Старообрядческие скиты в нижегородском крае. Старообрядчество в нижегородской области
В XVII веке на Руси появилось движение «боголюбцы, которые боролись за чистоту нравов и за верховную власть церкви в обществе. Среди них был будущий патриарх Никон и главный мыслитель старообрядчества Аввакум . Оба они были родом c нижегородской земли. К середине XVII века среди религиозных духовных вождей произошёл раскол. Никон, приблизившись к царю Алексею Михайловичу и став патриархом Руси, провёл реформу православной церкви. Часть православных, вдохновляемых протопопом Аввакумом, не приняла реформу и придерживалась старой веры и обрядов, за что подверглась гонениям. Прячась от преследований, старообрядцы уходили в заволжские глухие леса, где ставили свои скиты — уединённые поселения монастырского типа.
Григорово — родное село протопопа Аввакума. Фото:
По следам староверов
Программист Антон Афанасьев родился в Сухуми, в Нижегородскую область переехал, по его выражению, «в сознательном детстве». Но случилось так, что, прочитав в юности «В лесах» и «На горах» Мельникова-Печерского , всерьёз заинтересовался историей и этнографией старообрядческих районов. Антон ездит по области, ищет места бывших поселений, изучает историю и быт и рассказывает об этом в своём иллюстрированном блоге. Два его хобби — фотография и путешествия — пригодились для большого исследования. Это почти этнография, только любительская. И популярная — у его блога уже восемь тысяч подписчиков.
Антон Афанасьев — блогер-этнограф. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова
«О жизни нижегородских старообрядческих скитов известно не так много, — говорит Афанасьев, — поэтому я решил изучить эти места и посмотреть, что сейчас происходит на землях староверов».
Впервые слово «скит» Афанасьев услышал, когда начал заниматься кладоискательством. Многие копатели любили бродить с металлоискателями в районе староверческих поселений, поэтому у Антона сразу сложилось впечатление, что это были богатые места.
«Найти остатки скитов довольно сложно, — рассказывает Афанасьев. — Местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами: ведь порой от них остаётся только ветхое кладбище. Нередко помогали в поисках местные пастухи: они оказывались одними из немногих, кто знал, где находились поселения старообрядцев».
На местах, где раньше существовали целые поселения, сейчас — пустыри с редкими разваливающимися постройками. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
За несколько сезонов блогер объездил практически все скиты и нашёл потомков местных староверов. Кто-то продолжает придерживаться веры предков, кто-то — давно забыл о принципах старообрядчества.
Антон сначала думал, что фотографировать староверов будет трудно: «На первый взгляд, они — люди довольно скрытные и не подпускают к себе чужих. Но нет. Они готовы общаться».
Памятники культуры постепенно приходят в запустение, даже оказавшись под охраной. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Уцелевший скит
Афанасьеву удалось не просто фотографировать самих людей, но и заснять службу в единственном сохранившемся и действующем нижегородском ските — Малиновском. Он был построен в конце XIX века на деньги богатейшего купца-промышленника Николая Бугрова (того самого, кому принадлежал ночлежный дом в Нижнем Новгороде, известный как прототип ночлежки из пьесы Горького «На дне»). В советский период в церкви скита устроили подсобные хозяйственные помещения. Сейчас почти все фрески полностью отреставрированы, поскольку c июля 1994 г. комплекс Малиновского скита взят на государственную охрану как памятник истории и культуры областного значения.
Церковный хор Малиновского скита. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
В городе Антон редко заходит в церковь, а в Малиновском скиту появилось желание посмотреть службу. Зная, что староверы, как правило, не допускают никого, кроме единоверцев, дальше притвора, фотограф стоял там и смотрел, как начинается служба.
Идёт богослужение. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
«Меня увидела одна женщина из церковной лавки, — рассказывает Антон. — Она оказалась женой батюшки Александра , проводившего службу. Предложила мне войти, написать записку о здравии и даже поснимать интерьеры и саму службу, на что я вообще не расcчитывал! Очевидно, сыграл свою роль мой интерес к происходящему. Меня после службы даже на обед пригласили».
Обед после службы. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Свалка на кладбище
Ситуация с отреставрированным Малиновским скитом скорее исключительная: на месте большинства из старообрядческих скитов высятся одни кресты. Только они и напоминают о том, что когда-то здесь было не только кладбище, но и богатое поселение.
Крестов старообрядцев много, а самих староверов почти не осталось. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
«Местные жители практически не помнят о староверах, — рассказывает Афанасьев. — Как мне сказали в одной из деревень, уже в конце 70-х годов прошлого века не было людей, которые могли бы толком рассказать приезжему о скитах и показать их».
В деревне Шарпан Афанасьев искал могилу старообрядского отца Никандрия , которую обнаружил на местном кладбище. А вот на месте полуземлянки старца Антон был неприятно поражён импровизированной свалкой, которая окончательно похоронила под собой старые брёвна обители, вкопанные в землю. И это несмотря на то, что это место официально находится под охраной государства (документ о принятии на госохрану № 219 — прим. автора).
В Шарпане староверов практически не осталось. Например, у бывшей учительницы Нины Александровны все предки были старообрядцами, но она себя к ним уже не относит. Хотя по-прежнему хранит дома старообрядческие иконы.
«Убьют за икону»
«Бабушка эта рассказывала, что одиноких старушек обманывают скупщики, — рассказывает Афанасьев. — Приезжают из города люди и в добровольно-принудительном порядке обменивают старинные иконы на новоделы. Спрашиваю, мол, зачем соглашаетесь. Отвечает, боимся, мол: придут ночью, ограбят или убьют за эти иконы-то. Понятно, что на этих бабушкиных иконах грубо наживаются. Забирают не только иконы, но и сохранившуюся церковную утварь. Ко мне старушки тоже сначала присматривались с подозрением: не старьёвщик ли?»
