Привык жить по правилам чему. Что значит жить по правилам: всегда ли уместно "правильное" поведение
Технологическая карта урока обществознания в 7 классе
Урок 2
Тема: Что значит жить по правилам (урок 1)
Цели урока:
- подвести учащихся кпониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
- продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
- воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности испособности, стремление к получению заний.
Основные понятия: социальные нормы и правила общественной жизни; общественные нравы, традиции и обычаи; правила этикета и хорошие манеры.
Основные вопросы урока:
- Многообразие правил
- Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа
Планируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся):
Уметь:
- объяснять значение понятий: социальные нормы, правила общественной жизни, общественные нравы, традиции, обычаи, правила этикета, хорошие манеры
- характеризовать на примерах общественные нормы и их роль в общественной жизни.
Информационно-методическое обеспечение:
- презентация,
- карточки- задания
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний учащихся по вводной теме (урок 1)
- Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Как мы уже говорили четырнадцатилетие становится своеобразным рубежом в вашем взрослении. У вас появляются новые права, а вмести с ними обязанности. Вы всё с большей ответственностью должны относится к соблюдению правил жизни общества.
Обратимся к спору, который состоялся между Петром и Ларисой (учебник - с.8). Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор?
Тема:Что значит жить по правилам - Слайд 1
Вся жизнь человека состоит из правил. Мы постоянно себя ограничиваем в том или ином смысе. Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в том
Для чего они существуют, какую роль они играют. А ещё мы узнаем какие правила бывают и как они появились - Слайд 1
Итак, мы говорим сегодня об
Общественных или социальных нормах (норма(лат.) - правило) -
Легче всего социальные нормы рассмотреть на примере. Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения. Люди придумывают себе все более сложные принципы поведения, хотя они ограничивают свободу человека.
Нельзя кричать в общественном месте, нельзя себя вести за столом неприлично: все это правила, придуманные человеком, и он определил для себя, что прилично, а что нет. Принято за столом соблюдать правила этикета, например, не есть из общей салатницы. И люди придерживаются этих правил.
Правил или социальных норм существует множество. Познакомимся с некоторыми из них.
Таблица стр 9 - работа с текстом - Слайд 2
Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад. Правила, которые пришли к нам от наших далеких предков, называются обычаями.
Ещё раз обратимся к этим группам - Слайды - 3 - 4 - 5
3.Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония
С правилами, которые обязательны для исполнения (законы, правовые нормы) и их особенностями мы будем знакомится на следующих уроках, а сечавс поговорим о прочих социальных нормах, которые появились гораздо раньше норм права.
Работа с текстом - с. 9 - 11 - пункт «Привычка свыше нам дана»
Слайд 6 - задание - ответы
Соедините верно понятия и их определения
Слайд - 7
***??? примеры (привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония)
4. Подведение итога
Что вы узнали сегодня на уроке? Должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?
- Мы продолжим знакомство с социальными нормами через неделю.
Домашнее задание
1. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.
2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило.
- *** Дополнительная информация
- Привычки, ритуалы
Обычаи, традиции – память поколений, выработанная на привычках. Привычки свойственны каждому человеку. Они бывают хорошие и плохие, вредные и положительные. К вредным привычкам относятся: курение, неправильная посадка за столом, приводящая к искривлению позвоночника; к положительным – занятия спортом, чтение.
Англия трепетно относится к традициям. Иногда они даже кажутся абсурдными, например, расположение дверной ручки. Для большинства народов привычно, что она должна находиться справа сбоку, а в Англии – посередине, что неудобно. Эта традиция происходит от тех давних времен, когда у каждого приличного англичанина был швейцар, который открывал дверь. И хотя швейцаров уже практически нет, но ручка располагается посреди двери, потому что показывает дух Англии. У англичан странные такси, они высокие. Эта традиция происходит с тех времен, когда люди носили цилиндры, в которых можно было сесть в машину, не снимая головного убора. Цилиндры сейчас тоже никто не носит, но такси все равно остаются старомодными. Нация сохраняет себя с помощью своих традиций и истории. Человек, приезжая в Англию, понимает, что в этой стране другая культура.
Законы существовали далеко не всегда. Письменный период человеческой жизни охватывает всего 2,5–4 тыс. лет. Он развивался неоднородно: у одних народов он начался раньше, у некоторых – позже. И даже когда письменность появилась, люди не сразу начали записывать правила поведения и законы. Принципы поведения человека в обществе начали возникать для того, чтобы разрешить спор между людьми. Позже они превратились в обычаи. Постепенно сформировалась система взглядов и принципов отношения человека к обществу и, наоборот, общества к человеку. У некоторых народов обычаи сохранились до сих пор как некая регулятивная система, например у народов Северного Кавказа. Такие правила существуют у всех народов земли, но степень их влияния на общество разная. Понятие обычая переплетается с потребностью народа к самосохранению, самоидентификации.
Привычки отдельного народа (большой группы людей) охватывают большой спектр повседневной жизни человека. Например, у нас обыденным является использование вилки, ложки и ножа при употреблении пищи, а жители Юго-Восточной Азии используют для этого палочки. Для европейца это кажется, по меньшей мере, неудобным. И это яркий пример того, как обычаи сковывают очень многие сферы человеческой жизни.
Это касается не только употребления пищи, но и определенных правил поведения в транспорте. Для европейцев естественно уступить место женщине как представительнице слабого пола. В Японии же и мужчина, и женщина считаются одинаково сильными, и потому уступать место там не принято, и лишено всякого смысла.
Существует сотни вариаций формирования традиций у разных народов, тем не менее, именно это разнообразие и позволило человеку отделиться от животного.
Современному человеку может показаться, что традиции постепенно исчезают. Человек сейчас создал мультикультуру, которая вытекает из всеобщего соединения, смешивания, переплетения разных народов. Это происходит из-за расширения средств коммуникации: мобильные телефоны, интернет, поездки в другую страну, стали почти обыденным явлением, даже страны сливаются, например, Европейский Союз. Потому кажется, что традиции отдельных народов постепенно исчезают, но это не совсем так.
Совокупность обычаев, которые сопровождаются какими-то специфическими действиями, принято называть ритуалами.
Многие государства склонны к сохранению своих традиций и обычаев. То же касается и Российской Федерации. Эта страна – наследник очень большой исторической культуры. Она существует много веков, имела много названий, но задача государства – сохранить обычаи и традиции всех народов проживающих в стране. Это сложно, но современному человеку нельзя, следуя изменениям в социальной и технологической сферах, забывать все то, что было нажито многими поколениями до него.
У современного человека есть объединитель – великий русский язык, система праздников. Изучение и сохранение истории является общенациональным приоритетом, потому что люди, которые не помнят своих корней, не имеют будущего. Традиции, обычаи – это все очень важная составляющая русского народа. Начиная от обычного рукопожатия и заканчивая важными государственными церемониями, это все то, что формирует русскую цивилизацию, ее культуру. Потому сохранение и приумножение всего этого наследия – задача любого русского человека.
РАБОТА ПО ВАИАНТАМ 4 1 ВАРИАНТ Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. 2 ВАРИАНТ Правила необходимы, если бы правил не было, люди не знали бы, как поступать.
МНОГООБРАЗИЕ ПРАВИЛ 5 Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах. В. И. Даль
СЛОВАРЬ 6 Правила – нормы, регулирующие поведение людей.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ нормы- правила нормы- ожидания Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. ПО СТЕПЕНИ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ нормы- правила нормы- ожидания Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей. Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно. ПО ФОРМЕ формальные неформальные Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой. 7
СЛОВАРЬ 8 Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
Работа с таблицей, стр.59 учебник Социальные нормы по направленности предписывающие запрещающие по степени обязательности нормы-правила нормы-ожидания по форме формальные неформальные 9
СЛОВАРЬ Привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. 10
Русская пословица «ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР» 11
СЛОВАРЬ Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. 12
СЛОВАРЬ Церемонии – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал. 13
СЛОВАРЬ Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 14
САНКЦИИ 15 меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных норм, правил способ одобрения, поощрения, поддержки
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ В ИНТЕРНЕТЕ (СЕТИКЕТ) 16
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК… 17 «Борис Петрович Шереметьев – самый вежливый в стране человек и самый культурный» Английский посол Витворт
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Зачем существуют правила? 18
ВЫВОДЫ Правила (или социальные нормы) служат эталонами, образцами поведения. Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает. Правила помогают охранять порядок и позволяют предвидеть реакцию других на твои действия. Правила поведения в обществе могут быть как мягкими пожеланиями, так и жесткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством 19
Классный час на тему
«Что значит «жить по правилам»
Методика проведения – дискуссия
Цель: сформировать у учащихся представление о смысле слов «жить по правилам», об этическом понимании компонентов, составляющих элементы правильной жизни.
Воспитательные задачи:
1. уметь выработать для себя правила жизни
2. стимулировать процесс сохранения ценностей личного здоровья, воспитания и образования детей
Оформление: на экране выведены высказывания великих людей:
· "В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства." - Омар Хайям
· "Спасибо моим врагам. Если бы не они, я бы не стал тем, кем я стал." - Сальвадор Дали
· "Наша жизнь измеряется усилиями, которых она стоила нам." - Франсуа Мариак
· "Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями."
Подготовительный этап:
1. оповестить учащихся о теме предстоящего классного часа
2. предложить вопросы для предварительного обдумывания:
· Есть ли на свете «правильная» жизнь?
· Живете ли вы по правилам?
· Легко ли жить по правилам?
· С кем вы советуетесь в ситуациях выбора решения?
· Являются ли твои родители эталоном правильной жизни?
Вступительное слово.
Из письма мальчика Николая, 15 лет, в Службу Доверия:
«Подскажите, как жить правильно. Жизнь проходит, а у меня такое впечатление, что и не жил я совсем. Вернее не начал жить по-человечески. С чего начать?... »
Каждый из нас привык слышать с детства: «так делать нельзя», «это неправильно», «не ходи туда», «не стоит так разговаривать с этим человеком». С нашего раннего детства родители учили нас тому, что хорошо, а что плохо, как правильно поступать, а как нет. Когда мы взрослели, эти советы превращались в правила , они отпечатывались на нашем характере и превращались в определенный стиль поведения , характерный только нам . Зачастую, мы не задумываемся, почему поступаем именно так, а не иначе. Ведь так правильно. Всегда существуют правила, традиции и устои, характерные для всего общества в целом и отдельно для каждого человека. Правила для всего общества складываются веками, а правила для каждого отдельного человека во многом определяются его воспитанием.
Основная часть.
Есть люди, которые все делают правильно. Значит, на свете есть "правильная жизнь ", то есть жизнь по правилам, которые кем-то когда-то для кого-то изобретены.
Жизнь, подчиненная правилу, регламенту, ритуалу, внешнему сценарию, чрезвычайно удобна - не нужно строить планы и думать о своих перспективах или сомневаться. Человек избавлен от бремени выбора: в каждой ситуации он знает, как поступать, а если не знает, то ему подскажут знающие и авторитетные люди.
Кто может вам подсказать в такой ситуации?
Чтобы жить по правилам, нужно стать членом группы людей , для которых эти правила написаны. Во-первых, новорожденный , помимо своих желаний, является членом семьи, будущим гражданином государства, одним из представителей человеческого сообщества в целом. Во-вторых, повзрослевший человек может стать членом группы, вступить в политическую партию, пойти на работу в корпорацию, стать мафиози или же военнослужащим. Он будет подчиняться правилам той группы, членом которой себя считает сам и считают окружающие люди.
Рождение, младенчество, ясли, детский сад, школа, окончание школы, поступление на учебу в вуз, в техникум, служба, работа, женитьба или замужество, рождение детей, свадьбы детей, карьера, пенсия, похороны - таков нехитрый сценарий жизни человека. Сценарий мог разнообразиться импровизациями и случайностями, болезнями, разводами, поездками за границу, конфликтами на производстве и выигрышами в лотерею, но это лишь детали.
Жизнь по правилам, по заранее написанному сценарию возможна при отсутствии внешних процессов, разрушающих традицию и традиционную жизнь: катастрофы, войны внешние и гражданские, революции, социальные реформы меняют закрепленные в культуре сценарии жизни. Кроме того, сам человек, живущий по сценарию, не должен прибегать к попыткам этот сценарий изменить и сделать выбор. Никакой ответственности за изменение своей судьбы человек, живущий по правилам, не несет.
А всегда ли человек может жить по установленным правилам?
Чем могут явиться эти экстремальные ситуации для человека?
У каждого бывают черные полосы в жизни, когда очень тяжело. Но это жизнь, и, переживая такие моменты, мы становимся сильнее и чему-то учимся. Если жизнь нас несколько раз сталкивает с похожими моментами, значит, мы не можем уловить суть того, что мы делаем неправильно. Только поняв это, мы сможем перейти на следующий уровень и двигаться дальше.
Может, мы делаем что-то по правилам, которые уже давно устарели?
А может, не следует делать все по правилам?
Приведу пример . Маше давно нравился один парень, которого звали Игорь. Они очень часто пересекались в кафе и даже просто на улицах в городе. Маша очень хотела, чтобы Игорь обратил на нее внимание, она узнала о нем все, что было только возможно: чем он занимается, где учится, кем хочет работать, где проводит свое свободное время . Но она не могла с ним заговорить, а все потому, что мама с детства учила Машу: «Девушка никогда не должна делать первый шаг в отношениях. Именно парень должен задавать направление движения, именно он должен первый заговорить с девушкой и добиваться ее руки и сердца» . Для Маши это стало правилом, несмотря на то, что оно противоречило ее внутренним ощущениям и сложившимся устоям современного общества. Маша с ним так и не познакомилась. И потом очень долго мучилась по этому поводу. А все могло бы сложиться совсем по-другому, если бы Маша прислушивалась к своему сердцу…
Как вы оцениваете эту ситуацию?
На самом деле вся наша жизнь состоит из правил, только одних мы придерживаемся, а другие нарушаем. Каждый человек должен выработать для себя свои правила: что такое хорошо, а что такое плохо. И именно эти правила (их еще можно назвать принципами) будут вести его по жизни. Эти принципы во многом будут зависеть от воспитания человека.
Приведу пример. Блокадный Ленинград. Магазин. Огромная очередь. Рабочие разгружают коробки с продуктами. И вдруг, одна коробка рвется и на землю высыпаются конфеты. Но никто не бросился в спешке и под шумок поднять конфетку и положить себе в карман, несмотря на трудное блокадное время. Не посмели!
Проявление какой черты характера тут присутствует? (Ответ. Проявлением степени его воспитанности)
Точное соблюдение инструкции избавляет от необходимости думать. В конце концов, 80 или 99% всех наших личных проблем уже встречались в жизненном опыте других людей и могут быть решены стандартными средствами. История должна учить мудрости жизни.
"Жизнь по правилам" - это жизнь большинства. Это наиболее древняя и наиболее устойчивая форма бытия людей. И всегда большинство будет выбирать этот вариант, поскольку именно он гарантирует долгую и "правильную" жизнь.
Ценности личного здоровья, воспитания и образования детей стоят на первом месте .
Легко ли жить по правилам?
Наша жизнь подчиняется определенным нормам и правилам. Насколько важно им cледовать? В какой мере стереотипы могут нас защищать от каких-то сложностей и проблем, а в какой - вредить нам?
Еще когда мы с вами были детьми, родители объясняли, как устроен мир вокруг нас. Нам говорили, что переходить дорогу нужно на зеленый, что мухомор несъедобен, что собака может укусить, если ее обидеть. Правила необходимы для сознания у нас ощущения устойчивости мира. Для лучшей прогнозируемости событий. Для чувства уверенности в будущем. Правила превращаются во вредные стереотипы, когда они начинают неоправданно ограничивать нашу внутреннюю и внешнюю свободу. Когда мы пользуемся ими вслепую, не проверяя их эффективность. Когда мы верим всю жизнь нашей бабушке , которая в наши пять лет сказала, что подруги – зло или что настоящий мужчина не плачет. Проверяйте правила, оставляя только эффективные. Тогда они будут приносить вам пользу.
Есть ли у вас проверенные, эффективные правила?
Можно ли жить, ни за что не платя «собой, своим умом и силой»?
Да, можно так жить. Но тогда не сохранишь себя целым.
Пример. Представьте себе человека (такие еще иногда встречаются), который больше всего на свете заботится о своем драгоценном спокойствии и благополучии. Ему хорошо, он даже считает себя счастливым. Он встает утром, жена подает ему завтрак, он идет на работу. Неважно, где и кем он работает: слесарем, учителем, артистом, сапожником, врачом... Неважно, потому что, не желая платить собой, этот человек не получает радости от своего труда. Он отбывает свои семь часов - на заводе, в школе, в театре, в мастерской, в поликлинике - и спешит домой. У него нет друзей: ведь друзьям надо отдавать частичку себя, а он не хочет этого делать. Вот он поднимается по лестнице, входит в квартиру. Жена подает ему обед. Скорее всего, она не работает, она-то платит собой за то, чтобы мужу было спокойно жить... Скорее всего, у них нет детей: дети шумят, мешают. Но даже если ребенок есть, он замолкает, чтобы не мешать папе, он не бегает, не играет, не задает вопросов - он тоже платит собой за папино спокойствие. Вечер проходит тихо, у телевизора или за газетой. У соседей заболела дочка, ей мешает шум телевизора. Наш герой не выключает его: зачем же он будет платить своим удовольствием за чужое благополучие? Наступает ночь, а назавтра утро, и все начинается сначала, и так проходит жизнь!
Вы скажете, что в этой картине сгущены краски. Что ж, может, так оно и есть. Может, какой-нибудь живой, конкретный Иван Иванович выключит, «так и быть», телевизор, чтобы не помешать больной девочке. Но разве в этом дело!
Иван Иванович «умеет жить», с его точки зрения. Он даже счастлив, с его точки зрения. Он, может быть, и богат, с его точки зрения: у него есть деньги, телевизор, квартира, хрустальные вазы, ковры. А с нашей точки зрения, он не умеет жить, он несчастен, он нищий, душевный калека.
Вам знакома эта ситуация?
А может ли этот сосед заслужить ваше уважение?
Дал ли он тепла и уважения вам?
Что он в ответ должен получить? (Ответ. Равнодушие.)
Кто не платит собой, тот ничего не получает,- вот ведь в чем дело! Не получает радости, веселья, удовлетворения трудом, восторга дружбы, любви, преклонения перед природой, спокойной совести, благодарности людской, уважения людского - ничего не получает. Более того, кто не платит собой, тот не может «сохранить себя целым. Сохранить себя целым - это значит использовать в жизни все, чем наградила тебя природа. Не быть «собакой на сене»
Как же ты сохранишь себя, если не будешь тратить?
Итак, выбор существует: можно жить ни за что не платя, но ничего и не получая. А можно иначе.
Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать?
Правила существуют везде: на улице, в гостях, дома, в общественных местах. Вам будет легче их выполнять, если понять смысл - зачем они существуют.
Чьи правила вами заучены? Чьи правила вы лучше всего запомните? Которые вам преподнесли в садике, в школе, дома, в семье, на улице?
(Ответ. Дома родители)
Очень важную роль в воспитании правил поведения играет именно родительский пример.
Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Так что прежде, чем делать замечания трехлетнему карапузу, посмотрите на себя. Если папа не благодарит маму за ужин или не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения.
Приведу еще один пример . Недавно демонстрировался фильм «Родня» с последней ролью Нонны Мордюковой. Там есть такая сцена. Мать дает подзатыльник дочери за то, что та ест варенье ложкой, прям из банки. Обиженная дочь уходит, а мать берет ложку и начинает есть это варенье тоже из банки.
Ребенок - это зеркальное отражение родителей. И задача родителей вести себя так, как они того требуют от своего ребенка.
«Свою жизнь я вычерпал из родникового колодца опыта семьи, в которой вырос», - сказал Олег Борисов.
Тут мне вспомнились слова Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему их учит,
Там, где аббат не враг вина вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец, походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе и за слова:
Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
Заключительная часть. Рефлексия.
Ребята, в каком веке мы живем? (21)
А как его называют? (век скоростей, высоких нанотехнологий, …)
Может сама жизнь обойтись без этих правил? (нет)
Представьте себе, что мы работаем в Службе Доверия.
Какой совет мы можем дать Николаю?
Что мы ему ответим?
Легко ли давать советы в таких ситуациях?
Что значит «жить по правилам»?
Ответьте Николаю.
Николай, привет. Я ученик … класса. Хочу поддержать тебя и сказать несколько слов, относящихся к твоему вопросу. Не отчаивайся, ты уже начал жить! То, что ты пересмотрел своё поведение и критически отнёсся к своей жизни, значит, что ты уже живешь. И хочется верить, что жизнь твоя будет достойной. Успехов тебе на новом пути!
Представляется ли тема правильной жизни актуальной, и если да, то почему?
Удалось ли вам узнать что-то новое?
И завершить хочу словами Франсуа Мариака «Наша жизнь измеряется усилиями, которых она стоила нам».
С детства нам рассказывают о том, как вести себя, в школе основам в обществе посвящают уроки, из всей этой мешанины твердо запоминается только одно: «жить нужно по правилам». Только вот кто эти правила придумал и почему их так необходимо соблюдать, никто рассказывать почему-то не торопится. Вот и получается, что входя во взрослую жизнь, мы оказываемся на распутье, за поведением уже никто не следит, и можно забыть про все правила … или нельзя?
Что значит «жить по правилам»?Попробуйте вспомнить важные правила, которым учили в детстве, наверняка на ум придет что-то вроде «не обижать маленьких» и «нож в правой руке, вилка – в левой». Но для того, чтобы обрисовать понятную линию поведения, этого явно недостаточно. Так, что значит жить по правилам – здороваться со всеми соседями, припомнить библейские заповеди или ломать голову дальше, пытаясь припомнить остальные родительские наставления? Самое плохое, что однозначного ответа на этот вопрос нет, и каждому придется искать свой путь самостоятельно, и вот почему.
Попробуйте представить себе человека, который считает, что жить по правилам, значит соблюдать все существующие рекомендации, следующий всем приметам и моральным нормам. Картинка получается жутковатая, правда? Видимо, от каких-то нормативов придется отказаться, чтобы не превратиться в их заложника. А гуляющий по венам юношеский максимализм и вовсе шепчет, что человек, живущий по правилам, мало того что невероятно скучен, так еще и никогда не сможет достичь, ни в карьере, ни в личной жизни. Так может совсем от них отказаться, и жить так, как хочется?
Подобные мысли приходит в голову всем, и многие действительно стараются отказываться от каких бы то ни было ограничений, но через какое-то время замечают, что в схожих ситуациях поступают одинаково, то есть выстраивают определенную линию поведения. Получается, что жить нужно по правилам, но лишь по тем, что придуманы самостоятельно. Это не обязывает их быть уникальными, скорее всего, большинство жизненных принципов будут чрезвычайно распространенными. Важна здесь не оригинальность, а самостоятельность выбора тех или иных правил. Потому что пришедшие извне, они будут восприниматься, как навязанные наставления, не подкрепленные ни разумными объяснениями, ни собственным опытом. Поэтому не стоит бояться искать свои правила жизни, даже если сначала придется забыть обо всех авторитетных мнениях.
Жить по правилам - обязанность каждого достойного гражданина, поэтому их просто необходимо знать, чтобы уметь верно урегулировать какую-либо сложившуюся ситуацию.
Правила разделяют на группы, такие как: закон, этикет, мораль и многие другие; но всё перечисленное является обязательным для любого человека.
Порядочные люди соблюдают все установленные нормы и также призывают к этому остальных. Но, к сожалению, не редко встречаются и противоположные им - правонарушители. Их несогласованные действия быстро пресекаются, а люди, выполнившие их, наказываются.
Я не уважаю вторую группу людей, так как считаю, что порядок в обществе - это одна из самых главных опор социума, разрушив которую, дальнейшая жизнь в нём становится невозможна.
Рецензии
Если ты прочитаешь на моей странице статьи, то узнаешь много, как нас обманывают еще в школе. Например я расшифровал код Леонардо Да Винчи, древний календарь и многое другое. После прочтения этих статей ты поймешь что в школе тебя очень сильно обманули и делали это специально, чтоб ты не понимала как надо жить по правилам.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Тест по обществознанию Что значит жить по правилам для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 9 заданий.
1 вариант
1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполняют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.
1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.
2) Правила нужны для оценки действий.
3) Правила организуют деятельность людей.
4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям.
2.
Поведение, соответствующее нормам, общество признаёт
1) нормированным
2) правомерным
3) результативным
4) осознанным
3.
Наказание, внушение, выговор, __________
1) правило
2) норма
3) санкция
4) увольнение
4. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.
1) Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.
5.
При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).
Список слов
1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно
6. Выберите правильные высказывания.
1) К социальным санкциям относятся только наказания.
2) Нормы могут предписывать действия людей или запрещать их.
3) Законы существуют в письменном виде.
7. Заполните пропуск в таблице.
8. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от степени обязательности норм, которые они иллюстрируют.
А. Нормы-правила
Б. Нормы-ожидания
1) военнослужащие отдают честь знамени
2) Игорь торопился на день рождения приятеля
3) если в комнату входит женщина, мужчины встают
4) граждане платят налоги со своих доходов
5) с красным платьем можно надеть белые туфли
6) нужно беречь природу
9. обобщает
1) обычай
2) этикет
3) норма
4) закон
5) традиция
2 вариант
1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Для чего создаются правила?» Один из ответов был неверным. Найдите его.
1) Правила предназначены для того, чтобы установить порядок в обществе.
2) Правила всегда усложняют жизнь людям.
3) Правила нужны для организации деятельности людей.
4) Правила помогают взаимодействовать в спорных ситуациях.
2. Выберите правильное окончание предложения.
Санкции — это способы
1) поощрения или наказания людей
2) выполнения социальных норм
3) планирования совместной деятельности
4) создания новых социальных норм
3. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже.
Обычай, правило этикета, традиция, __________
1) закон
2) труд
3) игра
4) обязанность
4. Укажите ситуацию или пример действия неформальной нормы.
1) При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.
2) Законы в РФ принимает Государственная Дума.
3) Мария Ивановна усадила сына в детское кресло и пристегнула ремень безопасности.
4) По семейной традиции в день рождения внука бабушка печёт пирожки с ягодами.
5. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именительный падеж, единственное число).
Правила поведения — это важный __________ (А) общественных отношений. Выполняя их, ты соблюдаешь __________ (Б), установленный обществом. Общество использует различные __________ (В) для поощрения правомерного поведения или наказания негативных поступков.
Список слов
1) закон
2) санкция
3) регулятор
4) порядок
5) пример
6. Выберите правильное высказывание.
1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.
7. Заполните пропуск в таблице.
8. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
9. Найдите слово (понятие), которое обобщает все остальные перечисленные понятия, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) увольнение
2) награждение почётной грамотой
3) внушение
4) санкция
5) аплодисменты
Ответы на тест по обществознанию Что значит жить по правилам
1 вариант
1-4
2-2
3-4
4-3
5-345
6-23
7-обычай
8. А146 Б235
9-3
2 вариант
1-2
2-1
3-1
4-4
5-342
6-3
7-этикет
8. А156 Б234
9-4