Какие вопросы волнуют студентов в институтах. Что волнует российского студента? Результаты опроса
Татьяна
23 года. Поступила в РОАТ в 2014 году на факультет экономической безопасности. Отчислилась в 2017 году
«Я училась в Российской открытой академии транспорта - подразделении Московского государственного университета путей сообщения. Там был открыт набор по собеседованию, а не по результатам ЕГЭ - поступить было достаточно легко. Я училась на платном отделении, год стоил 56 тысяч рублей, учебу оплачивала я сама, хотя иногда брала деньги у родителей. Из вуза решила уйти, поняв, как бессмысленно я трачу время и деньги.
Осознание пришло после устройства на работу: у меня был необычный график - СУР, то есть совмещение учебы и работы, позволявший два дня учиться, а два дня зарабатывать. До 31 декабря я была оператором на железной дороге - полноценным сотрудником с серьезными обязанностями и ответственностью. Все необходимое для работы я узнала на практике, а те знания, которые мне давали в вузе, оказались бесполезны. Никто из преподавателей или кураторов не пытался отговорить меня от решения бросить учебу. Учебную часть волнует только платежеспособность студентов, в деканате не интересуются, какая у тебя успеваемость. Если ты своевременно платишь, то хвосты и незакрытые зачеты никого не смутят. Если есть задолженность по оплате, то разговор будет короткий: либо оплачиваешь, либо вылетаешь.
Работа меня тоже разочаровала: там нет способов реализации, развития и перспектив. Даже закончив институт и получив диплом, я бы все равно осталась на своем месте. Мое начальство оказалось не заинтересовано в моем развитии и не готово было давать рекомендации - так что мне придется самой рассказывать о своих достижениях. Из студенческого общежития я выселилась неделю назад - теперь снимаю квартиру. Я устала от большого количества людей и бытового дискомфорта, надоело постоянно находиться с кем-то в одной комнате.
Думать о продолжении образования и о другой специальности мне пока рано. Я не нашла себя, сейчас буду стараться понять, чего хочу. Родителям о своем решении отчислиться я пока не сообщила: не знаю, как они к этому отнесутся, потому что они люди старой закалки, с дипломами, и уверены, что образование нужно каждому. Мой молодой человек меня не поддерживает: у него самого высшее образование, и он считает, что хорошо или плохо, но надо учиться, чтобы просто поставить галочку. Отчасти близкие правы: сегодня сложно получить работу без диплома. Но, наверное, им придется принять мое решение, так как я все-таки уже взрослый человек и имею право распоряжаться жизнью. Мне нужно стремиться к большему, а не просиживать часы на неинтересных парах, которые я могла бы потратить на самообразование. Поэтому сейчас я не только отчисляюсь, но и увольняюсь с работы. Мне нужна свобода, чтобы вдохновиться и выбрать новое направление».
Зоя
23 года. Поступила в МГУ в 2013 году на факультет журналистики. В 2017 году взяла академический отпуск по состоянию здоровья
«В МГУ я поступила со второго раза. Четыре года назад набрала по 83 и 84 по русскому и английскому, еще 60 баллов по литературе, но до проходного минимума так и не дотянула. Поэтому один год я училась в Казанском федеральном университете на факультете филологии. Чтобы поступать снова, второй раз сдавала все ЕГЭ, заново проходила вступительные экзамены, в итоге поступила на бюджетное вечернее отделение журфака.
Прошлым летом меня сбила машина в Казани - пришлось взять академический отпуск на год. У меня были множественные травмы, некоторое время я находилась в коме. Восстановление оказалось долгим, я до сих пор не вернулась к прежнему состоянию. Моя группа меня очень-очень поддержала - я им благодарна. Осенью я вернулась в МГУ, снова пошла на третий курс, но поняла, что еще не готова возобновить обучение. Из-за аварии у меня ухудшилась память, чтобы жить в Москве, нужно работать, потому что содержать меня некому, - я не в состоянии это делать, поэтому снова беру академ. Со стороны факультета я не встретила особого участия: мне рассказали, какие нужно предоставить справки, чтобы меня не отчислили и дали именно отпуск. Естественно, никаких зачетов не закрыли и автоматов за экзамены не поставили.
Несмотря на трудности, я не потеряла желание учиться и не разочаровалась в МГУ. Когда я только восстановилась после первого отпуска, мне нужно было досдать экзамен и зачет. На зачете обнаружились мои катастрофические проблемы с памятью: пришлось ждать, когда все студенты уйдут из аудитории и мы останемся с преподавателем с глазу на глаз. Я рассказала, что меня сбила машина, и он сразу сказал: «Давайте зачетку».
Сейчас ко всему произошедшему я отношусь легко. Скорее всего, закончив дела в университете, поеду к родным в Екатеринбург. Потом, наверное, полечу в какую-нибудь теплую страну, потому что мне сейчас по-настоящему необходимо отдохнуть. Потом, возможно, вернусь в Москву и начну работать, после восстановлюсь».
Катя
18 лет. Поступила в МПГУ в 2016 году. Отчислилась в 2017 году
«В школе у меня были нормальные оценки, но ЕГЭ я сдала плохо - набрала 220 баллов за три экзамена. Однако их хватило, чтобы поступить в Московский педагогический университет. Официально я отучилась там полгода, но фактически на учебу перестала ходить еще в ноябре, а отчислилась неделю назад. Когда я поступала, не ожидала, что так ошибусь с вузом и факультетом. Первый месяц мы вообще не учились, было погружение: слушали одну-две лекции в день о том, какой у нас хороший университет, нам рассказывали его историю, водили по музеям. А потом, когда наконец началось обучение, я удивлялась, что процесс организован так неинтересно, и решила, что не буду здесь учиться.
Свое желание уйти из университета я ни с кем из преподавателей и с учебной частью не обсуждала, но и мне не задавали вопросы о моей успеваемости и пропусках. Только один раз через старосту группы со мной пытались связаться, попросив написать куратору курса, почему я не хожу на пары. Но я никому ничего писать не стала, и больше меня не беспокоили. Со своей группой я особенно не общалась; знаю, что ушла еще одна моя одногруппница.
Родители отнеслись к моему решению с пониманием; они согласны с тем, что нужно найти другой университет и другую специальность. Я родилась и выросла не в Москве и пока живу в общежитии, но уже нашла компанию, с которой буду снимать квартиру. Собираюсь подрабатывать и готовиться к поступлению, ведь мне придется заново сдавать ЕГЭ. Документы подам в СПбГУ и МГУ на географический факультет».
Николай
19 лет. Поступил в МГМСУ им. Евдокимова в 2015 году на факультет стоматологии. В 2017 году отчислен за неуплату
«У меня в семье почти все врачи, и с 8-го класса я думал, что хочу продолжить традицию. Учился в профильном химико-биологическом классе, у нас было по восемь часов химии и биологии, но в 11-м классе эти предметы мне уже не очень нравились. Тогда же я увлекся фотографией и, выбирая между учебником и фотоаппаратом, часто выбирал второе. В итоге ЕГЭ сдал средне, заявления подал в Первый и Третий медицинские университеты, учиться пошел в Третий на платное отделение: год обучения обошелся моим родителям в 350 тысяч рублей.
В самом начале было интересно, но сложно. Мы ездили на пары в разные корпуса, а не как в школе сидели в одном здании. Сразу началась практика - выполняли обязанности санитаров в больнице. А когда пошли зачеты и контрольные, нам, первокурсникам, стало ясно, как сказываются реформы образования на учащихся. По многим предметам нам сократили часы, а вот отчетности и всяких проверочных работ добавили, увеличив в два раза объем материала. Первую сессию я сдал хорошо, но во втором семестре интерес у меня пропал, к тому же мне не нравился контингент и поведение студентов. Оказалось, что в медицинский идут люди, которые не обладают творческими задатками и в то же время не сильны в точных науках. Я ненавижу серость - с детства рисую, играю на гитаре и на фортепиано, пишу стихи, фотографирую и пытаюсь снимать кино. С однокурсниками мне скучно. Еще я понял, что не могу 12 часов в день учить анатомию, у меня не такой склад ума. Зато мое увлечение фотографией переросло в нечто большее: с первого курса я постоянно фотографирую, причем только на пленку, сам проявляю, иногда снимаю по ночам.
