Логопедическое занятие дифференциация ц ч. Дифференциация согласных звуков ц — ч
![Логопедическое занятие дифференциация ц ч. Дифференциация согласных звуков ц — ч](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/07/10/s_59632cf08ba2c/659308_2.png)
Сталина Лазарева
Дифференциация звуков [ц]-[ч]. Конспект группового логопедического занятия (для детей 6–7 лет)
Тема : Дифференциация ц-ч .
Цель : научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.
Задачи :
образовательные :
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч» , имеющих акустико-артикуляционное сходство;
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
Развитие грамматического строя речи;
Расширение словарного запаса по теме «Птицы» .
Формирование связной речи;
коррекционно – развивающие :
Развитие фонематического восприятия;
Развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
Развитие тактильных ощущений;
воспитательные :
воспитание интереса к учебе.
Межпредметные связи : математика, развитие речи, окружающий мир.
Оборудование : зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
Проверьте, все ли готово к занятию ?
Активизируем глазки, лицо.
Сделаем психогимнастику :
Мы умеем улыбаться (улыбнуться, мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым, мы умеем сердиться (нахмуриться, мы умеем восхищаться (выразить восхищение) .
С хорошим настроением приступаем к нашему занятию .
2. Выявление темы :
Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?
Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.
Кто такая цапля? (птица)
А что значит цапнула? (схватила)
А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)
А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)
Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц )
3. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой .
Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч . Давайте дадим характеристику этим звукам :
Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с .
Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш .
Покажите букву звуков ц , ч.
Назовите звук этой буквы .
На букву ч – запоминаем чайку, на букву ц – цепь.
Изографы «Курица» , «Часы» (что изображено на картинках? См. приложение)
Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)
4. Развитие фонематического восприятия.
а) по слоговой таблице (см. приложение)
б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца, ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)
в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча , цо-чо-чо и т. д.)
г) в чистоговорках
ца-ца-ца – четыре яйца
чо-чо-чо – очень горячо
цу-цу-цу – мы ведём овцу
чу-чу-чу – пятёрку я хочу.
Физ. минутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок (наклоны в стороны, руки на поясе) .
Хомка раненько встаёт (потянутся,
Щёчки моет (руками потереть щёки и шею,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)
И выходит на зарядку (маршировка на месте)
Раз, два, три,четыре, пять (руки вверх, в стороны, вперёд)
Хомка хочет сильным стать.
5. Печатаем под диктовку слоги
1): ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.
2) отгадать загадку :
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица :
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется. (Синица)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …
(Грачи)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Угадайте, что за птичка :
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Зернышко клюет,
Деток зовет :
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! " (Курица) .
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
А зовут его скворец
(Скворец)
Над волной она летает,
Рыбу из воды хватает,
Провожает корабли
И встречает близ земли
(Чайка)
Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)
3)вставить слог ца или ча :
Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-
4) вставить буквы ц или ч : (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу) :
Води…а – води…ка
Ли…о – ли…ико
Зая… - зай…ик
Огуре… - огур…ик.
5) Составить предложения, использую картинки (скворец, чайка, цапля) .
На болоте живёт …. .
Над морем пролетала ….
В скворечнике живёт ….
6. Итог занятия .
Какие звуки и буквы мы различали на занятии ?
Назвать слова со звуками ц и ч .
Список использованной литературы.
2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Владос, 1997.
3. Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок - Аст\ Астрель, 2008.
Занятие 1
Цели занятия
§ формировать умение дифференцировать звуки Ц и Ч,
§ соотносить их с буквами Ц, Ч;
§ развивать слуховое и речевое внимание;
§ развивать фонематический анализ;
§ развивать речеслуховую память;
§ развивать логическое мышление;
§ развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Материал к занятию
1. Послушай слова и назови первый звук в слове.
Цапля, циркуль, цокать, цыпленок, цирк.
Чашка, червяк, часы, человек, чижик.
Обращаем внимание на различия в произношении звуков Ч и Ц: При произношении звука Ч кончик языка поднят вверх и смыкается с верхними альвеолами (бугорком), затем смычка взрывается. Губы вытянуты в трубочку.
При произношении звука Ц кончик языка внизу, за нижними зубами, а спинка языка смыкается с верхними альвеолами. Губы - в улыбке.
