Предсказания. Что ждет Россию в ближайшие пять лет
Сооснователь сервиса по заказу поездок Lyft Джон Циммер опубликовал на Medium заметку о том, какой он видит автомобильную отрасль через 5–10 лет. По мнению Циммера, уже к 2021 году большинство поездок Lyft будут обслуживать самоуправляемые автомобили, а к 2026 году частные машины практически полностью исчезнут с дорог. Всё это, считает предприниматель, приведёт к перепланировке городов.
Мир, созданный для автомобилей
«Я помню, когда впервые влюбился в автомобили. Всё началось с машинок Hot Wheels, когда мне было три года. Затем была игра Micro Machines - в шесть лет. Всё, что касалось автомобилей, казалось мне очень захватывающим», - говорит Джон Циммер.
После того, как Циммеру исполнилось 12 лет, он вместе с отцом стал каждый год посещать Нью-Йоркский международный автосалон. «Даже в молодом возрасте я чувствовал какую-то связь с автомобилями и с той свободой, которую они дают. Мне кажется, моя любовь к машинам в каком-то смысле повлияла на мои взгляды на мир».
В колледже Циммер прослушал курс о городском планировании - и понял, что автомобили не только сформировали его мировоззрение, но и на самом деле оказали большое влияние на мир вокруг. Преподаватель рассказал студентам об истории больших городов и о том, как транспорт повлиял на их застройку.
С тех пор я не мог прекратить думать о неразрывной связи между транспортом и городом.
«Когда вы в следующий раз выйдете прогуляться, обратите внимание на пространство вокруг. Посмотрите, какая площадь отведена под нужды автомобилей. Пространство, которое нельзя использовать ни в каких других целях. Становится очевидно, что города и другие поселения построены вокруг автомобилей - при том, что большую часть времени их владельцы их даже не используют. По статистике, в среднем автомобиль находится в движении лишь 4% времени, а 96% проводит на парковке», - замечает сооснователь Lyft.
Циммер предлагает представить, как выглядел бы мир, если бы человечество нашло способ избавиться от большинства автомобилей. «Это был бы мир, воздух в котором более чистый, где улицы уже, а тротуары шире, где на месте парковочных пространств - жилые дома или парки, и где процветает малый бизнес. Это мир, построенный вокруг людей, а не вокруг автомобилей».
«Создать такой мир возможно. Мы находимся на пороге транспортной революции», - полагает Циммер. По мнению сооснователя сервиса по заказу поездок, эта революция будет определяться тремя основными изменениями в транспортной отрасли.
1. Быстрое распространение самоуправляемых автомобилей
Джон Циммер полагает, что в течение ближайших пяти лет (до конца 2021 года) большинство поездок Lyft будут обслуживать беспилотные автомобили. В январе 2016 года руководство Lyft о заключении партнёрства с корпорацией General Motors. Компании планируют вести совместные разработки в области самоуправляемых машин. «Если вы живёте в Сан-Франциско или Фениксе, то вы могли видеть эти автомобили на дорогах», - говорит Циммер.
Схожего видения придерживается и генеральный директор Tesla и SpaceX Элон Маск - он полагает, что в будущем большинство беспилотных машин будут принадлежать небольшому числу владельцев, а другие жители городов смогут арендовать автомобили для поездок. По мнению Циммера, автомобили будут принадлежать не частным владельцам, а коммерческим компаниям вроде Lyft.
Сооснователь Lyft отмечает, что транспортная сеть, принадлежащая одной компании, сможет работать гораздо более согласованно и эффективно. Кроме того, частные владельцы вряд ли захотят арендовать машину незнакомому человеку. А сервисы вроде Uber и Lyft смогут обеспечить наименьшее время подачи автомобиля (а также чистоту в салоне).
2. К 2025 году в США практически не останется частных автомобилей
«Машины в США долго оставались символом свободы и самобытности, но этому пришё конец. Миллениалы не разделяют подобных взглядов. Владение автомобилем обходится каждому американцу в среднем в $9000 в год. Машина стала чем-то вроде привязанного к ноге ядра, которое тащат на себе её владельцы - и платят за это около $9000 в год», - пишет Циммер.
Появление сервисов для совместных поездок, отмечает сооснователь Left, позволило многим жителям страны отказаться от собственных автомобилей. При этом количество молодых водителей в стране неуклонно снижается: в 1983 году 90% молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет обладали водительскими правами. К 2014 году этот показатель упал до 77%. Кроме того, в 1983 году 46% молодых людей в возрасте 16 лет уже получили водительские лицензии. В 2016 году этот показатель составляет 24%.
С каждым годом всё больше и больше людей понимает, что жизнь без автомобиля - проще и доступнее. И как только пользоваться самоуправляемым автомобилем, принадлежащим какой-либо сети, станет дешевле, чем обслуживать собственное транспортное средство, большинство горожан откажется от личных машин.
3. Городская среда изменится - больше, чем когда-либо за последние несколько десятков лет
«Почему вас должны беспокоить изменения в транспортной среде? Даже если вас не волнуют автомобили, даже если вы никогда в жизни не пользовались сервисами по заказу поездок, эти изменения затронут и вашу жизнь. Транспорт и инфраструктура вокруг него влияет не только на скорость и способы перемещения по городу, но и формирует городскую среду», - объясняет Циммер.
Как только большинство частных автомобилей исчезнет, в городах освободится пространство, раньше предназначавшееся для стоянок. «Это значит, что нам откроется возможность полностью перестроить городской ландшафт. Города будущего будут построены вокруг нужд людей, а не машин», - пишет автор материала.
За всю историю США, отмечает Джон Циммер, грядущая транспортная революция станет третьей. В своём материале он описал предыдущие две транспортные революции в США и их результаты.
Две первые транспортные революции
«В ранние годы своего существования Америка выглядела совершенно иначе. Она состояла из разрозненных поселений, и наиболее удобным вариантом перемещения между ними был фургон, запряжённый лошадьми», - рассказывает Циммер.
Однако вскоре в США появилась обширная сеть железных дорог и каналов. Первая революция произошла в 1860-х годах. По стране проложили около 50 тысяч километров железнодорожных путей. По словам Циммера, именно развитие транспортной инфраструктуры способствовало быстрому росту городов, в которых были проложены железные дороги - Чикаго, Лос-Анджелеса, Балтимора и других транспортных узлов.
В следующем столетии в Америке произошла ещё одна революция - со стартом промышленного производства доступных для жителей городов автомобилей. «Владельцы автомобилей получили беспрецедентную свободу перемещения, однако чем больше машин появлялось в стране, тем больше дорог приходилось строить властям. Население страны снова становилось всё более разобщенным, а потребность в автомобилях и хороших дорогах от этого только росла. Города оказались перестроены под нужды автомобилистов».
Градостроители ориентировались на владельцев машин и старались сделать всё, чтобы те могли попасть из одной части города в другую максимально близко. Многие районы оказались разбиты отстроенными прямо посреди них дорогами и шоссе.
Другие районы, продолжает Циммер, власти решили и вовсе снести - чтобы освободить место под парковочные пространства. Изменился и внешний вид улиц - тротуары стали более узкими, а передние дворы домов, где люди могли собраться и посидеть с друзьями или семьёй вечером, частично исчезли.
«Раньше улицы были местом, где играли дети, стояли лавки с продуктами, где люди общались друг с другом. Остановившись около ларька, можно было познакомиться с соседями, завести новых друзей - почувствовать себя частью своего района. Однако после второй транспортной революции всё это исчезло. социальная составляющая жизни в городе отошла на задний план, балом стали править автомобили», - продолжает предприниматель.
В чём заключается проблема
«Почему сооснователь компании, которая работает в автомобильной индустрии, жалуется на распространение автомобилей? Дело в том, что проблема кроется не в самих автомобилях, а в том, как мы их используем», - объясняет Циммер.
По словам сооснователя Lyft, в США насчитывается около 250 миллионов автомобилей. На их обслуживание владельцы машин ежегодно тратят около $2 трлн - «это больше, чем жители страны тратят на еду». При этом, замечает предприниматель, лишь 4% времени автомобиль проводит в движении. «Это значит, что одновременно в США стоят на парковке около 240 млн из всех 250 млн автомобилей. По большей части, ваш автомобиль вообще не является средством передвижения. Это просто вечно припаркованная машина».
Джон Циммер проводит аналогию с гостиничным бизнесом. «Можете ли вы представить отель, в котором 90% комнат пустуют? Отель, который тратит огромное количество средств на обслуживание этих комнат - вне зависимости от того, с какой интенсивностью их используют? Такой бизнес закроется - завтра же. Вывод прост: транспортный бизнес в Америке работает неэффективно».
Подумайте также о том, сколько места занимают припаркованные автомобили. В 2011 году исследователи подсчитали, что по всей Америке расположено около 700 млн парковочных мест общей площадью более 15 тысяч квадратных километров. Это больше, чем мой родной штат Коннектикут.
Третья транспортная революция
«Хорошая новость в том, что нам не нужно продолжать ориентироваться на нужды автовладельцев. Технологии позволяют нам пользоваться продуктами не владея ими - это привело к перевороту во многих индустриях. Netflix и стиминговые сервисы похоронили DVD-диски. Spotify пришёл на смену CD- и MP3-проигрывателям. В конце концов то же самое случится и с автомобилями», - говорит Циммер.
Полный переход на модель «Передвижение как сервис» (Transportation as a Service) стал наконец-то возможен. У нас впервые появились инструменты для создания эффективной транспортной сети.
«Совместные поездки - лишь первый шаг к возвращению наших городов», - говорит Циммер. По мнению предпринимателя, самоуправляемые автомобили получат широкое распространение уже в ближайшие 10 лет. Это превратит перевозки в службу по подписке.
«Передвижение как сервис - гораздо более гибкая услуга, чем владение собственным автомобилем. Жителям городов станут доступны любые нужные поездки», - пишет автор заметки. Предприниматель также замечает, что жители смогут самостоятельно выбирать удобные им тарифы - например, платить за каждую поездку по отдельности или оплачивать все перемещения на месяц вперед. Отказавшимся от собственных автомобилей жителям городов также не придется платить за страховку, топливо, обслуживание и парковочное пространство.
Революция, по мнению Циммера, произойдёт в три фазы: и сейчас человечество находится в первой, пока самоуправляемые автомобили не могут находиться на дорогах без контроля водителя. Вторая фаза определяется «гибридным» движением - часть автомобилей будет передвигаться самостоятельно, а часть - под управлением водителей. В третьей фазе большинство машин на дорогах окажется беспилотными. В первые пять лет распространения самоуправляемых машин, замечает Циммер, потребность в водителях будет только расти - благодаря росту потребностей пользователей в поездках.
«Сейчас общество находится на развилке, и только от нас зависит, как будут развиваться города. В наших силах сделать их вновь пригодными для людей, а не только для автомобилей. У меня нет ответов на все вопросы, но я точно знаю, что большинство решений придётся принять нам - бизнес-лидерам, политикам, градостроителям и простым жителям. Это беспрецедентный момент в истории человечества».
Красноречивое выражение о том, что технический прогресс не стоит на месте, постепенно превращается в реальность и вскоре может привести к массовой безработице. Порядка 65% граждан Российской Федерации могут лишиться своей работы в ближайшие два года из-за частичной либо полной автоматизации многих процессов.
Нерадужные реалии современного технического прогресса нашей жизни коснутся всей мировой общественности, и Россия не станет исключением. Три четверти населения страны (что равно приблизительно 53 миллионам граждан) вынуждены будут искать новые места работы. Именно такое экспертное мнение было высказано социологом РАН Леонтием Бызовым.
Перечень мало востребованных профессий непомерно растет. В ближайшее время рабочих мест могут лишиться люди, занимающиеся бухгалтерским учетом и аудитом, сотрудники юридических компаний, охранники, работники почтовых отделений, журналисты. С ростом автоматизации несколько позднее работы лишатся и сотрудники ГИБДД.
Почему это происходит
Человеческий труд, который ранее безмерно ценился миром, а также профессии, считающиеся раньше весьма востребованными, теряют свою актуальность из-за развития технического прогресса. Обычных людей запросто могут заменить вычислительные машины. Например, бухгалтеры, занимающиеся исключительно подсчетами, все чаще заменяются программным обеспечением и портативными компьютерами. Роль охранников и сторожей все чаще играют системы охраны и видеонаблюдения.
Под угрозой могут оказаться и юристы, не умеющие пользоваться нейронными сетями, которые значительно упрощают процедуру составления исковых заявлений. Эксперты также настаивают на снижении востребованности почтальонов, как работников. Их запросто можно заменить роботизированными курьерами.
Самозанятым гражданам также может прийтись несладко, это, в частности, коснется копирайтеров-журналистов. Ведь набор текстов может осуществляться все теми же компьютерными программами. А вот места сотрудников главного управления по безопасности дорожного движения займут системы видеонаблюдения, которые самостоятельно фиксируют нарушения на трассах.
Помимо этого, увеличение безработицы непосредственно связано с пенсионным реформированием. Эксперты прогнозируют в ближайшие два года наступление массовой безработицы из-за полной автоматизации производственных процессов.
Мы уже достигли той стадии прогресса, когда многое из того, что показывалось в фантастических фильмах как иллюзорное будущее, стало далеким прошлым. Многое, но не все. А это значит, что научному сообществу еще есть к чему стремиться. Где, например, летающие автомобили, обещанные создателями третьей части «Назад в будущее»? Хотя то, о чем мы расскажем в этой статье, выглядит не менее впечатляюще. Особенно если учесть, что большинство из этих технологий станут реальностью в ближайшие 5 лет. То есть некоторые из них уже имеют прототипы и готовятся к массовому производству. И если сейчас какие-то из этих технических новшеств способны вызвать эффект «Вау!», то в недалеком будущем они станут привычной частью нашей жизни.
1. Графен
Когда впервые был анонсирован данный инновационный материал, он вызвал немалую шумиху. И странного в этом ничего нет, ведь для многих сразу стал очевиден невероятный потенциал графена. Его толщина составляет всего один атом, при этом он в 100 раз прочнее стали, а также очень гибкий и прозрачный. К тому же открыли его наши соотечественники А. К. Гейм и К. С. Новосёлов, которые получили за это Нобелевскую премию по физике в 2010 году, правда, как британские ученые, поскольку последние несколько лет они жили и трудились на территории Туманного Альбиона.
2. Гибкие телефоны
А это как раз одно из первых значительных применений графена. Смартфоны с гибким экраном, вполне возможно, уже совсем скоро заменят обычные. Тем более что подобная технология была анонсирована компанией Samsung, которая недавно представила новый Galaxy X с гнущимся экраном. Он и его аналоги еще не успели стать продуктами массового потребления, но, скорее всего, это вопрос недалекого будущего. Так что наконец-то у нас появятся телефоны, которые мы сможем носить свернутыми в бумажнике. По слухам, разработаны также специальные батареи с графеновой зарядкой, которая способна заряжать телефон очень быстро.
3. Голограммы
Людям нравится говорить о голограммах. Это определенно одна из тех технологий, которая вызывает у нас футуристические ассоциации, и, судя по всему, она скоро станет к нам намного ближе. Мы видели уже множество доказательств этому. Одно из них продемонстрировала компания Hypervsn, показав на выставке CES 2018 несколько крутых голограмм на основе светодиодного свечения. Конечно, это еще не та технология, которую мы привыкли видеть в фильмах про будущее, но в ближайшие несколько лет она, несомненно, станет более усовершенствованной.
4. Телефоны, которые не будут требовать зарядки
Уже давно не являются новыми технологии, связанные с применением солнечной энергии или кинетической (когда в качестве заряда используется движение тела). А поскольку одни из самых стремительных темпов развития демонстрирует именно индустрия смартфонов, то неудивительно, что именно с ней связана активная работа по внедрению подобных батарей. Это означает, что скоро будет наконец решена насущная проблема с поиском зарядки для телефона, ведь сама она больше не понадобится.
5. Генетическая инженерия
Генетическая инженерия, или, как ее сокращенно называют, геномика - это быстро развивающаяся научная область, которая уже сейчас демонстрирует невероятный прорыв. И пусть некоторые из возможных перспектив, связанных с геномикой, неоднозначны с этической точки зрения (клонирование или искусственное создание «сверхлюдей»), эта наука способна решить многие медицинские проблемы и увеличить продолжительность человеческой жизни. Вдобавок геномика имеет большие возможности для улучшения сферы сельского хозяйства.
6. Квантовые вычисления
Квантовые вычисления - еще одна область, на которую люди возлагают большие надежды по улучшению нашей жизни. Мы не будем рассказывать о принципе работы квантовых компьютеров, во-первых потому что ничего в этом не понимаем. Во-вторых, гораздо интереснее узнать, какую пользу эта технология нам принесет. В частности, она способна существенно увеличить вычислительную скорость компьютеров и сделать их намного мощнее.
7. 3D-печать
О 3D-печати каждый из нас слышал уже давно, и пока она остается лишь на уровне диковинной технологии, печатающей незамысловатые предметы из пластика. Но в течение ближайших нескольких лет мы станем свидетелями более практичного применения 3D-печати. Наряду с пластиком появится возможность использовать различные виды металлов. Кроме того, ходят разговоры и о создании таких вещей, как человеческие органы или прочие предметы крайней необходимости.
8. Беспилотные автомобили
Похоже, что до изобретения компьютеров и интернета самым значительным технологическим рывком для человечества было изобретение машин. И, судя по всему, впереди нас ждут революционные изменения в области автомобилестроения. Нет, сейчас мы говорим не о летающих машинах. Беспилотные автомобили уже проходят первые испытания, а разговоры о них становятся все популярнее. Так что если ты всегда мечтал посещать вечеринки на собственном автомобиле и при этом не отказывать себе в выпивке, то возрадуйся, ибо скоро желаемое станет явью.
9. Гиперлуп
Гиперлуп - одна из самых захватывающих технологий ближайшего будущего и один из тех амбициозных проектов, к разработке которого приложил руку . Суть идеи заключается в создании вакуумных поездов, которые смогут достигать скорости движения до 1000 км/час. Тем самым гиперлуп может стать высокотехнологичной и удобной альтернативой самолетам. В любом случае проект сейчас находится в стадии разработки, а нам остается только пожелать его создателям удачи и ждать.
10. Li-Fi
Wi-Fi больше не является единственным способом беспроводного подключения к интернету. Появилась новая технология под названием Li-Fi, которая для передачи информации вместо радиоволн использует видимый свет. Поскольку световой спектр в пространстве намного больше, чем радиочастотный, данная технология позволит добиться более высокой скорости интернета. При этом стоимость его будет значительно ниже, чем с применением Wi-Fi.
«Мы потеряли национальную идею после развала Советского Союза. И что самое печальное - уже привыкли жить без идеи, не зная, что защищаем и во имя чего живем. Это главная проблема путинской России».
Аркаим - самый известный, но далеко не единственный древний укрепленный центр, открытый на территории Челябинской области. Появилось даже понятие «страна городов», охватывающее около двух десятков археологических памятников Южного Урала, относящихся к эпохе бронзы. О том, почему уникальный археологический комплекс, мощный туристический магнит Челябинской области не получает достойного развития, в интервью DK.RU рассказал Геннадий Зданович, доктор исторических наук, профессор ЧелГУ, заместитель директора по научной работе заповедника «Аркаим», один из первооткрывателей древнего поселения и его научный куратор.
Почему спасение значимого археолого-архитектурного памятника оказалось в руках местных ученых?
Академическая наука на первых порах оказала большую поддержку по спасению Аркаима от затопления. Однако в условиях 90–х годов, когда в Челябинске сложилась сильная археологическая школа, которая пользовалась поддержкой губернаторского корпуса Вадима Павловича Соловьёва и Петра Ивановича Сумина, было целесообразно решать вопросы сохранности памятника на месте.
Визит президента Путина послужил толчком для развития заповедника?
