Орудие спрут. «Спрут» летает и стреляет: новую самоходку для ВДВ уже называют «истребителем танков
ПСП “ СПРУТ-СД “
В начале 90-х годов акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” на удлиненной базе боевой машины десанта БМД-3 была создана новая противотанковая самоходная пушка 2С25. Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге специалисты артиллерийского завода № 9, производящего как танковые пушки, так и артиллерийские системы калибра до 152 мм.
Хотя первоначально самоходка предназначалась для российских воздушно-десантных войск, (она рассчитана на парашютное десантирование с экипажем на борту из военно-транспортного самолета Ил-76) в настоящее время ее предлагают также морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки во время проведения десантных операций. К сожалению, в настоящее время российская армия не располагает достаточными средствами для закупки самоходной артиллерийской установки 2С25, зато интерес к ней проявили представители вооруженных сил Республики Корея и Индии.
В передней части корпуса самоходки расположено отделение управления, боевое отделение с башней занимает среднюю часть машины, в ее корме находится моторно-трансмиссионное отделение.
В походном положении командир машины сидит справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика стабилизирован в вертикальной плоскости и включает в себя лазерный дальномер, который обеспечивает баллистический вычислитель постоянно меняющимися данными о цели.
Основное вооружение CAУ 2C25 состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90. Учитывая необходимость установки пушки на более легкое шасси, специалисты артиллерийского завода № 9 оснастили пушку противооткатным устройством нового типа.
Пушка 2А75 оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом, но не имеет дульного тормоза. Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46. Кроме того, в состав боекомплекта пушки 2А75 входит снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Максимальная скорострельность составляет 7 выстрелов в минуту.
Заряжание пушки осуществляется с помощью горизонтального автомата заряжания, смонтированного за башней самоходки. В нем помещаются 22 выстрела, снаряженных и готовых к немедленному использованию. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.
В качестве вспомогательного вооружения на противотанковой самоходке установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.
Поскольку САУ 2С25 разрабатывалась на базе БМД-3, в ее конструкции использовано много узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки базовой машины. В моторно-трансмиссионном отделении САУ 2С25 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, развивающий максимальную мощностью 331 кВт. С ним сблокирована гидромеханическая трансмиссия, имеющая гидрообъемный механизм поворота. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.
Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя, Кроме того, гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят семь одинарных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления.
При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 65— 68 км/ч, а на сухих грунтовых дорогах показывает среднюю скорость 45 км/ч.
Стандартное оборудование машины включает компьютеризованную систему управления огнем, систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.
Как и другие российские легкобронированные боевые машины, самоходка 2С25 является плавающей и передвигается в воде с помощью двух водометных движителей, которые позволяют ей развивать скорость 8—10 км/ч. Для повышения плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и, находясь на плаву, может эффективно действовать при волнении в 3 балла, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном 70°.
Технические характеристики:
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры: клиренс, мм 190-590 длина полная, м 7.07 (с пушкой - 9.771)
ширина полная, м 3.152 высота, м 2.72 (с датчиком ветра - 2.98)
Бронирование противопульное
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2А75, 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект: 22 выстрела, 2000 патронов Скорострельность, выстр/мин 7
Двигатель 2В-06-2, многотопливный дизель, мощность 331 кВт
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 65-71 по грунту 49 на плаву 10
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м 0,7 ширина рва, м 2,5 глубина брода, м плавает
Запас хода, км: по шоссе500 по грунту - 250 на плаву - до 100
2С25 « Спрут -СД » (индекс ГАБТУ - объект 952)
1 пушка высокой баллистики калибра 125 мм; 2 Многогранная бронированная алюминиевая башня; 3 прицел наводчика
4 погонное устройство; 5 фильтро-нагнетательное устройство; 6 двигатель силовой установки; 8 Водометные движители; 9 пневморессора подвески корпуса; 10 опорный каток; 11 вращающееся электрическое контактное устройство; 12 автомат заряжения; 13 гусеница; 14 рабочее кресло механика-водителя; 15 герметичный корпус;
16 Смотровые приборы; 17 волноотражательный щит; 48 прицелы.