Еще в апреле я решил уходить из вуза - не ушел сразу только из-за армии. Плату за обучение на втором курсе вовремя не внес и был отчислен. Сейчас у меня есть время до весеннего призыва, я съеду с квартиры, где прописан, буду снимать жилье, работать, а летом собираюсь поступать в Школу Родченко. Новости родители восприняли вначале негативно - они люди консервативных взглядов; мама считает, что у человека должна быть профессия, и не верит, что фотограф тоже профессия, хотя сама она дизайнер. Сейчас они изменили мнение и хотят, чтобы я учился, любил свое дело и мог обеспечивать себя. Работу я пока не нашел: думаю устроиться администратором в фотостудию, еще мне предложили работать в антикафе».
Иван
21 год. Поступил в МГТУ им. Баумана в 2013 году на факультет энергомашиностроения. Отчислился в 2017 году
«Я учился в физико-математическом лицее, у меня технический склад ума, родители сказали, что в Бауманку я поступлю легко, и я начал готовиться. Набрал 258 баллов за три экзамена ЕГЭ - по математике, физике и русскому языку - и попал на бюджет. Учиться именно на этом факультете не было моей мечтой, но вуз мне нравился. У меня есть старший брат, он тоже учился в МГТУ на той же специальности и сейчас по ней работает. Но в какой-то я момент понял, что электромашиностроение мне неинтересно, уходил в академ. Второй раз уйти в академический отпуск, чтобы все обдумать, мне не дали - отчислили. С преподавателями свое решение я не обсуждал - это мое решение, на которое повлиять никто не сможет.
Сейчас я занимаюсь продажей автозапчастей, работа мне нравится, и, кажется, она повлияла на решение выбрать другой институт - думаю через какое-то время продолжить образование в МАДИ. Родители были в шоке, конечно, но через какое-то время стали спокойнее. Их, кстати, не пугает и мое желание отслужить год в армии - ведь это полезно для мужчины. Я бы хотел попасть в ВДВ или автомобильные войска - служба может мне пригодиться в дальнейшей профессии. Возможно, через какое-то время я буду жалеть о том, что сейчас бросил учебу, но узнать об этом я точно пока не могу и менять ничего не буду».
Имена некоторых героев материала изменены.
Считается, что студенческие организации в России развиваются быстрыми темпами: молодежь активнее принимает участие в соуправлении университетами, в региональной политике и формировании федеральной повестки. «Наш университет_онлайн» поговорил с уполномоченным по правам студентов в РФ Артемом Хромовым о том, что больше всего волнует российское студенчество.
Какие проблемы больше всего волнуют студентов?
Подавляющее большинство студентов беспокоят проблемы перевода студентов ликвидируемых университетов, повышение платы, неблагоприятные условия проживания в общежитиях, прозрачность выплаты стипендий, вымогательство взяток, сложности трудоустройства и многое другое.
Нередко приходится сталкиваться и с новыми историями, когда выпускникам массово не выплатили стипендии или студентов не допустили до выборов, нарушая прямое указание федеральных властей.
Наша главная задача с командой – добиться того, чтобы студент оперативно получил консультацию, а также сопровождать и сохранять анонимность студента, чтобы решить проблему безболезненно и без негативных последствий.
Реализации каких инициатив, в общих чертах, вы добиваетесь?
В настоящее время меня беспокоит, что подавляющее большинство не имеют возможности получить образовательные кредиты с государственной поддержкой, что у нас совершенно не развита внутрироссийская академическая мобильность, волнуют факты нарушения прав студентов при ликвидации университетов, а также то, что не создан стандарт студенческого обеда, в университетах и колледжах не соблюдаются правила пожарной безопасности и так далее. И я сделаю все возможное, чтобы добиться реализации намеченных прогрессивных реформ, которые решат данные проблемы.
