Когда замерзает байкал в году. Чихнул — упал: Как пересечь Байкал по льду на велосипеде
Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА
Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.
В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.
Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.
Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.
БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД
Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.
Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.
Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.
В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.
В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.
ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ
Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.
Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.
ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ
Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.
Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.
Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ
Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.
КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ
Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.
Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.
Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:
ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА
Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].
Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:
1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"
Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.
Формат этого маршрута может быть следующий:
Первый день.
260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день.
Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день
. Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день.
Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день.
Ранний выезд и возвращение в Иркутск.
2. По льду в бухту "Песчаная"
3. К ледяным гротам Малого Моря
Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.
С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.
Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.
На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.
Если вы вдруг собрались на Байкал и у вас нет времени читать отчет целиком, пролистайте эту статью в конец - там краткая сводка полезной информации.
Ни для кого не секрет, что зимой на Байкале можно найти поистине феноменальный лед: гладкий, как зеркало, черный, украшенный мраморными трещинами. Этот удивительный лед крепко встает в феврале и сверкает на солнце до апреля. Говорят, что, когда едешь по идеальному льду Байкала, испытываешь совершенно космические чувства…
- Хотите на Байкал? - спросила как-то нас с Артуром Ксюша, прожжённая туристка, организатор походов и участница мультигонок. - Маленькой группой, в самом конце февраля-начале марта?
Эта идея быстро захватила ум, и, к счастью, все трудности с отпусками были успешно улажены. Команда собралась из туристов-водников, не искушенных, однако, в плане зимнего туризма. Только Ксюша и Катя вместе в прошлом году ходили на лыжах в Архангельскую область, для остальных - меня, Артура, Игоря и Оли - Байкал-17 должен был стать первым зимним походом. Коньковый опыт тоже у всех был разный: Оля занималась фигурным катанием, у нас с Артуром большой накат на роликах, а вот, к примеру, Ксюша на ледовые коньки встала впервые уже в ходе подготовки. Поэтому решили не усложнять: ночевать по возможности на базах и проезжать относительно небольшое (как нам казалось) расстояние - 40 км в день: бывалые-то и по 120 км проходят.
При разработке маршрута были прочитаны отчеты самых разных групп, и все они обещали: вокруг Ольхона и на западном побережье от МРС (Сахюрты) до Листвянки малоснежно, а если капризы погоды и случаются, то вскоре суровая Сарма и ее братья-ветра Култук и Верховик сдувают порошу к восточному берегу. Подобрали снаряжение, организовали покатушки на дворовом катке, Сестрорецком разливе и Ладоге (). Маршрут придумали такой: обойти из МРС за 4 дня вокруг Ольхона, а затем, переночевав вновь на МРС, дойти западным берегом на юг до Бугульдейки.
Оказалось, что по льду катка рыбацкие санки с весом 60-70 кг едут на ура, даже если в упряжи дошкольники. Что уж говорить про дюжих парней с лыжными палками!
Последняя предпоходная трудность решалась уже за сутки до вылета и состояла в преодолении ограничений на багаж, накладываемых Аэрофлотом. Во-первых, лыжные палки бесплатно можно провозить только в чехле с лыжами, иначе это, по правилам, негабарит, который стоит в лучшем случае 5000 р. туда-обратно. Во-вторых, сам багаж не должен по сумме измерений превышать 158 см. Зимний туристический рюкзак, даже туго притянутый стропой к санкам, в это ограничение едва вписывается. В общем, мы оставили эти проблемы на усмотрение служащих аэропорта и не прогадали: 4 палки в лыжном чехле отлично идут за «лыжное оборудование», а объемный груз, если он не весит больше 23 кг, тоже дополнительной платой не облагается.
И вот за спиной почти бессонная ночь, из которой перелет выкинул 5 часов разницы между временем в Иркутске и Санкт-Петербурге, беготня по только что открытым с утра магазинам за продуктами и последним снаряжением и трансфер на базу в МРС половиной группы на маршрутке, половиной - на машине хозяина базы. Наконец, свершилось: нашим взорам открылся тот самый великий Байкал, о котором мы так долго мечтали! Правда, залив близ базы был почти полностью занесен снегом. Но взойдя на ближайший холм, мы увидели его - тот самый зеркальный лед Байкала! Он блестел всего в каком-нибудь километре у восточного берега Ольхона. На панораме его можно разглядеть в центральном проливе между островом и мысом.
Но… это был последний зеркальный лед за все наше путешествие. Да-да, такое случается: на Байкале бывает безветренная снежная погода. Впрочем, знали ли вы, что приехав на Байкал в идеальные даты, так может случиться? Ага, и мы тоже не знали. Да и не только мы - таких «горе-охотников» за льдом Байкала за время путешествия мы встретили немало.
Сбор вещей в первый переход сопровождался снегопадом. Он то усиливался, то прекращался, и даже выглядывало непривычно яркое для нас, петербуржцев, солнце.
Пройдя первые километры до автодороги пешком, переобуваемся в коньки. Процедура не быстрая: снять гамаши (бахилы), потом ботинки, упаковать их в мешок, достать коньки, на их место ботинки… Я посчитал, что при скорости езды 10 км/ч за это время можно уехать на 2 км и даже дальше.
