Конвенция оон о международных смешанных перевозках грузов. Имплементация конвенции организации объединенных наций против коррупции Ратификация Конвенции Российской Федерацией
Конвенция ООН является сбалансированным и системным документом, который лег в основу развития законодательства и конкретных мер в деле противодействия коррупции как на международном, так и на отечественном уровне.
В Конвенции содержится также одно новое принципиальное положение, которое требует, чтобы государства-члены возвращали средства, полученные с помощью коррупции, в ту страну, из которой они были украдены. Эти положения – первые в своем роде – провозглашают новый фундаментальный принцип, а также закладывают основу для более активного сотрудничества между государствами в целях предотвращения и выявления коррупции, а также возвращения полученных таким образом средств. В будущем у коррумпированных должностных лиц будет меньше возможностей прятать свои незаконные доходы. Это особенно важны вопрос для других развивающихся стран, где коррумпированные высокопоставленные должностные лица расхищают национальные богатства, а новые правительства остро нуждаются в средствах на восстановление и реконструкцию страны».
Цели Конвенции, сформулированные в первой главе «Общие положения», заключаются в следующем:
а) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;
б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;
в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.
Во второй главе «Меры по предупреждению коррупции» содержатся ряд важных положений, касающихся политики и практики предупреждения и противодействия коррупции, органов, обеспечивающих предупреждение и противодействие, мер стимулирования в публичном секторе, кодексов поведения публичных должностных лиц, публичных закупок и управления публичными финансами, публичной отчетности, мер в отношении судебных органов и органов прокуратуры, мер в отношении деятельности сфер бизнеса (частного сектора), мер по активному участию гражданского общества и отдельных лиц в деле предупреждения и борьбы с коррупцией, а также мер по отмыванию денежных средств.
Глава третья «Криминализация и правоохранительная деятельность» посвящена следующим вопросам: подкупу национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищению, неправомерному присвоению или иному нецелевому использованию имущества публичным должностных лицом; злоупотреблению влиянием в корыстных целях и злоупотреблению служебным положением; незаконному обогащению; подкупу в частном секторе и хищению имущества в частом секторе; отмыванию доходов от преступлений и их сокрытию; воспрепятствованию осуществлению правосудия; ответственности юридических лиц; участию и покушению; осознанию, намерению и умыслу как элементам преступления; сроку давности, преследованию, вынесению судебного решения и санкции; приостановлению операций (замораживание), аресту и конфискации; защите свидетелей, экспертов и потерпевших; защите лиц, сообщающих информацию, последствиям коррупционных деяний, компенсации ущерба, специализированным органам, направленным на борьбу с коррупцией с помощью правоохранительных мер; сотрудничеству с правоохранительными органами, сотрудничеству между национальными органами, сотрудничеству между национальными органами и частным сектором; банковской тайне; сведениям о судимости; юрисдикции в отношении преступлений.
Здесь следует отметить, что некоторые нормы Конвенции до настоящего времени не ратифицированы Российской Федерацией. Прежде всего, это статья 20 «Незаконное обогащение», которая звучит следующим образом: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Транснациональный характер коррупции потребовал появления в Конвенции главы «Международное сотрудничество» (глава четвертая). Данная глава дает возможность Государствам-участницам оказания друг другу содействия в расследовании и производстве по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией.
Содействие предполагает разрешение выдачи какого-либо лица в связи с любым из преступлений, возможность заключения двухсторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о передаче лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы за коррупционные преступления; оказание Государствами-участниками друг другу самой широкой взаимной правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями в коррупционной сфере; рассмотрение Государствами-участниками возможности взаимной передачи производства в целях уголовного преследования в связи с коррупционным преступлением, тесного сотрудничества друг с другом, действия сообразно своим внутренним правовым и административным системам в целях повышения эффективности правоприменительных мер для борьбы с преступлениями; рассмотрение возможностей заключения двухсторонних или многосторонних соглашений или договоренностей, в силу которых в связи с делами, являющимися предметом расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства в одном или нескольких государствах, заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных расследований; разрешение надлежащего использования компетентными органами контролируемых поставок и в тех случаях, когда считает это уместным; использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции на своей территории, а также с тем чтобы доказательства, собранные с помощью таких методов, допускались в суде.
В пятой главе Конвенции «Меры по возвращению активов» рассматриваются нормы по предупреждению и выявлению переводов доходов от преступлений, меры для непосредственного возвращения имущества, механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации, международное сотрудничество в целях конфискации, специальное сотрудничество, возращение активов и распоряжение ими, создание подразделений для сбора оперативной финансовой информации, двусторонние и многосторонние договоренности.
Для эффективной работы в деле предупреждения и противодействия коррупции требуется профессиональная подготовка кадрового состава специалистов и разносторонняя информация о преступлениях в сфере коррупции. Этим вопросам посвящена глава шестая «Техническая помощь и обмен информацией», в которой представлены требования о необходимости разработки, осуществления или совершенствования конкретных программ подготовки персонала, несущего ответственность за предупреждение коррупции и борьбу с ней. При этом Государства- участники, с учетом своих возможностей, рассматривают вопрос о предоставлении друг другу самой широкой технической помощи, особенно в интересах развивающихся стран, в связи с их соответствующими планами и программами по борьбе с коррупцией, включая материальную поддержку и подготовку кадров, а также подготовку кадров и оказание помощи и взаимный обмен соответствующим опытом и специальными знаниями, что будет способствовать международному сотрудничеству между Государствами- участниками по вопросам выдачи причастных к преступлениям и взаимной правовой помощи.
В рамках обеспечения реализации Конвенции предлагается учреждение Конвенции государств-участников Конвенции (глава седьмая Конвенции «Механизмы осуществления»). Конвенция созывается Генеральным секретарем, принимает правила процедуры и правила, регулирующие осуществление видов деятельности по существу, в том числе правила, касающиеся допуска и участия наблюдателей и оплаты расходов, понесенных при осуществлении этих видов деятельности.
Государства – участники представляют Конвенции информацию о своих программах, планах и практике, а также о законодательных и административных мерах, направленных на осуществление Конвенции, она изучает вопрос о наиболее эффективных путях получения такой информации и принятия решений. Деятельность Конвенции обеспечивает Секретариат.
Конвенция ООН против коррупции ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 года №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».
Документы, принятые на международном уровне, в том числе принятые на уровне ООН, послужили серьезной основой для становления и развития законодательной базы во многих государствах, в том числе подготовленных в рамках различных межнациональных блоков и содружеств.
Зачастую в силу рекомендательного характера документов и различия в правовых нормах не представляется возможным использование рекомендаций ООН в законодательствах государств, правоприменение их на практике и, как результат, - неоправданные ожидания и не всегда эффективный результат решения проблем в коррупционной сфере.
Способствует снятию обозначенных проблем деятельность по формированию правового поля на уровне международных содружеств различных стран, в частности Содружества Независимых Государств (СНГ).
Во время существования Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ принято более 200 модельных законов, при этом около 50 посвящены проблемам безопасности, борьбе с преступностью, строительству и полномочиям правоохранительных органов.
В сфере противодействия коррупции на уровне СНГ подготовлен ряд документов, в том числе:
Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью;
Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем»;
Модельный закон «О борьбе с коррупцией»;
Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике».
Важнейшим событием укрепления международно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание в г. Мериде (Мексика) с 9 по 11 декабря 2003 г. Конвенции ООН против коррупции (вступила в силу 14 декабря 2005 года).
Активная работа по разработке настоящей Конвенции началась сразу же после принятия другой глобальной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Специальный комитет получил соответствующий мандат на разработку международно-правового документа против коррупции на основании резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 55/61 от 4 декабря 2000 г. и 55/260 от 31 января 2002 г.
