Первый полет человека в космос. История пилотируемых космических полетов Название первой ракеты полетевшей в космос
Встретиться с ним почитали за великую честь президенты и короли, политики и бизнесмены, школьники и ученые, артисты и музыканты.
Многотысячные толпы людей по всему миру приветствовали его на улицах своих городов. Его спокойные глаза, добрая улыбка и по-настоящему открытая душа, покорявшая всех людей, с которыми ему приходилось общаться, сделали его любимым лицом нашей Родины на долгие годы. Имя этого простого советского человека, неотличимого от тысяч других таких же рабочих людей, стало рядом с именем Колумба и Магеллана. Его отождествляли с Икаром - героем поэтического мифа. А он остался самим собой, скромным и умным. Остался Юрием Алексеевичем Гагариным. Именно это имя навсегда войдёт во все учебники истории, авиации, космонавтики и многих других наук как имя человека, впервые побывавшего в космосе. Подробности жизни Гагарина любой человек может с лёгкостью найти в интернете, а на этой странице мы постараемся рассказать вам о том, как прошёл первый полёт в космос.
Полёт
Космический корабль, в котором летел к звездам Юрий Гагарин, назвали "Восток". В девять часов утра главный конструктор космического корабля и ракеты-носителя Королев дал команду на старт. Ракета оторвалась от стартовой площадки и полетела. Сразу же начали расти перегрузки. Перегрузками называется изменение веса тела из-за ускоренного движения. Чаще всего люди чувствуют совсем маленькие перегрузки, когда лифт в жилом доме начинает движение или останавливается. То же самое чувствуют и космонавты, только вместо лифта выступает ракета, а сами перегрузки в десятки раз сильнее. Гагарин буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, первый космонавт увидел Землю. Отчетливо был виден рельеф: долины и холмы, леса и поля. Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, отделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.
Старт ракеты "Восток-1" |
Ракета-носитель отработала программу нормально, но в самом конце возникли трудности: двигатели проработали на 15 секунд дольше расчётного времени. Это привело к тому, что орбита космического корабля оказалась на сотню километров выше запланированной, а это могло создать серьёзные проблемы в дальнейшем. Для того чтобы начать снижение, космическому кораблю достаточно замедлить свою скорость движения по орбите: для этого существуют специальные тормозные двигатели, которые включаются, когда космонавты решают, что пора лететь обратно на Землю. Иногда случается так, что тормозные двигатели не срабатывают, и тогда пилот корабля может отдать команду на включение дублирующей тормозной системы. В целях облегчения веса дублирующую тормозную систему на "Восток" устанавливать не стали. Тому было две причины. Во-первых, если бы двигатели не сработали, то космический корабль затормозился бы от трения об атмосферу Земли и сошёл бы с орбиты через 7-8 дней. Поэтому в корабле были запасы пищи и воздуха на десять дней, а всех космонавтов тренировали проводить по нескольку суток в замкнутом объёме космического корабля. Во-вторых, никакая ракета-носитель не может вывести на орбиту очень тяжёлый космический корабль, поэтому всё оборудование, приборы корабля и даже одежду Гагарина старались облегчить хотя бы на грамм. Для того чтобы спуститься на Землю с нерасчётной орбиты, "Востоку" в случае отказа тормозных двигателей потребовалось бы около месяца, что грозило Гагарину неминуемой смертью от голода и жажды или нехватки кислорода. В командном центре знали о накладке, но решили не сообщать о ней космонавту раньше времени, чтобы не нервировать лишний раз Гагарина.
За психическим состоянием космонавтов всегда очень тщательно следят, ведь никто не знает, чем может обернуться нервный срыв на орбите. В те времена врачи волновались гораздо больше, чем сейчас, потому что ещё никто не знал, как скажется на психике человека пребывание в космосе. Были мнения, что от увиденного во время полёта космонавт может сойти с ума. Из-за этих опасений, конструкторы по настоянию врачей заблокировали ручное управление кораблём, а Гагарину выдали конверт с несложной логической задачей, ответом которой являлся код включения ручного управления "Востоком". Правда, друзья космонавта очень боялись за него и ещё задолго до старта рассказали ему ответ. Впрочем, и психологи и друзья Юрия волновались напрасно. Первое, что произнёс Гагарин, увидев Землю из космоса, было: "Красота-то какая!.."
На борту космического корабля не было фотоаппарата, и Гагарин записывал карандашом (чернильные авторучки в невесомости не пишут) свои наблюдения и впечатления в бортовой журнал.
После одной из записей он отпустил карандаш, и тот свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента Гагарин его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения ему пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон. Уже после полета, на Земле, он написал знаменитые на весь мир строчки: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!"
Облетев один раз вокруг Земли, "Восток" автоматически и вовремя включил тормозную систему, но по завершении работы тормозной двигатель не отделился от спускаемого аппарата. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Теперь уже Гагарин решил не пугать руководителей полёта и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля: «Немного вращаюсь». Только когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от двигательного отсека. Перегрузки при спуске были в 8-10 раз больше силы тяжести. У неподготовленного человека после таких перегрузок полностью отказывает зрение, но Гагарин был тренирован переносить и большие перегрузки. Гораздо более сильное впечатление на него произвело горение обшивки спускаемого аппарата при посадке. Когда капсула космического аппарата входит в плотные слои атмосферы, его обшивка очень сильно разогревается от трения о воздух, температура снаружи достигает 3-5 тысяч градусов. Поэтому при проектировании космических аппаратов инженеры всегда рассчитывают необходимую толщину стенок так, чтобы они не успели расплавиться за время снижения, и придумывают специальные системы теплоизоляции и охлаждения.
Сидя внутри капсулы, Гагарин видел как по иллюминаторам, сделанным также из тугоплавкого стекла, потекли струйки жидкого металла, сдуваемые набегающим потоком воздуха, а сама кабина начала потрескивать и хрустеть. Изнутри казалось, что капсула несётся сквозь огненный дождь. Техника, в которой Юрий был уверен, не подвела его, и, благополучно спустившись до высоты 7 км, Гагарин, как и было запланировано, катапультировался из спускаемого аппарата. Капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки: Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помог богатый опыт лётчика и парашютиста: управляя парашютом, он, снижаясь, смог перелететь реку и приземлился в 1,5 - 2 километрах от берега. Спустя 113 минут с момента взлёта космического корабля, Гагарин вновь ступил на Землю.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника и её шестилетняя внучка. Вскоре к месту событий прибыли военные и местные колхозники. Гагарина отвезли в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин".
Так 12 апреля 1961 года завершился первый успешный полёт человека в космос. Этот день называется международным днём космонавтики и празднуется как в России, так и по всему миру.
Дорогие друзья! Если вам понравился этот рассказ, и вы хотите быть в курсе новых публикаций о космонавтике и астрономии для детей, то подписывайтесь на новости наших сообществ
12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением о том, что Советский Союз совершил первый полёт в космос. Был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый Юрием Алескеевичем Гагариным.
Эта дата навсегда вошла в историю человечества. 108 минут длился первый космический полет. В наши дни, когда совершаются многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, он кажется очень коротким. Но каждая из этих минут была открытием неизвестного.
Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия — космонавт. В этой статье поделимся с Вами малоизвестными фактами о первом полёте в космос.
Тайна советской космонавтики. До Гагарина погибло три космонавта
Ветераны космоса говорят, что триумфальная советская космическая программа, кульминацией которой стал первый полет Юрия Гагарина в космос, была омрачена несколькими трагедиями, которые хранились в тайне от россиян и всего мира.
Бывший главный инженер Экспериментального конструкторского бюро номер 456 города Химки Михаил Руденко сказал, что тремя первыми жертвами стали летчики-испытатели, вылетевшие во внешние слои атмосферы по параболическим траекториям, — это значит, что они полетели вверх, а потом рухнули вниз, так и не облетев Земли.
«Все трое погибли во время полетов, но их имена не были обнародованы»
— сказал Руденко. Он сообщил имена погибших: Ледовских, Шаборин и Митков погибли в 1957, 1958 и 1959 гг. По словам Руденко, смерть летчиков-испытателей заставила советское руководство создать специальную школу подготовки пионеров космоса. «Они решили уделить подготовке более серьезное внимание и создать особый штат космонавтов», — сказал он.
И это не говоря уже о том, что трагедии происходили не только в космосе, но и на Земле: во время одной из тренировок прямо в сурдокамере (экспериментальной камере с низкой гравитацией) погиб Валентин Бондаренко – самый молодой кандидат в космонавты. Ирина Пономарева, космический эксперт Института проблем биологии и медицины, участвующая в работе над космической программой с 1959 года, говорит — «Мы пытались создать условия, с которыми космонавт столкнется на орбите, но в камере возник пожар, Спасти Бондаренко было невозможно. Это единственное, что я помню».
Первые полёты в космос. Запуск животных
Надо сказать, что Белка со Стрелкой и Юрий Гагарин, далеко не первые живые существа, покорившие территорию невесомости. До этого там побывала собака Лайка, полет которой готовился 10 лет и закончился печально – она погибла. Летали в космос и черепахи, мыши, обезьяны. Самые яркие полеты, а их было всего три, совершила собачка по кличке Жулька. Два раза она стартовала на высотных ракетах, третий – на корабле, который оказался не таким совершенным и давал технические сбои. Судно, не могло достигнуть орбиты, и было рассмотрено решение его уничтожить. Но снова происходят неполадки в системе, и корабль раньше срока возвращается домой падением. Обнаружен спутник был в Сибири. Никто не надеялся на успешный исход поиска, не говоря уже о собаке. Но пережив страшную аварию, голод и жажду Жулька спаслась и прожила еще 14 лет после падения.
23 сентября 1959 года прямо на старте взорвалась ракета, на борту которой были собаки Красавка и Дамка. 1 декабря запуск прошёл более удачно: собаки Пчёлка и Мушка благополучно перенесли старт, однако из-за того, что траектория спуска в конце полёта оказалась слишком крутой, корабль сгорел вместе с находившимся в нём животными
Обычно в космос отправляли дворняг, потому что породистые собаки слишком нервные
— говорит Владимир Губарев, научный журналист, освещавший 50 космических полетов.
Три сообщения о первом полёте в космос
Незадолго до полёта в космос было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Интересно, что также были заготовлены три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос:
- на случай успешного полета
- на случай пропажи космонавта и необходимости организации его поисков
- на случай катастрофы.
Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами 1, 2, 3 и отправлены на радио, телевидение и ТАСС.
СМИ получили четкое указание 12 апреля 1961 года вскрыть лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля, а оставшиеся сообщения немедленно уничтожить.
Стихи при первом полёте в космос
Юрий Гагарин в одном из многочисленных интервью признавался, что во время полёта в космос он вспоминал стихи любимого поэта Сергея Есенина. Во время встречи с деятелями культуры, которая состоялась спустя неделю после первого в мире полета в космос , Гагарин на книге со стихами любимого поэта оставил такую запись:
«Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его, как человека, любящего Россию-мать»
Эта уникальная книга находится в центре экспозиции «О Русь, взмахни крылами!..»в Московском Государственном музее С.А.Есенина.
Аудио запись, стенограмма первого полёта
Разговор Гагарина и Королева во время первого полета в космос. Стенограмма сокращеная.
Человека всегда пленяли звезды. Именно поэтому история познания космоса насчитывает едва ли не столько же веков, сколько и самому человечеству.
Известны древнейшие астрономические обсерватории, звездные карты, астрономические наблюдения, которые любознательное человечество старательно накапливало многие годы для практического применения.
Существует три версии о первенстве изобретения оптического телескопа. Иоганн Липперсгей и Захарий Янсен, которые поделили честь изобретения телескопа построили свои приборы в 1608 году, а Галилео Галилей создал свой телескоп в 1609 году. Именно Галилей с помощью своего устройства сделал первые значительные космические открытия. История развития «большого» телескопостроения начинается в 1880 году в Ницце, где установлен один из крупнейших оптических телескопов.
