Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения
На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".
Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский ), революционный (К.Ф.Рылеев , В.К.Кюхельбеккер ), философского (Баратынский, Батюшков ), их взаимопроникновением и условностью определений.
Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина , которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.
Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г.Белинский).
Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф.Одоевский , исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А.Погорельского ("Черная курица", "Лафертовская маковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.
Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.
Романтизм в русском изобразительном искусстве.
Основной особенностью романтизма в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Психологизмом и национальным своеобразием отличаются работы русского художника О.А.Кипренского : , . Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов раскрывают глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма отличают портреты, созданные в первые два десятилетия века. - высокая одухотворенность образа поэта, запечатленная в нем воля, энергия, тонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли. Женские образы (,) отличает нежность и поэтичность.
Реалистические черты проступают в романтических произведениях В.А.Тропинина (,). - иная, оригинальная трактовка поэта, служителя муз.
Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях К.П.Брюллова . Ясно ощущается романтический пафос картины, противопоставление в ней ощущения катастрофы, трагической безысходности и самоотверженности, духовной красоты людей в момент смертельной опасности. В этом полотне красной нитью проходит связь идеи картины с русской действительностью начала XIX века. Как средства художественной выразительности можно отметить смелость цветового решения, контрасты цвета и света, световые рефлексы. Красотой и выразительностью отличаются произведения Брюллова итальянского периода, женские образы (,), мужские портреты (,).
Особо следует упомянуть о роли автопортрета в творчестве русских художников-романтиков. Он предстает как история духовной жизни общества первой половины XIX века, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей (автопортреты,). Разочарованность, одиночество героя, разлад с обществом, предвещают появление "героя нашего времени" в автопортретах Кипренского (1822-1832гг). Обреченность, безысходность, глубокая усталость "лишних людей" ощущается в автопортрете Брюллова (1848). И вместе с тем трагическое звучание, поэтическая тонкость образа. Живописный язык художников-романтиков полон напряженных контрастов светотени, звучных красок как средств характеристики героев.
Романтизм в русской музыке.
Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.
Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.
В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").
Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").
Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.
Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Интересны музыкальные образы других героев оперы (Антонина, ее жених, поляки). Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы. Среди фрагментов оперы, которые мы рекомендуем для прослушивания трагическая ария И.Сусанина и торжественное, ликующее, гимновое звучание заключительного хора "Славься". Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.
Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.
Русский романтизм. Его особенности, представители.
Жуковский и Батюшков – родоначальники русского романтизма.
Поэзия декабристов. А. Грибоедов «Горе от ума». Романтическая поэзия Пушкина.
Вопрос 1. Русский романтизм явился органической частью общеевропейского романтизма, который был движением, охватившим все сферы духовной жизни общества. Романтизм принес раскрепощение личности, человеческого духа, творческой мысли. Романтизм не отвергал достижений предшествующих эпох, он возник на гуманистической основе, вобрав в себя многое из того лучшего, что было достигнуто эпохой Возрождения и веком Просвещения. Важнейшим принципом эстетики романтизма стала идея самоценности личности.
Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии (Шеллинг, Тик, Новалис, Гете, Шиллер); с 1810-х годов – в Англии (Байрон, Шелли, В.Скотт, Блейк, Вордсворт), и вскоре романтическое движение охватывает всю Европу, в том числе Францию. Романтизм не просто направление в литературе – это прежде всего миропонимание, мировосприятие. Для романтизма свойственно противопоставление мечты и действительности, идеала и реальности. Реальной, отвергаемой действительности романтизм противопоставляет некое высшее, поэтическое начало. Антитеза «мечта – действительность» становится у романтиков конструктивной.
Из романтического отрицания действительности возникает и особенный романтический герой. Подобного героя не знала прежняя литература. Это герой, находящийся во враждебных отношениях с обществом, противопоставленный прозе жизни, противопоставленный «толпе». Это человек внебытовой, необыкновенный, беспокойный, одинокий и трагический. Романтический герой – воплощение романтического бунта против действительности, в нем заключен протест и вызов, реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая смириться с бездуховною и бесчеловечною прозою жизни.
Романтические поэты и писатели, в большинстве своем, тяготели к истории, обращались к историческому материалу в своих произведениях. Романтики, обращаясь к истории, видели в ней основы национальной культуры, ее глубинные источники. По отношению к историческому материалу романтики чувствовали себя достаточно свободными, относились к истории свободно и поэтически. Романтики в истории искали не быль, а мечту, не то, что было, а желаемое, они не столько изображали исторический факт, сколько конструировали его в соответствии со своими общественными и эстетическими идеалами.
Все это обусловило следующие черты романтизма:
романтический культ поэта и поэзии,
признание исключительной роли поэзии и поэтического начала в жизни,
утверждение высокого, исключительного, жизненного призвания поэта.
Русский романтизм – это вполне самобытное явление. На развитие русского романтизма оказало огромное влияние национальное самосознание. Однако романтизм в России развивался не обособленно, он находился в тесном взаимодействии с европейским романтизмом, хотя и не повторял его. Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского, следовательно, не мог не принять некоторых его родовых свойств и примет. Аполлон Григорьев писал: «Романтизм, и притом наш, русский… романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целой эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение… Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных…». Если европейский романтизм был социально обусловлен идеями и практикой буржуазной революции, то источники романтической настроенности и романтического искусства в России следует искать прежде всего в Отечественной войне 1812 года, в ее последствиях для русской жизни и русского общественного самосознания. Именно тогда появляется почва и для декабристских, и для романтических настроений.
Преромантизм. Б.В.Томашевский писал: «Этим словом (преромантизм) принято называть те явления в литературе классицизма, в которых присутствуют некоторые признаки нового направления, получившие полное выражение в романтизме. Таким образом, преромантизм есть явление переходное. В нем еще соблюдены все формы классической поэзии, но одновременно намечается и то, что ведет к романтизму». Каковы же признаки, которые ведут к романтизму? Это прежде всего ясное выражение личного отношения к описываемому, изображаемый пейзаж у преромантиков всегда гармонировал с настроениями поэта. Романтизм возникает не внезапно и не сразу. Например, лирика Жуковского вырастала непосредственно в недрах сентиментализма. У Батюшкова связь с сентиментализмом была органической, хотя в лирике его сохранились, в преображенной форме, некоторые черты классицизма. Жуковский был не только первым романтиком в русской литературе, но и до конца жизни неизменно преданным мечте об «ином», «лучшем мире», своему романтическому идеалу.
Романтизм – явление многоликое, он не был однороден в рамках одной национальной культуры, в пределах даже одного и того же исторического периода. Если в романтизме Жуковского и Батюшкова преобладает созерцательно-мечтательное начало, то определяющим признаком романтизма Лермонтова становится напряженный психологизм – подлинное открытие лермонтовского романтизма. Философский романтизм – Одоевский, глава литературно- философского кружка «любомудров», любомудры увлекались немецким романтизмом. Романтик в Одоевском сочетался с упорным «искателем истины», со страстным желанием дойти до сокровенных тайн "души человеческой". С деятельностью кружка «любомудров» связано и творчество Веневитинова, склонного к «философским созерцаниям». С романтическим направлением в разной степени связано творчество поэтов пушкинской плеяды: Вяземского, Дельвига, Давыдова, Языкова. Русский романтизм составляет органическую часть общеевропейского движения романтизма, представителями которого были Шиллер и Гейне, Байрон и Шелли, Жорж Санд и Гюго. Это романтизм «страданий мысли», «духовной жажды», «мятежной мечты», романтизм, обладающий огромной социальной активностью. » Русский романтизм, как и западноевропейский, создал непреходящие эстетические ценности.
