С1. общая биология
1. Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните. /2 балла/
2. Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что произойдет в клетке? Какие научные методы используются в этом исследовании? /2 балла/
3. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-раствором NaCl). Поясните, почему. /2 балла/
4.Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? /2 балла/
6. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их.
1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки – полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств – редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.
7. Ферменты теряют свою активность при повышении уровня радиации. Объясните, почему.
8. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их.
1. Большинство ферментов относится к полисахаридам. 2. Один фермент может ускорять разные типы биохимических реакций. 3. Для протекания ферментативной реакции необходимы строго определенные условия окружающей среды. 4. В конце биохимической реакции фермент превращается в другое вещество. 5. Нарушение природной структуры белка называется денатурацией.
9. Крахмал – полисахарид, накапливающийся в клетках растений. Какую функцию он выполняет в клетке? Как его можно обнаружить в клетках картофеля? /2 балла/
10. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме? Что обозначено буквами А, Б, В? Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.
11. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
12. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 13% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А), цитозином (Ц) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
13. В молекуле ДНК находится 1400 нуклеотидов с Тимином, что составляет 5% от общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с гуанином (Г), цитозином (Ц), аденином (А) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученные результаты.
14. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с Тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
15. В молекуле ДНК содержится 70 нуклеотидов с Тимином (Т). Определите, сколько нуклеотидов с аденином (А) содержат дочерние молекулы ДНК, образующиеся в процессе репликации, и объясните полученные результаты.
16. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.
17. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность Ц-Ц-А-Т-А-Г-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.
18. Две цепи молекулы ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 30 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями и 20 нуклеотидов – тремя водородными связями. Объясните полученные результаты.
19. Две цепи молекулы ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином и цитозином в молекуле ДНК, в которой 60 нуклеотидов соединяются между собой двумя водородными связями и 28 нуклеотидов – тремя водородными связями. Объясните полученные результаты.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
В каких реакциях обмена вода является исходным веществом для синтеза углеводов?
Ответ
В реакциях фотосинтеза и хемосинтеза.
В каких реакциях обмена веществ вода является конечным продуктом?
Ответ
В реакциях окисления органических веществ в процессе энергетического обмена.
Почему при анабиозе организма в условиях низких температур клетки тела обезвоживаются?
Ответ
При отрицательной температуре вода превращается в лед, кристаллы льда повреждают клетки. Чтобы этого не происходило, клетки обезвоживаются.
Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.
Ответ
Это движение воды через мембрану в сторону более высокой концентрации веществ. Концентрация веществ в цитоплазме эритроцита выше, чем в дистиллированной воде, поэтому вода будет заходить внутрь эритроцита, из-за этого эритроцит набухнет, а затем лопнет.
Почему эритроцит в пресной воде лопается, а инфузория-туфелька и хламидомонада - нет?
Ответ
Это движение воды через мембрану в сторону более высокой концентрации веществ. Концентрация веществ в цитоплазме живой клетки выше, чем в пресной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки. Эритроцит набухнет, а затем лопнет. Хламидомонада надуется водой, но лопнуть ей не даст клеточная стенка. Инфузория-туфелька будет выкачивать воду с помощью сократительных вакуолей.
Для сохранения клеток эпителиальной ткани их поместили в стерильную дистиллированную воду. Однако через некоторое время все клетки разрушились. Объясните, почему.
=
Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.
Ответ
Концентрация веществ в цитоплазме клеток эпителиальной ткани выше, чем в дистиллированной воде, поэтому вода за счет осмоса заходила внутрь клеток, из-за этого клетки набухали, а затем лопались.
Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.
Ответ
Вода за счет осмоса будет заходить внутрь клеток, клетки набухнут, будут находиться в состоянии тургора. Растительные клетки не лопаются в пресной воде, поскольку у них есть твердая клеточная стенка.
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
Ответ
1) Увеличится концентрация почвенного раствора, корням растений будет тяжелее поглощать воду.
2) Произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) Дождями избыток удобрений смоется в водоемы, водоемы "зацветут".
Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?
Ответ
Засоленность почвы приведет к тому, что растениям становится тяжелее забирать из почвы воду. Засоление водоемов приводит к тому, что водные организмы обезвоживаются, их обмен веществ нарушается.
Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором поваренной соли). Поясните, почему.
Ответ
Если не разбавить лекарства, то в вену будут введены концентрированные вещества. Это приведет к локальному повышению концентрации крови, эритроциты сморщатся, вода перейдет из клеток в кровь, произойдет отек. Концентрация 0,9% соответствует концентрации плазмы крови, отрицательных последствий не происходит.
Качественная проба. Проба основана на цветной реакции в результате взаимодействия солонина с реактивами. С клубня картофеля делают несколько срезов толщиной около миллиметра:
1 от верхушки до основания по оси, делящей клубень на две равные половины;
2 поперечные – у основания и верхушки клубня;
3 с боков клубня;
4 в участках около глазков;
Срезы раскладывают по фарфоровой чашке или на часовом стекле. На срезы наносят по каплям вначале уксусную кислоту, затем серную кислоту и, наконец несколько капель перекиси водорода. При наличии соланина почти немедленно появляется резкое темно-малиновое или красное окрашивание. При отсутствии окрашивания или появления бугровой окраски реакция отрицательная. Моча животных, отравленных соланином, суживает зрачок у кошки.
Количественное определение. Содержание соланина в различных частях картофеля колеблется (в процентах): в клубнях от 0,002 до 0,004, в шелухе от 0,005 до 0,01, в зеленой ботве от 0,05 до 0,25, в цветах от 0,6 до 0,7, в ягодах до 1, в картофеле с зеленой кожурой до 0,5.
Количественное определение основано на извлечении и осаждении соланина из исследуемого материала.
Для исследования берут 300г картофеля, измельченного на терке. К полученной массе прибавляют 250 мл дистиллированной воды и настаивают при комнатной температуре в течение 30 минут, периодически помешивая. Затем жидкую кашицу переносят в плотный льняной мешочек и хорошо отжимают под прессом. Выжимки трижды обрабатывают 0,2%-ным раствором уксусной кислоты (по 250-300 мл) и после каждой обработки снова отжимают под прессом.
Всю отжатую жидкость собирают в фарфоровую чашку, подщелачивают аммиаком до слабощелочной реакции, добавляют 10 г инфузорной земли и выпаривают на водяной бане досуха. При выпаривании появляющуюся на краях чашки коричневую массу периодически смывают выпариваемой жидкостью и небольшим количеством теплой дистиллированной воды. Полученный порошок помещают в колбу, снабженную обратным холодильником, добавляют 125 мл 95 0 спирта и 30 минут кипятят в водяной бане. Прибор после охлаждения разбирают и содержимое фильтруют. Осадок помещают обратно в колбу, затем добавляют 125 мл свежей порции спирта и кипятят (операцию повторяют 4 раза). Спиртовые вытяжки собирают в колбу, из которой отгоняют спирт. К полученному остатку добавляют 100 мл дистиллированной воды, подкисленной 5 каплями уксусной кислоты, смешивают и фильтруют. К фильтрату прибавляют аммиак до слабощелочной реакции, после чего нагревают 30 минут на кипящей водяной бане.
При наличии соланина образуются хлопья, которые отфильтровывают и промывают 2,5%-ным раствором аммиака. Полученный осадок окрашивается в слабо-коричневый цвет. Для получения чистого соланина осадок растворяют в 30 мл теплого спирта, фильтруют, спирт выпаривают на водяной бане. Остаток растворяют в 100 мл дистиллированной воды, подкисленной уксусной кислотой (5-8 капель), и снова осаждают аммиаком.
Такую очистку повторяют 2-3 раза.
Белый осадок соланина, собранный на предварительно взвешенный фильтр, сушат при температуре 100 0 до постоянного веса.
При количественном определении необходимо учитывать, что при осаждении соланина аммиаком в 100мл аммиака остается 2,75 мг соланина.
Пример. После высушивания исследуемого материала получено 665 мг соланина и израсходовано 200 мл аммиака на осаждение. Тогда содержание соланина (в мг %) составит:
665+5,5х100
Определение соланина в высушенной и мелко измельченной ботве картофеля и силосе производится аналогично. В патологоанатомическом материале из трупов животных соланин обнаружить не удается.
2. Навеску 50г сухого, тонко измельченного клубня (или ботвы) картофеля помещают в колбу, соединенную с обратным холодильником, добавляют 150 мл этилового спирта и кипятят 30 минут при частом взбалтывании.
Охлажденный экстракт фильтруют через воронку Бюхнера и бунзеновскую колбу. Остаток вновь подвергают экстрагированию спиртом (по 100-150 мл). Извлечение спиртом повторяют 4 раза. Все полученные спиртовые экстракты соединяют вместе. Спирт отгоняют на водяной бане. К почти сухому остатку добавляют 150 мл дистиллированной воды, подкисленной уксусной кислотой.
Полученный мутный раствор центрифугируют. Верхний слой сливают, а в остаток добавляют 1%-ный раствор уксусной кислоты и опять центрифугируют; промывание повторяют 2 раза. Полученные промывные воды соединяют с первой вытяжкой и постепенно приливают 5%-ный раствор аммиака до щелочной реакции на лакмус. После этого нагревают 30 минут на кипящей водяной бане. Если во время нагревания весь аммиак улетучится, его добавляют. При нагревании выпадает хлопьевидный осадок соланина. Осадок солонина центрифугируют. Затем его растворяют в спирте, спирт отгоняют. Остаток растворяют в воде, подкисленной уксусной кислотой, и после центрифугирования осаждают аммиаком.
Такую очистку повторяют 2-3 раза. Последний раз соланин фильтруют через бумажный фильтр, предварительно взвешенный. Осадок на фильтре промывают 1%-ным раствором аммиака и высушивают при температуре 100 0 до постоянного веса. Вес полученного соланина во взятой навеске пересчитывают на процентное содержание.
1 Качественное определение соланины?
2 Количественное определение соланины?
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 2130 |
Строение клеток
Краткий свободный ответ:
C1 Тонкий срез клубня картофеля поместили в дистиллированную воду. Какие изменения произойдут в его клетках через некоторое время? Ответ поясните.
Полный развернутый ответ:
C2 Чем клетка животных отличается от растительной клетки по строению?
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
C4 Каковы особенности строения бактерий?
Биосинтез белка
С5 Фрагмент цепи ДНК, кодирующей полипептидную цепь, ГЦАЦТГ. Укажите нуклеотидную последовательность фрагмента молекулы иРНК, антикодоны молекул тРНК, участвующих в биосинтезе этого дипептида, и аминокислотный состав дипептида. Ответ поясните. Воспользуйтесь таблицей генетического кода.
Генетический код
первое основание |
второе основание | третье основание |
|||
У | Ц | А | Г | ||
У | фен фен лей лей |
сер сер сер сер |
тир тир стоп стоп |
цис цис стоп три |
У Ц А Г |
Ц | лей лей лей лей |
про про про про |
гис гис глн глн |
арг арг арг арг |
У Ц А Г |
А | иле иле иле мет |
тре тре тре тре |
асн асн лиз лиз |
сер сер арг арг |
У Ц А Г |
Г | вал вал вал вал |
ала ала ала ала |
асп асп глу глу |
гли гли гли гли |
У Ц А Г |
C6 В биосинтезе белка участвуют молекулы тРНК с антикодонами ГУА, ГАГ, ГГА. Определите последовательность нуклеотидов в обеих цепях молекулы ДНК, несущей информацию о данном полипептиде. Ответ поясните.
