Новый царь сын михаила и евдокии стрешневой. Евдокия Стрешнева - откуда же родом? Рождение наследника престола Алексея Михайловича
![Новый царь сын михаила и евдокии стрешневой. Евдокия Стрешнева - откуда же родом? Рождение наследника престола Алексея Михайловича](https://i2.wp.com/rusfront.ru/uploads/posts/2020-01/1578260065_original.jpg)
Дочь можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева, повенчана с царем 5 февраля 1626 г. Родила 10 детей, из которых 6 умерло при ее жизни. Положение ее при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича. Пережила мужа она на пять недель и умерла 18 августа 1645 г.
Евдокия Лукьяновна (урожд. Стрешнева) - царица, 2-я жена царя Михаила Фёдоровича, дочь незнатного дворянина Л. С. Стрешнева. В нач. 1626 царь Михаил Фёдорович, недавно перенёсший потерю молодой супруги, по желанию отца и матери, согласился на 2-й брак. В Москву со всего гос-ва собрали на смотрины девиц, «ростом, красотою и разумом исполненных». Михаил остановил свой взор на Евдокии Стрешневой, «отроковице доброзрачной», и отдал ей платок и кольцо - знак избрания её в супруги. 29 янв. 1626 С. сочеталась браком с царём от к-рого родились все её дети. Примечательно, что в цар. палатах она оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что придворные сотворят с ней что-нибудь подобное, что случилось с предыдущими цар. невестами - М. Хлоповой и кнж. М. Долгорукой. Свадьба была отпразднована с большим торжеством, со всеми присущими ей обрядами. С первых же дней замужества молодая царица повела теремную, замкнутую жизнь в кругу приближённых боярынь и служанок. По словам И. Е. Забелина, «в XVII ст. в роду Романовых царицы, к их счастью, не испытали особенных печалей неплодия. Но заботы о чадах мужеска пола не покидали их. У второй супруги царя Михаила Фед. царицы Евдокии Лукьяновны (Стрешневых) первым плодом чрева была дочь, царевна Ирина Мих., родившаяся в 1627 г. вторым плодом в 1628 г. была тоже дочь, Пелагея, прожившая всего 9 месяцев, Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и еще более благоверной царице о “безродии сыновнем”, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться... Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар, подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву.
Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами: Не печалуйте, говорил. Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре. Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын. Алексей Михайлович, который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную. Царица Евдокия Лукьянова имела семь дочерей и три сына, из которых двое, Иван и Василий, скончались малолетними. Бог сохранил только Алексея, на счастье государству, как отца Великому Петру. Царица после не совсем благополучных родов царевичем Василием, который вскоре помер, в течении шести лет (1639- 1645 г.), до самой смерти царя, оставалась бесчадною. Она, по свидетельству современников, с того времени “была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему”. Супруги молились и великую веру показали к препод. Александру Чудотворцу Свирскому, коего св. мощи были обретены в течение тех же лет, в 1641 г. Царь в 1643 году устроил для мощей Чудотворца богатую серебряную раку, а царица “устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго...” Но Бог не благословил этого благочестивого ходатайства». Михаил Фёдорович умер через 2 года (1645), а Е. Л. скончалась через месяц после смерти супруга.
Пятого февраля 1626-ого года царь Михаил Романов венчался с Евдокией Стрешневой. Красавица-невеста то и дело ловила на себе восхищённые взгляды жениха. После бракосочетания свекровь одарила невестку золотым ожерельем с иконой и драгоценными камнями. И благословила на долгую счастливую жизнь с Михаилом. Она такой и получилась, вопреки расхожему мнению о том, что «жениться по любви не может ни один король».
Царь любил супругу. Задарил её украшениями, и в знак доверия и благодарности даже преподнёс личный жезл – символ власти и знак царственного достоинства. Что и говорить, Михаил умел ценить то, что было даровано ему свыше.
Жену он искал долго. В тридцать лет всё ещё оставался холостяком. В 1626-ом году по стране разнеслась весть о том, что в Кремле пройдут смотрины дочерей дворян и бояр. Потенциальные невесты должны были быть, как писалось в грамотах, «ростом, красотою и разумом исполнены». 60 девушек приехали в Москву. Собрались в назначенный день в палате. Царь внимательно вглядывался в каждую, тщетно надеясь увидеть не только красивое лицо, но и душу.
Он хотел уже отказаться от этой затеи, как вдруг увидел одну из служанок – она сопровождала на смотринах свою хозяйку - и лишился дара речи. Михаил сердцем почувствовал, что красивая девушка – добра и простодушна. Мать царя ужаснулась, когда сын сообщил ей, что женится на прислужнице. Умоляла не делать этого, но обычно мягкий Михаил был непреклонен. Он заявил, что его христианский долг вытащить девушку из семьи, где она, как служанка, кроме обид ничего не видела.
Сразу после свадьбы Евдокия стала хозяйкой царских палат. Не сидела без дела, а занималась хозяйством, управляла сёлами, принадлежавшими царской семье, благо жизнь деревни знала хорошо, держала в своих руках финансы двора. А ведь Евдокия была не только женой, но и матерью десятерых детей! На горе родителей шестерых младенцев они потеряли. Вырастили трёх дочерей и одного сына – наследника престола Алексея.
Евдокия Лукьяновна тяжело переживала смерть детей. Утешить царицу не умел никто, кроме Михаила Фёдоровича. Горе сближало супругов. Они были бесконечно преданы друг другу. Ближайшее окружение видело, как взаимная надёжность Романовых, их уверенность друг в друге, отметали все интриги недоброжелателей. А глубокая вера в Бога защищала супругов, помогала справляться с бедами.
Евдокия Лукьяновна подарила мужу то, что он безуспешно искал полжизни – душевный покой и гармонию, на которых и зиждется обыкновенное семейное счастье. Кроме того, супруга ещё и помогала мужу управлять государством. Михаил Фёдорович был тихим, болезненным человеком, и когда его одолевали проблемы, он их не решал, а уходил молиться. В такие периоды Евдокия Лукьяновна брала бразды правления в свои руки, тактично оставаясь при этом в тени. Открыто вмешиваться в дела государственного значения и подрывать авторитет мужа она не считала возможным.
Всего один год не дожили Романовы до празднования двадцатилетия со дня своей свадьбы. Первым от болезни сердца скончался Михаил Фёдорович. Ему было 49 лет. 37-летняя Евдокия Лукьяновна пять недель тосковала по мужу, но пережить разлуку не смогла и тихо ушла вслед за ним.
Михаилу Фёдоровичу и Евдокии Лукьяновне было дано счастье испытать настоящую любовь. Эта любовь, пройдя через многие испытания, положила начало трёхсотлетней династии Романовых.
Текущая версия страницы пока не проверялась
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 июня 2019; проверки требуют.
Царица Евдокия Лукьяновна , урождённая Стрешнева ( - 18 (28 ) августа ) - вторая жена царя Михаила Фёдоровича с 5 (15 ) февраля , мать царя Алексея Михайловича .
Происходила из мелкопоместного рода Стрешневых . Дочь мещовского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева . Имела брата Степана , который впоследствии сыграл роковую роль в деле осуждения патриарха Никона , составив вопросы о наиболее противоречивых сторонах его деятельности .
Родилась предположительно в 1608 году и потеряла мать вскоре после рождения , в то время как её отец, по некоторым указаниям, покинул родные имения ради участия в ополчении Пожарского , отдав ребёнка более богатым родственникам по материнской линии .
…что она осиротела ещё в пеленках, лишившись матери вскоре по рождении своем; что отец ея, отправляясь на службу ратную в смутныя времена, отдал её на воспитание дальней своей родственнице, знатной боярыне, с дочерью которой она и приехала ко двору .
При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живеть под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал.
Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.»
Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»
Царские посыльные отправились в отдалённый Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает: «Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя ещё было пахать» .
Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами - Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой , ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия).
Свадьба Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны состоялась 5 (15 ) февраля года в Москве. Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых» .
«Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца, обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства. Некоторые его вотчины сохранились до наших дней. Например, деревня Орехово , в 1960 году включённая в черту Москвы, или усадьба в начале Божедомского переулка в Москве (ныне). Лукьян Степанович также владел обширным двором в Московском Кремле, занимавшем половины улиц Житницкая и Троицкая» . Двоюродные родственники царицы благодаря улучшению своего положения смогли купить и начать отстраивать имение Узкое .
