Причастный и деепричастный оборот - примеры и правила? Образовательный портал.
![Причастный и деепричастный оборот - примеры и правила? Образовательный портал.](https://i0.wp.com/obrazovaka.ru/wp-content/images/preview/predmet/prichastie-i-deeprichastie.jpg)
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
- Причастный оборот
, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший?
и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.
Предложений с причастным оборотом примеры: Сидевший у окна мальчик отложил книгу и посмотрел на маму (мальчик (какой? что делавший?) сидевший у окна). Мебель, привезенную с дачи , мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).
- Деепричастный оборот
обозначает дополнительное действие, отвечает на вопросы Что делая? Что сделав?
и в предложении относится к глаголу-сказуемому. Выполняет синтаксическую роль обособленного обстоятельства.
Примеры употребления деепричастного оборота: Выполняя упражнение , ученик заметил опечатку в учебнике (заметил (что делая?) выполняя упражнение). Приготовив ужин , Катя решила немного отдохнуть (решила отдохнуть (что сделав?) приготовив ужин).
Обратите внимание! При образовании причастного оборота основным словом конструкции может быть только причастие, а деепричастного оборота – только деепричастие.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
- Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.
Примеры: Дима поднял упавшую с вешалки шляпу. Студент перерисовал приведенную в учебнике схему.
- После определяемого слова причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон.
Примеры: Дворник, сметавший листья все утро , ушел на обед. Картина, нарисованная в стиле модерн , висела над диваном.
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает обстоятельственное значение.
Примеры: Перешедшие в другую группу , они еще не успели познакомиться. Переживающий за друга , мужчина каждый час звонил в больницу (звонил (почему? что делавший?) переживающий за друга).
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно – деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, не зависимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Примеры: Испугавшись грохота , котенок спрятался под диван. Бабушка готовила нам чай, расспрашивая о случившемся .
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
- Если входит в состав фразеологического выражения Л(юди слушали гостя развесив уши ) ;
- Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно) ).
- Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).
Причастия и деепричастия
Правило: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутно. Правило: В суффиксе -енн- после шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится [о]: сожжённый, решённый. Правило: В кратких страдательных причастиях пишется одна буква н: прочитан, рассказана. Правило: Если причастие образовано от глаголов на -ать, -ять, то перед -нн- и -н- пишутся буквы а или я: вспахать — вспаханный — вспахан; обязать — обязанный — обязан. Если причастие образовано от любых других глаголов (не на -ать или -ять), то перед -нн- и -н- пишется буква е: изучить — изученный — изучен. Правило: В полных страдательных причастиях с суффиксами -енн- и -нн- пишутся две буквы н (нн), если:
1) причастие имеет приставку (кроме не): сваренная рыба, вспаханное поле;
2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в масле рыба;
3) причастие совершенного вида: решённый пример;
4) причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, (-ирова-): маринованные грибы, асфальтированное шоссе. Если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним н: варёная рыба, жареная рыба.
(cтр.146)
Правило:
Не с полными причастиями пишется раздельно:
1) если причастие имеет зависимые слова, т.е. образует причастный оборот: На столе лежало не отправленное мною письмо. — На столе лежало неотправленное письмо;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом а: В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. Не с полными причастиями пишется слитно:
1) если не имеет зависимых слов: непрекращающийся дождь;
2) если причастие без не не употребляется: ненавидящий взгляд. С краткими причастиями частица не пишется раздельно: Письмо не отправлено. Книга не прочитана.(cтр.146)
Правило:
Частица не
с деепричастиями пишется раздельно: Ответил не задумываясь.
Правило:
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми: Сердито воя, дует холодный осенний ветер. Дует, сердито воя, холодный осенний ветер. Холодный осенний ветер дует, сердито воя.
Причастия имеют ряд соответствий среди прилагательных, частью по своему происхождению восходящих к причастиям. Сюда относятся:
1) Действительные причастия настоящего времени и прилагательные с тем же корнем:
Краснеющий — красный;
синеющий — синий;
белеющий — белый.
2) Причастия настоящего времени действительного залога (а также возвратные) и прилагательные с суффиксом -учий, -ючий, -ачий, ячий, являющиеся по происхождению древнерусскими причастиями:
Сыплющийся — сыпучий;
сидящий — сидячий;
колющий — колючий.
3) Действительное причастие настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательное, совпадающее со страдательным причастием настоящего времени с отрицательной приставкой не-: Не сгорающий — несгораемый;
не увядающий — неувядаемый;
не промокающий — непромокаемый.
4) Страдательные причастия настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательные с приставкой не- и суффиксом -имый:
Не допускаемый — недопустимый;
не побеждаемый — непобедимый;
не укрощаемый — неукротимый.
5) Действительные причастия прошедшего времени и прилагательные, образовавшиеся из причастий с суффиксом -лый:
Загоревший — загорелый;
пригоревший — пригорелый;
посиневший — посинелый.
6) Дальше по значению от причастий бесприставочные прилагательные на -лый, не имеющие вполне соответствующих им причастий; для них имеются только более далекие причастия с приставками:
Поспевший — спелый;
созревший — зрелый;
завядший — вялый.
7) Страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, которые образовались из этих причастий; обычно первые с приставками, а вторые без приставок:
Сваренный — вареный;
натертый — тертый;
разбитый — битый.
8) Действительные и страдательные причастия и омонимичные с ними прилагательные, образовавшиеся из этих причастий:
а)
Камень, блестящий на солнце — блестящий доклад.
Мыс, выдающийся в море — выдающийся деятель.
Блуждающие в лесу шакалы — блуждающая улыбка. Директор, вызывающий техника — вызывающий тон.
б)
Уважаемый всеми человек — уважаемый товарищ.
Управляемая шофером машина — управляемый аэростат.
tbobolovich.narod.ru
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?
Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.
· наличие полной и краткой формы;
-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ);
-вш-/-ш- (действительные причастия ПВ);
-ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ);
-нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ).
Синтаксическая роль – обстоятельство.
Девушка шла по улице, улыбаясь .
Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого.
Особенности причастного и деепричастного оборотов
Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.
Тест по теме
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
- проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
- вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
- возвратность (притворяясь ).
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Материал по русскому языку (6 класс) на тему:
Таблица «Отличие причастия от деепричастия»
Таблица поможет разобраться в отличиях причастия от деепричастия
Предварительный просмотр:
Таблица1. Различия причастия и деепричастия
Что дела ющ ий? Что сдела вш ий? Что сдела нн ый? Что дела ем ый?
КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
Что дела я? Что сдела в? Что сдела вши?
Развива ющ ийся, запомни вш ий, написа нн ый, двига ем ый
Развива я, запомни в, написа вши
Относится к имени существительному (местоимению)
Относится к глаголу (сказуемому)
Настоящего времени: -ущ-(ющ), — ащ-(ящ) – действительн.
Ем-, -им- – страдательные
Вш-, -ш- – действительные
Нн-, -енн-, -т- – страдательные
Несовершенного вида (наст. времени):
Совершенного вида (прош.времени):
Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами
ПО – это обособленное определение
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами
ДО – это обособленное обстоятельство
üНа крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей.
ü Пьер долго не мог заснуть, думая о случившемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения изученного материала по темам «Причастие» и «Деепрчастие». Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Урок построен с применением модульной технологии. Прилагается пре.
Конспект урока по русскому языку по обобщению изученного в форме игры «Звездный час».
Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе «Учитель года». Класс, которому я давала урок, был мне незнаком (таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а.
Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской.
Подобранный материал контрольной работы позволяет проверить знания по темам: «Причастия» и «Деепричастия» наиболее полно.
Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов.
Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему:»Причастие и деепричастие». Задания отрабатывают ор.
2.7. Причастие и деепричастие
Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий ) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6.
При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
писать – писавший, решать – решавший.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
нести – нёсший, везти – вёзший.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся. Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.
арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.
2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:
При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.
1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.
Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:
поющая девочка, рисовавший мальчик.
Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н-), -енн- (-ен-), -т-) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:
читаемая книга, купленный журнал.
В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.
Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.
2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся.
В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:
одобряемый всеми проект – одобряющийся всеми проект.
В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.
Ср.: построенный дом – строящийся дом.
Следует помнить , что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.
Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой; ящик, сделанный столяром.
Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.
Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.
3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени . Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:
Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.
При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.
1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:
брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.
Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.
Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.
Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):
бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.
Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут ):
весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.
Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть:
беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.
Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:
арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.
2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:
купить – купив, решить – решив.
От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).
В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .
Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.
3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку ).
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову ). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову ) является ошибкой!
Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал ).
Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.
Морфологические особенности
Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, прилагательному или глаголу.
Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:
Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных частей речи, имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).
Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).
Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.
Деепричастие
Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:
Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.
Чем отличаются
В первую очередь, нужно отметить, что деепричастие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.
Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:
- Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
- Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).
- определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
- частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).
Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:
Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.
Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.
Причастие и деепричастие – это ни что иное, как особые формы глагола. В этой статье подробно описаны грамматические и синтаксические признаки, способы образования, характерные особенности причастий и деепричастий. Для лучшего усвоения материала приведены примеры и важные моменты.
Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?
Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.
Деепричастие | Причастие | ||||||
Правила | Примеры | Правила | Примеры | ||||
Грамматические признаки | Неизменяемая часть речи, имеет грамматические признаки наречия и глагола | Изменяемая часть речи, имеет признаки прилагательного и глагола | |||||
признак наречия: неизменяемость | признаки глагола:
· переходность; · возвратность |
решившись на встречу, играя с детьми, читая книгу, заметив объявление | признаки прилагательного:
· наличие полной и краткой формы; |
признаки глагола:
· переходность; · возвратность |
решившийся на встречу; играющий с детьми, посоветовать читаемую книгу, объявление замечено прохожим | ||
Как образуется | -а/-я (НСВ); -в/-вши/-ши (СВ) |
рисуя, добывая, лежа, сделав, ответив, разбив | От глаголов при помощи суффиксов:
-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ); -вш-/-ш- (действительные причастия ПВ); -ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ); -нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ). |
рисующий, добываемый, лежащий, сделанный, отвечавший, разбитый | |||
Синтаксические признаки | В предложении относится к глаголу.
Синтаксическая роль – обстоятельство. |
Ответив
, он вернулся на свое место.
Девушка шла по улице, улыбаясь . |
В предложении относится к существительному либо личному местоимению и согласуется с ними по роду, числу, падежу.
Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого. |
Прилетевшие птицы жадно клевали зерна (определение). Хлеб был испечен еще вчера (часть СИС). |
Обратите внимание! Причастия в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Деепричастия не изменяются и не имеют окончаний.
Особенности причастного и деепричастного оборотов
Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:
- Деепричастный оборот
– это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.
Примеры: Мужчина был очень рад, встретив старого друга . Перепрыгнув через преграду , щенок побежал к хозяину.
- Причастный оборот
– причастие с зависимыми словами. В предложении, как правило, является необособленным (обычно если стоит перед определяемым словом) либо обособленным (если стоит после определяемого слова) определением.
Примеры: Пришедшая в гости подруга принесла вкусные пирожные. Вите нужно было выйти к улице, пересекающей центральную площадь .
Урок русского языка в 7классе
Деепричастный и причастный обороты
Скробина Галина Николаевна
Цель урока: закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них, различать причастные и деепричастные обороты.
Оборудование : учебник М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2.Проверка д/з.(упр.194) Учитель по тетради ученика проверяет д /з. Ученики исправляют ошибки.
3. Закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах.
- Сегодня мы с вами закрепим практические умения находить причастные и деепричастные обороты в речи и ставить знаки препинания при них.
Вспомните, что такое причастный оборот? Деепричастный оборот?(Ответы детей)
Посмотрите на доску. Какие словосочетания являются причастным оборотом, какие деепричастным?(ответы детей)
На доске:
пунктограммы прич. об. и дееприч. об.
Суффиксы причастий: -ущ-ющ-ащ-ящ-ем-им -ом-вш-ш-енн-ённ-нн-т- какой? какие?
Суффиксы деепричастий: -а-я-в-вши-ши-учи-ючи- что делая? что сделав?
Открыв (что сделав?) читал, открыв книгу,…
Открывший (какой?) ученик, открывший книгу,…
Как вы отличаете причастие от деепричастия? Какую часть речи поясняет причастие? деепричастие? (Ответы детей)
Разделите страничку на 2 колонки: одна - с п.о., другая - с д.о. Я буду читать словосочетания, а вы распределяйте их по колонкам. У причастий и деепричастий выделите суффиксы, у причастий ещё окончание.
Словарно-распределительный диктант
Поющие на заре, вернувшись домой, растущие у реки, опавшие с тополя, не накормив лошадь, будучи студентом, не замеченная мною ошибка, блестя на солнце, несделанная работа
Прочитайте словосочетания, являющиеся п.о. На какой вопрос отвечает п.о.?(Ответы ребят)
Учащиеся объясняют орфограммы в словах: за ря, ра стущие, не замеченная мною
Прочитайте словосочетания, являющиеся д.о.
Учащиеся объясняют орфограммы в словах: бле стя, не накормив.
Расскажите о постановке знаков препинания при п.о.
Чем является п.о. в предложении?
Расскажите о знаках препинания при д.о. Чем является д.о. в предложении?
Объяснительный диктант.
1.Подчеркнуть грамматические основы. 2.Найти п.о. и д.о., выделив суффиксы и окончания, объяснить постановку знаков препинания и графически обозначить эти пунктограммы. В каком стиле речи используются п.о. и д.о.?
Щенок выскочил на улицу, приветливо помахивая хвостиком, но, испугавшись нас, спрятался под крыльцо. Скоро забрезжило заросшее камышом озеро, окружённое глухим лесом. Дорога шла через огромное поле, засеянное яровыми, и, поворачивая вправо, углублялась в лес. Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звёздами, долго слушали ночь с криком коростеля, бегающего поблизости у самого изголовья. Послышался гудок, и, замедляя ход, к станции подошёл поезд.
Творческое задание
1.Замените часть предложения со словом «который» причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Яблоня, которая не была укрыта соломой, погибла от холода.
2. Замените один из глаголов деепричастием.
Всадник поравнялся с толпой и спрыгнул с лошади.
3. Замените причастный оборот деепричастным оборотом .
Учитель, объяснивший знаки препинания при причастном обороте, велел выполнить упражнение.
Тест
1. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?
В горячем воздухе стремительно носились(1) предчувствующие грозу(2) ласточки(3)и (4)схватив на лету стрекозу(5) или мошку(6)резко взлетали ввысь
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
4) 4, 6
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приблизившись к памятнику,
1) дети решили сфотографироваться.
2) его охватило чувство гордости.
3) он произвёл на нас большое впечатление.
4) у нас возникло желание немного передохнуть.
3. В каком предложении НЕТ причастного оборота?
1) Стрелка Васильевского острова - это мыс острова, рассекающего Неву на два широких рукава (Большую и Малую Неву).
2) Перед зданием Биржи на другой стороне площади стоят две колонны, украшенные изображениями ростр - носовых частей корабля.
3) При Петре Первом на Ростральных колоннах всегда горели маячные огни, в наши дни зажигаемые только по праздникам.
4) Посмотрев направо, вы можете увидеть прекрасную панораму Дворцовой набережной и Зимнего дворца.
4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Наклонив голову и прищурив глаз () он старательно и очень медленно выводил в письме каждую букву.
1) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.
2) Не нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.
3) Нужна запятая, потому что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
4) Не нужна запятая, потому что это простое предложение
5. В каком предложении должны стоять две запятые, выделяющие причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены)
1) Прочитайте текст и перепишите его расставляя необходимые запятые.
2) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведённых каникулах
3) Закрыв глаза он стал вспоминать необходимый адрес.
4) Кот проснулся и сладко потянувшись ловко спрыгнул с дивана
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перелистывая старые пыльные фотоальбомы(1) и просматривая фотографии(2) и открытки(3) я увидел(4) пожелтевшее от времени (5)письмо с фронта (6)написанное дедушкой(7) за несколько дней до гибели.
1)1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
2)2, 3, 4, 5,
3)3, 4, 5, 6
4)3, 6
После выполнения теста ученики сдают тетради
4. Итог урока.
- Что общего у причастного и деепричастного оборотов и чем они отличаются? (Ответы ребят)
Домашнее задание: упр.194
Дополнительное действие, выполняемое местоимением или существительным, в русском языке называется деепричастным оборотом. В статье приведены правила его написания в предложении, исключения из правил, а также различные варианты использования деепричастного оборота.
Что такое деепричастный оборот в русском языке?
Деепричастный оборот - это речевая конструкция, состоящая из деепричастия и зависимых от него слов. Деепричастный оборот указывает на дополнительное действие, которое выполняется существительным или местоимением (представленным в предложении подлежащим), и обычно относится к глаголу (сказуемому). Отвечает на вопросы - Что делая? Что сделав?
Пример предложения: Не открывая глаз , я наслаждался утренним пением птиц.
Зелёной линией подчеркнут деепричастный оборот, а красной - глагол-сказуемое к которому он относится.
Деепричастие как часть речи, а также правила употребления деепричастных оборотов изучаются в 7 классе.
Чем является деепричастный оборот в предложении?
Как правило, в предложении деепричастный оборот выполняет синтаксическую роль обстоятельства и выделяется запятыми.
Примеры:
Дым, окутывая дома
, поднимался вверх (поднимался вверх - каким образом? - окутывая дома)
.
Я делаю пометки, читая книгу
(делаю пометки - когда? - читая книгу)
.
Я задумался, решая задачу
(задумался - когда? - решая задачу)
.
Простые предложения с деепричастными оборотами принято называть предложениями с осложненным обособленным обстоятельством.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Правописание деепричастного оборота
В предложениях деепричастный оборот выделяется запятыми с двух сторон (обособляется) независимо от того, в какой позиции относительно глагола-сказуемого он находится. Кроме того, деепричастные обороты в предложении всегда отделяются от союзов запятыми.
Примеры:
Я взял книгу, подойдя к шкафу
.
Выпив воды
, я утолил жажду.
Мы долго трудились и, закончив с делами
, решили отдохнуть.
Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову . Они работают спустя рукава .
Обратите внимание! Деепричастный оборот употребляется только в случаях, когда обозначает добавочное действие того же лица (предмета, явления), что и основной глагол. В других случаях деепричастный оборот не используется. Пример нарушения при употреблении деепричастного оборота: Выбирая фрукты, мне понравились красные яблоки (подлежащее - яблоки , сказуемое -понравились , деепричастный оборот выбирая фрукты по смыслу относится к второстепенному члену предложения мне ).
Примеры предложений
- Он выбежал, захлопнув за собой дверь .
- Водитель, заметив запрещающий сигнал светофора , нажал на педаль тормоза.
- Обязательно выполняйте практические задания, готовясь к экзамену .
- Отдыхая в лесу , помни о пожарной безопасности.
- Покупая продукты , следует смотреть на срок годности.
Пример неправильного использования деепричастного оборота:
Подойдя к квартире, за дверью послышались шорохи.
Главное действие совершают шорохи (шорохи послышались). Но действие деепричастного оборота(Подойдя к квартире) направлено на другой объект (например, он или я).