Построение индивидуальной образовательной траектории ребенка с овз. Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности) Индивидуальный образоват
воспитатель речевой деятельности МБДОУ
«Детский сад «Аист»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АИСТ» ГОРОДА НОВОГО УРЕНГОЯ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
(синдром Дауна)
Разработала: Торопова Юлия Николаевна, воспитатель речевой деятельности МБДОУ «Детский сад «Аист»
1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Общие данные
ФИО ребенка: *********
Пол: муж
Дата рождения/ возраст 5 лет
Социальный статус ребенка: благополучный
Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная
Проживает совместно: с родителями
Микроклимат семьи: благоприятный
Состояние здоровья ребенка: V группа
Режим дня: щадящий
Питание: общий стол
Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.
1.2 Пояснительная записка
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ «Детский сад «Аист» разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Содержание материала, данного ИОМ построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в маршруте прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.
В ИОМ определены цели и задачи воспитания и обучения в модуле «Речевое развитие» ребенка с синдромом Дауна на 2017/2018 учебный год.
Теоретической основой ИОМ являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей
деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно- развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
ИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, с учетом:
- характера ведущей деятельности;
- структуры и степени выраженности нарушения;
- ведущих мотивов и потребностей ребенка;
- целей дошкольного воспитания.
Также при составлении ИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ТПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:
- относительная сохранность эмоций;
- сохранность зрительно-двигательного восприятия;
- достаточно высокий уровень имитационных способностей;
- относительная сохранность тактильной чувствительности;
- сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
- сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических
воздействий и социализацию ребенка. Работа воспитателя речевой деятельности с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ТПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
- Консультативно-рекомендательная.
- Информационно-просветительская.
- Организация детских утренников, праздников.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе педагога-психолога, узких специалистов и воспитателя.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
1.3 Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Р.Лина, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.4 Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Социально — бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Мальчик идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул был длительным, но без особенностей.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
2.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.
В индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОМ обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.
Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведении и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.
Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности. Сильной стороной ребенка является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, используемые в различных играх.
ЗАДАЧИ:
- Формировать навыки звукоподражания;
- Способствовать развитию произносительных и коммуникативных
навыков;
- Формировать навыки простых ритмичных движений;
Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)
Ребенок будет:
— подражать взрослому, повторяя простые слова;
— односложно отвечать на простые вопросы;
— выполнять одно и двухсложные инструкции;
Активно проявлять себя в игровых ситуациях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. (основа УМК).
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
- Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». — Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
- Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Нищевой Н.В.
Методические пособия: УМК к Программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
Консультативно-просветительская работа:
- Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие. – Новосибирск, 2010
- Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для
родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
- Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
- Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы
психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013
- Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 1. Введение в программу.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. (Раздел «Коррекционно- воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта» С.100-116)
Образовательная область «Речевое развитие (Развитие речи)»:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности» 2. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей
с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011 3. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом
Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009 4. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики. 5. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками
зрения // Дошкольное воспитание. 2005. No5.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
усвоении устной речи. — М., 1977. 7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию
речи детей. — М., 1994 — часть 1. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 1974г. 9. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М.,
- 10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений — М., 1982. — Т.
- 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. 12. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е, Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону., 2005. 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —
М., 1993. 16. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. — М., 1962. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982. 18. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985
г. 19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969. 20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в
норме и патологии). — М., 1978. 21. Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки, т.256
/ отв.ред. М.Е. Хватцев. — Л., 1963 22. Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у
дошкольников. — М., 1999. 23. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985 — 1986 гг. Т.Б.
Филичивой и Г.В. Чиркиной. 24. Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте «Даунсайд Ап». 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном
детском саду. М., 1987. 26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
- 27. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. —
Екатеринбург, 1996. 28. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка область «Речевое развитие» модуль «Развитие речи»
Воспитатель речевой деятельности:
— диагностика (входная, итоговая); 2 раза в год
— индивидуальная работа на развивающих занятиях по развитию речи в 2017/2018 уч. году -; 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;
— консультации для родителей по запросу.
Продолжительность групповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 10-15 минут.
Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком.
Лист педагогического сопровождения воспитанника воспитателем речевой деятельности
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Направления деятельности воспитателя речевой деятельности
Месяц
Основные направления в работе
Вид деятельности
Взаимодействие с семьей
Участники
Сентябрь
Октябрь
Предупреждение негативных реакций на присутствие в помещении взрослых и сверстников.
— наблюдение, гостевые визиты (во время проведения занятий в группе и игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения);
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса.
Воспитатели группы
Родители
Ноябрь Развитие мелкой моторики и координации
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;
– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.
Д/и:
«Сложи ряд» — основные цвета
«Поймай рыбку»
Практическое занятие «Игры своими руками», «Игры для Стасика». Пополнение домашней игротеки
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Декабрь Развитие мелкой моторики и координации.
Расширение социальных контактов Формирование фонетико- фонематического слуха.
Упражнения:
«Прыг-скок»
«Подари цветочек»
Д/и:
«Кто сказал «МЯУ»?
«Сложи ряд»
Консультация «Солнечные дети»
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Беседа Январь Развитие мелкой
Д/и:
Воспитатель моторики координации.
«Поймай рыбку»
«Социализация
речевой солнечных детей»
деятельности Формирование
«Тук – тук» фонетико- фонематического
Упражнения:
«Мяч» — (воспитание возд. струи
«Контур – фигура»
Воспитатели группы
слуха.