В соответствии с полученным мандатом Специальный комитет организовал проведение семи сессий, в ходе которых ее участникам удалось наметить основные контуры и структуру новой конвенции, определиться по главным понятиям и инструментам ее реализации, а также выработать соответствующие механизмы контроля.
Структура новой Конвенции традиционна для международных документов подобного рода. Она состоит из преамбулы и восьми глав, каждая из которых посвящена самостоятельным аспектам борьбы с коррупцией.
В преамбуле описываются негативные последствия от коррупции, ее влияние на различные институты государственной власти, уровень социально-экономического развития стран, социальные и демократические ценности, сделан анализ существования тесной корреляции между коррупцией и иными формами организованной преступности, указаны международно-правовые источники, послужившие основой для подготовки этой Конвенции.
Глава 1 названа Общие положения и включает в себя нормы, раскрывающие цели настоящей Конвенции, а также содержащие довольно объемный понятийный аппарат.
Целями Конвенции ООН против коррупции являются: а) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; в) поощрение честности, неподкупности, ответственности и надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.
Глава 2 названа Меры по предупреждению коррупции и занимает центральное место в самой Конвенции. В этом разделе впервые на столь высоком международном уровне сделана попытка определить существо и содержание политики предупреждения и противодействия коррупции. В отличие от набора отдельных мер, направленных против коррупции, политика предупреждения и противодействия коррупции подразумевает активное государственное участие и является более точным и всеобъемлющим инструментом в борьбе с этим общественно-опасным явлением.
Конвенция содержит механизм предупреждения возникновения коллизии интересов. Данной цели служит установленная для публичных должностных лиц обязанность подавать декларацию о своих финансовых интересах и источниках доходов и в необходимых случаях публиковать эти сведения в средствах массовой информации.
Тем же целям - предотвращению конфликта интересов - служат положения Конвенции о порядке принятия и издания кодекса поведения публичных должностных лиц (стандартов поведения). Отдельные основополагающие принципы таких стандартов должны учитываться странами-участницами при разработке своего законодательства.
Конвенция ООН против коррупции рекомендует странам-участникам выделить специальный уполномоченный орган по предупреждению и борьбе с коррупцией, и сообщить о принятом решении Генеральному секретарю ООН. На такой государственный орган, исходя из требований Конвенции, должны быть возложены надзорные и координирующие функции в сфере осуществления государственной политики по противодействию коррупции.
В главе 3 Криминализация и правоохранительная деятельность квалифицируются: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; отмывание доходов от преступлений; воспрепятствование осуществлению правосудия; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение (увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может должным образом объяснить); хищение имущества в частном секторе; сокрытие или неправомерное задержание имущества, если известно, что такое имущество получено в результате совершения преступлений, признанных таковыми Конвенцией.
Ключевое место в конвенции занимают составы о подкупе национальных и иностранных публичных должностных лиц. Конструкции этих составов преступлений объединены рядом признаков. Так, объективная сторона преступления, выражающаяся в активном подкупе, проявляется прежде всего в обещании, предложении и предоставлении инициатором взятки публичным должностным лицам каких-либо неправомерных преимуществ. Пассивный подкуп связывается с вымогательством либо принятием публичными должностными лицами неправомерных преимуществ.
ООН призывает государства-участники международных отношений к активному сотрудничеству в борьбе с коррупцией, в том числе к оказанию технической помощи в расследовании фактов коррупции и возвращении финансовых средств, полученных в результате коррупционных операций, в страны, которым они принадлежат. Регулированию этих отношений посвящена почти половина объема текста Конвенции (глава 4 Международное сотрудничество и глава 6 Техническая помощь и обмен информацией).
Глава V Меры по возвращению активов содержит требование о возвращении государствами денежных средств и других активов, полученных путем коррупции, в страну, из которой они были похищены.
Конвенция содержит положения, обязывающие государства принимать меры по предупреждению и выявлению переводов преступных доходов. Статья 52 требует от государств-участников осуществлять более жесткие, чем обычно, меры контроля в отношении счетов, которые пытаются открыть или которые ведутся лицами, обладающими или обладавшими значительными государственными полномочиями, членами их семей и тесно связанными с ними партнерами.
В статье 53 устанавливается режим непосредственного возвращения активов. Каждое государство-участник в соответствии со своим внутренним законодательством принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы: а) разрешить другому государству-участнику предъявлять в свои суды гражданские иски об установлении права собственности на имущество, приобретенное в результате совершения какого-либо из преступлений; б) позволить своим судам предписывать тем лицам, которые совершили преступления, выплату компенсации или возмещения убытков государству, которому был причинен ущерб; с) позволить своим судам или компетентным органам при вынесении решений о конфискации признавать требования другого государства как законного собственника имущества, приобретенного в результате совершения какого-либо из преступлений.
В статьях 54 и 55 предусматривается режим международного сотрудничества в вопросах конфискации. Согласно этому режиму государство-участник, получившее просьбу другого государства-участника о проведении конфискации, должно выбрать, насколько это допускается в рамках его внутренней правовой системы, один из следующих двух вариантов действий: запрашиваемое государство-участник должно либо направить эту просьбу своим компетентным органам с целью получения постановления о конфискации и, в случае вынесения такого постановления, привести его в исполнение либо непосредственно направить своим компетентным органам постановление о конфискации, вынесенное судом на территории запрашивающего государства-участника с целью его исполнения в том объеме, который указан в просьбе.
В целях еще большего облегчения сотрудничества в статью 55 включены указания относительно того, что должно входить в просьбу о конфискации (пункт 3 статьи 55), а также критерии отказа в сотрудничестве (пункт 7 статьи 55). Согласно этой статье, в сотрудничестве может быть отказано если запрашиваемое государство- участник не получает своевременно достаточных доказательств.
До настоящего момента Конвенцию подписали 140 стран, а 46 государств мира провели ее ратификацию.
Управление ООН по наркотикам и преступности играет ведущую роль в оказании странам поддержки в эффективном осуществлении Конвенции. Оно помогает странам совершенствовать внутренние режимы противодействия коррупции, обеспечивать создание институтов, которые могут предупреждать наиболее распространенные виды коррупции и наказывать за нее, осуществлять международное сотрудничество для предания виновных правосудию, выявления активов, похищенных из государственной казны, и возвращения этих активов в страны их происхождения.
Управление оказывает странам содействие в разработке стратегий по борьбе с коррупцией, реализации профилактических мероприятий и создании учреждений, необходимых для эффективной борьбы с коррупцией
В своей резолюции 59/242 от 22 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея обратилась ко всем государствам-членам и компетентным региональным организациям экономической интеграции с предложением как можно скорее подписать, ратифицировать и полностью выполнять Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, с тем чтобы обеспечить ее скорейшее вступление в силу; рекомендовала всем правительствам предупреждать коррупцию во всех ее формах, включая подкуп, отмывание денег и перевод незаконно приобретенных активов, бороться с ней и устанавливать за нее уголовную ответственность, а также добиваться оперативного возвращения таких активов посредством принятия мер по возвращению активов в соответствии с принципами Конвенции, в частности с главой V; призвала далее развивать международное сотрудничество, в частности по линии системы Организации Объединенных Наций, в поддержку национальных, субрегиональных и региональных усилий по предупреждению коррупции и перевода активов незаконного происхождения и борьбы с этими явлениями; рекомендовала государствам-членам выделять Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) адекватные финансовые и людские ресурсы, а также рекомендовала государствам-членам, соответствующим международным организациям и ЮНОДК обеспечить широкое освещение 9 декабря как Международного дня борьбы с коррупцией, установленного Генеральной Ассамблеей.
В соответствии с проектом федерального закона О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции Российская Федерация ратифицирует Конвенцию с заявлениями.
В частности, в отношении ряда положений, касающихся юрисдикции, правовой помощи и международного сотрудничества в целях конфискации (статьи 42, 46 и 55 Конвенции), возможны разные варианты исполнения государствами - участниками своих обязательств. В связи с этим в подготовленном проекте федерального закона о ратификации Конвенции имеются соответствующие заявления.
Кроме того, продолжая принципиальную линию на обеспечение неотвратимости ответственности преступников и по аналогии с заявлениями, сделанными Российской Федерацией при ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, предлагается сделать заявление о недопустимости злоупотребления применением положений Конвенции, предусматривающих возможность отказа в выдаче по основаниям, указанным в пункте 15 статьи 44 Конвенции.
11 ноября 1990 года вступила в силу Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ .
Конвенция была принята 19 декабря 1988 года Организацией Объединенных Наций (ООН) на проходившей в Вене Конференции полномочных представителей 106 стран-членов ООН, в том числе СССР. Советский Союз ратифицировал Конвенцию 9 октября 1990 года. Для СССР Конвенция вступила в силу 17 апреля 1991 года.
Первым международным договором в области борьбы с незаконным наркооборотом была Гаагская конвенция 1912 года, установившая, что производство, продажа и использование наркотиков должны ограничиваться законом и производиться исключительно в медицинских целях. В последующие годы были приняты еще девять международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Одним из важнейших актов является Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 года.
Для унификации международных договоров (за исключением Конвенции 1936 года) в 1961 году ООН приняла Единую конвенцию о наркотических средствах, а в 1971 году, в целях правового регулирования борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, была принята Конвенция о психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на государства обязательства устанавливать наказание в виде лишения свободы за все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера. На сегодняшний день она является основополагающим документом, на базе которого страны-участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере.
Принятие этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международного сотрудничества.
Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В документе определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам.
Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, в том числе организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
Конвенция не исключает какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой любой стороной в соответствии с ее национальным законодательством. Особо подчеркивается, что при осуществлении своих обязательств по данной Конвенции стороны принимают необходимые меры, в т. ч. организационного и законодательного характера, соответствующие основополагающим статьям своих внутренних законодательных систем.
Участники Конвенции могут предоставлять друг другу самую широкую форму взаимной юридической помощи, рассматривать возможность взаимной передачи материалов для уголовного преследования правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, если такая передача отвечает интересам надлежащего отправления правосудия.
В отличие от положений Конвенций 1961 и 1971 годов, где подробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, в Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля: предполагается, что правительства для претворения в жизнь этих общих положений должны разработать собственные конкретные меры контроля.
Важным положением Конвенции является установление контроля за прекурсорами (вещества, которые используются при изготовлении наркотиков).
Одним из главных пунктов Конвенции является определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок и предписывает государствам принимать все необходимые меры по предупреждению незаконного производства наркотиков.
В соответствии с Конвенцией 1988 года государства-участники согласились модернизировать свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами; облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками; предотвращать незаконные пересылки по почте; установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.
Впервые в международной практике Конвенцией предусмотрены контролируемые поставки, представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором допускается ввоз (вывоз, провоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных служб с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.
В совокупности с Конвенциями 1961 и 1971 годов, Конвенция 1988 года поддержана международным сообществом и на их базе осуществляется взаимодействие между подавляющим большинством государств планеты.
Российская Федерация контролирует оборот наркотических средств и психотропных веществ и устанавливает ответственность за действия в сфере их незаконного оборота в соответствии с международными договорами по этим вопросам. Конвенции ООН были ратифицированы еще Советским Союзом (Протокол 1972 года к Единой конвенции 1961 года был ратифицирован Россией 23 ноября 1995 года).
В целях реализации международных документов в Российской Федерации принят федеральный закон от 8 января 1998 года "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с последующими изменениями).
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 от 31 октября 2003 г. и вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее в числе первых в декабре 2003 г. и ратифицировала 8 марта 2006 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов.
Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе принимают активное участие в работе Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов.
В ходе данных мероприятий обсуждаются передовые методы противодействия коррупции, вопросы предупреждения, выявления и пресечения легализации доходов от преступлений коррупционной направленности, укрепления международного сотрудничества в принятии мер по возвращению активов.
