Как заинтересовать учителю первоклассника учебой. Как заинтересовать первоклассника читать методическая разработка на тему
Начинается новый учебный год, и многие родители переживают за то, какие результаты будут показывать в школе их дети. Но, как пишет обозреватель The Huffington Post, взрослым следует беспокоиться не только за оценки. Чтобы дети хорошо учились, необходимо вдохновлять их, подталкивать к новым открытиям и помогать найти в большом количестве школьных и внеклассных дисциплин ту, что придется по вкусу и поможет раскрыть детские таланты.
Эти 10 простых правил, составленные психоаналитиком и специалистом по воспитанию детей Лори Холлман, помогут родителям и детям относиться к учебе не как к обязательному и скучному занятию, а как к способу познания мира.
1. Поинтересуйтесь у ребенка, что именно ему больше всего нравится на занятиях в школе? К чему он проявляет склонность и что его интересует?
2. Подтолкните ребенка к тому, чтобы выйти за рамки школьной программы и узнать о предмете его интереса побольше. Интернет в помощь – почитайте что-то, что покажет школьнику его любимый предмет с новой стороны.
3. Используйте любые источники для вдохновения: окружающую среду, библиотеку или опыт своих друзей, которые достигли успехов в области, интересующей ребенка.
4. Не оценивайте старания ребенка, дайте ему сосредоточиться на радости изучения нового.
5. Уделяйте больше внимания открытиям, а не тому, насколько сложный материал ребенок усвоил.
6. Рисуйте и пишите вместе истории ваших успехов и делитесь ими в социальных сетях.
7. Измеряйте успех количеством новых идей, а не результатами тестов.
8. Разместите на YouTube видеоролик о проекте, которым занимается ваш ребенок, и ждите положительных комментариев.
9. Пусть ваши идеи вдохновляют других родителей, общайтесь с ними и обменивайтесь опытом в соцсетях.
10. Позвольте ребенку учиться ради самого процесса обучения и познания, и оценки сами потянутся вверх.
Источник:
«Не хочу делать домашку!», «Опять эта школа!», «Скорее бы каникулы!» Каждый из родителей хоть раз слышал такое от своего ребёнка, а для некоторых учебный процесс превращается в настоящее ежедневное противостояние. Школьников можно понять: образовательная система, увы, далеко не идеальна. Однако родителям под силу компенсировать школьные недостатки и сделать так, чтобы ребёнок учился с удовольствием. Мы собрали 5 действенных советов – начните применять их прямо сегодня и уже через неделю увидите первые результаты!
Замените наказание на поощрение
В нашей культуре принято обращать внимание на промахи, а вот успехи часто воспринимаются как должное. Приучите себя постоянно хвалить ребенка, даже если со стороны его достижение выглядит как незначительная мелочь. Восклицания типа «молодец», «умница» или «здорово» не подходят: необходимо словами описать сделанное. «Ты так ровно закрасил этот квадрат, ни разу не вышел за границы», «Всего пять минут на решение задачи, вот это да!», «Как аккуратно написана эта строчка, я вижу, ты очень старался», «Уже выучил стихотворение? Какая у тебя хорошая память!».С ненавистными прописями в первом классе это тоже работает: не указывайте ребёнку на неудачно написанные буквы, лучше подчеркните те, которые вышли лучше всего. Даже если вся строка состоит из ужасных кривулин, всегда можно найти наименее страшную и похвалить за неё. Поверьте, это работает гораздо лучше, чем упрёки в стиле «ты совсем не стараешься!» или «пиши аккуратнее!». Немного тренировки – и вы в совершенстве овладеете навыком постоянного поощрения, а ваш ребёнок почувствует себя гораздо спокойнее и увереннее, и будет изо всех сил стараться, чтобы у вас всегда был повод для похвалы.
Добавьте учебникам жизни
Школьные учебники способны усыпить даже взрослого, не говоря уже о непоседливых школьниках. Попробуйте разбавить скучную теорию интересной практикой или просто примерами из жизни. Разрежьте на дольки яблоко, чтобы объяснить сложение дробей, найдите фотографии Ангары и Лены чтобы проиллюстрировать тему «Восточная Сибирь», расскажите, как знание формулы длины окружности помогает инженерам настраивать ездовые качества автомобилей, посадите семечко и рассмотрите, как оно пускает корни.Не хватает времени, фантазии или знаний? Поисковики вам в помощь! Интернет битком набит обучающим контентом – вам только нужно выбрать подходящий. Главное – разбавить сухие строчки учебников, наполнить их живыми и понятными ребёнку образами, а уж восприимчивая детская память доделает всё остальное.
Используйте современные технологии
Современные дети не вылезают из смартфонов, а значит можно (и нужно!) использовать их для обучения, благо специальных мобильных приложений хватает. Хороший пример – онлайн-викторина Trivia Crack, которая в развлекательной форме подаёт серьёзные знания почти по всем школьным предметам – истории, географии, литературе, математике и другим. Как и в любой игре, в Trivia Crack присутствует элемент соревнования, который направляет обучение в совершенно новое русло. Ребёнок сам не заметит, как окажется вовлечённым в процесс, а поданная в игровой форме информация запомнится гораздо быстрее и лучше.В некоторых европейских и американских школах учителя даже проводят соревнования по Trivia Crack между классами: кто ответит на большее количество профильных вопросов, тот и победил. В наших школах до такого пока не дошли, но дома вам никто не мешает пробовать современные технологии. Помимо интереса к обучению такой подход принесет ещё один бонус: ваш ребенок будет воспринимать вас не как старомодных «предков», а как современных родителей, которые «шарят». Это здорово сближает!
"Мы стремимся найти решения с помощью технологий, которые сближают людей и образование, но под другим углом зрения. То, к чему я стремлюсь, - это превратить скучное медленно во что-то более привлекательное, более веселое. И наша цель другая: взять игры и механику (будь то социальные или связанные с играми), которые работают, и вывести их на образовательный уровень, чтобы отточить их и тем самым помочь решить реальные проблемы, которые влияют на человечество." - -Генеральный директор Etermax Maximo Cavazzani (Максимо Каваццани)
Исключите внешние причины
Потеря интереса к учёбе может быть связана с какими-то внешними факторами. Может, вашего ребенка дразнят одноклассники? Или отругала учительница? Или ему не нравится новая школьная форма? Или вы сами слишком строги к сыну или дочери и требуете только отличных отметок? Психика детей не всегда может сопротивляться стрессу, и тогда включается защитная реакция: ребёнок всячески увиливает от выполнения «домашки», отказывается идти в школу, может даже заболеть (врачи называют это психосоматикой).Ваша задача – выяснить, что тревожит ребёнка. Попробуйте аккуратно расспросить его, покажите, что тревожитесь и готовы помочь. Только ни в коем случае не обесценивайте детские переживания, даже если они кажутся вам незначительными. Нельзя советовать «будь умнее и не обращай внимания» сыну, которого дразнят одноклассники, или говорить «да ладно тебе, нормальная форма» дочери, которой не нравится отражение в зеркале. Психологи в таких случаях советуют разделить с ребенком его чувства, чтобы он почувствовал поддержку. Представьте себя на его месте. Скажите: «Ужасно обидно, когда дразнятся», «Так неприятно, когда учительница ругает тебя перед классом», «Ты не чувствуешь себя красивой в этой блузке». Сочувствие позволит ребёнку избавиться от напряжения и поможет вернуть интерес к учёбе.
Устройте внеплановый выходной
А может, ваш ребёнок просто устал? Требования к современным школьникам высоки, так что к середине четверти у него может просто не остаться сил на ранние подъёмы и домашние задания, особенно если после школы он ещё посещает какие-либо кружки или секции. Устройте выходной – прямо посреди недели! Дайте ребёнку выспаться, сходите вместе в кино или на прогулку, позвольте ему заняться тем, чем он сам захочет – хоть лежать на кровати и ничего не делать. За один день ваш школьник вряд ли сильно отстанет от учебного процесса, зато на следующий отправится в школу полным сил.Подробнее -
Как заинтересовать ребенка учебой:
советы челябинского психолога
Как добиться, чтобы дети вновь с радостью выполняли домашние задания и бежали в школу, рассказывает челябинский психолог Анна Кубата.
Многие родители часто задаются вопросом: «Как же вызвать у ребёнка интерес к учёбе?». Но правильнее было бы спросить себя: «Почему ребёнок не хочет учиться?». Если родитель и задаёт себе такой вопрос, то в голову приходит довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, всё гораздо сложнее. Ведь нежелание учиться, отсутствие интереса к урокам могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования, например, что он должен учиться на отлично по всем предметам.
Итак, что же делать?
Во-первых, присмотритесь к себе. Какие требования вы предъявляете своему ребёнку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям? Бессмысленно заставлять ребёнка заниматься часами, если он ещё младший школьник, и ведущей у него является игровая деятельность. Ребёнок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка, вполне, может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведённое урокам, должно соответствовать возрасту ребёнка - два часа в день с двумя небольшими, десятиминутными перерывами на отдых.