Ещё одна легенда об отце Евдокии гласит , что в одной из комнат у Лукьяна Степановича была особая занавеска. Каждый день, оставшись наедине с собой, царский тесть отдергивал её. За занавеской была аккуратно развешана его прежняя одежда, лежали орудия, с которыми Стрешнев работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие - суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто».
Как указывают историки, жизнь юной царицы под крылом у властной свекрови была нелегкой: «Положение её при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича» .
Главные заботы Евдокии были связаны с деторождением. Первые два ребёнка оказались девочками, причем вторая умерла 9-месячной. И. Е. Забелин пишет : «Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и ещё более благоверной царице о „безродии сыновнем“, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться… Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар , подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву. Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами Не печалуйте, говорил. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре . Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын Алексей Михайлович , который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную».
Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник.Покров Александра Свирского, вышитый царицей Евдокией, 1644, Русский музей
После неблагополучных родов царевича Василия, который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет (1639-1645 г.), до самой смерти царя, больше не рожала и, по свидетельству современников, с того времени «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему» .
Царь с царицей молились и великую веру показали к преподобному Александру Чудотворцу Свирскому , мощи которого были обретены в течение тех же лет (1641 год), а в 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица . Но детей больше им даровано не было.
«устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго…»Евдокия стала основательницей многих богоугодных заведений, помогала нищим и церкви. Внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря на своей родине , в некрополе которого находится семейная усыпальница Стрешневых (встречается информация, о том, что в нём её благословляли перед отъездом в Москву на смотр невест с пожеланием завоевать сердце царя, что не противоречит информации о том, что она не входила в число соискательниц). Навещала она и Московский
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний день, братия, с каким приветствием я могу обратиться к вам, как не с рождественской песнью: Слава в вышних Богу! Мы привыкли к этим словам, и они уже, может быть, мало дают нашему уму, но в эти рождественские дни песнь эта должна звучать как торжественный гимн Неба, потому что это песнь Неба. Ее пели ангелы, как сообщает евангелист Лука (2, 14). В этот священный момент церковнаго воспоминания, в рождественские дни, хотя вы и отвлечены своими занятиями, на миг отдайте свои мысли яслям, сердце сделайте вертепом и слейтесь с небесным хором ангелов и скажите: Слава в вышних Богу!
Что же нужно для сретения сего высочайшаго Посетителя душ? Как приготовить душу свою к приятию сего дражайшаго Гостя?
II. а) Прежде всего нужно, братие мои, очистить душу свою изгнанием из нея всех грубых и нечистых помыслов и вожделений сердечных, отвержением и попранием плотских похотей и страстей. Для того и пришел в мир Единородный Сын Божий, чтобы сотворить нас чадами Божиими, языком святым, царским священием, людьми обновления; как же будет для Него оскорбительно, если мы и теперь явимся пред Ним в древней нечистоте греховной, чадами тьмы, а не света?
«Христос рождается – славите, Христос снисходит с небес – встречайте, Христос на земли – возноситеся».
Возноситеся умом, сердцем, волею. Пусть все помыслы наши будут заняты тем великим делом, которое совершил Господь Иисус Христос. Пусть и сердце наше, и воля наша устремятся навстречу грядущему Господу, а устремятся они тогда, когда сначала с принуждением, а потом и охотно, и с радостью будем мы носить в себе чудное, всесильное имя Господа Иисуса Христа, когда волею своею будем подавлять греховные помыслы, слова и дела, призывая имя Спасителя нашего. «Обышедше обыдоша мя (всякие скорби, искушения и пустые греховные помыслы, ощущения) и именем...
Любопытно, что из того же города Мещовска была родом последняя русская царица, жена её внука Петра Великого - Евдокия Лопухина , браку которой с юным царем способствовали помимо его родственников по материнской линии Нарышкиных, также дальний родственник Евдокии Стрешневой - Тихон Стрешнев , причем крестильное имя Лопухиной - «Прасковья», было поменяно при венчании на «Евдокию».
Упоминания о том, что Стрешневы происходили из Можайска , а не Мещевска, являются ошибкой.