В 1931 году радиоинженер Карл Янский строит поляризованную однонаправленную антенну для изучения атмосферы и после нескольких лет экспериментов с ней предлагает конструкцию параболической антенны (радиотелескопа), но не получает поддержки. В 1937 году Гроут Ребер, воспользовавшись идеей Янского, строит антенну с параболическим рефлектором, а уже в 1939 году публикует первые результаты работы радиотелескопа. В 1944 году Ребер составляет первые радиокарты, полученные с помощью своего, уже усовершенствованного, радиотелескопа.
Первый орбитальный (космический) телескоп был запущен Великобританией в 1962 году для изучения Солнца, в 1966 и 1968 годах США запускают две космические обсерватории, которые работали до 1972 года. В 1970 году НАСА начинает проект большого космического телескопа, который получил название Хаббл (Хабл), и был выведен на орбиту 25 апреля 1990 года. Считается, что Хаббл (Хабл) в его нынешнем состоянии прослужит еще до 2014 года.
Физическое освоение космоса человеком началось в 1944 году при испытаниях немецкой ракеты «Фау-2», которая вышла в космическое пространство, поднявшись на высоту 188 км.
1957 год – СССР запускает первый орбитальный спутник Земли «Спутник-1» (4 октября) и отправляет в космос первое живое существо, собаку Лайку (3 ноября). В 1958 году США отправляют в космический полет первого примата – обезьяну Гордо (13 декабря).
28 мая 1959 года – шимпанзе Бейкер и Эйбл совершают кратковременный суборбитальный полет.
1960 год – Стрелка и Белка, две собаки совершили орбитальный полет с 19 по 20 августа на прототипе корабля «Восток» и благополучно вернулись на Землю.
12 апреля 1961 года в космос отправляется первый человек – Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток». Время полета составило 1 час 48 минут. Он положил начало пилотируемым космическим полетам. В этом же году США совершили два суборбитальных полета продолжительностью по 15 минут на аппаратах «Меркурий», а космонавт Герман Титов на космическом аппарате «Восток-2» совершил первый суточный полет (1 день 1 час 11 мин.). Также космос «посетили» двое американских шимпанзе – Хэм (31 января) и Энос (29 ноября).
В 1962 году космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» совершили первый групповой полет.
16 июня 1963 год – в космос отправляется Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, на аппарате «Восток-6».
1964 год – первый многоместный космический корабль «Восход» (СССР) с тремя космонавтами на борту.
1965 – Алексей Леонов совершил первый выход человека в открытый космос (18 марта). 3 июня в открытый космос выходит американский астронавт, а 15 декабря в полет впервые отправляются 4 американских астронавта.
1966 – американский астронавт проводит первую стыковку в космосе с непилотируемым объектом.
1967 – в космос отправился советский космический корабль нового образца – «Союз-1». А 24 апреля впервые во время полета погибает космонавт – Владимир Комаров.
1968 — «Аполлон-8» совершил первый пилотируемый полет на Луну. Уолтер Ширра стал первым космонавтом, который трижды побывал в космосе.
1969 – была проведена первая стыковка двух пилотируемых кораблей – «Союз-4» и «Союз-5». Во время того же полета впервые был совершен переход с одного корабля на другой через открытый космос. Двое американских космонавтов высадились на Луне 21 июля. Нил Армстронг – первый человек, ступивший на Луну.
1970 – на корабле «Союз-9» был совершен двухнедельный полет в космос.
1971 –впервые погибает весь экипаж корабля «Союз-11»– в составе трех человек 30 июня при возвращении на Землю.
1973 – первый полет, который длился больше месяца. А также впервые в космос одновременно отправились советские и американские астронавты.
1974 – первое празднование Нового года на орбите.
1980 – продолжительность полета достигла полугода. 23 июля в космос отправился первый азиатский космонавт – Фам Туан и 18 сентября – первый космонавт из Латинской Америки – Арнальдо Тамайо Мендес.
1981 – впервые в космос отправляется шаттл «Колумбия» STS-1.
1982 – впервые в состав экипажа входит женщина-космонавт Светлана Савицкая.
1984 – женщина-астронавт Светлана Савицкая 25 июля впервые выходит в открытый космос.
1986 – катастрофа шаттла «Челленджер» и гибель семи астронавтов 28 января. Впервые 4 мая был совершен межорбитальный перелет с одной станции на другую – «Мир» — «Салют-7» — «Союз Т-17».