Родители
Февраль Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Д/и:
«Разложи по ведеркам» (основные цвета)
«Найду пару»
Упражнения:
Пальчиковая гимнастика
«Задуй свечу» (воспитание возд. струи)
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Март Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 1» (советы)
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Апрель Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Д/и:
Практическое
«Раз, два, три за мною повтори»,
занятие «Игры для Стасика». Пополнение игра на одной
домашней пластине
игротеки. металлофона
«Кто сказал «МЯУ»?
«Дай – на – иди»
Д/и:
«После стирки» (пары)
«Загляни в окошко»
«Мяч»
Упражнения:
Консультация
Воспитатель «Особенность
речевой развития речи
деятельности солнечных детей».
Воспитатели группы Просмотр видеороликов
Родители
«Так поступают солнечные дети»
Развитие психических процессов.
«Ветерок», «Ежики»
Май Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Д/и:
«Поймай рыбку»
«Коробки»
«Контур – фигура»
«Камешки» (основные цвета)
Упражнения:
«Задуй свечу»
Консультация «Лето – время перемен».
Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 2»
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы →
Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.
Основной целью администрации и всего педагогического коллектива образовательного учреждения (организации) в рамках реализации инклюзивной практики является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации,основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровожденияобразовательного учреждения (ПМПк), родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ вобразовательный процесс.
Индивидуальный образовательный план – документ , отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка.
Особенности работы над индивидуальным образовательным планом:
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (четверть, триместр, полугодие);
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы. По результатам всех заключений происходит корректировка плана;
4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят
максимально конкретный характер;
5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут (и, соответственно, индивидуальный образовательный план) в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов . Перечислим самые важные из них.
1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет , к какому педагогу и в какой класс (группу) поступает ребенок. Также определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.). Заключается договор с родителями.
2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Такая информация может включать следующие направления
Содержание информации | Возможная документация |
Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу; Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении. | Заключение ПМПК |
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. | Медицинская карта первоклассника |
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. | - Психолого-педагогическая характеристика ребенка; - дневник психолого-педагог. сопровождения |
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. ! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а также для определения режима пребывания ребенка в школе. Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей. | |
Сведения о дополнительном образовании: – посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; – занимается ли с педагогами на дому; – каков режим и длительность дополнительных занятий | |
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы. |
ВАЖНО: Родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.
На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей – в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и – соответственно – ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум – трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения (ПМПк) проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС-центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.
Собственно разработка Индивидуального образовательного маршрута (и, соответственно, ИОП) на заседании психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.
5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого - педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).
6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов – динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.
Суть ИОМ дошкольника
ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.
Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.
Цель и направления ИОМ
Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.
Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:
Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;
Возможность занятия разными сферами деятельности;
Совершенствование речевых навыков;
Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;
Развитие представления о времени, пространстве.
При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.
Структура ИОМ
В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.
В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:
Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;
Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;
Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;
Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;
Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.
Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута
Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:
1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.
2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.
4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;
5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.
Оформление образовательной программы
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:
Общие сведения о дошкольнике;
Характеристика семьи;
Особенности внешнего вида дошкольника;
Здоровье;
Особенности моторики;
Познавательная сфера дошкольника;
Уровень знаний по разделам программы;
Уровень развития речи;
Отношение к занятиям;
Характеристика деятельности;
Наличие трудностей в общении;
Индивидуальные особенности;
Дополнительные сведения о дошкольнике.
Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.
Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ
Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.
В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.
При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:
Пределы норм нагрузки;
Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;
Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.
ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.
Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.
Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника
Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.
Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.
Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:
Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;
Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;
Имеющиеся ресурсы для достижения результата.
В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.
Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР
Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.
Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:
Лечебно - оздоровительная работа;
Вопросы обучения и социальной адаптации;
Вопросы коррекции;
Физическое воспитание;
Музыкальное воспитание.
Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО
Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.
Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО
Заключение
Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.
Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Ф. И. О. ребенка …………………..
Дата рождения……………….. . Класс 6 Программа VIII вида
Организация коррекционно-развивающей работы, проведенной ранее: обучается в данной школе со второго полугодия 5 класса (второй год).
Особенности физического развития имеет статус «ребенок-инвалид»до июля 2020года, состоит на «Д» учете у окулиста (сх.косоглазие), имеет подготовительную группу здоровья по физкультуре.
Особенности психического развития
Познавательная сфера: не усваивает программный материал по математике и трудовому обучению. Геометрический материал не усваивает. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя.
Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, не плаксива, может смеяться по минимальному поводу и без повода. Не может себя самостоятельно настроить на урок. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет.
Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, соблюдать личную гигиену девушки. У девочки навязчивая привычка «из носа - в рот», и девочка этого не стесняется. Активно участвует в конкурсах.
Инициатор индивидуального образовательного маршрута:
Администрация образовательного учреждения (обоснование – ИПР).
Цель, задачи: социальная адаптация ребёнка с ОВЗ в обществе.
* Формирование ЗУН по предметам с учётом возможностей ребёнка;
* коррекция ВПФ: развитие наглядно – образного мышления и речи, формирование зрительного и слухового восприятия, тренировка процессов памяти.
* корректировка программы по ПТО – психологическая коррекция мотивации к труду.
Сроки 2014 -2015 учебный год.