Давайте вспомним недавний случай с урезанием стипендий для украинских студентов, итогом которого стал запуск торта в замминистра финансов. Как обычно решаются ситуации такого плана?
На самом деле во всех странах мира студенческие организации десятилетиями добивались того, чтобы получить возможность влиять на молодежную политику. В одних странах до сих пор принято проводить уличные мероприятия, в других – вести публичные дебаты, в третьих – достигать результатов путем переговорного процесса.
В основном серьезные протестные настроения возникают тогда, когда проводятся непопулярные и жесткие реформы, которые сокращают социальные обязательства государства.
В Канаде и ЮАР студенты переворачивали машины и дрались с полицией, выступая против коммерциализации образования. Но бывают протесты, которые обусловлены другими причинами: мексиканские студенты протестовали, требуя объективного расследования похищения бандитами молодых людей, грузинские студенты устроили забастовку, требуя проведения честных выборов в университете.
Но чаще всего причины возникновения протеста связаны с тем, что решения принимаются непрозрачно или грубо продавливаются. Вместе с тем, многие европейские независимые студенческие организации редко выражают недовольство, так как все решения изначально с ними обсуждаются и согласовываются.
В России в последние годы важные вопросы молодежной политики активно обсуждаются со студенческими организациями, расширяются полномочия студенческих организаций, в наших университетах внедряются процедуры всеобщих прямых выборов студенческих лидеров. Но нужно продолжать повышать открытость принятия решений, совершенствовать формы публичной дискуссии.
Резонанс вызвала история с «голым» посвящением в КГУ, также обсуждается история с непригодными условиями в общежитиях ДВФУ. Положительно ли явление такой «громкой связи», или внутренние проблемы все же стоит решать «не выходя из дома»?
Я считаю, что это разные сюжеты. Почему общественность задела история в КГУ? А просто мероприятие проводилось сотрудниками университета, и многим кажется, что в других университетах посвящения могли происходить абсолютно аналогично. Получается, что тема является социально значимой, поэтому она стала резонансной.
А локальные социальные и бытовые конфликты становятся публичными, когда не решаются или «замыливаются». Вот как студент, которого призывают поступать по уму и не нарушать установленный порядок, будет относиться к тому, что его в нарушение закона и со словами «знаешь ли, что!» выселяют из общежития, не переводят на бюджетное место, вымогают взятку? Он будет добиваться справедливости всеми законными способами.
Сегодня Якутия для иностранных студентов не холодный неизвестный край, а настоящий дом, место не только для учебы, но и для научных исследований. Как должно развиваться «обменное» направление в будущем?
В настоящее время действует государственная программа «Глобальное образование», которая предполагает полную оплату обучения и проживания студентам, которые поступят в зарубежные вузы.
Но мне кажется, что важно развивать внутрироссийскую академическую мобильность.
Вы бы хотели поучиться полгода в ЮФУ или получить двойной диплом СВФУ и СПБГУ? Вот я бы с большим удовольствием поехал учиться на некоторое время в другой российский вуз. В настоящее время мы начинаем активно готовиться к реализации данного проекта в России.
Если сравнить зарубежное студенчество и российское, в чем их основные отличия? И в чем отличие образования в нашей стране и в других странах?
Проблем в российской системе образования хватает. Но самом деле наше образование очень конкурентоспособное. Не случайно наших выпускников всеми силами перетягивают крупные зарубежные корпорации. И не случайно мы поднялись в последнее время в зарубежных рейтингах… И наши студентки умнее, интереснее и красивее!
Большую ли роль играет сегодня политика в жизни молодежи? Не пагубно ли влияет на российское студенчество нынешняя напряженная политическая обстановка в мире?
Не вызывает сомнений, что нынешние студенческие лидеры – это будущая политическая элита нашей страны. Тем не менее, образование и наука всегда должны находиться вне политики. Поэтому мне не нравятся попытки зарубежных партнеров повлиять на академическую мобильность и совместную научную деятельность. Но пропаганда не может повлиять на дружбу умных и добрых людей, которыми мир полон. Давайте жить дружно!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
За что получили награды сотрудники опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ)? Кому помогли первокурсники ТГУ? В чём польза проектной деятельности студентов? Об этом – в материале «Толк радио».
