Примеры сочинения к части с егэ по русскому языку. Структура сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
Письма выпускников и сочинения показывают, что многие не понимают, что от них требуется при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Будем разбирать работы выпускников и оценивать их вместе. Так «Критерии оценивания» станут яснее.
Лучшие сочинения 2015
Лучшие работы 2014—2015 учебного года. Всем авторам решением Учебно-методического совета интернет-ресурса «Русский на 5» выданы свидетельства о публикации в СМИ
Сочинение по тексту К. Акулинина
Сочинение по тексту Ю. Полякова
Сочинение по тексту В. Шефнера
Сочинение по тексту С. Покровского
Сочинение по тексту Ю. Ляликовой
Сочинение по тексту Д. Лихачева
Сочинение по тексту Л. Кассиля
Работы разных лет с оценками и комментариями
Это реальные работы выпускников. Будем разбирать и оценивать их вместе. Так "Критерии оценивания" станут яснее. Примеры сочинений помогут стать грамотнее, а также избежать типичных ошибок в собственной работе.
Провальное сочинение (по тексту Е. Кореневской)
В работе сформулирована проблема, выражено отношение к ней автора и собственное мнение. Всё это потянуло только на 5 исходных баллов из 23 возможных
Хорошее сочинение (по тексту С. Соловейчика)
Полшага до отличного сочинения. 22 балла из 23 возможных
Ещё одно неплохое сочинение по тексту С. Соловейчика
Типичное сочинение (по тексту С. Довлатова)
Работа набрала 18 баллов только благодаря грамотности её автора. Содержание оказалось далеким от идеального. Автор даже не пытался следовать "Критериям оценивания": К1, К2, К3 и частично К4 смешаны. Отсутствие абзацного членения в первой части работы закономерно: скудного содержания не хватило бы на несколько абзацев
Неграмотное сочинение (по тексту Н. Коршуновой)
Сочинение с большим количеством лексических ошибок (по тексту Д. Лихачёва)
Лексические ошибки особенно досадны. Совет: точнее подбирайте слова при формулировании своих мыслей. И не используйте слов, значений которых вы не знаете. 17 баллов из 23 возможных
Сочинение из стобалльной работы 2012 г. (по тексту Ю. Нагибина)
Для многих отрывки из художественных произведений — самые сложные исходные тексты. По такому непростому тексту и была написана данная работа. Вполне удачное сочинение, стройное, логичное и грамотное. Оценка: 23 балла
Чёткое сочинение, автор которого действительно осознал все требования к С1 (по тексту Д. Гранина)
Работа может быть оценена максимальным количеством баллов. 23 балла из 23 возможных
Сочинение с 55 орфографическими ошибками (по тексту Д.Н. Медведева)
В сочинении допущено 55 орфографических ошибок. При этом "Критерии оценивания" позволяют выставить за него 19 баллов. Из 23 возможных баллов 3 балла "сняты" за орфографию и 1 балл — за пунктуацию
Сочинение на 0 баллов (по тексту Л. Леонова)
Узнай, за какие работы ставят 0 баллов
Слишком короткое сочинение (по тексту академика А. Мигдала)
Слишком длинное сочинение (по тексту В. Солоухина)
Эта работа в два — два с половиной раза больше того объёма, который требуется. Хорошо ли это? Было бы лучше, если бы автор сформулировал мысли более внятно и чётко и избежал множества ошибок, снижающих впечатление от данного сочинения. Работа от этого только выиграла бы
Сочинение без плана (по тексту Р. Рождественского)
Сочинение без плана, соответствующего требованиям К1, К2, К3 и К4, не может получить 23 исходных балла
Сочинение с нарушениями логики (по тексту И. Ильина)
Очень поверхностная работа. Много нарушений логики. Нет связи с исходным текстом. Автор решил: «А-а-а, текст про дружбу! Сейчас я напишу про дружбу». Но для С1 этого оказалось мало. 8 баллов из 23 возможных
Сочинение по неверно понятому тексту Ф. Кривина
Исходный текст понят и интерпретирован ошибочно. За работу можно поставить 8 баллов. Это максимум при самом лояльном отношении к её автору. При более жестких личностных установках балл будет еще ниже
Сочинение без абзацного членения (по тексту И. Серкова)
Сочинение, которое могло бы быть лучше. Запомните: абзацное членение - обязательное требование К5. Думайте о проверяющих, помогите им понять вашу работу. И не соглашайтесь с авторами исходных текстов бездумно: это чревато осложнениями
Содержательное сочинение (по тексту Ю.Бондарева)
Пример хорошей, содержательной работы, но автора подвела грамотность. 17 баллов из 23 возможных. Обязательно обратите внимание на нарушение фактологической точности. К сожалению, допущенная автором фактическая ошибка типична для многих
Сочинение с типичными недочётами в содержании (по тексту В. Астафьева)
Что бывает, когда исходный текст прочитан невнимательно. Автору удалось верно сформулировать проблему, но прокомментировать её и выразить своё мнение у него не получилось. Комментарий и аргументация есть! Просто они имеют малое отношение к исходному тексту. Это типичная ошибка многих выпускников. 16 баллов из 23 возможных
Сочинение, в котором своё мнение превалирует над писательским. О чём не писал Вл. Солоухин
Не самое грамотное сочинение (по тексту В. Никляева)
Сочинение с неудачным тактическим приёмом (по тексту Н. Галь)
18 баллов из 23 возможных. В работе использован тактический приём ссылок на номера предложений из исходного текста, приём неудачный, стоивший автору сочинения 2 исходных баллов
Школа - прекрасное время, а ее окончание - еще более радостный момент для многих учеников. Огорчает только одно - сдача экзаменов, будь то 9 или 11 класс. Но если сдать ГИА в 9 классе не так сложно, то ЕГЭ в 11 значительно сложнее. Каждый ученик выбирает себе дополнительные предметы, необходимые для дальнейшего поступления. Но не стоит забывать и об обязательных экзаменах - русскому языку и математике.
Отдельное внимание следует уделить именно русскому языку, поскольку сдать этот предмет не так легко. Необходимо не только обладать хорошими знаниями предмета, но и не забывать о тонкостях заданий. Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ обязательно включает в себя это задание.
Темы сочинения
Известно, что экзамен по русскому языку состоит из 25 заданий, из которых 24 являются тестовыми, а 25-е представляет собой сочинение.
Темы сочинений по русскому языку (ЕГЭ предполагает его написание по тексту, предложенному в тесте) неизвестны в целом, однако исследования заданий прошлых лет показали, что существует несколько основных направлений для 25-го задания.
Тема нравственности, любви и культуры
В данном направлении могут быть предложены отрывки повестей, рассказов, романов, затрагивающих взаимоотношения между людьми. В этом случае ученик должен разбираться в понятиях «добро» и «зло», понимать, что такое моральные качества и нравственность человека.
И, конечно же, тема любви. Об этом понятии не перестают спорить, рассуждать и философствовать веками, потому точного совета по написанию сочинения на эту тему дать нельзя. Но и не следует бояться этого направления. Вам необходимо помнить, что доброта, дружба, взаимопомощь, уважение - все это составляющие любви. Руководствуясь этими понятиями, экзаменуемый обязательно справится с поставленной задачей.
Культура и искусство - следующее направление. Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) показывают, что данная тематика охватывает самые различные сферы жизни человека. Ученику необходимо знать, какую роль играет искусство в жизни личности и общества в целом.
Непонимание поколений, трагедия войны
Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.
«Отцы и дети» - так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.
Структура сочинения
Следующее, что необходимо изучить, рассматривая примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), - структуру построения вашей работы. От этого во многом зависит успешное написание задания.
Очевидно, что для данного экзамена, как ни для какого другого предмета важна правильная структура сочинения. ЕГЭ по русскому языку предполагает умение логического построения и согласованности работы. Потому данному пункту следует уделить немало внимания. Текст можно разбить на следующие части:
- Вступление.
- Выявление проблемы.
- Раскрытие проблемы.
- Взгляд автора.
- Ваше личное мнение.
- 2 аргумента.
- Вывод.
Таким образом выглядит план сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрим каждый его пункт подробно.
Вступление
Следует помнить, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно 2-4 предложений для того, чтобы задать основную мысль вашей работы.
Как начать сочинение по русскому? ЕГЭ - формат, который позволяет писать вступление разными способами. Вы можете оформить начало в форме вопроса. К примеру: «Что такое война? Это тяжелое бремя не только для государства, но и для всего народа» .
Также вы можете начать сочинение со своего личного рассуждения на тематику текста. К примеру: «Недопонимание старших и младших существовало всегда. Взрослые могли не понять поступок ребенка и обидеть его, дети ослушаться родителей, не поняв их благих намерений. И очень сложно, подрастая, понимать и взрослых, и детей одновременно».
Кроме того, если вы можете использовать цитату какого-либо автора, философа или драматурга, то она послужит хорошим началом вступления.
После того как вы разобрались, как начать сочинение по русскому, ЕГЭ и сама работа не покажется таким сложным, как на первый взгляд.
Проблематика
Далее план сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает описание проблемы. С этим могут возникнуть сложности. Для того чтобы выявить проблематику, необходимо соблюдать следующий алгоритм:
- Определить главную мысль текста.
- Выявить направление и тему сочинения.
- Оценить взаимодействие героев и сделать вывод по тексту.
Пройдя эти три пункта, вы соберете достаточно информации для того, чтобы определить проблему. Строгих ограничений в объеме для описания проблемы нет, однако 4-5 предложений будет достаточно. К примеру: «В данном тексте затрагивается проблема того, что многие имена героев Великой Отечественной войны забыты, хотя мы помним их подвиги».
Взгляд автора
Если вы используете шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому), то следующим этапом идет описание мнения автора. То есть это его личное отношение к затрагиваемым проблемам. Конечно, вы должны понимать, что формат сочинения (ЕГЭ по русскому языку) не является обязательным. Ученик может менять пункты местами, но придерживаться структуры необходимо.
В этой части редко возникают проблемы, поскольку от экзаменуемого требуется лишь кратко выразить отношение автора к описываемой проблеме. Нередко оно может быть выражено в самом тексте, потому допускается использование цитат.
Личное мнение и аргументация
До этого пункта мы активно использовали примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), что вы можете применять и в своей подготовке к экзамену. Однако на этапе описания личного мнения они мало чем помогут.
В данной части структура сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает высказывание учеником своего личного взгляда на проблему. Вы можете быть согласны с автором или же, наоборот, иметь противоположное мнение. Но самое главное - вы должны его правильно аргументировать.
Обращая внимание на шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому языку), следует отдельно изучить пункт аргументации. Он требует наличия как минимум двух аргументов, из которых один обязательно должен быть взят из художественной литературы. Второй можно привести из СМИ, истории, жизни или художественной литературы.
Какие произведения можно использовать для аргументации?
- Конечно, самым «наполненным» событиями, темами и отдельными направлениями произведением является «Война и мир». В этом романе вы сможете найти аргументы абсолютно для любого направления вашего сочинения. Здесь присутствует и тематика любви, дружбы, нравственности, войны и т. д. Потому, если вы хорошо знаете данное произведение и читали его полностью, проблем с этим у вас точно не будет.
- Следующим примером, в котором можно найти достаточно аргументов, является «Евгений Онегин». Данное произведение является хорошим «сборником» для аргументации в направлении любви, вражды и дружбы, ошибок и поражений и т. д.
- И еще одним произведением, которое можно включить в данную тройку, является «Тихий Дон». Данный роман в полной мере раскрывает тему трагедий войны, затрагивает непростые отношения между поколениями, ярко выражает горечь и радость дружбы и, конечно же, включает в себя сложные взаимоотношения между героями, среди которых не исключены и любовные. Потому данное произведение рекомендуется к прочтению перед написанием сочинения.
Примеры
Какие примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) можно привести в данном случае? Все зависит от конкретной темы вашего сочинения. Предположим условно, что тематикой работы является суждение: «Любовь и разум не могут взаимодействовать вместе».
Высказывая свое мнение, вы можете как согласиться с данной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Пример: «Действительно, когда человек любит, редко он может подчиниться воле разума, если сердце того не желает. Доказательством тому может послужить Татьяна в романе «Евгений Онегин». Девушка, безнадежно влюбившись с молодого Евгения, пишет ему письмо с признанием, хотя, видя характер эгоистичного молодого человека, должна была не один раз подумать о необходимости своего поступка. Позже это решение обернулось для девушки целой трагедией».
Но, что удивительно, в этом же произведении мы можем найти и обратный аргумент данному суждению. «По моему мнению, и любовь, и разум могут существовать вместе. Печальным примером тому может послужить Евгений Онегин в одноименном романе. Уже в конце произведения молодой человек осознает все свои ошибки по отношению к Татьяне, которая была сильно влюблена в Евгения. Спустя несколько лет Онегин все же понимает, что влюблен в девушку. Он борется с этим чувством, но все же сдается и признается Татьяне во всем. Но девушка отказывает. Евгений в данном случае является примером тому, как могут взаимодействовать разум и чувства».
Вывод
Итог вашего сочинения может быть разным. Ваша задача заключается в том, чтобы просто сделать вывод по проделанной работе. К примеру: «Культура в жизни человека играет огромную роль, и мы должны беречь ее, как материально, так и духовно».
Главное, чтобы ваша мысль была завершающей и отображала суть вашего сочинения. Ну, а после этого остается только ждать результатов вашей работы. Если вы учли все критерии и прислушались к советам, описываемым в статье, то вы должны полностью разобраться с тем, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ - это не страшно, будьте уверены: ваша работа достойна высокого балла.
ЕГЭ по русскому языку (лист 1)
1. Структура сочинения-рассуждения. Речевые клише
2. Проблема сложности внутреннего мира человека (по тексту Г. Рогова)
(1) «Сон мне снится, вот те на!..» (2) Кто из нас не помнит слова этой знаменитой песни Владимира Высоцкого?
3. Проблема познания окружающего мира (по тексту Г. Рогова)
(1) Одной из загадок в истории существования всего живого на Земле является появление крылатых насекомых.
4. Проблема значимости старинных вещей для человека и общества (по тексту Л. Жуховицкого)
(1) Говорят, красиво жить не запретишь. (2) И для этого не всегда хочется отправляться в далёкие края - желательно видеть красоту каждый день в собственном доме.
5. Проблема человеческого достоинства (по рассказу А.П. Чехова)
(1) На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. (2) Нужно было посчитаться.
6. Проблема национальной идеи (по тексту Г. Рогова)
(1) В последнее время часто слышны рассуждения видных общественных деятелей, людей искусства и науки о поисках спасительной «национальной идеи», которая могла бы сплотить россиян в созидании своего будущего.
7. Проблема жадности (по тексту В.А. Солоухина)
(1) По ночам мы жгли тумбочки. (2) На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек.
8. Проблема исторической памяти (по тексту Б. Васильева)
(1) В те времена домик – старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей – торчал среди новеньких пятиэтажек.
Часто можно увидеть на улице пару, в которой кто-то из партнёров не очень красив. Порой мы задумываемся о том, что же в таких людях необыкновенного, если они непривлекательны, а их избранники смотрят на них влюблёнными глазами? Возможно, мы чего-то не понимаем, ведь понятия о красоте человека у всех разные. И тогда возникает вопрос: а чем же именно представления о красоте у влюблённых отличаются от обычных людей? Над этими вопросами размышляет В. В. Вересаев.
В данном тексте автор описывает случай, который произошёл между известным художником и его учеником. Они хотели участвовать в состязании на лучшую картину, которая должна изображать «высшую Красоту, запечатлённую в женском образе». У каждого героя было своё представление о красоте девушек и женщин. И в качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, автор приводит мнение художника, который «искал деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту». И он нашёл такую. Девушка была очень привлекательна, на состязании зрители не могли отвести глаз от её портрета. Таким образом, становится ясно, что истинная красота в представлении художника – это внешняя привлекательность. Но у его ученика было другое мнение: он считал настоящей красавицей свою возлюбленную Зорьку, хотя его учитель не согласился с ним, ведь, по его мнению, Зорька – «обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки». Но в день состязания все увидели, что эта девушка на самом деле настоящая красавица. Её лицо светилось от счастья и любви, и каждый человек на площади вспомнил лучшие мгновения своей любви. Например, старик-погонщик иначе взглянул на свою старуху, в глазах которой он увидел отблески света, который шёл от Зорьки, а также любовь и нежность. Таким образом, автор делает вывод о том, что для любящего человека его избранник всегда красив, какой бы его внешность ужасной ни была.
По мнению писателя, представления о красоте у человека, который влюблён, отличаются от мнений обычных людей, потому что такое высокое чувство, как любовь, делает весь окружающий мир прекраснее, чем он есть на самом деле. Влюблённый человек не смотрит на внешнюю красоту, ему важно, какой его избранник на самом деле.
Я согласна с позицией автора. Действительно, человек, который находится под властью любви к другому, видит красоту совершенно иначе, как говорится, «через розовые очки». Любовь дарит людям счастье и радость от того, что они рядом со своими возлюбленными. Такие люди принимают избранника такими, какой он есть, не обращая внимания на какие-то внешние недостатки. И ведь эти люди являются по-настоящему счастливыми.
В качестве первого примера из художественной литературы, подтверждающего тот факт, что влюблённому человеку не важна внешность его избранника, можно привести произведение Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Главная героиня, молодая девушка по имени Джейн, была очень некрасива. Героиня работала гувернанткой в доме богатого джентльмена, мистера Эдварда Рочестера, который полюбил девушку, несмотря на то что она не была красавицей. Он оценил доброту, честность и искренность Джейн, в его глазах она всё равно оставалась самой привлекательной, хоть она, по мнению других людей, была гораздо хуже внешне, чем гордая и холодная красавица Бланш Ингрэм. Таким образом, хочется заметить, что для влюблённого человека все внешние изъяны его избранника становятся незаметными, потому что любовь открывает ему всё в новом свете.
Другим примером из литературы является произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассмотрим образы двух персонажей: Николая Ростова и Марьи Болконской. Княжна Болконская, как описывает её Толстой, была настоящей дурнушкой, даже её собственный отец так считал. А Николай Ростов, наоборот, был очень привлекательным. Казалось, бы, как эти двое могли быть вместе? Как говорится, любовь творит чудеса. Хоть княжна была некрасива внешне, Ростов полюбил её за доброту, искренность и нежность, которые делали её по-настоящему прекрасной. И опять хочется отметить то, что даже очень некрасивый человек в глазах того, кто его любит, может выглядеть красивым.
В заключение хочется сказать, что по-настоящему привлекательным человек будет для того, кто его искренно любит. Если людям нравится только внешность их избранников, то это нельзя называть истинной любовью. Поэтому я призываю: любите и принимайте друг друга такими, какие вы есть. Только тогда вы будете счастливы. А чем больше таких людей, тем радостнее и светлее кажется нам наш мир.
- Сочинение 2.
В мире существует огромное количество художественных произведений. Каждый автор хочет донести до читателя, зрителя что-то своё. Кто-то восхищается прелестью природы, иные – внешностью людей. Но какое произведение обладает настоящей красотой? Именно этот вопрос волнует В.В. Вересаева.
В данном тексте автор рассказывает о состязании между учителем и учеником. Им надо было изобразить на картинах «высшую Красоту». Сначала писатель показывает, как публика отнеслась к произведению художника. Он пишет: «Никто никогда ещё не видал в мире такой красоты». Картина, безусловно, была прелестна, но она заставила людей взглянуть на мир вокруг иначе, и тогда они заметили в нём кучу недостатков. Тем самым В.В. Вересаев хочет донести до читателя, что настоящая красота должна озарять всё светом, а не угнетать. Кроме того, автор описывает восприятие публикой картины ученика. Сначала по площади прошёл ропот и недоумение, но позже люди разглядели истинную красоту: «Вспомнились каждому лучшие минуты его любви». Таким образом, В.В. Вересаев показывает, как радостный свет от картины озарил всё кругом, а это и является настоящей красотой.
Позиция автора предельно ясна. Он считает, что произведение, в которое вложена душа, обладает истинной красотой. Именно оно поможет пробудить в людях лучшие чувства, поможет увидеть прелесть в том, что мы имеем, ведь без него наша жизнь становится серою и безрадостною.
С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, настоящая красота зависит от души, которую вложил автор в своё произведение. Ведь если человек работает ради прибыли, то он даже не старается передать хоть какие-то личные эмоции и переживания.
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение «Портрет» Н.В. Гоголя. В нём автор пишет о молодом художнике Чарткове, который любил творить и вкладывал всю душу в свои произведения. Но однажды в его руках оказалась крупная сумма денег. Сначала он хотел купить всё необходимое для творчества, запереться в мастерской и творить. Но потом желание славы и выгоды взяли над ним верх. Со временем Чартков стал модным живописцем и утратил свой талант. Как-то раз его позвали на выставку художника, приехавшего из Италии. Когда Чартков увидел его картину, он захотел нарисовать нечто подобное, но у него ничего не вышло. Тем самым Н.В. Гоголь показывает, как в погоне за выгодой человек перестаёт вкладывать душу в свои произведения, а вследствие чего теряет свой талант.
В качестве ещё одного примера из литературы приведу произведение Р. Брэдбери «Улыбка». Автор пишет о людях, которые собрались на площади, чтобы уничтожить ещё одно художественное произведение. Когда публике представили картину, все, кроме Тома, начали в неё плевать и бросать камни. Мальчик увидел в ней что-то красивое. Вдруг кто-то бросил его через раму, и он вырвал кусочек полотна. Но, не смотря на других людей, которые это всё рвали и топтали, он положил его в карман. Возможно, именно Том сможет вернуть людям цивилизацию. Таким образом, Р. Брэдбери показывает, как люди без искусства становятся злыми и не могут разглядеть настоящую красоту.
В заключение хочется сказать о том, что люди должны стараться прочувствовать произведение автора, понять, что он хотел им сказать. Только тогда они смогут его по-настоящему оценить и познать истинную красоту.
Сочинение. Информационная обработка текста.
Видео урок для успешного написания сочинения
Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся:
Критерии и нормативы оценки задания С
К-1. | Выявлена ли проблема текста | (0-1) |
К-2. | Комментарий по поводу проблемы | (0-2) |
К-3. | Позиция автора | (0-1) |
К-4. | Изложение собственного мнения и его аргументация | (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного) |
К-5. | Смысловая целостность и композиционная стройность | (0-2) |
К-6. | Точность, богатство и выразительность речи | (0-2) |
К-7. | Соблюдение орфографических норм | (0-2; от 2 ошибок – 0) |
К-8. | Соблюдение пунктуационных норм | (0-2; от 2 ошибок – 0) |
К-9. | Соблюдение языковых норм | (0-2; от 2 ошибок – 0) |
К-10. | Соблюдение речевых норм | (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок) |
К-11. | Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т.д.) | (0-1) |
К-12. | Фактические ошибки | (0-1) |
Максимальное количество – 21 баллов. |
Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе посмотреть следующие материалы сайт: шаблоны к сочинениям ЕГЭ , план сочинения ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5:
МОДЕЛЬ 1 | МОДЕЛЬ 2 | МОДЕЛЬ 3 |
1 абзац:
- проблема; - комментарий по проблеме; 3 абзац: - аргумент №1; 4 абзац: - аргумент №2; 5 абзац: - заключение. |
1 абзац:
- проблема; - комментарий по проблеме; 3 абзац: - аргумент №1; 4 абзац: - аргумент №2; 4 абзац: - заключение. |
1 абзац:
- проблема; - комментарий по проблеме; - аргумент №1; - аргумент №2; 3 абзац: - заключение. |
Используется, если вы подробно излагаете позицию автора и аргументы большие по объему! | Используется, если аргументы большие по объему! | Используется, если аргументы небольшие по объему! |
Критерий К6 , с одной стороны, включает использование в сочинении (или, как некоторые называют его, эссе) синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т.д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз). Поэтому список этих клише ты встретишь ниже.
Подсказка.
С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления.
В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении авторской позиции , или темы текста , или его идеи вам поможет задание А28 . Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п.
Задание А29 поможет тебе определении стиля и типа речи , а задание В8 подскажет, какие средства были использованы.
Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение!
Правила.
1. Не начинай свое сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».
2. Следи за логикой изложения.
3. Следи за речью.
Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).
4. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.
5. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.
6. Избегай в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;
7. Не показывай свое невежество, изменяя имя или отчество писателя: Кто не знает Федора Николаевича Достоевского?.. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват» заставляют читателей сопереживать героям… Тогда ты потеряешь балл в критерии К12.
8. Не навязывай свою точку зрения, а доказывай ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;
9. Не утверждай: Автор хотел этим сказать.., Именно это автор имел в виду… Лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности:Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…
10. Не искажай цитаты, взятые из текста.
Принципы написания сочинения. Речевые клише.
Проблема.
Что такое проблема? Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно сформулировать двумя способами:
а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием.
проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды
б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием.
Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?
Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?
А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная
Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная
а) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф.И.О.) в своем тексте.
б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.
в) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность) .
Комментарий по проблеме (актуальность).
В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:
2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?
3. Что делает ее жизнеспособной?
4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?
6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?
7. Как они предлагали ее решить?
В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ:
1) пересказа исходного текста или любой его части
2) рассуждений по поводу всех проблем текста
3) комментариев о действиях героев текста
4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)
а) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.
б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.
«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.
Обратите внимание!
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!
Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.)
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
К немалому удивлению, узнал, что…
Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…
Аргументы.
Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения. Полезная ссылка: Очень много аргументов .
Аргументы из художественного произведения:
Проблема | Аргументы |
Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка | Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык. |
Положительные процессы, связанные с изменением языка. | 1)
И. Абелева в книге «Речь о речи».
В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень». |
Духовное совершенствование человека | 1)
Л.Н. Толстой «Война и мир».
В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).
2) Достоевский «Преступление и наказание» . Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении. |
Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека | Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению. |
Низкое качество современной литературы | Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков. |
Проблема духовности в современном мире | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» . Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности. |
Проблема нравственной прочности человека, совести | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. |
Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!». |
Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме | Л.Н. Толстой «Война и мир».
Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение. М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть. |
Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) | В. Астафьев в повести «Царь-рыба»
говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно. |
Проблема памяти о детстве | Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность », где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности. |
Взаимоотношения человека и природы, красота природы | Ф.И. Тютчев, лирика
. Человек у него – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.
С.Есенин, лирика . Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы. |
Проблема понимания красоты | Солженицын «Матренин двор».
Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.
Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно возродить мир. |
Современное телевидение | Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают “виртуальную реальность”… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством “расчеловечивания человека”. Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и “пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна”. |
Проблема дружбы | 1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова
.
2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети »). 3) А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям») . Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: Друзья мои, прекрасен наш союз! Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг. |
Проблема любви | Ф.И. Тютчев, лирик
. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.
Достоевский «Преступление и наказание ». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне. А.А. Ахматова, поэма «Реквием» , в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви. Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье») . Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил. |
Проблема ревности | Вильям Шекспир «Отелло ». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни. |
Проблема выбора жизненного пути | 1. И.А. Гончаров, роман «Обломов
». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.
2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин ». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. |
Проблема героизма предательства | В. Кондратьев, повесть «Сашка
». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.
В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка ». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой. |
Проблема отцов и детей, современной молодежи | 1) А.Н. Островский, драма «Гроза
». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара).
2) И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети» . Базаров – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно. |
Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий | А.Н. Островский (драма «Гроза»).
Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям.
Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль ». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме. |
Проблема интеллигентности | Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго».
Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.
Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах. |
Человек и война | Л.Н. Толстой «Война и мир».
Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается. |
Проблема одиночества человека в современной мире. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени ». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. |
Вторым аргументом ты можешь привести следующее:
2) имена исторических деятелей
4) свидетельства очевидцев
5) названия событий
7) собственные наблюдения и выводы
8) положения официальных документов
9) различные общественные законы
10) законы природы
11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)
12) статистические или научные данные
13) примеры из научно-популярной, исторической литературы
14) примеры из жизни окружающих.
Заключение.
Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид.
Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.