Российская база в Южной Осетии получила ракетный комплекс «Точка-У. Ракетный комплекс «Точка У» — первое советское высокоточное оружие Точка у баллистическая ракета характеристики радиус поражения
В вооруженных силах Украины комплекс состоит на вооружении единственного подразделения: 19 РБр (ракетная бригада), в/ч А4239, г.Хмельницкий. На вооружении до 12 ПУ (пусковых установок), разделенных ни то на три, ни то на четыре ракетных дивизиона. Точное количество "живых", боеготовых ракет неизвестно, хотя бы потому, что все они уже просрочены минимум на 10 лет, а заводское продление ресурса недоступно для Украины. Полагаю, что даже сами украинские генералы не знают точного количества и предпочитают использовать изделия с наименьшим возрастом. По некоторым данным, на 2014 год, общее количество было около 300 ед.
Достоверно известно о двух районах стартовых огневых позиций (ОП) комплекса: Краматорский аэродром, Логвиново-Калиновка (туда они выдвигались в конце августа - начале сентября 2014г. для того чтобы "доставать" до Иловайска и окрестностей).
Список пусков
Позволю себе проявить некоторый методологический волюнтаризм и не стану следовать строгой хронологии запусков (тем более, что по большей части это и невозможно сделать), а для начала сфокусируюсь на важных для анализа пусках.
Части ракеты, породившей одну из самых меметичных картинок, связанных с войной на Донбассе
Благодаря сознательным гражданам определить место падения не составит проблемы (подпись на картинке: "Белояровка").
Попобуем привязать используя ориентиры на местности. Подробно "привязывать" привязку (т.е. показывать в какой части области/региона это находится, где север-юг, какие ближайшие города/поселки) я не буду - ниже в каждом случае будут даны координаты мест падения, все желающие могут убедиться в корректности привязок, или напротив, покритиковать их.
Изи. Рассмотрим двигательный отсек [на самом деле тут двигательный плюс рулевой отсеки, иногда сохраняется еще и приборный, но для краткости буду называть все эти остатки в дальнейшем "двигательный отсек"] поближе на более контрастном фоне:
Ничего особенного. Палочка, мимо которой пролетишь и не заметишь, сочтя за шум (да, непросто будет их искать в Google Earth...).
Но самая пикантная деталь состоит вот в чем. Как известно, кассетная ГЧ ракеты комплекса несет в себе ровно 50 суббоеприпасов 9Н24.
И всех их можно наблюдать:
Какая красота! Чистое поле, идеально для подсчета и оценки. На нем обнаруживается 45+ воронок от этих самых боевых элементов (некоторый процент несработавших суббоеприпасов - обычное дело для любого кассетного оружия, тем более для овер 20-летнего, как в данном случае). Они распределены в окружности диаметром примерно 300 м.
Заметим, что двигательный отсек, отделившись на высоте 2.2 км упал в 400 метрах западнее центра области поражения. Притом что ракета летела с севера на юг. Т.е. отсек ушел вправо по направлению стрельбы. Произошло ли это под действием случайных факторов или это характерное для всех ракет отклонение? Вопрос повис в воздухе.
Тут может возникнуть справедливый вопрос, "а с чего ты взял, что это "точка" оставила? да это просто воронки от Града!". Справедливо. Взглянем на следы поближе.
Характерной их особенностью является форма - правильный круг. В отличии от снаряда ствольной (и большинства реактивной тоже) артиллерии, суббоеприпасы 9Н24, за счет матерчатого стабилизирующего устройства, приземляются вертикально. И область поражения осколками равнонаправлена во все стороны, в результате чего можно наблюдать след в виде правильной окружности. Тогда как летящие под углом осколочные снаряды артиллерийских систем оставляют характерный веер.
Эти особенности пригодится для верификации остальных пусков комплекса.
Да, кстати, на пруфе выше воронки взяты с соседнего поля. Ибо вглядевшись в него, можно видеть ту же самую картину - кружкИ, вписанные в окружность диаметром ~300 метров. Тут, правда, точно подсчитать количество боевых элементов не получится (мешают кусты и река Крынка), но плотность распределения аналогичная.
Точно также в ~400 м на запад находится некий объект длиной пару метров, на контрастном фоне выглядящий как палочка (хотя тут можно и поспорить).
Короче говоря, я думаю, что это следы еще одной "Точки". Оно и логично, на видео пусков комплекса обычно можно наблюдать работу именно пары ПУ:
Учитывая это допущение, картина складывается вот такая:
Ну и что тут можно сказать о боевой эффективности примененных средств?
