Перспективный индивидуальный план работы постановки звука м. Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми
Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?
Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.
Выполняем логопедические упражнения
В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:
- Артикуляционная гимнастика;
- Задания на развитие речевого дыхания;
- Упражнения по автоматизации произношения звуков.
Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.
Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.
Упражнения по установке правильного произношения «Л»
Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.
«Пароходик»
Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».
Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.
Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.
«Индюшонок»
Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка, используя следующее упражнение:
Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.
Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.
Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».
Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.
«Как едет лошадка?»
Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».
Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).
Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.
Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.
Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.
«Ветерок»
Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.
Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.
Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей
Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.
В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».
В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».
Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и .
Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»
Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.
Отрабатываем произношение «Л» в слогах:
Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;
Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.
Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:
Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:
ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.
Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:
Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.
Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.
Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.
Две буквы «Л» в одном слове:
лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.
Стечение «Л» и другого согласного звука:
Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.
Учим стихи и скороговорки:
Ой, на речке, на Волжанке
Соловей плывёт на палке
Сел на доску тонкую,
Завёл он песню звонкую.
Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».
Петя мал, взял мяту смял
Увидела мать, не велела мяту мять.
Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.
Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей
- Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р».
Для детей от 4-7 лет.
В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л». - Набор из 500 карточек + методические рекомендации, - предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
- Очередной замечательный набор от «Умница» - «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.
Произношение «Л» и возраст ребёнка
Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Василюк Лиза (5 лет)
Дефект: дизартрия (стертая форма)
Тема: Звук [л] (отсутствие звука)
Этап: постановка звука [л]
Цели:
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать мимическую мускулатуру.
Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.
Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];
Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.
Упражнять в определении наличия звука в слогах.
Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.
Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.
Ты согласна? Отлично, тогда за дело!
Развитие общей моторики
Игра «Угадай движение».
Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.
Пальчиковая гимнастика
«Вышел дождик погулять».
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять,
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» И ушел… Газон засох!
(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).
Самомассаж лица по показу логопеда
«Снова туча прилетела!».
Выполняй вместе со мной движения:
Струйкой дождик побежал
На лоб, на нос, на щечки,
Капал долго и играл:
На щечках капли-точки
(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).
Формирование плавной, направленной воздушной струи
«Прогоним тучу!»
Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).
Развитие мимических мышц
«Любуемся собой» (по показу логопеда)
Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:
Возмутились!
Нахмурились!
Удивились!
Обрадовались!
Развитие артикуляционной моторики.
Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.
Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!
Упражнение «Лопаточка».
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!
Упражнение «Непослушный язычок».
Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.
Упражнение «Иголочка».
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Упражнение «Маляр».
Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!
Упражнение «Парус».
Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.
Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:
Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?
Вот послушай «л-л-л».
Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.
А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].
Работа над развитием фонематических процессов
Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.
Игра «Что есть в доме у Аллы».
Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.
Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).
Закрепление изолированного произношения звука [л]
Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].
Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.
Домашнее задание
Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков
А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.
Итог занятия
Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.
Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!
Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.
Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.
Задачи:
- Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.
- Воспитание усидчивости.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Развивающие технологии.
План:
I. Оргмомент;
II. Сообщение темы;
III. Артикуляционная гимнастика;
IV. Постановка звука [л];
V. Уточнение артикуляции звука [л];
VI. Развитие фонематического анализа;
VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л];
VIII. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
I. Оргмомент
Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
- Что это за овощ? Покажи на картинке.
Ребенок находит картинку с изображением лука.
Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?
Р.: Звук [л].
Л.: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.
II. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].
III. Развитие фонематических процессов
Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.
Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].
Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.
Ребенок выбирает нужные картинки.
Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.
Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.
Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).
Размести слова по вагонам. Если звук в начале - в первый вагон, если в середине - в средний вагон (во второй), если в конце - в третий.
IV. Артикуляционная гимнастика
Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».
V. Уточнение артикуляции звука [л]
Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).
Где находится кончик языка?
Р.: кончик языка вверху.
Зубы сомкнуты или раскрыты?
Р.: Раскрыты.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?
Р.: Нет
Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).
VI. Постановка звука [л]
Логопед использует три способа постановки.
1. (По подражанию)
Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)
2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)
Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.
3. (От межзубного звука [ы])
Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] - получается твердый звук [л].
После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.
VII. Подведение итогов занятия
Какой звук мы учились произносить?
- Звук [л].
- Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).
Наталия Поникаева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»
Звук [Л]
Постановка звука [Л]№1
Цель. Постановка звука [Л] .