Свадьба
Евдокия Лукьяновна была выбрана овдовевшим царем Михаилом Фёдоровичем на смотре невест , устроенном в 1626 году. Она не входила в число отобранных красавиц, а прибыла с одной из них, дочерью окольничего Григория Волконского в качестве наперсницы («подруги для собеседования»). Михаилу не понравилась ни одна из девиц, прошедших в «финал конкурса», но по просьбе родителей он осмотрел всех еще раз, и Евдокия понравилась ему «красотой, обходительностью и кротким нравом» . Родители царя были разочарованы этим выбором, но Михаил остался непреклонен. «Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших ее родственников» .
При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живеть под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал. Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.» Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»
Царские посыльные отправились в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает: «Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя еще было пахать» .
Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами - Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой , ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия).
Брачный поезд царя Михаила Фёдоровича
Свадьба Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых» .
«Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца, обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства. Некоторые его вотчины сохранились до наших дней. Например, деревня Орехово , в 1960 году включённая в черту Москвы, или усадьба в начале Божедомского переулка в Москве (ныне Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). Лукьян Степанович также владел обширным двором в Московском Кремле, занимавшем половины улиц Житницкая и Троицкая» . Двоюродные родственники царицы благодаря улучшению своего положения смогли купить и начать отстраивать имение Узкое .
Еще одна легенда об отце Евдокии гласит , что в одной из комнат у Лукьяна Степановича была особая занавеска. Каждый день, оставшись наедине с собой, царский тесть отдергивал ее. За занавеской была аккуратно развешана его прежняя одежда, лежали орудия, с которыми Стрешнев работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие - суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто».
Жизнь в браке
Как указывают историки, жизнь юной царицы под крылом у властной свекрови была нелегкой: «Положение ее при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича»
Царь Михаил Фёдорович
Главные заботы Евдокии были связаны с деторождением. Первые два ребенка оказались девочками, причем вторая умерла 9-месячной. И. Е. Забелин пишет : «Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и еще более благоверной царице о „безродии сыновнем“, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться… Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар , подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву. Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами Не печалуйте, говорил. Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре . Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын Алексей Михайлович , который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную».
Покров Александра Свирского, вышитый царицей Евдокией, 1644, Русский музей
После неблагополучных родов царевича Василия, который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет (1639-1645 г.), до самой смерти царя, больше не рожала и, по свидетельству современников, с того времени «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему» .
Царь с царицей молились и великую веру показали к преподобному Александру Чудотворцу Свирскому , мощи которого были обретены в течение тех же лет (1641 год), а в 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица «устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго…» . Но детей больше им даровано не было.
Евдокия стала основательницей многих богоугодных заведений, помогала нищим и церкви. Внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря на своей родине , в некрополе которого находится семейная усыпальница Стрешневых (встречается информация, о том, что в нем её благословляли перед отъездом в Москву на смотр невест с пожеланием завоевать сердце царя, что не противоречит информации о том, что она не входила в число соискательниц). Навещала она и Московский Иоанно-Предтеченский монастырь , в особенности жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали и подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды об упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи .
Скончалась Евдокия 18 августа 1645, через 5 недель после смерти мужа, умершего 13 июля. Похоронена царица была в усыпальнице для женщин царского рода в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля у южной стены . С 1930 года саркофаг с останками царицы хранится в подвальной части Архангельского собора , так как Вознесенский монастырь был взорван в 1929 году . Надпись на его крышке сообщает: «Лета 7153 августа в 18 день… в шестом часу преставис… благоверная царица и великая княгиня Евдокея Лукяновна а погребена августа в 19 день ».
Дети
Родила 7 дочерей и 3 сыновей, 6 из ее детей умерло при её жизни.
- Ирина Михайловна (22 апреля - 8 апреля )
- Пелагея Михайловна ( - 25 января ) - умерла в младенчестве
- Царь Алексей Михайлович (19 марта - 29 января )
- Анна Михайловна (14 июля - 27 октября )
- Марфа Михайловна ( - 21 сентября ) - умерла в младенчестве
- Иоанн Михайлович (2 июня - 10 января ) - умер в 6 лет
- Софья Михайловна ( -23 июня ) - умерла в младенчестве
- Татьяна Михайловна (5 января - 24 августа )
- Евдокия Михайловна (10 февраля ) - умерла в младенчестве
- Василий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) - младший сын; погребён в