Думаю, не слукавлю, если скажу, что она даже не стремиться, а просто-напросто РАВНА нулю. В молоко запустили, как говорятся. Никакого ущерба не нанесено, даже по домам гражданских не попали (что ВСУ умеет делать лучше всего), а с точки зрения пропаганды, польза явно отрицательная.
Результаты пуска
Тип ракет: 9М79М, н.д.
б/н: Ш89466, н.д.
Тип ГЧ: обе кассетные
н.п.: Белояровка
Координаты: 47.7989949, 38.571732; 47.8027531, 38.5639268
Эффективность: днище
По таблице можно видеть, что если в начале использовались в основном ракеты 9М79М, то с какого-то момента большинство пусков - это более "свежие" 9М79-1. Связано ли это со взрывом при пуске 24.08 ракеты 9М79М? Очень может быть.
Гм. "Точка"? На календаре, напомню, 26 августа, т.е. два дня как дуют ветра. Это что же получается, север давил украинскую артиллерию "Точкой-У"? Кремлевский карлик поднял свою ядерную дубину на мирноДемонстрантов-онижедетей из 26 отдельной артбригады? #ДляГааги ?
Дело в том, что при внимательном изучении можно видеть, что топливный отсек находится в земле задом наперед (направление стабилизаторов). К тому же, отсеки в землю не втыкаются (как они выглядят на земле, мы-то с вами знаем хорошо - читай простыню выше). Да и с самим отсеком явно что-то "не то":
А ларчик просто открывается, достаточно отмотать спутниковый снимок на один день назад:
Это есть не что иное, как пусковая установка 9П129. Приунывшая, с известного видео
Въедливый читатель может сам сравнить характерные ориентиры.
Обратите внимание на частицы неестественно-кислотного цвета на поле - следы алюминия, окисленного перхлоратом аммония (сгоревшее ракетное топливо).
Да, хлеб теперь с этих полей лучше не употреблять. Хотя, какой уж там хлеб, как раз тут в данный момент проходит линия соприкосновения.
И вовсе это не воронка оказалась, а перекопанная лопатами земля.
В общем, это те самые стартовые позиции комплекса, упомянутые в начале статьи.
Военнослужащий 19 РБр, непосредственно наблюдавший взрыв, подтвердил как эти догадки, так и то, что пусковая была потеряна (не была починена и ушла на запчасти):
Итого:
- Подавляющее большинство ракет найдено на карте.
- Найдены (аналитически вычислены) следы неизвестных ранее ударов.
- Выявлены топографические закономерности оставляемых комплексом ударов (в варианте кассетной ГЧ ракетный блок падает в 400-х метрах от центра области поражения, область поражения имеет диаметр 300-350 метров, имеет характерные воронки).
Факты показывают, что боевая эффективность комплекса в руках ВСУ низкая. Отдельный случай успешного применения на общую картину не влияет.
Неумелая хуторянская пропаганда раздула это оружие в глазах кастрюль до масштабов вундерваффе, способного, в случае чего, "дать по зубам агрессору" и прочий бред. Однако это тот самый вид оружия, эффективность которого прямо пропорциональна уровню боевой подготовке экипажа (конечно, это присуще любому виду вооружения, но здесь это проявляется особенно остро). Но, поскольку у Украины нет возможности ни производить, ни капиталить ракеты комплекса (и в ближайшем будущем не предвидится), то и возможности повышения качества боевой подготовки при помощи учебных стрельб будут крайне ограничены (если не сведены к нулю, для экономии дефицитных ракет). А это значит, что при очередном серьезном обострении, ракетчики из 19 РБр опять возьмутся за старое и ничего иного, кроме запуска ракет по жилым секторам городов, скорее всего, выдать не смогут.
Если, конечно, к тому времени эта проблема не отпадет сама собой из-за появления у вооруженных сил ДНР/ЛНР способных справляться с этими ракетами зенитно-ракетных комплексов. Шахтного базирования;)
Ну а пока СК РФ процессуально закрепляет улики по применению комплекса (надеюсь, материалы, или их часть, будут выложены в публичный доступ, т.к. там упомянуты интересные детали), можно сказать о том, что не получилось сделать:
- Не удалось найти четких классифицирующих признаков, позволяющих распознавать применение ракет с фугасной головной частью. На данный момент нельзя даже точно сказать, использовались ли вообще фугасные ГЧ. Т.е. попытка определения типа ГЧ по обломкам ракет и спутниковым снимкам оказалась неудачной. Надежно определяется лишь кассетная ГЧ, когда на снимках явно наблюдается 45-50 воронок.
- Не найдено четкой логики направления отклонения блока и субов в процессе падения (неявно доминирует отклонение блока направо от области относительно направления полета ракеты). Наверное, это все же случайный процесс и ее не должно быть.
- Ну и задача-максимум не выполнена. "Темные пятна" в применении комплекса пока остаются (хоть их и стало на порядок меньше).
Поэтому я призываю всех честных и порядочных людей, демократических журналистов, геев и подписчиков паблика "Тиск" скидывать в комментарии на сайте LostArmour.info фото-видео инфу, которая могла бы помочь в систематизации применения комплекса "Точка"/"Точка-У" на Донбассе. В особенности это касается плохо освещенных случаев применения (не найденных на карте в данном обзоре, с малым количеством фото, etc.) и фото номеров ракет.
Тактический ракетный комплекс
9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79-1 разработан КБ машиностроения (г.Коломна), главный конструктор - С.П. Непобедимый. Модернизация комплекса "Точка" с целью увеличения дальности действия и улучшения точности начата в 1984 г. Изменения коснулись состава топлива ракетного двигателя, модернизиции приборов управления, незначительно изменена конструкция ракеты.
Испытания модернизированного комплекса "Точка-У" проводились на полигоне Капустин Яр с августа 1986 г. по сентябрь 1988 г. Климатические испытания проводились в 1989 г. в Забайкальском и Туркестанском ВО.
Комплекс 9К79-1 "Точка-У" принят на вооружение в 1989 г., серийное производство ракет развернуто на Воткинском машиностроительном заводе в этом же году. Комплекс "Точка-У" может применять ракеты комплекса "Точка".
Западное наименование комплекса 9К79-1 "Точка-У" - SS-21B SCARAB-B.
Пусковые установки комплексов 9К79-1 "Точка-У" в стартовом положении (http://mil.ru)
Ракетные комплексы "Точка" и "Точка-У" в ВС России
Ракетные комплексы "Точка" были основным вооружением частей ракетных войск Сухопутных войск Вооруженных Сил России на протяжении более, чем 20 лет. По состоянию на 1991 год в составе вооруженных сил СССР было 300 ракетных комплексов "Точка" и "Точка-У". В составе Российской армии по состоянию на 2009 год было 140 комплексов "Точка" и "Точка-У" объединенных в 11 ракетных бригад и 2 отдельных ракетных дивизиона. К 2018 году в ходе перевооружения ракетных бригад на новые ракетные комплексы 9К720 "Искандер-М" количество комплексов "Точка" и "Точка-У" значительно сократилось.
Состав батареи комплекса
2 самоходных пусковых установки 8П129М;
- 2 транспортно-заряжающих машины 9Т218;
- 2 транспортные машины 9Т238;
- 1 автоматизированная контрольно-испытательная машина (АКИМ) 9В819-1 или 9В819М или 9В820;
- 1 машина техобслуживания 9В844 (шасси ЗИЛ-131) - для проверок аппаратуры СПУ и АКИМ;
- 1 командно-штабная машина Р-145БМ на шасси БТР-60.
Длина ракеты - 6407 мм Диаметр ракеты - 650 мм Размах крыла – 1440 мм Масса ракеты - 2010 кг Масса ракетного блока - 1528 кг Масса топлива - 1006 кг Масса БЧ - 480 кг Дальность действия - 20 - 120 км Скорость полета - 1036 м/с Высота траектории максимальная - 26000 м КВО - 10-250 мТТХ ракетного комплекса "Точка-У"
Семейство ракет "Точка" и прототипы В-611 / В-614
(http://militaryrussia.ru).
Ракеты 9М79-1 "Точка-У" могут оснащаться следующими типами боевого оснащения: - ядерная боевая часть (БЧ) малой мощности 9Н39; - ядерная боевая часть особой важности; - фугасная БЧ 9Н123Ф-1; - кассетная 9Н123К-1; - противорадиолокационная БЧ 9Н123Ф-Р.Боевое оснащение
Ракета 9М79-1 "Точка-У" (http://mil.ru)
Система управления автономная инерциальная с использованием командно-гироскопического прибора 9Б64 (разработан НПО Электромеханики, г.Миасс), дискретно-аналогового вычислительного устройства 9Б65 (ДАВУ), блока бортовой автоматики 9Б66, блока управления турбогенератором 9Б150 и датчика угловых скоростей и ускорения ДУСУ-1-30В; Управление ракетой осуществляется с помощью аэродинамических решетчатых рулей на начальном и конечном этапах полета, на активном участке траектории синхронно (на одном валу) с аэродинамическими задействуются так же вольфрамовые газодинамические рули. На конечном этапе траектории ракета по команде радиодатчика высоты совершает пикирование на цель под углом 80 град. Для подрыва БЧ над землей используется лазерный датчик.Система управления и наведение
Модификации:
Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У" - усовершенствованный вариант комплекса "Точка" с обратной совместимостью по ракетам (может применять ракеты комплекса "Точка").
Ракетный комплекс 9К79М "Точка-М" - несостоявшийся проект глубокой модернизации ракетного комплекса.
"Новый оборонный заказ. Стратегии"
Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.
Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб
Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.
Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.
В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.
В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".
Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):
- 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
- 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
- 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
- 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
- 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
- 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
Пусковые установки:
- 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
- 9П129М (9П129-1М)
- 9П129М-1
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).
Специальные транспортные средства:
- Транспортные машины 9Т238, 9Т222
- Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
Контейнеры:
- 9Я234 для ракетной части и ракет
- 9Я236 для боевой части
Аэродромно-складские тележки:
- 9Т127, 9Т133 для ракетной части
- 9Т114 для боевой части
Средства технического обслуживания и регламентных работ:
- автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
- регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
- машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
- машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
- комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).
Учебно-тренировочные средства:
- учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
- учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
- габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
- разрезной макет ракетной части 9М79.
- разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
- разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.
Тренажеры:
- 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
- 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
- 2У420 - тренажер оператора.
- 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
- 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.
Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.
Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»
Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.
Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:
1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:
Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.
Внутри КПО находится:
- гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
- дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
- блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
- блок управления 9Б150 (9Б150-1)
- датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..
Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.
Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:
- питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
- газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
- блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
- блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
- 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)
Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.
Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.
Двигательную установку.
Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.
Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:
- АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
- АА-86 - ядерная особой важности,
- АА-92 - ядерная
- 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
- 9Н123К - кассетная,
- 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.
Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.
В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.
Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1
Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.
Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.
Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"
Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая
Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.
Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.
Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»
Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.
Середина 60-х годов ознаменовалась настоящим бумом в ракетостроении, причем зачастую ракеты внедряли даже в те области, которые традиционно были заняты обычной ствольной артиллерией. Особенно отличился на этом поприще Никита Сергеевич Хрущев. Впрочем, были в таком новаторстве и свои светлые стороны. К примеру, именно в этот период СССР заложил прочную научную базу под разработку огромного количества ракетных комплексов.
К таковым относится и «Точка-У»: установка эта значительно превосходила все свои зарубежные аналоги (а на первых порах таковых не было вовсе). Об истории создания данного оружия мы сегодня и расскажем.
Предпосылки создания
Приблизительно в середине 60-х годов Министерство Обороны инициировало начало работ по проекту совершенно новой баллистической системы ограниченного радиуса действия. Впервые в истории отечественного оружейного комплекса ставка была сделана не на мощность боевой части, а на точность ракеты. Все предыдущие абсолютно ясно свидетельствовали, что именно такой подход должен стать превалирующим в новом, изменившемся мире. В частности, можно было наносить болезненные удары по вражеской территории, не разнося все окрестности в клочья.
Разработкой поручили заниматься МКБ «Факел». Работа велась не на пустом месте: за основу взяли ракеты от комплекса М-11 «Шторм», который изначально устанавливался исключительно на кораблях. Первым результатом стал комплекс «Ястреб». Предполагалось, что в нем будет использоваться радиоэлектронная система наведения. Проще говоря, в этом случае пришлось бы «вести» ракету с земли, постоянно корректируя точность ее полета.
Уже в 1965 году «Ястреб» превратился в проект «Точка». Ракетная часть была оставлена прежней, но инженеры полностью переработали систему наведения. Так, они полностью отказались от радиоэлектронной схемы, предложив использовать сравнительно простой инерционный вариант. Он был неплохо апробирован и испытан на ряде предыдущих советских ракетных комплексов. Но это — еще не «Точка-У». Установка прошла довольно сложный путь развития, так как перед разработчиками постоянно возникали все новые технические препятствия.
Дальнейшая работа
Все проекты «Факела» так и не прошли дальше чертежей и эскизов. Приблизительно в 1966 году все наработки были переданы в Коломенское КБ, причем проект сразу стал курировать С. П. Непобедимый. Впрочем, коломенские инженеры полностью согласились с точкой зрения своих коллег из «Факела»: действительно, оптимальной будет инерционная система наведения. Справедливости ради стоит заметить, что в дальнейшем проект был полностью переработан. Фактически от него осталось только название - «Точка-У». Установка была в значительной степени усовершенствована, ее конструкцию удешевили.
В общем и целом, активная стадия работ стартовала только в 1968 году. На сей раз проект поддерживало около 120 самых различных научных и технических предприятий, которыми и была создана «Точка-У». Такой подход диктовался тем, что в кратчайшие сроки требовалось создать не только саму ракету, но и механическое шасси, а также установку для запуска и огромное количество электронной «начинки». Огромный вклад внесли волгоградские «Баррикады», с нуля создавшие пусковую установку, а также автомобильный завод Брянска, на мощностях которого были разработаны и созданы все элементы нового шасси.