Информация о разработке
В начале 90-х годов акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод" на удлиненной базе боевой машины десанта БМД-3 была создана новая противотанковая самоходная пушка 2С25. Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге специалисты артиллерийского завода N 9, производящего как танковые пушки, так и артиллерийские системы калибра до 152 мм.
Свою историю «Спрут» ведет от разрабатываемого в конце 70-х годов легкого танка «объект 934», который был вооружен облегченной 100-мм нарезной пушкой 2А48 снабщенным автоматом заряжения на 19 выстрелов. Новый легкий танк получил 125-мм гладкоствольную танковую пушку 2А75, которая может использовать всю номенклатуру выстрелов, предназначенных для основного боевого танка, включая комплекс управляемого ракетного вооружения. Учитывая необходимость установки пушки на более легкое шасси, специалисты артиллерийского завода N 9 оснастили пушку противооткатным устройством нового типа.
Хотя первоначально самоходка предназначалась для российских воздушно-десантных войск - она рассчитана на парашютное десантирование с экипажем на борту из военно-транспортного самолета Ил-76, - в настоящее время ее предлагают также морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки во время проведения десантных операций. К сожалению, в настоящее время российская армия не располагает достаточными средствами для закупки самоходной артиллерийской установки 2С25, зато интерес к ней проявили представители вооруженных сил Республики Корея и Индии.
Огневая мощь
В передней части корпуса самоходки расположено отделение управления, боевое отделение с башней занимает среднюю часть машины, в ее корме находится моторно-трансмиссионное отделение. В походном положении командир машины сидит справа от механика-водителя, а наводчик - слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу.
В качестве вспомогательного вооружения на противотанковой самоходке установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом из 2 000 патронов, снаряженных в одну ленту. Поскольку САУ 2С25 разрабатывалась на базе БМД-3, в ее конструкции использовано много узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки базовой машины.
В боевом отделении установлена гладкоствольная пушка высокой баллистики калибра 125 мм с размерами отката не более 700 мм Орудие оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика с обеспечением их функциональной взаимозаменяемости, и со стабилизатором вооружения в 2-х плоскостях;
Боевое отделение 2С25 "Спрут"
Рабочее место командира оборудовано дневно-ночным прицелом со стабилизированным полем зрения, с лазерным дальномером, информационным каналом для пуска и наведения управляемой ракеты, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.
Командиру обеспечена возможность наблюдения за местностью с стабилизированным полем зрения днем с увеличением 1х, 4х, 8х и ночью с увеличением 5,5х, а также равные с наводчиком возможности прицельной стрельбы из пушки и пулемета, выбора типа боеприпаса, заряжания, замера дальности лазерным дальномером. По исходным данным танковый баллистический вычислитель автоматически вводит углы прицеливания и бокового упреждения в приводы наведения, что обеспечивает командиру возможность самостоятельно вести огонь без перенацеливания от дальномерной марки к прицельной или передать цель наводчику с высокой точностью.
Разработанная компьютеризированная система управления огнем обеспечивает принципиально новые функциональные возможности управления огнем с рабочего места командира, а именно:
- осуществление режима наблюдения за
местностью со стабилизированным полем
зрения, поиска цели, целеуказания с помощью оптической системы командирского прицела; - совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой и ведения прицельной стрельбы артиллерийскими снарядами;
- возможность дублирования баллистического вычислительного устройства
приборного комплекса наводчика; - возможность автономного включения и управления приводами наведения и автоматом заряжания;
- возможность оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.
Устройство автомата заряжения
Кассеты со снарядами и зарядами в конвейере автомата заряжания установлены под углом, равным углу заряжания пушки, величина угла заряжания взаимосвязана с размерами снарядов и зарядов, высотой корпуса шасси, установочными размерами цапфы, обметаемым радиусом качания казенника в положении отката пушки и размерами вращающегося контактного устройства, а улавливатель механизма удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона с обеспечением зазора между торцевыми поверхностями казенника пушки и поддона
Автомат заряжания 2С25 "Спрут" основные узлы которого показаны на рисунке
В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер 33 с двадцатью двумя выстрелами, цепной механизм подъема 30 кассеты с выстрелом, механизм удаления 26 стреляных поддонов 25, имеющий улавливатель, цепной досылатель 29 выстрела из кассеты 31 в пушку 1, привод крышки 28 люка выброса гильзы и подвижного лотка 27, электромеханический стопор 24 пушки на угле заряжания, блок управления. В кассетах 31 размещаются снаряды 32 и заряды 25.
