«Научный комплекс вершина экономики. Какова география научного комплекса России? Структура российской науки Почему научный комплекс называют вершиной экономики
« Научный комплекс.» 9 класс
Цели: 1.Проверить знания по изученному разделу «Экономика РФ»
2. Познакомить с понятием «Межотраслевые комплексы» и дать первое представление о функциях каждого.
3. Познакомить с составом и географией научного комплекса России.
4.Показать значение научного комплекса в экономике России.
5.Сформировать понятие «Технополис».
Оборудование: Политико-административная карта России, Учебник с картосхемами и таблицами, Атлас 9 класс, тесты для обобщения темы «Экономика РФ», тетради для сам.работ.
Ход урока:1. Проверка знаний по теме «Экономика РФ»(тестирование)-20 мин
2.Изучение нового материала-20 мин
Рассказ учителя 5мин. О межотраслевых комплексах (Анализ табл. №21 стр 86 и рис. 30 стр 87)
Запись в тетради. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ- группа взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающие друг друга.
ОТРАСЛЬ- совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающие однородные услуги.
Проблемный вопрос.
Почему научный комплекс изучается первым?
Дети определяют задачи, которые сегодня мы должны решить.
ЭПИГРАФ УРОКА: Слова Академика Моисеева: «Успех приходит странам, ориентированным не столько на развития тяжелой и легкой промышленности, добычу ресурсов и даже не на создание новых технологий, сколько на организацию такого общества, при котором раскрепощается интеллектуальный потенциал, раскрываются «Я», расцветают инициатива и способности».
План изучения нового материала
1.Межотраслевые комплексы и связь между ними . (Анализ табл. №21 стр 86 и рис. 30 стр 87)
2.Значение научного комплекса в развитии экономики страны. Его проблемы. (Анализ табл 22,23 стр 88,Текст стр 87
3. Состав научного комплекса (Сам-но рис.31 и текст стр 88-89 1-2 абзац)
4.География российской науки, причины неравномерного размещения научных центров (Анализ рис. 32 стр 90, текст стр 89(3 абзац)-92)
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ
В науке занято 3,5 млн. чел, из них 1 млн.-учёные
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК---Москва (1200 НИИ, 13 УНИВЕРСИТЕТОВ, 84 ИНСТИТУТА, 19 АКДЕМИЙ) Научные центры –Дубна (Ядерная физика); Жуковский (Биотехнологии); Зеленоград (Электротехнический); Королёв (Центр управления космическими полётами); Обнинск (Центр физики Земли, ядерной физики); Троицк (Центр термоядерных исследований)
НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН---Санкт-Петербург (360 НИИ, 22ВВИ, 30 академий, 140 ВУЗов)
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН-Екатеринбург (Опытные закрытые центры- Арзамас-16; Челябинск 70; Пенза 19)
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН---Новосибирск (Красноярск 26-биотехнический центр)
КАВКАЗСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН---Ростов на Дону (Нейрокибернетика, биология, химия)
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН----Хабаровск
5. Технополисы: их структура и география (Анализ рис.33 (А.Б) стр 91, текст посл. Абзац стр 92 и 93)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: 5мин ответить на вопросы в конце параграфа 16
Рефлексия. Итог урока. Д/З §16 по плану, повт §1
Цель урока Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие Сформировать понятие технополис. технополис.
План урока Цели и задачи комплекса Цели и задачи комплекса Российская академия наук Российская академия наук География научного комплекса География научного комплекса Технополисы и технопарки Технополисы и технопарки Проблемы научного комплекса Проблемы научного комплекса
Задание 1. 1 ряд2 ряд3 ряд По таблице 22 в учебнике определить как изменилось число организаций, выполняющих исследования и разработки По таблице 23 в учебнике определить как изменяется персонал, занятый исследования ми и разработками По рисунку 31 и тексту в учебнике проанализиру йте структуру научного комплекса России
КРУПНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ НАУКИ Москва Москва Санкт-Петербург Санкт-Петербург Российская академия наук; Академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и т.д. 80 академических институтов; 30% докторов наук. Отделение РАН; Научные общество; 360 научных учреждений; 30 академических институтов 100 отраслевых институтов; 15% научных кадров.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.
ОТДЕЛЕНИЯ РАН ПО ОБЛАСТЯМ НАУКИ ОТДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЕНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ, МЕХАНИКИ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ, МЕХАНИКИ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ ХИМИИ И НАУК О МАТЕРИАЛАХ ОТДЕЛЕНИЕ ХИМИИ И НАУК О МАТЕРИАЛАХ ОТДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ НАУК О ЗЕМЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ НАУК О ЗЕМЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ОТДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ РАН ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Владивосток ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Владивосток СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Новосибирск СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Новосибирск УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Екатеринбург УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Екатеринбург
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ РАН КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН В ЧЕРНОГОЛОВКЕ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН В ЧЕРНОГОЛОВКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТРОИЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТРОИЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
Ядро технополиса Научно- исследовательски й центр Опытные производства НИИ, лаборатории Финансовый банк Финансовый банк Университет (ВУЗ) АЭРОПОРТ Банк информационных данных Банк информационных данных Информационная связь с другими технополисами Предприятия (фирмы) производящие массовую продукцию
ТЕХНОПАРК специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.
