Когда встает лед на байкале. Гуляя над бездной
Немного о рыбалке. Если вы думаете, что на омуля рыбачат так же как на соровую (озерную) рыбу типа окунька и сорожки, то вы жестоко ошибаетесь... Когда сидит мужик у луночки, попивая пивко в двадцати метрах от берега и, потрясывая лесочкой, вяло переговариваясь с соседом, периодически выдергивает из лунки небольших рыбешек с красными плавниками... это, скажу я вам, совсем не драйв. А драйв – это рыбалка на омуля.
Омуль – рыба благородная, к кому попало не пойдет.
Омуль – рыба косяковая. Косяк может пройти под вами, а может и пройти метрах в пятистах, и "ухом" не поведет в вашу сторону. Омуль, как известно, рыба благородная и привередливая, абы как ловиться не станет. Профессиональные рыбаки именуют подледную рыбалку на омуля короче – бормашовый лов.
Бормаш – рачок-бокоплав – основной омулиный корм и главная рыбачья наживка и приманка. Это членистоногое животное, похожее на таракана и маленькую креветку одновременно, считается знатным санитаром Байкала, так как уничтожает погибшие организмы.
Для одной рыбалки достаточно 0.5-1-литровой банки наживки. Перед тем, как идти непосредственно на рыбалку, купленных или выловленных рачков пересыпают в валенок. Валенок нужен для бормашинного удобства и тепла. Ведь для рыбалки наживка нужна живой, а в банке рачок замерзнет и погибнет.
Второй этап подготовки – самый секретный – удочки. У каждого рыболова для зимней рыбалки есть целый комплект удочек. Друг от друга они отличаются лишь цветом и качеством "мухи" – искусственной наживки. Для омуля "муха" должна напоминать бормыша, его главную еду. Изготавливается наживка чаше всего из толстой нити (например, пряжи). Причем рыбаки стараются придерживаться модных направлений. Например, пару-тройку десятков лет назад особым шиком считалась "муха", изготовленная из английского сукна (материала для шинелей времен I Мировой войны). Обладатель тряпицы цвета болотной тины становился объектом завистливых взглядов.
В настоящее же время налажена целая "мухоиндустрия". Народные умельцы изготавливают и продают просто потрясающие изделия! На искушенный взгляд рыболова – настоящее произведение искусства, ни с чем не сравнимое по красоте. Вот только для каждой рыбы эта красота своя. И что она увидит своими рыбьими глазами, предугадать практически невозможно. Ведь чем объяснить то, что ранним утром, на рассвете омуль клюет исключительно на "зебру"? "Зебра" – это "муха", сделанная из надетых на крючок черных и белых пластмассовых колечек. С точки зрения человека, эта полосатая конструкция меньше всего похожа на бормыша, а вот омуль (на рассвете!) думает по-другому. Но ближе к полудню уже в ход идут коричневые "мухи", но и они не всегда привлекательны для этой разборчивой рыбы.
Зачастую цвет "мухи" зависит от состояния погоды (в этом каждый уважающий себя рыбак должен хорошо уметь ориентироваться). Вот, пожалуй, и весь главный секрет рыбалки.
Как происходит бормашовый лов
Переходим к самому процессу добычи омуля. Для начала нужно просверлить лунку. Учитывая, что толщина льда может быть до 120 см, это тяжелый физический труд. В среднем на это занятие уходит 5 минут. На полную подготовку лунки – расширение ее ломом и вычерпывание льда шумовкой – тратится до 10 минут.
Сам процесс рыбной ловли проходит при участии уже не раз упомянутых рачков. Рядом с лункой проклевывается небольшое (несквозное) углубление, которое соединяется с лункой канальчиком. В это углубление, заполненное водой, отправляется пойманный накануне бормаш, который самостоятельно по канальчику перебирается в лунку и своим присутствием привлекает омуля. В этот момент рыбу уже поджидает рыбак, болтающий у ее носа поддельной едой. Как только омуль заглатывает наживку, нужно суметь подсечь и сделать это быстро. Омуль может легко сорваться, так как крючок для подледной рыбалки без бородки. Именно поэтому основная поза для поимки зимнего омуля – стоя. В такой позиции удобнее дернуть рыбу. Сделать это, сидя, уже сложнее.
Впрочем, некоторые асы, чаще в качестве развлечения в конце рыбалки ловят рыбу лежа. Называется этот способ "вприглядку". Рыбак ложится на лед и начинает всматриваться в озерные глубины. Через несколько минут, когда глаза привыкают к темноте, становится видно, что происходит глубоко в воде. По словам рыбаков, зрелище это незабываемое. Издалека омуль кажется похожим на маленьких акул с разинутой пастью. Эти монстры носятся в поисках пищи. И вот откуда ни возьмись, большая разинутая пасть хватает висячую в воде "муху". Тут рыбаку, увлеченному зрелищем, нужно уметь не растеряться и вовремя подсечь рыбину...
