там в Южинском случались действительно потусторонние, таинственные события?
И.Д.: Головин - больше, конечно, алхимик, чем маг. Хотя бы потому, что в области магии он всегда признавал превосходство над собой недавно скончавшегося Валентина Провоторова. Алхимию же он знает в совершенстве - насколько такое возможно, потому что в совершенстве алхимию не может знать ни один смертный. Скажем так: на сегодня алхимической теорией и практикой Головин владеет лучше, чем кто-либо из живущих на земле. Головин одновременно и алхимик, и маг, и хорошо пьющий гениальный поэт, «который читал много эзотерической литературы». Впрочем, я не могу сказать, в каком из своих проявлений он негениален. Главным «потусторонним и таинственным» событием был сам факт существования такого феномена, как Южинский. Естественно, со всеми вытекающими последствиями. Как вы думаете, когда градус мистической экзальтации зашкаливает за все возможные пределы, а создают и повышают его лучшие представители эзотерической элиты, то какие могут быть последствия? Представьте себе хотя бы те же хлыстовские радения...
Г.Д.: Я прочитал текст под названием «Ориентация - Север», который, как я понимаю, вы создали с Гейдаром Джемалем и который считается как бы концентрированным изложением тех идей, которые складывались в Южинском салоне.
И.Д.: Созданию «Ориентации - Север» предшествовала своя история. Уже спустя годы после отъезда Мамлеева на Запад получилось так, что основное ядро Южинского стало собираться на даче моего, к сожалению, сейчас уже покойного брата в Переделкино, на улице Карла Маркса, прямо напротив дачи Леже (сейчас Церетели). Брат там не жил, поэтому дача в течение двух лет была в моем полном распоряжении. Я тогда там жил безвылазно. Мы много выпивали, философствовали, крутили романы. Я постоянно внушал своим друзьям идею о том, что надо бы как-то сформулировать и увековечить «идею Южинского». Поскольку тогда в Китае только что издали цитатник Мао Цзэдуна и о нем много говорили, то я предложил коллективно написать что-то вроде такого же цитатника - уж больно удобной мне показалась форма. Женя Головин собирался со своей новой девушкой переезжать жить в Питер, поэтому он отказался. Другие не видели в затее смысла. И только Дарик, Дарюша (как я называю Джемаля) согласился.
Мы работали год, потом все уничтожили и начали сначала. Конечно, в «Ориентации - Север» моя заслуга очень невелика. Я просто предлагал очередную тему для «импровизации», потом записывал за Джемалем то, что он наговаривал, и по ходу дела редактировал, предлагая более «удачные» варианты. Еще год мы так работали, а потом издали самиздатом на ротапринте с помощью друзей тиражом около трехсот экземпляров, какую-то часть переправили на Запад. Дальше началась вообще другая история. В ней уже участвовали Дарюша с Дугиным, который в него вцепился мертвой хваткой и перетянул от меня к себе. Читая «Ориентацию», необходимо иметь в виду, что, конечно, никакой концентрации «идеи Южинского» в ней нет. Хотя дух присутствует в огромной степени. Стоит также иметь в виду, что Джемаль - мусульманин, суфий, что не могло не отложить на текст соответствующий отпечаток. К тому же Джемаль застал только очень поздний, последний период существования Южинского, когда там царил упадок. Поэтому первых «жрецов культа» он просто даже не знал. Хотя в результате вышло недурно, и мне есть чем гордиться.
Г.Д.: "Ориентация - север" - текст, конечно, трансцендентный, дающий направление и методы для прорыва из мира обусловленности к вершинам Абсолюта, но при этом он еще и настолько отчаянный и человеконенавистнический, сатанинский в своем отрицании человека и всего вообще человеческого (человеческое в этом трактате чаще всего называется «родовым»), что неизбежно начинает болеть голова при его чтении… Вообще большая часть прописанных там убеждений и их последовательное искреннее исповедование просто, как говорят медики, «несовместимы с жизнью» в этом мире.
И.Д.: Вообще философия и «идея» Южинского - принципиально и последовательно антигуманны. Если мыслитель пытается проникнуть за пределы мироздания (а именно такова была цель наших собраний), он обязан преодолеть в себе человеческое начало. А как можно преодолеть человеческое и одновременно оставаться человеком - с его системой координат, моралью, «гуманизмом»? "Большая часть прописанных там убеждений и их последовательное искреннее исповедование просто, как говорят медики, «несовместимы с жизнью» в этом мире". Именно несовместимы! Даже монахи понимают, что или Бог, или мир. Но в «Ориентации» нет никакого сатанизма, как нет его в произведениях Мамлеева. Антигуманизм - не обязательно сатанизм. Просто есть бесконечное множество иных пространств, кроме тех, которые контролируются Богом или дьяволом.
Г.Д.: Как вообще обстоит с этим дело для Вас сейчас: этот трактат и тот момент, когда Вы его фиксировали - для Вас лично все это прошло бесследно, как некое увлечение молодости, или же Вы до сих пор живете, ориентируясь на Север?
И.Д.: Для меня Дарик Джемаль, Эжен Головин, Юрочка Мамлеев, Володя Степанов, Лорик Пятницкая, кое-кто еще - мои вечные учителя, с которыми я связан неразрывной пуповиной до конца своих дней и думаю, что гораздо дольше. Мы принадлежим к одному ордену, к одному мироощущению. Для того, кто прошел через Южинский, обратной дороги нет. Сейчас я чувствую себя монахом, чей монастырь был разрушен, а поскольку монастырь был единственный и неповторимый, то возвращаться мне некуда. Приходится жить в миру, приспосабливаясь к «человеческой» системе координат. Но, блин, не удается. Все равно постоянно чувствую на себе печать «проклятости», изгойства, недоверия и непонимания со стороны окружающих.
Г.Д.: Если монах обнаруживает, что по какой-то причине его монастырь (пусть даже и единственный) разрушен, разве это повод для него пытаться возвращаться в мирскую жизнь?
И.Д.: Я слишком устал за свои шестьдесят лет, чтобы тратить последние силы на противостояние соблазнам «мира». К тому же мой монастырь всегда со мной, он - в моей душе, где царит вечная весна. А главное - мироздание в силу своей ничтожности не стоит того, чтобы из-за него чем-то «жертвовать», меняя привычный ход вещей. Видимо, у меня такая же философия, как у сибирских шаманов, которые при советской власти предпочитали вступать в партию, чтобы на время «затаиться». Тем не менее они не прекращали тайно совершать свои камлания. Кто их осудит и что тут плохого? Партии приходят и уходят, а дыхание вечности всегда с нами. Просто Головину и Джемалю повезло, они занимаются «своим делом», а мне скучно жить в параметрах тех представлений, которые тебе задали и навязали окружающие. Не хотелось подсаживаться на иглу, как, скажем, Дугин и многие другие.
Г.Д.: Отчего, кстати, Вы так сейчас интересуетесь политикой? Я этот вывод делаю из содержания Вашего Живого Журнала, который читаю. Раньше, в 2005 году, Вы часто писали в нем о разного рода мистических вещах. Скажем, вот интересная история «о некоторой исчерпанности магических ритуалов». А потом вдруг раз - и что-то окончательно переключилось на остро социальную, а затем и на политическую волну. Отчего такой интерес к актуальной политической обстановке в стране проснулся в Вас? Ведь политика - дело достаточно грубое и поверхностное, то есть она лишь грубо проявляет на поверхности глубокие мистические токи, некие процессы, происходящие в потусторонних мирах…
И.Д.: Так называемый «Живой журнал» находится на очень далекой периферии моего сегодняшнего сознания и состояния. Видимо, он вообще находится в области моего «личного бессознательного». Поэтому я давно снял с себя всякую ответственность за то, что я там иногда «пишу». У меня с рождением ребенка появилось слишком много вполне земных и «мирских» забот типа как бы моему мальчику Илюше не умереть с голоду. Господи, какой там ЖЖ, какая «политика»! Ответ на ваш вопрос следует искать не в моем интеллекте и более того - не моей личности, а в сфере моей подкорки, то есть среди моих самых «нечистых» страстей и эмоций. Давайте просто проследим «эволюцию» моего «дневника», как героиня Игоря Северянина «надменно следила за эволюцией бриза» - и тогда я предоставляю вам право на любые выводы!