Кассеты 31 со снарядами 32 и зарядами 25 в каркасе конвейера автомата заряжания установлены под углом а = 11°, равным углу заряжания пушки. Величина угла заряжания взаимосвязана с размерами типов снарядов и зарядов боекомплекта пушки, высотой корпуса шасси, установочными размерами цапфы обметаемым радиусом качания казенника 37 в положении отката пушки 1, внутренними габаритными размерами погонного устройства, корпуса 15, башни 2 и размерами вращающегося электрического контактного устройства, размещенного на днище корпуса 15 шасси, а улавливатель механизма удаления поддона выполнен без подвижной рамки и размещен на торцевой части казенника 37 пушки 1 с возможностью задержки поддона 25 с обеспечением зазора между торцевыми поверхностями казенника 37 пушки 1 и поддона 25.
Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника 30 кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания 26 и удаления стреляных поддонов 25 выполнен с обеспечением возможности при прохождении в нем стреляного поддона 25 донцем вперед временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки, имеющей воздуховод от фильтро-нагнетательного устройства 5 в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства.
В нижней части боевого отделения установлен вращающийся вокруг вертикальной оси конвейер 33 автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса 15.
Защита
Броня лобовой части танка обеспечивает защиту от 23-мм снаряда с дальности 500 м. Корпус и башня изготовлялись из алюминиевого сплава, лобовая часть башни имела стальные накладки.
Характеристики подвижности
В моторно-трансмиссионном отделении САУ 2С25 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, развивающий максимальную мощностью 331 кВт. С ним сблокирована гидромеханическая трансмиссия, имеющая гидрообъемный механизм поворота. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.
Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя, Кроме того, гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят семь одинарных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления. При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 65- 68 км/ч, а на сухих грунтовых дорогах показывает среднюю скорость 45 км/ч. Стандартное оборудование машины включает компьютеризованную систему управления огнем, систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.
Как и другие российские легкобронированные боевые машины, самоходка 2С25 является плавающей и передвигается в воде с помощью двух водометных движителей, максимальная скорость движения машины на суше 71 км/ч, на плаву 10,5 км/ч. Для осуществления плава в машине установлены водометы 8 с рабочими колесами диаметром 340 мм.
Для повышения плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и, находясь на плаву, может эффективно действовать при волнении в 3 балла, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35º.
Удельное давление на грунт составляет 0,052 МПа при стандартных гусеницах (0,035 МПа для снегоболотноходной гусеницы), а максимальная скорость по дорогам составляет 71 км/ч (10 км/ч на плаву). Военно-транспортный самолет "ИЛ-76" может транспортировать по воздуху и десантировать две СПТП 2С25 с экипажем 3 человека внутри машины.
Фото
Боевые машины десанта БМД-4 и СПТП Спрут-С, -Д.
Фото предоставлены службой информации и общественных связей ВДВ РФ.Усиленная парашютно-десантная рота на БМД-4 при поддержке самоходной артиллерии на опытном тактическом учении. Полигон Дубровичи, 26 июля 2006 г.
Огневые возможности парашютно-десантной роты, вооруженной современными боевыми машинами БМД-4 и Спрут-СД.
Комплекс «Строй-П»(БПЛА), СПТП Спрут-С, -Д и БМП-3М (БМП-4).
История самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска.
Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.
К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».
Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части.
С 1982 года в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.
Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.
Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения.
Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой.
Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.
Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.
Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».
В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.
ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 — будущего .
От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.
И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.
Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).
Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.
Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств , . Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.
Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси.
Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты . Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.
СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М
Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот.
Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.
В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате.
Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.
СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления
Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава , лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от оружия массового поражения.
В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с ., и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.
Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.
Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета . Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.
СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.