1. Коррекционно – обучающие :
- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
:
3. Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки : мышка, пароход.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук , это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.
2. Подготовка к постановке звука [Л]
Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» - сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто» .
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»
Захотелось Язычку на качелях покачаться : вверх-вниз! Упражнение «Качели» . Весело качаться с Язычком на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»
Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался . Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку» .
Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной» .
Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.
Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.
Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.
3. Развитие дыхания.
Упражнение «Пароходы» . (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.
4. Постановка звука [Л]
Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы] . Получился новый звук , произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук . Скажи его еще раз.
5. Физминутка
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам) .
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта) .
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Задание : обведи по точкам и раскрась.
Что у тебя получилось? Пароход.
Как гудит пароход? (Л-Л-Л) . Повторение артикуляции.
8. Итог занятия
Наша сказка подошла к концу.
Она тебе понравилась?
Что тебе запомнилось?
Какой звук ты сегодня учился произносить?
Постановка звука [Л]№2
Цель. Постановка звука [Л] .
1. Коррекционно – обучающие :
Уточнить артикуляцию звука [Л] , поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
Учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие :
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные :
Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л] .
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.
Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску) . Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика) .
Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.
2. Сообщение темы
Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук . Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.
3. Артикуляционная гимнастика
А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья :
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.
А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.
Давай вместе полетим на самолете?
Игра «Самолет летит» . Повторение артикуляции.
А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л] . На память Лунтик дарит тебе памятку.
Губы улыбаются;
Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
Средняя часть спинки языка опускается;
Бока языка опускаются;
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.
4. Развитие мелкой моторики
Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.
За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.
5. Физминутка
В небе плавает луна. (Плавные покачивания)
В облака она зашла.
1.2.3.4.5. (Хлопки.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила детям.
(За физминутку ребёнок получает фигурку) .
6. Развитие фонематического восприятия
А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л] .
Картинки : лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.
Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним .
7. Развитие языкового анализа и синтеза
Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л] , стоит в начале, середине, и в конце слова.
(Лук, луна – звук стоит вначале слова .
Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова ).
Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л] ?
8. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу . Какой звук мы научились произносить?
А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено , до свидания!
Интернет-источник :
Сайт : detsad-kitty.ru
Поникаева Н.И., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР д/с -«Солнышко» РМ, г.Ковылкино.
Предисловие
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. Особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания речевого развития детей-логопатов до возрастной нормы.
Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы во время занятий и частично в свободное время.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке и автоматизации звука [Л].
Нами была разработана система автоматизации звука [Л], так как это наиболее частая речевая патология. В работе мы предлагаем выдержки из системы коррекционных занятий.
Материал, предложенный в пособии, занимателен, доступен и рекомендуется как специалистам, так и родителям.
Постановка звука [Л]
Цель. Постановка звука [Л].
1.Коррекционно – обучающие:
Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
3. Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.
2. Подготовка к постановке звука [Л]
Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?
Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.
Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”
Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”
Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”
Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.
Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.
Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.
Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.
Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.
3.Развитие дыхания.
Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.
4. Постановка звука [Л]
Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.
5. Физминутка
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Задание: обведи по точкам и раскрась.
Что у тебя получилось? Пароход.
Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.
8. Итог занятия
Наша сказка подошла к концу.
Она тебе понравилась?
Что тебе запомнилось?
Какой звук ты сегодня учился произносить?
Постановка звука [Л]
Цель. Постановка звука [Л].
1.Коррекционно – обучающие:
Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
Учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.
Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).
Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.
2. Сообщение темы
Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.
3. Артикуляционная гимнастика
А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.
А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.
Давай вместе полетим на самолете?
Игра “Самолет летит”. Повторение артикуляции.
А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.
Губы улыбаются;
Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
Средняя часть спинки языка опускается;
Бока языка опускаются;
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.
4. Развитие мелкой моторики
Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.
За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.
5. Физминутка
В небе плавает луна. (Плавные покачивания)
В облака она зашла.
1.2.3.4.5. (Хлопки.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)
Чтоб луна светила детям.
(За физминутку ребёнок получает фигурку).
6. Развитие фонематического восприятия
А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].
Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.
Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.
7. Развитие языкового анализа и синтеза
Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.
(Лук, луна – звук стоит вначале слова.
Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова).
Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л]?
8. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?
А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах
Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.
1.Коррекционно – обучающие:
Автоматизация звука в обратных слогах;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Ход занятия
1. Организационный момент
Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?
2.Сообщение темы
Сегодня мы будем гудеть как пароход (картинка “пароход”), но сначала сделаем зарядку для языка.
3. Артикуляционная гимнастика
3.Упражнение “Иголочка”. Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок.
4. Упражнение “Накажем непослушный язычок”.Улыбнуться пошлепать языком, между губами - “пя-пя-пя…”
5. “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
4. Развитие дыхания
Упражнение "Ветер и ветерок".
Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками “ у-у-у”.
Покажи как дует сильный ветер (“У-У-У”).
Покажи как дует слабый ветер (“у-у-у”).
3. Упражнение “Пароход”
Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.
На что похож мой язык? Да, на парус.
Давайте, погудим вместе. Алллл, Алллл, …
Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.
4. Развитие мелкой моторики
Встанем, повторяй за мной. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу - ал, ол, ул, ыл). Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.
5. Развитие фонематического восприятия. Игра “Поймай звук”
А на какой звук похожа песенка парохода?
На [Л], у нас получился звук [Л]!
Давайте поиграем с этим звуком.
Слушай меня внимательно, если услышишь звук [Л], хлопните в ладоши.
л д ж л в у п р л т м л
ла па ри ил ит ин ен ел ул ув
лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка.
6. Физминутка
А сейчас мы отдохнём
И опять играть начнём.
1. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились.
7. Произношение звука [Л] в слогах
Прочитай слоги.
8. Произношение звука [Л] в слоговых рядах
Произнеси слоги.
Ал - ал - ал ал - ол - ул - ыл
Ол - ол - ол ол - ул - ыл - ал
Ул - ул - ул ул - ыл - ал - ол
Ыл - ыл - ыл ыл - ал - ол - ул
Ил - ил - ил ел - ел - ел
9. Упражнение на развитие внимания
Ребенку предлагается на рассмотрение две картинки. Он должен найти отличия.
Посмотри на картинки и найди отличия.
10. Итог занятия
А какой же звук мы сегодня учились произносить?
На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах
Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах.
1.Коррекционно – обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Автоматизация звука в обратных слогах, словах;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, игрушки: слоненок и волченок, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?
2. Сообщение темы
Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Сделаем зарядку для языка.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
4. Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается вглубь рта.
5. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”
4. Произношение звука [Л]
Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. “Пароход гудит”. (Произношение звука [Л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)
5. Развитие дыхания
Упражнение “По реке плывет кораблик”.
В тазик с водой поместить бумажный кораблик.
Переправь Слоненка на противоположную сторону, дуй на кораблик.
6. Произношение звука [Л] в слогах
Психогимнастика. Игровое задание “Волчонок знакомится со Слоненком”.
Ыл-ыл-ыл. (робко) Ул-ул-ул. (опечалено)
Ал-ал-ал. (смущенно) Ал-ол-ил-ул. (уверенно)
Ил-ил-ил. (весело) Ул-ал-ол-ил! (радостно)
Ол-ол-ол. (огорченно) Ыл-ул-ул-ыл. (сердито)
7. Физминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.
Выпрямляйся, потянись,
А теперь назад прогнись.
Поднимай-ка руки, плечи,
Чтоб работать было легче.
8. Произношение звука [Л] в слогах и словах
Ал - ал - ал бал – вал – мал – зал
Ол - ол - ол бол – вол – мол – зол
Ул - ул - ул бул – вул – мул – зул
Ыл - ыл - ыл был – выл – мыл – зыл
Ил - ил - ил бил – вил –мил – зил
Ел - ел - ел бел – вел – мел – зел
Ял - ял - ял бял – вял – мял – зял
9. Развитие фонематического восприятия
Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками.
Определение позиции звука [Л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами.
Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?
Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив?
“Какого слога не хватает?” Вок...(зал), пе...(нал), хо...(дил), во...(зил).
10. Отработка произношения слов (перед зеркалом)
Произнеси слова.
Павел, стол, пенал, забыл, пол
11. Итог занятия
Вспомни положение языка при произнесении звука [Л].
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах
Цель. Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах.
1.Коррекционно – обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Автоматизация звука в прямых слогах и словах;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психологический настрой.
(Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом).
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.
2. Сообщение темы
Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
3.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.
4. “Маляр”. Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.
5. Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
4. Развитие дыхания
Упражнение “Дождь и дождик”
При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик)
5. Упражнение “Пароход”
Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).
6. Произношение звука [Л] в слогах и словах
Ла – ла –ла – лама ло – ло – ло – лось
Ла – ла – ла - лампа ло – ло – ло – лошадь
Ла – ла – ла - пила ло – ло – ло – лото
Ла – ла – ла – школа ло – ло – ло – мыло
Лы – лы – лы - лыко лу – лу – лу – луна
Лы - лы – лы - полы лу – лу – лу – лупа
Лы – лы – лы – столы лу – лу – лу – тулуп
Лы – лы – лы – скалы лу – лу – лу - шалун
7. Задание “Развиваем память”
Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола. Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.
8. Физминутка
Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)
3.4 - самолёт. (Руки в стороны.)
1.2- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
9. Фонематический анализ и синтез слов
Классификация слов по расположению звука [Л] в слове.
Посмотри на картинки и назови слова, в которых звук [Л], находится в
начале, середине и в конце слова:
10. Игра “ Будь внимательным”
Собери звуки [п"], [л], [и], [а] в слово.
Собери слоги па-ла, па-лам в слово.
Внимательно послушай. Собери звуки которые я назову в слово.
11. Итог занятия
Какой звук мы произносили на занятии?
Что мы делали сегодня на занятии?
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях
Цель. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.
1.Коррекционно – обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость.
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “самолет”, флажок, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Назови профессию человека, который летает на самолете?
2.Сообщение темы
Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях.
3. Артикуляционная гимнастика
А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.
Жил весёлый язычок (губы в улыбке)
Запирался на крючок (язык загнуть вверх)
Хоть один он проживал, никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Поднялся вверх, опустился вниз (“Качели”)
И еще раз повтори.
Спинку он свою загнул (прикоснуться к верхней губе)
А затем он начал бег
Тут совсем не до утех (по нёбу вперед-назад водить языком).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок (лёг отдохнуть “Лопаточка”)
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел,
Зубы чистил (“Почистим зубы”)
Губы мыл (гладить губы из стороны в сторону)
Рот полоскал (имитация полоскания ротовой полости),
А умылся – засверкал.
4. Упражнение на дыхание и на развитие общей моторики
Вышел язычок на улицу, а там ветер
Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)
Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево)
Ветер тише, тише, тише (дуть махи руками в лицо – слабая струя)
Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).
5. Изолированное произнесение звука [Л] Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).
И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.
Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:
Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.
По бокам от языка воздух пробирается.
[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.
Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.
Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.
(одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)
Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:
Гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).
Глухой или звонкий (звонкий, потому что говорим его голосом).
6. Произношение звука [Л]в слогах и словах
Ла –ла –ла - ла ал –ал –ал - ал
Ло –ло –ло - ло ул –ул –ул - ул
Лу –лу - лу- лу ол - ол - ол - ол
Ала-ала-ала-ала
Оло-оло-оло-оло (прошагать слоги пальцами по столу).
7. Физминутка
Руки в стороны – в полет (Бег на носочках по кругу, расставив руки в
Отправляем самолет. стороны).
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо).
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо).
Полетел наш самолет. (Бег по кругу, расставив руки в стороны).
9. Развитие фонематического слуха
Стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, лошадь, рука, рубашка, плащ.
10. Звук [Л] в предложениях (Упражнение на согласование местоимения с существительным).
Выставляются игрушки и предметы.
Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук “л”. (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).
Нужно сказать: Я нашла твою…
11. Произношение предложений
12. Итог занятия
Понравилось тебе занятие?
Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях
Цель. Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.
1.Коррекционно – обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Автоматизация звука в словах и предложениях;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Ход занятия
1. Оргмомент
Сегодня, когда ты шел в детский сад замерз? На улице было холодно или жарко?
Покажи, как ты замерз – (съежится, напрячься). Отогрелся в саду – (расслабился).
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук [Л] в словах и предложениях.
Спой песенку пароходика: Л-Л-Л сначала тихо, потом громко.
3. Артикуляционная гимнастика
Для начала настроим язычок на работу.
1. Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
4.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.
5.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
6. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”
4. Пальчиковая гимнастика
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
(Ребенок сжимает левую руку в кулачок, а правой обхватывает его и сильно сжимает; затем меняет руки. Далее ребенок опускает руки и слегка трясет ими).
5. Произношение звука [Л] в слогах и словах
Четко, не торопясь повтори слоги и слова.
