Иштар. Богиня древней Месопотамии
![Иштар. Богиня древней Месопотамии](https://i1.wp.com/devinedance.ru/http://cs629406.vk.me/v629406463/26b08/trpFkAbrsyw.jpg)
И?штар (Истар, Ашторет, Анунит, Нана, Инанна) - в аккадской мифологии - богиня плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне.
Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:
«Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. «Ты возлюбила льва, могучего и крепкого», — говорит герой Гильгамеш Иштар, — «и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут.» Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и — если верить Гильгамешу — эта любовь стала причиной смерти Таммуза»
Иштар была дочерью Нинурты. Ей особенно поклонялись в северной Месопотамии, в ассирийских городах Ниневия, Ашур и Эрбиль. Кроме львов на воротах её символом также является восьмиконечная звезда. (Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.)
Миф о Нисхождении Иштар. Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана. Иштар спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит #богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно - амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.
Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый #бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по #аналогии с #шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода - с любимой (подобно Персефоне).
Главный миф об #Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею - богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской - Инанна. https://goo.gl/QUxBq5
Иштар ("богиня", перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница.
Иштар считалась покровительницей проституток. Дочь Эля и жена Баала. Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской — Инанна.
Нисхождение Иштар
Текст сохранился в двух версиях — фрагмент Ашшура (XI в. до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Иштар, дочь Сина, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую силу).
Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).
Древний шумерский знак Инанны
Перед Вами один из древнейших в мире знаков - знак мифической шумерской богини Инанны - Иштар (означающий "ЯСНОЕ НЕБО").
Он изображен и на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевской (XII в.). При этом отмечу, что полный знак Инанны состоит из круглого венка - круга, с вплетенной в него лентой, образующей два конца и шестилучевой звезды в центре. Упрощенный знак Инанны состоит из круга (озн. Небо) и шестилучевой звезды в центре (озн. Солнце), которые вместе означают - "Ясное небо".
Самый простой знак Инанны - шестилучевая звезда, внешне похожая на букву "Ж" (озн. Солнце). Знак Иштар отличается тем, что обычно состоит из восьмилучевой звезды в круге или без него.
В древнем Шумере, в каждом городе был свой главный Бог. Так, в Урюке им считался Бог неба и жена его - царица небесная Инанна (Иштар), которые очень почитались. Днем Инанны было двадцать первое марта, который приходился на день весеннего равноденствия. Многие народы Востока в этот день отмечают Новый год (например, в Казахстане, а в Иране это - науруз (озн. "Новый день"). Двадцать первого марта праздновали Новый год и скифы. Издревле на Руси Новый год также праздновали весной.
В древнем Вавилоне в период его возвышения, в т.ч. и над шумерами, были построены специальные красивые голубые ворота (цвет неба), посвященные богине Иштар, заменившей шумерскую Инанну, которая ко всему была и богиней плодородия. Часто ее изображали стоящей на льве. Многие шумерские божества со временем трансформировались у других народов в разных богов древнего мира, при этом, в основном, сохранив свои значения, но получив иные имена.
Звезда Иштар
Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.
Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные "богини" были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. "солнечный бог" Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как "женские". Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. "авраамического куста". Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).
"Королевская" звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Нарам-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.
Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э.
Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.
Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также
В данном тексте обзор наиболее распространенных вариантов Звезды Иштар. Разумеется охватить все варианты ее начертания невозможно, поэтому наряду с основными я привожу несколько весьма неожиданных.
Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия ; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.
Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные "богини" были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. "солнечный бог" Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как "женские". Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. "авраамического куста". Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).
Две т.н. "полные" звезды Иштар слева и в центре, сравним со звездой Шамаша справа. Я специально подобрал наиболее различающиеся варианты (волнистые линии вместо лепестков). Еще забавнее, что волнистые линии - это вода, однозначно женская стихия. Но "усредненную" звезду Иштар от "усредненной" звезды Шамаша вообще-то не отличить.
"Королевская" звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Намар-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.
Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э..
Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.
"Октограмма творения" - гностический символ, обозначающий Венеру в ипостасях рождения, создания, творения нового. Здесь очень ярко проглядывает хаотическое начало.
Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также был адаптирован христианством для обозначения Вифлеемской ("рождественской") Звезды. На данный момент символ профанирован донельзя.
Очередное обозначение Венеры, на сей раз - из доколумбийского Перу (Южная Америка, культура Норте Чико). Однако не могу не заметить, что официальная версия истории доколумбийской Южной Америки во многом является чистейшим фэнтези, потому не удивлюсь, если этот символ был принесен европейцами а затем был перенят автохтонным населением ; либо его рисовали по ошибке до того, как была окончательно придумана и утверждена система символов "древних доколумбийских цивилизаций".
Весьма примечательный комбинированный символ, используемый народом Нсибиди (Nsibidi), проживающим на территории африканской страны Гана ; а также в одноименной африканской идеографической системе письма. Используется для обозначения любви между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Интересно, что восьмиконечная звезда (у Нсибиди она также обозначает Венеру) вписана в нестандартную гексограмму. Обычная гексограмма, известная в т.ч. как "Щит Давида", состоит из двух пересекающихся равносторонних треугольников: один, стоящий на основании, обозначает огонь (мужское начало) ; второй, стоящий на вершине - воду (женское начало). Здесь гексограмма положена на бок.
В системе письма Нсибиди обозначает священное место.
В системе письма Нсибиди обозначает то же, что и предыдущий знак. Жители восточного Готланда украшали идентичным символом женскую одежду.
Этот символ найден на Фестском Диске , относящемся по времени к минойской культуре острова Крит, и расположен в центре спирали на одной из его сторон, а также повторяется несколько раз по ходу спирали. Считается, что часть символов (в т.ч. этот) либо были привнесены на Крит из ближневосточного региона, либо сам диск был изготовлен на Ближнем Востоке.
Орнаментальный элемент, распространенный в Малой Азии и Греции. Также встречается как часть крестьянских орнаментов в Западной Европе, по-видимому является профанированной (с потерей смысла) звездой Иштар.
Этот символ встречается на греческой керамике, датируемой пятым веком до н.э.
Еще один интересный символ. Концы восьмиконечной звезды загнуты против часовой стрелки по типу саувастики, обозначающей одновременно неудачу, невезение (в т.ч. "наведенные" с через проклятие) и защиту от невезения и злых чар. Неудивительно, что данный символ использовался в поздней средневековой Западной Европе в качестве своеобразного корпоративного логотипа Вемскими Судами , в юрисдикции которых, помимо прочего, находилось делопроизводство и вынесение вердиктов по статьям о колдовстве.
Забавно, но этот вариант звезды мы можем увидеть на портрете 15 или 16 века, изображающего Влада Цепеша ; того самого, из которого Брэм Стокер сделал впоследствии Дракулу. Скорее всего символ попал в Валлахию от турков, которые в 15 веке использовали его на своих военных штандартах (как затем стали использовать прямую пентаграмму ; см. флаг Ирака, к примеру).
В астрономии используется для обозначения массы Солнца (к вопросу о солнечной ипостаси Иштар!); Джон Далтон обозначал этим знаком магнетизм.
Иштар ИштарХарактеристики
Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:
Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. "Ты возлюбила льва, могучего и крепкого", - говорит герой Гильгамеш Иштар, - "и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут." Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза , бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза. |
Миф о Нисхождении Иштар
Текст сохранился в двух версиях - фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.).
Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.
Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль , что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно - амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.
Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе . Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода - с любимой (подобно Персефоне).
У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Астарот и Буэр: Дети богини Иштар
Читать статьи по мифологии и религии - моя любимая форма мазохизма. И если читаешь книгу, то белые пятна еще не так бросаются в глаза, ведь писал ее один автор, а вот если Википедию… Статьи Википедии собраны сразу со многих источников, выдавая основное и среднее арифметическое по искомой теме. И если в статьях по химии или истории всё худо-бедно причесано под одну гребенку, то в статьях по мифологии в соседних абзацах спокойно можно встретить совершенно противоречивую информацию. И никого не смущает, что двадцатью словами ранее говорилось совсем другое.