Работа над пусковой установкой
Вообще, первоначально рассматривалось сразу два варианта пусковой установки, с которой бы стартовала баллистическая ракета «Точка-У». Первый из них создали инженеры из Коломны, но он использовался исключительно на полигонных испытаниях. В частности, именно эта пусковая установка была продемонстрирована при испытаниях 1971 года, прошедших в Капустином Яру. Практически сразу главную роль стала играть конструкция, которую разработал завод «Баррикады».
Основные характеристики ракетной части
В 1973 году на Воткинском заводе в Удмуртии началась сборка ракет. Тогда же стартовали первые этапы государственных испытаний, по результатам которых и была принята на вооружение «Точка-У». Установка в войсках более известна под индексом 9К79.
Основа всего комплекса — одноступенчатая ракета на твердом топливе 9М79. Общая длина боеприпаса составляла 6,4 метра, диаметр был равен 650 мм. Для корректировки курса использовались решетчатые рули с размахом в 1350-1400 мм. Стартует ракета с боевой массой порядка двух тонн, из которых не менее полутора тонн приходилось непосредственно на ракетную часть. Остальные 482 килограмма разделяли меж собой и электронная система управления.
Много сложностей вызвал правильный рецепт твердого который отвечал за разгон ракеты и подведение ее к цели. В конечном итоге остановились на составе, в которых входил каучук, алюминиевая пудра, а также немалая часть перхлората аммония. Запас топлива выгорал приблизительно за 18-28 секунд. Ракета получала инерционный импульс, которого хватало для полета продолжительностью в 235 секунд. Из-за этого ракетный комплекс «Точка-У» получился сравнительно дешевым, так как в конструкции использовалось минимальное количество топлива и взрывчатого вещества.
Характеристика системы наведения
В составе комплекса находится большое количество электронной и механической аппаратуры, ответственной за наведение на цель: командно-гироскопический прибор, аналоговый вычислитель курса, много датчиков скоростей и т. д. Основой системы был командно-гироскопический прибор марки 9Б64. Он отвечал за стабилизацию платформы во время полета. Вообще, ракетный комплекс «Точка-У» обеспечивал попадание снаряда в цель на расстоянии в 50 километров и с рассеиванием не более 30-40 метров уже на испытаниях, что по тем временам граничило с фантастикой.
Со всех приборов данные оперативно передавались на вычислитель 9Б65, который отвечал за автоматическую прокладку полетного курса. Делалось это довольно просто: прибор сравнивал полученную информацию с эталонными показателями, которые были в него заложены при запуске, и, в случае необходимости, корректировал полет. Как мы уже упоминали, делалось это при помощи решетчатых рулей, располагавшихся на конце снаряда. Если в момент коррекции запас топлива еще не выгорел, применялись также газодинамические рули, использовавшие энергию выделяемых горящим составом газов.
Этим ракетный комплекс «Точка-У» также значительно отличался от немногочисленных своих зарубежных аналогов, в которых система управления и коррекции курса была во много раз более сложной.
Прочие технические решения
Так как боевая и двигательные части комплекса были неразрывно связаны на протяжении всего полета, инженеры сконцентрировались на разработке системы коррекции, которая бы начинала работать непосредственно при подлете к цели. На этом этапе чувствительный гироскоп должен был удерживать снаряд под углом в 80° к линии горизонта. Вообще баллистическая ракета «Точка-У», несмотря на свою сравнительную простоту и дешевизну, показывает великолепные результаты по точности.
Ввод данных о месторасположении цели проводился еще до подъема ракеты в вертикальное положение на пусковой установке. Контрольная аппаратура и преобразователь «Аргон» автоматически рассчитывали и формировали полетное задание, после чего оно передавалось ракете.
Очень интересным был способ проверки системы гироскопической стабилизации, который использовала баллистическая ракета «Точка-У». В частности, в ее конструкции имелась особая многогранная призма, соединенная с оптической системой распознавания курса. В корпусе ракеты было небольшое окошко, свет из которого падал на этот многогранник и отражался точно на аппаратуре проверки.
Работы над созданием самоходного шасси
На первой стадии инженеры считали, что шасси будет сделано на базе какой-нибудь машины, разработанной на Харьковском заводе. Однако после сравнения характеристик всех предложенных образцов предпочтение было отдано экземпляру, созданному на На основе этого плавающего шасси была создана машина 9П129. Как ни странно, но по документам работа по проекту «комплекс "Точка-У"» курировалась волгоградским заводом «Баррикады». Серийно же пусковые установки и многие другие важные элементы шасси вообще производил Петропавловский завод.
Технические характеристики шасси
Машина оснащалась дизельным движком, развивавшим мощность до 300 Мощный двигатель позволял полностью готовой к запуску установке ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Бездорожье ограничивало темп движения до 10-15 км/ч. В случае возникновения необходимости комплекс "Точка-У" своим ходом мог преодолевать водные преграды, развивая при этом скорость до 10 км/ч. Так как общая масса шасси не превышала 18 тонн, его можно было перевозить при помощи практически всех военно-транспортных самолетов.
Отсек для ракеты был довольно-таки оригинально выполнен. Так, в передней его части был смонтирован массивный теплоизоляционный кожух, который надежно защищал боевую часть снаряда от воздействия излишне высоких или слишком низких температур. Чем еще примечательна «Точка-У»? Характеристики предпусковой подготовительной работы ярко выделяют ее на фоне всех прочих ракетных комплексов благодаря простоте и высокой скорости выполнения всех операций.
Подготовка к боевому применению, предпусковые работы
Норматив на подготовку к запуску с хода предполагал полную боеготовность в течение 20 минут максимум. При этом львиная доля времени уходила на то, чтобы обеспечить максимальную устойчивость самого шасси. Все остальные процедуры выполнялись обученным расчетом во много раз быстрее. Таким образом, только установка «Точка-У» (фото имеется в статье) представляет собой реальную сложность.
На передачу команд в систему управления уходила буквально пара секунд, подъем пусковой установки в вертикальное положение отнимал ровно 15 секунд, после чего сразу можно было производить запуск. Возвышение пусковых стапелей могло достигать 78°. Таким образом, комплекс "Точка-У" является грозным оружием, на развертывание которого при благоприятных условиях затрачивается менее двух минут.
В горизонтальной плоскости механика наведения позволяла отворачивать пусковую установку на 15° вправо и влево относительно центральной оси самоходного шасси. При стрельбе на максимальную дальность в 70 километров ракета пролетала это расстояние всего за пару минут. За это время пусковая установка «Точка-У» должна была быть переведена в походное положение и начать отход с «засвеченной» позиции. Перезарядка комплекса отнимала порядка 19-20 минут.
Транспортно-заряжающая машина
Что еще входит в состав комплекса «Точка-У»? Характеристики ее ракеты, если вы еще не забыли, предполагают вес снаряда в две тонны. Так что невозможно обойтись без транспортно-заряжающей машины, которая была создана на основе шасси БАЗ-5922. В ее кузове имеется место для двух ракет, боевые части которых закрыты теплоизолирующим кожухом. Установка снарядов на направляющие производится при помощи грузового крана, который входит в конструкцию 9Т128.
В принципе, ракеты могут сравнительно долгое время храниться в транспортно-заряжающей машине, но куда лучше использовать для этой цели специально разработанные металлические контейнеры. С чем это связано? Если установка «Точка-У» (фото которой неоднократно встречается в статье) хранилась в неподобающих условиях, ракета может полететь куда угодно, но только не в цель.
Чтобы установки перевозить на большие расстояния, применяют специальные машины 9Т222 или 9Т238, которые представляют собой практически стандартные тягачи. На одной такой машине можно перевозить два контейнера/ракеты или же четыре боевые части. Как бы ни была хороша «Точка-У», характеристики ее со временем начали все более заметно ухудшаться. Конечно же, были начаты работы по модернизации техники.
Модификации и модернизации
Результатом работ стало принятие на вооружение в 1983 году комплекса «Точка-Р». В принципе, от старой системы он отличается только лишь новым способом наведения ракеты на цель. Точнее говоря, конструкторы снова вернулись к идее радиолокационной системы наведения. Новый комплекс может автоматически захватывать цель на расстоянии в 15 километров, после чего в ход пускаются стандартные механизмы управления, унаследованные от старой «Точки». Впрочем, новая установка вполне может использовать весь ассортимент ракет, которые были выпущены в прошлые годы.
Начиная с 1984 года, стартовал новый виток работ, так как даже характеристика установки «Точка-У» нового поколения не слишком-то удовлетворила военных. Испытания состоялись уже в 1986 году. Через три года обновленный комплекс был принят на вооружение и началось его серийное производство. Как и в прошлом случае, основные изменения коснулись непосредственно ракетной части. В результате масса «Точки» выросла примерно на 250 килограммов.
Но не только этим характеризуется новая установка «Точка-У». Радиус поражения также был увеличен. Новая ракета получила твердотопливный движок массой в одну тонну. Дальность полета после этого выросла сразу до 120 километров, что позволило создать также ядерные варианты снарядов.
Новые варианты баллистических ракет
Перед модернизацией комплексы получили боевые части новых типов. В общем и целом, на сегодняшний день имеются следующие виды снарядов для «Точек»:
9M79 . Эта модель ракеты — самая первая, она появилась вместе с самой установкой.
9M79M . Первый вариант модернизации. В этом случае серьезно изменили саму технологию производства. Помимо этого, была обеспечена полная совместимость с новой системой автоматического наведения на цель. Модернизированная ракета имеет индекс 9М79Р.
9M79-1 . Снаряд с таким названием характеризуется значительно увеличенной дальностью полета.
9М79-ГВМ . Это тренировочный макет боевой ракеты, который используется при обучении По внешнему виду они практически идеально воспроизводят своих боевых «прародителей».
Виды боевых частей
Не меньшим разнообразием отличаются и непосредственно боевые части самих ракет. Здесь мы приведем самые распространенные.
- 9H123 . Осколочно-фугасный тип снаряда. Разработка была закончена в конце 60-х годов. В его конструкции имеется почти 163 килограмма взрывчатого вещества и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Они могут накрыть площадь до трех гектаров. Здесь следует заметить, что при проектировании было произведено огромное количество расчетов, по результатам которых тротиловая масса располагается под углом к центральной оси ракеты, чем обеспечивает максимально равномерное распределение осколочной массы по площади.
Именно за этот снаряд нелюбима в среде пехоты «Точка-У». Поражение живой силы при его использовании приближается к 100 %. Спрятаться от тяжелых поражающих элементов можно только в очень хорошем укрытии.
Вот чем характеризуется ракетный комплекс «Точка-У». Фото, которые в должном количестве представлены в статье, позволят вам самим создать о нем свое представление.
Постановлением Совета министров СССР от 4 марта 1968 года требовалось создать новый тактический ракетный комплекс для поражения точечных целей в глубине вражеской обороны. Требуемая точность попадания в цель отразилась на названии темы: «Точка». Головным исполнителем проекта сделали Коломенское конструкторское бюро машиностроения, а главным конструктором проекта назначили С.П. Непобедимого. Также определили другие предприятия, занятые в проекте: Брянский автозавод должен был сделать шасси для машин комплекса, ЦНИИ Автоматики и гидравлики – системы управления ракеты, а волгоградское ПО «Баррикады» отвечало за пусковую установку. Серийное производство самих ракет планировалось развернуть в Воткинске.
Заводские испытания первой версии «Точки» начались в 1971 году, а еще через два года развернули серийное производство. Но по ряду причин «Точка» была принята на вооружение только в 1976-м. Дальность пуска ракеты составила 70 километров, а отклонение от цели – не более 250 метров. Сразу после выхода «Точки» на испытания в ЦНИИ АГ начали работу над новой электроникой для модификации ракеты под названием «Точка-Р». Эта ракета должна была иметь пассивную радиолокационную головку самонаведения, однако в итоге было решено отдать противорадиолокационную нишу более легким ракетам. С 1989 года в войска пошел обновленный комплекс «Точка-У», в состав которого вошли новые ракеты 9М79М и 9М79-1. Кроме того, заменили новой и часть наземной аппаратуры.
В результате замены ракеты максимальная дальность поражения цели выросла до 120 км, а минимальная так и осталась на уровне 15-ти. Также значительно улучшилась точность – отклонение теперь не превышает ста метров, хотя в основном имеет куда меньшие значения. Так, на международной выставке IDEX-93 пять ракет «Точки-У» не промахивались более чем на 50 метров. Минимальная же ошибка была в пределах 5-7 метров. Такая высокая точность была достигнута применением новой аппаратуры наведения, имеющейся в самих ракетах 9М79М и 9М79-1. В отличие от предыдущих тактических ракет система наведения «Точки» всех модификаций обеспечивает корректирование курса на всем протяжении полета, вплоть до попадания в цель. Инерциальная автоматика управления ракеты состоит из командно-гироскопического прибора, дискретного аналогового вычислителя, автоматики гидропривода и набора датчиков. В первые несколько секунд полета, до достижения определенной скорости, управление ракетой осуществляется при помощи газовых рулей, а далее на всем протяжении полета корректировка курса производится при помощи аэродинамических рулей решечатой конструкции. Двигатель 9М79 работает на твердом топливе и имеет всего один режим. Цилиндрический блок топлива с продольными проточками запускается при помощи воспламенителя (брикеты специального состава и дымного пороха). Горение топливной смеси идет до встречи ракеты с целью – «Точка» является первым советским тактическим комплексом, где перед последним этапом полета не происходит отключение двигателя.
В оперение ракеты кроме четырех решечатых рулей входят четыре трапециевидных крыла. В походном положении все выступающие детали складываются, поворачиваясь относительно корпуса ракеты. Для ракет 9М79М и 9М79-1 разработано несколько типов боевой части различного назначения:
- 9Н39 – ядерная боевая часть с зарядом АА-60 мощностью 10-100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н64 – ядерная БЧ с зарядом АА-86. Мощность до 100 кт.
- 9Н123Ф – осколочно-фугасная боевая часть с 162,5 кг взрывчатого вещества и 14500 готовыми осколками. При взрыве на высоте 20 метров осколками поражаются объекты на площади до 3 га;
- 9Н123К – кассетная боевая часть. Содержит 50 осколочных элементов с 1,5 кг взрывчатого вещества и 316 осколками в каждом. На высоте в 2250 метров над поверхностью автоматика производит раскрытие кассеты, вследствие чего осколками засеивается до семи гектаров;
- 9Н123Г и 9Н123Г2-1 – боевые части, снаряжаемые 65 элементами с отравляющими веществами. Всего в БЧ умещается 60 и 50 кг веществ соответственно. Имеется информация о разработке этих головных частей, но о производстве или применений данных нет. Скорее всего, их не стали доводить и запускать в серию.
Также иногда утверждается, что существуют агитационные и противорадиолокационные головные части, но официальных данных по ним нет. Головная часть крепится к ракете при помощи шести болтов. В буквенно-цифровой индекс ракеты добавляется буква, соответствующая типу боевого блока – 9М79-1Ф для осколочно-фугасного, 9М79-1К для кассетного и т.д. В собранном виде ракета с неядерной боевой частью может храниться до 10 лет. По расчетам, для поражения батареи РСЗО или тактических ракет требуется затратить 2 ракеты с кассетной БЧ или четыре с фугасной. На поражение артиллерийской батареи требуется вдвое меньший расход боеприпасов. Для засеивания осколками и уничтожения живой силы и легкой техники на площади до 100 га должно уходить четыре кассетные или восемь фугасных ракет.
Пуск ракеты производится с машины 9П129М-1, выполненной на шасси БАЗ-5921. Аппаратура пусковой установки позволяет самостоятельно проводить все необходимые приготовления к пуску и расчеты, связанные с прицеливанием и полетным заданием ракеты. Старт может производиться практически с любой площадки достаточных размеров, а на приготовления к нему требуется около 16 минут в случае стрельбы с марша или 2 минуты из состояния готовности №1. Единственные требование к размещению пусковой установки касаются состояния поверхности площадки и размещения машины – цель должна находится в секторе ±15° от ее продольной оси. На свёртывание установки и покидание места пуска требуется не более полутора-двух минут. Интересен тот факт, что ракета (в походном положении размещается в грузовом отделении пусковой машины на подъемной направляющей) переводится на пусковой угол возвышения 78° только за 15 секунд до запуска. Это помогает затруднить работу разведке противника. Экипаж пусковой машины – четыре человека: начальник расчета, механик-водитель, старший оператор (он же замначальника расчета) и оператор.
Ракеты размещаются на пусковой установке при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т218-1 (сделана на шасси БАЗ-5922). В ее герметизированном грузовом отделении может разместиться две ракеты с пристыкованными головными частями. Для погрузки ракет в пусковую машину на транспортно-заряжающей имеется кран и ряд сопутствующего оборудования. Погрузочные работы можно производить на любой, в том числе и неподготовленной площадке, на которой могут бок о бок стать пусковая и заряжающая машина. На перегрузку одной ракеты уходит около двадцати минут.
Также в состав комплекса входит транспортная машина 9Т238, отличающаяся от транспортно-заряжающей только отсутствием погрузочной аппаратуры. 9Т238 может одновременно перевозить до двух ракет или четырех головных частей в транспортных контейнерах.
За двадцать с лишним лет своей службы «Точке-У» довелось участвовать в боевых действиях всего несколько раз. Генерал Г. Трошев в своей книге «Чеченский излом» писал, что благодаря использованию этого ракетного комплекса удалось предотвратить уход террористов из села Комсомольское. Боевики пытались пройти между позициями армии и бойцов МВД, но ракетчики точным залпом накрыли их. При этом федеральные силы, несмотря на небольшие расстояния, потерь от удара «Точки» не понесли. Также в прессе были сведения о применении «Точек» по складам и лагерям террористов. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года появлялась информация о применении российской стороной «Точек-У».
Несмотря на свой уже солидный возраст, тактический ракетный комплекс «Точка-У» пока не планируется снимать с вооружения. Существует версия, что случится это не раньше того времени, когда в российской армии будет достаточное количество оперативно-тактических «Искандеров».