Формы взаимодействия с родителями:
Индивидуальные беседы и консультации: О необходимости обучения по индивидуальной программе по математике и ПТО; о необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка- инвалида.
Открытые занятия;
Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках СБО в домашней обстановке.
Лабораторная работа с родителями;
Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»
Тренинги;
Другое _______________________________________________________
Формы работы родителя с ребенком
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ориентировка во дворе дома |
2014-2015 учебный год |
|
Формирование гигиенических умений и навыков |
2014-2015 учебный год |
|
Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых дома |
2014-2015 учебный год |
|
Умение выполнять покупки в магазине |
2014-2015 учебный год |
Круг специалистов
Специалист |
Содержание |
Сроки / результат |
Педагог - психолог |
||
Учитель - логопед |
Занятия по коррекции нарушений письма и чтения путём: Развития фонематических процессов; Развития навыков языкового анализа и синтеза; Уточнения и расширения лексического словаря; Развития грамматического строя речи; Развития связной речи, коммуникативных навыков общения; Развития моторных функций. |
2014-2015 учебный год С с сентября 2014г. года по май 2015г. групповые занятия 2 раза в неделю: среда, пятница. 26.12.2014г.- динамика положительная. 27.04.2015г.- динамика положительная. |
Учитель- дефектолог |
Индивидуально – коррекционные занятия по развитию ВПФ. Коррекции познавательной деятельности. |
2014-2015 учебный год Индивидуальная форма работы дала положительные результаты. Восполнение пробелов в ЗУН – по математике имеет положительный результат. Научилась решать задачи на движение, освоила табличное умножение и деление. |
Учитель ПТО («швейное дело») |
Развитие ориентировочной и планирующей деятельности; Развитие мелкой моторики, координации движений; Формирование эмоционально-волевых качеств и положительной мотивации к труду. Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда. |
2014-2015 учебный год Справилась с программным материалом за 5 класс, ликвидирована задолжность за 5 класс на оценку «удовлетворительно». Самостоятельные и практические работы выполнила на «3».Небольшая положительная динамика по всем показателям и критериям коррекционно-развивающей деятельности. Ориентировочная и планирующая деятельность на среднем уровне; Мелкая моторика и координация движений на среднем уровне; Умение переносить рабочие приемы в новые условия труда на низком уровне |
Учитель математики |
Развитие учебных навыков; - формирование элементарных математических представлений, навыков чтения, с учётом психофизиологических особенностей обучающегося; - уточнение и обогащение представлений о себе и окружающем мире; - развитие пространственно-временных представлений; - повышение уровня общего и речевого развития; - формирование нравственных качеств; - охранительный режим жизнедеятельности. |
Положительная динамика. С контрольными работами за 5 класс справилась на «4» и «3». С контрольными работами за 6 класс справилась на «3». |
Педагог дополнительного образования |
Элементарные навыки работы на ПК. («Смайлик»); Знание необходимых правил дорожного движения «Дорожная азбука» Развитие мелкой моторики рук («Творчество») |
2014-2015 учебный год Положительная динамика при пользовании ПК Результаты тестирования по ПДД: «средний уровень». Положительная динамика |
Социальный педагог |
Формирование культуры поведения в социуме |
Положительная динамика |
Оценка результатов: «швейное дело»: незначительная положительная динамика.
Для родителей: толерантное отношение к ребенку и создание положительного психологического микроклимата в семье.
Для педагогов __________________________________________________________
Для узких специалистов: учитель-логопед – продолжить работу по коррекции нарушений письма и чтения.
Зам. директора. по УВР:
Учитель ПТО:
Учитель математики:
Учитель – дефектолог:
Учитель – логопед:
Шаткина Ирина Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 56"
Населённый пункт:
г. Северск, Томская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (средняя группа)"
Дата публикации:
12.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка – детский сад № 56»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (средняя группа)
на 2017 – 2018 учебный год
______________________________________________________________
ФИ ребенка
Группа № 6
Составила воспитатель
Шаткина Ирина Павловна
План индивидуальной работы
на 2017-2018 учебный год.
Задачи:
Способствовать развитию навыков коммуникации;
Развивать звукопроизношение, грамматически правильную речь;
Развивать память, внимание;
Развивать
мыслительные
вовлечение
наблюдения,
дидактические игры;
Развитие двигательных навыков и волевых качеств путём приобщения ребёнка к занятиям
Индивидуальная
работа проводится
коррекционно
педагогического
взаимодействия
специалистами
дошкольного
учреждения
основании
результатов индивидуальной речевой карты воспитанников, а также в соответствии с
индивидуальной программой, разработанной учителем – логопедом.
сентябрь 2017
1 неделя
Познавательное
развитие
«Собери пирамидку»: закрепить название цветов спектра,
порядковый счет.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине,
обозначать результаты сравнения словами.
развитие
Артикуляционная гимнастика с зеркалами: «улыбка»,
«забор», «часики», «варенье», «лошадка»
Повторить чистоговорки на звук «с». Игры с картинками на
эти звуки («Угадай и назови», «Назови цвет и предмет»)
Художественно-
эстетическое
развитие
Игра на муз. инструментах, с музыкальными игрушками:
умение угадывать на слух, какой инструмент звучит.
Закреплять умение лепить предметы круглой формы разной
величины.
Физическое
развитие
«Самый меткий»: тренировать в метании шариков в корзинку
Социально-
коммуникативное
развитие
Учить воспроизводить цепочку игровых действий с разными
видами игрушек
2 неделя
Познавательное
развитие
«Путешествие в зеленую страну»: закреплять
представление о зеленом цвете, развивать зрительное
внимание, активизировать словарь.
развитие
Рассказывание потешки «Водичка, водичка»;
сопровождать действия проговариванием слов.
Игры на развитие фонематического слуха: «Хлопушка»,
«Поймай звук».
Сдувать ватку (листик, бумажный цветок) с руки.
Художественно-
Повторить правила работы с ножницами; учить
эстетическое
развитие
правильно держать их, сжимая и разжимая кольца.
Физическое
развитие
Учить стоять на одной ножке, сохраняя равновесие;
прыжки на двух ногах вместе.
Социально-
коммуникативное
развитие
Закреплять умение участвовать в игровых действиях.
Развивать дружеские взаимоотношения.
3 неделя
Познавательное
развитие
«Геометрическая мозаика»: закреплять умение называть
геометрические фигуры, способствовать развитию
внимания и воображения.
развитие
пословицы; уточнить знания о сезонных изменениях в
Игра «Угадай по звуку». Развитие слухового восприятия,
умение определять звуки в окружающей природе (идёт
дождь, шумят листья, жужжит жук).
Пальчиковая игра «Строим дом»: развивать мелкую
моторику рук и речь.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать умение раскатывать из комочка нужную
форму, лепить предметы удлиненной формы,
сужающиеся к одному концу.
Физическое
развитие
«Пройди по узкой дорожке» - тренировать в ходьбе по
узкой дорожке с сохранением равновесия.
Социально-
коммуникативное
развитие
Развивать в игре дружеские взаимоотношения,
способствовать развитию коммуникативных навыков.
4 неделя
Познавательное
развитие
Учить различать фрукты, не путая с овощами. «Дай
такой же» «Что растет на дереве»
«Каждую бусинку – на свое место»: развивать мелкую
моторику, внимание, логическое мышление.
Закреплять умение сравнивать два предмета по
величине.
развитие
«Потопаем, похлопаем»: развитие слухового внимания
через различение звуков окружающей действительности.
«Ухо-нос»: развитие произвольного внимания и
самоконтроля.
«Расскажи сказку»: тренировать в рассказывании
знакомой сказки с опорой на наглядный материал.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развивать умение работать кистью, закрашивать нужным
цветом фрукты.
пластмассовых мячей, развивать двигательную
активность.
Социально-
коммуникативное
развитие
октябрь
1 неделя
Познавательное
развитие
Выделение
признака
развивать логическое мышление, внимание.
сенсорное
развитие
«Разбери
перепутанные
варежки»: учить детей внимательно рассматривать предметы
и находить в них сходство и различие.
развитие
Д.упражнение «Подними шарик»- развивать речевое
Упражнять в произношении звука «З» в слогах и словах.
Учить произносить этот звук твердо и мягко.
Художественно-
эстетическое
развитие
Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук
через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание,
раскатывание).
Физическое
развитие
«Проворные мотальщики»: развитие сенсомоторной
координации, обучение выполнению движений двумя руками
одновременно.
Социально-
коммуникативное
развитие
формировать
использовать предметы-заместители, продолжать работу по
развитию и обогащению сюжета игры..
2 неделя
Познавательное
развитие
«Собери кубики» - развивать внимание, память, образное
мышление.
развитие
Учить детей составлять рассказ с опорой на вопросы
воспитателя и самостоятельно, включать в рассказ
описание персонажей, их действий.
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить располагать на листе бумаги две ели рядом: одну
выше другой. Продолжать развивать цветовое
восприятие: умение находить среди 2-х оттенков
зеленого цвета темно-зеленый.
Физическое
развитие
Учить отбивать мяч правой и левой рукой: развивать
координацию движений, ловкость.
Социально-
коммуникативное
развитие
Игры с пластмассовым конструктором типа «Лего»:
развивать творчество, воображение, интеллектуальную
активность в конструктивной и игровой деятельности.
3 неделя
Познавательное
развитие
Д. игра «Что изменилось?»: развитие зрительной памяти.
«Сложи картинку» (времена года): учить собирать из
частей целое; закреплять знания о временах года.
«Лишняя картинка» на развитие мышления и
зрительного восприятия, умение обобщать.
развитие
Продолжать приучать внимательно слушать рассказ,
отвечать на вопросы полным ответом; учить
пересказывать, опираясь на модели, сохранять
последовательность событий. Словесная игра
«Доскажи».
Художественно-
эстетическое
развитие
Прослушивание звуков природы.
Физическое
развитие
«Пингвины» - прыжки на двух ногах с мешочком между
Социально-
коммуникативное
развитие
С. р игра «Детский сад». Развивать в игре дружеские
взаимоотношения, способствовать развитию
коммуникативных навыков, подбирать атрибуты к игре.
4 неделя
Познавательное
развитие
Д. игра «Чьи детки?»: закреплять знания о домашних и
диких животных, находить их детенышей.
«Найди, где спрятано»: учить ориентироваться в
пространстве; развивать внимание.
развитие
Чтение художественной литературы: учить слушать,
оценивать поступки героев, развивать память,
мышление, внимание.
«Опиши любимого животного»: продолжать учить
составлять небольшие рассказы, развивать речь.
Художественно-
эстетическое
развитие
Музыкальное упражнение «Кто как поет?»: развивать
творческие способности детей, учить передавать личные
образы, используя известные средства выразительности
Физическое
развитие
«Найди себе пару»: упражнять в беге, развивать
выносливость, ловкость. Метание мяча в вертикальную
Социально-
коммуникативное
развитие
выражать их.
ноябрь
1 неделя
Познавательное
Познакомить с домашними животными, частями тела, какой
«Найди фигурке место»: развитие зрительного восприятия и
произвольного внимания, обучение работе по образцу.
развитие
Разучивание скороговорок -
Цель: закреплять звукопроизношение поставленных звуков.
Художественно-
эстетическое
развитие
Работа по формированию мелкой моторики пальцев рук
(штриховка, работа с мелким материалом)
Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также
формирование художественно – эстетических умений и
Физическое
развитие
П/и «Мячик» Цель: развитие общей моторики, чувства
ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с
движением
Социально-
коммуникативное
развитие
«Помоги другу одеться на прогулку» Цель: формирование
социо - коммуникативных умений и навыков, активизация
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Собери из частей», «Где спряталась игрушка?»,
«Один – много»
развитие
Рассмотри картинки и запомни их: развитие зрительной
памяти и умения называть то, что видел.
Д.упражнение «Подними шарик» - развивать речевое
Художественно-
эстетическое
развитие
Слушание музыкальных произведений.
Цель: развитие слухового восприятия
«Составь букет»: упражнять в составлении красивой
композиции из частей.
Физическое
развитие
Подвижная игра «Радуга-дуга».
Цель: развитие общей моторики, координации речи с
движением. Закрепление навыка бега с высоко
поднятыми коленями
Социально-
коммуникативное
развитие
Д/игра «Правда или нет».
Цель: формирование нравственных представлений,
правила поведения со взрослыми.
3 неделя
Познавательное
развитие
Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Когда
это бывает». Цель: расширение познавательной
активности.
Д.игра «Какого цвета не стало?»: учить детей определять
и точно называть цвет предметов, их оттенки.
развитие
Составление рассказа по теме «Осень». Цель: развитие
коммуникативных навыков, формирование лексико –
грамматической структуры слова, закрепление навыков
звукопроизношения.
Художественно-
эстетическое
развитие
Закреплять умения раскатывать предметы круглой и
овальной формы, детали прорабатывать пальцами.
Прослушивание звуков природы.
Физическое
развитие
Упражнение с массажным мячиком. Цель: развитие
тактильной чувствительности, чувства ритма.
Социально-
коммуникативное
развитие
С.р. игра «Семья»: закреплять умение действовать
согласно выбранной роли, уточнять знания о семье, об
обязанностях в семье каждого члена.
4 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Найди лишнее»,«Найди отличия», «Собери из
частей», «Помоги художнику» по лексическим темам.
Цель: обогащение знаний по лексическим темам,
активизация словаря и его расширение, речевой памяти.
развитие
Чтение художественной литературы. Р. Миннуллин «Ох
уж эти взрослые». Цель: приучать вслушиваться в ритм
поэтического текста, определять его тему, основную
идею; побуждать рассказывать о своем восприятии
конкретного поступка персонажа.
Художественно-
эстетическое
развитие
Деятельность в художественном уголке. Продолжать
учить рисовать на тему «Осень». Цель: воспитывать у
детей эмоциональное отношение к создаваемому образу
Физическое
развитие
Пальчиковая гимнастка «Если что».
Цель: координация речи с движением, развитие тонкой
моторики, внимания и памяти.
Социально-
коммуникативное
развитие
Учить выходить из конфликтных ситуаций мирным
путем, осознавать свои чувства, желания и понятно
выражать их. Игры с мыльными пузырями: создать
бодрое, веселое настроение, развивать воздушную
струю, учить играть вместе, не ссорясь.
декабрь
1 неделя
Познавательное
развитие
Закрепить
«Высокий-низкий».
Домино-вкладыши.
Мелкая моторика.
Д. игра на классификацию предметов. «Чей малыш». Цель:
закрепление названий животных и их детенышей
развитие
«Приметы зимы» - закрепление и пополнение знаний о
зимних приметах.
Д.игра «Загадай загадку» - учить составлять загадки о зиме
Художественно-
эстетическое
развитие
Вызвать интерес к теме изображения, учить рисовать
тычком, наносить рисунок по всей поверхности.
отличать животных по звуку
Физическое
развитие
движения в метании
Социально-
коммуникативное
Игра- драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: закрепление и анализ поступков своих и товарищей.
развитие
2 неделя
Познавательное
развитие
Повторить понятия «Большой, поменьше, самый
маленький»
Д. игра «Посчитай птичек и назови»- закрепить умение
«Запомни названия и выложи картинки в таком же
порядке».
развитие
Упражнения в речевой зоне. Цель: учить четкому
произношению звуков, умение находить место звука в
Художественно-
эстетическое
развитие
«Птички летают»: развивать умение слышать смену
частей мелодии, реагировать на изменения сменой
движения.
Физическое
развитие
Упражнять в беге и приседании, построении в круг и
ходьбе по кругу.
Социально-
коммуникативное
развитие
3 неделя
Познавательное
развитие
Показ выполнения постройки,фиксируя внимание
последовательности.