Потомок старообрядцев Нина Александровна боится скупщиков икон. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Церкви староверов большей частью разрушаются от времени и варварского отношения окружающих. Например, в бывшей старообрядческой общине Будилихе церковь уже находится в аварийном состоянии: доски растаскиваются на заборы, а купол давно валяется на земле.
Разрушенная церковь в Будилихе. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Такая же ситуация в старинном селе Мартынове: церковь разрушена и находится в ужасающем состоянии. Пройдёт немного времени, и от неё останется только груда старых досок и брёвен. Если и их не растащат.
«Говорят, что восстанавливать эти церкви не на что и не для кого, — качает головой Афанасьев, — мол, старообрядцев тут с каждым годом становится всё меньше — молодые все или в православии, или вообще не верующие».
Церковная луковка валяется на земле. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Церковь — на кирпичи
Антон Афанасьев не только с большим вниманием изучает исторические места, но и живо интересуется людьми, живущими в заброшенных, глухих уголках области. Здесь он находит сюжеты для своих фотографий.
Антон рассказывает о знакомстве с бородатым кочегаром Сергеем и его напарником, показывает фотографии. Кочегары отапливают местную школу, которая находится в бывшей дворянской усадьбе Бердникова . Чтобы протопить школу и учительский дом, они должны каждый день натаскать и сжечь 12 тачек угля. Сергей поведал Афанасьеву, что во дворе этой бывшей усадьбы стояли раньше две мраморные стелы — самого Бердникова и его жены.
Кочегар Сергей — житель северных районов Нижегородской области. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
«Так вот, по словам Сергея, в начале 90-х обе стелы куда-то «увели», — рассказывает Афанасьев. — И тут прошёл слух, что сын этого самого Бердникова, серьёзный бизнесмен из Франции, намерен посетить родные места! И даже подумывает о совместном предприятии на родине отца: восстанавливать хотел местную фабрику. Сергей сказал, мол, они перепугались, всем селом искали эти стелы: неудобно же перед зарубежным гостем. И ведь нашли! Лежали у кого-то на заднем дворе».
На севере области живут бедно — до сохранения культурного наследия людям дела нет. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Стелы вернули на прежнее место. Только восстанавливать уже нечего было: стены фабрики уже давно разобрали, местную церковь тоже.
Антон рассказывает, как в области, вдали от более-менее крупных городов, всюду видны признаки запустения: кругом разруха, работы почти нет. Всё, что можно, растащили на кирпичи.
Молодёжь уезжает, старики остаются. Фото: Из личного архива Антона Афанасьева
Возвращаясь к разговору о скитах, Афанасьев вздыхает: «Конечно, я не этнограф, хотя и получаю сейчас второе — историческое — образование. Я просто фотографирую, что вижу, и стараюсь описать то, что ещё сохранилось. Я понимаю: многое для разрушения староверческих поселений делает время. Но если бы за ними был должный уход, наверняка многое удалось бы сохранить для потомков. И, может быть, ещё не совсем поздно?»
Нижегородский раскол
Памятник патриарху Никону в г.Саранске.Хотя родился он в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода (в настоящее время - Перевозский район Нижегородской области). То есть памятник ему поставили все-таки по этнической принадлежности,а не по месту рождения.
Никон (в миру Никита Минов), родился 3 июня 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район Нижегородской области). Патриарх, политический и церковный деятель.
Уже в 19 лет стал священником в соседнем селе. Женился, но после смерти всех своих детей, их было трое, окончательно ушел из мира. С 1635 года нашел успокоение в стенах Соловецкого монастыря, где принял постриг. В 1643 году становится иугеменем Кожеозерской обители.
В 1646 году Никон был представлен царю Алексею Михайловичу, и снискал его благосклонное внимание. После этого был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Пользуясь неограниченным доверием государя, нашел максимальные возможности для воплощения своих идей, как религиозных, так и политических.В 1648 году став митрополитом Новгородским, способствовал подавлению бунта в 1652 году. В том же году был избран новым всероссийским святителем.
С весны 1653 года патриарх Никон преступил к реформам, его жестокая и непримеримая позиция привела к расколу церкви, а затем к противостоянию с царем.
Никон объявил о том,что оставляет патриаршество и в 1658 году удалилися в Новый Иерусалим. В 1664 году Никон предпринимает попытку вернутся в Москву, но его отправляют обртано.
Собор 1667-1668 годов подтвердил никоновские реформы, в то же время снял с Никона патриарший сан. Никон был сослан под надзор в Ферапонтов монастрь, затем переведен в Кирилло-Белозерский.
Вернутся в Москву разрешено было бывшему патриарху лишь в 1681 году, при новом царе Федоре Алексеевиче, так же велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 (27) июля 1681, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
Памятник старообрядческому священномученику протопопу Аввакуму, открытый 5 июня 1991 г. на его родине в селе Григорово Большемурашкинского района Нижегородской области. 30 июля 2009 года. (Фот. Борисова Л. К.)
Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола.
В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как осквернение церкви, предсказывает близкое пришествие антихриста, проповедует бегство из мира и самосожжение. Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре.
Оригинал взят у cheger в Вниз по Керженцу: старообрядческие скиты
Конечно же, рассказывая про Керженец, нельзя не рассказать про его старообрядческие скиты, которых когда-то тут было очень много, сейчас же от них практически ничего не осталось. Подробнее про них можно посмотреть у меня в журнале по тегу , там уже описано состояние многих из них, сейчас же хотелось бы рассказать про три новых скита, которые мне удалось найти. Речь пойдет о Чернухинском, Городинском и Якимовом скитах.
Первым на очереди у меня был Чернухинский скит. Проехать туда оказалось очень проблемно, так как дороги там по факту нет, а та что есть, разворочена лесовозами. Приходилось пробираться по этим остаткам да прям по полянам.