Контролируй себя: при произношении звука Ч струя воздуха теплая, при произношении Ц - холодная.
2. Игра «Эхо». Повтори слоги:
Ца - ча, ча - ца, ца - ца - ча, чу - чу - цу, ча - ца - ча, ца - ча - ца.
Ча - ца - ча - ца, ца - ча - ча - ца, чу - цу - чу - цу.
3. Послушайте слова. Определите, какой звук употреблен в слове - Цили Ч и его место.
Солнце, гречка, цирк, чайник, печка, метелица, овца, врач, чемодан, сверчок, заяц, скворец, ткачиха, умница, крючок, значок, мяч, зацветает, палец, синица, перченый, лестница.
4. Подумай, на что похожа буква Ц? На что похожа буква Ч?
Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Вырежи из бумаги эти буквы. Выложи эти буквы из мелких предметов.
ВИДЫ РАБОТ
1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц - тс).
2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение первого звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч - т"ш").
3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:
а) сходство: глухие, взрывные, сложные;
б) различие: место образования.
При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).
При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних альвеол.
При звуке ц губы улыбаются.
При звуке ч губы вытянуты в трубочку.
При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.
При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.
Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц-ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)
4) Связь звука с буквой:
А) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:
верхний элемент - верхнее положение языка);
Б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном цепи (буква ц.
Запомнить: нижнее положение языка - нижний элемент буквы).
5) Чтение слогов.
ца - ча цы - чи чач цоц цоч
цо - чо це - че чац цач чоч
цу - чу цац чоц
6) Выборочно записать слоги под диктовку.
7) Дифференциация ц - ч в словах (устно). Поднять соответствующую букву.
Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, причёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почистил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.
8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).
Шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.
9) Выписать в две колонки слова с сочетаниямича и ца .
Образец: ча ца
дача улица
Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельница, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.
10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч .
Образец: крыльцо-крылечко, заяц-зайчик.
11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.
Образец: столица-столичный.
спи-а - спи-ка
творе- - твор-еский
певе- - пев-еский
стреле- - стрель-атый
полководе- - полковод-еский
солн-е - солне-ный
столи-а - столи-ный
коне- - коне-ный
огуре- - огуре-ный
ов-ы - ове-ий
сите-, сит-ик, сит-евый
рубе-, руб-ик, заруб-евались
мельни-а, мельни-ный, измель-ить
12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:
а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.
б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.
13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.
Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.
Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.
14) Предложения для анализа и записи.
Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине дороги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кладёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.
15) Диктанты.
1) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Целый вечер девочки вышивали цветы.
2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различное время: грач прилетает в марте, а ласточка-только в начале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на проталине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. Прилети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.
3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.
Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник - это апрель. Если на берёзе серёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.
4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.
Дифференциация ч – ц
1. Повторение чистоговорок .
Ча-ча-ча – на столе горит свеча.
Чу-чу-чу – погасили мы свечу.
Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.
ч .
Ца-ца-ца – варит мама три яйца.
Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.
Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.
Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .
2. Конструирование букв из элементов
Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.
Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.
Нахождение сходства и различия букв ч и ц .
Опорные картинки:
3. Уточнение артикуляции звуков
Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.
[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.
Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.
Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).
Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.
Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,
[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.
Дифференциация ч – ц в слогах
1. Чтение слогов по слоговой таблице
Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».
Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.
Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.
Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.
Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?
2. Работа по слоговой таблице.
Инструкция. Громко и четко читайте слоги:
по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...
только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).
3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц
Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.
Дифференциация ч – ц в словах
1. Выделение букв из слов
Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.
Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.
2. Работа с предметными картинками
Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.
Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.
Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.
Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:
а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,
б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);
в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);
г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).
Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.
3. Вставить пропущенные буквы
Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:
води...а - води...ка,
ли...о -ли...ико,
зая... - зай...ик,
зубе... -зуб...ик,\
огуре... - огур...ик.
Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?
Как при этом изменился лексический смысл слова?
Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?
Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.
Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....
4. Составление слов из слогов
Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».
Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?
Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.
а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч
б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к
в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца
г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч
д) це| - по -ч| - ка
Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.
5. Профессии
Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?
Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).
Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?
Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).
6. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :
Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…
7. Работа по карточке
Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах
1. Составление словосочетаний
Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.
Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)
Овца Овечий, овечья
заяц заячий, заячья
курица …
леденец …
Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.
Например: овечья шерсть, заячий след.
2. Составление предложений
Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.
Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.
3. Графический диктант
Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.
Целый день кричат грачи.
Скворец поймал червяка.
Летом очень печёт солнце.
У ручья цвела черёмуха.
Ученики ходили в цирк.
На чехле коричневые пуговицы.
Волчица с волчатами погнались за зайцем.
Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.
Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.
Возле качелей мальчики посадили деревца.
4. Слуховые диктанты
В зоопарке
Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.
Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.
Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.
5. Работа по карточкам
Плакат к занятию
Цели:
Образовательные:
- умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
- дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
- упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
- формирование навыков работы по инструкции.
Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
- развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
Воспитательные:
- формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».
Цели:
Образовательные:
- умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
- дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
- упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
- формирование навыков работы по инструкции.
Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
- развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
Воспитательные:
- формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.
Ход занятия
1. Орг. момент (слайд 2)
Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».
2. Объявление темы занятия. (слайд 3)
Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.
Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?
Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?
Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?
Звуки [ч] и [ц].
О каких буквах мы будем говорить на занятии?
О буквах Ч и Ц.
3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.
Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.
4. Анализ артикуляции. (слайд 4)
Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].
Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].
(Ученики выполняют задания.)
5. Характеристика звуков.
6. Связь звуков и букв. (слайд 5)
Ребята, послушайте стихотворения:
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?
А верхний элемент у буквы Ч?
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».
7. Развитие фонематического слуха:
Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])
Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.
8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)
Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?
(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.
Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])
9. Пальчиковая гимнастика
Поиграем с пальчиками.
“Этот пальчик мой танцует,
этот вот кружок рисует,
этот пальчик ловко скачет
Словно легкий- лёгкий мячик.
А мизинчик, мой малышка.
ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок
повалился на бочок”
10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)
В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?
(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)
А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].
(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)
Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.
Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:
кольцо – колечко
курица – курочка
огурец – огурчик
пуговица – пуговичка
птица – птичка
сестрица – сестричка
лисица – лисичка
улица – улочка
рукавицы – рукавички
водица – водичка
яйцо – яичко
перец – перчик
заяц – зайчик
овца – овечка
крыльцо – крылечко
перец – перчик
лицо – личико
словцо – словечко
луковица – луковичка
блюдце – блюдечко
11. Дифференциация звуков в предложении
Закончите предложения. (слайд 8)
После среды наступает....
На концерте выступали……
Ручей мельче....
Пчёлы разносят цветочную....
Слова для справок:
пыльцу, четверг, скрипачи, речки.
12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)
Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:
Гнездо.
У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.
13. Домашнее задание. (слайд 10)
Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:
Птицы кормить птенчики
Дети поливать огурцы и чеснок
Мальчик в окно стучит
Цветы в саду цвести
14. Итог занятия.
Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?
15. Оценка работы детей на занятии.
Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:
· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;
· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс
четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».
Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л
улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами
На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ
ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.
РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести
СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Измени слово, чтобы
В нем появился звук [Ч]:
кольцо
курица – ____________________________
огурец – ____________________________
пуговица –__________________________
птица
Измени слово, чтобы
в нем появился звук [Ч]:
сестрица
лисица – _____________________________
улица
рукавицы – ___________________________
водица – _____________________________
Измени слово, чтобы
в нем появился звук [Ч]:
яйцо
перец – ______________________________
заяц – _______________________________
овца – _______________________________
крыльцо – ____________________________
Измени слово, чтобы
В нем появился звук [Ч]:
перец – ______________________________
лицо – ______________________________
словцо – _____________________________
луковица – ___________________________
блюдце – ____________________________
Закончите предложения.
После среды наступает...
На концерте выступали…
Ручей мельче...
Пчёлы разносят цветочную...
Закончите предложения.
После среды наступает...
На концерте выступали…
Ручей мельче...
Пчёлы разносят цветочную...
пыльцу четверг скрипачи речки
Гнездо.
Ласточка весело защебетала.
Гнездо.
Ласточка весело защебетала.
У ласточки было четыре птенца.
Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.
Один птенчик выпал из гнезда.