И хотя удача радует удачным клевом не всех рыболовов, все же в омулевой рыбалке есть моменты, когда рыба ловится практически у всех. Это момент прохождения стаи или косяка. Любопытно наблюдать за этим явлением со стороны. Несколько десятков рыбаков вдруг начинают активно размахивать руками, изображая мельницу. А они всего-то на всего наматывают на руки многометровую леску. Останавливаться нельзя – омуль может сорваться. Да, в общем-то, рыбакам об усталости думать некогда. За тем и едут.
Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА
Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.
В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.
Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.
Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.
БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД
Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.
Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.
Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.
В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.
В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.
ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ
Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.
Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.
ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ
Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.
Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.
Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ
Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.
КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ
Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.
Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.
Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:
ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА
Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].
Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:
1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"
Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.
Формат этого маршрута может быть следующий:
Первый день.
260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день.
Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день
. Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день.
Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день.
Ранний выезд и возвращение в Иркутск.
2. По льду в бухту "Песчаная"
3. К ледяным гротам Малого Моря
Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.
С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.
Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.
На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.
Сегодня покажу вам как замерзает озеро-море Байкал.
Из-за своей теплоёмкости Байкал в этом году, как впрочем и в том не замёрзнет. Полностью встанет он лишь в январе.
1. Октябрь. Реки уже покрываются льдом, а берег Байкала чист от снега.
2. Река Турка, буквально пяток километров от Байкала.
3. Начало ноября.
4. Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом...
5. Середина ноября. Сосульки и лёд начинают брать в свои руки прибрежные скалы, камни и памятники природы.
6. Байкал уже не топит наледи
7. Лес надёжно укутан пуховым снежным платком.
9. А сибиряки вешают волейбольную сетку. Конец ноября. Время зимнего сезона пляжного волейбола пришло.
10. Третья декада ноября. Пирс Гремячинска уходит в спячку, сковывается льдом.
11. Раньше он был длиннее, старые опоры пирса пробуют себя на роль пломбира.
13. Наплески на камнях приобретают причудливые формы.
14. Капельки в полёте иногда успевают замерзать, падая смерзаются с другими, образуя на камнях ледяные шапки из мелких сфер.
16. Бушующий Байкал окутывает брызгами и деревца стоящие недалеко от берега.
17. Черепаха почти одела зимний панцирь. До конца декабря он станет ещё толще, волны будут омывать черепаху даже в начале января. Байкал встаёт поздно.
18. Есть ещё время насладиться красотой волн, льда и камней.
19. Ледяные холмики у Гремячинского пирса подрастают
20. Чтоб потом, в марте оказаться за несколько десятков километров от места рождения. Но это уже будущее.
Добра тебе, читатель!
Береги себя!
У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал [email protected]
Следить за обновлениями блога можно в в других социальных сетях: [
Из-за своей громадной массы долго сохраняют тепло, поэтому важной особенностью водоема является его позднее замерзание.
Как известно, для образования льда из воды необходимы ее переохлаждение, наличие в воде ядер кристаллизации и отвод скрытой теплоты замерзания ото льда.
Одним из первых явлений на озере, способствующих ледообразованию, можно считать снежуру (снежная каша), которая образуется при интенсивном снегопаде на поверхность охлажденной воды, не позволяющей снегу таять.
Источник: Байкаловедение: учеб. пособие / Н. С. Беркин, А. А. Макаров, О. Т. Русинек. – Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2009.
Когда замерзает озеро?
В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются больше колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственичном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае - июне происходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.
Замерзает ли весь Байкал?
Байкал замерзает целиком, кроме небольшого в 15- 20 км протяженностью участка, находящегося в истоке . Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой ого поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0°С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы хорошо перемешиваемая течением реки она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - б-6,5 месяца.
Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?
С середины XIX века замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. В 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г. - 2 января, а в 1877 г. - 14 декабря; вскрылся в 1869 г. 8 мая, в 1870 г. - 13-15 мая, в 1879 г. - 26 мая. За последние десятилетия крайние сроки замерзания озера 6 февраля (при средней дате 9 января), крайние сроки вскрытия 17 апреля (при средней дате 4 мая).
Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?
Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20°С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительное влияние оказывает снежный покров.
Источник: Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – с. 167
Читайте в Иркипедии
Термины
Другие ресурсы
Литература
- Течения в / Отв. Ред. А.Н. Афанасьев, В.И. Верболов. -Новосибирск: Наука, 1977. - 160 с.
- Формирование и динамика байкальских вод / В.И. Верболов, Т.Н. Покатилова, М.Н. Шимараев, и др. Новосибирск: Наука, 1986. - 120 с.
- Тарасова E.H. Современное состояние гидрохимического режима озера Байкал / E.H. Тарасова, А.И. Мещерякова; Отв. ред. Г.И. Галазий. -Новосибирск: Наука, 1992. 143 с.
- Мамаев О.И. К вопросу о термическом режиме озера Байкал I О.И. Мамаев II ДАН. 1987а. - Т. 292, № 6. - С. 1477-1481.
- Россолимо JI.JI. Температурный режим озера Байкал / Л.Л. Россолимо II Тр. / Байк. лимнол. ст. ВСФ АН СССР. 1957. - Т. XVI. - 552 с.
- Сокольников В.М. Течения и водообмен в Байкале I В.М. Сокольников // Тр. I Лимнол. ин-т СО АН СССР. 1964.- Т. V(XXV). - С. 5-21.
- Тарасова E.H. Современное состояние гидрохимического режима озера Байкал / E.H. Тарасова, А.И. Мещерякова; Отв. ред. Г.И. Галазий. -Новосибирск: Наука, 1992. 143 с.
- Течения в Байкале / Отв. Ред. А.Н. Афанасьев, В.И. Верболов. -Новосибирск: Наука, 1977. - 160 с.
Осталось совсем немного времени до момента, когда на Байкале встанет лёд и заливы Малого моря превратятся в невероятной красоты ледяной мир с зеркальной гладью и уникальными гротами. Кинорежиссер и фотограф Николай Тарханов рассказал The Village, как увидеть эту красоту вблизи, совершив путешествие по льду Байкала на велосипеде. И что нужно предусмотреть, чтобы сделать экстремальную поездку максимально безопасной.
Когда мы молча поехали в сторону цивилизации , наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?
Идея проехать по льду Малого моря на велосипеде появилась после того, как на один из дней рождения подарил себе горный велосипед. И однажды, 4 января 2011 года, не раздумывая, набираю номер друга детства, с которым нас объединяют больше сорока лет дружбы, и говорю: «Игорь, я завтра утром еду на Ольхон. На велосипеде. Ты со мной?»
Следующим утром мы загрузили два велосипеда в багажник машины и двинули на МРС. С утра приморозило, но в машине тепло, и поэтому как-то внимание на температуру за бортом не обратили. А надо было бы. На Малое море приехали примерно в час дня, прикрутили к велам колёса, взяли рюкзаки - и вперёд.
Первые несколько километров просто пела душа. Начало года, молодой лёд, чуть припорошенный куржаком, погода около минус двадцати «с хвостиком», впереди около недели выходных и баня, которая ждёт по приезду на Ольхон.
Эта щенячья радость закончилась, когда мы на скорости около 20 км/ч буквально вылетели на чистый лёд. Вот с этого места первой мыслью было: «А чего же мы не купили шиппованую резину?» Я и мой приятель на тот момент были полными дилетантами по зимним ледовым поездкам - о шипах никто и не подумал.
Чихнул - упал . Резко дёрнул руль - упал. Чтобы повернуть «вон туда», закладывай вираж метров в 100
Сложность езды по чистому льду без шипов состоит в том, что лёд - он скользкий. И холодный. А резина при -20 становится совсем пластиковой. И чтобы повернуть «вон туда», надо закладывать вираж метров в 100. Чихнул - упал. Резко дёрнул руль - упал. Через несколько километров реально вымотались и решили на одном из мысов Ольхона немного отдохнуть, выпить чая, перекусить. Было около пяти вечера и к этому моменту мы проехали примерно 8 км за 3,5 часа.
Плавно подступил закат. А вместе с ним и похолодание. Мы двинулись дальше, и скоро стало понятно, что температура упала до минус тридцати или даже ниже. Смазка во всех крутящихся элементов байков попросту начала замерзать. Чтобы было понятно, что это такое: это когда с горки с приличным уклоном ты едешь со скростью пять км/ч и как будто в крутую горку. Полтора или километра от берега до Хадайской горы мы преодолевали, наверное, около часа. Стемнело. Включили фонари, но аккумуляторы через полчаса замёрзли, и дальнейшее движение мы продолжали в полной темноте. Мороз. Ночь. Бескрайнее звёздное небо. И скорость движения - пара километров в час. Было принято решение: «звонок другу». Когда в начале десятого мы кое-как загрузились в «буханку» и молча поехали в сторону цивилизации, наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?
О поломках в пути
Наутро мышцы болели так, как никогда прежде. Болело всё. Мы решили доехать до усадьбы Бенчаровых, и что это была за поездка: сидеть на веле было невозможно. Крутить педали - на грани возможного. Держать руль - почти чудо.
Добравшись до усадьбы, зашли выпить чаю. Минут через десять в столовую заходит Никита Бенчаров, здоровается, спрашивает, где я поставил машину, и начинает хохотать, когда узнаёт, что это мы и есть те два дурака на велосипедах ночью, о которых ему несколько раз вечером рассказали водители, которым мы попадались по пути.
Было совершенно понятно, что обратно своим ходом мы не доедем. Поэтому снова «звонок другу», и Игорь Шрамко доставил нас до паромной переправы. Пару-тройку километров до материка мы доехали только потому, что это был путь домой.
После приезда мы с товарищем провели планёрку, сделали кучу выводов, и, так как задача проезда по льду от МРС до Хужира так и не была решена, нашли ещё двух энтузиастов из числа близких друзей. Купили в одном английском интернет-магазине отличную шипованную четырёхрядку, и первого апреля у нас был заезд номер два. Тогда мы и сделали то, что хотели.
Да, было уже труднее ехать, так как апрельский лёд - совсем не то, что январский. Да было трудно тащить сотни метров через гряды торосов велосипеды на себе, да, несколько финальных километров обратного пути мы снова ехали только на энтузиазме. Но, выехав 1 апреля в 13.30 со стороны материка, мы в одиннадцатом часу вечера прибыли в Хужир и утром двинулись обратно, суммарно проехав ровно 100 км. Испытав на обратном пути такую эйфорию, что тут же было принято решение повторить эту поездку на будущий год, по молодому льду.
Третья поездка состоялась только в 2017-м: я попал в дтп и три года с помощью ходьбы и велосипеда терпеливо восстанавливался. Было начало февраля. Мы с другом и единомышленником Игорем и его племянником Максимом выехали пораньше, взяли с собой рюкзаки поменьше (в первую везти на плечах 23 кг было очень утомительно). И в этот раз у меня была ещё одна задача: ехать медленнее, чтобы от МРС до Хужира поискать интересные гроты, которые можно будет поснимать во время двух фотокурсов, которые были назначены на февраль и март.
Лед был идеальный - километры зеркала. И местами складывалось впечатление, что ты не едешь, а летишь над водой. В начале десятого вечера заехали на берег острова на пристани Хужира. И на обратном пути все совпало. Погода. Попутный ветер. Прозрачные поля льда и почти полное отсутствие торосов, которые мы проходили, не спешиваясь. Местами четырёхрядная шиповка давала возможность ехать со скоростью под 30 км/ч! В эту поездку Байкал нам подарил многое. Впечатления. Пейзажи. Тёплое февральское солнце. Около 100 км пути. Песни льда. И полное ощущение полёта.
Поеду ли я снова? Да, при первой же возможности поеду. Я знаю, что у меня есть надёжные друзья, которые поддержат в самых безбашенных идеях. Я знаю, что такое ехать по прозрачному льду толщиной 30, 50, 70 см. Ощущение, которое сложно сравнить с чем-то другим.
Вам точно понадобятся жирный крем для лица и балаклава, тёмные очки, шипованная обувь или шипованные насадки на обувь - это повысит комфорт пешего передвижения по открытому льду.
Термобелье и максимально теплая одежда, чтобы мышцы ног не переохлаждались. Пара шапок - потеплее и полегче. Погода на Байкале может измениться даже в течение дня.
Наколенники. Когда вы в поисках классного кадра ползаете по льду, то в порыве творчества можете не заметить переохлаждения.
Один или два туристических коврика. На остановках они вам ой как пригодятся.
Планируйте график без фанатизма, если нет опыта, и начинайте движение по льду с начала светового дня. Расстояние от МРС до Хужира (по разным траекториям) около 50 км. И если вы выехали днём в комфортные -15 гразусов, то к вечеру может вполне быть -30. Кататься по льду можно и в морозы. Но обязательно уточнять толщину льда. Движение по весеннему льду более энергоёмкое. Лёд не такой ровный, и физических усилий требуется больше.
Если при движении по льду Малого моря понимаете, что погода начинает меняться, к примеру, начинается Сарма, то лучше передвигаться ближе к мысам. Обязательно в процессе езды периодически спешиваться и проходить сотню-другую шагов пешком для стабилизации кровообращения.
Узнайте и запишите номера телефонов людей, которые могут с материка и с острова к вам подъехать. Сообщите своим знакомым, что вы собрались прокатиться по льду. И реально оценивайте физическое состояние, свое и ваших единомышленников. Желание сделать селфи покорителя ледяной пустыни - не тот повод, ради которого стоит затевать такую поездку.