Русская поэзия 1/3 XIX века пошла своим особым путем – путем переводов. Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов переводили стихи Гете, Шиллера, Байрона, Петрарки, Ариосто. Жуковский переводил немецких поэтов, Батюшков – итальянских, Пушкин и Лермонтов – французских и английских. Русский язык как бы «омывался» другими европейскими языками, малоизвестные имена становились известными в России. Все эти поэтические переводы не были переводами в строгом смысле этого слова, напротив, это было своеобразное преображение европейской поэзии, приспособление ее к русской почве.
В начале XIX века в русской культурной жизни бурление, нет закоснелой традиционности, происходит своеобразная ломка всех оснований, начиная с языка, сама жизнь была лишена какой бы то ни было стабильности. В русской литературе начинается своеобразное движение к собственному романтизму.
Романтизм как литературный стиль всегда зависит от политической ситуации: в Европе на возникновение романтизма оказала влияние Французская революция. Вместе с тем русский романтизм значительно отличался от европейского: во Франции Наполеон становится диктатором; в Англии, Италии, Испании – романтизм явился результатом разочарований, так как никакой свободы человек не получал, а равенства тем более. Романтические герои восставали против общества, целого мира, Вселенной, иногда – самого Бога. Таким образом, романтический конфликт – это конфликт личности с обществом, со всем миром, конфликт обыденной жизни и мира мечты, мира идеала.
Русский романтизм был иным, хотя, несомненно, опирался на художественные завоевания, которые были достигнуты в западноевропейском романтизме. Русский романтизм был оптимистическим по своему пафосу, опирался и основывался на вере в личность, верил в духовные возможности личности. Уже в начале XIX века в России появились три направления, которые станут ведущими в русском романтизме:
элегический романтизм (Жуковский и Батюшков),
гражданский романтизм (поэты-декабристы: Рылеев, Кюхельбекер, Бестужев)
философский романтизм (поэты-любомудры:Веневитинов).
Романти́зм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Романтизм в литературе
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр
В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.
Романтизм в русской литературе
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Возникновение романтизма в России
В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: «Светлана» и «Людмила». Вариант романтизма байроновский прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов.
Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО.
Романтизм (от франц. Romantisme) - идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.
Мучительный распад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.
Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.
Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?
До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула «пирамиду» общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как «Игрок» Гофмана, «Красное и черное» Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это «Пиковая дама» Пушкина, «Игроки» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении «Путешествие Чайльд-Гарольда». Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - «байронизм», и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. «Я» - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана «Щелкунчик», или уродливый, как в его сказке «Крошка Цахес». В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
ЭПОХА РОМАНТИЗМА
Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.
Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.
И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть «современный человек», человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.
ПУШКИН - ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА
Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.
В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, «готовой», традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.
Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный «философ»-эпикуреец, обитатель условного «городка», а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.
Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое «Я» Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.
Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о «природе» человека, законах человеческого мышления и чувствования.
Сложная и противоречивая душа «молодого человека» начала XIX века в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Евгении Онегине» стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных «зеркал», Пушкин в своей лирике, южных поэмах и «Онегине» стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее - дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.
Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 - начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры («Погасло дневное светило...» (1820), «К Овидию» (1821) и др.) и в поэме «Кавказский пленник», главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее «равнодушием к жизни» и «преждевременной старостью души» (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)
32.Основные темы и мотивы философской лирики А.С.Пушкина 1830-х годов («Элегия», «Бесы», «Осень», «Когда за городом…», Каменноостровский цикл и др.). Жанрово-стилевые искания.
Раздумья о жизни, её смысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскими мотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворений этого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нём настойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решается поэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земного бытия:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.
Стихи поражают удивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь даже тогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять,-
Пишет поэт, завершая стихотворение.
В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкин пишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства. Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте: русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, в значение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поисках правильного пути развития.
Проблема бездорожья. Но уже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». В нём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотив духовного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825 года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участников народного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи, постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникает проблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на него как на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».
Продолжает философскую лирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которого составляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумья над проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкина выходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумья о религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущим мотивом этого стихотворения.
Настоящий расцвет переживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупный произведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в истории привлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговорот природной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении. Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляется автору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит, нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - пишет о себе поэт.
Вглядываясь в художественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легко обнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне звучит главная философская проблема этого стихотворения - проблема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шум новых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будет таким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят их вспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то и позволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй, племя Младое, незнакомое!»
Долгим и тернистым был путь великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотив поэтического бессмертия - ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.
Таким образом, философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего его творчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти и бессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всю философскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будет соответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых она задумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любом этапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом для человечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскому поэту.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО.
Анализ стихотворения «Когда за городом, задумчив я брожу»
“… Когда за городом, задумчив я брожу…”. Так Александр Сергеевич Пушкин
начинает одноименное стихотворение.
Читая это стихотворение становиться понятным его отношение ко всем пиршествам
и роскоши городской и столичной жизни.
Условно это стихотворение можно на две части: первая - про столичное кладбище,
другая - про сельское. В переходе от одной к другой соответственно меняется и
настроение поэта, но, выделяя роль первой строчки в стихотворении, я считаю, было бы
ошибочно брать первую строку первой части, как определяющую все настроение стиха, т.к.
строчки: “Но как же любо мне Осенею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать
кладбище родовое…” Кардинально меняют направление мысли поэта.
В этом стихотворении конфликт выражается в виде противопоставления городского
кладбища, где: “Решетки, столбики, нарядные гробницы. Под коими гниют все мертвецы
столицы В болоте кое-как стесненные рядком…” и сельского, более близкого сердцу поэта,
кладбища: “Где дремлют мертвые в торжественном покое там не украшенным могилам есть
простор…” Но, опять же, сопоставляя эти две части стихотворения нельзя забыть про
последние строки, в которых, как мне кажется, отражено все отношение автора к этих двум
совершенно разным местам:
1. “Что злое на меня уныние находит, Хоть плюнуть да бежать…”
2. “Стоит широко дуб над важными гробами, колеблясь и шумя…” Две части
одного стихотворения сопоставлены как день и ночь, луна и солнце. Автор посредством
сравнения истинного назначения приходящих на эти кладбища, и лежащих под землей
показывает нам насколько различны могут быть одни и те же понятия.
Я говорю о том, что на городские кладбища вдова или вдовец придут только ради
того, что бы создать впечатление горя и скорби, хотя оно не всегда правильное. Те, кто
лежит под “надписями и прозе и в стихах” при жизни заботились только “О добродетелях,
о службе и чинах” .
Напротив, если говорить о сельском кладбище. Туда люди ходят для того, что бы
излить душу и поговорить с тем, кого уже нет.
Как мне кажется, не случайно Александр Сергеевич написал такое стихотворение за
год до своей кончины. Он боялся, как я думаю, что его похоронят на таком же городском,
столичном кладбище и у него будет такая же могила, как и у тех, чьи надгробия он созерцал.
“Ворами со столбов отвинченные урны
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут” .
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Элегия»
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело, как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» - это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения… Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть (поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» - к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
ЛЕКЦИЯ 1
ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА
1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма.
2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма.
3. Искусство и мода эпохи романтизма.
1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма
Понятие «Литература XIX в.» включает в себя прежде всего два направления в искусстве - романтизм и реализм. На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе утверждается новое направление - романтизм. Его можно рассматривать как своеобразный отклик на социальные и экономические изменения в жизни Европы в конце XVIII ст. Главными событиями, которые дали толчок к зарождению романтизма, были Французская буржуазная революция 1789 - 1794 гг. и наполеоновские войны, которые начались после нее, промышленный переворот в Англии Дальнейшее развитие романтизма приходится на период Реставрации (1815 - 1830 гг.) и 30 - 40-е гг. Впоследствии доминирующим направлением стал реализм, на смену которому в 1870 - 1900 гг. пришел натурализм.