Повторить «Круг, овал». Соотнесение цвета и формы.
развитие
в ряду звуков, слогов, слов.
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии,
используя прием нанесения штрихов в одном
направлении, не выходя за контуры, прорисовывая
Физическое
развитие
«Самым ловким окажись»: продолжать развивать
ловкость, выносливость.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Что такое дружба»: формировать понятия «друг»,
«дружба»; учить детей видеть, понимать, оценивать
чувства и поступки других, мотивировать и объяснять
свои суждения.
4 неделя
Познавательное
развитие
Расширять знание о праздниках. «Украсим елочку»,
«Подарок Деду Морозу» Понятия «длинный-короткий»,
«одинаковые по длине», «далеко-близко-около-рядом».
«Какую фигуру напоминает предмет»: повторить с
детьми названия геометрических фигур
развитие
«Назови ласково»: воспитывать желание использовать в
речи ласковые слова
Художественно-
эстетическое
развитие
Закреплять умение катать круги между ладонями и
соединять их.
«Волшебная кисть»: учить правильно пользоваться
Физическое
развитие
продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения
ребенка в конкретных ситуациях).
январь
2 неделя
Познавательное
развитие
Закрепить знание о признаках зимы и зимних забавах.
«Какой признак времени года лишний?»
Слева-посередине-справа. Сравнение, установление
закономерностей. «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая
моторика
развитие
«Обезьянки в цирке» - повторять звуки, слоги на твердые
согласные. Учить произносить по подражанию «с», «з»,
Д. игра «Где находится птичка?» (употребление
предлогов около, над,под, в, к)
Художественно-
эстетическое
развитие
«Нарисуем зиму» .Предложить раскраски «Волшебница-
Физическое
развитие
«Веселый мяч»- отбивание мяча одной рукой об пол
Социально-
коммуникативное
развитие
Психогимнастические этюды на выражение разных
эмоциональных состояний
3 неделя
Познавательное
развитие
Расширять представление о животных, учить отличать
диких животных от домашних. «Покажи зверей», «Где
чей домик»
Ориентировка в пространстве: вверху, внизу,сзади,
Д. игра «Чего не хватает?» - развитие у ребенка
целостного восприятия предмета.
развитие
Вести диалог. Учить отвечать на вопросы 2-4 словами,
используя сюжетные картинки. «Запомни, назови».
Продолжать упражнять в правильном и четком
произнесении звука «ж», определять слова с этим
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить вырезать по показу конусы и разные формы,
приклеивать.
Изотерапия «Ягоды для медведя». Предложить
трафареты с изображением диких животных для
обрисовывания и раскрашивания.
Физическое
развитие
Психогимнастика «Спящий котенок». Игровое
упражнение «Прыжки вверх с места».
Социально-
коммуникативное
развитие
«Общение со взрослыми»: закрепить знание о том, как
мы обращаемся ко взрослым, учить проявлять уважение,
не перебивать взрослых во время разговора.
4 неделя
Познавательное
развитие
Соотнесение формы предмета с геометрическими
фигурами. Домино-вкладыши.
Классификация по одному или двум признакам (цвет и
величина).
развитие
«Что забыл нарисовать художник?»
Д. игра «Скажи какая сказка?» Цель: активизация
словаря засчет подбора эпитетов. Интервью «Я люблю
зиму потому, что…»
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить передавать предметы одной формы, но разной
величины. Вырабатывать навык регуляции размаха
движений. «Дорисуй»
«Составь узор» - составление узора из счетных палочек
Физическое
развитие
«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками,
«Пробеги и не задень» - развитие ловкости движения.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Как помириться?» - находить способы примирения и
выхода из конфликта без драки.
февраль
1 неделя
Познавательное
развитие
Сравнение
знакомых
предметов
геометрическими
фигурами. «Заплаточки». Мелкая моторика.
Познакомить с классификацией посуды.
Развитие умения ориентироваться в пространстве по схеме
«Как пройти к зайке?»
развитие
Игра «На кого я похож?» (сравнение с растением, животным,
предметом). Игра «Угадай по звуку». Развитие слухового
восприятия, умение определять звуки в окружающей
действительности (стучат карандашом, играют мячом).
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить изображать предметы прямоугольной формы,
располагая их на всем листе бумаги. Закреплять прием
закрашивания.
Физическое
развитие
Метать различные предметы и мячи на дальность с места из
различных положений. Правильно выполнять основные
движения в метании
Социально-
коммуникативное
развитие
решение!»
(обучение
самостоятельно принимать решение).
2 неделя
Познавательное
развитие
Познакомить со средством передвижения. «Автомобиль»
«Найди такую же машину»
Повторить понятия «Широкий, поуже, еще уже, самый
развитие
«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»;
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать учить рисовать разные формы на листе
бумаги(овал, круг, прямоугольник).
Учить соединять концы столбика для получения кольца,
учить соединять все фигуры вместе. Арт-терапия
«снежинки» (пластилин).
Физическое
развитие
Игра «Мои ручки-ножки-носик».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Мне нравится в себе» (осмысление ребенком
своих положительных и отрицательных качеств).
3 неделя
Познавательное
развитие
Расширить кругозор о классификации инструментов.
«Кто что делает» ,«Инструменты».
Повторить «Слева, посередине, справа». Развитие
зрительного внимания. Соотнесение цвета и формы.