В «исповедной» росписи Керженской волости села Семенова за 1742 год говорится, что кроме поселений и скитов по речкам в Чернораменских лесах, в разных урочищах обретаются келейные жители и, в частности, по речке Чернухе их тринадцать.
В 1764 году генерал Маслов по распоряжению царицы Екатерины II "разори" скиты по реке Вятке и выселил из них около тридцати тысяч старообрядцев. Многие из «гонимых» появились в Керженских лесах и основали свои скиты и обители. Около одной из келий на речке Чернухе в версте от современного села Медведево таким образом появился Чернухинский скит беглопоповекого согласия. С годами он рос, расширялся и стал занимать оба берега речки. Жили около скита и миряне, в основном по правому берегу. Скитские постройки изобиловали внутренними переходами, боковушками, светелками, чуланчиками, подклетями и подпольями с несколькими выходами наружу. Такой тип построек выработался самой жизнью с тем, чтобы скрыться при внезапных обысках или скрыть то, что не должно быть видимо.
Как не сложна была система построек, однако, она не смогла избавить скит от «Мельникова разорения» 1853 года. Вот как рассказывает об этом настоятельница Чернухинского скита - мать Евдоксия питерскому писателю Павлу Усову в 1884 году. «Много он (Мельников) нам вреда причинил. Не могу вспомнить о нем без сердца. Как теперь помню канун Успеньева дня (14 августа старого стиля), когда он нагрянул к нам в скит, грозный, суровый явился в часовню, где мы все находились, и строго сказал: «Ну, берите скорее все ваши книги и уходите». А затем запечатал нашу часовню ».
Документы свидетельствуют, что за 1853 - 1857 годы из Чернухинского, Улангельского, Комаровского, Оленевского и других скитов было изъято более двух тысяч икон. Всего в течении «черного» октября 1853 года в скитах сломано 358 жилых строения, выслано 741 человек, в том числе 164 инокини. После «визита» Павла Ивановича и его команды в Чернухинском скиту была оставлена одна обитель, а в ней всего пять инокинь. Оставлена была и моленная. Иконы из нее были изъяты, остались лишь те, что принадлежали лично матери Евдоксии.
До разорения на иконостасе моленной было 129 икон да, кроме того, 41 в трапезной. Часть из них была передана в единоверческую церковь села Медведева, а 103 иконы отправлены в Нижний Новгород. 19 икон Чернухинского скита в 1860 году оказались в Академии художеств как наиболее ценные. Одна из них, образ святого Нифантия, дожила до наших дней и хранится в собрании Государственного Русского музея. До изъятия она находилась в трапезной Чернухинского скита. На иконе имеется надпись, она говорит о том, что икона была написана в 1814 году мастером Василием Рябовым в селе Павлове (ныне районный центр Нижегородской губернии).
Сама моленная скита сооружена была в конце XVI11 века, во времена императрицы Екатерины II и при том с разрешения правительства, что и спасло её от уничтожения. Скит после «разорения» оправиться полностью не смог, но существовал.
Уставщицы Чернухинского скита
Инокини, как и сама настоятельница, на уговоры священника Медведевской церкви и других иерархов отказалась принять единоверие, оставаясь верными вере отчей. Поэтому в результате доноса батюшки Медведевской церкви Мясникова в октябре 1881 года моленная была опечатана. В своем доносе в Нижегородскую духовную консисторию он писал: «В доме крестьянки деревни Чернуха Елены Осиповны Лешевой (после пострига мать Евдоксея) устроена старообрядческая моленная ...» Для опечатывания моленной прибыли следователь, урядчик, благочинный священник Мясников и пятнадцать понятых. Забрав старопечатные книги, оставшиеся родовые иконы в моленной и в жилом здании матери Евдоксеи, опечатав моленную, уехали.
Мать Евдоксея выросла в селе Нижнее Воскресение, что на Ветлуге реке (ныне районный центр Воскресенск нашей Нижегородской области), в купеческой семье Осипа Лешева. В раннем детстве девочка Елена была отдана на воспитание и обучение в Чернухинский скит, где по прошествии нескольких лет стала настоятельницей, приняв иноческий чин.
В изъятии икон настоятельница скита, мать Евдоксия увидела великую несправедливость, потому с требованием - просьбой обращалась она к Нижегородским властям вернуть ей отобранные святыни, особенно те, что принадлежали роду Лещевых. В ответ услышала, что за самовольное устройство моленной её ожидает тюрьма. Поняв, что здесь справедливости не добьешься, она отправляется хлопотать в столицу Санкт-Петербург. Благодаря своей настойчивости, попадает на прием к министру внутренних дел России - графу Дмитрию Толстому. Надо отдать должное, граф разобрался в сути дела и отдал распоряжение: «Моленную распечатать, так как оная устраивалась с разрешения ».
Вот как описывает Павел Усов (упоминаемый выше) свои впечатления от посещения Чернухинского скита: «На крыльце деревянного одноэтажного дома, стоявшего посреди довольно просторного двора, нас встретила пожилая женщина, лег шестидесяти, среднего роста, стройная, с живыми умными глазами. На ней был сарафан из темного ситца, особого покроя, чистый, опрятный... На голове была небольшая черная шапочка, с виду как бы черная повязка...Наконец старица Евдоксия провела нас к двери, которая была заперта несколькими замками. Когда её отворили, мы очутились в обширной комнате, задняя сторона которой до потолка была уставлена иконами... В числе икон замечательнее других икона Спасителя старинного письма, принадлежащая матери Евдоксии, в роду которой она передается из поколения в поколение. Эти поколения передали так же одно другому и легенду об этой иконе, что она никогда не давалась в руки «никониан», когда они пытались снять её с того места, где она находилась ».
Судя по этим записям Павла Усова в 1884 году, справедливость восторжествовала иконы матери Евдоксии вернули.Еще в конце XIX века. Матушка Евдоксия жаловалась петербуржцу Усову, что среди нынешнего женского поколения мало находится охотниц посвящать себя иноческой жизни и, что скиты стали скудны населением. Постепенно по разным причинам замирала скитская жизнь не только в Чернухе, по и по всей России. Особенно сильный удар был нанесен в годы Советской власти, хотя чернухинские старообрядцы долго боролись за выживание, за чистоту своей веры. Видя в «победах» цивилизации происки сатаны, они до конца дней своих жили без радио, без электричества. Исстари вставали здесь с восходом солнца и ложились спать с закатом его. Долгими зимними вечерами освещала жилища их свеча да лампада перед образами Святыми. А вместо новостей да фильмов были чтение книг старопечатных да пение псалмов Псалтыри.
Чернухинский скит
В 2005 году стояли здесь в Чернухе последние два дома. Один продали и увезли. Второй сгорел. В 2004 году бывшее поселение Чернуха покинула последняя жительница этой деревни - Жирнова Татьяна Федоровна, переехав на жительство в Медведево к племяннице. Татьяна Федоровна как бы вернулась на свою родину, она здесь, в Медведеве в 1916 году родилась. В 1937 году вышла замуж в Чернуху да, считай, всю жизнь там и прожила. С её слов от скита осталось два кладбища. Одно - старое, на левом берегу речки. Хоронили там от основания скита до Мельникова разорения (до 1853 года). Теперь там лес глухой, не сохранились даже кресты: «не знаешь - и не найдешь».
Второе - более «свежее», расположено на правом берегу речки, по Зуевской дороге. Они находятся почти напротив друг друга, через речку, от деревни с полкилометра. На втором есть и кресты, и ограды. Последнее захоронение было лет десять назад, хотя само кладбище тоже старинное.
Так угас один из проводников древлего благочестия - скит Чернухинский. Этому способствовали: в 1720 году - Питиримово разорение, в 1853 году - Мельникове разорение, в 1930 году -Советское разорение. Эти годы были годами жизненных трагедий обитателей скитов, но эти же годы были годами величия их духа, их стойкости в вере своей.
Остатки забора
Когда-то был пруд
В поисках кладбища я заехал немного в лес и наткнулся на большую делянку. Лес тут, как и везде в заволжье, вырубают по полной программе. Причем тут такая глушь, что как только я вышел из машины сделать кадр, мимо меня буквально в 20 метрах промчался огроменный заяц. Найти же кладбища мне не удалось, так как глушь, как я уже сказал, здесь несусветная!
Когда-то тут стояли дома...
Если ехать из Семенова в Красные Баки, то между платформой Захарово и станцией Керженец с левой стороны от железной дороги можно увидеть древнюю Якимиху. Мало кто знает про деревеньку эту, а существует она лет триста. Впервые встречается упоминание о ней в списке старообрядческих скитов и келий Керженской волости за 1718 год при царе Петре I. Про нее писано: «близ мельницы Иоакима - келейных жителей двое». Откуда Иоаким, а по-нашему, по-теперешнему Яким появился, никто сейчас уж не знает, про то одному Богу ведомо. Ведомо, однако, что на небольшой речке под названием Озерочная поставил он мельницу водяную и молол зерно ржаное да овсяное, обеспечивая мукой деревни окрестные: Дорофеиху, Кириллово. Кондратьево. С годами рядом с кельей, жилищем Якима (Иоакима) построились другие пришлые и образовался скит. Все они исповедовали веру «древлюю». веру отцов и дедов, а значит были старообрядцами. Духовным центром в местах тех была деревня Кондратьево, что в двух верстах от Якимихи. Возглавлял старообрядческую жизнь поп-расколыник Яков Красильников. Имел он свою моленную, куда со всей округи приходили староверы для проведения богослужений но воскресным и праздничным дням. В самой Якимихе праведностью жизни и ученостью книжной славилась Марфа Мартынова, которая в доме своем тоже имела моленную.
В 1898 году, как говорит предание, дом священника Якова в Кондратьеве сгорел, сгорела и моленная. Отчего пожар случился не известно. Одни говорили, Яков сам виноват, с огнем небрежно обошелся, другие сказывали - «челядушка» подожгла (дети то есть).Удалось батюшке вынести из огня все пожиравшего, иконы древние да книги старопечатные. Решил для сохранности, пока дом новый строится, в Якимиху отнести в моленную Марфы Мартыновой.
Волею случая, пожара ради, стали прихожане ходить на службу богоугодную не как прежде в Кондратьево, а в Якимиху, в дом Марфы. Месяц ходят, два, полгода. За время это полюбились прихожанам якимихинские моления. Да так полюбились, что весь бывший приход отца Якова перешел в деревеньку эту, а приход не малый 17 деревень, если с Якимихой считать. Быстрена, Беласовка, Дорофеииха, Кондратьево, Кириллово и т.д., около восьми сот прихожан. Моленная матушки Марфы, так стали её называть в народе, оказалась тесновата, и в 1902 году прирубили алтарь, перед входом сделали паперть. На верх моленной приладили маковку (небольшой купол) и крест, привезенный из Нижнего Новгорода. Марфе самой для удобства проживания прирублена была отдельная комната. Теперь моленная выглядела совсем как церковь, установлены были даже колокола.
Казалось бы, все идет хорошо, но жизнь есть жизнь. Донесли властям в уездный город Семенов, что в деревне малой - Якимихе ширится и растет «гнездо осиное», «гнездо раскольников», церкви православной не чтущее. На основании доноса этого в 1904 году сюда приезжает пристав. Составил он протокол о самовольном сооружении моленной и о незаконных «воровских» богослужениях в ней. Допрашивали Марфу, но дело до суда не дошло, протокол пристава остался без последствий. Пока шло разбирательство, наступил 1905 год, а в этот год царь - император Николай II издал указ о свободе вероисповедания. На основании этого указа старообрядцы якимихинского прихода официально зарегистрировались как старообрядческая религиозная община во имя Успения Пресвятой Богородицы. На общем соборе верующих общины настоятелем был избран по-прежнему священник из Кондратьева -Яков Красильников. Однако, то ли по старости, батюшке было уже около семидесяти лет, то ли проштрафился перед церковными иерархами, но в 1912 году он был отстранен от службы. Вместо него поставили молодого, сорокачетырехлетнего отца Наума (Бурлачкова). Родом он был с Малого Зиновьева, а священство вел в Ковернино.
С его приходом в Якимиху церковная служба оживилась. Количество прихожан увеличилось до двух тысяч. Перед первой мировой войной 1914 года неожиданно пришла беда. Днем отец Наум совершал чин крещения младенца. Закончив службу, церковь закрыли и ушли по домам. А вечером церкви не стало. Огонь уничтожил все. Говорили, что виноват пономарь. Когда он разжигал кадило да раздувал его, уголек малый запал под половицу, а он по рассеянности не заметил.
В пожаре том погорели иконы старинные да книги древние богослужебные, а ведь на иконы те молились предки их, отцы, деды да прадеды - столпы веры древлей. Опечаленные прихожане с отцом Наумом на общем приходском соборе решили эту церковь не восстанавливать, а построить другую на новом месте, за околицей, в ста метрах от деревни. Стараниями отца Наума да старосты моленной Варенкова были куплены срубы и положено начало постройки. На закладку храма приезжал из Нижнего Новгорода епископ Иннокентий, которым был положен первый камень и водружен крест, где должен стоять престол (Он стоит в алтаре).
К Успеньеву дню (28 августа) церковь была поставлена, а к Рождеству Богородицы (21 сентября) на звонницу подняли спасенный со старой моленной колокол. Рассказывают, что во время пожара, когда горела моленная, один из прихожан, рискуя жизнью, дабы спасти святыню, снимая его с объятой огнем колокольни, сильно обгорел, но жив остался и колокол спас. Бог не дал в обиду, дело святое. Служба велась в новом освященном храме под звон опаленного пламенем колокола. Иконы да книги церковные нашлись у братьев по вере в деревнях окрестных, переданных ими на общее благо в церковь новоотстроенную. Не оставили в беде благотворители из Семенова да Нижнего Новгорода.
Наступили годы советской власти. Из-за агитации безбожных атеистов, репрессий и угроз со стороны властей число прихожан резко сократилось. К 1930 году осталось всего две - три сотни. В 1939 году храм был закрыт совсем. Священник Наум в возрасте семидесяти лет был арестован. Иконы, как рассказывали старожилы, из храма отправили для отопления школы. С тех пор старообрядцы «ушли в подполье», стали молиться по домам тайно, чтобы не прознали власти.
Теперь век XXI. Снова свобода вероисповедания. Но время ушло. Молиться в Якимихе стало практически некому.
Если вы надумаете посетить эту маленькую, но красивую деревеньку, Якимову да Марфинину родину, то при подходе к ней, с левой стороны увидите кладбище, оно новое, ему всего около сотни лег. На нем кирпичный фундамент заросший бурьяном. Это остатки былого храма, построенного после пожара. Поклонитесь им. В самой деревне, как напоминание о бурной жизни стоят вековые липы выросшие на месте упокоения у Марфиной моленной, сгоревшей в былые времена. Кажется, что липы эти рассказывают нам, живущим сейчас, о житие - бытие отцов и дедов, нередко жертвующих жизнями своими ради нашей лучшей доли, ради нашего спасения.
Кладбище
Люди, живущие прям у этих мест, никто и не знают о славной истории своей деревни и были очень удивлены, когда я им это все рассказал.
Ну и последний скит, куда я направился - Городинский
На высоком Керженском берегу между деревнями Мериново и Взвоз в далекие от нас времена проживало племя черемисское. Так в былые годы современных марийцев называли. Места здесь привольные. В лесах много дичи. Куропатки да тетерева, словно куры около изб ходили. В реке рыбы полно, хоть ведром черпай. Вокруг стада оленей, лосей да прочей живности всякой. Жили марийцы, радуясь солнцу, прославляя природу да богов своих. Со временем поселение увеличилось настолько, что окрестные племена стали называть это поселение городом. Так и говорили: «город, где живут мери» - марийцы, значит, или просто- город Мери.
Наверное, городок с таким красивым названием существовал бы и сейчас, если бы не внезапное нападение врагов - татар диких. Словно звери, без меры голодные, напали они и в одночасье уничтожили все, что создавалось годами, а, может быть, и веками. Строения в смерче огненном в небеса ушли. Людей одних в полон забрали, других - мечами кривыми порубили. Многие пали в битве неравной. Печальная картина открылась тем, кто возвратился с охоты из окрестных лесов, да тем, кто пришел из других поселений.
Прежде всего собрали они останки соплеменников - родичей своих и уложили их на капище для проведения обряда погребения возле рощи священной. Отравив души погибших вместе с дымом погребального костра на «небесное жительство», стали думать о новом месте для оставшихся в живых. Город Мери опустел. Лишь пепелище да могильный холм над прахом предков напоминали о былом. Оставаться здесь по правилам того времени они не могли, так как закон предков запрещал строиться на месте пожарища три года. Облюбовали новое место выше но Керженцу у крутой излучины, где стоит теперь деревня Мериново. Название поселения оставили прежним - Мери, только дали пояснение, что оно новое. Вот и получилось Мери - ново или Мериново. Такова красивая, но драматичная легенда - сказание о возникновении и упадке города Мери в XII - XIII веках.
