Масленичная неделя едят ли мясо. От Масленицы – к Великому посту
На наиболее частые вопросы о предписаниях церковного устава и традициях в дни Масленицы (Сырной седмицы) ответил настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН.
Можно ли есть мясо на Масленицу?
Нет, в Сырную седмицу (Масленицу) мясо исключается из рациона человека, который готовится к Великому посту.
Что нельзя есть на Масленицу?
В Сырную седмицу (Масленицу) из рациона человека, который готовится к Великому посту, исключается мясо и мясные продукты.
Можно ли есть рыбу на Масленицу?
Да, вкушение рыбы в Сырную седмицу разрешается.
Что нельзя делать на Масленицу?
Как и в любые другие дни, в Сырную седмицу перед постом, или Масленицу, как ее называют в народе, нельзя гневаться, нельзя обижать ближних. Одним словом, наносить вред другим людям.
Есть еще и постовое, то есть гастрономическое воздержание, но оно заключается в этот период только в воздержании от мяса и мясных продуктов.
Можно ли убираться на Масленицу?
Конечно, на Масленицу можно делать уборку в доме. Для того, чтобы в первую седмицу Великого поста не отвлекаться на бытовые дела и как можно больше времени посвятить молитве, добрым делам, посещению богослужений, которые очень важны для любого христианина.
Можно ли работать на Масленицу?
Да, конечно, на Масленицу можно работать. Никаких церковных ограничений на труд в этот период не существует.
На заставке: Леонид Соломаткин. Масленица. 1878 (фрагмент)
Икона «Страшный суд». Новгород,XV век, Третьяковская галерея
Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.
Что зна-чит «мя-со-пуст»?
Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.
Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?
Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.
По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.
Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?
«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»
Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!
Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.
Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».
«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.
Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.
Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.
Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия
При-ло-же-ние
Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це
«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).
Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. «Масленица» – название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется , византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» ().
Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.
Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.
Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением . Вечером – заговенье на Великий пост.
Масленицу в 2017 году отмечают с 20 по 26 февраля. На Сырную седмицу, или Масленицу 2017 мясные продукты уже под запретом, но рыбные блюда, молоко и молочные продукты, яйца ещё можно есть, даже в среду и пятницу. Сырная седмица - своеобразный «полупост», настраивающий верующих на переход от невоздержанности в еде к строгим устоям постничества, к телесному воздержанию.
Готовить душу и тело к Великому посту верующие начинают за четыре недели до его начала. Неделя о Мытаре и Фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная неделя (о Страшном суде), когда допустимо в пищу мясо, и Сыропустная неделя - воспоминания Адамова изгнания. Такой день известен как Прощёное воскресение, когда разрешены к употреблению молочные продукты.
Сырная седмица - последняя из недель, её ещё принято называть Масленицей. На церковных службах повествуют о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии Иисуса Христа, побуждают к соблюдению христианских заповедей и раскаянию.
СЫРНАЯ СЕДМИЦА 2016: ЧТО МОЖНО ЕСТЬ?
Сырная седмица - Масленица - некоторыми особенностями приближена к Великому посту. Церковь наставляет не поддаваться увеселениям и чрезмерным развлечениям. В среду и пятницу богослужение приближенно к великопостному. Во вторник за вечерней в первый раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Без неё не обходится ни одно богослужение во время Великого поста.
Трапеза - полускоромная. Плавная смена мясоедства постничеством помогает обрести особенное молитвенное настроение, нужное для духовной работы. Ведь телесное воздержание во время поста нужно именно для возможности усиленного труда духовного. Необходимо освящать тело и дух, помнить о прегрешениях, умилостивлять Бога, каяться, посещать болеющих и помогать неимущим, дарить друзьям и родным сердечность и мир.
ИЗ ИСТОРИИ
Предшествующая посту неделя, Сырная седмица, появилась в VII веке. В древности среди языческих народов было принято встречать весну, провожать зиму, прощаться с холодным временем. На Руси также прощались с зимней спячкой, праздновали возрождение весны. Празднк, посвященный этому, назывался Масленицей, или Комоедицей.
Церковь не всегда запрещала языческие праздники и традиции. Вместо этого народным обычаям придавался другой смысл, праздники замещались на христианские, воцерквлялись. Подобным образом произошло с традициями радоницы и колядования. Масленица была приурочена церковью к подготовительной, полупостной седмице перед строгим долгим постом. Языческое смысловое наполнение подменили христианским.
О МАСЛЕНИЦЕ В МИРУ
Служители православной церкви отмечают, что Масленица превратилась в один из праздников, а вместо благоговения процветает бесчинство и безудержный разгул. Невоздержание, чревоугодничество и неумеренное питье приводят к совершению новых грехов вместо того, чтобы замаливать предыдущие и очищаться духовно. Широкое празднество в Масленицу осуждается Церковью, считается недостойным истинно верующего.
«Разгульная масленица» уводит нас ко времени язычества. Соблюдение языческих традиций и обрядов, чревоугодничество и пьянство, неумеренные увеселения - совсем не это заложено Церковью в сам смысл Сырной седмицы.
В дни полагается уделять внимание семье, родным, поддерживать или устанавливать тёплые отношения с близкими, соседями. Не нужно забывать и о поминовении усопших.
Традиционное гостеприимство русского человека и стремление собраться за хлебосольным столом - проявление деятельного добросердечия. Совместная трапеза способствует примирению и согревает сердца. Поэтому и последнее воскресение перед Великим постом - Прощёное. К нему подготавливаются, даруя милосердие и утешение, тепло и участие, испрашивая прощения за свои поступки. Веселье должно оставаться умеренным.
ЧЕМУ ЖЕ ПОСВЯЩЕНА СЫРНАЯ СЕДМИЦА?
Готовиться встретить человеколюбивого Христа нужно сотворяя шесть дел евангельского милосердия. Подать еду голодающему, воду - страдающему от жажды, впустить под кров путника, дать одежду нагому, навестить болеющего и нанести визит находящемуся в заключении. Сырная седмица напоминает о Страшном суде.
Пост учит контролю над желаниями и умеренности. За время ограничения телесного верующие учатся подчинять стремления тела силе духа, контролировать мирские желания, чтобы в обычной жизни удерживаться от совершения греха. Но если человек по окончании поста разговляется без меры, чревоугодничает, а перед новым постом усиленно заговляется, - значит, что предыдущий пост его ничему не научил.
На евангельских чтениях в храме говорят о Закхее, который после покаяния угощал Спасителя и своих товарищей. Притча о блудном сыне учит миру и всепрощению. Вместо телёнка из притчи на Сырной седмице вкушают блины.
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
Масленица – это символ окончания долгой морозной зимы, символ прощания со снегом и метелями. Масленица – первый весенний праздник, и пусть еще кругом лежат сугробы, все равно солнце кажется ярче, воздух – теплее, а зима – уже чем-то далеким и прошедшим.
Какого числа масленица в 2017 году
М асленица – не только светский, но в первую очередь церковный праздник. Поэтому время празднования масленичной недели напрямую зависит от даты Пасхи. От начала Масленицы до Пасхи ровно 56 дней, то есть неделя самой Масленицы и 49 дней Великого поста. Несложно подсчитать, что дата Масленицы в 2017 году выпадает в феврале. С 20 февраля по 26 февраля вся страна будет справлять масленичную неделю перед началом Великого поста.
Что можно есть на масленичную неделю
Масленица в православии называется Сырной, иначе Мясопустной неделей. Так масленичная неделя называлась из-за списка продуктов, которые можно есть перед длинным Великим постом. Запрещалось есть мясо – любое и в любом виде, отсюда и Мясопустная неделя. Однако разрешены были яйца, рыба, молочные продукты – сливочное масло, сыр, что и дало второе название празднику – Сырная Седмица .
Масленичная неделя сопровождается веселыми гуляньями, активными играми и щедрыми угощениями. Конечно, первое, что приходит на ум при слове «Масленица» — это блины. Круглые, золотистые, символ весеннего солнышка, блины на Масленицу принято печь каждый день и угощать ими всех друзей и знакомых. Блины с маслом, блины с припеком, с икрой, с капустой, брусникой, сметаной, джемом, творогом, картошкой – в каждой семье был свой рецепт блинов, и ходить друг к другу в гости со своими фирменными блинами было принято на Руси практически повсеместно.
Масленичная неделя, что означает каждый день
Каждый день масленичной недели имеет свое значение, смысл и свои традиции.
Понедельник – «Встреча»
Первый день веселой седмицы, первый блинный день. Первые блины было принято раздавать нищим для поминовения усопших. Понедельник был посвящен подготовке к празднованию Масленицы – сооружались ледяные крепости для боев, ставились карусели. В день «Встречи» стартовала большая масленичная ярмарка, с потешными балаганами, выступлениями скоморохов и дудошников и прочими развлечениями. Но главным действием понедельника было воздвижение чучела Зимы – соломенной фигурки в длинном сарафане, которую через семь дней торжественно сжигали.
Вторник – «Заигрыш»
Название говорит само за себя – молодежь развлекалась заигрыванием друг с другом, катанием на санках и качелях. Повсеместно угощались блинами, устраивали потешные бои и взятия ледовых крепостей.
Среда – «Лакомка» или «тещин день»
На третий день масленичной недели теща приглашала любимого зятя отведать ее фирменных блинов со сметаной. Категорически запрещалось ссориться, тещи обязаны были всячески угождать зятьям.
Четверг – день «Широкого разгула»
Начало основных Масленичных празднеств. Шумные, веселые, гуляния проводились поистине на широкую ногу. За оставшиеся четыре дня до Великого поста народ старался наесться и блинов, и всего остального «скоромного» — ведь со следующей недели будут запрещены все животные продукты.
Пятница – «Зятьевы блины»
В этот день масленичной недели уже зять звал тещу в гости отведать блиночков. Теща обычно являлась не одна, а с целой толпой подруг – и всем женщинам зять обязан был угодить.
Суббота – «Золовкины посиделки»
В гости к молодой семье приходили сестры мужа. Девушки обменивались подарками, угощались – опять-таки! – блинами, советовали по поводу замужней жизни. Мужчин на такие посиделки, как правило, не звали.
Воскресенье – настоящий Масленичный разгул
Ярмарка, кулачные бои, ледовые крепости, катания, потехи и забавы – Масленица отмечалась с полным размахом. Но самым важным в этот день, разумеется, было сжигание чучела Зимы. Соломенная фигурка, которую в понедельник торжественно водружали в площади, в этот день сжигалась с песнями и плясками. И с последними искрами сгоревшего чучела заканчивалась Масленица. В понедельник начинался суровый Великий пост.