Мелкая моторика.
развитие
«Хлопни на звук «ц». Продолжать учить различать звуки
в ряду звуков, слогов, слов.
Учить отвечать на вопросы по картинке
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать учить лепить из нескольких частей,
закрепляя приемы раскатывания, прижимания,
вытягивания..
Физическое
развитие
Психогимнастика «Кошка с котятами и собака».
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Лото эмоций» («Что случилось с мышкой?»).
4 неделя
Познавательное
развитие
Расширять знания о праздниках – день Защитника
Отечества.
Выделение лишнего признака. «Угадай, что убрали»
развитие
Продолжать учить договаривать стихи, сказки, потешки
за воспитателем (книги Чуковского, Барто, Михалкова).
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить соединять правильно детали, чтобы получился
образ и приклеить. Продолжаем собирать из частей одно
целое. Закреплять умение рисовать туловище, ноги, руки,
учить закрашивать в правильном направлении.
Физическое
развитие
Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с
продвижением вперед. Подвижная игра «Два мороза»..
Социально-
коммуникативное
развитие
Игра «Как Я поступаю» (актуализация поведения
ребенка в конкретных ситуациях).
март
1 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Моя семья». Цель: закрепить знания домашнего адреса,
имен родителей и их места работы.
развивать
воображение
представлять
предметы
схематическим изображениям
развитие
Описание картины из серии «У бабушки в гостях». Цель:
расширять кругозор ребёнка, называть существенные детали.
Дидактическая игра «Скажи, какой?» Цель: закреплять
умения подбирать слова признаки о маме.
Художественно-
эстетическое
развитие
«Спрячь мышку» Цель: закреплять у детей представления о
шести цветах.
Конструирование
постройки
выполнять постройку по схеме.
Закрепить умение обрезать углы у квадрата.
Цель: умение
правильно работать с ножницами.
Физическое
развитие
Упражнять
прокатывании
предметами,
подталкивая его двумя руками снизу и не отпуская далеко от
Социально-
коммуникативное
развитие
Формировать
готовность
совместной
деятельности,
развивать
д о го в а р и в ат ь с я,
самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/упр. «Назови действия, которые происходят весной».
Задачи: знать признаки весны, уметь заканчивать
предложение, называя соответствующее действие.
Д. игра «На что похоже». Цель: развивать воображение
детей, учить представлять себе предметы по их
схематическим изображениям
Продолжать учить определять и называть
местоположение предмета (слева, справа и пр.).
развитие
Беседа с Артемом и Андреем о приметах весны (по
картинкам) – развивать речевую активность, учить
составлять предложения по картинкам. Дидактическая
игра «Скажи, какой?» Цель: закреплять умения
подбирать слова признаки о весне.
С Артемом, Ритой, Андреем работать над
звукопроизношением: учить проговаривать чистоговорку.
Художественно-
эстетическое
развитие
Рассматривание весенних иллюстраций и фото,
прослушивание отрывка музыки П.И. Чайковского
«Времена года. Весна».
Продолжать закреплять умение держать карандаши и
проводить ломаные линии.
Физическое
развитие
«Пройди – не задень» - ходьба между кубиками.
Прокати мяч» - прокатывание мяча по прямой.
Социально-
коммуникативное
развитие
Ситуативная беседа «Общение со взрослыми». Цель:
закрепить знание о том, как мы обращаемся ко взрослым,
учить проявлять уважение, не перебивать взрослых во
время разговора
3 неделя
Познавательное
развитие
Д.игра «Четвертый лишний» - повторить домашних и
диких животных.
Закрепить порядковый счет, понятие длиннее – короче
развитие
Составлять
описательный
животном
использованием плана-схемы.
«Назови животное ласково»
- продолжать воспитывать
любовь к животным.
звука «ш».
Художественно-
эстетическое
развитие
Продолжать
закреплять
карандаши
проводить ломаные линии.
Физическое
развитие
Перенеси – не урони» - упражнение: донести мяч или
кубик до корзины
Социально-
коммуникативное
развитие
в разных ситуациях.
4 неделя
Познавательное
развитие
построена
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Вспомнить и повторить «Профессия моих родителей».
развитие
«Узнай птицу по описанию» Закреплять умение
узнавать птицу по характерным признакам.
«Назови птицу
ласково»
- продолжать
воспитывать
любовь к птицам.
С Артемом, Ритой, Андреем выучить скороговорку со
звуком «ш» Игра «Сердитый гусь». Цель: закрепление
звука «ш».
Художественно-
эстетическое
развитие
Инд.раб. по рисованию «Обведи по точкам» Цель: учить
рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до
Предложить
раскраски по
«Перелетные
Совершенствовать
карандашами.
Физическое
развитие
Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через
предметы.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Над чужой бедой не смейся» - знакомить с поведением
в разных ситуациях.
Апрель
1 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Полезно-вредно» - закрепление знаний детей о
факторах окружающей среды, влияющих на здоровье.
развитие
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» - развитие
артикуляционного аппарата.
«Узнай сказку по иллюстрациям». Цель: закрепить
воображение, мышление, речь
Художественно-
эстетическое
развитие
«Послушаем тишину». Цель: развитие речевого
творчества, концентрации детского внимания.
Продуктивная деятельность: лепка из пластилина
«Таблетки для куклы».