Другая легенда как бы продолжает повествование и переносит нас в XV - XVI века. Она утверждает, после разорения Макарий - Желтоволосого монастыря, что при устье Кержеца, в 1439 году казанским мурзой Улу - Махметом оставшиеся в живых монахи вместе с праведным Макарием пошли «спасая животы своя» в верха Керженские. Там, где, утомившись, останавливались они на отдых после трудного пути, воздвигали келью для проживания. Отдохнув и набравшись сил, Макарий и братия его продолжали путь дальше, а в келии оставляли одного из сотоварищей своих, монахов православных, ради искоренения язычества в местах сиих и утверждения христианства. Здесь, в обустроенной келии, на том месте, где два века назад был городок Мери, оставлен был Гавриил. Вскоре у обители его образовался скит. Ставлена была церковь деревянная. Отсюда стала распространяться вера православная, вера христианская. Местные жители, помня, что здесь был город, пусть и черемиссхшй, называли место это Городинкой, а потому и основанный скит стал прозываться Городинским. Праведный инок Гавриил, видя увеличение числа своих последователей, оставил скит и переселился выше по Керженцу, основав там другую обитель - поселение, которое носит теперь его имя - Гавриловка.
К концу XVII века, как говорит предание, вся округа была православной. Язычество, как религия, еще в прошлые века было искоренено. Несогласные принять веру Христову вытеснены были в леса Ветлуги- рскн да на Вятку. Чтили в краях Мериновских заветы старца Гавриила, крестились двуперстно, крестные ходы совершали по Солнцу, богослужения проходили по книгам старопечатным, а потому, когда грянули новины Никона, не приняли их. Отвергли изменения в обрядах и молениях всем сердцем своим. Остались верными заветам предков, праведного I авриила да Макария - святого старца.
Обеспокоило это губернское начальство да епископа нижегородского, а потому в 1720 году для искоренения «осиных гнезд» «раскольников» решено было перенести старую обветшавшую церковь из скита Городинского, который закрыли, на новое место, к роднику, выше по Керженцу. Родник тот с чистейшей ключевой водой издавна почитался у местных жителей святым и, как говорили, исцелял от болезней многих. Около родника, на привольном месте ютилось несколько крестьянских изб «скудных житием».
Теперь, с постройкой новой, перечиненной церкви это поселение стало селом, именуемым Покровским, так как освящение церкви было в день Покрова Пресвятой Богородицы.
С этого времени старообрядцев становилось с каждым годом все меньше и меньше, как в былые времена язычников. История повторяется. Сейчас на месте Городинского скита находится Мериновское кладбище. Оно смогло упокоить и помирить язычников -марийцев и старообрядцев, а тех и других с новыми православными. Здесь все равны друг перед другом, а по делам своим и перед Богом.
Нашли здесь «приют», согласно преданию, язычники XII - XIV веков, древлеправославные старообрядцы XV - XVIII веков, находят «приют» современники нашего XXI века. В приюте том все едины и вера юже. Только грехи у каждого свои.
Домовые ямы все-ещё видны
С высокого холма, где стоял когда-то скит все ещё виднеется Керженец - раньше, думается, деревьев здесь не было и открывался отличный вид на реку, а по склону к нему петляла тропинка, по которой носили воду...
В следующий раз обязательно расскажу про самый древний их всех заволжских скитов - Оленевский.
Использован текст книги "Скиты керженского края" А. Майорова
Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола -- инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум -- оба были выходцами с нижегородской земли.
Оказавшись вне сферы влияния официальной православной церкви, приверженцы «старой веры» быстро распались на различные направления и течения («толки», как тогда говорили). Самое главное различие было между «поповским» и «беспоповским» толком. Различие заключалось в том, что первые признавали чин священства и монашества, вторые -- не признавали и в их общинах главными были не священники, и выборные лица из числа мирян. В свою очередь от этих толков отпочковались другие направления и секты. Что касается Нижегородского края, то нижегородские старообрядцы в большинстве своем принадлежали к «поповщине» и признавали священников и монахов. Именно об этих старообрядцах в основном и пойдет речь.
В конце 17 века, спасаясь от преследований, нижегородские раскольники уходили в глухие леса, за Волгу, где ставили свои скиты (объединение нескольких старообрядческих обителей-монастырей). Особенно много их поселилось на берегах реки Керженец .
С тех самых пор староверов в Нижегородском крае стали называть «кержаками», а слово «кержачить» стало означать «придерживаться старой веры». Жили кержаки по разному: относительно мирные времена сменялись на периоды жестоких репрессий. Особенно сильными преследования были в то время, когда епископом Нижегородским был назначен Питирим. При нем начался знаменитый «разгон» Керженца.
Старообрядцы нижегородского края
Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).
По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. В Нижегородской губернии в XVIII - XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.
Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей -- мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.
При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места .
Старообрядцы на территории Нижегородской епархии
С момента возникновения раскола пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли, и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу она и была учреждена здесь в 1672 г.
Первый митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет (1672–1686 гг.), выступал на Соборе против Никиты Пустосвята и др. раскольников, во все продолжение управления епархией деятельно заботился об искоренении раскола, но поскольку не хватало ученого духовенства и сам Филарет был часто в отъезде в столице, раскол процветал. Павел I (1686–1696 гг.) также не преуспел в борьбе с расколом. Трифилий (Инихов) был восприемником Александру Строганову, а Строгановы симпатизировали старообрядчеству. Исаия (1699–1707 гг.) «привержен был к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам» сам. Сильвестр (Волынский) (1708–1719 гг.) поставлен был на Нижегородскую кафедру «с условием печься об искоренении раскола, но старался более о построении церквей». В общем, до Питирима обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. По фольклору – «надежное и уютное прибежище». Керженец – «столица» старообрядчества, сюда писали не только из Москвы, Поморья и Сибири, но и из-за границы. Здесь собирались соборы Керженских старцев, имевшие авторитет для всех старообрядцев. При Питириме (1719–1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, но это годы репрессий против старообрядцев как идеологов «старины»: у Питирима было право казнить и лишать имущества крамольников
.