Скорее наоборот. К сожалению, этот визит не удалось использовать в нужном русле. Все пошло не так. Здесь сказалось много различных факторов, искажение информации со стороны профильных академических институтов, недооценка достижений вузовской науки, ложные приоритеты СМИ, ориентированные на мистическую информацию об Аркаиме.
Между тем, к этому времени исследования Аркаима достигли апогея. В них приняли участие выдающиеся специалисты самых различных направлений - почвоведы, геологи, палеоботаники. Результаты работ приобрели большое значение как для российской, так и для международной научной мысли. Мы имеем дело с историческим феноменом, изучение которого необходимо для понимания всей истории Степи и становления ранних цивилизаций. Параллельно идеи Аркаима были отмечены в самых различных областях искусства, в живописи, музыке, поэзии и, в целом, в культурной жизни страны. Аркаим как бренд региона приобрел широкую узнаваемость.
Почему значение Аркаима неоднозначно трактуется в научных кругах?
Наука всегда предполагает взаимодействие разных точек зрения. Истина, пусть даже относительная, всегда рождается в спорах. Это нормальный процесс. Однако текущая полемика зависит не только от применяемых методик и логических посылов, но, к сожалению, и от личностных негативных качеств исследователя, например, зависти. Есть еще один важный фактор - политизация и монетизация науки. Политика Запада нашла наиболее яркое выражение в резолюции научной конференции, которая прошла в 2000 году в Кембридже, где, в частности, было отмечено: «Мы и приветствуем открытие Синташты - Аркаима как памятника, имеющего значение для мировой археологии, но против преувеличения его роли». Этот тезис работает исправно до сих пор. Не секрет, что существует в разных формах жесткая зависимость от установок англоязычной науки.
По линии международного обмена периодически появляются псевдоученые, которые выполняют чисто политический заказ. А наши властные структуры, отвечающие за гуманитарную науку, не готовы к осознанию того факта, что территория России является одной из выдающихся прародин современного индоевропейского мира.
В чем может скрываться причина подобного отношения?
Полагаю, сказывается арийская проблема.
Даже когда я вел экскурсию президенту, Петр Иванович шепотом предупредил: «Геннадий Борисович, только ни слова про ариев!». Но как не упоминать?
С точки зрения науки это самоназвание народа, одной из ветвей могучего индоевропейского древа. Именно они, а возможно, их предки, были первыми разносчиками индоевропейской речи от Нижнего Поволжья и Урала и по всем просторам Древнего мира. На своих колесницах они стремительно осваивали обширные территории Ближнего Востока, Европы и Индии. Но в нашей стране слово «арии» нетерпимо. В научном сообществе это воспринимается абсолютно нормально, но как только выходишь на популярную литературу…
Сразу равно нацизм и гитлеровская Германия?
Да. И свастика - это только фашизм. Ну вот, скажите, как можно было на законодательном уровне запретить свастику? Древнейший символ солнца, который встречается всюду - на наличниках, в узорах ковров, на осколках глиняной посуды, причем не только у славян, но и у тюркских народов, в Индонезии, Японии.
В свастике отражены закономерности смены дня и ночи, времен года, вечного движения. Рождение свастики - величайшее открытие в истории человечества. Отдать эти достижения мировой культуры гитлеровской тени - это непростительная ошибка политического мышления.
То есть и на федеральном, и на региональном уровне в последнее десятилетие Аркаим задвинут в темный угол? Почему же уникальный исторический памятник не стал главным туристическим символом Южного Урала, несмотря на намерения властей развивать въездной туризм?
Аркаим как исторический символ российского пространства обладает большим притяжением. Он живет активной жизнью, становясь территорией поиска личностного и гражданского самосознания россиян. Заповедник «Аркаим» ведет квалифицированную культурно-просветительскую деятельность. Однако выдающиеся памятники археологии и истории страны остаются не обустроенными ни в плане природно-исторического ландшафта, ни в плане стационарных музейных экспозиций. Удручает отсутствие современного туристического сервиса.
За Синташтой и Аркаимом, за «страной городов» кроется огромный культурный политический и экономический потенциал. Необходима пассионарная воля для создания на базе «страны городов» крупного национального проекта общероссийского уровня.
К сожалению, развитие степных районов области отодвинуто на задний план. На одном из заседаний по туризму в Общественной палате года три назад выступил министр культуры Алексей Бетехтин. Разумеется, я задал вопрос об Аркаиме. И тот ответил очень резко - мол, на Аркаиме нет ни людей, ни условий для развития туризма. Видимо, во всем этом есть какие-то неведомые мне причины.
Сегодня на Аркаиме регулярно проходят фестивали, есть постоянный поток туристов. Но современных гостиничных комплексов за прошедшие тридцать лет так и не появилось. В чем причина?
Всё в том же - в отсутствии стратегии и политической воли.
А бизнес проявлял интерес к развитию туризма на Аркаиме?
Да, конечно, неоднократно и в разнообразной форме. Туристический потенциал ни у кого не вызывает сомнения. Это гостиницы, общественное питание, транспорт, торговля. Бизнесменам понятно, что Аркаим сегодня является неким градообразующим предприятием для довольно обширной сельской территории.
Развитию препятствуют нерешаемые годами земельные вопросы. Чинятся всевозможные препятствия для реализации частно-государственного сотрудничества. Речь идет о создании поселка Аркаим, генплана поселка Александровский, о переводе земель в категорию, связанную с рекреацией, и о многом другом.
Есть надежда на какие-то подвижки в этих вопросах?
Нет, более того, около двух месяцев назад мне стало известно о том, что министр культуры и вице-губернатор, который курирует это направление, пришли к выводу, что заповедник «Аркаим» стоит присоединить к Государственному краеведческому музею. Создание заповедника было колоссально трудным процессом. История Ильменского заповедника, к слову сказать, началась еще в конце девятнадцатого века, и только Ленин в 1919 году присвоил территории соответствующий статус. Со статусом заповедника «Аркаим» история растянулась на десятилетие, несмотря на поддержку РАН. Все время возникали какие-то препятствия, менялось земельное законодательство, вносились изменения в федеральный закон о культуре, появлялись новые положения по достопримечательным местам. Словом, масса сложностей переходного времени.
Почему было принципиально важно получить именно статус заповедника?
Потому что Аркаим - это не одиночный памятник археологии и архитектуры. В начале девяностых годов уже стало понятно, что это целая страна - с определенными границами, закономерностями расселения. Мы столкнулись с неким урбанизированным пространством с четкой системой расселения на огромной территории, которая протянулась вдоль склона Уральского хребта на 350 км. Другого такого места в мире нет. Впервые в степи, на ограниченной и хорошо защищенной территории начинают проживать тысячи людей. Здесь рождается то, что сегодня называется урбанизацией или городским пространством. Сохранить целую страну древнейших укрепленных центров можно только в рамках заповедника.
Речь же идет не о ликвидации заповедника, а только о переподчинении?
Да, нас убеждают, что ничего особенного не произойдет. Но это в любом случае капитальное изменение статуса. Очевидно, что музейные задачи будут выдвигаться на первый план. А мы в свое время добились отдельного музея, с собственным фондом. Музейные инструкции жесточайшим образом регламентируют всё и вся, внести творческое начало, что-то новое уже невозможно. Аркаим еще не утратил чувство новизны. То, что там было сделано на едином творческом порыве, остается современным и сейчас, спустя двадцать пять лет. Но этот ресурс не вечен.
Вероятно, есть немало скрытых факторов, почему вдруг понадобилось изменить статус историко-культурного заповедника. И подоплека может быть не столько политическая, сколько финансовая. Сегодня для сотрудников заповедника на первом плане - туризм, просвещение и музейное дело. А охрана памятников? Очень много вопросов к их современному состоянию, раскопочной деятельности и мониторингу.
Почему Аркаим так важен именно сейчас?
Мы же потеряли национальную идею после развала Советского Союза. И до сих пор не нашли, и что самое печальное - уже привыкли жить так, без идеи, не зная, что защищаем и во имя чего живем, куда идет страна. Это главная проблема путинской России сегодня. Однако в начале 2000-х это осознавалось, вопрос поиска национальной идеи стоял очень остро. Возможно, это и привело и Дмитрия Анатольевича Медведева, и Владимира Владимировича Путина на Аркаим и раскопки славянских памятников.
Медведев прямо говорил: «Вы, археологи, должны отыскать ценностные ориентиры. Мы потеряли Киевскую Русь, а значит, придется копать глубже». Почему на северо-евразийском пространстве с древнейших времен живут разные народы, почему не разбежались? Хотя войны, безусловно, остались в памяти, это было мирное сожительство народов с разной культурой, традициями, языком.
Национальную идею невозможно искусственно сконструировать и невозможно прописать законодательным актом. Без консолидирующих духовных и нравственных ценностей общество жить не может. Каждый народ ищет свой идеологический стержень в глубинных слоях культуры. Северная Евразия от Причерноморья до монгольских степей с глубокой древности была единым культурным пространством. Ничто лучше археологии, в том числе археологии Аркаима, этого не доказывает. Аркаим сегодня имеет все возможности и должен получить развитие как основополагающий национальный проект России.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на цитируемость научных работ в разных областях. Цитируемость - это показатель того, какие деньги общество вкладывает в те или иные научные направления, чего ожидает, и где достаточно активно идут процессы. На сегодняшний день дела обстоят так: если мы посчитаем биологию (токсикологию, иммунологию, медицину и т.д.), то этот индекс равен 50-ти. Вся химия – 10, физика – 8, информатика - 1,5 и математика - 1,5. Таким образом, мы видим, что каждая третья научная работа в мире сегодня выполняется в области биотехнологий или медицины. А это значит, что ближайшие полвека будут временем медицины, биологии и биотехнологий. Судя по всему, бессмертие или долгая жизнь, станут основными товарами ХХI века.
Важна и «вторая квантовая революция», которая сейчас происходит. Мы только заглядываем в квантовый мир, но перед нами уже открываются громадные перспективы, связанные с передачей данных - это и новые материалы, и новые подходы, и новое понимание природы в целом. Я думаю, всё то, что связано с физикой и нанотехнологиями - будет очень востребовано. Приведу простой пример: для жизни нам нужна энергия, но проблема заключается не в том, что нам не хватает энергии, а в том, что мы не умеем ее хранить. Автомобиль Tesla за 100 000 долларов - замечательная вещь, он ездит бесшумно, а заправки для него сделаны из батареек для персональных компьютеров. На одной такой заправке он проезжает 500 км, а дальше его нужно заряжать или сменить блок батарей. Сам этот блок стоит 30 000 долларов. Допустим, за первый год мы эти 500 км проезжаем, на следующий год, если мы не меняем заправку, мы проедем только 250 км, а через два года только 100 км. Более того, мы не только не умеем хранить энергию, но и не умеем передавать её без потерь.
Наконец, нам очень важно вписаться в биогеохимические циклы. Фирма Toyota, например, действует по принципу «ноль отходов» - все, что мы берем от природы, используем без остатка. Сейчас в развитых странах 95% отходов перерабатывается и только 5% захороняется, в России ситуация обратная – это очень вредно и для экологии, и для экономики. Но есть масса вещей, которые помогают вписаться в биогеохимические циклы, и они будут очень востребованы. Мы экологию, как правило, подменяем болтовней, а так быть не должно, потому что это крупно, серьезно и междисциплинарно.
Какие профессии исчезнут, во многом будет зависит и от того, как мы будем развиваться. В свое время, механизация освободила людей от тяжелого физического труда, но многие люди продолжают им заниматься. Сейчас происходит "четвёртая промышленная революция", которая избавит нас от рутинного умственного труда. Например, уже сейчас вы платите за квартиру через интернет, и этим простым действием освобождаете массу конкретных людей, которые раньше сидели бы и заполняли бумажки. Почти нигде нет машинисток, кроме определенных заведений, где без этого никак нельзя. Технологии играют с нами в некую игру и предлагают нам возможности, которые имеют две стороны. Здесь все зависит от нашей мудрости: что мы возьмем, а от чего сумеем отказаться.