Чтобы знания были впрок, нужно повторить урок! Назовите сектора научного комплекса. Какие сектора включают наибольшее число учёных? Как изменилось число учёных в период перестройки экономики России? Почему центрами науки являются Москва и Санкт-Петербург? Что такое технополис? Какие учреждения НК имеются а Забайкальском крае?
Тест: «Научный комплекс России» 1 вариант.
Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?
А) сократилась; Б) увеличилась.
2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
Б) Столичные города.
В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
3. Центр Уральского отделения РАН:
А) Уфа; Б) Челябинск; В) Екатеринбург.
4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?
А) Подмосковье; Б) Урал; В) Сибирь.
5. Где воплощаются научные идеи технополиса?
А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности.
6. Закрытый город Арзамас – 16, теперь можно найти на карте как:
А) Заречный; Б) Саров; В) Лесной.
А) Технический Б) Медицинский В) Государственный
8. Государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова находится:
А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самаре.
Тест: «Научный комплекс России» 2 вариант.
Общее число занятых в научном комплексе составляет:
А) 4 млн. чел.; Б) 3,5 млн. чел.; В) 5 млн. чел.
2. Институт Арктики и Антарктики находится в:
А) Москве; Б) Мурманске; В) Санкт-Петербурге.
3. Вершиной Научного комплекса является:
А) отраслевой сектор; Б) сектор вузовского образования; В) академический сектор.
4. Центр Дальневосточного отделения РАН:
А) Новосибирск; Б) Владивосток; В) Екатеринбург.
5. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
А) в научном центре; Б) на опытном предприятии; В) в промышленности
6. Закрытые города занимаются главным образом:
А) космическими разработками; Б) медицинскими технологиями;
В) созданием и совершенствованием вооружения
7. Какой университет есть в Самаре и Казани, но отсутствует в Ульяновске?
А) Технический Б) Архитектурно – строительный В) Сельско-хозяйственный
8. Государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королёва находится:
А) в Ульяновске; Б) в Казани; В) в Самар
На одном из каналов рассказывали про сокращение доли занятых в предпринимательском секторе научного комплекса России. Я не знал ни про научный комплекс, ни про его сектора, поэтому почувствовал себя глуповатым. Решил это исправить.
Понятие научного комплекса
Итак, научный комплекс - набор отраслей экономики, цель которых создавать новые знания, технологии, и объединяющий три составные:
- отрасли, ориентированные на оборонную промышленность (60% работников комплекса);
- НИИ РАН, занимающиеся вопросами научной теории (10%);
- ВУЗы страны, архивы, музеи, библиотеки (30%).
Состав научного комплекса
Еще в советское время произошло разделение отраслей знаний на военную и гражданскую системы. Если военный научный комплекс включает научно-технические организации ведущих вузов страны, то гражданский состоит из секторов науки:
- вузовского;
- отраслевого;
- академического;
- заводского.
А после распада Союза, появился и предпринимательский сектор.
Академический сектор в своей организационной структуре имеет научные организации Академии наук и отраслевые академии. Самое значимое место в данном секторе принадлежит Российской Академии наук и её отделениям.
Вузовский сектор науки объединяет разнотиповые организации, которые заняты научными исследованиями и разработками:
- экспериментальное хозяйство;
- проектные организации;
- ботанические сады;
- обсерватории;
- научно-исследовательские кафедры, институты;
- научно-учебные центры;
- отраслевые лаборатории;
- учебно-опытные хозяйства;
- конструкторские и технологические бюро при институтах.
Отраслевый сектор науки ориентируется в большей степени на прикладные исследования, технологические и опытно-конструкторские разработки.
Заводской сектор науки в своей структуре содержит инженерно-технические подразделения производственных объединений и промышленных предприятий. Сектор объединяет конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, которые находятся на самостоятельном балансе производственных объединений и промышленных предприятий.
Предпринимательский сектор объединяет центры прикладной науки, которым характерно негосударственное финансирование, а частное.
>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс
Важнейшие межотраслевые комплексы
России и их география
Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).
Таблица 14
Межотраслевые комплексы России
Хозяйственные функции | |
Научный | Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства - высокими технологиями |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах |
Металлургический, химико-лесной | Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг производству и населению |
§ 13. Научный комплекс
Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий . С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику . Вторая группа - научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.
Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки
Таблица 16
Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.
Наконец, третья группа - научные учреждения высших учебных заведений (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.
Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.
Во-первых, исторической - учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок - предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса .
В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России - Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).
Второй по значимости научный центр России - Санкт-Петербург - сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.
Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.
География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.
Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.
В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов - десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).
Следовательно, технополисы - это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.
Вопросы и задания
1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?
География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.
Рефераты, домашняя работа по географии скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки