Логопедическое занятие звуки н м. НОД по развитию произносительной стороны речи Дифференциация звуков "М" - "Н"
) и выполняет несколько служебных функций:
- разделительная функция,
- обозначение мягкости согласного на письме,
- показатель грамматических форм.
Разделительный мягкий знак.
- Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
:
семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].После приставок Ь никогда не пишется
Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
Пылю пылью .
Коля несёт колья .
Сначала полю , потом полью .Неразделительный мягкий знак.
Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).
- Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
моль , роль , пять , фонарь .
При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань. - в середине слова Ь обозначает:
- мягкость согласного перед твердым согласным:
Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма; - Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:
Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);
Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.
- мягкость согласного Л
перед любыми другими согласными (не Л):
маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.
- мягкость согласного перед твердым согласным:
Мягкий знак пишется (орф. №9):
- в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
- Мягкий знак в числительных
(№41)
- В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
- в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
- в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
- в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
- в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
- у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
- в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .
Мягкий знак не пишется
- внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн
:
ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий. - между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
- у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.
Ь — показатель грамматических форм.
Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)
- в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
дочь , мышь , ночь , тишь .
Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж. - в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
- во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
- в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
- в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
- в наречиях с основой на шипящую: вскачь
, наотмашь
, навзничь
.
Исключение : Уж замуж невтерпёж . - в : вишь , лишь , ишь , бишь .
- в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
Ь после шипящих не пишется:
- у существительных не 3-го склонения:
- в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
- в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
- в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
- у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
- у существительных не 3-го склонения:
-ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)
- Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .
- Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.
II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.
III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.
1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким
знаком (ь) в середине.
1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.
2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Открываем календарь -
Начинается январь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(С. Маршак)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.
Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.
ЛЕТО В АЛЬБОМЕ
Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!
ЗИМНИЙ ПРУД
Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.
СОСУЛЬКА
Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!
Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.
Мягкий знак Ь.
Мягкий знак Ь не обозначает звуков (как и твёрдый знак Ъ) и выполняет несколько служебных функций:
- разделительная функция,
- обозначение мягкости согласного на письме,
- показатель грамматических форм.
Разделительный мягкий знак.
- Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
:
семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].
После приставок Ь никогда не пишется
Ь
разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’]
(- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю
[сал’У] щи солью
[сал’й’У].
Пылю пылью
.
Коля
несёт колья
.
Сначала полю
, потом полью
.
Внимание
! Твердый знак Ъ отделяет приставку
, оканчивающихся на согласный, от корня на е, ё, ю, я,
а мягкий знак используется в остальных случаях.
В некоторых заимствованных словах перед -он
:
почталь он, баталь он, буль он, павильон, медальон, шампинь он.
Неразделительный мягкий знак.
Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).
- Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
моль , роль , пять , фонарь .
При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
тол - толь, угол - уголь, вес - весь, ясен - ясень, ел - ель, дан - дань. - в середине слова Ь обозначает:
- мягкость согласного перед твердым согласным:
Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма; - Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:
Кузь ме (изменили слово - Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);
Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется - гвозд одёр, где з - твердый звук.
- мягкость согласного перед твердым согласным:
- мягкость согласного Л
перед любыми другими согласными (не Л):
маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.
Мягкий знак - правила написания
Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.
Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:
- Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.
Однако есть фонемы, которые всегда:
а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;
б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.
Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.
На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:
а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;
б) Написание следом за ними мягкого знака.
Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.
Существуют три основные позиции:
- На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
- В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
- После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.
Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.
Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:
- Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.
Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:
- Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.
Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.
Когда пишется «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах
В русской орфографии существует несколько случаев, когда пишется мягкий знак после шипящих согласных «ж», «ш», «ч», «щ» в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Рассмотрим их подробно.
Ь после шипящих в существительных
После шипящих согласных «ь» пишется не для смягчения их. Ведь согласные «щ», «ч» не нуждаются в этом, являясь непарными мягкими согласными. А согласные «ж», «ш» , напротив, всегда твердые. Значит, мягкий знак, который пишется после шипящих согласных является морфологическим знаком, то есть маркером для обозначения существительных женского рода третьего склонения, например:
- помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
- горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
- бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
- ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.
написание которых отличаем от существительных мужского рода второго склонения:
- товари щ, плю щ, ово щ, бор щ;
- скрипа ч, смер ч, цирка ч, кала ч;
- камы ш, мяки ш, малы ш, шала ш;
- сторо ж, мор ж, фура ж, пля ж.
Мягкий знак после шипящих в глаголах
Глаголы в форме 2 лица настоящего времени изъявительного и повелительного наклонения единственного и множественного числа пишутся с «ь» после шипящих согласных:
- ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, строчи ш ь;
- обре ж ь - обре ж ьте;
- спря ч ь - спря ч ьте;
- пое ш ь - пое ш ьте.
В неопределенной форме глаголов после шипящих обязательно присутствует мягкий знак:
прибере ч ь, увле ч ь, помо ч ь, отре ч ься.
В наречиях
Наречия требуют написания мягкого знака после шипящих:
- упасть навзни ч ь, терпеть невмо ч ь;
- открыть окно насте ж ь;
- забыть напро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
- ударить наотма ш ь, случается спло ш ь и рядом.
Слова-исключения: уж, замуж, невтерпёж.
В конце частиц
В конце частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» также напишем мягкий знак.
Ишь ты какой умный!
Лишь звезды смотрели в сонный пруд.
когда пишется «ь» знак после шипящих помогите пожалуйста (пишет дочка)
Вы не указали, какая часть речи Вас интересует, а мягкий знак на конце слов может писаться или не писаться в существительных, кратких прилагательных, наречиях, глаголах и частицах.
Посмотрите на табличку из Интернета, где хорошо представлен почти все правила написания Ь после шипящих.
Обращаю Ваше внимание: нельзя говорить, что после шипящих Ь пишется на конце слов женского рода и не пишется на конце слов мужского рода. Это НЕВЕРНО, потому что слова ДАЧ, КРУЧ, ЗАДАЧ, ТУЧ относятся к женскому роду, а Ь в них не пишется, так как это слова 1-го склонения в родительном падеже множественного числа. А слова училищ, удилищ не относятся ни к женскому, ни к мужскому роду – это существительные среднего рода в родительном падеже множественного числа, и Ь в них тоже не пишется.
ПРАВИЛЬНО сформулировать правило так:
Мягкий знак после шипящих на конце слов пишется у существительных 3-ГО СКЛОНЕНИЯ и не пишется у существительных НЕ 3-го склонения, то есть 1-го и 2-го (примеры в таблице) .
НА конце наречий после шипящих Ь пишется, кроме слов УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
На конце глаголов после шипящих Ь пишется всегда и сохраняется перед возвратным суффиксом -СЯ и перед окончанием повелительного наклонения -ТЕ: стеречь – стеречься; решаешь – решаешься, мажь – мажься, мажьте.
А на конце кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется никогда (примеры в таблице) .
К правилам, представленным на табличке, следует добавить, что есть частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ, союз ЛИШЬ, на конце которых мягкий знак пишется.
Правописание мягкого знака
Буква мягкий знак как знак мягкости
Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .
Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .
Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква «ь» пишется в следующих случаях
1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .
Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .
?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).
2. После других согласных букв:
а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;
В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.
б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).
3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .
Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .
Буква «Ь» как показатель грамматической формы
Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;
В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.
б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;
г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .
После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;
б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;
в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;
г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .
Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .
Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:
а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;
б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;
в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .
Звуки и буквы
Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьет, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьет, альбом, мельница, пень.
II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.
III. Только, учитель, тетрадь, чья, чье, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить,
Петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.
2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.
1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятерку. 9. Я больно ударился о дверь, 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
1. Прослушать предложения. Записать и прочитать слова
С мягким знаком (ь) в середине.
1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолета. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привез Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жилье. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.
2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.
Пришел июнь.
“Июнь! Июнь!” –
В саду щебечут птицы.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села.
Собираем в августе
Урожай плодов
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
(С. Маршак)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.
Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Целый день шел снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.
ЛЕТО В АЛЬБОМЕ
Сейчас осень. А в моем альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нем нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и желтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!
ЗИМНИЙ ПРУД
Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.
СОСУЛЬКА
Вот и весенние деньки. Наденька надела теплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились черненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!
Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жилье. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчелы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.
Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов - Російська мова
Схожі записи:
ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ – Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось. – Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в...
2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, изменение их по числам СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Прослушать словосочетания. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?,...
4 класс Части речи Местоимение КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимениям. Дружить с ним, думать о них, пригласить его, встретить без...
Урок 67. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ Выполняем творческие задания на основе прочитанного произведения 427. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. На горе Арарат рвала...
ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 14 – 15 ЗВУКИ И ИХ РОЛЬ В РЕЧИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ 73 Прочитай стихотворение. Жизнь была бы...
Урок 18. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Узнаем и главных членах предложения 106. Прочитай отрывок из стихотворения. Как ты понимаешь выражения шумит тишина, поет Осень? Таинственно шумит...
52. Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам 413. Прочитайте и спишите пословицы. О чем они? В разговоре на какую тему...
ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Спишите слова. Поставьте...
МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ §34 – 35 Количественные числительные. Склонение и правописание целых количественных числительных 314 1. В материалах таблицы на с. 132 найдите ответы на...
Урок 11 Буквы и, ы Учимся правильно произносить и писать слова с буквами и, ы 76. Произнеси вслед за учителем скороговорки. 1. Мама мылом мыла...
ЯЗЫК Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФОЛОГИЯ – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное...
1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЕРВОМ КЛАССЕ СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 1. Прочитай и определи, где слова, а где предложение. Листопад, летит, лист, упал. Осенью листья...
Урок 34 Буква ь Учимся правильно произносить и писать слова с ь 242. Прочитай стихотворение вслед за учителем. Раз в апрельский ясный день Старый пень...
УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ээ Поэт Эмма Эдик Это Эти Этими Я возьму карандаши. эти Этот Этому Об этом Внимательно прочитай. Запиши предложения по памяти, сверь...
2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 1 1. Повтори написание слов в рамках на с. 4-10. Ознакомься со словарем в конце...
10.Правильно произносим и пишем слова с безударными гласными в корне слова. Читаем: определяем отношение автора к описываемому 79. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так,...
Урок 3 Украина – многонациональное государство Узнаем новые сведения об Украине 15. Повтори за учителем пословицу. Как ты понимаешь ее смысл? Своя земля и в...
4. ТЕКСТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 6 1. Прочитай текст. О чем он? Какой характер был у воробья? Всю...
ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 6. ЖАРГОННЫЕ СЛОВА МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте рассказ А. Моисеева. Какое впечатление он на вас произвел? Какую проблему поднимает в...
4 класс Части речи Имя прилагательное ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Волшебная ночь, у горячей печи, теплое молоко, новогодний вечер,...
ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 36. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С – ТЫСЯЧНЫЙ, – МИЛИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Сравните колонки с количественными...
5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Петя мечтал о п..нале. Он знал: у ребенка, который идет в...
6. СЛОВО СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ 8 1. Прочитай слова. Какие буквы нужно вставить вместо точек? П..суда, лет.. , пош..л, есл.. , п..чему, п..нал, м..г..зин,...
4 класс Части речи Глагол Правописание не с глаголами КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Подчеркнуть глаголы с частицей не. ПОСЛОВИЦЫ I ЧАСТЬ 1. Солнце врагу не погасить, а...
4 класс Части речи Глагол Глаголы на – ся, – сь ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Встретиться, радуется, удивляться,...
С НОВЫМ ГОДОМ! Ше же Идти Шел Шла Шли Шел Желтый Пришел Жесткий Ушел Желудь Нашел Тяжелый Зашел Окруженный Загадки 1. Желтый Антошка Вертится на...
Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...
Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...
Русский язык
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.
Цели у рока :
1.Закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
2.Используя игровые приемы, развивать у учащихся логическое мышление, речь.
3.Воспитание мотивации к учению.
Наглядность и оборудование: картины, кроссворд, таблицы.
Ход урока :
I. Организационная часть.
Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
1.Рапорт дежурного.
II. Сообщение темы урока.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать
Какую тему изучаем?
Где может стоять ь?
Мы сегодня продолжим изучение темы « Мягкий знак на конце и в начале слова»
III. Изучение нового материала.
1 .Задание на мышление.
На уроке русского языка мы учимся писать красиво. Чтобы узнать какие буквы будем писать, нужно выполнить задание.
гроза ветер луна солнце
дождь пыль ночь … (день)
а) Какое слово пропущено?
б) Что общего между словами нижнего ряда?
2. Минутка чистописания: нь
3. Что вы знаете о мягком знаке?
а) Мягкий знак-хитрый знак
Не назвать его никак
Он не произносится,
Но в слово часть просится.
4. Что обозначает мягкий знак?(мягкость согласного)
5.Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.
Ел-ель шест-
Угол- жар-
6.Мягкий знак пригласил гостей, в названиях которых пишется ь.
Прилетел гусь. Просит правильно написать слова.
Письмо под диктовку.
Гусь, лось, коньки, карась, мальчик, день, письмо, пальто.
а) Прочитайте слова.
б) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.
в)Прочитайте слова с ь на конце.
Прочитайте слова с ь в середине слова.
7. Пришли Машенька и Дашенька (картина)
Спрячьте ь в середину слова.
Пень-пеньки
8. Прилетел снегирь (картина)
а) Упражнение на мышление.
Назови лишний предмет.
Портфель, коньки, кольца, книга (нет мягкого знака).
б) Работа с учебником.
Выполнение упр. 15, стр. 84.
9.Пришел медведь (картина). Просит нас отдохнуть.
Физкультминутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,
С погремушкою ходил.
а) Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется ь (большой, поменьше, маленький, дзинь)
10. Заполни кроссворд (у каждого на парте)
а) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (Лось)
б) Стройный, красивый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день
Кто же это? …(Олень)
в) Домашнее животное (Лошадь)
г) Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу (Медведь).
11. Пришла Мальвина (картина)
Мальвина принесла пять больших тюльпанов.
а) Что принесла Мальвина?
б) В каких словах пишется ь?
в) Напишите предложение в тетрадь.
г) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.
На обратной стороне тюльпанов слова с пропущенной буквой. Нужно объяснить правописание слов с ь (Дети выходят к доске)
11.Задание от лебедя (картина)
Какие слова подходят к данной схеме?
деньки коньки
пеньки окунь
полька моль
пень угольки
пыльно соль
а) Где пишется ь?
12.Кто пришел к ь?
а) Назовите слова с ь на конце.
б) Назовите слова с ь в середине.
III. Заключительная часть.
1.Задание от самого Ь. Задание на дом. Упр. 14, стр. 84.
а) Какую тему изучали?
б) Где может стоять ь?
в) Кто пришел в гости к ь?
г) Какие задания понравились больше?