Во-вторых, если вы требуете, чтобы ваш ребёнок учился только на отлично, каждый раз критикуя его за более низкую оценку, то вполне естественно, что у ребёнка выработается отрицательное отношение к учёбе. Она будет связана для него со страхом наказания и негативного отношения с вашей стороны к нему. Но, помимо этого, у ребёнка вырабатывается так же страх совершить ошибку, что непременно случается, так как он находится в постоянном напряжении, и, в конце концов, внимание рассеивается, и ребёнок ошибается. Это взращивает в нём комплексы, неуверенность в себе, а так как присутствует ещё и страх неодобрения со стороны родителей, появляется ложь (ничего не задали, я уже всё сделал и т.д.). Чтобы этого избежать, поощряйте ребёнка за хорошие оценки, за его старания, а если уж и получил плохую оценку, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите, скажите, что он старался и что в следующий раз у него обязательно все получится.
В-третьих, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход в учёбе, необходимо учитывать его темперамент . Под темпераментом мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Существует всего четыре типа темперамента - это флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Например, бесполезно, а то и вредно требовать от ребёнка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять её. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его. А вот ребёнку-сангвинику быстрый темп работы даётся легко, но вот закончить дело до конца и не отвлекаться - сложная задача. Поэтому такого ребёнка желательно заинтересовать занятиями, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения, например, это конструкторы, пазлы, рукоделие. Так же необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий. У ребёнка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии, идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания так же подойдут занятия рукоделием, лепка, рисование. Холерики всегда торопятся, объясните ребёнку, что главное качество, а не количество. Особое внимание необходимо уделять ребёнку с меланхолическим темпераментом. Такой ребёнок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает такого ребёнка в уныние. Задача родителей - научить ребёнка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.
В-четвёртых, будьте образцом для своего ребёнка. Будет здорово, если вы расскажете ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлении на олимпиадах и конкурсах, о весёлых мероприятиях и соревнованиях между классами. Вспомните свои любимые предметы, что особенно вам в них нравилось. Просмотрите вместе школьный альбом, расскажите об одноклассниках, с кем сидели за партой, одним словом, формируйте у ребёнка положительное отношение к школе. Так же устраивайте всей семьей интеллектуальные игры, которые расширяют кругозор и желание познавать что-то новое. Играйте с ребёнком в «школу», придумывайте, как можно помочь ребёнку сделать уроки в форме игры, выслушайте его предложения. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребёнка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребёнка вновь приступить к такому занимательному занятию в следующий раз.
В-пятых, помогайте ребёнку, но не всё делайте за него. Если вы будете выполнять домашние задания за ребёнка, вы отберёте у него возможность научиться думать, выработать в себе самостоятельность и ответственность. Ваша задача, как родителя, обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребёнок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребёнок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.
Подводя итоги, упомянем ещё одну важную деталь – это рабочее место для ребёнка. Это должен быть удобный стол, расположенный в месте, где хорошее освещение, достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле так же можно проявить творческую смекалку и наклеить на полочки, на стену разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и награждения, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребёнок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.
Главное, о чём следует помнить родителям, - ребёнку необходима ваша поддержка. Проявляйте искреннюю заинтересованность в его успехах, будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребёнка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, помните одно мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя». Удачи вам, дорогие родители!
Инструкция
Как правило, любую проблему легче предупредить. Чтобы у ребенка возникло желание учиться, он должен уметь это делать. А развивать в нем это умение необходимо с раннего детства. Помните, что подготовка к заключается не только в обучении и счету. Кроме этого нужно положить начало в развитии у ребенка и других навыков: желании познавать новое, интересоваться и задавать вопросы, думать самому, творческого воображения. Поэтому с раннего детства поощряйте любознательность своего ребенка, помогайте ему находить ответы вопросы, получая от этого удовольствие. Тем самым вы будете способствовать развитию у него интеллектуальной способности, наиболее существенной для человека. Отсылая малыша с интересующими его многочисленными вопросами к папе, бабушке и т.п., вы отбиваете у него охоту добывать знания.
Если проблему предупредить не удалось, при ее появлении постарайтесь понять ее настоящие . Ребенку интересно учиться там, где происходит что-то важное для него. Он не может хорошо освоить поданный ему в неинтересной форме предмет. Часто именно из-за этого пропадает интерес к учебе у учеников. Тут уж родителям придется потрудиться и проявить фантазию. Постарайтесь научить ребенка получать радость от познания нового. Сделайте так, чтобы процесс обучения для был приключением, игрой. Не заставляйте и не наказывайте ребенка, заинтересовывайте и поощряйте, хвалите за проявленный интерес, а не только за результаты. Помогайте ребенку выполнять домашнее задание, если у него что-то не получается. Объясняя материал, найдите интересные примеры, «забегите» вперед и немного затроньте новую тему – постарайтесь вызвать у него любопытство.
Может быть, ребенок устал физически и эмоционально. Освободите его на какое-то время от дополнительных занятий в спортивной секции. Больше времени уделите прогулкам на свежем воздухе и совместному общению: посмотрите какой-нибудь хороший , почитайте, соорудите вместе самолет или домик.
Обсудите с учителем возникшую проблему, чтобы услышать мнение со стороны, понять причины. Возможно у ребенка не получается наладить общение с одноклассниками и учителями. Вникните в суть проблемы, обратитесь к психологам, чтобы попытаться исправить ситуацию. В случае неудачи переводите ребенка в другой класс или школу.
Не забывайте о том, что потребность в любви – одна из фундаментальных потребностей человека, особенно это касается ребенка. Уделяйте ему как можно больше любви и внимания, несмотря на полученные в школе оценки. У ребенка развивается неприязнь к себе, если постоянно ругать его и внушать, что он ведет себя плохо. А это в значительно большей степени, чем любая другая психологическая проблема, мешает обучению, любви и жизни.
Психология и педагогика
Как заинтересовать ребенка учебой?
В образовательном процессе почти всегда срабатывает формула «кто хочет, тот добьется»: секрет успеха учеников кроется в их устойчивой мотивации. Но почему в одних ситуациях мы хотим учиться, а в других не хотим? Почему одни дети хотят учиться, а другие наотрез отказываются? Как выстроить в школе такую ситуацию, чтобы учиться хотели все? Об этом рассказывает Екатерина Юрьевна Патяева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.Мотивация бывает внутренняя и внешняя - то есть, естественная («мне нравится», «меня увлекает») и действующая извне. Внутренняя мотивация присуща решительно всем детям: есть занятия, на которые ребенка не надо вдохновлять, он испытывает радость от познания и научения. В первый класс почти все дети приходят мотивированными, но постепенно угасают, теряют умение получать удовольствие от обучения. Тогда начинает действовать мотивация внешняя, «учиться чтобы...». Внешняя мотивация всегда работает хуже внутренней, но зачастую позволяет доучиться в школе.
Самый невеселый вариант - когда у ребенка наблюдается амотивация, то есть он по факту ничего не хочет делать, внутренние мотивы угасли, а внешние побуждения и наказания на него не действуют.
Существует семь факторов мотивации. К факторам внутренней мотивации относятся:
Интерес. Нечто новое, умеренно непонятное, загадочное и увлекательное в зоне ближайшего развития.
Автономия. Это свобода учиться: ты сам решаешь, что должен кое-что освоить. Человек сам источник своей деятельности.
Достиженческая мотивация. Стремление к успеху, желание что-то сделать максимально хорошо, быть компетентным. Работает на самооценку ученика как способного и талантливого человека.
Позитивная взаимосвязь с другими людьми . Иными словами, признание, принятие ребенка социумом независимо от того, какой он ученик, хороший или плохой.
Смысл. Связь процесса обучения с дальними или близкими целями. То есть, ребенок осознает, что хочет учиться ради какого-то результата, ради пользы для себя.
Факторов внешней мотивации всего два, но нам всем они очень хорошо известны:
Вознаграждение . Это может быть и оценка, и похвала, и обещание, и конфета - в зависимости от того, что значимо для ребенка.
Избегание наказания . Самый слабый и малорезультативный фактор. Наказанием можно считать не только и не столько физическое: недовольство близких и отсутствие принятия также можно считать наказанием.
ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш
Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
Педагоги-психологи и многодетные матери
Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!..», «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт...
Проблема в том, что не все факторы внутренней мотивации могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы обучения: отчасти ребенка могут поддерживать смысл и интерес, фактор компетентности срабатывает только для успешных учеников, с автономией и позитивными социальными связями дело обстоит совсем плохо.
