Преподобный варнава гефсиманский. Преподобный Варнава Гефсиманский: «Пророк в отечестве своем Преподобный варнава гефсиманский чем помогает
В начале прошлого века имя о. Варнавы (Меркулова) из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в России было известно от центральных губерний до самых отдаленных ее уголков. Старец принимал народ без различия чина и звания, и каждого приходящего приветствовал ласковым словом: «сынок» или «деточка». Монах строгой аскетической жизни, пастырь, Преподобный Варнава был поставлен на служение Церкви перед ожидавшими Ее испытаниями.
24.01.1831 г. - 17.02.1906 г.
У двери старца
В иные дни посетители, ожидавшие приема у отца Варнавы, смыкали ряды так плотно, что даже его мать - кроткая, смиренная старица схимонахиня Дария, после нескольких неудачных попыток протиснуться сквозь множество людей, тихо отходила в уголок, пряталась за спинами. А через минуту как вразумление барыням, оттеснившим ее, раздавался высокий, чистый голос батюшки: «Где здесь «монашка»? Пропустите «монашку»... Матушка, ты разве очереди дожидаешься? Зачем же ты отказываешься от своего сына! Я вот от тебя не отказываюсь!»
Но не только перед ней, как по звонку, отворялась дверь его кельи. «Где тут лаврский монах?», - и сам о. Варнава уже пробирался сквозь толпу к растерявшемуся молодому человеку, сбивчиво повторявшему: «Я не лаврский монах, я из Белых Берегов». В ответ раздавалось: «Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в Лавре и станешь лаврским монахом». - Ободряя паломника, старец вводил в свою келью того, в ком ему был указан будущий старец и духовник лаврской братии - схиархимандрит Захария, которому предстояло пребыть в Лавре Преподобного Сергия до конца, вплоть до ее закрытия большевиками.
Одному из посетителей отец Варнава предсказывал игуменство, другого - плачущего о сыне, по неразумной ревности устремившемся в Африку на помощь бурам[i], - утешал: «Ну, что ты плачешь? Твоего сына завтра же привезут в Москву с другими товарищами на такой-то вокзал». Третью обличал с любовью в утаенном грехе: «Барыня благая, брось ты свой табак курить, вот и будешь у меня золотая». А однажды усадил возле себя молодого человека и вдруг по-отечески обнял его: «Милый ты мой, подвижник, исповедник ты Божий». Спустя годы его посетитель Илья Четверухин станет настоятелем московского храма Святителя Николая в Толмачах, и после гонений, арестов и ссылок, примет мученический венец в одном из пермских лагерей.
«Кормильчик»
Принятие даров Святого Духа, как учат святые отцы, зависит не от возраста и не от усилий подвизающегося. Пост, молитва, борьба со страстями и послушание - начало подвига, «венец» же - благодатное просвещение души и в особых случаях - избрание для духовного руководства другими - зависит от Бога.
В 30 лет, имея уже немалую опытность, за послушание принял на себя отец Варнава подвиг духовного окормления, а уже через десять лет стал известен как истинно народный священник.
Быстрое возрастание было подготовлено несколькими обстоятельствами. Родился будущий старец в 1831 г. в благочестивой крестьянской семье под Тулой. Родители его были людьми добрыми, глубоко верующими и трудолюбивыми. Их добродетельная жизнь стала для мальчика первым примером, благой основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста Василий Меркулов - таково было его мирское имя - вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы, а первыми его «взрослыми» книгами были Псалтирь и Часослов.
Необычный случай, приключившийся с ним в отрочестве, был указанием на богоугодность его занятий и близость к миру высшему, духовному еще на первых ступенях жизни. Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент Василий увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление Ангела, открытое детскому взгляду, подтвердилось и мгновенным исцелением - боль утихла, словно и не было болезни.
Последующее направление жизни Василия определило общение с монахами. В юности свободные от работы дни он проводил в расположенной поблизости от их села Троице-Одигитриевой Зосимовой Пустыни, где старался помогать по мере сил. Основным мастерством его было слесарное дело: кому старый замок починит, кому приспособит крючок. В тот период Господь послал ему и первого проводника в жизни духовной - известного подвижника, старца Геронтия, возгревшего в нем устремление к монашеству.
Но поворот в судьбе Василия определило паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, куда он направился вместе с матерью осенью 1850 года. К богослужениям они ходили вместе, стараясь не пропускать службу, и однажды у мощей преподобного Сергия Василий пережил необычное благодатное явление. Спустя годы он вспоминал о нем как о великой радости, неведомой прежде, в миг охватившей его с такой силой, что он решил тут же, если будет на то Божие благословение, поступить под кров обители Преподобного Сергия.
Жизнеописание Преподобного Варнавы открывает лишь внешнее. Послушаниями его были слесарное дело, работа за свечным ящиком, а потом - чтение в церкви. Но между двух старцев Василий совершенствовался духовно до момента, пока перед самой их кончиной ему не было велено принять как послушание благое бремя своих учителей.
Тогда же, благословляя его, старец Григорий, передал ему и благословение на будущее: устроить по воле Царицы Небесной женскую обитель в отдаленной местности, зараженной расколом.
Год спустя, 20 ноября 1866 г., послушник Василий был пострижен в мантию с наречением ему имени Варнава, а через шесть лет - рукоположен в иеромонаха. К тому времени о. Варнаву знали богомольцы со всех концов России. Это и побудило наместника монастыря архимандрита Антония определить для него в качестве места служения и молитвы Пещерное отделение Гефсиманского скита.
У аналоя в уединенном домке с самой простой обстановкой было развязано множество жизненных «узлов», в таинстве исповеди открывались грехи, забытые и утаенные.
Опытность о. Варнавы граничила с прозрением. Многим беднякам старец помогал, обращаясь к более состоятельным из своих воспитанников. Одним из таких усердных жертвователей на протяжении многих лет оставался известный в те годы петербургский купец Василий Николаевич Муравьев. Не только частные лица, но и храмы, и монастыри получали от него необходимые средства. Порой через руки старца проходили и весьма значительные суммы, сам же он по-монашески довольствовался малым, будучи необыкновенно воздержанным и в еде, и в одежде.
Наконец, пришло время ему исполнить и благословение старца Григория. В начале 1860-х гг. в Нижегородской губернии невдалеке от селения Выкса он подыскал уединенное место для закладки нового женского монастыря. Возведение обители с двумя соборами - в честь Святой Живоначальной Троицы и Иверской иконы Божией Матери - потребовало немалых вложений. И снова помощником о. Варнавы в деле устроения нового монастыря стал его духовный сын В.Н. Муравьев.
В начале XX века Выксунская обитель стала центром духовного просвещения для всех окрестных жителей, а отец Варнава долгие годы был для ее насельниц внимательным духовником. «Кормильчиком» называли его сестры, «кормильцем» был он и для сотен и тысяч своих духовных воспитанников.
На рубеже
Старцу Варнаве, подвижнику, пребывавшему в неразвлекаемой молитве, спавшему не более трех часов в сутки при постоянном попечении о людях и о святых обителях, Господь даровал прозорливость в отношении не только отдельных лиц, но и всей России и Православной Церкви.
В разных концах страны раздавались в те годы предупреждения о наступающих тяжелых временах. Св. Праведный Иоанн Кронштадтский, старцы Оптиной Пустыни, дивеевские подвижницы прямо и иносказательно обращались к соотечественникам, призывая их соблюдать установления Церкви. К этим «пророкам в отечестве своем», чей голос далеко не всегда бывал услышан, принадлежал и о. Варнава. Он говорил о десятилетиях богоотступничества и гонений на Церковь, но даже в такие моменты ободрял надеждой на последующее возрождение Православия: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».
Есть и свидетельства о том, что предупреждение о предстоящем ему испытании получил от старца и Государь Николай Александрович, посетивший его в начале 1905 г., после трагических событий в Петербурге, произошедших вследствие чрезмерной «ревности» людей, ответственных за наведение общественного порядка в столице. Сохранилось предание о том, что преподобный Варнава благословил Царя так же, как и преподобный Серафим Саровский в письме, переданном Николаю Александровичу одной из дивеевских стариц, - на принятие мученического венца и терпеливое несение креста тогда, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.
До последних дней старец Гефсиманского скита укреплял тех, кому предстояло дожить до времени испытаний, а перед самым исходом из жизни временной в 1906 г. он оставил по себе достойного преемника для окормления стада Христова в годы гонений. Его воспитаннику и преданному помощнику Василию Николаевичу Муравьеву предстояло вступить на путь духовного подвига и спустя годы явиться в своем отечестве с ангельским именем Серафим «в силе и славе» своего учителя и старца. Тихая, уединенная Вырица, должна была сохранить, как неугасимую лампаду, благодатный источник духовного опыта и духовной силы.
i. Описанный эпизод относится ко времени англо-бурской войны (1899-1902 гг.)
ii. Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006. С. 43
«Православие и мир. ру»
Еще при жизни старец Гефсиманского скита Тро- ице-Сергиевой лавры отец Варнава был назван стар- цем-утешителем.
Родился святой в 1831 году в Тульской губернии, в селе Прудищах, в семье крепостных крестьян Меркуловых.
При крещении мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого.
В 1840 году семья Меркуловых была продана другому помещику, который жил в селе Наро-Фоминское Московской губернии. Неподалеку от этого села располагалась Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, вблизи которой в то время жил монах Геронтий, ставший первым духовным наставником юного Василия.
На всю дальнейшую судьбу этого молодого человека повлиял случай, произошедший с ним в 1850 году. Осенью 19-летний Василий со своей матерью отправились в Троице-Сергиеву лавру. Когда после службы юноша приложился к мощам преподобного Сергия, то ощутил необъяснимую радость. Василий почувствовал благословение Божие на иноческий путь и в тот же миг решил: если будет на то воля Божия, он поступит в обитель. Через год 20-летний юноша, получив благословение отца Геронтия и своих родителей, пришел в Троице-Сергиеву лавру. Вскоре сюда же пришел и отец Геронтий, приняв схиму с именем Григорий. Через месяц, осознав, что в этой обители он не найдет желанного уединения (ежедневно в лавру приходило множество богомольцев), Василий стал проситься в более уединенное место - Гефсиманский скит, расположенный в лесу Корбухе в трех верстах от лавры.
10 Тайны православных святых
Получив благословение своего наставника и разрешение наместника лавры, он отправился в скит, где получил послушание слесаря. Схимонах Григорий отдал Василия в послушание монаху отцу Даниилу. В 1854 году послушник Василий был пострижен в рясофор. Отец Василий очень расстроился, когда его перевели из основного Гефсиманского скита в Пещерное отделение того же скита. Дело в том, что Пещерное отделение жило по своему собственному уставу и являлось более открытым для посетителей. Уединение отца Василия, к которому он стремился, было нарушено. Живя в Пещерном отделении, он проводил все свое свободное время в лесу у отца Даниила, кроме того, посещал и своего первого наставника, схимонаха Григория. В одно из таких посещений Василий застал отца Григория на смертном одре. Наставник объявил ученику волю Божию: Василию необходимо было принять на себя подвиг старчества (в то время ему было всего 30 лет).
Старец завещал ему с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. Подвиг старчества Василий должен был принять после смерти обоих наставников. В заключение беседы схимонах Григорий сказал, что Василию по воле Божией предстоит основать женскую обитель недалеко от Москвы. «Обитель эта, - говорил старец, - должна послужить светочем для заблудших чад Православной Церкви. Сама Матерь Божия попечется об этом, укажет и место обители. Во имя Ея и должна быть освящена обитель».
Василий решил, что сие бремя превышает его возможности, и со слезами просил наставника выбрать кого-нибудь другого для этого подвига. Но старец был непреклонен: «Чадо, не моя воля есть на сие, но Божия воля да совершится над тобой. Не сетуй на тяжесть креста: тебе будет Господь помощник...»
Так получилось, что уже через год отец Василий приступил к основанию женской обители в Нижегородской губернии, в месте, указанном ему свыше. А уже через два года после смерти наставника он выполнил и второй завет старца.
По словам митрополита Филарета, Василий готовился «созидать обитель и руководить ею всегда». Но была еще и первая заповедь старца - «крест наставничества народного» (так именует этот подвиг Иверская летопись).
Когда отец Василий с последней надеждой умолял отца Даниила «снять с него это неудобоноси- мое бремя», у старца пошла горлом кровь, и он умер на руках своего ученика.
После этого свидетельства воли Божией отец Василий уже не мог сомневаться, что именно ему предстоит принять этот подвиг. В 1866 году он был пострижен в мантию с именем Варнава, (в переводе с древнегреческого это имя означает «сын утешения»).
В 1871 году отца Варнаву посвятили в сан иеромонаха, а через год братия избрала его народным духовником Пещерного отделения скита. В это же время отец Варнава впервые встретился со своим будущим любимым учеником.
Юноша по имени Захария (в будущем схиархиман- дрит Захария) подошел к порогу кельи Варнавы и встал позади большой толпы народа. Но обладавший даром прозорливости Варнава сказал: «Поди сюда, лаврский монах». В толпе не было ни одного лаврского монаха, но люди расступились, пропуская Варнаву, который подошел к юноше и подвел его к крыльцу. Захария в то время был послушником в Белобережской пустыни, но его наставник повелел поступить ему в лавру. Отец Варнава благословил юношу пребывать в лавре и принял его на духовное попечение. Он предсказал Захарию, что, несмотря на все гонения и лишения, он станет духовником всей лаврской братии и уйдет из лавры последним. Именно это и случилось впоследствии.
В 1905 году старца-утешителя посетил государь Николай II. О подробностях этого свидания практически ничего не известно, зато о многом говорит сам год этой встречи - 1905. Известно, что государю хотелось покаяться после Кровавого воскресенья, совершенного без его ведома.
Старец Варнава подтвердил уже известное царю пророчество преподобного Серафима о мученической кончине того царя, который прославит преподобного. Кроме того, отец Варнава благословил Николая II на принятие мученичества, укрепив в нем тем самым сознательную волю к несению своего креста, «когда будет угодно Господу сей крест возложить...»
Известно, что именно старец Варнава предсказал мученическую смерть будущему протоиерею отцу Илии Четверухину, когда он, будучи еще студентом, пришел просить благословения у старца поступить в духовную академию. Отец Варнава встретил его такими словами: «Милый ты мой подвижник, исповедник ты Божий». Исполнилось предсказание старца-утешителя: в 1932 году отец Илия принял мученический венец. Тогда 200 человек (в основном все были священники) большевики собрали и сожгли живыми, заперев в здании лагерного клуба в поселке Красная Вешера.
Старец Варнава известен тем, что предсказал будущее многих людей, а кроме того, он всегда говорил, как поступать в затруднительных случаях. Своим духовным детям он оставил много завещаний. Известно, что ученики жили по его заповедям и в 1930-1960 годах, когда отца Варнавы уже не было в живых и им не у кого было спросить совета. Эти пророческие назидания и указания, в свое время непонятные, впоследствии, после революции, помогали людям правильно жить, а иногда даже просто выживать. Свою смерть отец Варнава предчувствовал за несколько лет. В 1905 году он уже знал год и месяц своей кончины. 17 февраля (по старому стилю) 1906 года ста- рец приехал в Сергиево-Посадский дом призрения. В церкви он исповедовал начальницу, а после исповеди с крестом в руках вошел в алтарь, низко поклонился и уже не встал...
Старец-утешитель скончался в святом алтаре на глазах у людей и в то же время втайне от них.
В 1995 году Варнава был причислен к лику мест- ночтимых радонежских святых, мощи же его покоятся в Черниговском скиту - Пещерном отделении бывшего Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре.
…Не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся …
…Не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа…
Преподобный Варнава Гефсиманский
Б лагодать Святого Духа — Гнев — Крестное знамение – Молитва. Иисусова молитва — Монахам. Спасение в обители — Нестяжательность — Осуждение — Пост — Празднословие — Причащение — Россия — Скорби и искушения — Смирение и послушание — Упокоение усопших. Помощь новопреставленным — Храм Божий. Не опускайте церковных служб — Краткое жизнеописание старца
Преподобный Варнава Гефсиманский (1831-1906):
Благодать Святого Духа
Старайтесь стяжать благодать Святого Духа , потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов.
Гнев
Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4, 26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся.
Крестное знамение
О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ.
Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир. Но и после того девица осталась непреклонной в своем намерении до конца дней своих служить одному Господу. Она решилась жить в монастыре, мужественно побеждать врага, действовавшего через этих людей. Видя ее твердость, решился сатана на последнее средство к совращению ее с доброго пути. Явившись к инокине в образе дяди ее, он стал прямо-таки упрашивать ее возвратиться из монастыря в мир. Обольститель говорил, что она может получить спасение и в миру, как спаслись великие пророки, апостолы и некоторые святые жены. Юная девица смутилась, слыша такие доказательства правоты слов и убеждений мнимого дяди своего. Но не поколебалась она и при этом в своем намерении не оставлять обитель и, призывая на помощь Пресвятую Богородицу, оградила себя крестным знамением. Мгновенно с шумом исчез обольститель, не терпя силы крестного знамения, и девица увидела, что она одна. Тут бедная инокиня ясно познала, что совершилось с ней.
Молитва. Иисусова молитва
Каждое утро и вечер поверяйте свою совесть, уделяйте на это благое дело хотя по десять или пятнадцать минут ежедневно, и вы со временем получите от этого большую пользу. Встав утром, благодарите Господа за прошедшую ночь и просите, чтобы Господь помог и день провести безгрешно. Вечером молитесь со слезами и с сокрушенным сердцем умоляйте Господа о прощении ваших согрешений, молитесь усерднее за благотворителей вашей обители, которые, надеясь на молитвы ваши, ради Царствия Небесного не оставляют вас своими милостями, молитесь о своих сродниках, живых и умерших, и о всех православных христианах.
Иисусова молитва
Убеждая сестер стараться научиться молитве Иисусовой и денно и нощно прославлять Пречистую Богородицу, старец нередко приводит следующий замечательный рассказ. Из этого рассказа особенно ясно видно, как велика награда и сколько великих искушений представляется имеющим непрестанно в уме и сердце молитву Иисусову.
«Один благочестивый инок, — рассказывает старец, — старался научиться молитве Иисусовой и, наконец, после великих усилий приобрел себе этот дар непрестанного призывания всесильного имени Иисусова, коим всю жизнь нещадно поражал невидимых духов злобы. Не имея возможности лично приступить к подвижнику, лукавый враг поселил ненависть и злобу к нему в сердце другого брата-инока, который с той поры всячески старался повредить и досадить своему брату.
Стоя однажды в храме за утреней, этот брат взглянул в сторону ненавидимого им инока и увидел, что возле него стоит прекрасная Жена в черном одеянии инокини и плетет венок из цветов, которых подле Нее лежит весьма много. Берет Она девять роз белых и десятую пунцовую и вплетает их в венок. При возгласе иеродиакона: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» — Жена вдруг поднялась на воздух и увенчала инока сплетенным венцом.
В ужасе брат этот пал на помост церковный. Затем, подошедши к иноку, увенчанному от руки Прекрасной Жены чудным венком, он падает на колена пред ним и умоляет открыть ему, чем он так благоугодил Богу и Царице Небесной, что заслужил такую награду от Нее. Благочестивый инок-молитвенник с удивлением и смирением отвечал, что ничего за собой доброго не знает, кроме навыка к безмолвному творению молитвы Иисусовой. Он молился постоянно так: девять раз произносил молитву Иисусову и десятый – песнь Богородице.
Понял тут брат, почему Прекрасная Инокиня вплетала в венок через каждые девять белых роз одну пунцовую. Умилился он душой и просил благочестивого инока принять его к себе в ученики».
Монахам. Спасение в обители
На вопрос одной новоначальной сестры монастырской к старцу: «Скажи мне, отче, слово на пользу, как мне спастись?» — старец в ответ на сие сказал ей: «Если вступление твое в обитель, чадо мое, поистине только ради любви к Богу и спасения души, то сие соблюди: во-первых, постарайся понудить себя на все доброе, будь добра, благочестива, кротка, смиренна и приветлива со всеми; встретившись с сестрой, поклонись ей, испроси благословения; если что спросит, ответь со смирением, потом испроси прощения и молитв и уходи; походка чтобы была неспешная, скромная, глаза всегда имей опущенные вниз, представляй себе, что из земли взята, в землю и отидеши; свою совесть каждый вечер поверяй и очищай ее искренним покаянием, отнюдь никого не осуждай, не гневайся и никого не уничижай, на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением и в простоте сердца своего принимай всех как Самого Христа, всегда смотри только на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно и считай себя хуже всех, — и будешь поистине жить с Богом!»
На ответ сестры, что это возможно лишь только совершенным подвижникам, старец отвечал: «Юность если имеет смирение, сего ей достаточно, ибо Бог ничего более не требует от юного, как только чистоты и смирения; ты же, чадо, подвизайся, содержи уста твои во многом молчании, будь медленна на беседу и скора на молитву, укоряй себя ежечасно, говори себе всегда так: «Знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никакого не сделали, и горе нам будет, — какой ответ воздадим мы в День Судный?» Во все течение жизни твоей постарайся всегда содержать в себе молитву сию и с сокрушением сердца повторяй мысленно на всякое время: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» и «Боже, очисти мя, грешную!» Повторяй в себе и эти слова: От тайных моих ичисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18, 13-14). А посему, чадо, уповай всегда на помощь Божию, а себя всегда считай за безполезный прах – отсюда и последует исправление…
Итак, чадо мое! Понудь себя на все сие доброе, будь смиренна сердцем, дабы Дух Святый возжелал вселиться в тебя, и Он подаст тебе силу отвергнуть от себя всякое житейское попечение. Знай и то, что без борьбы и принуждения никому ничего не достается, а тем более душевное спасение, чего и должны мы всеми силами стараться достигать, тогда и будем истинные монахи не по одежде только, а по душе и сердцу. В чем да поможет тебе Бог!»…
Живя в обители, знайте, что она охраняет вас от многих соблазнов. Жизнь в монастыре удобно ведет ко спасению: тут непрестанно можно слышать Святое Евангелие, апостольские и святых отец поучения, а посему должны пребывать всегда в молитве; которые же допускают в этом леность, у тех закосневает сердце и доходит до неверия, и тяжко согрешают они пред Богом. Ибо и Спаситель говорит: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф.26, 41)…
Кто терпит много в здешней жизни, в особенности понапрасну , то, сестры, о, как близок к тому и с какой любовью смотрит на того Сам Подвигоположник Господь и Его Всепетая Матерь и как радуются о нем все святые Ангелы, и невидимо возлагают на того райский пресветлый венец, и приуготовляют нескончаемое вечное блаженство в Будущей Жизни! А как кратковременна здешняя жизнь! Как сон пройдет вся слава, все почести и богатство, а будущность наша бесконечна! Спасайтесь о Господе!..
Пустыня и уединение собирают добро, а соблазны мира расточают его. Ничем мы не грешим так, как языком, в уединении же убегаем того греха. Юным же наипаче должно держаться уединения, да не подадите и да не приимете соблазна. Полюбить же уединение вы тогда только можете, когда реже будете оставлять келью и когда будете принуждать себя к уединенной жизни; впоследствии, сестры, найдете в ней сладчайшее утешение. Очень похвально для инокини как можно реже выезжать в мир и даже совсем не желать этого. Как свято ваше тихое убежище, неужели возможно сменять его на суетный мир, где сама мудрость безсильна ? Оставьте суетное людям суетным, а вы занимайтесь тем, к чему вас Господь призвал, и тогда да ничто же не нарушит спокойствие вашего сердца и ваш душевный мир.
Нестяжательность
Не ропщите, сестры, и не падайте духом, если кому из вас придется потерпеть недостаток, скудость в чем-либо: нам, монахам, богатство вовсе не на пользу, это дело мирян, а мы иноки. Иначе должна быть и жизнь наша с миром; наше богатство, при помощи Божией, должно состоять в приобретении всех добродетелей и неуклонном исполнении Его святых заповедей. Господь знает, что нам нужно, то и посылает. Нестяжательность – это первая ступень ко спасению, будьте всем и малым довольны, о всем благодарите Бога, и Господь вас не оставит.
Осуждение
Убедительно просит старец сестер избегать в своих обычных разговорах всяких пересудов, укоров и иногда совершенно неправильных обвинений посторонних в чем-либо греховном. Мы часто поступаем в данном случае легкомысленно. Судить ближних не имеем власти, да и судить-то правильно весьма часто не можем.
«Один брат, — рассказывает батюшка сестрам, — живя в монастыре много лет, был невнимателен к обязанностям монашества: то к обедне опоздает, то утреню проспит… Все почитали его нерадивым. При кончине же его все с удивлением заметили какую-то необыкновенную радость, светившуюся на его лице, и спросили его:
— Что ты так весел? Разве тебе не страшно умирать? Ведь ты всегда жил в небрежении.
— Нет, не страшно, — отвечал он. – Со времени вступления моего в монастырь я никого не осуждал и ни на кого злобы не имел. Жил я все время с полной верой в слова Спасителя: не осуждай – и не будешь осужден, прощай – и будешь прощен. Теперь же я видел Ангелов Божиих, разорвавших рукописание грехов моих. Поэтому я радостно отхожу в вечность.
Из этого видно, поясняет старец, что не должно спешить с обвинением и тех, кто, по-видимому, действительно виноват, потому что всегда можно осудить невинного. И действительно, не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся. Каждая из сестер должна усиленно следить за собой, замечать и искоренять собственные погрешности и дурные наклонности. Тогда никто не станет судить ближнего – не только судить, а будет считать его гораздо даже лучшим себя.
Но если кто из вас, замечая свои грехи, внимательно следя за своими сокровенными мыслями, впадет в уныние и отчаяние, тогда вдвойне погрешит, ибо самая эта безнадежность есть величайший грех.
Итак, наша обязанность – быть терпеливыми в перенесении скорбей, всем довольными в жизни. Главное же – вы не должны давать какого-либо повода приразиться к нам темным духам. Это да будет вашим подвигом: не храните злобы на ближнего в своем сердце, как сказано: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4, 26). Обуздывайте язык свой, чтобы не говорить злого во гневе на ближнего. Сказанного слова не возвратишь, а оно, произнесенное во гневе, острее ножа поражает сердце ближнего …
Есть у вас привычка: соберется вместе вас несколько и начинаете судить, кто хорошо живет, кто плохо; старайтесь, сестры, Бога ради, я вас прошу, никого никогда не осуждать, вы видите только согрешающих, а покаяния их не видите, покаяние же чистосердечное есть второе крещение: как бы велик ни был грех, он после сокрушения и чистосердечного покаяния прощается, и этот человек делается чистым и приятным Богу. Не на начало смотрите, а на конец, что покажет.
Пост
На вопросы некоторых сестер, обращающихся к старцу за благословением употреблять в пищу мясо, что им предписывается нередко врачами для излечения той или другой болезни, старец строго внушает сестрам отнюдь не следовать такому совету докторов.
— Батюшка! Да что же делать-то, когда совсем нет сил нести даже самые легкие послушания, — возражают ему некоторые страдалицы. – Ведь нам и самим тяжело подумать о мясной пище, да и так-то жить, не принося пользы для святой обители, отягощая собой лишь других, не хочется, болит об этом душа. Нам бы только поправить несколько свое здоровье, батюшка!
— Но мясной пищей вы, сестры, нисколько не поправите своего здоровья, если только еще его больше не расстроите. Здоровье – дар Божий . Но если оно по воле Божией отнято у нас, может быть для спасения душ наших, то следует ли нам нарушать правила иноческого жития, установленные святыми отцами? Следует заботиться о том, чтобы, укрепивши силы телесные, в то же время не расслабить сил душевных.
Нам, монахам, более должно заботиться о душе, нежели о здоровье и покое тела; должно стараться посильными трудами и терпением изыскивать путь ко спасению, а за скорби и различные лишения, ниспосланные от Бога, благодарить Его, потому что они – лествица на небо.
Мне самому, сестры, врачи советовали оставить на время постную пищу и есть мясную. Иначе, говорили они, я проживу не долее двух дней. Это было в первое время по вступлении моем в обитель, когда действительно я был почти в безнадежном состоянии.
Но, не получив согласия и благословения моих старцев на вкушение мяса, я отказался есть его и вот остался же жив.
Ведь Сама Матерь Божия, указывая одному иноку путь ко спасению, заповедала ему не вкушать мяса. Усердно просил этот инок Царицу Небесную указать ему этот желанный путь, и Она, Владычица, явившись ему, сказала: «Не ешь мяса, не пей вина, чаще молись Богу и будешь спасен».
Итак, сестры, еще раз повторяю вам: не думайте вы получить себе здоровье только от питания себя мясом, ибо без воли Божией не поможет вам и мясо, а пожалуй, и повредит еще. Поэтому убедительно прошу вас, сестры, всегда и во всем полагайтесь на волю Божию, а не на свой человеческий разум, советующий вам, как и в сем случае, нарушением постановлений Святой Церкви принести себе якобы некоторую пользу. Святой апостол говорит: Когда я немощен, тогда силен» ; также сказано, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор.12, 9).
Празднословие
Берегитесь, сестры, почасту оставлять кельи ваши и ходить без крайней нужды к другим сестрам, хотя и будете кем призываемы, дабы не согрешить празднословием, памятуя, что за каждое праздное слово мы воздадим Богу ответ; аще себя не понимаем, то можем ли рассуждать или учить других ? Лучше нам претерпеть временную скуку, чем за наше нерадение впоследствии терпеть нескончаемую вечную муку, от чего да избавит вас Господь. Помни последняя твоя – исход и Страшный Суд, — вовеки не согрешишь.
Причащение
Также, сестры, советую вам во все святые посты, а также аще приключится какая болезнь, как можно чаще с верой, с умилением и сокрушением сердца приобщаться Святых Тайн, потому что приобщение Тела и Крови Христовой отгоняет все искушения, просвещает сердце и соединяет дух со Христом, оно есть исцеление души и тела.
Россия
Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет.
Скорби и искушения
…Без скорбей и искушений невозможно нам и спасение . Велико искушение – тут-то и борьба: проси помощи у Подвигоположника Господа, от Которого великая награда готовится потерпевшим искушение.
Смирение и послушание
Старайтесь стяжать смирение и послушание . Помните, что Сам Господь говорит нам: На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.66, 2). Смиренный всецело предает себя воле Божией , ничем не гордится, всякий успех в деле приписывает не своим способностям, а Благости Божией, ни в чем не доверяет своему разумению, во всем безпрекословно следует повелению настоятельницы или рассуждению своего отца духовного…
Сестры, будьте готовы отвечать на всякое слово, которое услышите: прости меня; этим стяжете смирение, которое разрушает все козни врага.
На вопрос сестры: «Каким образом легче побеждать всякое искушение вражие?» — старец отвечал: «Победа вражескому искушению состоит в молчании, смирении и преданности себя воле Божией ; все дела смиренномудрого благоугодны Богу и похвальны пред святыми Ангелами Его, грозны же и страшны бесам».
Сестры! Постарайтесь приобрести смирение нелицемерное в душе и сердце вашем, считая всегда себя самой последнейшею из всех и грешнейшею пред Богом, помня то, что лучше грешник смирен пред Богом, нежели праведник горделив . Имейте послушание безропотное и строго наблюдайте, дабы не исполнять своей воли и желаний, да будет вам известно, что с нашей волей часто соединяется и воля врага душ наших – диавола, а потому без совета и спроса старших ничего не делайте.
Упокоение усопших. Помощь новопреставленным
За новопреставленных молитесь , сестры, усерднее; по разлучении души от тела каждая душа очень нуждается в молитве, и с усердием возносимые за новопреставленных молитвы много помогают и делают утешительного и отрадного каждой душе; а я вам замечу, сестры, что у вас молитва за усопших охладевает; вот вам мое завещание – по двенадцать поклонов каждое утро и вечер за усопших .
Храм Божий. Не опускайте церковных служб
…Прошу вас, не опускайте церковных служб . Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа. Неопустительное присутствие при богослужениях со вниманием и усердной молитвой будет возгревать в вас любовь к Богу и тщательному исполнению Его святых заповедей. Свободное от богослужений и от послушаний время, советую и даже с усердием прошу, не проводите праздно, более читайте душеспасительные книги, делайте из них выписки для большей памяти, удаляйтесь, как можно, от разговоров о мирском, шуток и смеха.
При первом ударе в колокол спешите в церковь. Пришедши, встав на своем обычном месте, помолясь, испроси у предстоящих благословения; встав прямо, не переступай с ноги на ногу, глаза и руки имей опущенные вниз, не смотри по сторонам, не разговаривай и отнюдь не смейся, тщательно блюдись, чтобы мысли не рассеивались чем-либо посторонним, помни, что место сие есть свято, храм Божий – рай земной, и устремляй ум свой горе к Богу, из глубины души взывай к Нему: «Боже, очисти мя, грешную!» или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Со вниманием слушай поемое и читаемое, и тогда Господь не оставит вас, согреет Своей Благодатью сердца ваши к тщательному исполнению Его святых заповедей.
Краткое жизнеописание старца
Еще при жизни преподобный Варнава был назван «старцем-утешителем». К месту его подвигов – Гефсиманскому скиту при Троице-Сергиевой Лавре – стекались паломники со всей Руси. Невозможно пересказать случаи прозорливости преподобного Варнавы. Многим старец предсказал их будущую жизнь и заповедал, как им поступать в затруднительных случаях, когда они не смогут уже приезжать и спросить его лично – его не будет в живых. Эти пророческие указания и назидания, в свое время часто непонятные, впоследствии, после революции, в годы гонений, помогали людям жить и спасаться, когда мудрого руководителя в духовной жизни найти стало трудно.
Служение преподобного Варнавы Иверской Выксунской обители было для него подобно служению преподобного Серафима Саровского Дивеевской обители. Основав эту обитель в 1863 году, старец никогда не переставал заботиться о сестрах, ввел в ней строгий устав, духовно окормлял сестер в своих многочисленных письмах. Шесть-семь раз в году преподобный Варнава приезжал в обитель и в устных беседах, которые и приводятся ниже, показывал себя истинным окормителем своей огромной духовной семьи.
По книге: «Беседы великих русских старцев о Православной вере,
спасении души и различных вопросах духовной жизни».
Издательство ЗАО «Тираж-51», 2004г.
Венёвского уезда Тульской губернии, последним, 7-м, ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святого Василия Великого . Как вспоминал о своем детстве старец, был он шустрым и подвижным. Добродетельная жизнь родителей - особенно матери, будущей его постриженницы - стала основой душевного и духовного воспитания. С раннего возраста вместе со старшими ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы. Благочестивые родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь . Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент отрок увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление ангела подтвердилось мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни. По свидетельству матери, мальчик еще дважды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи. С наступлением отрочества Василий стал серьезен, избегал шумных игр.
Послушничество в Троице-Сергиевой Лавре
Старец вел обширную переписку с духовными детьми, часто отвечал на письма, не распечатывая их. Среди его духовных детей были преподобный Серафим Вырицкий , епископ Трифон (Туркестанов) , философ К. Н. Леонтьев , которого поручил руководству старца преподобный Амвросий Оптинский .
Мощи и почитание
Сразу по кончине святого сестры основанного им Иверского монастыря обратились в Синод с просьбой погребсти его мощи в их обители. В году был поднимят вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Варнавский, но его решению, видимо, помешали последовавшие вскоре потрясения.
Мощи преподобного были помещены в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери лаврского Черниговского скита , боковой придел храма был освящен в его имя.
Молитвы
Тропарь, глас 5
Измлада Христа Бога чисте возлюбив, / сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. / По имени и житие твое бысть: / коемуждо страждущему, и нищу, и Царю, / пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. / Поминай нас, благодатный отче, / да молитвами теплыми твоими жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость .
Кондак, глас 2
Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво, / и завет старца твоего, сице рекшаго: / «Тако хощет Бог:/ словом и хлебом питай алчущих», - поистине до конца исполнил еси. / Сего ради и ныне молим тя;/ не остави нас, утешительный отче, / небесною любовию твоею .
Величание
Ублажаем тя, преподобный отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов .
Молитва
О преподо́бне о́тче Варна́во, па́стырю наш кро́ткий и уте́шительный, ми́лостивый помо́щниче и те́плый о нас моли́твенниче! Ты измла́да ча́до благослове́ния Бо́жия быв, о́браз послуша́ния роди́телем, повинове́ния господе́м и служе́ния бли́жним показа́л еси́. За́поведи Госпо́дни возлюби́в, в ла́вру Преподо́бного Се́ргия прите́кл еси́ и того́ ве́рный учени́к яви́лся еси́. Во оби́тели же Бо́жия Ма́тери повеле́нием настоя́теля а́ввы Анто́ния пребыва́я, дух смиренному́дрия, кро́тости и терпе́ния стяжа́л еси́ и дар рассужде́ния и прозре́ния помышле́ний душе́вных от Бо́га прия́л еси́. Сего́ ра́ди мона́шествующим духо́вный наста́вник, и́нокинем созида́тель оби́тели И́верския на Вы́ксе реце́ и все́м стра́ждущим и боле́знующим цели́тель и попечи́тель ми́лостивый да́же до часа́ сме́ртнаго был еси́. По преставле́нии же твое́м Бог мно́гия ми́лости почита́ющим па́мять Твою́ яви́ и и́ноком учи́теля Тя ве́рна дарова́. Те́мже мо́лим Тя, пра́ведный о́тче, я́коже и пре́жде хода́тайствуй пред Бо́гом моли́твами Твои́ми всем лю́дем во вся́цем зва́нии дух уте́шительный стяжа́ти и коему́ждо потре́бная обрести́: ю́ным – послуша́ние и целому́дрие стра́хом Бо́жиим сохрани́ти; в во́зрасте су́щим – любо́вь Бо́жию и согла́сие стяжа́ти; а́лчущим – не то́кмо хле́бом насу́щным, но и наипа́че сло́вом Бо́жиим насы́титися; пла́чущим – уте́шитися; изгна́нником и стра́нником – приста́нище обрести́; в темни́це су́щим – от уз свободи́тися; благочести́вым – в Ду́се Бо́жием возрасти́ и смиренному́дрия дости́гнути. Сше́ствуй нам во всех путе́х жи́зни на́шея, па́че же умоли́ Го́спода на́шего о проще́нии прегреше́ний и непра́вд на́ших и к све́ту за́поведей Бо́жиих стопы́ на́ши напра́ви, да еди́ным се́рдцем и усты́ сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь .
Документы, литература
- РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10.
- 50 лет иночества о. Варнавы , М., 1905.
- Введенский, Д. И., Старец-утешитель о. Варнава , Серг. П., 1906.
- Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского монастыря , Серг. П., 1907.
- Порохов, Ф., Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы , СПб., 1911.
- Архангельская, А. Д., Мои воспоминания о батюшке Варнаве , М., 1912.
- Аркадий, иеродиак., Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве , Серг. П., 1917.
- Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906) , Серг. П., 1991.
- "Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский," Встреча , 1992, № 2, 18-22.
- Старец Захария , Изд-во: Трим, 1993.
- Георгий (Тертышников), архим., Житие преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре , Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
- Трифон (Туркестанов), митр., "Памяти иером. о. Варнавы," Троицкий сборник , Серг. П., 2000, № 1, 100-105.
- Новопрославленные Радонежские святые. Преподобный Варнава Гефсиманский. Житие. Духовные поучения , Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.
- Русь державная (газета), № 1 (127), 2005:
Использованные материалы
- Егорова, А. В., "ВАРНАВА (Меркулов)," Православная энциклопедия , т. 6, 646:
- Сатаров, Александр, "Пришло время покаяния," Русь державная (газета), № 1 (127), 2005:
- Страница сайта посвященного прп. Серафиму Вырицкому:
СТАРЕЦ ВАРНАВА ГЕФСИМАНСКИЙ (1831 — 1906). ФОТО НАЧАЛА XX в.
Иеромонах Варнава (Меркулов), старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, родился в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года, во святом крещении наречен Василием в честь святителя Василия Великого. Родители его Илия и Дария Меркуловы, были людьми добрыми и благочестивыми. В семье радовались рождению сына. Старшие сыновья – Лазарь, Георгий, Авраам и дочери Ксения и Александра, умерли во младенчестве. Господь по Промыслу Своему оставил в живых младшего сына Василия и его сестру Матрону (скончалась в возрасте 78 лет 29 мая 1906 г.) на утешение скорбящим родителям.
Младенческие годы Василия текли безмятежно в тиши родного дома, но и тогда уже было очевидно для окружающих особое Божие благоволение к этому отроку, о чем свидетельствуют воспоминания самого иеромонаха Варнавы. Пример добродетельной жизни родителей, их постоянное стремление памятовать о Боге благотворно повлияли на чистую душу отрока Василия. Благодаря своим родителям, он уже с детства обнаруживал склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на богослужениях, заучивал на память церковные молитвы. Когда он научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением слова Божия.
Особенно сильное влияние на воспитание в сыне добрых качеств оказала благочестивая мать. Старец Варнава часто вспоминал о ней во время бесед с духовными чадами и не раз выражал ей свою любовь и признательность за доброе воспитание. Впрочем, и пример отца – труженика и нищелюбца – имел благотворное влияние: сын рос трудолюбивым и сердечным по отношению к ближним, к беднякам же в особенности. Отец часто вынужден был оставлять дом на жену свою Дарию, так как был единственным работником в семье; потому-то и воспитание детей ложилось, главным образом, на нее.
Уже в детстве открывался Василию мир духовный: Господь невидимо руководил им, охраняя жизнь Своего избранника от опасностей. Его благочестивая мать, впоследствии схимонахиня Иверской обители, рассказывала несколько случаев, свидетельствующих о том, как Промысл Божий действительно хранил ее сына. «Однажды,– говорила она,– в возрасте четырех лет, Василий, заигравшись со сверстниками на улице, был настигнут лошадью, запряженною в тяжелый экипаж. Мальчик попал под колеса. Все, бывшие при этом, в ужасе подбегают к нему, поднимают его и, к немалому изумлению своему, видят его совершенно целым и невредимым».
Известен еще один замечательный случай. Василий сильно занемог, родители не чаяли увидеть его и в живых: ребенок задыхался от кашля и едва дышал. Но тут случилось нечто необыкновенное. Как-то вечером Василий, изнемогая от приступа кашля, вдруг быстро приподнялся, и на его болезненном лице отразились испуг и удивление. Заметив испуг сына, отец спросил его:
– Что с тобой, Вася? Чего ты испугался?
– Разве, батюшка, ты ничего не видишь?
– Я ничего не вижу. Да что видеть-то?
Немного успокоившись, отрок рассказал отцу:
– Когда меня стал душить кашель, я поднялся и сел к столу (лежа тяжелее кашлять), и я, батюшка, за столом увидал какого-то юношу в белом одеянии, с лучезарным лицом, который, перелистывая книгу, так ласково смотрел на меня… Потом его не стало, а я почувствовал себя так хорошо и легко. Боль в груди утихла, как будто я и больным не был.
Поняли тут родители отрока, что это было необычайное явление, и возблагодарили Бога за Его милость к больному сыну. И не раз, может быть, вспоминая об этом и прославляя Бога, хранящего младенцев, Дария внушала маленькому Василию доступные в его возрасте понятия о Милосердном Господе и об обязанностях к Нему христианина.
С младенчества наученный чтить и любить Бога, Василий часто думал о Нем, по-своему представляя некоторые события из Священной Истории. Так, например, сам иеромонах Варнава часто рассказывал о себе следующее: «Был я однажды летом в поле со своими товарищами-мальчиками, и между двух березок я вдруг увидел Спасителя Иисуса Христа, Который, поднимаясь к небу, возносился. И теперь хорошо помню, как видел Его». Старец ничего не говорил в пояснение. При жизни своей батюшка все собирался посетить это памятное место и даже хотел отметить его каким-либо памятником – часовней или храмом, но осуществить свое намерение ему не удалось. Будучи еще отроком, он лишается милых сердцу родных мест, так как семья была продана иному владельцу и должна была переселиться в село Нарофоминское Московской губернии.
С годами отрок Василий совершенствовался в христианской жизни. Был он не по летам серьезен, молчалив, избегал праздных разговоров. Окружающие невольно обращали на него внимание. Когда юноша подрос и окреп, помещик приказал обучать его слесарному делу, к которому он имел большую способность. Но, находясь постоянно в трудах, Василий не забывал Бога. Когда выдавался день, свободный от трудов в слесарне, он проводил теперь в Зосимовой пустыни недалеко от Нарофоминского. Ему нравились монастырские службы, как и сама обитель, полюбилась ему и иноческая жизнь, насколько он мог узнать ее. В свободные от богослужений часы юноша старался чем-либо послужить монахиням: исправить испорченный замок, подобрать ключ, приделать скобку или крючок к двери. Может быть, к этим услугам подвигал его и славившийся в округе своей подвижнической жизнью монах Геронтий, в то время живший отшельником близ Зосимовой пустыни. Среди множества посетителей, искавших у него совета и руководства в жизни, старец Геронтий особенно полюбил и приблизил к себе Василия, подолгу оставлял его у себя для беседы. Под влиянием опытного в духовной жизни старца в юном Василии зародилась и постепенно окрепла мысль уйти в монастырь.
Вскоре в его жизни произошло одно событие, имеющее решающее значение для выбора будущего пути. Случилось это в 1850 году. Собравшись на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, Дария позвала с собой и сына. Тот с радостью согласился, и они отправились в путь. Там, у раки преподобного Сергия Василий сподобился воспринять вместе с великим утешением для души и некое таинственное уверение в том, что его стремление к иноческой жизни не было мимолетным увлечением юношеского сердца и что именно здесь, в Троицкой обители и будет его дом. Потом он рассказывал об этом так: «Однажды, по окончании службы в Троицком соборе, подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То было тогда для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же, у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под кров его обители».
В 1851 году двадцатилетний Василий, получив родительское благословение на новую жизнь, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Благочестивая мать со всецелой преданностью воле Божией приняла решение сына. Вскоре за своим учеником в обитель прибыл и его наставник – старец Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей преподобного Сергия. Здесь он принял схиму с именем Григорий.
Только один месяц Василий прожил вместе с наставником в одной обители. Душа его жаждала молитвенного уединения, но об этом и речи не могло быть в Лавре с многочисленной братией и тысячами богомольцев. По благословению своего старца, схимонаха Григория, и с разрешения наместника Лавры, архимандрита Антония (Медведева), Василий перешел в Гефсиманский скит. (Гефсиманский скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре основан митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1844 году в местности Корбухе. Скит был любимым местопребыванием митрополита Филарета; здесь для него построили митрополичьи покои. При ските за прудом были выкопаны пещеры. Первым там поселился известный юродивый Филиппушка (Филипп Андреевич Хорев), впоследствии схимонах Филипп. Близ его пещеры было вырыто еще несколько пещер, соединенных подземным ходом; в одной из пещер была устроена церковь во имя Архангела Михаила, освященная в 1851 году. В скиту был принят устав Саровской пустыни: псалмы в пещерах пелись по уставу преподобного Паисия Великого.)
Здесь, среди старцев-подвижников Господь указал ему нового духовного руководителя – монаха Даниила, у дверей келии которого постоянно толпился народ, жаждущий духовной помощи и слова назидания из уст праведника-прозорливца. Под суровой внешностью подвижника, скрывалось любвеобильное сердце, и юный Василий всей душой прилепился к нему.
Новоначальный послушник Василий сначала проходил послушание в слесарной мастерской. Ремесло, знакомое ему еще в миру, скоро сделало его известным среди братии под именем Василия-слесаря. Послушания в течение дня, а также утреннее и вечернее правило оставляли ему все же немного свободного времени на добровольно взятую им обязанность келейника отца Даниила. Принести дров, истопить печку да вымести пол в келии старца – вот и все, что требовалось от него. Но эти труды были для него счастливой возможностью лишний раз зайти к своему духовному отцу и в откровенной беседе с ним облегчить сердце от накопившейся за день греховной тяготы, напитать душу живым добрым словом мудрого старца. Также и старец схимонах Григорий не оставлял Василия без отеческого попечения и полезных советов. Оба старца, опытные в познании людей, видели в послушнике Василии избранника Божия и потому не жалели времени и сил для его воспитания.
В праздники Василий посещал первого своего наставника, схимонаха Григория, обитавшего в Лавре. Случалось, что он приносил ему какое-нибудь угощение, стараясь хоть этим проявить свою глубокую благодарность и искреннюю преданность. Во время предсмертной болезни схимонаха Григория Василий подолгу оставался у своего первого наставника и руководителя, утоляя жажду познания духовной жизни его мудрыми наставлениями. После смерти обоих наставников на него и был возложен подвиг старчества. Завещая Василию принимать с любовью всех приходящих и не отказывать никому в советах и наставлениях, старец Григорий дал ему две просфоры и сказал: «Сим питай алчущих – словом и хлебом, тако хощет Бог!» Он открыл ему волю Божию: Василий должен устроить женскую обитель в отдаленной отсюда и сплошь пораженной расколом местности; обитель эта должна послужить светочем для заблудших чад Православной Церкви, о чем Сама Царица Небесная попечется и укажет ему место сие, во имя Ее и должна быть освящена обитель. На следующий день после этой памятной беседы старец Григорий потерял дар речи, а через два дня, 2 января 1862 года, тихо предал дух свой Богу.
В глубокой печали о потере отца и наставника, в смущении от его предсмертного завещания Василий поспешил к старцу Даниилу и в тиши его уединения излил пред ним всю скорбь своей души. Но и тот, к удивлению и большой печали Василия, убедил его в необходимости с покорностью воле Божией исполнить возложенное завещание. «Да будет так, якоже хощет Бог!» – закончил старец Даниил беседу с любимым учеником, и Василий, наконец, успокоился, хотя и видел крест предстоящих скорбей и тяжесть возложенного на него подвига.
В 1865 году послушник Василий лишился и другого наставника – монаха Даниила, который перед смертью завещал ему принять подвиг старчества. Василий был глубоко предан своим умершим наставникам и первое время после их смерти сильно скорбел. Всегда с благодарностью вспоминал он отеческое участие и ободрение в постигавших его скорбях. «Много,– говорил он не раз,– пришлось мне перенести скорбей и напраслины в жизни. Не знаю, перенес ли бы я их, если бы не поддержка со стороны моих старцев-наставников».
Вскоре после кончины старца Даниила в жизни послушника Василия произошла важная перемена. 30 июля 1866 года он написал прошение в Учрежденный Собор Лавры о пострижении в монашество. В докладе Собора митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету излагалась просьба: «По убеждению в доброй жизни во время трехлетнего послушнического искуса к поступлению в монашество послушника Василия Меркулова, желающего воспринять монашеский сан, Учрежденный Собор испрашивает архипастырского дозволения и благословения постричь в монашество, по доброй его жизни и усердному исполнению возлагаемого на него послушания».
20 ноября 1866 года послушник Василий Меркулов был пострижен строителем Гефсиманского скита иеромонахом Анатолием в монашество с наречением имени Варнава в честь святого апостола Варнавы, что значит «дитя милости, сын утешения». Через три с половиной года, 29 августа 1871 года совершилось его рукоположение во иеродиакона епископом Леонидом (Краснопевковым) в храме святителя Николая Николо-Угрешского монастыря. 20 января 1872 года иеродиакон Варнава был рукоположен во иеромонаха епископом Можайским Игнатием (Рождественским) в Покровской церкви Высокопетровского монастыря.
Вскоре после этого наместник Лавры архимандрит Антоний утвердил его в звании народного духовника пещер Гефсиманского скита. Должность духовника сделала еще большей его известность среди богомольцев, о чем пророчески предрекали ранее старцы. Вспоминают, как в последние дни жизни старца Даниила одна его духовная дочь спросила: «Батюшка, кто же будет нас утешать без вас?» В это время в келию вошел Василий, и старец, к большому ее недоумению, с улыбкой ответил: «Вася будет утешать вас!»
Теперь еще больше посетителей стало стекаться к отцу Варнаве за получением благословения, за советом в важных жизненных обстоятельствах, за утешением в скорбях. Все дни – с раннего утра и до поздней ночи – он посвящает служению людям. Двери его убогой келии открыты для всех. Старушка, издалека пришедшая на богомолье к «Троице-Сергию», юноша-студент, профессор, сановник, ремесленник, торговец, молоденькая девушка, монахиня, ребенок,– все шли к батюшке и находили у него то, что искали. Для всех он был одинаково доступен, всех одинаково наставлял словом отеческой любви, как истинный «сын утешения».
В 1890 году иеромонах Варнава назначается братским духовником. «Воспитываемый до этого времени старцами-наставниками и сокровенным иноческим деланием, отец Варнава теперь сам становится воспитателем и духовным врачом людских сердец, открывающихся на голос любви и сочувствия»,– вспоминает современник старца. (Введенский Д. И. Старец-утешитель отец Варнава (с портретом). Издание Гефсиманского скита. Троице-Сергиева Лавра, 1907.) Вечером обыкновенно приходили к нему духовные дети – монахи, и батюшка бывал им всегда рад. «С какой любовью занимался он с нами,– вспоминает один из них,– с каким терпением выслушивал он наши неразумные вопросы и как мудро, просто и отечески ласково наставлял нас». (Аркадий, иеродиакон. Воспоминание о старце Гефсиманского скита иеромонахе Варнаве. Троице-Сергиева Лавра, 1917.)
Для братии монастыря двери его келии всегда были открыты. Когда монахи спрашивали его, можно ли прийти к нему и когда, батюшка отвечал: «Во всякое время можете, как только свободны и имеете что-либо сказать мне, хотя самое маловажное по вашему мнению. Мы и сами советуемся и оттого в грязи не валяемся». Старец всегда охотно принимал собратий; он даже выговаривал, когда его «сынок», не смея беспокоить, садился где-нибудь в сенях, ожидая, пока он сам не отворит двери. «Ты что же не постучал? Всегда, как придешь, стучи, за послушание стучи всегда»,– говаривал батюшка. И когда бы ни пришли к нему его «детки» – утром ли, днем, в часы отдыха или поздно вечером,– никто и никогда не замечал и тени неудовольствия на его лице или в голосе.
Во время церковной службы, когда не было исповедников, иеромонах Варнава всегда уходил в алтарь и там молился, не замечая ничего окружающего. В молитве он черпал силы, в молитве находил покой. С какой верой ежедневно утром преклонял он свои старческие колена перед чудотворной Черниговской иконой и перед Иверской иконой Царицы Небесной и долго молился, прося Ее помощи себе и тем, кто вверял себя его молитвам! Казалось, и в келии своей не находил он лучше и отраднее для себя места, чем у аналоя перед образами. Тут обновлял он запас той великой духовной силы, которая до конца жизни наполняла его кроткое, любящее сердце, изливаясь непрестанно на всех окружающих. Исполняя завет старцев, иеромонах Варнава с полным самоотвержением служил людям до конца своей жизни. Он был для всех отцом и учителем в жизни, врачом немощей духовных, а нередко и телесных.
Тем, кто приходил к нему с жалобой на духовные немощи и телесные недуги, старец предлагал иногда довольно необычные лекарства, но люди никогда не раскаивались, принимая их с полной верой. Больные глаза старец советовал смачивать комнатной водой, флюс быстро излечивал, повелевая съесть два-три кусочка антидора без воды; боль в груди или в боку, не поддававшаяся никаким лекарствам, утихала, когда по благословению старца натирали больное место маслом из его келейной лампады. Горчичники и прочие домашние средства предлагались им даже в весьма серьезных случаях. Он признавал необходимость обращаться к врачебной помощи, но не всегда одобрял операции. Более же всего, ради пользы душе человека, старец советовал теплее молиться Богу, чаще приступать к принятию Святых Таин Христовых, воздерживаться во всем от излишества и вообще быть внимательней к себе. На лечение у доктора в неопасных случаях он неохотно давал благословение, однако больных с серьезными заболеваниями батюшка не только благословлял полечиться, но и сам указывал докторов. Но что более всего поражало тех, кто знал его чад,– это их глубокая преданность и великое уважение к батюшке Варнаве, живая вера в силу и действенность его молитв.
Крестьянин из деревни Болгари Ярославской губернии Михаил Яковлевич Сворочаев пролежал десять лет, разбитый параличом. Врачи сказали, что болезнь неизлечима. Убитая горем жена крестьянина отправилась в Троице-Сергиеву Лавру, а оттуда – к старцу Варнаве и рассказала ему о болезни мужа. Батюшка, благословив ее, сказал: «Молись, раба Божия, молись; Господь милостив – встанет твой муж…» И что же? Приходит она домой и видит, что муж ее, до сего лежавший пластом, вышел на крыльцо и встречает ее. Изумилась женщина и от всего сердца вместе с мужем возблагодарила Небесного Врача, внявшего молитве служителя Своего и оказавшего такую милость.
Заехал однажды старец в дом своих духовных деток-петербуржцев и застал хозяйку дома на одре болезни. Уже полторы недели она лежала в жару без сознания. Кусочки льда лишь несколько облегчали ее состояние. Отец Варнава подошел к больной и положил руку ей на голову. Женщина открыла глаза и, узнав старца, просила его святых молитв, едва внятно говоря, что ей уже теперь не встать. Старец долго стоял около нее молча, не отнимая руки, а потом, поводя рукой по ее голове, лицу и груди, сказал: «Ты встанешь, дочка, и будешь здорова, а болезнь твою я беру и кладу себе в карман и увезу с собой». Затем, благословив больную, старец отбыл из дома. По уходе отца Варнавы больная впала в продолжительный сон, а затем почувствовала себя гораздо лучше и в скором времени совершенно поправилась.
Подрядчик Зайцев из села Нарофоминского сообщил, что у доктора Г. так сильно болела дочь, что отчаялись в ее спасении. Жена доктора обратилась к старцу с просьбой помолиться об умирающей дочери. Отец Варнава, благословляя ее, сказал: «Бог милостив – будет здорова!» Присутствовавший при этом подрядчик сильно усомнился, зная, что больная при смерти. Но недели через две он узнал, что больная поправилась и уже выходит из дома.
Подобных случаев было много. Но обычно старец «облегчал» болезни, прикрываясь юродством или обычной в его устах ласковой шуткой. Жалуются, бывало, ему на боль в спине от простуды или от трудов усиленных, а батюшка, в шутку, раза два ударит по больному месту, а потом посоветует свой обязательный горчичник – и «тогда все пройдет». Кто верил, тот по вере своей и получал желаемое. Голова ли болела у кого, батюшка по голове постучит пальцем или возьмет обеими руками и крепко-крепко сожмет до боли, а сам все улыбается да приговаривает: «Ну вот теперь и болеть не будет!» Действительно, нередко боль вскоре совсем прекращалась. Живая вера в Бога, глубокое смирение, ум, просветленный светом истин христианских, духовная опытность, приобретенная долговременным общением с людьми всех возрастов, званий и состояний,– все это сообщало живому слову старца Варнавы силу, убедительность, проникновенность, а часто и прозрение прошлого, настоящего и будущего из жизни собеседника.
Многим угодникам Божиим был свойственен дух прозорливости. Имел этот дар и старец Варнава. Вот некоторые свидетельства этого дара. Когда послушник Захария (будущий старец Троице-Сергиевой Лавры схиархимандрит Захария) прибыл из Белых Берегов паломником в Гефсиманский скит, он увидел массу народа. Все столпились, хотят видеть старца Варнаву, а пройти к нему нет никакой возможности. Но вот отец Варнава вышел и, обратясь к толпе, сказал: «Где тут лаврский монах? Иди-ка сюда». Никто не откликался на зов, так как в толпе не было лаврских монахов. Отец Варнава сошел по лесенке вниз и говорит: «Дайте, дайте пройти лаврскому монаху». Подошел к юному послушнику, взял Захарию за руку и ласково говорит: «Ну иди, иди в мою келию». – «Я не лаврский монах, я из Белых Берегов»,– возразил Захария. «Ну я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в Лавре и будешь лаврским монахом». Введя в свою келию обрадованного Захарию, старец благословил его, сказав:
– Ты живи у преподобного Сергия и ко мне будешь в Гефсиманский скит приходить.
– А вдруг да меня не примут здесь,–спросил Захария.
– Примут, иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника дожидаются.
Пошел Захария к воротам, а там, действительно, стоят игумен и три монастырских начальника. Захария попросил принять его на жительство в Лавру. Они охотно приняли его, и Захария стал лаврским монахом.
Старец Варнава помог полковнику Павлу Ивановичу Плеханкову (будущему старцу Варсонофию) поступить в Оптину пустынь. Преподобный иеромонах Амвросий Оптинский повелел Плеханкову закончить все дела за три месяца, с тем, что если он не приедет к сроку, то погибнет. И тут начались разные препятствия. Приехал Плеханков в Петербург за отставкой, а ему предлагают более блестящее положение и задерживают отставку. Товарищи смеются над ним, выплата денег задерживается, он не может расплатиться со всеми, ищет денег взаймы и не находит. Но его выручил старец Варнава, указав, где достать денег, и тоже поторопил исполнить Божие повеление.
Часто старец Варнава указывал людям волю Божию в различных житейских обстоятельствах. Молодой, образованный и весьма состоятельный человек поведал иеромонаху Варнаве свое давнее желание посвятить себя на служение Богу в иноческом чине, но вместо благословения услышал от него мягкую, но настоятельную просьбу послушаться его – оставить мысли об удалении от мира и вступить в брак, причем старец указал и достойную невесту. И молодой человек потом не жалел, что проявил послушание старцу, до конца жизни последнего оставаясь его преданным духовным сыном.
Монахиня Иверского монастыря Н. рассказывала случай, имевший место в ее семье. «Задумал отец мой открыть трактир в том же городе, где жил он тогда со своей семьей, и отдать его в ведение своего сына Федора. Отправилась моя матушка вместе с внуком – сыном Федора,– к «Троице» помолиться. Зашли к батюшке Варнаве, чтобы испросить его благословения на новое дело. Но старец не благословил начинать дело, сказав, что им, как людям старым, оно будет не под силу. А когда моя мать продолжала настаивать на своем, говоря, что не им, старикам, а сыну Федору придется вести торговлю, то батюшка решительно отсоветовал открывать трактир, сказав, что «и Федору поздно» начинать торговлю. Не прошло и года, как это было сказано старцем, мой брат Федор, до того вполне крепкий, здоровый мужчина, заболел и умер».
Духом кротости врачуя душевные недуги, старец незаметно для человека приводил его к покаянию, возрождал к новой жизни, развивал в нем стремление к духовному совершенствованию по евангельским заповедям, давал ему ощутимо познать и почувствовать милосердие Божие.
Кто может исчислить, сколько народу перебывало у него за все время и сколько благ духовных получили эти многочисленные люди от старца-утешителя. Как же отзывчив был батюшка к горю всякого страдальца и к каким только способам ни прибегал он при утешении своих «деток»! Особенно поразительна была мудрость старца там, где горе было слишком глубоко и не поддавалось никакому постороннему воздействию.
Пришла однажды к батюшке женщина и со слезами просила его благословения развестись с мужем, который почти всегда бывает нетрезв и причиняет ей много горя. Измучилась она за двенадцать лет жизни в замужестве. «Успокойся, успокойся, дочка, не плачь! – утешал старец бедную женщину – Поверь мне: он скоро, очень скоро будет на коленях просить прощения у тебя во всем и сам отстанет от вина!» И сбылись слова старца: женщина эта приходила благодарить своего утешителя за его молитвенную помощь ей.
Батюшка строго запрещал посылать что-либо родным из монастыря – деньги или вещи. «Я и сам,– часто говаривал он,– никогда ничего из монастыря не посылал своим родным: это было бы не на пользу им». Однажды послушник Гефсиманского скита Георгий, впоследствии монах Геннадий, просил у старца благословения помочь своим родным в миру, оказать им какую-либо материальную поддержку. Батюшка не дал благословения на это. Георгий, однако же, не послушал, послал. И вскоре же пришел он к старцу просить прощения за ослушание и рассказал, что у его родных все сгорело.
Одна из почитательниц отца Варнавы после его кончины рассказала об одном замечательном случае его прозорливости. Расставшись со своим братом, она долгое время не получала о нем никаких сведений. Случайно она услыхала, что брат ее будто бы скончался. Явившись к старцу, она спросила его, жив он или умер. Старец задумался, сделался как-то грустен и потом, обратившись к ней, сказал: «Нет, брат твой жив, но во грехах своих он умер». Действительно, через некоторое время она встретилась с братом, но при этом узнала о нем такие подробности, из которых поняла, что брат ее пошел по пути тяжкого порока.
Один молодой человек задумал жениться, он даже устроил бал по этому поводу. С невестой приехал этот молодой человек к отцу Варнаве за благословением на женитьбу. Старец же сказал жениху, что свадьбы не будет. А когда тот заявил, что их уже благословили, батюшка опять повторил, что «хоть и благословили, а свадьбы не будет». После этого жених узнал про свою невесту такие вещи, после которых жениться уже никоим образом нельзя было, так что предсказание старца сбылось.
Мудрый старец некоторое время удерживал одного молодого человека, известного ему с детства, от женитьбы, предлагая ему подождать два года. Причины такой отсрочки, однако, не говорил. Молодой человек, подождав некоторое время, приблизительно года полтора, обручился с невестой. Когда близкие его сказали о том старцу Варнаве, последний очень встревожился и выразил желание непременно и поскорее видеть его с невестой у себя. Те отказались приехать к нему. Свадьба состоялась, а через семь месяцев молодой человек заболел брюшным тифом и скончался.
Кроме наставлений, иеромонах Варнава вел обширную переписку, едва успевая давать необходимые ответы, касающиеся неотложных нужд вопрошающих. Получаемую со всех концов России и даже из-за границы корреспонденцию, содержащую в себе большей частью исповедь или открытие сокровенных тайников скорбящей души, батюшка после просмотра всегда уничтожал. Но случалось, что иные письма старец и не распечатывал, говоря, что «отвечать на них не нужно». Не имея достаточно времени для того, чтобы собственноручно вести столь обширную переписку, отец Варнава пользовался услугами некоторых преданных ему духовных чад, которым поручал давать письменные ответы за его собственноручной подписью.
Постоянно отдавая весь свой досуг скорбящим и обездоленным, старец Варнава находил время и для письменного поучения духовных чад. В этих письмах-назиданиях видна все та же любовь его и попечительность о духовном благе ближних. Современник так говорит об этих письмах: «С глубоким знанием слова Божия и святоотеческих творений в них всюду соединяется его возвышенный духовный опыт, так что, читая его письма, невольно вспоминаешь писания древних отшельников-аскетов, которые так хорошо знали слабости греховной природы человеческой… А ведь это был смиренный простец-старец».