Вскоре мы попали на поле замерзшей шуги, ехать стало невозможно, опять спешились. В итоге больше половины светового дня мы потратили на пеший переход до острова Огой, известного буддийской ступой Просветления. Как и принято, вокруг нее мы обошли 8 раз. Я думал, что загадать желание будет просто, но как-то больше думалось о натирающих наколенниках и плохо заправленной в штаны флиске. А те вещи, о которых вроде бы я мечтал в городе, здесь казались бледными и незначительными. Даже - увидеть лед Байкала. Здесь совсем другое измерение вещей, течение времени, восприятие реальности. Вершина острова Огой, где стоит ступа, как нельзя лучше подходит для умиротворенного созерцания без помыслов о бренном.
Зарядившись энергией духовной и материальной, мы спустились к волокушам. Поболтали с москвичами, катающимися на белых арендованных микроавтобусах, и с хужирским аборигеном, всю жизнь прожившим на острове. Было приятно, что этот человек влюблен в свою малую родину, ведь совсем не то бывает у жителей других прекрасных мест нашей страны.
Вдоль западного побережья Ольхона идет автомобильная дорога от Куркута до мыса Хобой, и по ней с Огоя мы помчали на коньках. Конечно, эта исцарапанная шинами поверхность была искомым льдом Байкала не более чем формально. Сразу сказался разный уровень подготовки группы: я с парнями и Оля вырвались вперед, а Катя и Ксюша оказались в хвосте.
Всю дорогу мимо нас проносились автомобили, благодаря ветру от которых на дороге и не было снега. Водители вежливо объезжали нас, а многие приветственно махали руками и сигналили. Когда солнце пошло к закату, стало окончательно ясно, что отстающие сильно тормозят группу, и мы с Игорем забрали у них санки, сцепив со своими в поезд (фото со второго ходового дня). Ситуация улучшилась, скорость возросла до 8 км/ч.
Но в итоге оставшиеся километры до Хужира были закончены уже затемно, на одеревеневших ногах и в пронизывающем холоде. Когда вся группа собралась на пирсе, среди выброшенных на берег ржавеющих кораблей, сил перепаковывать сани и взваливать их на плечи ни у кого не было, и мы их так и поволокли по белесой в свете фонариков главной улице Хужира, приветливо сияющей огнями кафе-позных, гостиниц и магазинов. Но это было, конечно, не городское сияние, а совершенно своеобразное, во тьме напоминавшее интуитивное представление о золотоносном Клондайке.
На следующий день оказалось, что санки местами протерты до дыр, потому что дорога - вовсе не заснеженная, а лишь слегка припорошенная грунтовка. Более приятное открытие состояло в том, что после вчерашнего марафона ноги могли ходить и катать.
Полюбовавшись на скалу Шаманку и сделав фотографии у идолов, трепещущих на ветру цветными флажками, мы двинули дальше, к мысу Хобой, на первую холодную ночевку. Где-то в середине пути мы встретили туристку из родного Питера на финских коньках. Она рассказала о торосном поле в районе Бугульдейки, которое они преодолевали с группой весь день, и о том, что сказочный лед все-таки успела увидеть.
А потом нас догнали фотографы из Улан-Удэ на Ауди, которые, как и мы, безуспешно охотились на зеркальный лед, и устроили нам настоящую фотосессию.
Чем ближе к северу, тем хуже становилась дорога, и последний ее участок мы прошли пешком. Темнота застала группу примерно в 5 км от мыса Хобой, и мы поставили лагерь прямо на льду, в полукруглой бухте. Ксюша нашла пещеру и обустроилась там, в тепле, с горелками и котелками.
Игорь с топором пошел рубить лед. Ну, как пошел - лед-то тут везде.
Поверхность, по которой мы ходим, плитки торосов, громадные наплески (сокуи) на скалах, сталактиты в пещере. Что-то из этого, не скажу, что именно, оказалось вскоре в котелках.
Вышла луна, разгулялся мороз. Запомнилось, как я захотел доложить себе добавки на ужин, закончив одну миску, а кастрюля с макаронами уже подернулась льдом. Температуру воздуха мы не узнали, термометр на часах показывал два прочерка (холоднее -10), но руки и ноги основательно мерзли.
Под утро я видел сны под урчание ладожских моторок. Потом выяснилось: это хужирские буханки везли туристов на Хобой.
Перед выходом мы очень долго грели воду в термосы - на чай и суп с сублиматами. Очень долго, потому что две из трех газовых горелок отказались работать: у дешевой китайской потек кран, другая просто еле горела на морозе, хотя это и была дорогая «Ковеа», которая, по рекомендации, успешно выручала на горных маршрутах.
До Хобоя дошли уже за полдень.
И вот мы на том месте, куда стекаются многочисленные туристы. Торосы здесь выше метра, сложенные из чистейшего, отливающего бирюзой льда. Они впечатляют и ужасают: если бы не дорога, то как вообще тут можно было бы пройти? Наша прекрасная половина команды объявила «бунт на корабле» и предложила сильной части команды обойти Ольхон без нее.
- Обычно в своих походах я предлагаю людям посидеть, подождать меня, - сказала Ксюша, сверкая на солнце зелеными очками, - но теперь подожду вас.
Я не без сожаления подумал, что огромные неподъемные тюки на волокушах перетащить через торосы, если не будет дороги в обход, нереально. Плюс лед за Ольхоном, если есть, то только на половине дистанции (вчера смотрели спутник), а она составляет примерно 100 км. Нет, это не для двух суток. Да и разделяться… что-то в этом неправильное. И мы с парнями приняли решение возвращаться в Хужир той же дорогой, по которой приехали. А девчонки погрузились в УАЗ и поехали в поселок - посидеть в кафе и попробовать позы (или, по-бурятски, буузы), этакие большие пельмени.
По пути мы опять попали в объективы фотокамер профессионального фотографа, встретили швейцарцев на велосипедах, корейское телевидение, кореянку же в кошках с огромными санями (проект Baikal 700) и еще большее число наших соотечественников, взволнованно спрашивавших, как там лед. Пришлось разочаровывать.
Надежда на лед еще не растаяла, но уже была слаба. Настало время тяжелой артиллерии. Алексей Костин, руководитель турклуба нашего университета, снабдивший частью снаряжения, перед поездкой дал нам пару контактов в Иркутске. Один из знакомых Алексея - Юрий - оказался увлечённым спортсменом, из тех, кто на байсах встречает черный лед и на лыжах провожает белый (отчет об одном из его заездов).
Вечером я списался с Юрием и узнал, что год вообще вышел снежный. За перепиской родилась идея съездить в Голоустное. В конце января там было шикарное зеркало. Если будет лед, покатаемся, не будет - успеем пройти расстояние до Листвянки пешком, не слишком утомляясь, там всего около 50 км. Мысль всем понравилась, а Ксюше особенно - она еще при планировании маршрута подумывала посмотреть этот участок берега.
Так как дороги из Хужира в Голоустное нет, решили вернуться в Иркутск переночевать. Вечером побродили по городу в темноте. Центр красивый, ухоженный, но размером всего в один квартал. На набережной - зона для прогулок.
…Истана остановилась за Большим Голоустным, напротив сплошного снежного поля, простирающегося до горизонта, где через 40 км ширины Байкала, в дымке голубеет снежный хребет. Нет, с чистым льдом в этом году нам не повезло, но как же здесь все равно красиво!
Тут тоже не безлюдно. Мы несколько раз пересекались с одной и той же коммерческой группой - одетыми в горнолыжные и городские куртки пешеходниками, тянущими рукой за веревку детские санки с небольшими сумками.
Потом стали попадаться туристы в серьезной экипировке, снегоходы, собачьи упряжки, машины.
С двумя ночевками на оборудованных стоянках Большой байкальской тропы дошли до Листвянки. Там мы с Артуром автостопом прокатились до незамерзающего истока Ангары и обратно. На музеи и нерпенарий времени, увы, не хватило.
- Жаль, что льда не было, - написал потом Юрий. - Такое не очень часто случается, но иногда бывает, чтобы все западное побережье было в снегу. Время у вас было выбрано нормально. Просто конкретную программу нужно выбирать по ситуации. Если ледовая обстановка хорошая, то катать лед, конечно. Обстановка плохая - можно в горы поехать погулять часть времени.
Мы и поехали в горы на оставшиеся сутки, закончив маршрут у горячих источников села Вышка (Жемчуг), что в окрестностях Восточного Саяна.
Курорт курортом, но с утонченным сельским колоритом: номера отапливаются буржуйками, по раскисшим дорогам бродят коровы и собаки. Милота.
Гуляя по солнечным улочкам, мимо ларьков «Мороженое», я как-то и забыл, что здесь не лето, а зима. А на закате мы пошли в долину Иркута смотреть на горы.
Потом были Иркутск с музеем истории города, долгий перелет домой, разбор вещей и результатов похода.
В итоге мы проехали около 100 км на коньках по сохранившемуся льду автомобильной дороги вдоль западного побережья Ольхона, остальную часть маршрута прошли пешком - более 70 км. Спортивный план похода - пройти 300 км за 8 ходовых дней, конечно, выполнен не был. Но километры километрами, а впечатлений мы получили надолго. Жаль, что это чудесное озеро расположено так далеко от дома.
Полезная информация
В Иркутске развита сеть такси «Maxim», можно заказать минивэн для перевозки рюкзаков всей группы. Гораздо дешевле, чем бомбилы на вокзалах: порядка 300 руб.Для заказа машины в Большое Голоустное звонили Ивану, тел. 672-020, обошлось в 5500 руб. (обычная цена, но надо торговаться). До Бугульдейки машина обычно стоит 6000 руб. Рейсовый транспорт бронировали через сайт Автовокзал-Онлайн (https://avtovokzal-on-line.ru/): маршрутки от Листвянки, до Жемчуга. В Иркутске автовокзал устроен таким образом: с одной стороны дороги, за забором, - официальный, с маршрутными автобусами, с другой - менее официальный, с таксистами и «Истанами» до Ольхона.
В Хужире останавливались в разных местах, самое дорогое из опробованных - Диана за 800 руб./чел - порадовала душем, теплым туалетом и Wi-Fi.
Большой выбор туристического снаряжения в Иркутске - в магазине Фанат (ул. Красных Мадьяр, 41), продукты закупали в сети «Слата».
Что я бы изменил сейчас в маршруте и подготовке к нему:
1. Первый день лучше полностью провести в Иркутске, без спешки докупить все необходимое, а в оставшееся время погулять по набережной, поесть поз, пройтись по музеям.
2. Рюкзак на санки нужно паковать так, чтобы их можно было одеть на спину для перехода по населенному пункту или через торосы. Юрий отметил, что вес его проверенного опытом зимнего личного и бивачного снаряжения составляет не более 10 кг.
3. Хоккейные коньки - приемлемый выбор, но не лучший. Юрий рекомендовал брать байсы (нордики) на лыжных креплениях и ботинки для конькового хода с поддержкой голеностопа (если вы катаетесь на лыжах, после похода они не будут лежать без дела). Нордики можно взять напрокат в спорт-сервисе
Кто из нас не любит отдыхать… А тем более - отдыхать красиво, наслаждаясь прелестями природы… Наша страна славится различными курортами, которые ни капли не уступают зарубежным. Это относится и к зимнему отдыху.
Одно из великолепнейших мест, где полноценно можно насладиться прелестями настоящей русской зимы - это Сибирь. Если очень сильно захотеть, то можно и порыбачить, покататься на лыжах или на лошадках и попробовать многое другое - такой отдых можно назвать экстремальным. Это потрясающее наслаждение и масса впечатлений. Созерцание удивительнейшей природы вокруг дает удивительное и непередаваемое ощущение умиротворения.
Главная достопримечательность - озеро Байкал зимой, фото которого можно увидеть ниже. Это чистейшее озеро завораживает своей красотой. Прозрачный голубой лед так и манит прогуляться по нему. Но обо всем по порядку.
Природа на Байкале зимой
Байкал является одним из самых глубоких и больших озер в мире. Именно он содержит пятую часть пресной воды всего мира. Приехав на Байкал зимой, в первую очередь вы ощутите разницу в воздухе. Он настолько чистый, что не можешь надышаться. Уже одно это приведет вас в восторг. Затем взору откроется прекрасный пейзаж. Солнце играет бликами на присыпанных снегом горах. Пушистый хвойный лес. Голубое чистое небо. Прозрачная гладь озера.
Те, кто ни разу не был на Байкале, могут задаться вопросом о том, замерзнет ли Байкал зимой. Ответ - да! Просто потрясающий Байкал зимой, лед застывает медленно, зато потом он становится настолько крепким, что по нему можно передвигаться даже на грузовике. Это позволяет посетить те места, которые недоступны для туристов в летнее время года.
Чудеса, которые вы увидите, - это:
- Бирюзовые ледяные глыбы, похожие на осколки стекла. Они возвышаются над озером, напоминая драгоценные камни.
- Стоя на льду, становится немного страшно, когда понимаешь, что под тобой сотни метров воды.
- Ночное небо усыпано звездами, словно кто-то рассыпал блестки на черном листе бумаги.
- А какие здесь рассветы… Красное солнце, поднимаясь над голубым льдом Байкала, дает такое сочетание красок и отблесков, что начинаешь понимать, насколько же все совершенно и гармонично создано в этом мире.
Если вы решили выбрать самостоятельный отдых на Байкале зимой, то есть несколько мест, которые мы советуем вам посетить.
Иркутский музей «Тальцы»
Этот музей находится на 47 км Байкальского тракта. Он расположен под открытым небом и считается у нас в стране одним из лучших музеев подобного плана. Его территория - 70 гектаров. В этом музее насчитывается больше 70 архитектурных памятников народов Иркутской области 17-20 веков. Помимо этого, там можно увидеть этнографические коллекции 10-20 веков.
Этот музей является культурным центром всей Сибири. В любое время года сюда приезжает огромное количество людей, чтобы увидеть именно ту Сибирь, о которой написано в книгах. В музее есть конюшня. А также гончарная и берестяная мастерские. Зимой там можно покататься на санях с бубенцами и посмотреть снежный городок. А если вы замерзли и проголодались, то сможете отведать горячие блины и выпить чашечку чая в кафе «Трактиръ». Музей работает ежедневно, круглый год.
Старая Ангасолка
Поселок Старая Ангасолка расположен на пути следования самой необычной железной дороги России - Кругобайкальской. Доехав до железнодорожной станции под названием «Ангасолка», следующую часть пути можно пройти пешком. Маршрут в поселок Старая Ангасолка лежит вдоль русла реки с таким же названием. Его протяженность составляет 4 километра. Также добраться туда можно и на машине по ледяному Байкалу. Выезжать нужно из поселка Кутлук. Длина пути - 8 км.
Этот поселок расположен на берегу Байкала. Вокруг множество достопримечательностей и прекрасных прибрежных пейзажей. Помимо отвесных скал и каменных галерей, ваше внимание привлекут круглобайкальские туннели и арочный мост.
В Старой Ангасолке вы сможете посетить:
- Дом-музей художника, путешественника и поэта Н. К. Рериха.
- Детско-юношеский альпинистский лагерь «Ангасолка».
- Птичий базар.
- Таежный распадок.
- Арочный виадук «Ангасольский».
- Киркидайский тоннель.
- Хабартуйский тоннель и т. д.
Передохнуть и вкусно поесть можно в столовой, которая находится в музее Рериха.
Поселок Листвянка
Этот поселок - точка отсчета начала многих путешествий по Байкалу. Свое название он получил из-за большого числа лиственниц, произрастающих здесь.
В Листвянке отличная обзорная площадка, позволяющая любоваться всеми прелестями данной местности. С нее можно увидеть исток Ангары. Ангара - это единственная река, которая берет свое начало из озера Байкал. Зимой исток не замерзает по причине того, что вода в него поступает из более глубоких и теплых слоев Байкала.
В Листвянке можно посетить:
- Музей озера Байкал, где, помимо исторических данных об озере, вы познакомитесь с живыми экспонатами, обитающими в нем.
- Дендрарий с видом на Байкал, оснащенный площадками для прогулок круглый год.
- Нерпентарий, в котором вы увидите дрессированных байкальских тюленей.
- Камень Черского. Это вершина горы с беседкой и смотровой площадкой. Назвали ее в честь геолога, который исследовал Байкал. С этой смотровой площадки можно увидеть вершины хребта Хамар-Дабан, исток Ангары, порт Байкал, листвянскую пристань, судоверфь и белеющую Байкальскую обсерваторию.
- Зоопарк в усадьбе «У медведей».
- Музей «Куклы современного искусства».
- «Ретро-парк» Осиповых.
- Сувенирный и рыбный рынки.
- Центр ездовых собак.
- Вакуумный телескоп.
- Помимо всего этого, в Листвянке есть горнолыжная трасса.
Большое Голоустное
Поселок Большое Голоустное находится на западном берегу Байкала. Он был основан в 17 веке, возле причала. Он получил свое название от реки, которая протекает здесь. Река Голоустная взяла начало со склона Приморского хребта и, сделав петлю в 120 км, впала в Байкал. При этом она имеет 8 русел, но на сегодняшний день вода течет лишь по трем.
К достопримечательностям поселка относится:
- Сухое озеро. Это необычное озеро один раз в пять лет наполняется родниковой водой. В остальное время оно либо совсем высыхает, либо уровень воды бывает совсем низким.
- Древние пещеры.
- Ушканья падь.
- Охотничья пещера. Это огромный подземный мир, с колодцами, полостями и залами, украшенными кальцитовыми натеками.
На данный момент в Голоустном имеется большое количество туристических баз. Огромным плюсом зимнего отдыха на Байкале является и то, что из Большого Голоустного можно легко добраться до бухты Песчаной по ледяному Байкалу.
Зеленый мыс
Одно из самых красивейших мест Байкала - это Зеленый мыс. Он со всех сторон окружен рекой Ангарой.
Воздух здесь потрясающий. Он обладает характерным запахом грозы, это говорит о том, что он очень ионизирован. Соответственно, и очень полезен. Леса здесь смешанные. В них произрастают осины и березы, сосны и ели. Зеленый мыс - это отличное место для прогулок вдоль Ангары.
Поселок Сахюрте
Этот поселок находится на берегу пролива Ольхонские ворота. Именно здесь находятся Тажеранские степи. Здесь же можно посмотреть на достопримечательности Малого моря. Как раз в этом месте Байкала под толщей прозрачного льда можно наблюдать за подводной жизнью. Лед здесь чистый и прозрачный, складывается ощущение, что смотришь сквозь стекло в огромный аквариум. Это становится возможным благодаря тому, что сильный Сарминский ветер сдувает снег с поверхности озера.
Поселок Шаманка
Поселок Шаманка расположен вдоль реки Иркут. Его окружает прекрасный кедрово-сосновый бор. Зимой это место похоже на сказку. Морозный воздух, тишина и хруст снега под ногами вызывают ни с чем несравнимые ощущения.
Здесь же вы увидите длинный подвесной мост, который ведет к поселку. Его длина составляет больше ста метров. Если попадете в поселок Шаманка, обязательно посетите магазин в центре и отведайте вкуснейшую местную выпечку.
Аршан
Это то место, которое обязательно стоит посетить. Здесь находится ущелье, получившее известность благодаря высоким каньонам. По ним непременно стоит прогуляться. А еще - небольшой водопад и знаменитая минеральная вода.
Чем заняться на Байкале зимой
Теперь расскажем о том, чем же, кроме прогулок, можно заняться туристам, решившим отдохнуть на Байкале зимой. Что ждет их?
Нужно отметить, что досуг для путешественников, которые приобретают туры на Байкал зимой, организован на высшем уровне. Здесь предусмотрно все.
Базы отдыха на Байкале зимой работают в полной мере, встречая и развлекая своих гостей. Итак, какие виды отдыха распространены на зимнем Байкале?
Подледный дайвиг
Это занятие подходит для любителей экстремального отдыха. Оно позволяет посмотреть на подводную жизнь изнутри и понаблюдать за обитателями глубин.
Подо льдом находятся своеобразные «пещеры», которые позволяют свободно передвигаться.
А наиболее сильные эмоции вы испытаете, когда посмотрите вверх и увидите, как над вами ходят люди и ездят машины.
Рыбалка
Рыбалка на Байкале зимой непременно порадует любого рыбака - как новичка, так и любителя. Все дело в том, что такое обилие различных видов рыбы редко где встретишь. Их там более 50. Согласитесь, повод, чтобы порыбачить. К тому же здесь водится омуль. Эта рыба уже стала практически визитной карточкой Байкала. Помимо него, здесь можно поймать щуку, хариуса, сигу и т. д.
Большей популярностью среди рыбаков пользуется Малое море. Местные знатоки охотно покажут вам лучшие места.
Сначала нужно просверлить лунку. Это процесс непростой, так как лед достаточно толстый. А потом рядом с лункой нужно сделать маленькое углубление, заполнить водой и мормышем. Мормыш сам отправляется в лунку и служит наживкой для омуля. Некоторые профессионалы ловят омуля лежа, вглядываясь в глубину.
Рыбная ловля на Байкале зимой не только принесет вам удовольствие от процесса, но и непременно порадует результатом. Вы сможете попробовать «расколотку».
Расколотка - это омуль, которого после поимки оставляют на льду замерзать, а затем оборачивают полотенцем и разбивают молотком или топором. Затем рыбу просто макают в соль и перец и едят.
Езда на собачьих упряжках
Одним из самых распространенных развлечений на Байкале является поездка на ездовых собаках. Туристы могут сами обучиться управлению упряжкой.
Центром ездового спорта называют Листвянку. Там на данный момент насчитывается примерно четыре десятка ездовых собак. Трасса проходит через тайгу и берег Байкала. Она несложная, поэтому любой спокойно доберется в пункт назначения. Конечная точка - это база отдыха «Приют старателей», там осуществляется ночевка. А затем - отправление обратно в Листвянку.
Сплав на льдине
А замерзает ли Байкал зимой? Незамерзающая река Ангара - это еще одно экстремальное развлечение. Любители острых ощущений могут отправиться в поселок Листвянка в феврале и опробовать на прочность специально выпиленный кусок байкальского льда.
Этот лед опускают на реку и отправляют путешественников в плавание. Перед этим необходимо надеть спасательные жилеты.
Горнолыжный отдых
Многие турбазы на Байкале зимой могут предложить своим гостям этот вид отдыха.
Например, курорт «Гора Соболиная» на Хамар-Дабане. Здесь на высоте в тысячу метров находится отличный горнолыжный комплекс.
Любителей горных спусков обязательно порадует наличие 11 различных трасс и семи подъемников. Еще там же, на Хамар-Дабане, есть гора Мамай. Здесь большое количество снега и нет трасс, что, конечно, радует любителей фрирайда.
Горнолыжный центр "Истлэнд". Здесь три трассы для спуска на лыжах и одна для саней. А для любителей сноуборда есть и свой парк. Для новичков есть инструкторы. А также имеется прокат снаряжения.
Минеральные источники
Свойства минеральных вод Аршана известны многим. В них содержится мало кремния и железа и совсем нет вредных примесей.
Обязательно стоит посетить поселок Жемчуг. Здесь много минеральных источников, богатых полезными элементами.
Горячие источники Байкала зимой - это прекраснейшее дополнение к вашему отдыху. Здесь они в некотором роде уникальны. Отдых на Байкале зимой - это еще и возможность воспользоваться их целебными свойствами при наличии различных заболеваний. Температура в них не опускается ниже 37 гр. Тут же есть специально предназначенная для отдыхающих водолечебница.
«Научный» отдых
Если вы устали от активного отдыха или просто не его сторонник, то можно поехать в поселок Бадары. Там находится один из самых больших в мире телескопов - сибирский солнечный радиотелескоп. Через него можно отследить активные солнечные образования.
А в поселке Листвянка вы сможете понаблюдать за небесными объектами. Именно там находится Байкальская астрофизическая обсерватория РАН.
Езда на воздушной подушке
Если вы жаждете приключений, то хивус (судно на воздушной подушке) - именно то, что вам нужно. Так как он вездеходен, то не требуется составление определенного маршрута.
Туры на автомобилях
Туры на внедорожниках по льду позволяют значительно сократить время, потраченное на дорогу в теплый период. Вы не только сможете добраться в самые укромные уголки Байкала, но и полноценно насладитесь пейзажем из окон джипа.
Как раз именно зимой, передвигаясь по льду на Байкале, можно всего за два дня осмотреть многие достопримечательности Малого моря, посетить скалы Шаманки и остров Ольхон, мыс Хобой и еще много чего.
Вертолётная прогулка
Сейчас очень популярной считается вертолетная экскурсия. Длится она два-три часа. Вертолет вмещает в себя трех пассажиров. Во время нее вы сможете полюбоваться на красоту ледяного Байкала и пофотографировать ландшафты. По желанию клиентов можно совершить несколько посадок в разных местах - для того, чтобы посмотреть на достопримечательности.
Итоги
Мы перечислили основные виды отдыха на зимнем Байкале. Это, конечно же, не все. При желании можно туда добавить охоту, отдых в бане, катание на снегоходах и коньках, прогулки на лошадях по тайге и так далее. Просто неограниченные возможности. По своему желанию вы можете выбрать или оздоровительно-познавательный отдых, или экстремально-активный.
Вы получите массу впечатлений. Равнодушным не останется никто. Созерцание прекрасной природы вокруг дает восхитительное ощущение умиротворения.
Все перечисленное можно отнести к плюсам. Что касается минусов, то их немного, и по большей части они зависят от самого человека. Не стоит недооценивать сибирские морозы. Тайга зимой достаточно сурова. И если вы не готовы терпеть холод, то ехать вам туда не рекомендуется. Не нужно пренебрегать помощью проводников. Они обязательно должны быть рядом при езде на снегоходах или в собачьих упряжках. Не отправляйтесь в путь без их сопровождения.
Помните, что, если вы решили отправиться на одиночную прогулку в тайгу, то рискуете столкнуться с дикими животными, что очень опасно. Соблюдайте технику безопасности и внимательно слушайте инструкторов.
Если вы не уверены в себе, то не нужно выбирать экстремальные виды отдыха. Наслаждайтесь спокойными. Но в любом случае, если вам представилась возможность побывать на озере Байкал зимой, фото которого получаются просто потрясающими, то не стоит от нее отказываться. Вы обязательно оцените это великолепное место и захотите вернуться сюда снова, чтобы еще разок взглянуть на эту красоту. Можно долго рассказывать о красотах зимнего Байкала, но увидеть их - совсем другое дело.
Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?
— В районе мыса Большой Кадильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.
До какой высоты могут образовываться ледяные наплески?
— На наветренных сторонах скал до 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покры- ваются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.
Замерзает ли весь Байкал?
— Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 15-20 км протяженностью, участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой его поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0° С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзшими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной-6-6,5 месяца.
Как влияет снеговой покров на толщину льда?
— По наблюдениям Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, зимой 1869/70 г. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда 1 м; при 1-10 см-86 см; при 11-20 см-80 см; при 21-40 см-77 см; при 41-60 см-60 см; при 61-80 см- 58 см.
Это важно знать автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.
Как зимой берут воду на Байкале?
— Над прорубью, из которой постоянно берут воду, устанавливают деревянный сруб с крышкой. Это устройство предохраняет прорубь от быстрого и глубокого промерзания и защищает ее от заноса снегом.
Как обнаружить пропарины?
— Открытые пропарины- полыньи-видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада и припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.
Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет назад и каковы они в настоящее время?
— С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжи- тельность ледового покрова сокращается. В 1869 г. в районе с.Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870г.-2 января, а в 1877г.-14 декабря; вскрылся в 1869г. 8 мая, в 1870г.-13-15 мая, в 1879г.- 26 мая. За последние десятилетия крайние сроки замерзания озера 6 февраля (при средней дате 9 января), крайние сроки вскрытия 17 апреля (при средней дате 4 мая).
Какова «грузоподъемность» льда?
— Грузы весом до 15 т могут перевозиться при толщине льда 50 см, более тяжелые грузы-при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличивать на 20%, а при мокрых трещинах-на 50%. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа. На лед укладывались на бревнах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентрированного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.
Какова мощность снегового покрова на Байкале?
— Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега лед почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегового покрова возрастает и может достигать 80-100 см.
Какова наибольшая толщина льда?
— Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные или малоснежные зимы, то он прозрачен, и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.
Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?
— Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20° С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительное влияние оказывает снежный покров
Когда замерзает озеро?
— В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т. е. на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственичном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.
Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»?
— Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочисленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при более значительном охлаждении-сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.
Куда девается снег с поверхности льда Байкала?
— В течение зимы и весны снег большей частью испаряется, а оставшийся тает. Талая вода пропитывает лед, и он быстрее разрушается.
Почему молодой лед прочнее старого (осенний - весеннего)?
— Молодой лед обычно без трещин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый, молодой лед толщиной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду-ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже на третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тяги, а на восьмой-девятый-автотранспорта. Однако в настоящее время вследствие загрязнения воды и льда его прочность снизилась.
Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда- расчленение его под действием солнечного тепла в не связанные между собой иглоподобные кристаллы-шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда как бы обособленны. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляется, и ледовый покров исчезает.
Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?
— Крутые, особенно скалистые берега отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.
Осталось совсем немного времени до момента, когда на Байкале встанет лёд и заливы Малого моря превратятся в невероятной красоты ледяной мир с зеркальной гладью и уникальными гротами. Кинорежиссер и фотограф Николай Тарханов рассказал The Village, как увидеть эту красоту вблизи, совершив путешествие по льду Байкала на велосипеде. И что нужно предусмотреть, чтобы сделать экстремальную поездку максимально безопасной.
Когда мы молча поехали в сторону цивилизации , наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?
Идея проехать по льду Малого моря на велосипеде появилась после того, как на один из дней рождения подарил себе горный велосипед. И однажды, 4 января 2011 года, не раздумывая, набираю номер друга детства, с которым нас объединяют больше сорока лет дружбы, и говорю: «Игорь, я завтра утром еду на Ольхон. На велосипеде. Ты со мной?»
Следующим утром мы загрузили два велосипеда в багажник машины и двинули на МРС. С утра приморозило, но в машине тепло, и поэтому как-то внимание на температуру за бортом не обратили. А надо было бы. На Малое море приехали примерно в час дня, прикрутили к велам колёса, взяли рюкзаки - и вперёд.
Первые несколько километров просто пела душа. Начало года, молодой лёд, чуть припорошенный куржаком, погода около минус двадцати «с хвостиком», впереди около недели выходных и баня, которая ждёт по приезду на Ольхон.
Эта щенячья радость закончилась, когда мы на скорости около 20 км/ч буквально вылетели на чистый лёд. Вот с этого места первой мыслью было: «А чего же мы не купили шиппованую резину?» Я и мой приятель на тот момент были полными дилетантами по зимним ледовым поездкам - о шипах никто и не подумал.
Чихнул - упал . Резко дёрнул руль - упал. Чтобы повернуть «вон туда», закладывай вираж метров в 100
Сложность езды по чистому льду без шипов состоит в том, что лёд - он скользкий. И холодный. А резина при -20 становится совсем пластиковой. И чтобы повернуть «вон туда», надо закладывать вираж метров в 100. Чихнул - упал. Резко дёрнул руль - упал. Через несколько километров реально вымотались и решили на одном из мысов Ольхона немного отдохнуть, выпить чая, перекусить. Было около пяти вечера и к этому моменту мы проехали примерно 8 км за 3,5 часа.
Плавно подступил закат. А вместе с ним и похолодание. Мы двинулись дальше, и скоро стало понятно, что температура упала до минус тридцати или даже ниже. Смазка во всех крутящихся элементов байков попросту начала замерзать. Чтобы было понятно, что это такое: это когда с горки с приличным уклоном ты едешь со скростью пять км/ч и как будто в крутую горку. Полтора или километра от берега до Хадайской горы мы преодолевали, наверное, около часа. Стемнело. Включили фонари, но аккумуляторы через полчаса замёрзли, и дальнейшее движение мы продолжали в полной темноте. Мороз. Ночь. Бескрайнее звёздное небо. И скорость движения - пара километров в час. Было принято решение: «звонок другу». Когда в начале десятого мы кое-как загрузились в «буханку» и молча поехали в сторону цивилизации, наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?
О поломках в пути
Наутро мышцы болели так, как никогда прежде. Болело всё. Мы решили доехать до усадьбы Бенчаровых, и что это была за поездка: сидеть на веле было невозможно. Крутить педали - на грани возможного. Держать руль - почти чудо.
Добравшись до усадьбы, зашли выпить чаю. Минут через десять в столовую заходит Никита Бенчаров, здоровается, спрашивает, где я поставил машину, и начинает хохотать, когда узнаёт, что это мы и есть те два дурака на велосипедах ночью, о которых ему несколько раз вечером рассказали водители, которым мы попадались по пути.
Было совершенно понятно, что обратно своим ходом мы не доедем. Поэтому снова «звонок другу», и Игорь Шрамко доставил нас до паромной переправы. Пару-тройку километров до материка мы доехали только потому, что это был путь домой.
После приезда мы с товарищем провели планёрку, сделали кучу выводов, и, так как задача проезда по льду от МРС до Хужира так и не была решена, нашли ещё двух энтузиастов из числа близких друзей. Купили в одном английском интернет-магазине отличную шипованную четырёхрядку, и первого апреля у нас был заезд номер два. Тогда мы и сделали то, что хотели.
Да, было уже труднее ехать, так как апрельский лёд - совсем не то, что январский. Да было трудно тащить сотни метров через гряды торосов велосипеды на себе, да, несколько финальных километров обратного пути мы снова ехали только на энтузиазме. Но, выехав 1 апреля в 13.30 со стороны материка, мы в одиннадцатом часу вечера прибыли в Хужир и утром двинулись обратно, суммарно проехав ровно 100 км. Испытав на обратном пути такую эйфорию, что тут же было принято решение повторить эту поездку на будущий год, по молодому льду.
Третья поездка состоялась только в 2017-м: я попал в дтп и три года с помощью ходьбы и велосипеда терпеливо восстанавливался. Было начало февраля. Мы с другом и единомышленником Игорем и его племянником Максимом выехали пораньше, взяли с собой рюкзаки поменьше (в первую везти на плечах 23 кг было очень утомительно). И в этот раз у меня была ещё одна задача: ехать медленнее, чтобы от МРС до Хужира поискать интересные гроты, которые можно будет поснимать во время двух фотокурсов, которые были назначены на февраль и март.
Лед был идеальный - километры зеркала. И местами складывалось впечатление, что ты не едешь, а летишь над водой. В начале десятого вечера заехали на берег острова на пристани Хужира. И на обратном пути все совпало. Погода. Попутный ветер. Прозрачные поля льда и почти полное отсутствие торосов, которые мы проходили, не спешиваясь. Местами четырёхрядная шиповка давала возможность ехать со скоростью под 30 км/ч! В эту поездку Байкал нам подарил многое. Впечатления. Пейзажи. Тёплое февральское солнце. Около 100 км пути. Песни льда. И полное ощущение полёта.
Поеду ли я снова? Да, при первой же возможности поеду. Я знаю, что у меня есть надёжные друзья, которые поддержат в самых безбашенных идеях. Я знаю, что такое ехать по прозрачному льду толщиной 30, 50, 70 см. Ощущение, которое сложно сравнить с чем-то другим.
Вам точно понадобятся жирный крем для лица и балаклава, тёмные очки, шипованная обувь или шипованные насадки на обувь - это повысит комфорт пешего передвижения по открытому льду.
Термобелье и максимально теплая одежда, чтобы мышцы ног не переохлаждались. Пара шапок - потеплее и полегче. Погода на Байкале может измениться даже в течение дня.
Наколенники. Когда вы в поисках классного кадра ползаете по льду, то в порыве творчества можете не заметить переохлаждения.
Один или два туристических коврика. На остановках они вам ой как пригодятся.
Планируйте график без фанатизма, если нет опыта, и начинайте движение по льду с начала светового дня. Расстояние от МРС до Хужира (по разным траекториям) около 50 км. И если вы выехали днём в комфортные -15 гразусов, то к вечеру может вполне быть -30. Кататься по льду можно и в морозы. Но обязательно уточнять толщину льда. Движение по весеннему льду более энергоёмкое. Лёд не такой ровный, и физических усилий требуется больше.
Если при движении по льду Малого моря понимаете, что погода начинает меняться, к примеру, начинается Сарма, то лучше передвигаться ближе к мысам. Обязательно в процессе езды периодически спешиваться и проходить сотню-другую шагов пешком для стабилизации кровообращения.
Узнайте и запишите номера телефонов людей, которые могут с материка и с острова к вам подъехать. Сообщите своим знакомым, что вы собрались прокатиться по льду. И реально оценивайте физическое состояние, свое и ваших единомышленников. Желание сделать селфи покорителя ледяной пустыни - не тот повод, ради которого стоит затевать такую поездку.