Особенно остро эта проблема стоит для статей о «крупных» и древних божествах - чем старее божество, тем шире было распространение его культа. А чем шире культ, тем больше имен и вариаций истории этого несчастного. Потому что каждый народ описывал одно и то же божество по разному, давая (и слыша) разные его имена, видя разные ипостаси и события, связанные с ним. Так славянская Мара, европейская Альба и индийская Дхумавати
- одно и то же божество, о чем можно смутно догадаться разве что по описанию да сферам. Одно божество появляется под сотнями разных имен, а другие буквально слеплены из двух-трех. Часто бывало и так, что у самого божества менялись обстоятельства жизни, например, оно теряло или меняло супругу, на место которой приходила новая. И тут у историков появляется новая головная боль: почему сначала у бога Н жена красавица, но вредная, а потом вдруг стала тихоня и попроще внешностью? Эта вот такая перемена характера, или это у него новая дама?… А если перемен 2-3, то и вовсе без бутылки уже не разобраться.
С восточными божествами ситуация особенно острая, потому что тех же семитских племен в древности было огромное количество, каждое говорило на своем диалекте, и в наше время уже очень трудно понять, описывали ли они разных божеств, или этот внушительный список имен - одно и то же лицо, названное на разные лады финикийцами да шумерами.
Тут путь один - выключать ноутбук и включать собственные уши.
Про Лилит
мы худо-бедно разобрались, следующим пунктом в «распутывании макраме» будет Астарта
. Она же Иштар. Она же — демон Астарот
. Она же Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. Атаргатис, Анат, Атаргатида, Атаргата, Тарата, Аштарот, Ашторет, Аштерт… Инанна
?
История настолько же глупая, насколько запутанная. В одних источниках это жена бога Ваала
. В других - отдельное божество непонятного полу (а Астарот тогда кто?!). Давайте разберемся, почему так сложилось.
В текстах Угарита Иштар
упоминается как богиня моря и покровительница царей, а финикийцы считали ее олицетворением Матери Природы. В землях Ханаана строились города, покровительницей которых была Астарта
. Финикийские Сидон и Бейрут были центрами поклонения этой богине, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги - жрицами. В Иерусалимской земле существует долина Ашера, названная в честь этой богини.
На самом деле, тут приходит на ум шутка из сериала «Клиника», где девушку Уборщика звали Девушка. Само по себе слово Иштар и его вариации - не есть имена собственные, а всего лишь восточно-семитское слово «богиня», применимое к любой абсолютно богине тамошних земель. За счет чего это «имя» в свое время поглотило немыслимое количество культов и богинь помельче. Та же история происходила с Баал
ом - Ваалом. Баал возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становится нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта
, которые несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Например, хурритская Нино тоже стала Иштар
. И чем плотнее братались народы и перенимали друг у друга информацию и культуру, тем жестче становилась путаница, потому что события и у самих богов не стояли на месте — они женились, расходились, рожали детей, умирали… Записывать эту Санта-Барбару видящие жрецы не всегда успевали, а учитывая что одно божество могло быть в 3-5 разных пантеонах, масштаб информационной катастрофы становится трудно оценимым.
Спустя века богиня Иштар
уже начинает менять пол и демонизироваться - откуда то появляется Астарот
(ну просто богиня какая-то, а не демон
!) и под таким именем этот винегрет попадает в средневековые трактаты по демонам. Я смотрю, смена пола и демонизация (как у Сатанаэль-Гекаты) - это вообще тенденция у древних богинь.
Остановимся, пожалуй, на шумерах…
Иштар
являлась центральной фигурой аккадского пантеона, идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне, о которой мы и поговорим, чтобы было понятно, откуда у истории Буэр
а и его брата растут ноги.