Поскольку мой ЖЖ находится в области бессознательного, и «политика» абсолютно бессознательно вытеснила из моих рассуждений некие намеки на «метафизику», то значит, политика в нашем быстротекущем и идиотическом космосе всего лишь оказалась актуальнее метафизики. Вот и все. Тут не стоит особо париться и искать какой-то «подтекст». Кроме того, вы обязательно должны учитывать, что я никогда не претендовал на лавры «эксперта» в области метафизики и эзотерики. Я провел свою жизнь среди самых крутых метафизиков и эзотериков современности - и обстоятельства просто не оставили мне никаких шансов тягаться с ними. Впрочем, как и с сегодняшними поднаторевшими экспертами в области «политики»!
В своем «дневнике» я полагался исключительно на собственный инстинкт - и больше ни на что! Я не ставил задачи куда-то его «поворачивать» или тем более придавать ему какую-то «направленность». Повторяю, всего лишь инстинкт и интуиция! Вот и отнеситесь ко мне, то есть к моему ЖЖ, как к рефлексам собаки Павлова, поставив во главу угла не «тенденции», а простую физиологию. Если «политика», то пришло время политики. Если физиология, то пришло время физиологии. Если философия, то пришло время философии.
Г.Д.: Интересно, когда Вы были главным редактором газеты «Мегаполис-Экспресс», свою деятельность там Вы тоже воспринимали как исключительно «инстинкт и интуицию»? Или это было вполне осознанным продолжением и развитием тех идей, которые были восприняты в период Южинского салона, включая тот антигуманизм, о котором мы говорили выше (то есть сознательное "чем абсурднее, тем круче")?
На этот вопрос Игорь Дудинский пообещал непременно ответить, сообщив мне, что считает его очень интересным и важным. Но ответа я так и не получил. Попробую сам ответить на этот вопрос... Газета "Мегаполис-Экспресс", которую в 90-х годах делал Дудинский, была одной из первых российских бульварных газет. С ее страниц нечеловеческий абсурд вливался прямо в подсознание массового постсоветского читателя, который в то время особенно самозабвенно тонул в беспощадной бессмыслице происходящего. Заголовки типа "Инопланетные свиньи-убийцы сожрали 28 детей!", "Учитель-педофил насиловал и убивал сирот" и "Акулы-андроиды атакуют курорт" были нормой. А в итоге это безумие идеально гармонировало с тем, что делала пришедшая к власти в стране мычащая и причмокивающая хтонь вроде Ельцина, Гайдара и прочих... Если читатель будет это иметь в виду, то ему станет понятно, что деяния Дуды гораздо весомее и страшнее, чем он сам себе в этом сознаётся... Дуда влиятельный лама наших дней (как и многие другие упомянутые в этом интервью персонажи), и своей источающей сильное поле деятельностью он (во многом он) сформировал сложившуюся сейчас в стране ситуацию. На этом и закончим эту внезапно оборвавшуюся переписку...
Действительный тайный советник Владимир Дудинский, - последний царский губернатор Томска, а до этого вице-губернатор Курска. Его сын, - корреспондент международного отдела газеты ЦК КПСС «Правда», ученый-экономист Илья Дудинский. Его внук, - «король богемы» 70-х, собиратель неофициального искусства, эпатажный журналист и сокрушитель совковых эстетических норм и правил, идеолог московской бульварной прессы последних десятилетий Игорь Дудинский. Правнучка губернатора, - скандально прославившаяся недавно режиссер сериала «Школа» Валерия Дудинская, которая взяла себе псевдоним Гай Германика.
Губернатор Дудинский умер в эмиграции в Белграде. Его сын еще всего лет десять назад, уже глубоким стариком, ходил на выставки московских актуальных художников и читал Владимира Сорокина. Его внук, мой приятель, в свои шестьдесят с лишним воспитывает со своей пятнадцатой женой пятилетнего сына и пишет в ЖЖ грустные и саркастические заметки о сегодняшнем тоскливом безвременье.
Родился в Москве в семье экономиста Ильи Дудинского. Внук томского губернатора и активного участника Белого движения Владимира Дудинского. Окончил семилетнюю школу (1961).
Познакомился с Леонидом Талочкиным, увлёкся авангардным искусством, которое не признавалось официальными советскими властями. Был активным участником московской богемной жизни, посещал салон Юрия Мамлеева в Южинском переулке. Среднюю школу бросил.
В 1965 году поступил на экономический факультет МГУ. Начал участвовал в диссидентском движении, а 5 декабря 1965 вышел на демонстрацию в защиту Андрея Синявского и Юлия Даниэля, после чего его исключили из университета.
Затем скрывался от армии, год бродяжничал совместно с Талочкиным по Архангельской и Вологодской областям, жил по северным монастырям, позднее - работал в Институте международного рабочего движения. В 1968 году снова поступил в МГУ, на факультет журналистики.
В 1972 году за «поступки, не совместимые со званием советского журналиста» был лишен диплома и сослан в городок Магадан, где работал на местном телевидении. Вернувшись в Москву, работал обозревателем в газете «Говорит и показывает Москва», а позже перестройки - специальным корреспондентом ряда центральных изданий («Огонёк», «Советская культура» и др.).
С 1995 по 2005 год работал в газете «Мегаполис-Экспресс» (до её закрытия).
Вместе с эмигрировавшим в Париж художником и искусствоведом Владимиром Котляровым (Толстым) стал московским соучредителем и соиздателем литературно-художественного альманаха «Мулета» и газеты «Вечерний звон». Был заместителем главного редактора газеты Эдмунда Иодковского «Литературные новости». Учредил и издавал газету «Последний полюс» и журнал «Континент Россия».
Дудинский - член Международного художественного фонда.
С сентября 2014 года работодателем Дудинского стала экс-чиновница Минобороны РФ Евгения Васильева, впоследствии осуждённая по делу о многомиллионном мошенничестве. Продвижением «художественного» имиджа Васильевой на пару с Дудинским профессионально занималась член Международной ассоциации искусствоведов Елизавета Плавинская.
В одном из интервью Игорь Дудинский сказал, что он только «биологический отец» Гай Германики, он ушел из семьи, когда Валерии исполнился год. Но не сказал, что возвращался ненадолго через четырнадцать лет, после трагедии, потрясшей всю московскую богему: очередная молодая, красивая и эффектная жена Дудинского Татьяна выбросилась тогда из окна девятого этажа. Из той самой квартиры, где в середине восьмидесятых развивался бурный роман «короля московской богемы» с очаровательной преподавательницей грима и макияжа школы-студии МХАТ, мамой Валерии. Писатель Николай Климонтович написал тогда в «Огоньке» о том, что не всякая женщина, даже из богемной тусовки, может выдержать груз феерического прошлого московского андеграунда, даже если полюбит кого-то из его персонажей.
В московском андеграунде, действительно, царил и царит полный эстетический и этический раздрай: в нем живут или жили такие противоречивые персоны, как Владимир Буковский и Юрий Мамлеев, Эдуард Лимонов и Алина Витухновская, бродят тени художников Анатолия Зверева и Оскара Рабина, поэтов Игоря Холина, Алексея Хвостенко, Ильи Бокштейна, прозаика Венедикта Ерофеева. Все эти скандальные творцы прошли через пьяные посиделки у Игоря Дудинского и «всплывают» сейчас в его бесконечных рассказах и многочисленных предметах его квартиры: от картин и офортов, за которые сейчас на аукционах платят многие тысячи долларов, до фотографий и рукописей. На фоне портретов Владимира Маяковского с Лилей Брик и собраний сочинений Игоря Северянина. Любимые строчки московской богемы из «Увертюры» Игоря Северянина, такие:
«В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!»
«Когда я вернулся ненадолго к старой любимой, мы вместе с ней и с Лерой ходили на подростковые дискотеки в Строгино. Она танцевала, а мы пили тихо в сторонке шампанское и коньяк», - рассказал мне Дудинский. Из воспоминаний Валерии об этих дискотеках, очевидно, появился сюжет фильма о жестоком походе на школьную дискотеку «Все умрут, а я останусь». Потом она стала заходить в редакцию бульварной газеты «Мегаполис-экспресс», где главным был Дудинский, который шумно «колдовал» над очередным номером, отхлебывая из спрятанной в шкафу фляжки коньяка. Его веселила возможность за хорошие деньги сочинять бульварные небылицы. Как-то раз он признался мне: «Понимаешь, старик, победили лотошники и жулики с Тишинского рынка. Я пишу в «Мегаполисе» всю эту байду только потому, что я этих нуворишей ненавижу. Пусть они от этой газеты сойдут с ума, пусть не будут понимать, на каком они свете. Пусть боятся комаров, вызывающих импотенцию».
последний подвиг Дудинского - сочинение истории про женитьбу Путина на Алине Кабаевой, из-за которой Лебедев закрыл газету "Московский корреспондент" и выгнал Гришу Нехорошева. это он придумал, но самому писать ему было то ли лень, то ли некогда, и они с Нехорошевым поручили текст писать сотруднику, фамилию которого я не помню (и который к тому же, кажется, подписался псевдонимом).
Нехорошев про этот случай:
Таблоид «Московский корреспондент», в котором я был главным редактором, опубликовал заметку о якобы случившейся помолвке президента Путина с гимнасткой и депутатом Кабаевой. Материал был преподнесен как слух, со знаками вопросов, словами «якобы» и «как говорят». Когда неожиданно разразился скандал, владелец газеты, подполковник ФСБ в запасе Александр Лебедев сказал мне: «По западным, цивилизованным меркам, Вы все сделали правильно. Но Вы же сами понимаете, в какой мы живем стране». В тот же день в одном из помещений банка владельца газеты меня три часа допрашивали двое. Угрожали, что пустят по миру меня и мою семью. После этого приказали прийти на следующий день хорошо выспавшимся и подлечить насморк, собирались допрашивать еще раз на «детекторе лжи». Нос у меня в тот день тек, я приехал на работу с похорон тети. Хоронили ее на сельском кладбище в Подмосковье, апрель был прохладным, и я легко простыл.
После допроса я позвонил владельцу газеты и сказал, что допросы меня унижают, и я хочу сделать заявление об отставке. Владелец ответил, что он о допросах ничего не знает: «Это ребята в банке подсуетились, бегут впереди паровоза. «Детектор лжи», говорите, у них есть. Ничего не знал об этом. Не волнуйтесь, завтра идите в редакцию и разруливайте ситуацию, как можете».
Но на следующий день в Италии, на совместной пресс-конференции с Берлускони, Путин сказал, что всегда плохо относился к тем, «кто с гриппозными носами и эротическими фантазиями» лезет в чужую жизнь. В тот же день владелец газету закрыл.
Игорь Ильич Дудинский (род. 31 марта 1947, Москва) - советский и российский журналист. Издатель литературно-художественного альманаха «Мулета» и газеты «Вечерний звон». Член Международного художественного фонда. Отец режиссёра Валерии Гай Германики.
Биография
Родился в Москве в семье экономиста Ильи Дудинского. Внук томского губернатора и активного участника Белого движения Владимира Дудинского. Окончил семилетнюю школу (1961).
Познакомился с Леонидом Талочкиным, увлёкся авангардным искусством, которое не признавалось официальными советскими властями. Был активным участником московской богемной жизни, посещал салон Юрия Мамлеева в Южинском переулке. Среднюю школу бросил.
В 1965 году поступил на экономический факультет МГУ. Начал участвовал в диссидентском движении, а 5 декабря 1965 вышел на демонстрацию в защиту Андрея Синявского и Юлия Даниэля, после чего его исключили из университета.
Затем скрывался от армии, год бродяжничал совместно с Талочкиным по Архангельской и Вологодской областям, жил по северным монастырям, позднее - работал в Институте международного рабочего движения. В 1968 году снова поступил в МГУ, на факультет журналистики.
В 1972 году за «поступки, не совместимые со званием советского журналиста» был лишен диплома и сослан в городок Магадан, где работал на местном телевидении. Вернувшись в Москву, работал обозревателем в газете «Говорит и показывает Москва», а позже перестройки - специальным корреспондентом ряда центральных изданий («Огонёк», «Советская культура» и др.).
С 1995 по 2005 год работал в газете «Мегаполис-Экспресс» (до её закрытия).
Вместе с эмигрировавшим в Париж художником и искусствоведом Владимиром Котляровым (Толстым) стал московским соучредителем и соиздателем литературно-художественного альманаха «Мулета» и газеты «Вечерний звон». Был заместителем главного редактора газеты Эдмунда Иодковского «Литературные новости». Учредил и издавал газету «Последний полюс» и журнал «Континент Россия».
Дудинский - член Международного художественного фонда.
С сентября 2014 года работодателем Дудинского стала экс-чиновница Минобороны РФ Евгения Васильева, впоследствии осуждённая по делу о многомиллионном мошенничестве. Продвижением «художественного» имиджа Васильевой на пару с Дудинским профессионально занималась член Международной ассоциации искусствоведов Елизавета Плавинская.
Семья
Женат в тринадцатый раз, от одного из последних браков есть сын. Дочь - режиссёр Валерия Гай Германика (1984 г.р.).