Основные характеристики 2С25 «Спрут-СД»:
Полная масса, т……………. 18
Экипаж, чел……………….. 3
Высота на рабочем клиренсе, мм….. 2720
Длина с пушкой вперед, мм………. 9771
Длина по корпусу, мм…………… 7070
Ширина, мм……………………. 3152
Клиренс, мм…………………… 100-500 (рабочий - 420)
Вооружение пушка
:
— марка…………………….2А75
— калибр (мм), тип…………..125, гладкоствольная
— заряжание……… раздельное, автоматическое
— скорострельность…………….7 выстр./мин
пулемет
:
— марка…………………….. ПКТ(ПКТМ)
— калибр, мм………………… 7,62
Углы наведения вооружения:
— по горизонту…………………. 360
— по вертикали вперед…………… от -5 до +15
— по вертикали назад (на корму)……от -3 до +17
Боекомплект:
— выстрелов к пушке……40 (из них 22 - в автомате заряжания)
— типы выстрелов: осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный
— патронов…………… 2000
Броневая защита
:
— лобовая: от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40)
— круговая: от огня 7,62-мм оружия
Двигатель
:
— тип: четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
— марка………………… 2В-06-2С
— мощность, л.с. (кВт) ….. 510(375)
Трансмиссия: гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота
Подвеска опорных катков: индивидуальная пневматическая
Гусеница: стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами
Ширина трака основной гусеницы, мм….380
Водоходный движитель, тип: гидрореактивный
Максимальная скорость, км/ч:
— по шоссе……………………. 70-71
— наплаву…………………….. 10
Средняя скорость по грунтовой дороге, км/ч…..47-49
Запас хода:
— по шоссе, км………………… 500
— по грунтовой дороге, км………. 350
— наплаву, ч………………….. 10
Удельное давление на грунт, кг/см 2 ..0,53.
Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.
Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.
В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.
Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.
Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.
Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.
К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.
Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.
25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.
Завершаются последние приготовления к грядущей выставке Russian Arms Expo-2013, которая стартует в Нижнем Тагиле 25 сентября. Уже известен список компаний-участниц и поступает информация о том, какие виды вооружений и техники будут демонстрироваться на выставке. Как пишет «Росинформбюро», концерн «Тракторные заводы» покажет на RAE-2013 самоходную артиллерийскую установку 2С25 «Спрут-СД». Последние об этом проекте позволяют предполагать, что на выставке может появиться модернизированный вариант самоходки.
САУ «Спрут-СД» не является новинкой. Разработка проекта началась вскоре после распада Советского Союза. Волгоградский тракторный завод и Завод №9 (Екатеринбург) в начале девяностых годов занялись созданием перспективной самоходной противотанковой пушки, предназначенной для вооружения подразделений воздушно-десантных войск. Предполагалось, что новая машина поможет десантникам бороться с танками вероятного противника и другими целями, для поражения которых требуется мощное орудие калибра 125 миллиметров.
В качестве основы для новой самоходки было выбрано шасси боевой машины пехоты БМД-3. Для установки орудийной башни и всех необходимых систем волгоградские конструкторы доработали его. Размещение большого количества сравнительно крупных агрегатов потребовало удлинить бронекорпус. В связи с этим шасси получило по два дополнительных опорных катка на борт. Кроме того, в проекте использовались некоторые наработки, созданные в рамках проекта легкого танка «Объект 934» конца семидесятых годов.
Бронированный корпус самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» в целом аналогичен корпусу БМД-3. Он изготавливается из алюминиевых сплавов. Корпус обеспечивает всеракурсную защиту от пуль стрелкового , а лобовая проекция выдерживает попадание 23-мм снаряда с дистанции 500 метров. Башня боевой машины «Спрут-СД» также изготавливается из алюминия, но ее лобовая часть дополнительно усилена стальными листами.
В передней части корпуса САУ размещено отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Рядом с водителем имеются сиденья для командира и наводчика, на которых они располагаются во время марша. При приведении машины в боевое положение командир и водитель переходят на свои рабочие места в башне. Боевое отделение расположено в средней части корпуса. Моторно-трансмиссионное – в кормовой.
В моторно-трансмиссионном отделении «Спрута-СД» устанавливается многотопливный дизель 2В-06-2 мощностью 510 лошадиных сил. Он обеспечивает 18-тонной машине довольно высокую удельную мощность на уровне 28 л.с. на тонну веса. С двигателем сопряжена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота. В трансмиссию входит автоматическая коробка передач с пятью передачами переднего и заднего хода. Крутящий момент передается на ведущие колеса, расположенные в кормовой части бортов машины.
Ходовая часть самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» похожа на соответствующие агрегаты БМД-3, но при этом имеет ряд отличий, связанных в первую очередь с удлинением корпуса машины. Семь опорных катков на каждом борту машины имеют индивидуальную гидропневматическую подвеску. Механизмы подвески позволяют регулировать клиренс машины в пределах от 190 до 590 миллиметров. Работой ходовой части управляет механик-водитель. Используемые агрегаты ходовой части обеспечивают высокую проходимость и плавность хода независимо от типа поверхности.
Силовая установка и ходовая часть позволяют боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч. При движении по пересеченной местности максимальная скорость уменьшается до 45-50 км/ч. Запас хода по шоссе – 500 километров. Для пересечения водных преград самоходная противотанковая пушка оснащена двумя водометами в корме корпуса. При помощи водометов боевая машина может плавать со скоростью до 10 км/ч. Параметры герметичного бронекорпуса позволяют самоходке плавать при волнении до трех баллов и вести огонь до выхода на берег. При этом, однако, обстрел целей возможен лишь в переднем секторе шириной 70°.
«Главным калибром» САУ «Спрут-СД» является 125-миллиметровое гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А75. Это орудие представляет собой дальнейшее развитие танковой пушки 2А46, используемой на современных российских танках. В рамках адаптации танкового орудия для использования на легкой самоходке были применены несколько интересных технических решений. В первую очередь необходимо отметить новые противооткатные устройства, эффективно гасящие импульс отдачи и обеспечивающие откат не более 700 мм. Орудие высокой баллистики способно использовать всю номенклатуру имеющихся боеприпасов для 125-мм гладкоствольных пушек, в том числе и управляемые ракеты. Поскольку «Спрут-СД» является самоходной противотанковой пушкой, стабилизированное в двух плоскостях орудие может наводиться в вертикальной плоскости лишь в ограниченном диапазоне углов: от -5° до +17°. Горизонтальная наводка – круговая, производится вращением башни.
Как и на современных российских танках, на противотанковой самоходке 2С25 «Спрут-СД» имеется автомат заряжания. Он состоит из вращающегося конвейера карусельного типа на 22 раздельно-гильзовых выстрела, механизмов подъема и досылания. По команде наводчика или командира конвейер поворачивается на нужный угол и подводит к механизму подъема боеприпас нужного типа. Далее цепной механизм подъема выводит боеприпас на линию заряжания, где механизм досылания направляет его в казенник орудия. Сперва в пушку подается снаряд, затем частично сгорающая гильза. После выстрела и открытия затвора специальный механизм улавливает стреляный поддон гильзы и выбрасывает его из боевого отделения через лючок в кормовом листе башни. Механизмы автоматики заряжания спроектированы таким образом, чтобы не мешать работе экипажа. Переход командира и наводчика из отделения управления в боевое отделение и наоборот осуществляется без покидания машины.
В конвейере автомата заряжания размещается до 22 выстрелов различных типов. Еще 18 выстрелов находятся в укладках. После израсходования боезапаса в автомате заряжания экипаж может использовать снаряды из других укладок, заряжая орудие вручную. При этом значительно падает скорострельность.
В качестве дополнительного вооружения самоходная артиллерийская установка «Спрут-СД» несет спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ. В патронном ящике пулемета укладывается одна лента с 2000 патронов.
В боевом отделении САУ 2С25 «Спрут-СД» размещены рабочие места командира и наводчика. Системы боевого отделения сконструированы таким образом, что и командир, и наводчик могут самостоятельно и независимо друг от друга наводить орудие и вести огонь. Командир располагает прицелом с тепловизионным каналом и стабилизированным в двух плоскостях полем зрения. В командирские прицельные устройства также встроен лазерный дальномер, который может использоваться для наведения управляемых противотанковых ракет, запускаемых при помощи орудия-пусковой установки. Командир и наводчик могут самостоятельно наблюдать за местностью, искать цели и наводить на них оружие. Оба члена экипажа могут атаковать цели при помощи 125-мм орудия, спаренного с ним пулемета или управляемых противотанковых ракет.