Предпосылки возникновения романтизма:
Мировоззренческие: идеи братьев Шлегелів, Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.
Эстетические: сентиментализм, группировка «Буря и натиск», творчество И. Гете и Ф. Шиллера, теория народности Гердера.
Исторические: исторические события в Европе, в частности Великая Французская революция 1789 - 1794 гг.
Романтизм возник в то время, когда Европа пережила сильное духовное разочарование в связи с событиями Французской революции 1789 - 1794 гг. и наполеоновскими войнами. Ставились под сомнение убеждение, что человеку под силу перестроить к лучшему общественный порядок на основе разума, и это удручало. Ведь революция привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось утвердить свободу и справедливость и наполеоновским солдатам. Так был нанесен удар по вере в разум, его могущество, силу. Именно этим объяснялось глубокое разочарование, которое охватило многих художников-романтиков. Оно нашло свое выражение в пессимистичном тоне и трагическом окраске творчества. Именно здесь надо искать истоки образа разочарованного в жизни героя, воспетого романтиками.
Стремительное восхождение Наполеона к вершине славы стало для многих романтиков примером смелого дерзания, духовного раскрепощения личности. И пусть вскоре выдающиеся люди Европы осудят Наполеона за его жажду к власти, имперские амбиции и жестокие завоевательные войны - в памяти людей надолго останется образ Героя. Именно здесь заключаются истоки активного в жизни героя романтизма - героя - бунтаря, героя - протестанта.
Трагическое и героическое в романтическом искусстве тесно переплетены. Сочетание героического, бунтарского настроения и трагического разочарования находим в произведениях писателей - романтиков, в частности в произведениях великого английского поэта Дж. Г. Байрона.
Философской основой романтизма стала философия Фихте с его учением о творческую деятельность абсолютного субъекта «Я», который порождал свой объект исходным пунктом мировосприятие. По его философией, мир рассматривался не как совокупность неизменных вещей и готова форма, а как процесс бесконечного становления, который был творческой духовной деятельностью и причем символической деятельностью, воплощением разоблачения внутреннего через внешнее, то есть процесс художественного творчества.
Человек рассматривалась как основной центр и конечная цель естественного процесса и одновременно как исходный пункт сверхъестественного открытия. Движущими силами души человека считались не мышление и интеллект, а фантазия и чувство.
Субъективное осмысление автором роли явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что писатель - романтик хотел бы увидеть в жизни, - все это часто приводило к неправильному пониманию, а иногда и искажение объективных законов развития действительности. Реалии капиталистического общества не устраивали романтиков, поэтому они находились в постоянном поиске ответов на наболевшие вопросы: как устранить зло и пороки этого общества, где тот идеал, к которому надо стремиться.
Говоря о романтизме следует подчеркнуть, что он не был только литературным направлением, он был движением, которое охватило различные сферы духовной культуры того времени. Он напоминал другие великие эпохи, такие как Средневековье, Возрождение, Просвещение.
2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма
Название термина «романтизм» указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.
Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX ст.
Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.
Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.
Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.
Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню - романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.
Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями - класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).
В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.
Писатели - романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.
Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.
Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.
3. Этапы развития романтизма
Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.
Черты:
Рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;
Отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;
Возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».
Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX вв.)
Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.
Черты:
Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;
Тесная связь с философией;
Тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;
Разлад с действительностью;
Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.
Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).
Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.
Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.
Поздний романтизм (после революции 1848 г.).
Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.
Течения романтизма
Народно-фольклорная (начало XIX ст.) - течение, ориентированная на фольклор и народнопоетичне художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в «Лирических балладах». Вордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В Германии она была утверждена гейдельберзькою школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.
Особенности:
Не только собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народнопоетичного мышления;
Их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная наснаженість и мелодичность народной поэзии;
Не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознании, искусстве.
«Байронічна» (Дж. Байрон, Г. Гейне, А.Міцкевич, О. Пушкин, М. Лермонтов и др.), потому завершенное воплощение она получила в творчестве Байрона.
Особенности:
Сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как «идеализацию возражения»;
Разочарование и меланхолия, депрессия, «мировая скорбь» - эти «негативные эмоции» приобрели абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;
Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;
Острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;
Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения.
Гротескно-фантастическая, которую еще называли «гофманівською», по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобраВНОе переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в прихотливом гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя «петербургских повестей».
Утопическая течение. Получила значительного развития в литературе ЗО-40-х годов XIX ст., проявляясь в произведениях В. Гюго, Жорж Санд, Г. Гейне, Э. Сю, Э. Джонса и др.
Особенности:
Перенос акцента с критики и возражения на поиски «идеальной правды», на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;
Проповедование оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;
Выступление против «индивидуализма современного человека» и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;
Выражение оптимистической надежды и пророчества, утверждение идеальной правды;
Широкое использование риторических средств.
- «Вольтерівська» течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, в разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана В. Скоттом. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.
4. Искусство и мода эпохи романтизма
Романтики сделали много важных художественных открытий. Выступив против классицизма, они требовали нового подхода к поэтике - творческого, лишенного канонов и правил. Романтизм начинался с романа как универсального жанра, элегии, оды, баллады и создал синтетический жанр.
Представители романтизма считали, что творчество поэта, которая зависела только от поэтического вдохновения, порождала свободные поэтические формы. Поэтому появились необычные раВНОвидности жанров: сочетание эпоса с лирикой, романа с философскими размышлениями; палитры художественных произведений вводились в фольклорные жанры, особенно баллада, сказка, легенда, песня. Романтики смело внедряют реформы стихосложения, утверждали романтические нормы в поэзии, в частности в лирике.
Погруженность во внутренний мир человека обусловила развитие лиро-эпических жанров, самым популярным из которых стала романтическая поэма.
Произвольность изображения у романтиков проявлялась в их композиционных исканиях: они нарушили последовательность композиционного строения произведения, предоставили ему незаконченности, асимметричности, наполнили сюжетной тайной, незавершенностью, пытались оригинально построить произведение вопреки всем правилам и предполагали различные причудливые формы.
Романтики открыли красоту народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий. Они подчеркивали огромную роль в жизни человека чувств, воображения, фантазии, утверждали духовную самобытность и неповторимость каждого отдельного человека. Но вместе с тем их сближали с просвітниками гуманизм, сочувствие к «маленькому человеку». Романтики выступали за искренние, открытые человеческие отношения, против мира наживы, эгоизма и лицемерия. Они отстаивали свободу человека. Образ главного героя создается по принципу контраста с реальными чертами современника. Романтический герой - человек больших страстей, глубоко недовольна действительностью, способна на необычные поступки.
ИДЕАЛЫ РОМАНТИКОВ: |
||||||
Священное Писание | Красота | Искусство | Историческое прошлое | Природа | Детство | Любовь |
Окружающий мир романтики рассматривали как живой организм - целостный и единый. Он не вполне доступен человеческому разуму, в нем много таинственного, непознанного, его населяли мистические и неизвестные силы. Они незаметно переходили из реальной жизни, влияли на него, переплетались с ним. Отсюда большое количество фантастических и мистических элементов в художественных произведениях романтиков (Гофман, Гоголь и другие).
Романтическая литература немыслима вне связи с фольклором, музыкой, живописью. Романтики тонко почувствовали эту связь, что сказалось на языке и стиле художественных произведений. В свои стихи они перенесли певучесть и сердечность народной песни, поэмы и романы - живописность и панорамность описаний, в каждое произведение - музыкальную взволнованность, искренность, лиричность.
Общие эстетические принципы романтизма:
Мистическое ощущение (много моментов непосредственного общения с божественным миром);
Любовь - путь познания тайны бытия;
Утверждение самостоятельности, неповторимости каждого человека;
Центр внимания перенесен из внешнего мира во внутренний;
Отрицание канонов в творчестве;
Поэт - свободный творец, который имеет право выражать в своих произведениях собственное «я». Он ставит себя высоко над толпой;
Фантазии отводится главное место; ума - второстепенное;
Необычный герой в необычных обстоятельствах (разочарован, одинок, опустошен жизнью, пассивный; с другой стороны - бунтарь, протестант);
Любовь к неясных сюжетов прошлого времени, отдаленных краев (особенно Индии);
Поиски идеала;
Открытие красоты народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий;
Недовольство общественным строем.
Все романтики считали, что существовал трагический разрыв между их представлением и реальной жизнью. Человек в искусстве романтизма всегда трагична: она не воспринимала действительность, находилась в дисгармонии с собой, она - бунтарь и жертва. Поэтому романтический направление предусматривал лирический бурное проявление чувств. Со сцены звучали призывы к свободе, к защите человеческого достоинства.
Романтизм в театре связан с именами поэтов Д. Байрона, П. Шелли, драматургов В. Гюго, А. де Мюссе, г. гейне и писателей А. Мицкевича, А. Пушкина, М. Лермонтова.
В сценических образах актеров - романтиков преобладала правда чувств, которая продиктована была протестом против действительности. Актеры и драматурги не стремились разобраться в реальных обстоятельствах, они погружались в мир бурных страданий собственного внутреннего мира, были заняты поиском идеала в себе или в прошлом.
Романтический театр подготовил сцену реализма. Актеры - романтики принесли на сцену свободную язык, отодвинули жест, показали новаторскую своеобразие каждого человека. Они играли не только королей и вельмож, но и чиновников, крестьян, рабочих. Большое значение для театра имел и поезд романтического искусства к национальной самобытности, интерес к национальным традициям, истории.
В эпоху романтизма музыка занимала ведущее место в системе искусств, потому что она наиболее соответствовала устремлениям романтиков в отражении эмоциональной жизни человека. Музыкальный романтизм представлен произведениями Ф. Шуберта, Э. Гофмана, К. Цебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф.Ліста, М. Глинки и других.
Романтизм нашел отражение не только в искусстве и литературе, но и в моде. После 1815 года мужская одежда освободился от требований придворного церемониала, исчезла парик, напудренное волос, треуголка, мережане жабо и манжеты. В моду вошли длинные чулки, универсальной формой одежды стал фрак, необходимой частью нового костюма - цилиндр. Мужскую одежду шили из простых шерстяных материй. Единственным украшением были булавка в галстуке и часы в кармане. Формировался тип «лондонского денди» (Дж. Байрон). В 1820-1840 годах мужской костюм тяжей по умеренно-ярких тонов. Выделялись воротник и манжеты. Романтическая эпоха ввела в закон свободно завязанный черный галстук. Вместе с цилиндром в моде был мягкий фетровая шляпа. В женской одежде появилась блуза, линии талии сжимали корсетом, широкие рукава усиливали контраст с узкой талией.
Увеличилось декольте, открылись и обнажились плечи. Сложные прически украшали лентами, цветами, бантами, наблюдалось увлечение драгоценностями. Мода эпохи романтизма прямо подчеркнула индивидуальность «негосударственной человека», освобожденного от условностей.
Относительно украинского романтизма, следует отметить болезненно-победоносное перешивка национальной истории (П. Кулиш, т. Шевченко), самобытный «руссоїзм» (Г. Вовчок), бурный, гротескный, сочный, лирический и дощкульний юмор (Нечуй-Левицкий).
Заслуги романтизма:
Послужил переходом к реализму;
Освободил личность поэта от оков эстетики классицизма с ее жанровой иерархией, обязательными правилами трех единств;
Показал, как творчество должно преобладать над правилами, а не наоборот;
Дал толчок развитию исторической и филологической наук;
Остался непревзойденным в отражении любви со всеми противоречиями и вспышками этого чувства;
Повлиял на другие виды искусства, а также на литературу реализма.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы предпосылки возникновения романтизма?
2. В чем заключается суть романтизма?
3. Дайте определение понятию «романтизм».
4. Назовите представителей романтизма.
Иначе протекает эволюция искусства в странах Восточной Европы, охваченных национально-освободительной борьбой. Для Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Хорватии и т. д. XIX век - это век возрождения и стремительно быстрого роста национальной культуры, формирование которой из-за иноземного ига было прервано на столетия. Начавшийся в этих странах процесс буржуазного развития совпадает с усилением борьбы за независимость и создает благоприятные условия для расцвета национальной культуры. Становление романтизма в этих странах происходит не столько в борьбе с различными художественными течениями XVIII века, сколько в сложном переплетении с ними: передовых деятелей привлекает и героический дух классицизма и социально-критические антифеодальные настроения просветительского искусства. Поэтому на ранних этапах развития здесь трудно выделить преобладающее направление, хотя в конечном счете романтизм всюду пробивает себе дорогу. Больше того, там, где шла борьба за независимость, складывание национальной культуры в ряде случаев целиком связывалось с романтизмом. Это и определило длительное бытование в некоторых странах Восточной Европы романтизма и рождение в них критического реализма лишь в последней трети XIX века. Идейной почвой, породившей романтизм в Европе и в США, была глубокая неудовлетворенность феодальными условиями, национальным порабощением, политической реакцией, результатами буржуазной революции - и возникающее на этой основе страстное неприятие существующей действительности. Романтизм сыграл огромную роль в развитии литературы, искусства, театра, во многих областях художественной жизни принеся коренное обновление.
Крушение феодально-сословного общества привело к тому, что действительность предстала перед глазами современников во всем многообразии ее сложных взаимосвязей, взаимообусловленности явлений, которые раньше казались расчлененными, существующими изолированно. Стремительная смена событий наглядно показала текучий, изменчивый характер жизни, привела к крушению метафизических представлений о неизменности мира. Во Франции могучий порыв нации разрушил вековые устои феодализма. Наполеоновские походы перекраивали карту Европы. Народы поднимались на освободительную борьбу, преодолевая яростное сопротивление феодальной реакции, пытавшейся повернуть историю вспять. Европа была насыщена грозовой атмосферой восстаний. И через всю эту грандиозную ломку последовательно и неумолимо история прокладывала путь буржуазному развитию, победе и утверждению капитализма. Мыслителям и художникам этой эпохи необычайно трудно было разобраться в стремительном потоке событий, уловить закономерность процесса, который больно затрагивал каждого и казался им хаотическим сплетением противоречивых, непонятных явлений и фактов, нередко наводивших на мысль о роковой сущности бытия, о таинственных и непостижимых силах, управляющих жизнью. Но вместе с тем именно эта эпоха заложила основу двух великих завоеваний научной мысли XIX века - принципа историзма и осознания диалектической сущности мира.
Стремление художников выразить в искусстве это новое мироощущение, запечатлеть жизненный процесс в его непрерывной изменяемости наталкивалось на невозможность выполнять это средствами искусства, которые XIX век унаследовал от прошлого. Классицизм с его эстетикой «облагороженной природы», принципом разграничения жанров на высокие и низкие, с его незыблемыми правилами, опирающимися на метафизические представления о вечности идеала прекрасного, и отказом от воспроизведения в искусстве всего богатства пестрой, меняющейся, противоречивой действительности, оказался непригодным для решения новых задач. Еще во Франции периода революции 1789-1794 годов классицизм мог выразить героический дух народа, поднявшегося на борьбу. Но в условиях победившего буржуазного строя сословная нормативность и рационалистический догматизм классицизма используются в первую очередь идеологами реакции, которые боятся проникновения в искусство тревожного и мятежного духа исканий, призывов к разрушению вековых канонов. В ряде стран классицизм насыщается официальной идеологией (ампирный классицизм во Франции, английский классицизм конца XVIII-начала XIX века).
(1 votes, average: 5,00 out of 5)