Инанна - центральное женское божество у шумеров, информации о которой очень мало, а в основном только противоречивые мифы. Поэтому в качестве дополнительной хохмы можно почитать про Исиду, вы не ошибетесь, это одно лицо. В какой-то момент ее также активно путали с женой Яхве - Софией.
На самом деле, эта неуловимая Иштар
— одна из дочерей Лилит
, третья по счету, которая в свое время очень плотно привязалась к физическому миру и вообще стихии Земли. Супругов и любовников у нее было очень и очень много, и каждая их смена теперь выставляется в мифологии как «непонятное вытеснение старой богини, супруги бога, и появление культа Инанны
». Инанна
просто находила очередного интересного для себя мужчину, а культ этого мужчины подхватывался народной мифологией. Были в ее личном списке и многие детишки Баала, так любимые греками, был Осирис, был бог Ану, были демоны, были и совсем незнакомые человеческой науке имена, например демон Азавин, ее четвертый супруг.
От этой родственной связи с Нижними Мирами и появляется «демоническая» составляющая Иштар-Исиды-Инанны — ее тесная связь с Венерой и темными энергиями. Финикийцы напрямую связывали Иштар
с Венерой и утренней путеводной звездой, символом мореплавателей, для них она была скорее богиней моря.
Поэтому двойственность ее культов (то она жестокий воин и темная, то она мамаша-богиня полей) объясняется легко - происхождение и последующие браки. Сама она родом из Низов, и в разное время жила то в стихийных слоях, то в Верхних мирах, то возвращалась домой в Нижние. Отсюда и странные скачки - то она покровительствует морю и морякам, то женщинам, то воинам, то плодородию, то вдруг становится олицетворением Венеры, а потом вдруг пропадает из активных пантеонов… В мифах можно встретить много упоминаний Иштар в борьбе с Ямму, как называли в Ханаане бога Яхве. А с чего бы ей и ее супругу с ними бороться, если бы не история с захватом власти и прочими радостями тоталитарного режима Верхних Миров?
Первым супругом Инанны
был элементаль по имени Таммуз. Бог воды, плодородия и цикличного воскресания природы, благодаря которому менялись времена года, цвели цветы и зрели плоды. У финикийцев он звался Адон, откуда перекочевал к грекам под именем Адонис — вечно юный и бесконечно воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. Отсюда вторая, земляная часть культа Иштар
, богини-матери и богини плодородия.
От этого кудрявого юноши у Инанны появилось двое сыновей, близнецы-первенцы, Маравим и Буэр
. Удивительное сочетание Земли и Тьмы, земной природы и обратной стороны Света.
Росли эти двое - как трава у дороги, потому что их мать по меркам того времени, можно было сравнить с безалаберной светской львицей. Она оставляла детей где придется, могла упорхнуть на какие-нибудь тусовки или людские праздники, и в целом ее сыновья скорее страдали от нее, чем набирались чего-то хорошего.
И в какой-то момент она фактически оставила их бабушке, потому что увлекалась новым мужчиной, уже из Верхних Миров. Бог по имени Ан дал Инанне
третью составляющую культа, небесную, а еще массу проблем, потому что в штыки не принял ее «земляных и темных» детей и дело грозило детоубийством юных инфернов. А доходило там уже до рукоприкладства и угроз, поэтому Маравим и Буэр
надолго осели в Нижних мирах, вдали от матери.
Рожденные в совершенно другом мире, они не имели каких-либо местных титулов, и это было реальной проблемой для феодального общества. Тогда намного более строгого.
Главным их наставником стал Герцог Азавин (ударением на И), которого пригласили обучать близнецов важным наукам. В Лемегетоне он не упоминается (счастливчик!), но личность эта исключительно добросердечная и интересная. Этот одинокий инферн, покровительствующий натурфилософии и работе со стихиями, взял братьев под крыло и долгие годы возился с ними как с родными. В ходе обучения, он и сам привязался к мальчикам, тем более что они проявляли исключительный талант ко всем его наукам. Что в итоге закончилось очень странно и резко: Инанна, с возрастом успокоившись и пресытившись приключениями, обратила внимание на обходительного герцога и, в очередной раз вернувшись в Нижние миры, вышла за него замуж, обеспечив детям необходимый титул герцогов и живого, любимого отчима.
Так вот об Астарот
е.
В Лемегетон
е есть очень много богов, которых намеренно демонизировали и исковеркали, того же Зевса и Баала, но Астарте пришлось хуже всего — из нее сделали еще и мужчину, демона Астарота
. Сигила Астарота
, еще со Средних веков гулявшая по гримуарам и трактатам, всегда пустовала, потому что демона с именем «богиня» (лол) физически никогда не существовало в природе. Это был бы истинный фарс, уже не девушка по имени Девушка, а юноша по имени Девушка. Зато на нее охотно приходили всякие, не обремененные совестью низшие инферны - бесы, черти, и всякий сброд, охочий до потешания над «демонологом», который не видит дальше своей книжки и ее непонятных слов.
И в какой-то момент, молодой герцог Маравим решил прекратить беспредел, переняв на себя функции этого очередного демона Шрёдингера, который как бы и есть, а как бы и нет. И с довольно давних пор, вызывая Астарот
а, вы попадаете именно на Маравима, сына Астарты.
Оба брата в данный момент являются активными инфернами, сферы их работы и интересов совпадают - это натурфилософия и всё, что связано с ресурсами земли и планет. Это работа со стихиями, очень широкий охват ведической и шумерской астрологии, травничество, работа с минералами, друидические техники… Словом, эти
двое очень активно используют обе стороны своей стихийной сущности: Тьму и Землю. Будучи детьми бога Земли, они идеально работают с землей и ее дарами. Будь то геомантия или фен шуй.
Маравим и Буэр
являются близнецами, Маравим формально старший. На вид им около 30, темные волосы, синие глаза с вертикальным зрачком, Буэр носит бороду. Предпочитают светлые одежды и странный ее стиль, смесь какой-то средневековой классики и футуризма.
Вызывается Маравим охотнее на собственное имя, и, как и Буэр — на зеленые свечи и травы, очень любит фимиамы из трав и масел, особенно базилик, полынь, ландыш и тысячелистник, а также масло ладана.
PS: Лемегетон овский Фурфур — сын Маравима. О чем мы поговорим в другой раз 🙂
(c) Mylene Maelinhon \ материал Archaic Heart
Позаимствовав у шумеров миф о нисхождении богини любви Инанны в мрачное подземное царство , вавилоняне слегка изменили его. Инанна получила у них имя Иштар, а её несчастный супруг иногда по-старому назывался Думузи, а иногда – Таммузом, по вавилоно-аккадскому произношению.
Юный бог Думузи (Таммуз) был любимым братом прекрасной богини любви Иштар . Она воспылала к нему пылкой страстью и стала его супругой . Но недолго продолжалась их счастливая брачная жизнь. В жаркий летний день, в самом конце месяца симан (май-июнь), в часы летнего солнцестояния отправился Думузи в степь на охоту. Внезапно налетел буйный вихрь, и Думузи пал на землю подобно надломленному тростнику.
Опечалилась прекрасная Иштар, узнав о гибели своего брата и супруга, и решила отправиться в подземный мир, в страну без возврата, в мрачное жилище зловещей богини мёртвых Эрешкигаль и супруга ее Нергала, не ведающих ни сострадания, ни справедливости. Быть может, думала она, удастся вывести из этой страны погибшего юного бога.
Богиня Иштар. Древнее месопотамское изображение XIX-XVIII вв. до Р. Х.
И вот она направила свои стопы к массивным воротам, ведущим в преисподнюю. Могучей дланью застучала она в медные створы, преграждавшие ей путь, жалобно зазвенели тяжелые засовы, и с потемневших замков посыпалась пыль.
