Логопедические упражнения на звук "л". Дефекты артикуляции звуков и Упражнения по логопедии на звук л
Слова со звуком Л.
Звук Л в начале слова.
Ла
Лава, лаванда, лавина, лавка, лавочка, лавр, лавра, лаг, лагман, лагуна, лад, лада, ладан, ладить, ладонь, ладоши, ладушки, ладья, лады, лаз, лазейка, лазить, лазутчик, лай, лайка, лаять, лак, лакать, лакей, лакмус, лаковый, лакомка, лакомство, лакомый, лаконично, лактация, лакуна, лама, лампа, лампада, лампочка, лангет, ландшафт, ландыш, ланита, ладони, ланцет, лань, Лаос, лаосцы, лапа, лапка, лапотник, лапоть, лапочка, лапта, лапушка, лапчатый, лапша, ласа, ласка, ласкать, лассо, ласт, ластик, ласточка, латы, латать, латиница, латка, латник, латук, латунь, латы, латынь, латыши, лафа, лафет, лафит, лацкан, лачуга, ловушка, ловчить, логичный, логопед, логопедия, лодыжка, ложиться, ложок, лоза, локомотив, ломать, ломить, ломота, лопата, лопотун, лопоухий, лопух, лосёнок, лосины, лосиный, лосиха, лоскут, лососина, лосось, лосьон, лосятина, лото, лоток, лоханка, лохматый, лохмотья, лошадка, лощённый, лобзать, лобок, ловелас, ловец, ловить, ловкач.
Ло
Лось, лог, лов, лоск, ловля, ловчий, ловкий, логика, лоджия, лодка, лодочка, лодочник, лодырь, ложа, ложечка, ложный, ложь, локон, локоть, лом, ломанный, ломкий, лоно, лопасть, лопать, лопнуть, лоск, лопаться, лот, лотос, лоцман, лошадь, лоб, лобби, лобзик, лобный, логика.
Лу
Лук, лука, лукавый, луковица, лукошко, луна, лунатик, лунка, лунный, луноход, лунь, лупа, лупить, луч, лучевой, лучина, лучить, лучник, лучок, лучше, лущённый, лущить, луб, лубочный, лубяной, луг, лудить, лужа, лужайка, лужок, луза, лузга, лук, луковый, луговой.
Лы
Лыжи, лыжник, лыко, лысеть, лысина, лысый, лычки.
Звук Л в середине слова.
Ла
Калач, шоколад, голова, мыло, пила, дела, одеяло, закоулок, золовка, золотить, золотко, золотце, зубило, набело, навалом, наволочка, налагать, наладить, наладчик, наловить, наложить, наломать, молодцы, колодцы, целлофан, целовать, целоваться, целостный, салат, салатница, халат, водолаз, молодец, шалость, шоколад, милашка, палата, палатка, палач, водила, возила, ходила, читала, писала, думала, дула, жила, холод.
Ло
Заколоть,залог, змеелов, наколоть, налог, намолоть, филолог, филонить, цитология, чулок, чело, холодный, голодный, колодец, антилопа, баллон, белок, болонка, болото, вилок, Володя, галоп, калоши, колода, колонка, кулон, мелодия, монолог, пилот, поломка, потолок, салон, село, солома, солонка, столовая, талон, уголок, уклон, эталон, эшелон, толочь.
Лу
Голубь, голубика, на полу, золу, золушка, налущить, шалун, белуга, валун, галушка, голубка, желудок, колун, получка, поцелуй, тулуп, голубцы, желудь, палуба, получать, силуэт, шелуха.
Лы
Столы, полы, малыш, голыши, колышется, балы, залы, балык, булыжник, валы, волы, голы, полынь, улыбка, каникулы, каналы, обвалы, пеналы, вилы, вокзалы, бокалы, пилы, пчёлы, силы, шакалы, шпалы, алый, белый, милый, целый, спелый, вялый, веселый, смелый, унылый, ангелы.
Обратные слоги в середине слова (в стечении согласных)
Чёлка, булка, вилка, палка, балкон, волк, полк, галстук, иголка, вешалка, белка, колдун, выделка, наболтать, наколдовать, наколка, кофемолка, толпа, толчея, толщина, толща, толкать, толкач, толкотня, толпа, толстеть, холм, холст, лгать, задолго, задолжать, зажигалка, заколка, налгать, футболка, шалфей, дышло, пошлый, ушлый, скалка, русалка, свалка, колба, колкий, молния, молча, полка, полный, полдень, полночь, втулка, гулкий, прогулка, шкатулка, бутылка, мылся, посылка, ссылка, смеялся, метелка, пчелка, побелка, поделка, сиделка.
Алмаз, алфавит, маршал, халва, салфетка, чалма, болван, волна, волнение, волшебник, долгота, иволга, колбаса, колпак, колдун, колчан, куколка, молва, молчать, ползунки, полковник, солдат, султан, желток, челнок.
Звук Л в стечении согласных.
Бланк,благополучие,благо,блуза, блуд, блуждает, вобла, облава, облако, область, областной, обломок, блажь, шаблон, заблудиться, заблуждение, блок, блокнот, блондин, блоха, блошка, каблук, табло.
Власть, властный, влага, Влас, Влад, владыка, вложить, владение, владелец, в луже, в ложке, в лоб, в луке, влачить, влажность.
Глаша, глаза, главный, глава, гладкий, глад, глазунья, глас, глазурь, глазной, глазница, гласность, глашатай, глазеть, гланды, гласный, гладить, Гладков, глобус, глушь, глупый, глупец, глухо, глухой, глушит, глубоко, глубина, глыба, заглотить, заглохнуть, иглы, углы, угловатый.
Злак, златой, зло, злоба, злой, злыдень, злобный, злак, злато, златоуст, злачный, злободневный, зловонный, злопамятный, злость, злодеяние, злосчастный, назло, козлы, изложение, разлом, узлы, жезлы.
Клава, класс, кладка, клад, кладовка, класть, накладка, накладно, накладной, накладная, наклонение, наклонить, цикламен, клоун, наклон, циклон, циклоп, клавесин, клавиша, кладезь, клаксон, клан, кланяться, клапан, класс, классный, клацать, клоп, клок, клонить, клочок, клуб, клубень, клубить, клубника, клубок, клумба, клуша, клык, баклан, баклажан, баклуши, доклад, свекла, склад, укладка.
Младенец, младший, младость.
Плакат, пламя, планета, плач, поплавок, сплав, заплата, плавно, плакса, плагиат, пластика, заплыв, плыть, плохо, плот, плошка, плод, плотно, плоть, оплот, сплошь, оплошность, тепло, плут, плуг, плоды, наплавать, наплакать, плов, пловец, пломба, плоский, плоскость, плотина, плотник, плотный, плоть, плошка, площадка, площадь, дупло, плуг, плут, плутоний, плавание, плавать, плавиться, плавка, плавки, плавный, плазма, плакать, плакучий, плашмя, пламенный, планета, план, планшет, пласт, пластинка, пластмасса, пластун, пластырь, плат, плата, платёж, платина, платить, платный, платок, платформа, платье, плафон, плаха, плац, плач, плащ, пломбир, плотва, плачет.
Слава, сладкий, слабый, славный, слово, сословие, сломан, слон, слог, слой, слойка, сложный, сложить, служу, слухи, служба, слышал, слышит, весло, слушает, слазить, прослыть, заслонка, ремесло, слуга, случай, заслуга, ослы, ослышаться, ослушаться, послы, мослы, выслать, число.
Флаг, флокс, флакон, флагман, фланг, флот, фломастер, флотилия, флора, флорин, флагшток, флажок, фламинго, фланель.
Шла, шланг, шлак, шашлык, вышла, подошла, аншлаг, дуршлаг.
Повидло, подлый, заядлый, предлог, подлог, подломиться.
Шотландцы, биатлон, котлы, метла, ветла, утлый.
Хлоп, хлопать, похлопать, хлопотать, хлопоты, хлопец, хохлы, хохлатка, хохлатый, хохлома, хлопок, нахлынуть, прохлада, хлопья, хлыст, хлыщ.
Звук Л в конце слова.
Зал, дал, бал, бокал, богомол, вокзал, вокал, ствол, дятел, завал, футбол, финал, цикл, шомпол, нахал, щегол, идеал, кинжал, канал, капитал, металл, накал, овал, опал, оскал, пенал, гол, стол, мал, мял, дол, кол, камзол, подвал, укол, холл, хохол, чехол, аул, баул, есаул, мул, стул, отгул, тыл, выл, козёл, котёл, осёл, новосел, мел, удел, ангел, буйвол, пепел, мускул, сокол, титул, факел.
Копал, читал, чихал, спал, вставал, колол, шил, пил, писал, плясал, дышал, ел, кушал, одевал, снимал, потел, мыл, писал, уставал, ходил, пошёл, готовил, катил, ушёл, чихнул, зевнул, писал, чавкал, цвёл, сажал, встал, шил, бил, дал, выл, мёл, покупал, одевал, кусал, откусил, зашёл, вышел, мыл, заводил, шагал, ждал, считал, жевал, ныл, завязывал, взял, блеял, скучал, стучал, чинил, снимал, уснул, чистил, забил, катал, поймал, набил, запил, устал, набил, запил, коптил, учил, штопал, завязал, чесал, поднимал, штопал, завязал, поднимал, бегал, сбил, метал, забивал, отпускал, отвечал, напихал, пал, упал, сеял, веял, таял.
Словосочетания и фразы со звуком Л.