Для обращенных из раскола Питирим учредил монастыри – мужской Кержебельмяшский и женские Бельмяшский (1708 г.) и Рождественский на р. Санахте (еще будучи сам официально строителем Переяславского Никольского монастыря, на деле – агентом Петра I по розыску против раскола). В 1716 г. был обмен вопросами о Православной вере с Керженскими старцами: Питирим направил им 130 вопросов, старообрядцы – 240 вопросов в ответ.
В 1719 г. в с. Пафнутово Балахнинского уезда было его собеседование с раскольниками, где он официально победил. Возил старца Варсонофия и диакона Александра в Москву представлять царю как обращенных. Труд Питирима «Пращица противу вопросов раскольнических» в 1721 г. был разослан по всем епархиям.
Официально при Питириме из 367 790 жителей Нижегородской епархии раскольников насчитывалось только 7269 человек, из 94 раскольничьих скитов осталось только 2 – в Оленеве и в Шарпане. Но после смерти Питирима ставленники его – приходские священники – не имели возможности указывать в отчетах старообрядцев, т.к. жить в селах им было бы невозможно. Большинство священников своим прихожанам сами сочувствовали, и писали, что те все ходят в церковь.
При Екатерине II законодательство Петра I в отношении старообрядцев было пересмотрено (что видно из выписок постановлений о раскольниках).
Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798–1811 гг.) позволил старообрядцам совершать богослужение в Духовской церкви (1798 г.), бывшей монастырской. А в 1801 г. старообрядцам велено иметь церковь и особых священников, рукоположенных Вениамином, и отправлять богослужение по старопечатным книгам. (Предпринимались попытки обращения старообрядцев в единоверие).
При Николае I политика в отношении старообрядцев ужесточилась. Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский (1827–1832 гг.) обратил несколько тысяч раскольников в Православие.
По данным Нижегородского архива, после закона о свободе совести от 17 октября 1906 г. число старообрядцев резко возросло. В 1910 г. насчитывалось 57632 тыс. душ. (Белокриницкого священства – 17763 души; приемлющих священство от Господствующей церкви – 6 526 душ; Спасова согласия – 15 188 душ; поморцев – 13 611 душ; беспоповцев-самокрестов – 4 519 душ; молокан – 606 душ; штупристов – 147 душ; пашковцев – 16 душ; бытийных самокрестов – 35 душ).
Официально зарегистрированы в 1910 г. были 85 общин (25 общин Белокриницкого священства, 26 – Спасова согласия; 22 – поморско-брачного согласия; 6 – беспоповцев-самокрестов и 3 общины – приемлющих священство от Господствующей церкви).
По сведениям, данным полицмейстером г. Н. Новгорода, в 1909 г. в г. Н. Новгороде было три старообрядческие общины:
1. Поморского законно-брачного согласия
, имевшая молитвенный дом на Телячьей улице в доме Шульпина, быв. Хвальковского. 139 человек. Настоятель – П. С. Шульпин.
2. Белокриницкого священства
, имевшая два молитвенного дома: на Ильинке в доме Сироткина и в доме Карповой в фабричной слободе (домовая). В первом доме проживал старообрядческий епископ Иннокентий, в ведение которого входили Нижегородская и Костромская губернии с 55 священниками и 25 общинами. 112 человек в общине. Настоятель – Г. А. Спирин.
3. Никольская приемлющая священство
, переходящее от Господствующей церкви. Имела кладбище, т.н. «Бугровское» за монастырем, близ Марьиной рощи, и на нем 2 храма, кроме этого при доме Бугрова на Нижнем Базаре у Н.А. Бугрова – домовая моленная. 51 человек. Настоятель – Ф. А. Петрин.
Всего церквей и моленных домов – шесть и одно кладбище с общежитием.
В доме Сироткина на Ильинке ежегодно бывали съезды (в августе месяце):
1. Епархиальный старообрядческий, собираемый по распоряжению епископа для обсуждения экономических и просветительско-религиозных вопросов;
2. Всероссийский, преимущественно из уполномоченных общин, на котором обсуждались экономические вопросы всех старообрядцев. (ЦАНО, Ф. 5. оп. 50, д. 10644, л. 56-57).
В 1910 г. – «по примеру прошлых лет» – проводились противораскольнические собеседования в одном из храмов Благовещенского монастыря с 1 по 22 августа, в дни Ярмарки, на которую традиционно прибывало множество старообрядцев (ЦАНО, Ф. 1025, оп. 2271, д. 1, л. 214-214 об.).
Противораскольнические собеседования проводили священники г. Н. Новгорода по особо составленному расписанию. Но были и штатные епархиальные и уездные противораскольнические миссионеры: Г.И. Великанов, В. Костров, П. Г. Савельев (уездный).
В 1916 г. общин старообрядцев стало 97. Старообрядцы имели 121 молитвенное здание, 1 монастырь белокриницкого священства (из 4-х иноков и 4-х послушников) и при Нижегородской Никольской общине – общежитие монахинь. Общине принадлежали богадельни (Белокриницкой и приемлющих священство) и 5 школ. С 1905 г. старообрядцы имели право обучать своих детей Закону Божию у начетчиков своего толка.
Список старообрядческих общин Нижегородской губернии на 1916 г.
I. Ардатовский уезд – 2 общины:
Обе – с. Личадеево, «Спасова согласия»
II. Арзамасский уезд – 6 общин:
- с. Чернуха – «Белокриницкой иерархии» – 2 общины
- с. Собакино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Тумановов – «Спасова согласия»
- с. Ковакса – «Белокриницкой иерархии»
- с. Костянка – «Спасова согласия»
III. Балахнинский уезд – 9 общин:
- д. Остапово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Городец – приемлющие священство от Господствующей церкви переходящее
- д. Кузьмина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Гнилицы – «Беспоповцев самокрестов»
- с. Городец – «Белокриницкой иерархии»
- д. Климстино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви»
- с. Сормово – «Поморского брачного согласия»
IV. Васильский уезд – 10 общин:
- д. Огнево-Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Поморского согласия»
- с. Елховка – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новый Усад – 2 общины «Поморского брачного согласия»
- с. Антоново – «Поморского брачного согласия»
- д. Турбанка – «Поморского согласия»
- д. Огнево-Майдан – «Поморского брачного согласия»
- с. Белавка – «Спасова согласия»
- с. Чугуново – «Спасова согласия»
Ф. 61, оп. 316, д. 1006, лл. 15 – 18.