«Эй страж! – закричала она. – Открой мне немедленно ворота и впусти меня в подземный мир. Если ты будешь медлить, то я сломаю дверные створы, сокрушу косяки, собью замки с петель и выпущу на землю всех узников вашего царства, и на свете станет больше мертвецов, чем живых!»
«Погоди, о владычица! – испуганно воскликнул страж. – Я пойду и доложу о тебе моей госпоже Эрешкигаль!»
Узнав о приходе Иштар, царица подземного мира пришла в ярость. Ее лицо потемнело от злости, губы почернели от ненависти и скрежеща зубами, молвила она стражу: «Впусти богиню, но поступи с нею по нашим законам!»
Вернулся страж к входу в преисподнюю и распахнул створы первых ворот. Едва Иштар вступил в них, он сорвал золотую тиару с ее головы. Открыл он перед ней вторые ворота «и, пока она проходила через них, снял драгоценные подвески с ее ушей. В третьих воротах отнял у нее ожерелье из сверкающих камней, украшающее ее стройную шею, в четвертых воротах – круглые щитки с ее грудей, а в пятых воротах развязал волшебный разноцветный пояс, стягивающий ее стан, в шестых же воротах стащил с ее нежных рук и изящных ног золотые браслеты. Наконец, когда богиня подошла к седьмым и последним воротам подземного мира, наглый страж сорвал поясок стыда, опоясывавший ее чресла, и нагая богиня очутилась в вечном мраке преисподней. Ощупью пробиралась она по бесчисленным путям и переходам. Вокруг летали мириады душ умерших, покрытые перьями, подобно птицам. Тяжело жилось им в беспросветной темноте, где они теснились в пыли, забыв о дневном свете, и питались прахом и глиной.
С трудом добралась Иштар до престола царицы подземного мира Эрешкигаль. Обе богини обрушились друг на друга с бранью и язвительными насмешками. Призвала Эрешкигаль своего верного слугу, бога чумы Намтара, и он наслал на Иштар шестьдесят страшных болезней, поразивших ее сердце и ее печень, ее руки и ноги, ее глаза и ее уши.
С уходом богини Иштар, вселяющей в сердца страсть и возбуждающей у всех живых существ желание любить, замерла на земле жизнь, и мертвящее равнодушие охватило все живое. Бык перестал подходить к корове, осел не покрывал ослицы, юные супруги расходились вечером по разным комнатам. Женщины не испытывали родовых мук, и не было слышно крика младенцев.
Испугались боги безмолвия, охватившего землю. Они стали опасаться, что исчезнут вскоре все животные и птицы и вымрет человеческий род. И вот обратились боги за советом к мудрейшему в своей семье, властителю бездны Эа (у шумеров – Энки). И слепил он из глины евнуха Аспамира и послал его вестником в подземный мир.
Бесстрастным голосом передал вестник великих богов требование об освобождении Иштар. Не испытывая ни гнева, ни испуга, смотрел он на страшную царицу подземного мира и спокойно повторял слово в слово то, что ему было сказано.
Эрешкигаль пылала неукротимой яростью, она била себя кулаками по бедрам и гневно кусала пальцы. Ужасными проклятьями осыпала она ни в чем не повинного вестника богов, желая ему всю жизнь валяться в грязных канавах, пить сточные воды и изнывать от голода. Но как ни ярилась злобная Эрешкигаль, не решилась она спорить с небесными богами и выполнила их волю.
Радостно прошла Иштар через все семь ворот, и унылый страж возвращал ей со вздохом все одежды и украшения, которые он отнял у нее. Жестокие боли и сердечное уныние, терзавшие богиню в подземном мире, исчезли без следа. В своих руках держала она сосуд с живой водой. Она возлила воду жизни на труп юного Думузи (Таммуза) и набросила на него белоснежное одеяние. И поднялся ее прекрасный брат и супруг с ложа смерти, и вся земля возликовала. Всех животных, птиц и людей вновь охватила страсть. Это случилось в месяце нисан (март-апрель), в день весеннего равноденствия.