Ла-ла-ла – лак ла-ла-ла – лавка
Ло-ло-ло – лоб ло-ло-ло – лодка
Лы-лы-лы – лыжи лу-лу-лу – лупа
6. Повтори слова
Лужок Лото Лыко Ладонь
Луна Лопух Лыжи Лава
Луга Локоть Лысина Ласты
7. Физминутка
За тучку солнышко зашло, (Съежится, обнимая себя за
Стало зябко и свежо. плечи.)
Солнце вышло из-за тучки, (Расправить плечи, расслабиться.)
Мы теперь расслабим ручки.
К нам весна шагает (Идти по кругу.)
Быстрыми шагами, (Ускорять шаги.)
И сугробы тают (Идти, высоко поднимая ноги.)
Под её ногами.
8. Прямой счет от 1 до 10 со словами
Лампа, голубь.
Посчитай от 1 до 10 со словом лампа: одна лампа, две…
9. Произношение предложений
Слушай внимательно и повтори предложения.
10. Звуко-слоговой анализ слова с графической записью
Составь схему слова стол .
Определи сколько слогов в слове?
Найти место звука [Л] в слове.
11. Заучивание стихотворения
Сейчас мы будем учить стихотворение про звук [Л].
Долго я звук Л учил
И словечки заучил:
Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки,
Палка, палки, палочки,
Галка, галки, галочки.
12. Итог занятия
С каким звуком мы сегодня работали?
Чем занимались на занятии?
Понравилось тебе занятие?
Автоматизация звука [Л] в связной речи
Цель. Автоматизация звука [Л] в связной речи.
1.Коррекционно – обучающие:
Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
Формировать лексико-грамматический строй;
Автоматизация звука в связной речи;
2. Коррекционно – развивающие:
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Разгадай загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Значит, к нам пришла …(весна).
2. Сообщение темы занятия
Звукознайка и Словознайка долгое время наблюдали как ты учился красиво говорить, правильно строить предложения и сегодня они приглашают тебя в гости. Они приготовили игры и упражнения.
3. Артикуляционная гимнастика
1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Упражнение “Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
4.Упражнение “Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.
5. Упражнение “Качели”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
4. Развитие мелкой моторики
Дождик и солнце.
Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)
Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)
На лицо, на лицо.
Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)
Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)
Светит так, светит так!
Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)
Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)
5. Развитие фонематического восприятия
Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок.
Ма, на, ла, за, ра, лу, жу, лы, мы, ры, ло, зо, лу, кра, кла, про, пла,плу.
6. Произношение чистоговорки
Словознайка и Звукознайка любят играть с пальчиками и чётко проговаривать чистоговорки.
Лы – лы – лы – забивали мы голы,
Лу – лу – лу – возле окон на полу,
Ла – ла – ла – не заметили стекла,
Лу – лу – лу – мы не били по стеклу,
Ла – ла – ла – только нет в окне стекла.
7. Физминутка
Солнышко, солнышко, (Идти по кругу, руки подняты вверх).
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бег по кругу).
Прилетели сто грачей, (“Лететь” по кругу).
А сугробы тают, тают, (Медленно приседать).
А цветочки подрастают. (Поднятся на цыпочках, руки тянутся вверх).
8. Произношение стихотворений
Слушай внимательно и повтори стихотворение.
9. Фонематический анализ и синтез Слова: лак, лань, лом.
Обозначь звуки кружочками. Сколько звуков в слове лак ?
10. Стихи о весне (выразительное чтение)
Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут звеня,
Ветер теплый – это значит,
Что уже пришла весна?
Как ты думаешь, без чего не может быть весны?
Что хорошего, в таком явление как дождь?
А что плохого?
12. Итог занятия
С каким звуком мы сегодня работали?
Понравилось тебе занятие?
Сюрпризный момент:
Словознайка и Звукознайка дарят кораблик (игра с корабликом на воде).
Аннотация методического пособия……………………………………………2
Предисловие……………………………………………………………………..3
Конспекты индивидуальных занятий………………………………………….4
Звук [Л]. Постановка звука [Л]…………………………………………………4
Постановка звука [Л]……………………………………………………………7
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах………………………………….11
Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и слогах………………………..15
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах………………………….18
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях………………….22
Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях…………………………..26
Автоматизация звука [Л] в связной речи………………………………………30
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занытий по постановке и автоматизации звуков (160 занятий). М.,1998.
2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада). – М. – 1993.
4. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.
6. Громова О.Е. Говорю правильно Л – Л`. М., 2011.
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. М., 2008
8. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование / авт.-сост. Э. Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель. 2012. – 191с.