Физическое
развитие
Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть,
умение концентрировать мышечные усилия, сочетая
силу с быстротой.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» Цель:
продолжать формирование представлений о профессии
2 неделя
Познавательное
развитие
«Посчитай зверей, найди нужную ракету».
Рассматривание изображений различных космических
объектов
Дидактическая игра: танграмм «Ракета»
Цель: учить
складывать картинку по образцу
развитие
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Заведи
мотор у ракеты"
Цель: воспитание правильного
звукопроизношения. «Скажи со словом «космический»
Цель: развитие мышления, сообразительности,
воспитание умения подбирать нужные по смыслу слова.
Художественно-
эстетическое
развитие
Раскрашивание картинок про космос по образцу. Инд.
работа в выкладывании ракеты из счетных палочек.
Цель: развитие мелкой моторики.
Физическое
развитие
Игровое упражнение «Обручи Сатурна»
формировать умение катать обручи друг другу.
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»
Цель: побуждать детей более широко и творчески
использовать в игре знания о космосе, продолжать
развивать самостоятельность в создании игровой среды.
3 неделя
Познавательное
развитие
Рассматривание и сравнение листьев деревьев (по форме,
размеру, цвету)
«Сравни деревья по высоте» (упражнять в сравнении
двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий -
низкий; выше – ниже)
развитие
Повторение пословиц о деревьях и кустарниках.
Закрепить названия деревьев, их строение, внешние
признаки; учить детей различать деревья по внешним
признакам; развивать словарь по данной теме.
Художественно-
эстетическое
развитие
Упражнение «Обведем кленовый лист по точкам и
раскрасим»
Оформление книжек-самоделок про деревья и
кустарники.
Физическое
развитие
Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3 -4 раз).
Социально-
коммуникативное
развитие
Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу,
как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.
Сюжетные игры по выбору детей.
4 неделя
Познавательное
развитие
«Составь растение с помощью блоков Дьенеша».
развитие
Д/и «Какие есть цветы?». Цель: учить узнавать предметы
по описанию.
Проговаривание чистоговорки «Зы-зы-зы- у нас выросли
Художественно-
эстетическое
развитие
Д/и «Собери цветок». Цель: развитие мелкой моторики,
воображения.
«Цветы небывалой красоты." Цель: учить детей рисовать
одуванчики, используя метод тычка.
Физическое
развитие
Пробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в
ряд; пройти по бревну, неся на голове мешочек с песком.
Социально-
коммуникативное
развитие
«Садовник» Цель: формировать у детей умение
организовывать игру, выступать в роли ведущих и
водящих, начала досуговых компетенций.
1 неделя
Познавательное
развитие
Расширять представление детей о военной технике,
развивать конструкторские навыки, упражнять в
создании схем будущих построек. «Назови фигуры, из
которых состоит военная постройка». Закреплять знания
о геометрических фигурах.
развитие
Повторить стихи и пословицы о мире. Развивать
мышление детей, способность аргументировать свои
высказывания.
Художественно-
эстетическое
развитие
Инд. раб. по рисованию «Обведи по точкам» Цель: учить
рисовать рисунок по точкам, доводить задуманное до
Предложить детям раскраски по теме «Военная
техника». Совершенствовать навыки работы с
карандашами и мелками.
Физическое
развитие
Упражнять в ходьбе с перешагиванием через шнуры,
перебрасывании мяча друг другу, перелезании через
Социально-
коммуникативное
развитие
Формировать умение выполнять с помощью взрослого
несколько игровых действий, объединенных сюжетной
канвой; действовать в импровизации самостоятельно.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство
коллективизма.
2 неделя
Познавательное
развитие
Д/и «Какой формы части машины?». Закреплять знания
детей о частях машины, их форме. Дидактическая игра
профессию»
управляет
самолетом,
поездом, кораблем и т.д.)
«Ориентировка на листе бумаги»
Цель: Закрепление
середина.
развитие
человеку
Цель: Совершенствовать
знания детей о необходимости машин в жизни человека;
умение рассуждать, высказывать свое мнение, упражнять
в составлении рассказа.
Художественно-
эстетическое
развитие
Закрепление навыков рисования овалов и кругов, линий.
«Лепка автомобиля» Цель: Формирование умений лепки
машины из раскатанных шаров. Задачи: продолжать
учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей
одинаковой формы, но разной величины.
Физическое
развитие
Игровое упражнение: «Путешествие с мячом» Цель:
развивать технику ведения и приёма мяча с соблюдением
правил безопасности: упражнять в перебрасывании друг
Социально-
коммуникативное
развитие
«Правила поведения в общественном транспорте»
формировать
культурного
поведения
общественном транспорте.
3 неделя
Познавательное
развитие
«Сосчитай
насекомых»
закрепить
порядковый
умение соотносить цифру с количеством предметов.
картинку»
упражнять
составлении
целой картинки из отдельных частей.
развитие
Логоритмика «Как муравьишка дом солнышка
искал» Цель: коррекция речевых нарушений путем
развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и
словом. Проговаривание скороговорок со звуком «Ж».
Художественно-
эстетическое
развитие
«Дорисуй бабочку» - развивать моторику рук.
Физическое
развитие
Закрепить умение ходить по бревну, сохраняя
равновесие.
Социально-
коммуникативное
развитие
маленькие
развивать
способность сочувствовать и сопереживать, воспитывать
бережное отношение к насекомым.