Пульсирующий- первый реактивный. Пульсирующий- первый реактивный Принцип действия ракеты
![Пульсирующий- первый реактивный. Пульсирующий- первый реактивный Принцип действия ракеты](https://i0.wp.com/img-fotki.yandex.ru/get/6005/viktor3951.e1/0_68839_7a1020a5_orig.jpg)
В первой половине XX века Германия трижды обрушивала на головы лондонцев мощь своих воздушных сил. В первую мировую город терроризировали "Цеппелины", во время Битвы за Британию Лондон пережил опустошительный "Блиц". Ровно 70 лет назад немцы стали обстреливать город летающими реактивными снарядами.
Жители Лондона прозвали самолеты-снаряды "жужжащими бомбами" из-за характерного звука пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Перед самым взрывом двигатель замолкал, и эти несколько секунд тишины, как рассказывают свидетели, наводили ужас на людей.
V-1 ("Фау-1") была первой в истории крылатой ракетой, которую применили в реальных боевых действиях. Буква V в ее названии происходит от слова vergeltungswaffe - "оружие возмездия".
В руководстве Третьего Рейха рассчитывали, что "Фау" станет тем самым "чудо-оружием", которое изменит ход войны, однако, несмотря на эффективность ракет, победы они все-таки не принесли.
Регулярные обстрелы Лондона продолжались до сентября 1944 года, последняя бомба упала на город в марте 1945 года.
Жужжащий звук самолета-снаряда жители Лондона впервые услышали ранним утром 13 июня 1944 года. В тот день по Англии немцы выпустили 10 "Фау-1".
Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек.
После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета "Фау-1".
Всего было запущено около десяти тысяч "Фау-1", из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии.
Около шести тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.
По сравнению с современными крылатыми ракетами "Фау-1" была устроена довольно примитивно - ее запускали, она летела по прямой, и, пролетев определенное количество километров, падала вниз, взрываясь.
Перед взрывом двигатель выключался и снаряд падал вниз в тишине, наводившей ужас на лондонцев. Это продолжалось с десяток секунд.
Как рассказывал в интервью Би-би-си британский историк из Университета Хоуп в Ливерпуле Эрик Гроув, среди жителей британской столицы бытовало убеждение, что у ракеты просто кончалось топливо.
"У ракеты была довольно примитивная система наведения - в носовой части был пропеллер, который должен был провернуться определенное количество раз. И после этого числа оборотов воздушные рули направляли ракету вниз. И когда она начинала пикировать, то система впрыска просто отказывала. Немцы затратили немало усилий, чтобы справиться с этой неполадкой, но она имела большой психологический эффект", - рассказал он в интервью Би-би-си.
"Вундерваффе"
Германская пропаганда любила использовать термин "чудо-оружие", по-немецки - "вундерваффе". По мере того как для руководства Третьего Рейха, да и для всего народа перспектива поражения в войне становилась всё более очевидной, этот термин звучал все чаще и чаще.
В самом конце войны, по многочисленным мемуарам, надежда на чудо для очень многих немцев оставалась единственной опорой, которая помогала хоть как-то держаться. Однако этот термин был не просто пропагандистской выдумкой Йозефа Геббельса - на самом деле в нем нашло отражение увлечение Адольфа Гитлера новыми и необычными видами оружия.
Оно стоило Третьему Рейху приличных денег, потраченных на создание сверхтяжелых и малоэффективных танков, или подземной многокамерной пушки, способной стрелять по целям в Англии, но так и не сделавшей ни единого выстрела.
Однако были среди таких проектов и удачные, например, реактивные истребители и бомбардировщики, баллистическая ракета "Фау-2" и, наконец, "Фау-1".
Крылатые ракеты, как считали в руководстве Третьего Рейха, должны были изменить ход войны. Они не оправдали этих надежд, но оказались эффективным и сравнительно недорогим оружием, противостоять которому англичанам оказалось совсем непросто.
У "Фау-1" при всех достоинствах были серьезные недостатки. Самый большой из них - полное, стопроцентное отсутствие маневренности.
Ракету запускали с материковой части Европы в сторону Лондона, она пролетала определённое количество километров строго по прямой и падала. И все. Она не могла ни увернуться от атаки истребителя, ни сманеврировать при обстреле зениток, ни подняться выше аэростата заграждения.
Любое резкое изменение положения в пространстве приводило к падению. Многие истребители пользовались этим и просто наклоняли ракету в полёте, подтолкнув крылом, либо даже просто направляя на неё турбулентный поток от винта, который опрокидывал "Фау".
Это был не просто эффектный трюк - расстреливать снаряд с тонной взрывчатки было непросто, взрыв мог уничтожить и сам перехватчик.
Вскоре была разработана и новая стратегия борьбы с ракетами с помощью... агентурной сети.
Примитивное наведение при помощи крыльчатки на носу не позволяло корректировать ее курс во время полета - выпущенная ракета падала через определенное время.
При этом немцы узнавали о результатах обстрелов единственным возможным способом - через агентов. Когда англичане поняли это, они научились сбивать эти снаряды с курса, даже не приближаясь к ним.
"Мы тогда контролировали каждого немецкого шпиона в Англии, и почему бы не заставить их передавать неверную информацию о ракетах? Если в Люфтваффе будут думать, что ракеты перелетают Лондон, то они сократят дистанцию до цели. И понятно, что будет лучше, если "Фау" будут взрываться в районах с не очень высокой плотностью населения, скажем в Кенте или Сассексе, чем в Лондоне. На самом деле потом было подсчитано, что падение ракет в Кенте и Сассексе, что иногда приводило к уничтожению домов, тем не менее уменьшило число жертв наполовину от возможного", - рассказал Эрик Гроув.
Сбитые или не долетевшие до Лондона самолеты-снаряды падали на территории графств Сассекс, Кент и других - эти места вскоре стали самыми опасными в Англии.
Историк Боб Огли рассказал, что одна из ракет, будучи сбитой, упала на дом в Кенте, где жили дети, которых эвакуировали из Лондона: "Она ударилась о дерево, срикошетила и попала в дом, где жили дети из Лондона. И 22 из них погибли. Со своими воспитателями. Им всем было не больше двух лет. Там потом разбирали завалы и доставали их маленькие тела из груды руин. Это была абсолютная трагедия. И самый страшный инцидент того времени на территории Кента".
Перехватчики, зенитки, бомбы
Сбивать ракеты было трудно. Во-первых, обнаружить одиночную цель было непросто даже радарами. И когда это удавалось, на перехват оставалось совсем немного времени.
Нужно было направить к ней истребители, причем они должны были быть достаточно быстрыми, чтобы догнать ракету и обладать тяжелым стрелковым вооружением, чтобы расстрелять металлический снаряд.
Пулеметы не годились - их пули часто рикошетили, не причиняя металлическому корпусу особого вреда. Пушки справлялись с задачей неплохо. Но подходить к ракете близко не стоило - при взрыве тонны взрывчатки мог пострадать и сам перехватчик.
В результате методом проб и ошибок было установлено, что лучше всего для этой цели подходит модернизированный Hawker Typhoon - истребитель, получивший название Tempest.
Этот самый мощный британский одномоторный истребитель нес четыре 20-миллиметровых пушки, которые оставляли ракете мало шансов.
Всего на счету этого самолета 638 сбитых "Фау-1". Кроме того, в охоте на ракеты участвовали и двухмоторные Mosquito, Spitfire и ленд-лизовские американские Mustang. На каком-то этапе за крылатыми бомбами стали охотиться и первые английские реактивные Gloster Meteor. Но рекорд "Темпеста" не побила ни одна машина.
Британия совершенствовала и другие методы борьбы с крылатыми ракетами. Невероятно эффективными оказались новые радиовзрыватели на артиллерийских снарядах зенитных батарей.
Обычный взрыватель срабатывал либо на определенной высоте в точке, где в тот момент ракеты могло не быть, либо при попадании в летящий аппарат, что происходило нечасто.
Радиовзрыватель же срабатывал на определенном расстоянии от летящей ракеты, гарантированно ее уничтожая - "Фау-1" могла погубить даже просто взрывная волна. Число сбитых ракет увеличилось в разы.
Самым логичным казалось уничтожить пусковые установки. Лишь малая часть "Фау-1" запускалось с летящих бомбардировщиков.
Большинство ракет стартовали с пологих рельсов длиной в 45 метров. Пусковые позиции было очень непросто обнаружить.
Прекратить массовые обстрелы удалось только после того, как союзники добрались до пусковых установок
Этим занималась специальная служба Королевских Военно-Воздушных сил. В задачу операторов этой службы входило скрупулезно изучать фотографии воздушной разведки, выискивая иголку в стоге сена - и эта метафора тут не является большим преувеличением, поскольку пусковые рельсы на снимках такого качества выглядели как обычные царапины. Но все-таки их находили.
Это была игра в кошки-мышки. Немцы прятали свои пусковые установки, которые британская разведка называла "лыжи", и устанавливали самолеты-снаряды на них в последний момент, чтобы нужно было только заправить и запустить.
В ответ аналитики КВВС совершенствовали свои навыки. Борозды на земле, тянущиеся вдоль по направлению к побережью, были следами пусков, и они часто выдавали ракетчиков с головой.
Бомбить эти цели было непросто - даже 617-я эскадрилья КВВС, знаменитые "Дамбастеры", вынуждена были разработать специальную тактику - сбрасывать маркеры, чтобы лучше целиться.
Массовые бомбардировки прекратились в сентябре, когда союзники добрались до пусковых установок "Фау" во Франции. Немцы еще пытались запускать ракеты из Голландии, увеличив дальность за счет уменьшения веса взрывчатки, но по мере продвижения союзников воздушные атаки становились все реже и реже. Последняя "Фау-1" упала на территории Англии в марте 1945 года.
См.также:
Про создание и особенности крылатой ракеты Фау-1. Но в начале упомянут эпизод взрыва, спикировавшего в районе столицы Великобритании самолета, произошедшего в ночь на 13 июня 1944 года. Результаты осмотра данной местности показали, что пилот в летательном аппарате отсутствовал. Именно в этот момент британцами было открыто для себя новое средство воздушного нападения, созданного немцами (речь идёт о крылатой ракете Фау-1).
«Первые проекты управляемых ракет большой дальности, снабженных крыльями, предлагали еще в годы Первой мировой войны. В межвоенный период опытно-конструкторские работы над крылатыми ракетами с ЖРД велись во многих странах, в том числе в Советском Союзе и Германии. Тот факт, что Третьему рейху первым удалось применить новое оружие, вполне объясняется теми средствами, которые были вложены в проект, а также традиционно высоким уровнем развития немецкой промышленности.
Руководство германских ВВС заинтересовалось самолетами-снарядами в 1939 году. Инициирование их разработки стала своего рода ответом ведомства Г. Геринга на «армейский» проект баллистической ракеты А-4, позднее ставшей широко известной под наименованием Фау-2. В середине лета 1941-го фирмами «Аргус» и «Физелер» был предложен проект крылатой ракеты с расчетной дальностью полета порядка 250 км, который основывался на идеях беспилотного самолета Ф. Госслау и предельно простого пульсирующего воздушно-реактивного двигателя П. Шмидта, работающего на дешевом горючем. Оккупация северной Франции позволяла обстреливать подобными снарядами Лондон и многие другие города Англии.
В январе 1942-го проект, именуемый в целях секретности FZG-76 (летающая мишень для обучения боевых расчетов ПВО), был представлен руководству министерства авиации, а в июле о нем доложили начальнику технической службы Люфтваффе, фельдмаршалу Мильху. Простота и низкая стоимость обеспечили проекту статус «высшего приоритета». Было решено принять «мишень» на вооружение не позднее декабря 1943 года.
Уже в апреле 1942-го с планами разработки крылатой ракеты ознакомили Роберта Люссера, занимавшегося на заводе «Физелер» в Касселе различными задачами по самодвижущимся авиабомбам. Зная это, координатор проекта штабной инженер Брее из министерства авиации утвердил фирму «Физелер» главным разработчиком. Поставщиком системы управления выбрали фирму «Аскания». Люссер привлек к работе коллективы предприятий DFS, «Хеншель» и «Шварц», проводивших в 1930-1937 годах работы в смежных областях.
Это позволило в декабре 1942-го испытать опытный образец в планирующем полете после сброса с самолета FW-200 «Кондор». А всего через несколько дней прототип FZG-76 совершил свой первый полет на расстояние 2,7 км с работающим двигателем. После 50 пусков определились основные характеристики крылатой ракеты: дальность - 240 км, скорость - 550-600 км/ч, высота полета - 200 - 2000 м, вес боевого заряда - 700 кг. Одновременно проверялись возможности ракеты по преодолению британской противовоздушной обороны. Произвели несколько учебных перехватов нового летательного аппарата трофейным истребителем «Спитфайр» Мк.V. Это, кстати, привело к недооценке сил противника, так как скорости последующих модификаций английских перехватчиков «Спитфайр» и «Темпест» были гораздо выше.
В мае 1943 года авторитетная комиссия на полигоне в Пенемюнде заслушала сравнительные характеристики FZG-76 и баллистической ракеты V-2 (Фау-2). Состоялись показ и практические стрельбы. Запуск двух Фау-2 прошел достаточно успешно, а оба пуска FZG-76 закончились взрывом через несколько секунд после старта. Тем не менее, пуски ракет выглядели настолько впечатляюще, что даже эти аварии не поколебали уверенности германского руководства в новом оружии. Комиссия постановила максимально ускорить серийный выпуск и рекомендовала применять оба вида ракет в комплексе. Крылатая ракета получила наименование Fi-103, но более известна стала под неофициальным названием V-1. «V» (немецкая «фау») означала Vergeltungswaffe, «оружие возмездия». Геббельсовской аппарат объявил, что оно предназначено для «ударов возмездия» за варварское разрушение американо-британской авиацией Любека и Гамбурга.
Была разработана программа производства самолетов-снарядов с августа 1943 года по июль 1944-го, предусматривавшая выпуск 24,5 тыс. Фау-1, с доведением к маю 1944-го ежемесячной сборки до 5000 штук. Но министерство вооружений оказалось не в силах обеспечить такие темпы работ. Ведь только для ежемесячного изготовления 3 тыс. Фау-1 от химической промышленности требовалось 2 тыс. т низкооктанового бензина и 4,5 тыс. т взрывчатки. Не лучше обстояло дело с другими требуемыми материалами и полуфабрикатами. К тому же только в сентябре 1943-го было сделано более 150 дополнений и изменений к проекту».
«Несмотря на это, весной 1943-го началось ускоренное формирование ракетных частей. На испытательном полигоне Циннтовитц (остров Узедом) сформировали 155-й зенитный полк под командованием полковника М. Вахтеля. Наименование «зенитный» и зашифрованные имена командира «Михаэль Вагнер» и «Мартин Вольф» были даны из соображений конспирации. В полк входили четыре дивизиона, включавшие по четыре огневые и две вспомогательные батареи (обслуживания и снабжения)».
Также подчеркнуто, как целый ряд остальных стран стремились получить как можно больше данных о немецких разработках данного оружия. Так, английская разведка стремилась получить соответствующую информацию ещё с октября 1939 года. Однако «сведения были скупы и разрозненны, но из них следовал вывод, что в Германии буквально кипит работа над баллистическими и крылатыми ракетами огромной разрушительной силы. Испытания проводятся на таинственном полигоне где-то в Северном море, пусковые позиции готовят на побережье Ла-Манша, а на заводах уже идет массовое производство».
Количество поступающей информации постепенно нарастало. «Об этом докладывали группы Сопротивления из Польши и Франции, плененные генералы Грювель и Том, инженер-антифашист Ганс Куммеров, работавший в Берлинской высшей технической школе. 15 мая 1942-го фоторазведчик «Спитфайр» сделал первый снимок полигона и аэродрома в Пенемюнде. С тех пор остров Узедом не выходил из-под пристального внимания английской разведки.
Кропотливая работа разведчиков воплотилась 17 августа 1943 года в операцию «Гидра» - удару по Пенемюнде. Для дезориентации Люфтваффе восемь «Москито», сбросив над полигоном алюминиевую фольгу, которая «ослепила» радары ПВО, устремились на Берлин. Вслед за ними поднялись 597 тяжелых бомбардировщиков, летевших только до «таинственного острова». Обнаружив огромное скопление самолетов над Балтикой, и проследив путь восьми «Москито», немцы решили, что ожидается массированный налет на столицу.
Когда «Москито» достигли Берлина и сбросили осветительные и маркировочные бомбы, немецкое командование отдало приказ поднять в воздух 160 ночных и дополнительно привлечь 55 дневных истребителей. В суматохе они атаковали свои же ночные перехватчики, далее присоединилась зенитная артиллерия. В течение двух часов над Берлином шел «воздушный бой» без участия самолетов противника. А в это время почти 1600 т фугасных и более 280 т зажигательных бомб обрушились на Пенемюнде. В результате налета погибло 732 человека. Было разрушено 50 из 80 зданий полигона и 18 из 39 бараков для рабочих, электростанция и завод на котором производился 20-40 жидкого кислорода. Англичане потеряли 42 самолета.
Между тем аэрофоторазведка побережья Ла-Манша приносила все более интересные сведения. За два дня, с 8 по 10 ноября, количество стартовых позиций увеличилось с 19 до 26, а через две недели их стало уже 95. Сравнивая несколько снимков полигона Пенемюнде, одна из шифровальщиц обнаружила такие же позиции, но оборудованные рельсовыми направляющими. На них стоял небольшой самолетик без кабины с прямым коротким крылом, которому в английской разведке присвоили название «Пенемюнде-20».
Почти за год до начала ракетного нападения стало ясно, что из двух видов нового оружия - баллистических ракет и «летающих бомб» - наибольшую опасность будут представлять последние. Плененные немецкие летчики из эскадры КG-100, имевшей на вооружении бомбардировщики Не-111, рассказывали, что они экспериментировали с пусками крылатых снарядов. А в донесении, поступившем начальнику отдела научно-технической разведки министерства авиации, отмечалось, что этот тип оружия будет применен первым.
Английское командование решило помешать планам противника при помощи бомбардировок предприятий, изготавливающих беспилотные самолеты и пусковые установки. С 5 декабря 1943 года американские и английские самолеты начали бомбить стартовые площадки и склады ракет Фау-1. В течение полугода из 52 стартовых площадок было полностью уничтожено 36, а из 96 складов самолетов-снарядов - 88. В общей сложности на ракетные объекты, расположенные вблизи побережья, союзные бомбардировщики совершили более 25 тыс. самолетовылетов.
Но и после этого англичане не могли вздохнуть спокойно, так как немецкая игра в «кошки-мышки» заставила их бросать бомбы в песок. Немцы все силы направили на строительство небольших бетонных площадок. К июню 1944-го разведка уже обнаружила 69 таких объектов. Аналитические отделы британской разведки и не подозревали, что для установки 6-метровой секции сборной конструкции с направляющими рельсами нужно всего 48 часов.
В декабре 1943 года командование ПВО Англии получило приказ разработать план защиты от Фау-1. Необходимо было реорганизовать сложившуюся систему противовоздушной обороны, которая во время «битвы за Британию» прикрывала Лондон и промышленные города средней Англии. Положение было довольно сложным: ведь с Фау-1 могли успешно бороться только «Темпесты» и «Спитфайры» XIV. Да и то с них снимали все лишнее оборудование, смывали защитную краску и полировали обшивку до блеска. Только при таком раскладе, при росте скорости на 35-50 км/ч, они становились для крылатых ракет действительно грозным противником.
6 июня 1944-го (через несколько часов после высадки союзного десанта в Северной Франции) радист 155-го «зенитного» полка самолетов-снарядов принял кодированную шифрограмму. Штаб 65-го армейского корпуса приказывал полковнику Вахтелю привести к 12 июня свой полк в боевую готовность. 10 июня через Гент к передовым складам последовал первый поезд с 90 самолето-снарядами Фау-1. Вахтель намеревался отложить пуски ракет до 20 числа. Он докладывал, что испытывает недостаток топлива и многих предметов снабжения, не подготовлены в полном объеме сборные пусковые установки. Но командование не обратило на доклад никакого внимания и отдало приказ о нанесении в ночь на 13 июня ударов по Лондону.
Всего за период систематического обстрела Лондона, с 13 июня по 5 сентября, по английской столице было выпущено 9017 ракет, но часть пусков оказалась неудачной. Около 2 тыс. Фау-1 взорвались вскоре после старта или на траектории полета к цели. В начале эффективность применения оказалась очень высокой. 82% Фау-1 разорвались в черте Лондона в течение первой недели пусков, однако к концу месяца это число снизилось до 60%.
Для затруднения борьбы с новым оружием немцы по ходу одного «пускового» дня чередовали массированные залпы со всех установок и одиночные беспокоящие запуски. Мало кто знает, но высота полета крылатых ракет, равная 900-1000 м, была выбрана не случайно. Ракеты шли ниже рубежа поражения тяжелой артиллерией и выше эффективной зоны огня артиллерии малого калибра. На этой высоте малогабаритная крылатая ракета плохо засекалась радиолокаторами и представляла собой трудную мишень для автоматической и ручной наводки зениток и приборов управления огнем.
От летчиков-истребителей также требовалось большое мастерство и немалое мужество, чтобы, нередко в плохих погодных условиях, уничтожить малоразмерную цель. Ее нужно было поразить сзади-сверху с расстояния более 100 м, так как подрыв 800 кг взрывчатки представлял смертельную угрозу и для атакующего самолета.
Все это породило и необычные способы борьбы с самолетами-снарядами. Один из французских офицеров в составе королевских ВВС, капитан Жан-Мари Маридор, вплотную подвел свой «Темпест» к летящей ракете и опрокинул ее консолью крыла. Тактику Маридора приняли на вооружение и другие летчики, а мужественному 24-летнему пилоту генерал Шарль де Голль вручил орден Почетного легиона. Отважный летчик погиб 4 августа 1944 г., протаранив полого пикирующий Фау-1.
Использовался и другой прием уничтожения Фау-1 без применения стрелкового вооружения: некоторые пилоты «Темпестов» струями винта своего истребителя заставляли крылатую ракету перевернуться и врезаться в землю. Хотя эти способы и приносили победу в борьбе с «летающими бомбами», большинство пилотов обходилось штатным вооружением, достигая при этом значительных успехов. Одним из наиболее результативных стал командир эскадрильи Т. Бэрри, на его счету было 37 уничтоженных крылатых ракет.
Сборные пусковые установки Фау-1 легко восстанавливались после налетов бомбардировщиков союзников. Поэтому, несмотря на все усилия союзников, в июне-июле 1944-го интенсивность налетов Фау-1 заметно не снизилась. В некоторые дни в зону патрулирования британских ВВС прорывалось до 160 крылатых ракет.
Чтобы как-то решить эту проблему, американцы разработали достаточно экстравагантный план «Наковальня», по которому роль высокоточного оружия выполняли отслужившие свой срок самолеты В-17. У «летающих крепостей» срезали верхнюю часть кабины для облегчения покидания самолета двумя членами экипажа, устанавливали телевизионную аппаратуру и радиокомандную систему управления. После того как загруженный взрывчаткой В-17 поднимался в воздух, члены экипажа выводили самолет на курс и покидали бомбардировщик с парашютами. Дальнейшее управление В-17 осуществлялось с истребителя, который летел параллельным курсом. С высоты 6000 м пилот истребителя обнаруживал и распознавал цель, после чего переводил радиоуправляемый бомбардировщик в пикирование. 4 и 6 августа таким образом были уничтожены цели, надежно защищенные прочными железобетонными укрытиями, в районах Спракота, Ваттона и Вирзена.
Со второй половины июля снова возобновились бомбардировки баз снабжения и заводов, связанных с производством ракет. За неполный месяц было совершено 20 крупных налетов стратегической авиации союзников на склады Фау-1. На объекты ракетной промышленности совершено 15000 самолетовылетов и сброшено 48 000 т бомб.
Новые 6-тонные бомбы «Толлбой» применялись против подземного склада ракет в Сент-Езерне, завода «Фольксваген» в Фаллерслебене, опытного завода в Пенемюнде и предприятия «Опель» в Рюссельгейме. Впрочем, удары по промышленным объектам Германии не смогли оказать какого-либо серьезного влияния на выпуск крылатых ракет. Темпы производства даже возросли. В первую очередь из-за того, что с июля 1944 года сборка Фау-1 сосредоточилась в Нордхаузене, на неуязвимом для воздушных налетов подземном заводе.
Система противоракетной обороны Англии состояла из четырех зон: внешней и внутренней зон прикрываемых истребителями, зоны береговой зенитной артиллерии и зоны аэростатов заграждения. Во внешнюю зону входило воздушное пространство над Ла-Маншем до побережья Британии. Там патрулировало от четырех до шести истребителей «Мустанг» Мк.III и «Спитфайр» Мк.ХIV днем, или 3-4 самолета ночью. Здесь же расположили 15 кораблей радиолокационного дозора, наводивших на цели перехватчиков. Их легкие зенитные пушки также вели огонь по пролетающим крылатым ракетам.
В течение лета 1944-го потери английского населения от ракет составили порядка 21400 человек убитыми и ранеными. Было полностью разрушено 25511 домов, а огромное количество зданий получило повреждения различной степени. Только в густонаселенных районах Лондона и его пригородах пострадало до 75% строений. Это все, чем могли «гордиться» создатели «чудо-оружия».
Оставшись без системы стартовых позиций в результате летнего наступления союзников, немцы отказались от запуска Фау-1 по Англии с территории Франции и передислоцировали 155-й зенитно-ракетный полк из Голландии в Германию. Новыми целями стали города Антверпен, Брюссель и Льеж. Боевой опыт запуска Фау-1 с самолетов-носителей, впервые проведенный 8 июля, позволял наносить удары по Британии с различных направлений в обход уже сформировавшейся системы ПВО. Было использовано около ста самолетов-носителей из трех авиагрупп.
До 14 января 1945-го по городам Англии с бомбардировщиков запустили около 1200 Фау-1. Для экипажей самолетов-носителей это было совсем не простым занятием. Ночной полет без наземных ориентиров над морем на высоте 100-300 м, выход на рубеж пуска на удалении 50-60 км от береговой линии, набор высоты в несколько тысяч метров, выдерживание точного курса во время сброса Фау-1 представляли немалые трудности. При этом необходимо остаться невидимым для радиолокационных станций и ночных перехватчиков. Сюда же следует добавить угрозу, которую представлял для экипажа собственный самолет-снаряд: из 77 экипажей Не-111, не вернувшихся на свои аэродромы, 30 погибло в моменты запуска ракет.
Хотя «Хейнкели» и сделали ракетный террор более мобильным, но они действовали эпизодически, а масштаб их применения был относительно невелик. Англичанам по-прежнему удавалось сбивать около половины самолетов-снарядов.
Однако в феврале 1945-го немецкие конструкторы создали усовершенствованный вариант Фау-1, с увеличенной до 370 км дальностью пуска. На территории Западной Европы успели построить три наземные стартовые позиции, нацеленные на Лондон. После того, как это стало известно английской разведке, две из них были уничтожены. С третьей же пусковой установки, расположенной около города Дельфта, в течение всего марта производились старты.
В феврале 1945 года Гитлер заявил, что секретное «чудо-оружие» в последний момент изменит обстановку в пользу третьего рейха. Это говорилось всего за два месяца до падения Берлина. Ставка на ракетное оружие явно провалилась, но вновь и вновь шли приказы увеличить производство Фау-1, сократившееся до 2000 экземпляров в месяц. Новыми самолетами-носителями должны были стать реактивные бомбардировщики «Арадо» Аг-234С-2. Предусматривалась буксировка и запуск Фау-1 при помощи жесткой сцепки.
В альтернативном варианте самолет-снаряд должен был устанавливаться на подъемной пусковой рампе над фюзеляжем ракетоносца. Ракетных специалистов, техническую документацию, уникальные опытные образцы и новейшее оборудование эвакуировали в Нордхаузен, где изо всех сил продолжался выпуск ракет. Последний самолет-снаряд упал на территорию Англии 29 марта 1945-го.
Советское военное командование также учитывало возможность применения фашистами Фау-1 на Восточном фронте. С началом первых боевых пусков по Англии Ставка приказала командующему артиллерией Н. Воронову принять все меры по защите Ленинграда и других крупных городов от беспилотных средств. 19 июля 1944-го были утверждены и направлены в войска ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». По специально разработанному плану с выделением необходимых сил и средств в зоне ответственности ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Но стремительное отступление на Восточном фронте, а также желание нацистской верхушки хоть напоследок покарать «туманный Альбион» не дали возможности применить Фау-1 против Советского Союза.
Большой разброс (до 80% снарядов падало на расстоянии свыше 6,5 км от точки цели) и невозможность прицельной стрельбы из-за отсутствия коррекции по дальности и боковому сносу привели руководство Люфтваффе к созданию на базе Фау-1 ее пилотируемого варианта.
Идейными вдохновителями проекта стали оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени, известный диверсант, террорист, разработчик и исполнитель различных тайных операций, и лучшая немецкая летчица Ханна Рейч. Начальник штаба Люфтваффе Гюнтер Кортен приказал командиру эскадры специального назначения КG 200 полковнику В. Баумбаху сформировать отдельную учебно-боевую группу. Таким образом внутри КG 200 образовалась эскадрилья «Leonidasstaffel», в которую вошли 60 опытных пилотов и летчиков-испытателей исследовательского центра в Рехлине».
Автор статьи рассматривает особенности технических конструкций ракеты Фау – 1. «Завод в Даннебурге переделал 175 Фау-1 в пилотируемые самолеты-снаряды. С них снимали систему автоматической стабилизации, а на месте баллонов со сжатым воздухом оборудовали кабину пилота с органами управления и минимальным числом приборов, крыло оснастили элеронами. Были изготовлены одно- и двухместные учебные варианты пилотируемого самолета Fi-103 с посадочной лыжей, а для боевого варианта вообще никакого шасси не предусматривалось.
Одновременно строилось несколько экземпляров четырех вариантов пилотируемых снарядов под названием «Рейхенберг». Это «Рейхенберг I» - двухместный, учебно-тренировочный, с увеличенным размахом крыла, без пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД), «Рейхенберг II» - одноместный, учебно-тренировочный, с ПуВРД, «Рейхенберг III» - с весовым макетом боевой части и посадочной лыжей, «Рейхенберг IV» - с боевой частью, ПуВРД, без посадочной лыжи».
Подчеркивается, что «первое же испытание пилотируемого снаряда «Рейхенберг III», за которым с земли наблюдали Скорцени и Рейч, закончилось катастрофой. После отстыковки от самолета-носителя летательный аппарат некоторое время выдерживал заданное направление и высоту, а затем вдруг резко пошел вниз, скрылся за лесом и взорвался. Дальнейшие испытания Ханна Рейч, имевшая опыт полетов на Ме-163, проводила уже сама.
В ходе исследовательских полетов выяснилось, что «Рейхенберг» имеет неудовлетворительные летные данные. Причем особенно опасен он был на посадке с выпущенной лыжей, что отмечали и другие летчики-испытатели. Осуществить же запланированное ранее покидание пилотируемого снаряда на парашюте не было никакой возможности, так как непосредственно за фонарем зиял воздухозаборник двигателя. Требовалась катапульта.
Провальные результаты испытаний «Рейхенберга» не остановили верхушку нацистского руководства. Для улучшения летных характеристик фирме «Порше» было выдано техническое задание на разработку турбореактивного двигателя одноразового применения «109-005» мощностью 5000 л.с. С заводских стапелей начали сходить боевые образцы пилотируемого снаряда «Рейхенберг» IV, 28 из которых даже поступили в учебно-боевую часть. Но до их боевого применения дело так и не дошло.
За годы войны немецкая промышленность изготовила более 20440 крылатых ракет (из 60000 запланированных). С июля 1944-го по март 1945-го только на Англию было выпущено 10492 Фау-1. Из них 2419 поразили Лондон, на другие города упало 1112 «летающих бомб». 8696 запущено по Антверпену и 3141 по Льежу. Хотя из этого количества 1847 оказались сбитыми перехватчиками, 1878 - зенитной артиллерией, 232 штуки попали в тросы аэростатов заграждения, а 3004 просто не долетели из-за низкой технической надежности, военным и политикам стало ясно, что появилось новое средство ведения войны с огромными потенциальными возможностями».
В заключении автор пишет, что результаты боевого применения крылатых ракет системы Фау-1 не оправдали военных и политических ожиданий руководства Третьего Рейха. Несмотря на мощное морально-психологическое воздействие, произведенное на британской население, англичане все равно вознамерились продолжать вести войну до победного конца.
Тем не менее, капитуляция гитлеровской Германии не означала завершение истории Фау-1.. В конце войны оставшиеся баллистические и крылатые ракеты, тонны технической документации, технология производства, стартовое оборудование, специалисты достались странам-победителям в качестве трофеев. Многие государства начали всё это использовать, перерабатывать и «ставить на вооружение своих армий» . «Первыми к этой гонке вооружений приступили Соединенные Штаты. Уже 9 июня 1944 года обломки неразорвавшейся Фау-1 были доставлены самолетом на авиабазу «Райтфилд». Группа авиаконструкторов в срочном порядке реконструировала узлы и агрегаты крылатой ракеты, а всего через семнадцать дней уже был готов первый реальный образец самолета-снаряда. Серийное изготовление ракет под обозначением В-2 поручили фирме «Рипаблик», а производство пульсирующего двигателя - компании «Форд». До конца войны американцы изготовили около 1200 ракет, получивших название KUW-1 «Лун», но применить их так и не успели. Развитием Фау-1 стал самолет-снаряд SSM-N-8 «Регулус I», запущенный американцами в начале пятидесятых в серийное производство для оснащения тяжёлых крейсеров и крупных специальных субмарин.
Не остался в стороне и Советский Союз. Несмотря на то, что наши военные специалисты были крайне невысокого мнения о боевых возможностях самолета-снаряда Фау-1, к концу 1944 г. на авиазаводе №51 началась постройка аналога германской ракеты на основе полученных из Британии образца Фау-1 и отдельных частей и узлов, обнаруженных на территории Польши. Испытания самолёта-снаряда, названного «10Х», провели в августе 1945 года. Дальнейшее последовательное развитие крылатой ракеты 10Х шло под руководством В.Н. Челомея.
Были созданы модификации 10ХН и 16Х, отличавшиеся от германских самолетов-снарядов высокой эксплуатационной надёжностью. Но в конце 1952 года было решено прекратить работы по созданию крылатых ракет на основе Фау-1».
Какой вывод желательно сделать из вышеизложенных событий? Во-первых, неудачные результаты испытания немецкой ракеты Фау-1 полностью свидетельствуют о несостоятельности утверждений, будто Советская социалистическая экономика якобы проигрывала капиталистической в области производства оборонной продукции. Напротив, качество Фау-1 продемонстрировало технико-технологическое отставание от производства Советского образца. Во-вторых, материал, представленный в статье, даёт лишний раз понять, что разговоры о США как о «самой прогрессивной и передовой стране мира» также являются беспочвенными. Какие аргументы выдвигают в пользу данной версии? Якобы, они производят высокотехнологические товары, активно внедряют инновации и т.д. Но конкретный пример показывает, что американцы пользуются разработками других стран. присваивая их себе, он выдают это за свои мифические «успехи».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. .
В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях. Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат. Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».
К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» – крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.
Крылатая ракета «Фау-1»
Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.
Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.
Боевая часть «Фау-1» содержала до тонны аммотола.
Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.
Баллистическая ракета «Фау-2»
Семейство , создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.
В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.
Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.
Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.
Применение
Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.
По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.
Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.
Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.
«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.
Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.
Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.
Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.
В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.
Технические характеристики
Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».
Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.
Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.
Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.
А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.
Невысокая точность ракет делала их пригодными только использования в качестве оружия террора, для обстрела крупных городов.
Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.
В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.
Видео
"Физелер" Fi 103 - самолет-снаряд (крылатая ракета), разработанный немецкими конструкторами Робертом Луссером из фирмы "Физелер" и Фрицем Госслау из фирмы "Аргус Моторен". Благодаря пропаганде Геббельса эта ракета получила широко известное название "Фау-1" - V-1, сокр. от нем. Vergeltungswaffe, "оружие возмездия". В немецких источниках этот летательный аппарат также известен, как FZG-76. Проект ракеты предложен Техническому управлению Министерства авиации в июле 1941 года. Производство начато в конце 1942 года.
"Фау-1" оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, несла боевую часть массой 750-1000 кг. Первоначально дальность полета ограничивалась 250 км, впоследствии была увеличена до 400 км.
Начиная с 1942 года на исследовательской станции "Пенемюнде-Запад" началась разработка самолета-снаряда "ФАУ-1".
Самолеты-снаряды "Фау-1" выпускались с марта 1944 года на секретном заводе в районе Нордхаузена в Тюрингии. За годы войны было изготовлено около 16 000 единиц этого оружия.
Описание.
Фюзеляж ракеты "Фау-1" представлял из себя веретенообразное тело вращения с длиной 6,58 м, а также максимальным диаметром 0,823 м. Фюзеляж выполнялся из тонколистовой стали с использованием сварки. Крылья же выполнялись как из стали, так и из фанеры. Над фюзеляжем располагался реактивный двигатель длиной 3,25 м.
Двигатель для ракеты был разработан конструктором Паулем Шмидтом в конце 1930-х годов. Производством этого двигателя в 1938 году занялась фирма "Аргус Моторен" (Argus Motoren) и он получил наименование Argus-Schmidtrohr (As109-014).
Суть работы пульсирующего воздушно реактивного двигателя заключается в том, что в нем используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух в камеру сгорания подаются периодически. За одну минуту в двигателе происходило 50 пульсаций или циклов.
Цикл работы такого двигателя состоит из следующих фаз:
1. Клапаны открываются и в камеру сгорания поступают воздух и топливо, из которых образуется смесь;
2. Смесь поджигается при помощи искры свечи зажигания, образовавшееся после чего избыточное давление закрывает клапан;
3. Продукты сгорания выходят через сопло и создают реактивную тягу.
В качестве системы управления этим летательным аппаратом был представлен автопилот, который удерживал его на заданной высоте в течение всего полета. Стабилизация по курсу и тангажу велась по показаниям главного трехстепенного гироскопа, которые суммировались по тангажу с показаниями барометрического датчика высоты, а по курсу и тангажу со значениями угловых скоростей, измеряемых двумя двухстепенными гироскопами. "Фау-1" перед стартом наводилась на цель по магнитному компасу, который входил в систему управления ракетой. В течение полета курс корректировался по этому прибору, а именно при отклонении от показателей компаса электромагнитный механизм коррекции воздействовал на рамку тангажа главного гироскопа, заставляя его прецессировать по курсу в направлении заданного показания компаса, затем система стабилизации сама приводила ракету к правильному курсу.
У ракеты отсутствовало управление по крену. Благодаря отличной аэродинамике она довольно устойчива вокруг своей оси и необходимость в таком управлении отсутствовала.
Логическая часть системы действовала пневматически на сжатом воздухе. Угловые показания гороскопов при помощи поворотных сопел со сжатым воздухом преобразовывались в форму воздушного давления в выходных патрубках преобразователя и в такой форме показания суммировались по соответствующим каналам управления, приводя в действие золотники пневматических машинок рулей курса и высоты. Гироскопы раскручивались также сжатым воздухом через специальные турбинки. Для питания системы в ракету помещались два оплетенных проволокой стальных шаровых баллона со сжатым под давлением 150 атмосфер воздухом.
Дальность полета отмечалась на механическом счетчике перед стартом ракеты. Лопастной анемометр, размещавшийся в носу, вращал набегающий поток воздуха и тот крутил счетчик до нуля с возможной погрешностью ± 6 км. После достижения нуля снималась блокировка взрывателей боевой части и ракета уходила в пикирование.
Было два варианта запуска ракеты в воздух: наземной катапультой Вальтера и с самолета-носителя. В качестве второго варианта использовался бомбардировщик "Хейнкель" He 111.
Катапульта представляла собой массивную конструкцию длиной 49 метров, которая монтировалась из 9 секций. Катапульта имела наклон к горизонту равный 6°. При разгоне ракета двигалась по двум направляющим как по рельсам. Внутри катапульты имелась труба диаметром 292 мм, которая играла роль цилиндра парового двигателя. В трубе перемещался поршень, за который крепилась ракета. Поршень приводился в движение давлением парогазовой смеси. Передний конец цилиндра был открыт и поршень вылетал вместе с ракетой и уже в полете отсоединялся от нее. Катапульта сообщала снаряду скорость примерно в 250 км/ч за одну секунду разгона. Теоретически с катапульты можно было сделать 15 запусков в день. На практике максимально выходило 18 ракет. Стоит учитывать и то обстоятельство, что около 20% от всех запусков оказывались аварийными.
Известный миф заключается в том, что для запуска двигателя ракете необходима скорость как минимум 250 км/ч. Это в корне неверное суждение. Двигатель самолета-снаряда запускался перед самим пуском с катапульты.
Для запуска ракет с самолета-носителя была сформирована специальная часть Люфтваффе - III./KG3 «Blitz Geschwader», третья группа 3-й бомбардировочной эскадры ("Молниеносная эскадра"), на вооружении которой состояли He 111 модификации H22. С июля 1944 года по январь 1945 года она совершила 1176 запусков. По послевоенным подсчетам потери этой группы во время запусков ракет были достаточно высоки, а именно 40%. Самолет-носитель мог пострадать как от истребителей противника, так и от реактивной струи самой ракеты.
Производство.
В создании этого оружия принимали участие следующие предприятия военной промышленности Германии:
Gerhard Fieseler Werke, Kasell;
Argus Motors, Berlin;
Walter, Kiel;
Askania, Berlin;
Rheinmetall-Borsig, Breslau.
Выпуск отдельных деталей и окончательная конвейерная сборка проходили в подземном заводе Миттельверке (Mittelwerke) в Нидерзахсверфене (Niedersachswerfen), возле Нордхаузена. Завод имел кодовое имя "Hydras".
Строительство этого завода началось в августе 1936 года. В 1937 году завершились работы над 17 поперечными галереями. Постройка остальных проводилась двумя этапами в промежутке между 1937 годом и вплоть до марта 1944 года. Первоначально планировалось использовать этот объект, как хранилище химического оружия. Однако, из-за большого ущерба, который несли немецкие завода военной промышленности из-за налетов союзной авиации в сентябре 1943 года было решено разместить там завод. Массовое производство ракет "Фау-1" началось на Миттельверке в марте 1944 года. Поперечные галереи №1 - №19 использовались под сборку авиационных моторов, остальные - №20 - №46 - под ракеты "Фау-1" и "Фау-2".
Этот огромный завод располагался под горой Конштейн (Kohnstein), в двух километрах юго-западнее деревни Нидерзахсверфен и шести километрах севернее Нордхаузена. Он был одним из восьми крупных заводов в этом районе. Там проходил весь процесс сборки ракет "Фау-1" и "Фау-2", авиационных моторов фирмы "Юнкерс" Jumo 004 и Jumo 213. Кроме того, на заводе производились детали для новейших немецких зенитных ракетных систем "Тайфун" (Тайфун) и "Красные тарелки(?)" (Schildrote). На заводе круглосуточно кипела работа, на нем в две 12-часовые смены трудилось около 12 тысяч человек. Порядка 75% из них были иностранными рабочими. В месяц выпускалось от 800 до 1000 ракет "Фау-1" и "Фау-2", а также около 200 авиационных моторов.
Основное производство размещалось вокруг двух основных туннелей, каждый примерно полтора километра длиной, 10 метров шириной и 7,5 метров высотой. Эти туннели шли от одной стороны горы к другой, таким образом имели выходы на всех концах. Основные туннели соединялись 46-ю галереями длиной около 150 метров каждая. Основные туннели имели по паре железнодорожных путей для быстрой транспортировки необходимых материалов и готовой продукции. Несмотря на то, что общая плановая площадь на нижнем и верхнем уровнях была около 600 000 м 2 , использовалось на нижнем 120 000 м 2 , а на верхнем 45 000 м 2 .
Структура грунта, в котором располагались туннели была чувствительна к высокой температуре. Температура выше 20° могла вызвать обвалы. В 1944 и 1945 годах случались крупные обвалы. При одном из них погибло 12 рабочих завода.
Завод работал вплоть до подхода войск союзников. Все оборудование оставалось на своих местах. В американских отчетах отмечено, что на месте было обнаружено около 5000 различных станков, а также некоторые секретные материалы - коробки с фильмами об испытаниях "Фау-2". Упоминалось также, что офицеры СС успели уничтожить копии секретных чертежей ракет.
Боевое применение.
Целями для этих самолетов-снарядов были выбраны большие города: Лондон, Манчестер, а позднее Антверпен, Льеж, Брюссель и даже Париж.
Вечером 12-го июня 1944 года немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале на северном побережье Франции начали необычайно сильный обстрел Британских островов. Это была отвлекающая акция. В 4 часа утра обстрел прекратился и спустя некоторое время английскими наблюдателями в Кенте был обнаружен некий "самолет", который издавал странный звук и испускал яркий свет в хвостовой части. Этот аппарат продолжил полет над Даунсом, а затем спикировал и взорвался в Суонскоуме, возле Грейвсенда. Это была первая ракета "Фау-1", взорвавшаяся на Британских островах. В течение последующего часа упали еще три таких ракеты - в Какфилде, Бетнал-Грине и Плэтте. После этого начались ежедневные систематические налеты "Фау-1" на английские города. Жители Лондона стали называть эти ракеты "летающими бомбами" (flying bomb) или "жужжащими бомбами" (buzz bomb) из-за характерного звука их двигателя.
Англичане начали срочно разрабатывать план по обороне своих городов от атак немецких самолетов-снарядов "Фау-1". Планом предусматривалось создание трех рубежей: истребители, зенитная артиллерия и аэростаты. Для обнаружения целей было решено использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наблюдательных постов. Аэростаты заграждения решено было развернуть сразу за линией зенитных орудий в количестве 500 постов. Зенитная артиллерия была усилена в срочном порядке. 28 июня в отражении атаки "Фау-1" на Лондон участвовало всего 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Вскоре было решено задействовать зенитные танки, ракетные установки и вдвое больше аэростатов.
Королевский флот высылал корабли к французскому берегу для обнаружения запуска ракет. Они стояли в семи милях от берега с интервалом три мили. Тут же дежурили и истребители. При обнаружении цели корабли давали сигнал истребителям при помощи сигнальных или осветительных ракет. Задача сбить самолет-снаряд была не из легких из-за его высокой скорости. У истребителей было всего 5 минут на это. За эти 5 минут "Фау-1" проходила от французского берега до зоны зенитного огня, а через еще одну минуту до зоны аэростатов заграждения.
Для повышения эффективности обороны против немецких самолетов-снарядов англичане передвинули свою зенитную артиллерию от окрестностей городов прямо к побережью. 28-е августа стало переломным днем, из 97 "Фау-1", пересекших Ла-Манш, 92 были сбиты, только 5 достигли Лондона. Последний самолет-снаряд "Фау-1" упал в Англии только в марте 1945 года, незадолго до окончания войны.
Немецкие ракеты "Фау-1" нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Потери среди населения составили 5864 человека убитыми, 17197 человек тяжело раненными и 23174 человека легкоранеными. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина "Фау-1" достигла цели, эти удары оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.
С 13-го июня по 15-е июля |
С 16-го июля по 5-е сентября |
Всего | |
Количество "Фау-1", выпущенных по Лондону: | 4361 | 4656 | 9017 |
Обнаружено системой ПВО Англии: | 2933 | 3790 | 6723 |
Преодолели систему ПВО: | 1693 | 1569 | 3262 |
Количество "Фау-1", разорвавшихся в черте города: | 1270 | 1070 | 2340 |
Количество "Фау-1", уничтоженных системой ПВО: | 1240 | 2221 | 3461 |
В том числе: | |||
- истребителями | 924 | 847 | 1771 |
- зенитной артиллерией | 261 | 1198 | 1459 |
- аэростатами заграждения | 55 | 176 | 231 |
Процент сбитых "Фау-1" к числу обнаруженных: | 42 | 58 | 50 |
После высадки союзников во Франции и их быстрого наступления на Западном фронте с освобождением Франции и Голландии удары стали наносится по Антверпену и Льежу. Несколько ракет даже были пущены по Парижу. Сами пусковые установки размещались на северном побережье Франции и Голландии.
В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, в котором сравнивалась эффективность действий немецких бомбардировщиков во время "Битвы за Англию" и последующими налетами самолетов-снарядов "Фау-1". Данные, вошедшие в этот отчет представлены внизу таблицей.
Данная таблица сравнивает операцию "Блиц" (ночная бомбардировка Лондона) на период в 12 месяцев с атаками самолетов-снарядов "Фау-1" за период 2,75 месяца.
"Blitz" | V-1 | |
1. Стоимость для Германии | ||
Вылетов: | 90 000 | 8025 |
Вес бомб: | 61 149 тонн | 14 600 тонн |
Расход топлива: | 71 700 тонн | 4681 тонна |
Потеряно самолетов: | 3075 | 0 |
Потери экипажей: | 7690 человек | 0 |
2. Результаты | ||
Строений уничтожено или повреждено: | 1 150 000 | 1 127 000 |
Потери населения: | 92 566 человек | 22 892 человека |
Отношение потерь к расходу бомб: | 1,6 | 4,2 |
3. Стоимость для Англии (действия истребителей-перехватчиков) |
||
Вылетов: | 86 800 | 44 770 |
Потеряно самолетов: | 1260 | 351 |
Потери экипажей: | 2233 человека | 805 человек |
Проект "Рейхенберг".
Суть проекта заключалась в создании пилотируемого варианта самолета-снаряда "Фау-1". Прототипы такой версии получили обозначение Fieseler Fi 103R "Рейхенберг". В серийное производство эти летательные аппараты не вышли.
Идею создания подобного оружия приписывают известной немецкой летчице Ханне Рейч и весьма неординарной личности гауптштурмфюреру СС Отто Скорцени. Управляемые ракеты предполагалось использовать против кораблей союзников и укрепленных наземных целей. Первоначально рассматривалось несколько самолетов и "Фау-1" отклонили в пользу Me 328, а затем FW 190. Расчет делался на то, что направив самолет на цель, пилот покидал свое кресло. Под этот проект была даже выделена отдельная часть - 5-я эскадрилья 200-й бомбардировочной эскадры (5./KG200), которую возглавил гауптманн Лянге. Эта эскадрилья получила неофициальное название "эскадрилья Леонидоса", намекающая на особую героическую миссию этого подразделения.
Испытания проводились с FW 190, несущим различные бомбы. Вскоре было установлено, что шансы тяжело нагруженного истребителя пробиться через заслоны перехватчиков союзников крайне малы. Немецкий планерный институт в Айнринге получил задание создать пилотируемый вариант ракеты. Учитывая высокие ставки на данный проект, всего за 14 дней были изготовлены учебный и боевой варианты ракеты и начаты испытания. Одновременно под Данненбургом была подготовлена линия по переделке обычных "Фау-1" в пилотируемые.
Первые летные испытания были проведены в Лярце в сентябре 1944 года. Fi 103R был запущен в безмоторный полет с борта Не 111, но разбился после потери управления из-за случайного сброса фонаря кабины. Второй полет на следующий день также закончился потерей самолета. Третий полет оказался более успешным, хотя Fi 103R и получил повреждения при ударе о носитель в момент отцепки. В следующем полете из-за потери песочного балласта самолет разбился.
Всего по программе "Рейхенберг" были созданы четыре пилотируемых варианта самолета-снаряда, в том числе три учебных. Это были "Рейхенберг-I" одноместный вариант с посадочной лыжей, "Рейхенберг-II" со второй кабиной на месте боеголовки, "Рейхенберг-III" одноместный вариант с посадочной лыжей, закрылками, импульсным двигателем "Аргус" Аs 014 и балластом на месте боеголовки.
Боевой вариант "Рейхенберг-IV" был простейшей переделкой стандартной ракеты. Переоборудование включало установку небольшой кабины перед воздухозаборником двигателя. На приборной доске были прицел, часы, указатель скорости, альтиметр, авиагоризонт, гирокомпас на стойке, прикрепленной к полу, с трехфазным преобразователем и небольшой 24-вольтовой батареей. Управление - обычная ручка и педали. Сиденье из фанеры с мягким заголовником. Фонарь открывался направо, имел бронированное лобовое стекло и метки, указывающие угол пикирования. Кабина занимала бывший отсек с двумя круглыми баллонами сжатого воздуха. "Рейхенберг-IV" нес только один такой баллон. Он располагался на месте бывшего автопилота. Всю заднюю часть крыла занимал элерон.
* Максимальная дальность: до 280 км
* Скорость полёта: 656-800 км/ч (от текущей массы)
* Боевая часть: фугасная, 700-1000 кг
«Фау-1», V-1 (A-2 , Fi-103 , «Физелер-103» , FZG 76 ) - самолёт -снаряд (крылатая ракета), состоявшая на вооружении армии Германии в конце Второй мировой войны . Это название происходит от нем. Vergeltungswaffe-1 («оружие возмездия-1»).
В пульсирующем воздушно-реактивном двигателе (ПуВРД) используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло . Горючее и воздух подаются периодически.
Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:
- Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздух (1) и топливо (2), образуется воздушно-топливная смесь.
- Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания . Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан (3).
- Горячие продукты сгорания выходят через сопло (4) и создают реактивную тягу.
В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями .
Система управления
Система управления снарядом представляет собой автопилот , удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полёта.
Всего было изготовлено около 30 000 аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными . Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.
Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнем) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.
После того как союзники высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Нидерландах (в первую очередь порт Антверпена , Льеж), несколько снарядов были выпущены по Парижу .
Оценка проекта
Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев
В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.
Им была подготовлена следующая таблица:
Blitz | V1 | |
1. Стоимость для Германии | ||
Вылетов | 90 000 | 8025 |
Вес бомб, тонн | 61 149 | 14 600 |
Израсходовано топлива, тонн | 71 700 | 4681 |
Потеряно самолетов | 3075 | 0 |
Потеряно экипажа | 7690 | 0 |
2. Результаты | ||
Строений уничтожено/повреждено | 1 150 000 | 1 127 000 |
Потери населения | 92 566 | 22 892 |
Отношение потерь к расходу бомб | 1,6 | 4,2 |
3. Стоимость для Англии Усилия самолетов сопровождения |
||
Вылетов | 86 800 | 44 770 |
Потеряно самолетов | 1260 | 351 |
Потеряно человек | 2233 | 805 |
После войны
В качестве трофеев Советскому Союзу достались несколько ракет «Фау-1» при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше. Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» - 10Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой Владимир Николаевич Челомей . Первые испытания начались в марте 1945 года на испытательном полигоне в районе Ташкента . В отличие от Фау-1, советские ракеты 10Х предназначались для запуска не только с наземных позиций, но также с самолетов и установок корабельного базирования. Лётные испытания закончили в 1946 году , однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, поскольку значительно превосходило прототип). Также ракета 10Х имела малую дальность и скорость полёта меньшую, чем у поршневого истребителя. В послевоенное время В. Н. Челомеем было разработано ещё несколько ракет на основе 10Х (14Х и 16Х), но в начале 1950-х разработки были прекращены, а разрабатывавшее их КБ закрыто.
На основе пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) Argus, применяемого в ракетах «Фау-1», Германия готовила [когда? ] самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип [прояснить ] , и в мае 1946-го самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя на буксире за Ju.88G6 . Однако в ходе испытательного полёта 21-го мая произошла катастрофа, в результате которой погиб лётчик-испытатель и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено [кем? ] ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.
США еще в 1944 году воспроизвели методом обратной разработки ракету Фау-1 из обломков снарядов, упавших на территории Великобритании. Оценив дизайн германской ракеты как весьма удачный для массового производства, американская армия организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon . В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную систему наведения, что позволило существенно увеличить точность . Кроме того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч ракет для применения с самолетов по Японии, но война кончилась раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.
После войны, ракетой заинтересовался американский ВМФ, успешно проведший серию испытаний по запуску ракеты с субмарин. Тем не менее, ракета быстро устаревала, и в 1949 году программа была отменена.
См. также
Примечания
Литература
- Кузнецов К. Реактивное оружие Второй Мировой. - М .: Яуза, Эксмо, 2010. - 480 с. - (Артиллерия - бог войны). - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-44343-7
- Горожанин С., Муратов М. Физелер «Рейхенберг» (рус.) // Крылья Родины . - М ., 1994. - № 3. - С. 47. - ISSN 0130-2701 .
- Dr. Carlo Kopp Early cruise missile operations (англ.) // Defence Today . - 2008. - № 1. - С. 50-52. - ISSN 1447-0446 .