1988 – совершен полет, который продлился один год – с 21 декабря 1987 года до 21 декабря 1988 года. Запуск многоразового транспортного корабля «Буран» при помощи ракеты-носителя – 15 ноября.
Еще до начала космической гонки стало понятно, что она обойдется любым ее участникам чрезвычайно дорого. Старту космического корабля предшествуют формирование концепции, разработка образцов космической техники, создание научной и промышленной базы, инфраструктуры, подготовка кадров. Такое по силам лишь самым мощным промышленно развитым государствам.
Цена полета
При определении цены полета прежде всего определяется отношение массы полезной нагрузки (ПН) к массе космического аппарата в целом. Сегодня оно не превышает 19 %. Внедрение новых технологий уже в недалеком будущем повысит данный показатель до 25 %.
К сожалению, не существует единых критериев определения стоимости доставки грузов в космос. Появляющиеся в открытых источниках цифры плохо соотносятся друг с другом ввиду разницы валют и времени запуска. На стоимость может влиять уровень инфляции, изменение мировой конъюнктуры.
В некоторых случаях при оценке себестоимости пуска берется стоимость незаправленной ракеты-носителя, но не берется в расчет работа служб обеспечения, величина страховки, поэтому речь может идти лишь о приблизительных цифрах.
И все же по мнению экспертов, основные расходы приходятся на подготовку и запуск ракеты-носителя. По их расчетам, вывод на орбиту килограмма полезного груза стоит от 10 до 25 тысяч долларов.
В космос по туристической путевке
Идея космического туризма впервые была озвучена полвека назад в США Барроном Хилтоном и Эриком Крафтом. Однако для ее воплощения потребовалось более 30 лет. 28 апреля 2001 года на МКС отправился первый космический турист Деннис Тито. Космотур обошелся ему в 20 млн. долларов.
«Туристический сезон» на МКС завершился в октябре 2009 года полетом канадца Ги Лалиберте, которому пришлось выложить уже 35 млн. долларов. Всего станцию посетили 7 космических туристов.
Сколько стоит сегодня полететь в космос туристом? Понятно, что еще долго стоимость космического туризма будет доступна исключительно обладателям тугих кошельков.
Понятно также и то, что спрос на будущие коммерческие полеты очень высок и цены на них неизбежно будут снижаться, чему во многом способствует рост числа участников рынка космотуристических услуг.
Среди них организаторы полетов на МКС пионеры космического туризма– РКК «Энергия» и компания Space Adventures. Серьезную конкуренцию им составляют Virgin Galactic, XCOR Aerospace, Blue Origin, Space X (США). Ширится и перечень предлагаемых ими услуг.
Так компании World View и ZeroZinfinity собираются предложить полет в стратосферу (30-45 км) на воздушных шарах за 75 и 116 тыс. долларов соответственно. Американская компания Zerog готова обеспечить своим клиентам полет на самолете с невесомостью (на 20-30 сек) за 5000 долларов. Билет на перспективный космолет компании Virgin Galactic будет стоить от 150 до 200 тыс. долларов.
Самые продвинутые потенциальные космические туристы все чаще задают вопрос: Сколько стоит полет на Луну? Как сообщил представитель Роскосмоса Алексей Краснов, билет на Луну можно будет купить из расчета, что весь полет обойдется примерно в 100 млн. долларов.
Пуски становятся дешевле
За последнее время кратно выросло число участников космического рынка, и, следовательно, конкуренция между ними становится все жестче, в связи с чем наметилась тенденция к удешевлению пусков.
Так американские компании Blue Origin и Space X, возглавляемые Джеффом Безосом и Илоном Маском, активно работают над созданием недорогих многоразовых ракет-носителей. Прорабатывается технология воздушного старта с борта транспортного самолета. Наметились перспективы по возобновлению приостановленного международного проекта «Морской старт».
Помимо этого, ведутся работы по созданию более совершенных и экономичных двигателей. Примером тому может служить (КВРД) для перспективной одноступенчатой ракеты-носителя Demonstrator 3, которую разрабатывает ARCA Space Corporation.