Профессора ТГУ удостоены высокой награды. Ветеранам Тольяттинского госуниверситета вручили памятные знаки «За успехи в высшем образовании и научной деятельности». Этот знак учреждён в Самарской области в честь 100-летия университетского образования. Опорный ТГУ стал одним из трёх вузов нашего региона, в которых награду получили сразу 40 сотрудников – члены учёного совета университета и ветераны ТГУ. Первым памятный знак «За успехи в высшем образовании и научной деятельности» ректор Михаил Криштал вручил ветеранам Тольяттинского госуниверситета.
В минувшую пятницу, 7 сентября, студенты ТГУ получили дипломы за свои идеи и их оригинальное воплощение во время проектной недели. Около тысячи первокурсников ТГУ на следующий день после торжественной церемонии, организованной в честь начала нового учебного года, оказались в центре внимания игротехников из Москвы и Санкт-Петербурга. Ребята сформировали 114 команд, каждая из которых в течение четырёх дней работала над своим блиц-проектом социальной или технологической направленности. Студенты создавали тротуарную плитку с подсветкой и предлагали сделать карту с обозначением мест, где можно недорого подкрепиться, искали пути очистки окружающей среды от химикатов и работали над прототипом аппарата для экологической утилизации пластика. «Первокурсники порадовали разнообразием идей и скоростью сплочения команд», – призналась в интервью «Толк радио» директор центра проектной деятельности ТГУ .
Некоторые проекты, родившиеся в ТГУ на минувшей неделе, будут иметь продолжение. К примеру, студенты института машиностроения и гуманитарно-педагогического института объединили свои силы, чтобы подарить старой одежде новую жизнь. Всего за сутки первокурсники собрали значительное количество вещей, которые уже не станут носить одни люди, но с большим удовольствием наденут другие. Участницы проекта рассказали, что воплотить задуманное в жизнь удалось во многом благодаря репостам в соцсетях и отзывчивости тольяттинцев.
Они живые открытые, легко идут на контакт, – поделился своими впечатлениями директор образовательного бюро «Солинг» Сергей Иванов. Он напомнил, что в прошлом году ТГУ стал пилотной площадкой, на которой игротехники помогали первокурсникам погрузиться в проектную деятельность. Это важно, поскольку внедрение в учебный процесс практической работы студентов предусмотрено Программой развития Тольяттинского госуниверситета. И на протяжении всего пути к диплому будущие инженеры, химики, экономисты и лингвисты параллельно с изучением теории будут иметь возможность применить полученные знания в реальной жизни.
«Мы все учились понемногу…»
Многие думают, что учеба - это скучный и нудный процесс. Но только не у студентов! Умение лавировать между зубрежкой и раздолбайством - уникальный навык, который легко приобретается каждым студентом за время обучения в университете. Что может быть веселее романтика предзачётных ночей? Еще вчера ты отрывался на вечеринке вместе со своими одногруппниками, а сегодня до утра учишь билеты к экзамену, приободряемый лишь чашкой крепкого кофе. Вчерашний школьник с легкостью учится как губка впитывать в себя знания в любое время суток и в любом состоянии. И как здесь не вспомнить о продумывании плана по сокрытию шпаргалок, крике «Халява приди», который уже не пугает жителей соседних домов, о зачетки на веревке за окном и других глупых, но веселых студенческих приметах?
Студентом быть классно, потому что ты учишься находить выход из самой трудной ситуации.
Безумных лет кипящее веселье
Однако студенчество - это не только пора нудных лекций, семинаров и зачетов. Это еще и возможность попробовать себя в разных видах деятельности и побывать в необычных местах. В студенческой жизни помимо ВУЗа есть еще масса интересных вещей: КВН, научные кружки, языковые курсы, выступления на концертах, поездки стройотрядов и многое другое. Студент - это жизнелюб, которым двигает желание делать открытия, искать приключения и узнавать всё новое. Его ни что не может остановить, ведь он гонится за самыми яркими впечатлениями и воспоминаниями. Первые серьезные отношения, поиск своего места в жизни, подработки и желание быть лучше - вот что является главными составляющими бытия студента.
Студенчество - это тот возраст, когда можно наслаждаться жизнью и свободой, беззаботно проводить время, рисковать, совершать безумные поступки, не боясь осуждения со стороны людей, ведь «студентам можно все!».
Студентом быть классно, потому что ты никогда не сидишь на месте.
Жизнь общажная
Наиболее остро «прекрасную пору» испытывают на себе иногородние студенты. В общежитии жизнь кипит похлеще, чем вода в чайнике! Именно в этом месте вчерашний школьник начинает чувствовать себя частью некого большого и дружного коллектива. Здесь легко найти друзей, ожидая очереди в душ или готовя на кухне последнюю пачку макарон на всю комнату. В общежитии ни один житель не оставит тебя в беде, если ты остался без еды, денег или электричества.
Только в этом здании дети проходят через «мельницу жизни» и ступают в мир окрепшими духом людьми. Житель студенческого общежития не только проявляет здесь все свои первичные личностные качества, но и развивает другие черты своего характера. К примеру, смекалку. Ведь кто как не студент способен научиться есть суп ложкой, готовить из ничего изысканные блюда, кипятить чайник без чайника и спать при свете. А вечерние посиделки под гитару, поиск истины в жарких дискуссиях и ночные разговоры по душам с соседями по комнате являются неотъемлемой частью жизни каждого вузовца.
20 лет назад сотрудники педагогического вуза решили, что проблемы молодёжи должны обсуждать её представители, и собрали студентов на первую конференцию.
Первые 20 докладов студенты зачитали в апреле 1998 года. Тогда говорили о профессиональном самоопределении, религии, политике, культурных ценностях, здоровье, развитии студенческого самоуправления. Об этом же говорят и сейчас, но только уже более детально, предметно, не только озвучивая проблемы, но и предлагая варианты их решения.
«Я учусь на четвёртом курсе исторического факультета, уже прошёл через производственную практику в школе и именно поэтому на юбилейной конференции поднял тему её важности для студентов, - рассказывает Алексей Филиппов. - Бывает так, что, приходя в школу, студент может слышать от учителя: мол, забудь всё, чему вас учили в вузе, тут всё по-другому. На самом деле - нет. Университетские педагоги дают необходимые знания, которые помогут адаптироваться на практике. Студенты могут быстро переключаться, только надо сохранить в них интерес к профессии».
Кому контролировать?
В этом году участниками конференции стали студенты из Беларуси, Китая, Вьетнама, Афганистана, Пакистана, Индии, а также из Москвы, Воронежа, Саратова, Екатеринбурга и Тулы. Будущие педагоги, психологи, юристы, экономисты, инженеры, аграрии рассказали своим сверстникам о тех проблемах, которые существуют в их странах, городах и поселениях. Что-то близко всем, а что-то становится бичом лишь одной страны.
«Мой доклад о мате, - говорит первокурсник Александр Каблуков. - Речевой портрет нашего общества выглядит хуже именно из-за того, что молодое поколение использует в своей речи мат. Это серьёзная социальная проблема. В первую очередь, чтобы её решить, необходимо контролировать средства массой информации и интернет, так как не только в повседневной жизни мы это слышим на улице, но зачастую с экранов телевизоров, а о видеороликах в сети я вообще молчу».
Куда податься молодым?
Но больше всего и российских, и иностранных студентов волнует трудоустройство.
«В Афганистане в 2014 году было 25% безработицы, в 2016 этот показатель вырос до 40%, - рассказывает Мирас Хару . - Проблемы трудоустройства распространяются в том числе и на молодёжь. Причём затрагивают её сильнее, ведь молодому специалисту и так сложно устроиться: везде требуется опыт».
Одним из вариантов решения может быть квота на производствах для молодых специалистов, но об этом ещё много предстоит подумать представителям власти.