V. Горбатовский уезд – 17 общин:
- с. Ворсма – «Спасова согласия»
- г. Горбатов и его окрестности – «Белокриницкой иерархии»
- д. Б. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. М. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. Богданова – «Спасова согласия»
- д. Венец – «Спасова согласия»
- д. Натальино – «Спасова согласия»
- с. Мартово – «Белокриницкой иерархии»
- д. Окулово – «Поморского брачного согласия»
- д. Степурино – «Спасова согласия»
- с. Бочиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Хвощевка – «Спасова согласия»
- д. Шишова – «Спасова согласия»
- д. Масленка – «Спасова согласия»
- д. Рыльково – «Спасова согласия»
- д. Панино – «Спасова согласия»
- с. Озерищи – «Спасова согласия»
VI. Княгининский уезд – 10 общин:
- с. Картмазовка – «Поморского брачного согласия»
- с. Бокалды – «Поморского брачного согласия»
- с. Конышево – «Спасова согласия»
- с. Богохранимое – «Поморского брачного согласия»
- с. Б. Мурашкино – «Белокриницкой иерархии»
- д. Коноплянка – «Безпоповцев самокрестов»
- с. Ичалки – «Спасова согласия»
- с. Рождествено – «Поморского брачного согласия»
- д. Княж-Павлово – «Поморского законно-брачного согласия»
- с. Кремницкое – «Самокрещенского брачного согласия»
VII. Лукояновский уезд – 12 общин:
- с. Б. Маресево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Языковка – «Спасова согласия»
- с. Кемля – «Спасова согласия»
- д. Ташкина – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Спасова согласия»
- с. Байково – «Поморского брачного согласия»
- с. Средние Пичингуши – «Спасова согласия»
- с. Акаево – «Поморского брачного согласия»
- с. Оброчное – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Качкурово – «Спасова согласия»
- с. Саитовка – «Спасова согласия»
VIII. Макарьевский уезд – 8 общин:
- д. Будилиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Борок – «Поморского брачного согласия»
- д. Красный Яр – «Белокриницкой иерархии»
- д. Ачутино – «Поморского брачного согласия»
- с. Разнежье – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кременки – «Поморского брачного согласия»
- с. Асташиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Великомское – «Поморского брачного согласия»
IХ. Нижегородский уезд – 17 общин:
- с. Сохтанка – «Спасова согласия»
- д. Шерменево – «Спасова согласия»
- д. Каменки – «Спасова согласия»
- д. Гари – «Поморского брачного согласия»
- д. Гремячка – «Спасова согласия»
- с. Спирина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Калейниково – «Самокресты»
- с. Безввозное – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новоликеево – «Спасова согласия»
- д. Михальчиково – «Поморского брачного согласия»
- с. Мокрое – «Поморского брачного согласия»
- д. Водолейка – «Поморцы-самокресты»
- д. Мокрая – «Спасова согласия»
- д. Ельня – «Поморского брачного согласия»
- д. Цедень – «Белокриницкой иерархии»
- д. Утечина – «Поморского брачного согласия»
- д. Чачлово – «Поморского брачного согласия»
Х. Семеновский уезд – 8 общин:
- д. Елесино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Кошелево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кондратьево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Якимиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Наумово – «Поморского брачного согласия»
- г. Семенов – «Приемлющих священство»
- д. Понаво – «Белокриницкой иерархии»
- д. Быстрья – «Белокриницкой иерархии»
ХII. Сергачский уезд – 5 общин:
- д. Мокрый Майдан – «Спасова согласия»
- с. Толбы – «Безпоповцы»
- с. М. Ключево – «Безпоповцы»
- с. Смирново – «Спасова согласия»
- д. Шерстино – «Спасова согласия»
В 1918 г. «по материальной необеспеченности» миссионеры «в самую трудную для церкви минуту поступили на приходы».
В 1922 г. был создан Старообрядческий союз.
В 1929 г. в Н. Новгороде было 6 старообрядческих церквей и 2 молельни:
1. В 1925 г. бывшая часовня Мало-Пицкого монастыря была передана Никольской общине старообрядцев, и на углу улиц Грибоедова и Полевой появилась старообрядческая церковь (в 1929 г. «по просьбе трудящихся» она тоже была закрыта).
2. Успенская старообрядческая церковь (1923–1935 гг.).
3. Бугровский скит на кладбище (был закрыт в 1930 г., Вознесенская церковь была отдана под туберкулезную колонию).
4. Церковь б. Сироткина на Жуковской улице.
5. Молитвенный дом на Гоголевской улице Куйбышевского района (закрыт в1938 г.).
6. Молитвенный дом в Автозаводском районе (ликвидирован в 1938).
В 1935 г. на 125 старообрядческих обществ и 47 групп края было 65 молитвенных зданий.
По данным ЦАНО, в 1937–38 гг. были арестованы и расстреляны 60 человек священно- и церковнослужителей – старообрядцев, из 99 человек – служителей культа, зарегистрированных в 1935 г.
Первая старообрядческая церковь открыта после войны в 1948 г. в д. Большое Непряхино Уренского района белокриницкой иерархии.
В 1989 г. было зарегистрировано 6 религиозных объединений старообрядцев (3 – белокриницкой иерархии, 1 – беглопоповской, 2 – беспоповской). В 1990 г. числилось 8 старообрядческих общин.
Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой