Материал для выполнения задания. Тема: Искусство публичного выступления
Задания
Какие утверждения правильные?
1. Орализация – это устное произнесение текста.
2. Орализация – это громкое произнесение текста.
3. Орализация – это подготовка письменного текста к устному воспроизведению.
4. Популяризация – это объяснение сложных слов и понятий через простые.
5. Популяризация – это сокращение большого текста.
6. Эффективнее приводить в устном выступлении точные цифры.
7. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.
8. Эффективнее приводить цифры в сопоставлении.
9. Эффективнее заменять существительные на глаголы.
10. Эффективнее заменять глаголы на существительные.
11. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении
усиливают речевое воздействие.
12. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении
ослабляют речевое воздействие.
13. Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.
14. Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.
15. Риторических фигур в речи оратора должно быть много.
16. Риторических фигур в речи оратора должно быть мало.
17. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.
18. Выразительность речи оратора зависит от эмоциональности оратора.
19. Важную информацию лучше помещать в начале фразы.
20. Важную информацию лучше помещать в конце фразы.
Заменить синонимом: аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конкурент, конфиденциальный, легитимность, лимитировать, суицид, субмарина, тинэйджер, электорат.
3. Дать простое, популярное определение следующим словам и составить с ними предложение:
Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (иначе: «газават»), диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (или пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис,шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.
4. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:
Образец: Нам нужна демократия.
Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество.
Необходимо защищать природу. Нам необходимо провести выборы. Давайте проведем субботник.
С курением надо бороться. Государство должно заботиться о неимущих. Человек в жизни должен занимать активную позицию. Обществу необходима доброта.
Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы.
Образец: «Надо меньше есть жирную пищу» - «Надо меньше есть сало, масло, свинину» и т.д.
Материал для выполнения задания:
здесь можно купить головные уборы; улицы заполонил транспорт; здесь можно купить спиртные напитки; на даче негде купить самые необходимые продукты питания; летом надо больше есть растительной пищи; люди стали намного больше платить за коммунальные услуги; здесь можно найти себе недорогую обувь.
6. Конкретизируйте (расширьте, дополните подробностями) фразу:
Образец: По двору ходил петух – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
Материал для выполнения задания
По улице бежал человек.
На столе стояла ваза с цветами.
На ступеньке террасы сидела лягушка.
По небу летел воздушный шар.
Ребенок полез на дерево.
Центральный нападающий забил гол.
Мы увидели внизу долину.
На улице вырыли канаву.
Прочитайте выражения в кавычках по правилам их произнесения в устной речи. Используйте выражения «так называемый», «так сказать», «в кавычках» либо особую ироническую интонацию.
Сегодня «герои нашего времени» работают в банках и криминальных структурах.
Прибыли на митинг и другие «радетели за народное счастье» - Анпилов и его возбужденные старушки.
Скоро появились милиционеры с дубинками – основные «борцы за демократию» в наше время.
Жулики работали под «крышей» областной администрации.
Рогозин и другие «новые демократы» представляют себя оппозицией власти.
Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно, нужно, необходимо пояснить.
вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.
Выполните упражнения по отработке выразительности речи.
1. Произнесите фразу «Это стоит пять рублей» с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем «Это стоит 1000 долларов» с интонацией, как будто это стоит три рубля.
2. Произнесите фразу с разными интонациями:
Здравствуйте! (официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг).
Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев) Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев) Спасибо, как это вы догадались! (искренность, восхищение, гнев)
Ничем не могу вам помочь! (искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы)
Вы поняли меня? (доброжелательность, учтивость, официальность, угроза)
До встречи! (теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие)
Это я! (радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность)
Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность)
Прочитайте каждое предложение быстро, а затем - отделяя однородные члены предложения выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?
1. В нашей истории было много замечательных полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жуков…
2. Как медленно тянулись эти месяцы ожидания возвращения домой: март, апрель, май, июнь и, наконец – июль!
3. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качалова, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова…
4. Произнесите фразу, интонацией придавая ей прямой и противоположный смысл:
Рад вас видеть Спасибо за работу Я в восторге Спасибо, мне было приятно ваше внимание Приятно было с вами поговорить Спасибо за комплимент Очень вам признателен С удовольствием Мне это очень нравится
Выразите свою признательность, благодарность своему товарищу или преподавателю. Обращайтесь конкретно, называя адресата по имени. Говорите фразы с искренними интонациями благодарности.
Конкретизируйте, за что вы благодарите – приведите факт, подробность, делающие вашу благодарность более искренней и вежливой.
Образец: Большое спасибо тебе за помощь. Ты меня просто выручил – дал мне калькулятор, и я успел вовремя подготовить все данные. Я очень тебе благодарен!
14. Выразите радость при встрече, используя формулы вежливости. Обращайтесь к конкретному адресату:
Как я рад вас видеть! Я очень рад нашей встрече! Я рад, что вижу тебя!
Как я рад видеть тебя! Какая приятная встреча! Как приятно тебя видеть!
15. Произнесите фразу Как приятно тебя видеть! с радостью - вы очень давно не виделись; дополните ее, расширив дополнительными словами свое выражение радости, чтобы усилить выражение радостных чувств .
Образец: Как приятно тебя видеть! Сто лет не виделись! Я так по тебе соскучилась! Иди, садись рядом со мной!
Эпифора, как и анафора – сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.
Постройте свое выступление на эпифоре.
1.Почему у нас за все надо платить? … - плати,
…. - плати,
…. - плати,
…. - плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.
2.Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника, Хочешь … - спроси разрешения у чиновника, Решил … - спроси разрешения у чиновника,
Понадобилось тебе … - спроси разрешения у чиновника. Захотел … - спроси разрешения у чиновника,
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С. Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»
Тема 3. Работа над речевой формой выступления
Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения. Подобная работа над текстом называется в риторике «орализация текста» (от англ. оral – устный), то есть «превращение письменного текста в устный». Можно говорить об определенных правилах орализации, которым рекомендуется следовать при работе над речевой формой выступления.
Разговорность стиля
Книжные и официальные слова надо постараться в процессе подготовки выступления заменить на стилистически нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности». Вместо «в прессе» можно сказать «в газетах», вместо «средства массовой информации» – «газеты, радио и телевидение», вместо «прессинг» – «сильное давление» и т.д.
Простота изложения
М.Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо для слушателей максимально упростить.
Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова, но их не должно быть много и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово нужно понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, близкие по значению слова и выражения, привести пример его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.
Например:
«Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое-либо дело, предприятие». Инвестиция – это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает, конечно же, на развитие того предприятия, в которое он вкладывает свои средства, и надеется впоследствии получить от этого предприятия прибыль. Ясно, что инвестиция для любого инвестора – это риск. Понятно также, что нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Поэтому слово «инвестиции» так часто употребляется сейчас в нашей прессе. Таким образом, инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня мы поговорим с вами о проблемах инвестиций в российскую экономику».
Объяснение сложных слов и понятий через простые называется приемом популяризации. Владение данным приемом является важнейшим условием подготовки эффективного устного текста.
Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте устного выступления (прием упрощения синтаксиса). Текст надо строить с использованием более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления). Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Известно, что лучше воспринимаются слушателями предложения, не превышающие 13-15 слов.
Приведение цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.
1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
2. Цифры лучше округлять.
3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции
(например: сейчас население нашего города в три раза больше, чем до войны).
4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: «по площади как Москва», «такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года» и т. д.
5. Необходимо точно указывать источник приводимых статистических данных.
Конкретность лексики
Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, конкретизируя их, то есть заменять на более конкретные, (прием конкретизации). Вместо того, чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше сказать «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров» и т.д. Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.
Вместо существительных, где это можно, лучше употреблять глаголы: вскрытие - вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение - достичь, улучшение - улучшить, что делает восприятие более конкретным и наглядным.
Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратора. Для повышения внимания слушателей, для придания речи наглядности, образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, вводя идею, можно приводить конкретные подробности, касающиеся появления этой идеи у оратора. Так, вместо «Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне…» можно сказать так: «На прошлой неделе, когда ехал на дачу, на автостанции я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне…».
Разнообразие номинативных средств
Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.
К важным риторическим фигурам относится повтор - «учиться, учиться и еще раз учиться». Повтор ведет к запоминанию (вспомним – «повторение - мать учения»); однако установлено, что механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.
Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг - дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.
Риторические фигуры
Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» некоторую идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.
Есть и другие риторические фигуры.
Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.
Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.
Антитеза - риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.
Перечислительный ряд: группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Для того, чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех.
Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством.
Гипербола – преувеличение (заведомое), например, нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.
Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.
Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов будет особенно эффективен, если он – один, если краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.
Передача графических знаков в устной речи
Если в тексте подготовленного выступления есть слова в кавычках, то при устном воспроизведении такие слова читаются обычно с помощью фраз «так называемый», «так сказать», либо выделяются особой иронической интонацией. Иногда говорят - «в кавычках».
Например: И вот эти так называемые (варианты: так сказать, в кавычках) «борцы за народное счастье» сейчас опять претендуют на место в областной думе.
Выразительность речи
И, наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей
Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, несколько менее информативное - в начале. Наименее информативна обычно середина фразы. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.
Конкретизируйте (расширьте) фразу.
Образец. По двору ходил петух. - По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.
7. Прочитайте слова в кавычках по правилам их произнесения в устной речи. Используйте сочетания так называемый, так сказать, в кавычках либо особую ироническую интонацию.
1. Сегодня «герои нашего времени» работают в банках и криминальных структурах. 2. Скоро появились милиционеры с дубинками - основные «борцы за демократию» в наше время. 3. Жулики работали под «крышей» областной администрации.
8. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.
Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.
9. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.
1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие этого... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесения сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение нового материала... 9. Развивать стремление к...
Приведите свои примеры слов и выражений, одно из которых соответствовало бы признаку разговорности, а второе - не соответствовало.
10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.
I. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из: специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.
II.Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».
В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.
Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:
Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!
И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:
Если кто имеет вопросы, прошу задавать!
В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.
Вы имеете, товарищ? - ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.
Имею, - ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. - Ты из меня всю кровь выпил.
Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.
Сижу - и не понимаю, жив я или уже помер, - объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.
Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? - оратор обидчиво скривил рот и побледнел.
В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, - объяснил Чуфыркин.
Я не понимаю, - заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. - Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?
Имею, - подтвердил Чуфыркин, - объясните «резюмирую».
То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?
Что означает, объясни!
Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резюмирую»?
Совершенно непонятно, - вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.
Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это, видите ли, товарищ, слово иностранное...
Что обозначает? - повторил Чуфыркин.
Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. - Понимаете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать... Одним словом, понимаете?..
Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объясните, - продолжал Чуфыркин настойчиво.
И кто такой камер-лакей? В какой камере? Председатель взвился, начал звонить. - Не сразу, товарищи, прошу по очереди!
-«Аккредитовать» не понимаю!
Ну, что значит аккредитовать? - растерялся оратор. - Ну, значит, послать к нам своих послов
Так и говори!! - раздраженно забасил кто-то на галерее.
-«Интервенцию» даешь! - отозвались задние ряды. Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:
И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать использовать!
Здорово! - отозвался зал. - Вот так припаял! Шкраб, он умеет!
В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно прозвонил и выкрикнул:
Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?
Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.
Что не учел оратор?
Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?
Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?
Что такое шкраб?
Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил подготовки устного выступления.
12. Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочитайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Измените их в соответствии с требованиями к устному выступлению - сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.
Образец. В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки - сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) - прибор для восстановления кинескопов.
Исходный текст | Текст для устного выступления |
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городких районов | Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села |
Было представлено около 150 экспонатов | На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами |
Особенно отличился Михаил Калган, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину | Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калган из Анны сконструировал маленькую стиральную машину |
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки - сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) - прибор для восстановления кинескопов | Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства - зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа - прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями |
I. Наши хирурги смогут резать без крови. На Пермском заводе имени Дзержинского начинается серийный выпуск уникального электроскальпеля. По свидетельству специалистов, этот своеобразный инструмент не имеет аналогов в России. Особенность электроскальпеля в том, что он позволяет проводить бескровные операции. Система «заваривания» сосудов токами высокой частоты работает в автоматическом режиме с учетом плотности тканей внутренних органов. Клинические испытания электронного помощника показали его полную надежность при проведении самых сложных операций.
(Из газет)
II. Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма.
НАСА (Национальное агентство по астронавтике и аэронавтике США) совместно с компанией «Локхид Мартин» ведет разработку пассажирского космического лайнера многократного использования «Венчур стар», который позволит радикально снизить стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки и людей. Тогда можно будет организовать полеты в космос для богатых туристов. Первый полет корабля многоразового использования намечен на 2003 год.
Компания «Спейс эдвенчурс» предлагает программу «Шаги в! космос». Программа будет стоить 95 тысяч долларов и включать суборбитальный полет в течение не менее 45 минут. Компания «Зигрем спейс вояджиз» разрабатывает систему «Спейс круи-зер», напоминающую роскошный самолет, рассчитанный на шестерых пассажиров. На его борту они смогут подняться на высоту более 100 км и провести 2,5 минуты в невесомости. Частная компания «Сивилиен остренот» предлагает более дешевый вариант космического полета - всего за 3,5 тысячи долларов. В космос смогут подняться пилот и шесть пассажиров.
Американский эксперт по космическим полетам Патрик Коллинз считает, что становление рынка космического туризма возможно в ближайшее время. Объемы рынка прогнозируются американцами примерно в миллион туристов ежегодно. "
(Из газет)
III. Ум есть - силы не надо.
Обнаружен скелет неандертальца, жившего 300000 лет назад. Его рост значительно выше, чем было принято считать раньше, - 177 сантиметров. Вес тоже приличный - около 100 килограммов. Такой скелет предполагает внушительную мышечную массу. У многих сородичей рост еще больше - как у баскетболистов, достигает 2 метров. Ученые считают, что продолжительность жизни неандертальца составляла не менее 50 лет. По прежней теории, они жили значительно меньше. Их мозг лишь на 7 % отличался от нашего. Неандертальцы были не так примитивны, как принято думать. Они хоронили предков, оберегали могилы.
Почему же худосочные кроманьонцы превзошли мощных неандертальцев и дали начало человеческой цивилизации? Проклятьем неандертальцев стала их физическая мощь. Кроманьонцы же от безысходности выкручивались, помогали друг другу, искали более сложные формы социальной организации, развивали речь и прочие средства коммуникации. Верзилы-неандертальцы жили по индивидуальным законам - и проиграли. Тщедушные кроманьонцы строили общество - и выиграли.
(Из газет)
13. Выполните упражнения по отработке выразительности речи.
I. Произнесите фразу Это стоит пять рублей с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем фразу Это стоит 1000 долларов с интонацией, как будто это стоит три рубля.
II. Произнесите фразы с разными интонациями (по О.А.Баевой).
1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Доброжелательность, учтивость, официальность, угроза.) 7.-До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность.)
III. Прочитайте каждое предложение быстро , а затем, отделяя однородные члены предложения выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?
1. В нашей истории было много замечательных полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жу-_ ков... 2. Как медленно тянулись эти месяцы ожидания возвращения домой: март, апрель, май, июнь и, наконец - июль! 3. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качалова, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова...
IV. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации (по О.А.Баевой).
1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спасибо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится.
V. Прочтите с заданной интонацией.
1. Прочтите эту фразу как серьезный жизненный совет и как ироническую шутку. Как правильнее?
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
(А. С. Пушкин)
2. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:
Вы делитесь с собеседником радостью;
Вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;
Вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, который о вас заботится;
Вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами;
Вы возмущены, говорите об этом с гневом - вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;
Вы сообщаете об этом с тревогой - вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;
Вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к собеседнику - его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.
3. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вложенный в них писателями. Следуйте комментариям писателей.
1. «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» - сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Толстой). 2. «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» - сказала она тихо, но решительно (Л.Чарская). 3. «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» - кричала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями (Ш.Перро). 4. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» - сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень с души упал (В.Драгунский). 5. «Ну, я вижу - с тобой каши не сваришь!..» - с сожалением протянул Мишка (В.Драгунский).
4. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так,как вы хотите. Следуйте заданиям (по Л.А.Введенской).
Перестаньте
Выразите тревогу
Выразите обиду
Произнесите как выражение кокетства Вы раздражены Вы притворяетесь Вы требуете категорично Вам это все надоело
Бабушка приехала
Сообщите факт
Сообщите важную новость
Удивите собеседника этой новостью
Порадуйте новостью собеседника
Огорчите собеседника
Вызовите у собеседника зависть
Продемонстрируйте свое раздражение.
Мы пойдем в зоопарк
Вопрос-просьба
Радостно сообщаете новость друзьям
Вопрос-уточнение (идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы)
Предложение младшему брату или сестренке
Неудовлетворенность
Решимость
Предупреждение
Упрямство
Оставьте их
Снисходительность
Предупредительность
Безразличие
Снег пошел
Вопрос-удивление
Восхищение и радость
Огорчение от смены погоды
Грусть (вы не любите зимний холод)
Безразличие
VI. Анафора - довольно сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональных выступлениях всех типов.
1. Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст- аргументация.
Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку. - Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека. Мы все любим ходить ё театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством. Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захочется.
Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отвечает только самым невзыскательным вкусам.
Нам необходим телевизионный и радиоканал «Культура», который дал бы нам возможность приобщиться к лучшим образцам кино, театра и музыки.
1. Я понимаю ваши сомнения, возражения, все недостатки предлагаемого мной метода, но это все-таки лучше, чем то, что мы
имеем до сих пор. 2. Мы все нуждаемся в спокойствии, в благополучии, в уверенности в завтрашнем дне. 3. Мешают нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу. 4. Нам нужно изучить прошлый опыт нашей страны, опыт других стран, которые прошли через реформы, подобные нашим, а также возможные последствия реформ для нашей страны. 5. Всем нам хочется жить в нормальных условиях, полноценно питаться, нормально отдыхать, иметь возможность получить хорошее образование.
2. Постройте свое выступление на анафоре.
1.Вредит нам наша...
Вредит нам...
Вредит нам...
Однако нам поможет наша...
Нам поможет наша...
Нам поможет наша...
Мы сделаем Россию великой страной!
2. Мы верим в... нашей страны...
Мы верим в способность нашего народа...
Мы верим в возможность...
Мы верим в то, что наша страна...
Мы верим в то, что в нашей стране...
Россия будет великой страной!
Мы верим в нашу молодежь, потому что...
Мы верим в нашу молодежь, потому что...
Мы верим, что именно молодежь сделает нашу Россию великой страной!
4. Нам надо опираться на...
Нам надо опираться на...
Нам надо опираться на...
Нам надо опираться на...
И тогда все у нас получится!
3. Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.
Образец. Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности. - У нас прекрасные ученые, которые...
У нас замечательные...
У нас прекрасные...
У нас великолепные...
Наши... лучше американских...
Мы великолепно умеем собираться в решительный момент...
Мы прекрасно умеем...
Да здравствует Россия!
VII. Эпифора, как и анафора, - сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.
Постройте свое выступление на эпифоре.
1. Почему у нас за все надо платить?
Плати.
Плати.
Плати.
Плати.
Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?
Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.
2. Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?».
Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?
Надо тебе... спроси разрешения у чиновника,
Хочешь... - спроси разрешения у чиновника,
Решил - спроси разрешения у чиновника,
Захотел - спроси разрешения у чиновника.
Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено»?
VIII. Градация - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.
1. Используйте градацию .
Об р а з е ц. Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.
1. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она... она просто...
2. Вы завершаете свое публицистическое выступление . Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова! и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.
1. Это не просто... это... это это, наконец, просто - !..
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, не-
предусмотрительность, невнимательность к выполнению своих: должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность.)
Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!
2. Я не просто... тексты современной поп-музыки.., я их.., я
их... я их... я их просто!..
(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, 1 видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, неГ испытываю интереса.)
Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!
3. Такое поведение депутата Думы не просто.., оно.., оно..,
оно.., оно!..
(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопу-j стимо в его положении, преступно.)
Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!
Ваше мнение
Почему излишне «красивые» выступления обычно вызывают раздражение аудитории?
ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Как готовиться к устному выступлению
Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.
1. Экспромт - выступление без подготовки.
2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.
3. Текст выступления - текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.
4. Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.
Возможны и комбинации различных способов.
Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности-лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, которые не вполне уверены в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П.Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект - это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.
Нужно уметь пользоваться своими записями во время выступления. Разные ораторы пользуются своими записями по-разному. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по возможности реже.
Обдумывание выступления
Предположим, вы узнали, что вам предстоит выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?
Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.
Если необходимо посоветоваться, то только по целому выступлению.
Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д.Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».
Для выступления выбирайте 1-2 вопроса, не более. Так вам будет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям. Всегда важно, выступая, иметь резервные знания - материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. Д.Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».
С избытком подбирайте материал: это придаст вам уверенности.
Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о..., затем о... и, наконец, расскажу о...
Д. Карнеги советует также заранее высказывать самому себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т.е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: Очень важно иметь в виду...; Самое главное в том, что я хочу сказать...; Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.
И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.
Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз - распределите это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, чтобы потом рассмотреть выступление с новых позиций, готовьте свое выступление по блокам - так вы быстрее его за-! помните и сможете лучше отредактировать.
Выбор темы и определение основного
Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.
Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ.
Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т. е. выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.
Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного/бесплатно-го образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, возможность совмещения учебы и работы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании учебы, цели Щ учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
Структура публичного выступления
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура - это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.
Во вступлении различают зачин (цель - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель - объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть содержит аргументацию тезиса.
Заключение может включать напоминание (цель - напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель - сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель - вызвать реакцию слушателей).
Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.
Обозначение структурных частей выступления
Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать особыми средствами. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с, теперь о, и наконец, о, в заключение отмечу, что и др. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно - паузами, снижением тона.
Исследования показали, что числительные (первое, второе, третье) как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо. Однако больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т.д.
Место важной информации
Большое значение имеет подача наиболее важной, существенной информации. В каком месте выступления давать ее? В конце XIX в. психолог Г. Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и в конце. С учетом этого эффективно применение так называемой рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что...; Итак, мы установили, что...
Подготовка конспекта выступления
Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот совет Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и расклассифицировать».
Не надо, вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т.д., поскольку нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках - оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему (например, «Платное образование», «Русский характер», «Правила общения» и т.д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге - это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера - так тоже легче их различить и разложить по темам.
Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записывать на листочках. П. Со-пер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10 000 слов и не запишете ни одного... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание».
Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом.
1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно - это может понадобиться впоследствии.
2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.
3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов.
4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт, это означает, что вам нужно добавить сюда материал.
5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.
6. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Используйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму вопросу) либо задавайте вопросы типа: Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?
Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.
Надо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.
Как пользоваться конспектом?
Разные лекторы пользуются с
1. Соотнесите следующие высказывания и ситуации с законами общения.
1. | «Не ругают только пень от срубленного дерева; ты же не можешь стать пнем» (Д. Карнеги). | |
2. | «Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься, тем проще для восприятия должна быть твоя речь» (Макиавелли). | |
3. | «Чем значительнее человек, тем больше удовлетворения получают люди, оскорбляющие его» (Д. Карнеги). | |
4. | «Речь должна быть снята по мерке слушателя как платье по мерке заказчика» (Михальская). | |
5. | Утро вечера мудренее. | |
6. | «Если вы выступаете на заседании парламента, то речь ваша должна быть такой, чтобы ее мог понять семнадцатилетний юноша. Если говорите с залом в две тысячи человек, то будет уместно вообразить перед собой слушателя лет эдак в десять-двенадцать. А когда вас слышит стомиллионная аудитория в момент выступления по телевидению, то излагайте свои мысли так, чтобы они были доступны даже выпускнику детского сада (П. С. Таранов). | |
7. | «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать» (Д. Карнеги). | |
8. | Плохие вести не лежат на месте. | |
9. | «Есть пятьдесят способов сказать да и нет, и только один способ это написать» (Б.Шоу). | |
10. | У японцев есть слово «саби», что означает «уединенное молчание на природе». В одиночестве они слушают стрекот кузнечиков, пение птиц, гуденье поездов – и молчат. Зачем они это делают? | |
12. | «Какое слово скажешь, такое и услышишь» (Гомер). | |
13. | - Дайте соль! - А почему так грубо? | |
14. | -Не знаете, который час? - Кто не знает? Я не знаю? Да вы сами не знаете! |
Исследовательская лаборатория
Подготовьте сообщение.
1. Этика делового общения. 2. Речевой этикет: «максимы вежливости» и средства их выражения. 3. Интернет как новое средство коммуникации. 4. Условия эффективного речевого взаимодействия. 5. Коммуникативные барьеры. 6. Правила телефонного этикета.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.
2. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова “общение”. Что общего и различного в толковании этого понятия?
3. Какие признаки индивида определяют понятие «языковая личность»?
4. Дайте понятие эффективной коммуникации. Выявите её характерные признаки.
5. Соблюдение коммуникативного равновесия.
6. Перечислите принципы делового общения.
7. Назовите основные законы общения.
Функциональные стили языка
Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.
А). Жизнь общества и государства требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, и выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Известно, что внешней формой выражения права является законодательство, которое во все времена люди пытались совершенствовать. Prima facies, одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.
Б). Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, всё скоро кончилось.
В). Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с конем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесён значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
Г). Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Контрольные испытания отремонтированных нашим участком приборов требуют присутствия слесарей-наладчиков. Мы сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных бухгалтерией. Поэтому просим разобраться в этом вопросе и принять необходимые меры.
Д). Станция в ужасе замерла. На лоб надвинула тьму и светилась в ней осовевшими от непрерывного грохота глазками. Суета на её платформах была непрерывная, несмотря на предутренний час. В низком желтом бараке телеграфа три окна горели ярко, и слышался сквозь стекла непрекращающийся стук трех аппаратов.
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д |
Домашнее задание
1. Составьте резюме, предполагая, что Вы являетесь соискателем на должность: 1) маркетолога; 2) менеджера по закупкам; 3) инженера; 4) торгового представителя коммерческой фирмы.
2. Напишите аннотацию на статью (из газеты, журнала), связанную тематически с Вашей будущей профессией.
___________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите стилеобразующие факторы функциональных разновидностей речи современного русского языка.
2. Определите области применения функциональных стилей и их взаимодействие.
3. Значение официально-делового стиля в жизни человека.
4. Как грамотно составить резюме, заявление. Перечислите правила составления и оформления заявления, резюме.
5. Определите этапы проведения деловой беседы.
6. Перечислите правила библиографического описания книги, статьи.
7. Перечислите особенности композиции реферата и курсовой работы.
8. Сопоставьте фразеологизованные синтаксические конструкции делового стиля и разговорной речи.
7. Перечислите стилевые и языковые особенности научного стиля.
8. Что общего у официально-делового и научного стилей? В чем отличие?
9. Назовите жанры научного стиля. Можно ли отнести к жанрам научного стиля курсовую работу «Анализ организации поступления и приемки товаров», монографию «Маркетинг розничной торговли», служебная записка о замене оборудования в научной лаборатории?
10. Расскажите о правилах построения научного текста, его композиции.
Публичное выступление
Прочитайте названия выступлений. Объясните, почему одни из них являются удачными, а другие неудачными.
1. Участие российской команды в европейском и мировом чемпионатах по футболу роботов: проблемы и перспективы. 2. Мы снова вместе. 3.Применение нового операционного исчисления.4. Загадка Шекспира. 5.Три шага к успеху.
Конкретизируйте (расширьте) фразу.
Образец. По двору ходил петух. - По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.
Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.
Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете
приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.
Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько
Риторика. Задания
Упражнение 1. Дайте толкование следующим словам по схеме: простое популярное определение + иллюстрация примером.
Пример: инвестиции – долговременное вложение средств во что-либо, к примеру – инвестиции в металлообрабатывающую промышленность.
Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад, диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (или пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.
Упражнение 2. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей.
Ø Образец. Нам нужна демократия.
Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество.
Необходимо защищать природу.
Нам необходимо провести выборы.
Давайте проведем субботник.
С курением надо бороться.
Государство должно заботиться о неимущих.
Человек в жизни должен занимать активную позицию.
Обществу необходима доброта.
Упражнение 3. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы:
Ø Образец. Надо меньше есть жирную пищу. - Надо меньше есть сало, масло, свинину и т.д.
Материал для выполнения задания
Здесь можно купить головные уборы, улицы заполонил транспорт, здесь можно купить спиртные напитки, на даче негде купить самые необходимые продукты питания, летом надо больше есть растительной пищи, люди стали намного больше платить за коммунальные услуги, здесь можно найти себе недорогую обувь.
Упражнение 4. Конкретизируйте (расширьте) предложенные фразы.
Ø Образец: По двору ходил петух. – По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.
Материал для выполнения задания
По улице бежал человек.
На столе стояла ваза с цветами.
На ступеньке террасы сидела лягушка.
По небу летел воздушный шар.
Ребенок полез на дерево.
Центральный нападающий забил гол.
Мы увидели внизу долину.
На улице вырыли канаву.
Упражнение 5. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.
Ø Образец. Здесь целесообразно пояснить. - Здесь важно, нужно, необходимо пояснить.
Материал для выполнения задания
Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.
Упражнение 6. Упростите фразы синтаксически и лексически, разбив их на несколько предложений и подготовив их таким образом к восприятию на слух.
1) Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.
2) Вчера в здании областной администрации состоялась официальная встреча посла Сингапура в России господина Марка Хонга и генерального директора компании «Мен» Кеннета Девиса с губернатором Воронежской области Владимиром Кулаковым, на которой присутствовал также глава администрации Лискинского района Виктор Шевцов, генеральный директор «Лискисахар» Николай Кургузов и представители областной администрации, занимающиеся проблемами международного сотрудничества Воронежской области.
Упражнение 7. Проделайте работу по комплексной орализации текста (превращению его в удобный для восприятия на слух). Прочитайте текст и упростите его, подготовив для устного выступления. Измените его в соответствии с требованиями к устному выступлению: сделайте фразы более простыми, разговорными, замените термины и книжную лексику на разговорные слова, сделайте предложения более короткими, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.
1) Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма.
Наса (Национальное агентство по астронавтике и аэронавтике США) совместно с компанией «Локхид Мартин» ведет разработку пассажирского космического лайнера многократного использования «Венчур стар», который позволит радикально снизить стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки и людей. Тогда можно будет организовать полеты в космос для богатых туристов.
Компания «Спейс эдвенчурс» предлагает программу «Шаги в космос». Программа будет стоить 95 тысяч долларов и включать суборбитальный полет в течение не менее 45 минут. Компания «Зигрем спейс вояджиз» разрабатывает систему «Спейс круизер», напоминающую роскошный самолет, рассчитанный на шестерых пассажиров. На его борту они смогут подняться на высоту более 100 км и провести 2,5 минуты в невесомости. Частная компания «Сивилиен остренот» предлагает более дешевый вариант космического полета - всего за 3,5 тысячи долларов. В космос смогут подняться пилот и шесть пассажиров.
Американский эксперт по космическим полетам Патрик Коллинз считает, что становление рынка космического туризма возможно в ближайшее время. Объемы рынка прогнозируются американцами примерно в миллион туристов ежегодно.
2) Ум есть - силы не надо.
Обнаружен скелет неандертальца, жившего 300000 лет назад. Его рост значительно выше, чем было принято считать раньше - 177 сантиметров. Вес тоже приличный - около 100 килограммов. Такой скелет предполагает внушительную мышечную массу. У многих сородичей рост еще больше - как у баскетболистов, достигает 2 метров. Ученые считают, что продолжительность жизни неандертальца составляла не менее 50 лет. По прежней теории, они жили значительно меньше. Их мозг лишь на 7% отличался от нашего. Неандертальцы были не так примитивны, как принято думать. Они хоронили предков, оберегали могилы.
Почему же худосочные кроманьонцы превзошли мощных неандертальцев и дали начало человеческой цивилизации? Проклятьем неандертальцев стала их физическая мощь. Кроманьонцы же от безысходности выкручивались, помогали друг другу, искали более сложные формы социальной организациями, развивали речь и прочие средства коммуникации. Верзилы- неандертальцы жили по индивидуальным законам - и проиграли. Тщедушные кроманьонцы строили общество - и выиграли.
3) Изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям «видеть» окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж.Дж.Томсон, О. Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глаза, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. На вопрос, как они это делают, маститые ученые так и не нашли ответа. Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином – экстрасенсорное восприятие. Иначе говоря, распознавание окружающего мира не с помощью пяти известных органов чувств, а посредством неких полей, окружающих человека и составляющих его информационно-энергетическую ауру.
Упражнение 8. Преобразуйте высказывание в анафору («единоначатие»), добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст-аргументация.
Ø Образец
Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку.
Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека.
Мы все любим ходить в театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством.
Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захочется.
Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отвечает только самым невзыскательным вкусам.
Нам необходим телевизионный и радиоканал «Культура», который дал бы нам возможность приобщиться к лучшим образцам кино, театра и музыки.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Обзор приемов вербальной коммуникации. Структура речевой коммуникации. Виды вербальных коммуникаций в ораторстве. Акустические, тактильно-кинестизические, ольфакторные средства общения. Мимическое выражение эмоций. Невербальное межличностное пространство.
курсовая работа , добавлен 26.03.2014
Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.
реферат , добавлен 23.12.2014
Общие правила назначения и расчета пособия по уходу за ребенком. Современные изменения в законодательстве Российской Федерации, ряд существенных уточнений, которые помогут более точно и правильно определять и право на данное пособие, и его размер.
статья , добавлен 09.11.2010
Социально-психологические аспекты коммуникативной деятельности. Проблемы общения людей пожилого возраста и методические подходы к их решению. Технологии социальной работы по формированию коммуникативных навыков в пенсионном возрасте, опыт учреждений.
дипломная работа , добавлен 13.02.2011
Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.
дипломная работа , добавлен 19.03.2009
Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.
реферат , добавлен 04.06.2012
Нравственный барьер человеческой личности. Основные риторические постулаты. Зоны психологического пересечения аудитории. Процессы анализа и синтеза речи. Приоритетная позиция слушающего и ложь в речевой коммуникации. Три типа приема и передачи информации.
реферат , добавлен 12.10.2009
контрольная работа , добавлен 09.01.2011