Классно-урочная система известна еще с 17 века, она предусматривает сильную вертикаль: учитель над учениками, программа - над учителем. У этой системы есть много альтернатив, например, человекоцентрированный подход Карла Роджерса, известный с 1960-х годов. При этом подходе программа остается важной частью образовательного процесса, но при этом учитель создает для учеников образовательные возможности, предоставляет средства и помогает им наладить общение друг с другом.
Эксперимент с самоорганизующимся обучением. В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил столкнулась с проблемой: сложный класс, дети 11-12 лет, многие из неблагополучных семей, совершенно не хотят учиться. Когда классические методы воздействия не дали результатов, Шил попробовала изменить ситуацию и отдать детям инициативу. Ее эксперимент состоял из трех этапов:
Опыт свободы . Учительница предложила детям целый день делать в классе кто что хочет. Одни дети все равно стали учиться, другие хулиганили и мешали им, третьи тихонько занимались своими делами. Важно то, что всем им очень понравилось, как прошел день: они сами решали, что и как делать. При этом те ученики, которые выбрали учиться, сделали больше, чем обычно успевали в классе, так как работали в своем темпе.
Опыт самоорганизации . Шил предложила детям целую неделю самостоятельно планировать занятия, проверять свою работу, а учитель только предоставлял им средства обучения. Большинству стало легко, остальным было сложно и они просили вернуться к прежней системе. Учительница разделила класс на две группы: первые стали учиться сами, вторые - остались в директивной системе. Таким образом класс проучился весь оставшийся учебный год.
Итоги года . Все дети успешно освоили программу, большинство из них в конце концов пришли от директивной к самоуправляемой ситуации обучения. Дети стали лучше общаться, уважать друг друга, спокойнее относиться к ошибкам и стремиться к успеху. Правда, для самого учителя учебный процесс стал сложнее: приходилось постоянно действовать в ситуации неопределенности, часто возникала необходимость решать спонтанные задачи по организации уроков. Не всегда удавалось чувствовать себя уверенно.
В целом, эксперимент удался; успехи учеников окрылили учителя. Барбара Шил была готова продолжать вести класс в прежнем режиме, но вмешались административные проблемы. В результате Шил не смогла вести тот же класс, в итоге ушла из школы и стала преподавать в университете.
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать. В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» - книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Что мешает нам пойти тем же путем? Во-первых, наша собственная инертность, страх перед сложностями, которые обязательно возникнут на начальном этапе, когда ученики будут неуправляемы и не слишком эффективны. Да и учить в директивной ситуации значительно проще. Во-вторых, для реализации подобного опыта нужно согласие всего педагогического состава, администрации и самое главное - родителей. Их тоже пугает неопределенность, риск и отсутствие жесткого контроля над процессом.
Правда, недирективное обучение по сей день реализовывается в знаменитой московской школе Тубельского - и все сообщество учителей, детей и родителей крайне довольно результатом.
Выученная беспомощность . Об этом явлении нужно сказать отдельно. Как показывает опыт, мотивация человека погибает, когда он оказывается в ситуации беспомощности. Что бы ты ни делал, тебя ждет неудача, и никакие твои усилия не приведут к результату. Единственное спасение - опыт успешной деятельности. Если раньше что-то получалось, неудачи не станут непосильной задачей.
У детей выученная беспомощность, в том числе и с учебой, связана с такими триггерами:
Опыт переживания неблагоприятных событий, стрессов, психотравм и потерь (разлука с родителями, депривация, девиантная семья и т.д.);
Опыт наблюдения беспомощных моделей (родители, близкие);
Опыт отсутствия самостоятельности в детстве.
Экспериментально доказана связь выученной беспомощности с неспособностью к обучению. У ребенка может возникнуть мотивационный дефицит - неготовность пробовать, действовать, вмешиваться; когнитивный дефицит - неспособность обучаться тому, что действие в аналогичных условиях может быть эффективным; эмоциональный дефицит - падение самооценки, подавленность и депрессия, связанные с бесплодностью собственных действий.
Признание собственной обучаемости . Очень важно, считает ли учащийся свои способности неизменными или изменяемыми. Другими словами, может ли он открыть в себе новые способности и научиться тому, к чему раньше как будто не имел способностей? Если мы думаем, что наши способности неизменны, то, в зависимости от самооценки, ребенок будет выбирать либо слишком простые задачи, либо слишком сложные. Обучение новому в такой ситуации приносится в жертву их желанию казаться успешными или избегать неудач. Но если мы признаем, что наши способности изменяемы, то самооценка не будет играть значительной роли, мы будем выбирать задания для научения, а не только для решения. Именно с таким подходом можно добиться максимальных успехов в обучении.
Купить