Полная пирамида маслоу. Теория потребностей человека А
![Полная пирамида маслоу. Теория потребностей человека А](https://i0.wp.com/practicum-group.com/wp-content/uploads/2018/10/84c42b9986b8cecdea81ed6abb66c108_XL.jpg)
Иерархия потребностей А. Маслоу - известнейшего современного американского экономиста, получила широкое распространение по всему миру. Согласно его теории любые человеческие "аппетиты" развиваются в направлении от низших к высшим. Сперва индивидуум должен сполна удовлетворить свои потребности нижнего уровня. Только тогда его нужды смогут перейти на более высокие.
Что это за теория?
Иерархия потребностей Маслоу - одна из самых популярных Согласно ей, все человеческие нужды можно поместить в некую "пирамиду". Делается это следующим образом. В основании, в самом низу "пирамиды", мы располагаем самые важные из Без их удовлетворения становится практически невозможным биологическое существование людей. На более высоких уровнях "пирамиды" находятся потребности, которые характеризуют человека как существо социальное и как отдельную личность.
Хотя иерархия потребностей Маслоу создавалась в 40-е годы, на сегодняшний день она все еще очень актуальна. Известный американский экономист, он утверждал, что у людей очень много различных нужд. Но, также он полагал, что их все можно разделить на пять уровней. Более детально эту идею разрабатывал современник Маслоу, психолог из Гарварда, Муррей. Состоит в следующем.
1. Они необходимы для нашего выживания. Сюда относится голод, жажда, необходимость убежища и отдыха, секс.
2. Безопасность (защита от боли, страха, гнева) и уверенность в будущем. Это потребности в защите от опасностей физического и психологического характера со стороны окружающего нас мира. Уверенность в том, что наши физиологические нужды в будущем также будут удовлетворены.
3. Социальные потребности - это понятие включает чувство принадлежности кому-либо или к чему, чувство, что другие тебя принимают. привязанности, социального взаимодействия и поддержки. Потребности: в любви, семье, друзьях, общении.
4. Необходимость утверждения. Сюда относятся самоуважение, потребность в компетентности, личных достижениях, признании окружающих. Также это карьера, престиж, успех, личностный рост.
5. Духовные потребности: познание, самовыражение, самоактуализация, самоидентификация.
При желании, иерархия потребностей Маслоу, может быть дополнена потребностями материальными и духовными, иррациональными и рациональными, осознанными и неосознанными, косвенными и прямыми, и др.
Процентное соотношение
Потребности, расположенные на первом уровне, - физиологические: в пище, отдыхе, тепле, комфорте и т.д. Они присущи абсолютно каждому человеку. Когда они полностью удовлетворены, становятся актуальны потребности располагающиеся на более высоких уровнях пирамиды. В процентно соотношении это выглядит следующим образом.
Иерархия потребностей Маслоу подразумевает, что человек ощущает нужду в безопасности и порядке, если не менее чем на 85% утолены его физиологические потребности. Людям начинает хотеться дружбы, уважения, одобрения, признания и любови, если их необходимость в безопасности удовлетворена на 70%. Чтобы нам захотелось самоуважения, под которым подразумевается свобода действий, достижение некоего социального статуса, наши социальные потребности должны быть обеспечены также на 70%.
Удовлетворяя потребность в самоуважении на 60%, мы начинаем желать самоактуализации, самовыражения, реализации своего потенциала. Иерархия потребностей по Маслоу утверждает, что именно этого уровня сложнее всего достичь и в полной мере удовлетворить себя, находясь на нем. Даже достигая 40% уровня самоактуализации, мы чувствуем себя счастливыми, но этого добиваются только 1-4% населения планеты.
Знаменитая пирамида потребностей Маслоу , которая знакома многим еще с уроков обществознания отражает иерархию человеческих потребностей.
Последнее время она подвергается критике со стороны психологов и социологов. Но неужели она на самом деле бесполезна? Давайте попробуем разобраться.
Суть пирамиды Маслоу
Работа самого ученого и здравый смысл подсказывают, что более предыдущий уровень пирамиды не обязательно должен быть «закрыт» на 100%, прежде чем появится желание реализоваться на следующей ступени.
Помимо этого, очевидно, что в одних и тех же условиях один человек почувствует некоторую потребность удовлетворенной, а другой нет.
Можно сказать, что у разных людей разная высота ступеней пирамиды. Далее поговорим о них подробнее.
Уровни пирамиды Маслоу
Достаточно кратко и ёмко суть пирамиды Маслоу можно объяснить так: пока в определенной степени не удовлетворены потребности наиболее низкого порядка, у человека не возникнет более «высоких» стремлений.
Работа самого ученого и здравый смысл подсказывают, что более предыдущий уровень пирамиды не обязательно должен быть «закрыт» на 100%, прежде чем появится желание реализоваться на следующей ступени. Помимо этого, очевидно, что в одних и тех же условиях один человек почувствует некоторую потребность удовлетворенной, а другой нет. Можно сказать, что у разных людей разная высота ступеней пирамиды. Далее поговорим о них подробнее.
Физиологические потребности
В первую очередь это необходимость в еде, воздухе, воде и достаточном количестве сна. Естественно, что без этого человек просто умрет. В эту же категорию Маслоу относил и потребность в половых контактах. Эти стремления роднят нас с и уйти от них невозможно.
Потребность в безопасности
Сюда входит как простая «животная» безопасность, т.е. наличие надежного укрытия, отсутствие угрозы нападения и т.д., так и обусловленная нашим социумом (так, люди испытывают огромный стресс, когда существует риск потерять работу).
Потребность в принадлежности и любви
Это желание быть частью определенной социальной группы, занимать в ней своё место, которое принимают остальные члены данного сообщества. Потребность в любви в пояснении не нуждается.
Потребность в уважении и признании
Это признание достижений и успехов человека как можно большим количеством членов общества, хотя для некоторых будет достаточно и своей семьи.
Потребность в познании, исследованиях
На этом этапе человека начинают тяготить различные мировоззренческие вопросы, наподобие смысла жизни. Появляется желание погрузиться в науку, религию, эзотерику, попытаться разобраться в этом мире.
Потребность в эстетике и гармонии
Подразумевается, что на этом уровне личность стремится во всем находить красоту, принимает Вселенную такой, какой она есть. В быту же стремится к максимальному порядку и гармонии.
Потребность в самореализации
Это определение своих способностей и их максимальная реализация. Человек на этой ступени занимается преимущественно творческой деятельностью, активно развивается духовно. По мнению Маслоу таких высот достигает всего лишь около 2% человечества.
Обобщенный вид пирамиды потребностей вы видите на рисунке. Можно привести большое количество примеров как подтверждающих, так и опровергающих эту схему. Так наши хобби зачастую помогают удовлетворить стремление к принадлежности некоторому сообществу.
Таким образом они проходят еще одну ступень. Вокруг мы видим множество примеров людей, которые не достигли 4 уровня пирамиды и поэтому испытывают некоторый душевный дискомфорт.
Однако не все так гладко. Без труда можно обнаружить примеры, которые не укладываются в данную теорию. Проще всего найти их в истории. Например тяга к познаниям у молодого Чарльза Дарвина появилась во время весьма опасного плавания, а не в спокойных и сытых домашних условиях.
Такие противоречия приводят к тому, что на сегодняшний день большое количество ученых отвергает привычную нам пирамиду потребностей.
Применение пирамиды Маслоу
И все же теория Маслоу нашла свое применение в нашей жизни. Маркетологи используют её для ориентации на определенные стремления индивида, некоторые системы управления персоналом, путем манипулирования мотивацией сотрудников строятся на основе пирамиды.
Творение Абрахама Маслоу может помочь каждому из нас при постановке личных целей, а именно: определиться с тем, что вы действительно хотите и в достижении чего действительно нуждаетесь.
В заключение отметим, что в оригинальных работах Маслоу не содержалось непосредственно пирамиды. Она появилась на свет только через 5 лет после его смерти, но конечно на основании работ ученого. По слухам сам Абрахам в конце жизни пересмотрел свои взгляды. Насколько серьезно воспринимать его творение в наши дни решать вам.
Из этой статьи вы узнаете:
- В чем суть пирамиды потребностей по Маслоу
- Как правильно понимать теорию иерархии потребностей
- Применима ли пирамида потребностей по Маслоу в маркетинге
- Какая есть альтернатива пирамиде потребностей по Маслоу
В литературе по теме психологии и менеджмента очень часто можно встретить ссылки на эту теорию об иерархии потребностей человека. Есть предположения, что выводы автора, изложенные в ней, основаны на изучении биографий известных людей, реализовавших себя в жизни и творческой деятельности. Как вы уже, наверное, поняли, речь пойдет о пирамиде потребностей по Маслоу.
Суть пирамиды потребностей по Маслоу
В своей работе «Мотивация и личность» (1954 г.) Абрахам Маслоу сделал предположение о том, что врожденные потребности человека имеют иерархическую структуру, включающую пять ярусов. Это следующие потребности:
- Физиологические.
Их удовлетворение необходимо для того, чтобы обеспечить выживание и существование. Любое живое существо имеет свои физиологические нужды. Пока не удовлетворены потребности данного уровня (к примеру, в питании, сне), человек не сможет трудиться или заниматься другими видами деятельности. Например, если он очень голоден, то не будет способен наслаждаться созерцанием произведений искусства, любоваться видами природы, интересоваться содержанием художественной литературы и т. п.
- В безопасности.
Ощущение безопасности необходимо людям в любом возрасте. Младенцам чувство защищенности дает присутствие рядом матери. Взрослые люди тоже стремятся к тому, чтобы чувствовать себя под защитой: устанавливают в квартирах хорошие двери с надежными замками, покупают страховку и пр.
- В любви и принадлежности.
Пирамида потребностей по Маслоу включает и социальные нужды. Для человека важно чувство принадлежности к какой-либо группе людей, чтобы ощущать себя полезным и значимым. Это мотивирует его к социальным контактам и взаимодействию с другими индивидуумами: он заводит новые знакомства, ищет спутника жизни. Человеку необходимо испытывать чувство любви и самому быть любимым.
- В признании.
После того как будут удовлетворены потребности, включенные в предыдущие ярусы пирамиды (в любви и в принадлежности к социуму), у индивидуума появляется желание заслужить уважение окружающих, стремление к тому, чтобы значимые для него люди признали его таланты и умения. Если эти желания реализуются, то он обретает уверенность в себе и своих силах.
- В самореализации.
Это уровень духовных потребностей: желание личностного развития и самореализации, стремление к творческой деятельности, к развитию своих талантов и способностей. Если нужды, входящие в предыдущие ярусы пирамиды, удовлетворены, то на пятом уровне человек начинает заниматься поисками смысла существования и изучением окружающего мира, может обрести новые убеждения.
Так в общем виде выглядит пирамида потребностей по Маслоу с примерами желаний для каждого уровня иерархии. Позже Абрахам Маслоу включил в нее еще два яруса: познавательных способностей и эстетических потребностей.
В окончательном своем виде пирамида имеет 7 уровней.
Ученый считал, что потребности более высокой ступени проявятся в том случае, если будут удовлетворены нужды, находящиеся на более низких ярусах. По Маслоу, это является весьма закономерным.
Однако исследователь отмечал, что данная тенденция может иметь исключения: для некоторых людей самореализация важнее привязанностей, для других будут значимы только потребности первых уровней пирамиды, даже в том случае, если все они, казалось бы, удовлетворены. Маслоу считал, что подобные особенности связаны с развитием у человека невроза либо они обусловлены неблагоприятными обстоятельствами.
Теория иерархии потребностей
Все вышеизложенное может привести читателя к неверным выводам. Ведь можно подумать, что потребности, входящие в более высокие ярусы пирамиды, возникают сразу после того, как реализованы нужды предыдущих уровней.
Отсюда может сформироваться предположение, что пирамида по Маслоу подразумевает, что желания каждой следующей ступени появляются только после полного удовлетворения всех предыдущих. Однако можно сказать, что практически ни у одного современного человека базовые потребности не реализованы на 100 %.
Чтобы приблизить наше понимание иерархии к реальности, следует ввести понятие «Мера удовлетворенности потребностей». Предполагается, что нужды, входящие в первые ярусы пирамиды, всегда реализуются в большей мере, чем те, что находятся выше. Наглядно это можно представить следующим образом (возьмем условные цифры): например, физиологические потребности обычного гражданина удовлетворены на 85 %, его потребность в безопасности – на 70 %, в любви – на 50 %, в признании – на 40 %, а в самореализации – на 10 %.
Мера удовлетворенности потребности даст нам лучшее понимание того, как возникают нужды более высоких уровней после того, как реализованы желания, находящиеся на предыдущих ярусах пирамиды (согласно Маслоу). Это процесс постепенный, не внезапный. Переход ко всем последующим ступеням осуществляется плавно.
Например, вторая потребность не возникнет, если первая удовлетворена только на 10 %. Однако при закрытии ее на 25 % вторая нужда проявится на 5 %. Если реализовано 75 % первой потребности, то вторая покажет себя на 50 %.
Применение пирамиды потребностей по Маслоу в маркетинге
По поводу пирамиды потребностей маркетологи часто говорят, что она не применима на практике. И это действительно так.
Первое. Дело в том, что данная теория создавалась Маслоу не для маркетинговых целей. Ученого интересовали вопросы человеческой мотивации, ответов на которые не давали ни учение Фрейда, ни бихевиоризм. Теория пирамиды потребностей, созданная Маслоу, посвящена мотивации, но она имеет скорее философское значение, чем методическое. Каждый маркетолог, специалист по рекламе или PR должен быть знаком с ней, чтобы иметь представление о многообразии человеческих нужд и их сложной взаимосвязи, но считать ее руководством к действию нельзя, поскольку формировалась она совсем для других целей.
Второе. Задача работы маркетолога – побудить потребителя к действию, повлиять на его решения. Теория пирамиды потребностей посвящена мотивам человека, но не их взаимосвязи с поведением. Она не подходит для маркетологов, поскольку не объясняет, какой мотив определяет то или иное действие, говоря, что нельзя понять мотивы по внешним проявлениям, что решение может быть обусловлено несколькими поводами.
Третья причина, почему теория пирамиды потребностей по Маслоу не подходит для маркетологов, связана с социокультурным контекстом: в современном мире физиологические нужды людей и их потребность в безопасности в общем и целом реализованы.
Поэтому нельзя сказать, что продукт, помогающий каким-то образом решать вопросы безопасности, будет более востребованным, чем тот, который нужен для удовлетворения желаний, включенных в более высокий уровень пирамиды. Например, моющее средство с антибактериальным эффектом (дающее защиту) не будет более желанным, чем напиток, который позиционируется как товар, употребляемый в ситуации дружеского общения (то есть решающий некие социальные задачи).
Когда маркетологи пытались применять пирамиду потребностей в маркетинге, она не работала. Что неудивительно, ведь это психологическая теория, которую совершенно некорректно пытаться использовать в тех сферах, для которых она не создавалась. Получается, что критика пирамиды Маслоу по поводу того, что она неэффективна в маркетинге, совершенно неуместна, так как ее цели и задачи были изначально совсем другими.
Введение
Абрахам Маслоу родился в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1908 г. Он учился на психологическом факультете Висконсинского университета и стал сначала стипендиатом Карнеги в колледже, готовившем преподавателей колледжей, затем адьюнкт-профессором психологии в Бруклинском колледже. В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Как пишет сам Маслоу, «мне хотелось синтезировать холистический, динамический и культурный подходы, которые были столь популярны у молодых психологов того времени. Я чувствовал глубинную взаимосвязь между этими подходами и воспринимал их как отдельные аспекты единого всеохватывающего целого» (Maslow, 1954, ix). Маслоу приступил к серьезной подготовке этого синтеза: он изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.
В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период. Вернувшись к академической деятельности, он стал сначала адьюнкт-профессором, затем полным профессором и руководителем кафедры в массачусетском университете Brandeis. Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер. Абрахам Маслоу умер в 1970 г.
1. Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1.1).
Рисунок 1.1 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)
Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» (Maslow, 1943, pp. 394–395). Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет:
Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, - все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым. (Maslow, 1943, pp. 373–374)
Маслоу пишет, что в Соединенных Штатах и в других развитых сообществах подобный хронический острый голод является редким явлением. При этом он отмечает, что люди часто принимают за голод наличие здорового аппетита.
И действительно, в развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде.
Маслоу пишет:
Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности. (Maslow, 1943, p. 375)
Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности. Он полагает, что «все, сказанное о физиологических нуждах, может быть - пусть и в несколько меньшей степени - отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен только ими. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности организма, что позволяет нам в данном случае представить организм как механизм, стремящийся к обретению безопасности» (Maslow, 1943, p. 376). Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение… вследствие чего подобные потребности не играют активной мотивационной роли. Подобно тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства» (Maslow, 1943, pp. 378–379). Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку» (Maslow, 1943, pp. 380–381). В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. Как указывает Маслоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий» (Maslow, 1943, p. 381). И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Маслоу пишет:
Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности. (Maslow, 1943, pp. 382–383)
Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник - писать картины, поэт - писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» (Maslow, 1943, p. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы - и экспериментально, и клинически - с явлением самоактуализации. Его исследование - дело будущего» (Maslow, 1943, p. 385).
Основные физиологические потребности человека по Маслоу
Человек рождается с уже определенными стремлениями. Однако существуют определенные желания, направленные на поддержку жизнеобеспечения. К физиологическим потребностям по А. Маслоу относится, в первую очередь, потребность в выживании.
Среди физиологических потребностей по Маслоу инстинкт выживания наиболее мощный. Только при наличии еды, воды и защиты человек способен думать об удовлетворении других желаний.
Второй важной физиологической потребностью по классификации А. Маслоу является потребность в безопасности.
Сразу после удовлетворения примитивных нужд человек испытывает потребность в финансовой, эмоциональной и физической безопасности. Это значит, что он не хочет быть бедным, зависимым или нуждающимся в таких простых вещах, как еда и жилье.
Только после удовлетворения физиологических потребностей личность начинает нуждаться в:
- комфорте;
- свободном времени;
- любви;
- уважении;
- самореализации.
В основе такой классификации лежит предположение, что поведение и мотивация человека определяются базовыми потребностями.
Первичные и вторичные потребности по Маслоу
В теории американского психолога выделяют первичные и вторичные желания человека.
Первичными потребностями согласно классификации Маслоу являютс
я потребности в жизнеобеспечении и безопасности. Жизнеобеспечение – это элементарные нужды (вода, воздух, одежда, жилье, еда, секс). К безопасности относят чувство защищенности и стабильности. Эти потребности первичны, потому что при выборе между утолением голода и уважением окружающих большинство людей выберут еду.
Ко вторичным потребностям относятся:
- Социальные нужды – общение, совместная деятельность и т.д.
- Престиж – признание общества, уважение, карьерный рост, хорошая репутация и т.д.
- Духовность – самореализация, самоутверждение, саморазвитие и т.д.
В соответствии с теорией Маслоу человек не будет нуждаться в удовлетворении духовных потребностей без получения всех остальных.