В середине прошлого десятилетия самоходные противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД» были приняты на вооружение. Благодаря габаритам и массе они могут перевозиться и десантироваться военно-транспортными самолетами Ил-76. Каждый самолет при этом может взять на борт две боевые машины. К сожалению, общее количество САУ «Спрут-СД» в российских вооруженных силах не превышает нескольких десятков. Более того, в 2010 году появлялись сообщения, согласно которым этот тип техники планируется исключить их списка закупаемых боевых машин. Как выяснилось немного позже, ВДВ по-прежнему планирует закупать и использовать самоходку, а в дальнейшем намерено получить ее модернизированный вариант.
В середине августа в общий доступ попали новые фотографии, на которых изображена боевая машина «Спрут-СД» с некими крупногабаритными бортовыми экранами. Как оказалось, в настоящее время концерн «Тракторные заводы» проводит модернизацию самоходной противотанковой пушки. Результатом этих работ должно стать увеличение уровня защиты боевой машины, а также унификация ряда агрегатов с новейшей боевой машиной десанта БМД-4М. Также имеется информация о значительном обновлении радиоэлектронного оборудования, в том числе системы управления огнем.
Вполне возможно, что прототип нового варианта САУ «Спрут-СД» с усиленной бронезащитой будет показан на грядущей выставке Russian Arms Expo-2013. Тем не менее, и в исходной не модернизированной версии эта боевая машина представляет большой интерес как для специалистов, так и для широкой общественности.
По материалам сайтов:
http://rosinform.ru/
http://arms-expo.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
02. 2С25 "Спрут-СД" (индекс ГАБТУ - объект 952) - российская авиадесантная самоходная противотанковая пушка.
Разработана в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода и екатеринбургском ОКБ-9 под научным руководством климовского Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочМаш).
Главный конструктор шасси - А. В. Шабалин, 125-мм орудия 2А75 - В. И. Наседкин.
03. САУ 2С25 "Спрут-СД" предназначена для борьбы с танками и другой бронетехникой и живой силой противника в составе подразделений воздушно-десантных войск, морской пехоты и специальных войск.
04. К середине 1980-х годов на вооружение стран НАТО начали поступать танки M60A3, M1, Леопард 2 и Челленджер.
На вооружении ВДВ СССР к тому времени находились БМД-1 и БТР-РД "Робот", которые были не в состоянии эффективно воевать против новых основных танков вероятного противника.
В то же время с принятием на вооружение самолётов Ил-76 существенно повысились возможности военно-транспортной авиации СССР.
Максимальная грузоподъёмность выросла до 40 т при массе десантируемого груза до 20 т.
05. В 1984 году было утверждено тактико-техническое задание на создание 125-мм десантируемой самоходной противотанковой пушки "Спрут-СД", 20 октября 1985 года Решением военно-промышленной комиссии Совета министров СССР была официально начата разработка новой 125-мм СПТП для ВДВ СССР.
В феврале 1986 года была начата разработка средств десантирования для САУ 2С25.
Средства десантирования получили обозначение П260 и создавались на базе парашютно-реактивных средств П235, предназначавшихся для десантирования БМП-3.
В период с 1990 по 1991 годы были проведены Государственные испытания САУ 2С25.
САУ на постаменте имеет существенные внешние отличия от серийной.
Например форму носовой части.
Похоже, что это один из опытных образцов.
06. Однако испытания системы П260 выявили её недостатки, основными из которых являлись: сложность в эксплуатации, высокая стоимость изготовления, сложность кассетного блока парашютно-реактивного тормозного двигателя.
30 мая 1994 года решением ВВС РФ, ВДВ РФ и разработчика средств десантирования - московского завода "Универсал" - была отменена разработка парашютно-реактивных средств десантирования П260, этим же решением была начата разработка бесплатформенной системы десантирования П260М "Спрут-ПДС".
В 2001 году были проведены дополнительные испытания САУ 2С25.
9 января 2006 года приказом Министра обороны Российской Федерации самоходная противотанковая пушка 2С25 была принята на вооружение Российской армии.
07. САУ 2С25 способна преодолевать водные препятствия вплавь без использования дополнительного оборудования.
Для этого шасси самоходной артиллерийской установки оборудовано двумя водомётами, заслонки которых расположены в нижней части кормового листа корпуса.
Для действий в условиях радиационного, химического или биологического заражения местности СПТП 2С25 оборудована системой защиты от оружия массового поражения.
08. Шасси СПТП 2С25 сохранило геометрию и компоновочные решения лёгкого танка "Объект 934".
Корпус выполнен из сварных листов броневого алюминия.
В передней части корпуса по центру расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя.
Справа от механика-водителя установлено место командира, слева - наводчика СПТП на марше и при десантировании.
В средней части корпуса расположено боевое отделение, на крыше корпуса установлен поворотный погон с вращающейся башней и боевым отделением.
В боевом отделении размещены рабочие места наводчика и командира САУ, механизированные укладки и автомат заряжания пушки.
В задней части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой.
09. Бронирование лобовых проекций башни и корпуса усилено стальными накладками и обеспечивает экипажу защиту от пуль калибра 12,7-мм в секторе +/-40°, а также круговую защиту от пуль калибра 7,62-мм и осколков артиллерийских снарядов.
10. Для маскировки и постановки дымовых завес на кормовом листе башне САУ размещены два кронштейна с 6-ю гранатомётами системы 902В для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами 3Д6.
11. Основным вооружением СПТП 2С25 является 125-мм гладкоствольная пушка 2А75, представляющая собой модифицированную версию танковой пушки 2А46 и её модификаций.
Первоначально орудие планировалось оснастить дульным тормозом для уменьшения силы сопротивления откату, однако в результате проблема отдачи орудия при стрельбе была решена увеличением длины отката до 740 мм, а также использованием механизмов гидропневматической подвески шасси для поглощения остаточного импульса отдачи орудия.
Масса орудия составляет 2350 кг.
Пушка стабилизирована в двух плоскостях и снабжена автоматом заряжания, обеспечивающим максимальную скорострельность до 7 выстрелов в минуту.
Автомат заряжания включает в себя конвейерный механизм, в котором размещаются 22 кассеты с выстрелами, цепной механизм подъёма кассет, цепной досылатель и механизм удаления стреляных гильз из боевого отделения.
12. Стрельба из орудия может вестись с грунта в диапазоне углов от -5 до +15° по вертикали при стрельбе вперёд и от -3 до +17° - при стрельбе назад.
Кроме того, САУ "Спрут-СД" способна вести огонь с плава в диапазоне +/-35° по горизонту.
Возимый боекомплект САУ 2С25 составляет 40 выстрелов.
Дополнительно с орудием спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов в одной ленте.
13. Боекомплект САУ "Спрут-СД" унифицирован с танковыми пушками типа 2А46.
Для стрельбы могут применяться осколочно-фугасные, кумулятивные, бронебойные подкалиберные и управляемые снаряды.
В штатный боекомплект входят 20 осколочно-фугасных, 14 бронебойно-подкалиберных и 6 кумулятивных (или управляемых) выстрелов.
Бронебойно-подкалиберные выстрелы 3ВБМ17 обеспечивают пробитие до 230 мм гомогенной броневой стали, расположенной под углом в 60°, на дальности 2000 м, кумулятивные 3ВБК25 - до 300 мм, управляемые 3УБК20 - до 375 мм.
14. В 2С25 устанавливается оппозитный 6-и цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель 2В-06-2С мощностью 510 л.с. жидкостного охлаждения.
Трансмиссия механическая, с гидротрансформатором, фрикционным переключением передач и гидрообъёмным механизмом поворота.
15. Ходовая часть 2С25 представляет собой модифицированное шасси лёгкого танка "Объект 934".
Ходовая часть состоит из семи пар одинарных обрезиненных опорных и шести пар поддерживающих катков.
Гусеничная лента состоит из стальных двухгребневых звеньев с резино-металлическими шарнирами.
Подвеска 2С25 - гидропневматическая, с изменяемым дорожным просветом.
Каждый опорный каток оборудован пневматической рессорой, выполняющей роль силового цилиндра при изменении клиренса, а также функцию гидравлического амортизатора.
Клиренс может изменяться от 100 до 500 мм, время изменения составляет не более 7 секунд.