На полях указанных заседаниях обсуждается также работа механизма обзора хода осуществления государствами – участниками положений Конвенции ООН против коррупции в целом, результаты проведенных оценок выполнения странами положений Конвенции ООН против коррупции.
В 2013 году в отношении Российской Федерации завершен первый цикл механизма обзора выполнения глав III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество» Конвенции ООН против коррупции, по итогам которого подготовлен доклад, опубликованный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.
По оценке экспертов ООН, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам.
На 6-ой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции (ноябрь 2015 г.) было объявлено о запуске второго цикла механизма обзора хода осуществления глав II «Меры по предупреждению коррупции» и V «Меры по возвращению активов» Конвенции ООН против коррупции.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках совместного проекта с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) организует обучающие семинары для правительственных экспертов и контактных лиц из различных стран, участвующих в механизме обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции.
Впервые подобный семинар организован в 2012 году. В нем приняли участие представители стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Результаты семинара получили высокую оценку со стороны как его участников, так и со стороны представителей УНП ООН.
Очередной семинар прошел на базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в июне 2013 г. География международного сотрудничества была существенно расширена: обучение прошли 26 правительственных экспертов из 22 стран Европы, СНГ, а также Африки, Азии и Латинской Америки.
В декабре 2014 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с УНП ООН проведены трехдневные региональные обучающие курсы для экспертов, участвующих в обзоре выполнения Конвенции ООН против коррупции. В работе курсов приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, УНП ООН и Всемирного Банка, а также эксперты из Брунея, Ботсваны, Восточного Тимора, Вьетнама, Ирана, Малайзии, Монголии, Казахстана, Танзании, Замбии, Филиппин и Южной Кореи.
Конвенция призвана усилить антикоррупционное сотрудничество на международном уровне. В Конвенции акцентируется внимание на том, что коррупция подрывает развитие, ослабляет демократию, борьбу с организованной преступностью, терроризмом и другими угрозами всеобщей безопасности.
Для подписания Конвенция была открыта 9 декабря 2003 года в Мериде (Мексика) на Политической конференции высокого уровня, созванной специально для этой цели. На продолжавшейся 3 дня конференции Конвенцию подписали около 100 государств. День начала конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией .
В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005 г. - на 90-й день после её ратификации тридцатью участниками.
С целью координации усилий государств-участников Конвенция учредила специальную постоянно действующую Конференцию. Секретарское обслуживание Конференции обеспечивает Генеральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).
Россия
Россия в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003, ратифицировала её в 2006 году (третьей среди стран Большой восьмёрки).
Российскую делегацию на конференции возглавлял заместитель министра иностранных дел А. Ю. Мешков . В своём выступлении он, в частности отметил, что «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями».
Также он сообщил, что «Решением Президента Российской Федерации В. В. Путина в ноябре 2003 года образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, основной задачей которого является определение приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции».
20-я статья
Россия не ратифицировала 20-ю статью Конвенции («Незаконное обогащение»). Статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих :
Статья 20. Незаконное обогащение
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
Эта норма не распространяется ни на бизнесменов, ни на обычных граждан. Речь идет о госслужащих. Во всём мире это так сложилось - люди, поступающие на госслужбу, осознанно берут на себя ряд ограничений
По мнению автора законопроекта, депутата-коммуниста Сергея Обухова, причина нежелания российского правительства полностью ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции кроется в нежелании российских госслужащих расставаться с привилегиями .
Бывший председатель комитета по международным делам Госдумы, член фракции «Единая Россия» Константин Косачев считает, что 20-я статья противоречит 49 статье Конституции РФ и способна лишить миллионы граждан России презумпции невиновности .
Ссылки и примечания
Внешние источники
- Послание Генерального секретаря ООН по случаю открытия конференции в Мериде
- Сведения о ратификации Конвенции ООН (англ.)
- Конвенция на сайте UNODC (англ.)