Белый ландыш, белый голубь, лавина скатилась, Володя молод, гладкая лавочка, ловкая лайка, футболка из лавсана, холодный лоб, ласковые ладошки, половник сломан, Лайка лает, милая улыбка, белая ладья, смелый малыш, голубая лагуна, годовалый малыш, ловкий лазутчик, теплый халат, упал пенал, Алла лакомка, сел за стол, долбил ёлку, плот плывёт, лампа Алладина, плывёт по волнам, плывут облака, жёлтый лакмус, пошёл ловить, таял от тепла, ловил лосося, лапка белки, лечила куклу, умел плавать, ласкал малыша, плавает плохо, клубок ниток, взял латы, в углу стул, латал латы, искала булавку, латы из латуни, выползают из-под лавки, не жалела мыла, волк в ловушке, молока не хотел, плоский лопух, взяла лопатку, славный пловец, лося напоил, пловец у плотины, пригладил волосы, лохматый лось, лаяла лайка, лошадь галопом, повязал галстук, лодочка плыла, полаял и замолк, белый лотос, у лося лосёнок, увидел белку, малыш плакал, положил пенал, на клумбе флоксы, наладил велосипед, у Золушки полотенце, выгладил полотенце, толкнул локтём, платки и полотенца, плыла глыба, нашёл и положил, флаг флотилии, расчёсывала волосы, властный владыка, копал клумбу лопатой, Володя в футболке, наловил плотвы, ловкий шалун, плакал сначала, Слава плакса, надел пилотку, у лучника лук, плохо плавала, ломкий волос, сделал плов, в глубоком колодце, лассо на лошадь, тяжёлое одеяло, влажная ладонь, послышался голос, хлопать в ладоши, яблочное повидло, солдаты на плацу, сила голоса, золотой клад, зал с колоннами, колкая иголочка, ложка из олова, подмёл полы, сложная головоломка, поливал гладиолусы, начало дела, Глашка милашка, милый малыш, гладила блузу, обложка блокнота, голубая блуза, спелое сладкое яблоко, белая блуза, взошла луна, локомотив уехал, голубоглазая Клава, ложка в плошке, с голубыми волосами, злой Влас, утлая лодочка, велосипед сломан, тёплое одеяло, луч солнца, лузгал на пол, платье с воланами, Лунтик с Луны, лыжная палка, лысый лоцман, поймал галку, ласточка села, поехал на вокзал, стучал молотом, молотком забивал, малыш спал, ковал латы, бил баклуши, получилось славно, галка из пластилина, поделка из плохого материала, побелка сошла, на голове платок, проявил смекалку, ложится на лавку, скалочку под лавочку, сложила лото, сломанный лобзик, младше Аллы, лоскуток лавсана, подковал блоху, закопал клад, поймал блоху, белый пенопласт, флот уплыл, побывал в Лапландии, лапоть из лыка, победил словом, кислый лук, наклонить плафон, белое платье, позволял ломать, голубое платье, слон слышит, главный кукловод, клоун наклонился, шелковистый хлопок, клоун хлопал, плотный целлофан, плыть к плоту, попал в лоб, нейлоновый плащ, лоск лучший, светлые волосы, логопед слушал.
Ёлка, ёлочка колкая иголочка.
Мила надела халат.
Лампа упала на пол.
На лавке лампа Алладина.
Мила ела салат.
Слава надел лапти.
Володя стал пилотом.
Михаил сел за стол.
Лось попал в ловушку.
Мила отодвинула стул от стола.
Волк долго выл на луну.
Пилот надел пилотку.
У Ланы на голове платок.
Малыш играл в лото.
У Володи было лото.
Милашка шла с шоколадкой.
Мила пила холодное молоко.
У плотника в ладонях лобзик.
Алла мылась мылом.
С яблони упало спелое яблоко.
Михаил поставил ландыши в бокал.
Около болота плавала лодка.
Володя стал пилотом.
Глаша полола лук.
Дятел долбил ствол ёлки.
Володя наполнил бокал сладким соком.
Михаил сел за стол.
Клава надела белое платье и накинула голубой платок.
Пламя охватило весь плот.
Мила плохо плавала.
Плот плывёт по волнам.
Молодец копал колодец.
Володя сделал лошадь из пластилина.
Малышка, не надо плакать.
Алла положила пластилин на ладонь.
У Милы новый блокнот в голубой обложке.
Лайка лаяла на лазутчика.
На пол упал клубок ниток.
Лошадка поскакала на луг.
Клава искала булавку.
Луша взяла лопатку.
Володя пригладил волосы.
Лаяла лохматая лайка.
Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Павел пригладил волосы.
Михаил на ёлке увидел белку.
Володя забыл, куда положил пенал.
Слава выгладил платки и полотенце.
Дядя Лука копал клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.
Володя поехал на велосипеде.
Михаил изучал глобус.
Павел ловил голубя.
У Мальвины голубые волосы.
Белая акула испугала аквалангиста.
Пчела упала в яблочное повидло.
Дядя Михаил коня напоил.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа поставил елку, а мама повесила на нее золотые шишки.
Стул упал на пол, и я испугался.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Отец поехал на вокзал.
Около дома лаял пес.
По волнам плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Нил получил письмо от Михаила.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.
Стихи со звуком Л.
лы-лы-лы, лы-лы-лы
забивали мы голы,
лу-лу-лу, лу-лу-лу
возле окон на полу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
не заметили стекла.
лу-лу-лу, лу-лу-лу
мы не били по стеклу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
только нет в окне стекла.
По глади оконной стекла
Тяжёлая капля стекла.
Капля упала на синий цветок
И открыла один лепесток.
И. Беляков.
Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село
Белым-бело, белым-бело!
В. Лифшиц
* * *
Убежало, убежало,
убежало молоко.
я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!
Р. Фархади.
* * *
Посадил дед лук,
отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
слёзы капают - у внука!
* * *
Вот иголки и булавки
выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
молока они хотят.
Белый цвет
Белый снег, белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
И. Токмакова.
***
Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала - надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка-
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила-
В садик дочку нарядила!
Вот какая мама-
Золотая прямо!
* * *
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Картинка в букваре
Мама купала в лохани малышку,
Мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
И. Лопухина.
Помощница
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метёлкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела-
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла.
Всё успела, всё смогла! И. Лопухина.
* * *
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Плачет серый воробей;
«Выйди, солнышко, скорей,
Нам без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно».
К. Чуковский.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел-
Брату утром помогала:
Он с утра конфету ел,
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села с мамой, посидела,
Встала – к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
«Вы меня разденьте сами,
я устала, не могу, я вам завтра помогу».
А. Барто.
Куколка
Мила куколку купила,
Целый день ее носила.
Мила куклу одевала,
Целовала, миловала.
Имя куколке дала –
Куклу Галочкой звала.
Мила куколку качала.
Славно – славно напевала:
Гала – Гала – Галочка,
Вот тебе скакалочка,
Вот тебе шкатулочка,
Шоколад и булочка.
Мышка
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.
Мышка
Мышка мылом мыла носик,
Мыла спинку, мыла хвостик.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Папа с работы пришел.
Маме ты помогал?
Помогал!
Ты с собакой гулял?
Гулял!
Ты котёнка поил?
Поил.
Ты посуду помыл?
Помыл.
Ну, а сам-то гулял?
Гулял.
И, конечно, в футбол гонял?
Угадал! Я играл в футбол.
Так хотелось забить мне гол!
Сильно мячик ногой поддал –
И в окно к нам мячом попал.
Как мне маме об этом сказать?
Как осколки стекла показать?
Не горюй, сынок, не грусти,
Скажем маме - она простит.
Вместе целое вставим стекло.
Дома будет всегда тепло!
И. Лопухина.
Забыл
Жил-был Забыл.
Где жил?
Забыл.
Где был?
Забыл.
Что ел?
Забыл.
Что пил?
Забыл.
В. Луговой
Пугало
Прыгало,
прыгало
пугало,
пугало
на одной ножке
в лес по дорожке,
Не доскакало -
ворон увидало,
Испугалось, растерялось,
да так стоять и осталось.
Н. Сидельников
Пчела
Где ты была?
Тут и там.
Где летала?
По цветам.
Что домой ты принесла?
Мёд,- ответила пчела.
Г. Сапгир.
Колокольчик
Колокольчик голубой
поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
очень вежливы. А ты?
Е. Серова
Обменяла куклу
Куклу Милу Лида мыла,
с куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
обменяла на осла.
Н. Кончаловская
Белые лебеди
Белые лебеди
в небе живут,
по небу лебеди
плавно плывут.
Белые перышки
вьются слегка.
Здравствуйте, лебеди
ОБЛАКА.
Л. Кудрявская.
Козёл-мукомол,
кому муку молол,
а кому не молол.
От того, кому молол,
получал ватрушки.
От того, кому не молол,
получал по макушке.
Н. Кончаловская
Павка на лавке
плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
а годятся лапти
на лапки кошке.
Н. Кончаловская.
Облако
Ах, какое облако,
облако глубокое,
облако далёкое
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
облако далёкое,
не достать рукой.
Проплывёт и скроется
в поле за околицей,
в озере умоется
свежею водой.
В. Степанов.
Хлопушка
Хорёк ходил на ёлку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
Г. Сапгир
Лошадь
А я в деревне летом был,
Я лошадь серую кормил. (белую).
Она сухарь жевала
И головой кивала.
И. Токмакова.
Молоко
Убежало молоко, убежало далеко!
Вниз по улице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело,
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
М. Бородицкая.
Скакалка
Лежала скакалка,
Хозяйку ждала, –
А девочка Алка
Какао пила.
Скакалка терпела,
Скакалка ждала,
Скучала скакалка,
Хозяйку звала.
Гулять без хозяйки
Скакалка ушла.
Л. Мезинов.
Метла
Николай вспугнул пчелу,
Побежал по саду.
Наступил он на метлу,
Врезался в ограду.
Звонко хлопнула метла,
Да с такою силой,
Что уж лучше бы пчела
Колю укусила.
О. Григорьев.
Все ослы всегда упрямы,
Все не слушаются мамы.
Не хватает в мире слов
Уговаривать ослов.
Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
Не сердись, дочурка Мила!
Не сержусь,- сказала Мила.
Я выплакиваю мыло.
И. Демьянов
Зря ласка ЛАСКОЙ названа:
совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!
А. Шибаев
Рассказы, тексты со звуком Л.
Рассказы с картинками.
(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)
Лампа.
Мама купила (лампу) .
Мила плохо поставила... на стол.
Поэтому... упала со стола.
Лось.
На лесной лужайке Алла увидела (лося) .
Этот (лось) пил воду.
Алла хотела погладить (лось) .
(Лось) ушёл в глубь леса.
Дятел.
На ёлке сидел (дятел) и долбил её.
Володя увидел (дятла) и хотел его поймать.
Но (дятел) улетел.
Рассказы-задачи.
Три бельчонка маму-белку
ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
девять шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
Рассказы с вопросами.
1. Папа и Володя поплыли на лодке ловить плотву.
Кто...? Что сделали...? Зачем...?
На небе виднелась луна.
Что...?
Долго они плыли по воде.
Как...?
Около омута стали ловить.
Где...? Что стали...
Плотвы наловили много.
Чего...?
2. Ладина мама устала и заснула.
Чья...? Что сделала...?
Лада тихо встала, надела платье и тапки и умылась.
Кто...? Что сделала...? Что...?
Она попила молоко с булкой.
Что сделала...? Чего...? С чем...?
Лада стала катать куклу в коляске.
Кто...? Что стала...? Кого...? В чём...?
«Пока мама спит, я всё сделаю,- думает Лада, - я ведь большая.
Кто думает...? О чём думает...?
3. Папа купил Володе набор пилок.
Кто...? Кому...? Что...?
Стал Володя пилить, но у него ничего не получилось.
Кто...? Что стал делать?
Папа долго учил Володю и научил пилить всякими пилками.
Кого...? Что сделал...? Чем...?
Больше всего Володе понравилось выпиливать лобзиком.
Кому...? Что делать...? Чем...?
4. Клаве купили куклу.
Что сделали...? Кому...?Кого...?
Кукла была вся в белом: белое платье, белые туфли и белая панамка.
Кто...? Как одета...?
Клава дала кукле имя Белла.
Кто...? Что сделала...? Какое имя...?
Она полюбила Беллу.
Кого...?
Катала её, баюкала, одевала и пеленала.
Как играла...?
Белла как-то упала.
Кто...? Что случилось...?
Клава долго мыла ей лицо, волосы.
Кто...? Что делала...?
5. Володе папа купил книгу о птицах.
Кому...? Что cделал...?
Из неё Володя узнал много нового.
Кто...? Что сделал...?
Где зимуют ласточки.
Кто...? Что делают...?
Как дятел долбит клювом кору, а языком вытаскивает насекомых.
Кто...? Чем...? Что…? Что делает...? Кого...?
Как мухоловки ловят мух на лету в воздухе.
Кто...? Что делают...? Как...?
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и был у белки дом. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Слава взяли её к себе. И белка жила у них в клетке.
По Л Н. Толстому
Что случилось с волком.
Блуждал по лесу голодный волк. И увидел он на колючей ёлочке пушистую белку. «Вот я её съем,- подумал волк и говорит белке: «Слезай, белочка, вниз, иди сюда. Мы с тобой покатаемся на лыжах. Улыбнулась белочка: «Не могу я пойти с тобой: у меня лыж нет. Ты лучше покатайся с лисой». Только она это сказала, из-за другой елки выбежала лиса. Волк пригласил и лису на лыжную прогулку. «Ладно,- ответила ему лиса, - только вот сбегаю за своими лыжами». Мелькнула она и пропала в лесу. Только её и видели. Побежал волк за ней, да провалился в берлогу, где спал медведь.
Как ты думаешь, что стало со злым волком?
Кому пол мести.
Володя и Светлана играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести. Вот сидят они в углу и молчат. Володя молчит, и Светлана молчит. Володю папа окликнул «Володя, где ты? Иди, на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Светлану позвала: «Светланка, возьми яблоко, сладкое-сладкое! Только сейчас купила». А Света ни гу-гу! Сидит и молчит. Молчат они, молчат, пока Володе чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату чихнёт: «Апчхи!»
Ага, Вовка, ты «апчхи» сказал. Тебе пол мести.
Ну да,- ответил Володя,- «апчхи» - это не слово. Это ты первая заговорила.
Подумала Светлана полминуты и взяла веник.
Ладно,- сказала она Володе.- Хоть «апчхи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь.- И начала пол мести.
А Володе стал стыдно, и он побежал за совком.
Чего недоставало белке.
Поймал охотник белку и посадил в клетку, Весь год жила она в неволе и уже не надеялась вернуться в родной лес. Но случилось, что охотник однажды забыл закрыть клетку. Прыгнула белка на диван, с дивана на подоконник, с подоконника в сад, а там с ветки на ветку и оказалась в лесу. Бельчата её спросили, как ей жилось у охотника.
Хозяин меня любил, холил. А спала я клетке на атласной подушечке.
Зачем же ты тогда убежала?
Но тут налетел ветер, зашумела листва, и никто не услышал, что сказала белочка. А как, по-вашему, что она сказала?
Составление рассказа по теме.
1.Один раз Володя и Влас увидели около дома галку с подбитым крылом. Она не могла летать, и мальчики взяли её домой.
Расскажите о том, что они сделали потом, как галка подружилась с мальчиком? Как жила в их доме? Что с ней произошло?
2.Вылечив галку, Володя решил стать доктором Айболитом.
Расскажите, как маленький доктор лечил галку, волка, слона, голубя, кролика.
3. Славе Голубеву 8 лет. Он очень любил играть в футбол. Однажды на школьной площадке должны были играть команды двух пятых классов. Но в одной не хватало нападающего.
А ну, футболист, иди к нам,- позвал Славу капитан этой команды. И маленький футболист вышел на поле.
Расскажите о том, как проходила эта игра, как играл Слава? Как ему удалось забить два гола? Кто победил в этой игре?
УмкаСенсорный планшет "Букварь Жуковой" - новая развивающая игрушка для детей, которая подготовит ребёнка к чтению. Планшет обучает азбуке, звукам и слогам. Если малыш устанет, он сможет прослушать весёлую песенку. Обучающая программа составлена по методике логопеда с многолетним стажем работы М.А, Жуковой и одобрена дошкольными педагогами. В игрушку заложена только полезная для малышей информация, обучение будет проходить поэтапно. Сначала ребёнок выучит буквы, научится искать буквы по звукам, а потом освоит слога. Планшет имеет простое управление и приятные на ощупь клавиши. Дизайн игрушки полностью повторяет современные планшеты: тонкий корпус, кнопка включение/выключение, иконки на экране. Это наверняка понравится продвинутым деткам. Есть функция регулирования громкости. Развивает память, логику, внимание, зрение, слух, осязание, мелкую моторику рук. Рекомендовано детям от 1 года. Работает с помощью 3 батареек типа АА (входят в комплект).
Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.
Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.
Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнения на активизацию внимания:
Игра “Дотянись рука”.
– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.
– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.
2. Сообщение темы
– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться
правильно различать звуки Л и Ль.
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика
– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.
Развитие нижнедиафрагмального дыхания:
Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф
Со звуками:
Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ
Упражнения для языка:
“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в
улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно
выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком
тянуться к носу и подбородку или к верхним и
нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным
языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым
движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в
нижние резцы, боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык “выкатывается”
вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком
облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям )
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стеклаЛу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голыЛи-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблюЛя-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке теплоЛо-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
4. Развитие фонематического восприятия
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).
Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.
Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.
По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.
Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.
5. “Зажги фонарик”.
– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы) . Приложение 1
Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?
– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.
– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2
6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез
– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3
7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах
а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.
– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.
б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.
Например:Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.
8. Игра “Полочки”
Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4
9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе
Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
10. Доскажи, подобрав слова
– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу ).Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели ).А возле этой елки
Бродили злые … (волки ).Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка ).Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка )!Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица ).Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать )!Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол )!Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула ).Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу ).Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили ).
Упражнение “доскажи слова”
– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.
11. Составление предложений по картинкам
(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7
12. Итог занятия
а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо
потрудились. Лада и Лёша довольны вашими
ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить
одну из скороговорок.
Список литературы:
- Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
- Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
- Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
- Морозова И., Пушкарёва М. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
- Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.
Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.
Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:
- двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
- носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
- межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
- Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).
Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:
- на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
- на В – вместо «лыжи» «выжи»;
- на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
- на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
- на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».
При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.
В чем причины неправильного произношения «Л»
Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:
- в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
- анатомически короткая подъязычная связка;
- слабость мышечных тканей языка.
Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.
Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»
Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:
- зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
- чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
- кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
- корневую часть языка важно приподнять;
- чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
- в области голосовых связок нужно создать вибрацию.
Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.
Какие могут быть ошибки при попытке произнести «Л»
Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.
Звук «Л» может не получаться из-за того, что:
- язык оттягивается во внутреннюю часть рта, из-за чего получается произносить «Ы» (вместо слова «лом» получается «ыом»);
- губы располагаются неправильно, из-за чего слышатся не те звуки – например, сочетание «ува» (вместо «лопата» «увапата»);
- производится резкий вдох в момент произношения – Л меняется на Ф, если участвуют щеки, и на Н, если поток воздуха проходит через нос.
Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».
Неправильная постановка губ
Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».
Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.
Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:
- «Рыбка»: расслабить губы, а затем похлопать ими друг о друга, подобно аквариумным рыбкам.
- «Усталость»: сделать глубокий вдох через нос, а выдох – через рот: губы при этом должны быть приоткрыты и расслаблены.
- «Лошадка»: нужно сделать вдох через нос, а выдох через рот. Губы должны при этом быть расслаблены так, чтобы от потока воздуха началась их вибрация «прр».
Подготовка к упражнениям на постановку «Л»
Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:
- «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
- «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
- «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
- «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
- «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
- «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.
Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с более подробно.
Тренировка звука «Л» по подражанию
Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.
Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».
На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).
Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).
Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.
Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.
Как сделать правильное произношение автоматическим
Постановка и в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.
Мягкий «Л»
Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:
- Лё: лёгкий;
- Ля: поля;
- Ле: лень;
- Лю: лютик;
- Ли: лиса.
Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:
- Ля-ля-ля - холодная земля.
- Лю-лю-лю - печку затоплю.
- Ли-ли-ли - мы грибы нашли.
Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:
- Лала ела халву под покрывалом.
- У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
- Люба любит лютики, а Поля — мультики.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Великану малы Валины валенки.
Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.
Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).
Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:
- ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
- ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
- ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
- УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.
Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.
На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.
Твердый «Л»
Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.
Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:
- Ло: лодка, локоть, лоб;
- Ла: лампа, лавка, лак;
- Лы: лыжи, полы, столы;
- Лу: луна, луг, лук.
Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:
- Ла-ла-ла - мусор убрала,
- Лу-лу-лу - подмету золу,
- Ло-ло-ло - лопнуло стекло.
- В лодке Володька.
- Клади в угол уголь.
- Около Лондона - логово колдуна.
При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. требуется позже, чем «Л».
Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.
АВТОМАТИЗАЦИЯ
ЗВУКА Л
Автоматизация звука [Л] в открытом слоге
Ла - ло - лу
лы - лэ - ла
ло - лу - ла
лу - лы - ла
лу - ло - ла
лэ - лы - ло
Автоматизация звука [Л] в закрытом слоге
ал - ол - ул
ыл - эл - ал
ол - ул - ал
ул - ыл - ал
ул - ол - ал
эл - ыл - ол
В слогах (ала, ало, алу, алы) и слоговых рядах:
Ала-ала-ала ала-ало-алу-алы
ало-ало-ало ало-алу-ало-алы
алу-алу-алу алы-ала-ало-алу
алы-алы-алы алу-ало-ала-алы
алэ-элу-ула алы-ыло-улы-алу
В слогах со стечениями (сла, кла, фла, дла, бла, гла) и слоговых рядах:
Сла-сло-слу-слы кла-кло-клу-клы
фла-фло-флу-флы дла-дло-длу-длы
бла-бло-блу-блы гла-гло-глу-глы
Автоматизация звука Л в словах
1. Проговаривать слова с «Л» в начале
Лак, лоб, лук, лом, лось, ло-жка, ло-дка, лу-жа,лу-на,ло-шадь, ло-коть, лы-жи, лы-сый, ла-вочка, ла-мпочка, лапа, лавка, лампа, ластик, ласточка, лаз, ландыш, лыко, лупа, лук, луч, лунка, луковица, лось, лодка, локоть, лов, лыко, лыжник, луна, лужок, лук, лунатик, лукошко.
2. Проговаривать слова с «Л» в середине
Пи-ла, мы-ла, бы-ла, са-ло, мы-ло, е-ла, се-ла, спа-ла,сня-ла, сда-ла, упа-ла, успе-ла,
би-ла, пе-ла, де-ла,ве-ла,са-лат, ха-лат, пи-лот,ко-лос,мо-лот,ко-лоть
мо-локо, хо-лодец, мо-лодец, мо-лоток, ко-лобок,зо-лото, во-лосы, по-лосы, во-локно, ко-лотить, мо-лотить.
юла, зола, жила, мала, пила, кулак, калач,палатка, булавка, скала, болото, калоши, колодец, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник, школа, Мила, ела, дуло, бегала, ходила, водила, возила, носила, одела, читала, обидела, голубь, желудь, палуба, получать, белый, смелый, алый, целый, вилы, спелый, пчелы, бокалы, пеналы, каналы, вокзалы, каникулы, малыши,шалун.
3. Проговаривать слова с «Л» в конце
Пи-л, бы-л, мы-л, е-л, се-л, спа-л, сня-л, сда-л, упа-л,
успе-л, би-л, пе-л, да-л,вё-л, купи-л, ушё-л, уеха-л, ме-л.
4. Проговаривать «Л» в словах со стечением согласных
благо плот зло блуза
глаза плут злодей клубок
класс плуг слон клумба
платок блокада слово глыба
флаг блокнот клок слух
сладость флот клоп заслуга
шлак флоксы клоун глупый
Бел-ка, бул-ка, игол-ка, пал-ка, бал-кон, вил-ка, бутыл-ка, вол-ки,хал-ва,
дол-го, мел-ко
Слон, клуб, клад, клоун, хлопает, клоп, клумба, Клава, главный, сладкий, слово
5. Проговаривать слова с двумя звуками «Л»
Мо-ло-ла, по-ло-ла, ко-ло-ла, пла-ка-ла, пла-ва-ла,де-ла-ла, гла-ди-ла,
сло-жи-ла, лоп-ну-ла, ла-ка-ла
Автоматизация звука Л в словосочетаниях
весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа,глупая улыбка,голубые волны, кислое молоко,луч солнца, лыжная палка, метла под столом, молочная лапша, нейлоновый плащ, оловянная ложка, платье с воланами, плывущая лодка,плыть к плоту, полная луна, сломанная вилка, холодное молоко,
полосатое платье,палуба теплохода, гладкие полозья,осколок стекла,светлая голова,гнилое яблоко,милая улыбка,тёплый халат,белые клавиши,голубое платье,плохая лодка,тяжёлый молоток,белое полотенце,голубой платок,золотой кулон,голубые глаза,светлая луна,тёплый платок,глубокий колодец,светлые волосы,голубое одеяло,спелое яблоко
белый голубь,спелая голубика,голубой халат,смелый малыш,гладкие полы,белый халат,сладкое повидло,сломанная пила,спелая клубника,белое облако,голубые флажки,тёплое одеяло,глубокий котлован,тёплая ладонь,глубокая лунка,пластмассовая кукла,глубокая тарелка,колкая иголка,холодный подвал,толстая палка,жёлтый подсолнух,жёлтое одеяло,шёлковый платок,подсолнечное масло,белый мел,глупая галка,полный котёл, золотая вилка,весёлый новосёл,полосатый галстук,голубая иволга
Автоматизация звука Л в предложениях
Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец. Клава надела на голову белый платок.
Алла пила молоко.В кладовой лук и салат.
Володя удил плотву с плота.
Врач надел белый халат.
Дедушка поехал на вокзал.
Дятел стучал клювом и долбил кору.
клава поставила бутылку на полку.
Клубок упал с лавки.
Лара купила куклу.
Лопата стояла у стола.
Мама купила голубое платье.
На ёлке сидела белка.
На клубме растут гладиолусы.
На лужайке много лопухов.
Не клади в салат много лука.
Павел сел за стол.
Папа повязал шёлковый галстук.
Тётя Алла мыла пол.
У Милы гладкие волосы.
Мила ела салат.
Мила надела халат.
Лампа упала.
Мила подняла лампу.
Лайка лает на котёнка.
У котёнка одна лапка белая.
Ласточка поймала бабочку.
Луша взяла лопатку.
Мила вымыла ладони.
У Володи было лото.
Мила пила молоко.
Надя мылась мылом.
Лайка выследила лося.
С яблони упало спелое яблоко.
Около болота утки.
Володя будет пилотом.
Надя каталась на лодке.
Таня скакала на лошади.
В комнате светло и тепло.
Около палаток лопухи и полынь.
На небе луна.
Володя ловкий и смелый.
Володя идёт по лыжне на лыжах.
У халата полы до полу.
Мила вымыла полы.
Холодно. Дядя Лука в тулупе.
Вова и Мила - малыши.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Из белого облака выплыла луна.
Спелое яблоко со стола упало.
Дядя Лука копает клумбу лопатой.
Володя и Слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом.
Собака унесла в чулан куклу.
Таня надела белое платье.
Над окном плакат.
У Тани на голове платок.
Мила плавает плохо.
По небу плывут облака.
У Милы новый блокнот.
Около дома клумба.
Клава посадила флоксы.
У Глаши голубые глаза.
Мила видела весёлого клоуна.
Клава купила яблоки.
Алла купила белое платье.
Мила несла голубой флаг.
Клава захлопала в ладоши.
У слона белые клыки.
Клава купила молоко и свёклу.
Мила сидела на лавке.
Лада купила ландыши.
Лана пила молоко.
Володя нёс холодную воду.
Лыжники идут по лыжне.
Мама готовила голубцы.
Лошадь увязла в болоте.
Клава ушибла локоть.
На халате вышиты ласточки.
У лайки белая лапка.
Володя кладёт в лодку вёсла.
Слава везёт салазки.
Алла шила платье.
Мила несла флаг.
Милу укусила пчела.
Клава захлопала в ладоши.
Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Павел уехал на футбол.
Михаил поставил бутылку на полку.
Папа купил ёлку.
Стул упал на пол, и я испугался.
Дятел долбил ёлку.
На ёлке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Павел поехал на вокзал.
Павел сел за стол.
У дома лаял пёс.
Малыш упал и плачет.
На пол упал клубок ниток.
Мила повесила на стул Клавину блузку.
Петя мыл пол.
Мила отодвинула стул.
Пилот надел пилотку.
На скакалке узел.
У Вовы упал пенал.
Около стола стул.
По волнам плыл плот.
Котёнок лакал молоко.
Павел получил письмо от Михаила.
Павел служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом починил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пёс.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
Павел ловил голубя.
Клава вышла на балкон.
Волк увидел белку.
Михаил вымыл бокал.
Павел починил стул.
На балконе - фиалки.
Михаил подмёл пол метёлкой.
Нил налил воду в поилку.
Павел положил халву на стол.
В углу сложен хлопок.
Луша подмела пол.
Слава пошёл в школу.
Около слона стоял слонёнок.
Белка сидела на ёлке.
Папа купил лопату, лом и пилу.
Измени предложения:
Я сломал палку об стол.(я..., ты..., он..., мы...,вы..., они...).
Я положил лопату на лавку.
Я ловил на лужайке ласточку.
Мила ела лук. Лада резала салат. Алла надела халат. Николай пел песню. Михаил плыл на лодке. Мила купала куклу. Алла собирала алычу.
Закрепление звука Л в конце слов:
Дядя Михаил коня напоил. Дедушка Нил поймал рой пчел. Павел поймал галку. Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на пол. Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался. Дятел долбил кору и искал жуков. На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол. Дядя Нил повязал галстук и вышел. Отец поехал на вокзал.
Автоматизация звука Л в чистоговорках
Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела.
Ла-ла-ла - лапа и смола.
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ло-ло-ло - вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло - в лодке весло.
Лу-лу-лу - шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу - кукла на полу.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - шпалы и полы.
Лы-лы-лы - у нас чистые полы.
Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.
Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.
Ла-ла-ла- Ла-ла-ла - наша Милочка мала
Ла-ла-ла- Ла-ла-ла- Мила молоко пила
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло – Алла вымыла стекло
Ло-ло-ло- Ло-ло-ло- стало в комнате тепло
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу – лежит веник на полу
Лу-лу-лу- Лу-лу-лу- должен он стоять в углу
Лы-лы-лы- Лы-лы-лы – накрывали мы столы
Ал-ал-ал - Павел днём не спал.
Ал-ал-ал - в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол - пенал упал на пол.
Ол-ол-ол - садимся мы за стол.
Ул-ул-ул - Петя губы надул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.
Ял-ял-ял - книгу Петя взял.
Ил-ил-ил - я котёнка напоил.
Ил-ил-ил - Лёня воду пил.
Ел-ел-ел - Вова кашу ел.
Ел-ел-ел - дятел прилетел.
Алка-алка-алка - у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка - у меня иголка.
Ал-ал-ал - пенал на пол упал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ол-ол-ол - Павел видел футбол.
Ул-ул-ул - ломаный стул.
Ул-ул-ул - пенал упал на стул.
Ул-ул-ул - Павел сел на стул.
Ёл-ёл-ёл - съел капусту наш козёл.
Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай наш в лес пошёл.
Ол-ол-ол- Ол-ол-ол - Николай грибы нашёл.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы сорвал.
Ал-ал-ал- Ал-ал-ал- Николай грибы продал.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил –много я грибов купил.
Ил-ил-ил- Ил-ил-ил- всех друзей я угостил.
логопедический кабинет детской поликлиники г.Дмитров
воспользуйтесь само записью
в интернет-регистратуре
логопед Илюхина Светлана Владимировна