Индивидуальный план работы по звукам. Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми
Цели:
Выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;
Формировать направленную воздушную струю;
Учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
Учиться выделять звук в слове из потока других звуков;
Развивать фонематическое восприятие и фонематический;
Закрепит умение подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
Развивать мелкую моторику, внимание и память;
Воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Оборудование: зеркало; форма листика для дыхательного упражнения; картинка Незнайки; картинки - Лампа, лак, лапа, локоть, пол, стул, стол, кол;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам сегодня на занятие пришел гость. Но ты узнаешь об этом позже.
Но сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнение «Вкусное варенье», «Лопата», упражнение «Индюк», «Бочки».
дыхательная гимнастика:
Давай подуем на листочек?
2. А теперь посмотрите, кто к нам пришел?
Незнайка!
Давай покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.
Сейчас я назову слова, а ты должен сказать, на какой звук начинаются эти слова.
Лапа, лопата, лук, лыжи.
Правильно на звук [Л]
3. Давай вместе с Незнайкой попробуем услышать этот звук среди других звуков?
Я называю звуки, а ты, если услышишь звук Л, подними этот цветок: Н, Л, П, Л, Р, К, Л, Л,Н. ма, му, лу, ны, ла. Ласка, кошка, пила, стол, башня, полка.
4. Физкультминутка
Руки вверх мы все подняли,
А потом их опустили.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем все опять.
5. Игра «Четвертый лишний»
Лопата, лук, пол, лоб
Стул, стол, пилот, пол;
6. А теперь давай назовем слова ласково: стул – стульчик; стол – столик; лопата – лопаточка;
7. Попробуй повторить за мной слова:
Ландыш, лук, лапа, локоть
Пол, стул, стол, кол;
8. Итог занятия:
Тебе понравилось заниматься с Незнайкой?
Какой звук ты сегодня учились говорить?
Какие слова с трудным звуком ты уже научился говорить?
9. Домашнее задание:
Артикуляционная гимнастика.
Припоминание слов со звуком [Л]
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме предлагается выполнить задания на автоматизацию звука в слогах, в словах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром», Детский сад № 22
Конспект индивидуального занятия
«Звук Л, постановка»
Щеголевой Елены Анатольевны
Учителя-логопеда первой
квалификационной категории.
г.Соликамск
Тема: Звук «Л», постановка.
Задачи:
* Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
* Вырабатывать артикуляционный уклад звука «Л».
* Поставить звук «Л».
* Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
* Формировать навыки словообразования и словоизменения.
Оборудование:
«Клоун», карточки к артикуляционным упражнениям, силуэт лесенки, картинки на звук Л – лодка, лошадь, луна, лук, символ звука Л (по Ткаченко), мешочек с 6-ю чайными ложками.
Ход занятия:
- Организационный момент . Игра с мячом: я называю слог с твердым согласным звуком, а ты возвращаешь мне слог с мягким согласным звуком: ла-ля, ло-ле, лэ-ле, лы-ли, лу-лю.
- Объявление темы . Сегодня мы будем учиться произносить звук «Л». Что нам помогает разговаривать правильно и красиво? – Губы, зубы, язычок. Поэтому мы сейчас сделаем с ними зарядку.
- Упражнение на развитие дыхания «Клоун».
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка - трубочка».
Упражнение «Змейка».
Упражнение «Качели».
Упражнение «Расческа».
Упражнение «Индюк».
Упражнение «Почистим зубки».
Упражнение «Поймай мышку за хвостик».
- Постановка звука.
Сейчас мы будем тянуть звук «А» и при этом «ловить мышку за хвостик», попробуй и послушай, что у тебя получается. Объяснение артикуляционного уклада звука «Л», показ логопедом.
- Артикуляция звука . «Теперь, ты, расскажи - что делают губы при этом звуке? Что делают зубы? Что делает язычок и где он находится? Подскажите мне, есть ли преграда во рту, когда мы произносим этот звук? Какая? Значит, какой вывод можно сделать? Звук «Л» - твердый согласный».
- Автоматизация звука в слогах . Давай, мы, позовем Аллу: «Алла, алло!» Алла тебя не слышит, повтори еще раз и еще. Наконец тебе ответили: «Кого позвать к телефону?», ответь: «Аллу». Тебе сказали: «Аллы нет». Спроси удивлено: «Аллы нет?». «Нет, она плывет на теплоходе». Ребенку дается символ теплохода: «Покажи, как плывет теплоход – Л-Л-Л…, вот поднимаются по трапу пассажиры – звуки А, О, У, Ы, Э. Что получается? – ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ». - Возьми лесенку и помоги пассажирам подняться на теплоход. Ребенок шагает пальчиками по лесенке и произносит слог ЛА столько раз, сколько ступенек на лесенке. Аналогично с другими слогами.
- Автоматизация звука в словах . Подруга Аллы Таня не поехала на теплоходе. Отгадай загадку и узнаешь, на чем добирается Таня.
*В лесу родилась, в воде живет. (Лодка)
Друг Дима тоже едет к Алле в гости. Отгадай, на чем он добирается.
*Кто я – догадайтесь сами, я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу. Летом - я везу телегу. (Лошадь)
Что они увидели по дороге?
*Ночь прохладна и темна, на небе – яркая …(луна)
- Физминутка. Со словами мы играем, – их хлопками разделяем.
Ребенок хлопками делит слова на слоги (луна, лошадь, лодка, лук, ложки).
- Развитие фонематического слуха .
Пока Алла плывет на теплоходе, мы с тобой послушаем звуки. Если ты услышишь звук Л, то ты поднимешь карточку с теплоходом.
Логопед произносит: Л, Р, М, Л, Н, Л, М, Р, Л, Н, Л, М, Р, Л.
ЛА, РЫ, МУ, ЛО, НО, ЛЫ, МЭ, РУ, ЛУ, НЫ, ЛЭ, МО, РО, ЛЫ.
- Автоматизация звука в словах.
Алла уже доплыла на теплоходе и ждет гостей. Она приготовила салат, а в него положила отгадку от загадки: *Зеленеет все вокруг, растет в саду, на грядке…(лук).
Алла будет угощать гостей тортиком. Если он с малиной, то какой это будет торт? Малиновый. (А если с земляникой, если с клюквой…) Чем гости будут кушать торт? Ложками. Посчитай, сколько ложек приготовила Алла для своих гостей. Ребенок достает ложки из мешочка и считает: «Одна ложка, две ложки…шесть ложек». Какие слова со звуком Л, ты запомнил? Где находится звук Л в этих словах? В начале.
- Итог. Какой звук мы учились говорить сегодня? Какой это звук? (согласный, твердый). Что, при этом звуке, делают губы, зубы, язычок? Что сегодня было для тебя самым трудным? Ты, молодец, у тебя хорошо получается этот звук и твоя речь становится понятной и красивой.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.