C7 Молекула иРНК, несущая информацию об одной полипептидной цепи, состоит из 480 значащих нуклеотидов. Установите число нуклеотидов на участке молекулы ДНК, кодирующем данный белок, число аминокислот в данном белке и число молекул тРНК, которые необходимы для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.
Независимое наследование
C4 Дигетерозиготное растение гороха нормального роста и с зелеными створками плодов скрестили с карликовым растением с желтыми створками плодов. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления в потомстве карликовых растений с зелеными створками плодов?
1) генотипы родительских растений – АаBb, (гаметы АВ, Аb, аВ, аb) и aabb, (гаметы ab);
2) генотипы потомства: АаBb (нормальные, с зелеными створками); Ааbb (нормальные, с желтыми створками), ааBb (карликовые, с зелеными створками); aabb (карликовые, с желтыми створками);
3) 25% карликовых растений с зелеными створками, генотип ааBb.
C5 При скрещивании самцов морских свинок с белой прямой шерстью с самками с черной курчавой шерстью все потомки имели курчавую шерсть, причем у одной половины шерсть была белого цвета, у второй – черного. При скрещивании тех же самцов морских свинок (с белой прямой шерстью) с самками, имеющими черную прямую шерсть, все их потомство имело черную прямую шерсть. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок.
Схема решения задачи должна включать:
1)доминантные признаки – черная окраска шерсти (А), курчавая шерсть (В); рецессивные признаки – белая окраска шерсти (а), прямая шерсть (b);
2) генотипы родителей в первом скрещивании: самцы – aabb, самки - АаBВ;
3) генотипы родителей во втором скрещивании: самцы – aabb, самки - ААbb.
C6 У родителей с темными волосами и карими глазами родился светловолосый и голубоглазый ребенок. Определите генотипы родителей и первого ребенка. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков расположены в различных аутосомах. Какой генетический закон проявляется в этом случае?
Схема решения задачи должна включать:
1) генотипы обоих родителей – АаBb (А – темные волосы, В – карие глаза);
2) генотип первого ребенка – aabb (а – светлые волосы, b – голубые глаза);
3) закон независимого комбинирования, или третий закон Менделя.
Сцепленное наследование
C7 Скрестили дигетерозиготных самок мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями (один из родителей этих самок был с черным телом и укороченными крыльями) с самцами с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, если известно, что гены окраски тела и формы крыльев находятся в одной аутосоме и между ними происходит кроссинговер. Объясните полученные результаты.
Схема решения задачи должна включать:
1) генотип самки – АаBb, (гаметы АВ, Аb, аВ, аb), генотип самца – aabb, (гаметы ab);
2) генотипы потомства: АаBb (серое тело, нормальные крылья); Ааbb (серое тело, укороченные крылья), ааBb (черное тело, нормальные крылья); aabb (черное тело, укороченные крылья);
3) Так как гены сцеплены, закон независимого комбинирования не выполняется и число гамет без кроссинговера (АВ и аb) выше, чем число кроссоверных гамет (Аb и аВ). Поэтому в потомстве проявятся все 4 фенотипа, но в неравных соотношениях.
C8 У человека катаракта и шестипалость обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными генами (кроссинговер между ними не происходит). Жена обладает обоими признаками, причем у ее отца было нормальное зрение и нормальное число пальцев. Муж здоров. Какие генотипы и фенотипы могут быть у их потомков? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.
Схема решения задачи должна включать:
1) генотип жены – АаBb, (гаметы АВ, аb), генотип мужа – aabb, (гаметы ab);
2) генотипы потомства: АаBb (катаракта, шестипалость); aabb (нормальное зрение, нормальное число пальцев);
3) Так как гены тесно сцеплены, закон независимого комбинирования не выполняется и кроссоверные гаметы (Аb и аВ) не образуются. Поэтому в потомстве проявятся только 2 фенотипа.
* Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи.