В психоанализе основными структурными компонентами личности считаются. Структура человеческой личности по фрейду
Впервые понятие «Психоанализ» было введено Зигмундом Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний. По словам Фрейда психоанализ возник как терапия, однако его родоначальник рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько в качестве основы новой философской системы взглядов на человека и его сущность.
В современной психологии как науке, психоанализ представляет собой одновременно и важнейшую основу психотерапии, и искусство толкования сновидений, и метод интерпретации поведения и, наконец, одно из направлений самопознания.
Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами. для изучения динамики развития личности в процессе жизни, Фрейд преобразовал свою топографическую модель в более гибкую - структурную модель психики, введя в рассмотрение три уровня (подсистемы) на которых личность развивается. Личность человека, согласно этой модели, включает в себя три структурных компонента - Оно (ИД), Я (ЭГО) и Сверх-Я (Супер-ЭГО), которые возникают и развиваются по своим программам на фоне постоянно действующего стремления к гомеостазу.
Первым (одновременно с рождением человека) возникает «Оно», которое представляет собой вместилище инстинктивных потребностей («Подвал человеческой личности») таких как инстинкт выживания, импульсивные влечения (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Их совместный энергетический потенциал представляет из себя жизненный запас человека, расходуемый им в рамках модели минимизации психических напряжений.
Подсистема ЭГО возникает на границе сознательного и бессознательного (в предсознании) по мере биологического роста человека и окончательно формируется к трем годам его жизни. Функция ЭГО в данной динамической модели выстраивать поведение так, чтобы его инстинктивные импульсы удовлетворялись с минимальными нарушениями требований внешней среды (родители, общество, мир). и сознания не были бы нарушены.
Подсистема Супер-Эго формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Ее функция микширование конфликта между индивидом (ОНО + ЭГО) и социумом, который неизбежно возникает в течение всей жизни человека. Супер-Эго непрерывно следит за соблюдением морально-этических норм, принятых в данном обществе.
Согласно данной трех-уровенной динамической модели развития личности основы характера, психики и даже линия судьбы формируются у человека до пятилетнего возраста. После этого человек только «функционирует», изживая или сглаживая конфликты, которые в виде блоков скрываются в бессознательном, вызывая на сознательном уровне те или иные психологические проявления в плоть до патологий.
12. Структура личности и процесс индивидуации. Коллективное бессознательное (К. Г. Юнг)
В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.
Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:
Коллективного бессознательного, его содержание архетипы - первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.
Индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.
Сознание.Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:
Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
Персона - центр личного сознательного - визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).
Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.
Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:
Экстраверты - люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.
Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.
Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра - интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.
Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.
16. Диспозиционная теории структуры личности
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Оллпорту.
Г.Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно
эволюционирует. Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он
особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:
1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д"Арк;
2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);
3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).
Диспозиции личности характеризуются интенцией - направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.). В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая
заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая
основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:
· ощущение своего тела;
· ощущение самоидентичности;
· чувство самоуважения;
· расширение самости;
· образ себя;
· рациональное управление самим собой;
· наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Кеттела. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на тригруппы: аттитьюд, эрг и чувство.
Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм,
В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций:
1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей - потребностей в еде, жилище и пр.
2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.
3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.
4. Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.
В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.
17.Понятие деятельности структура деятельности., ведущая деятельность.
Одной из отличительных особенностей всех живых существ является активность. У человека она проявляется в форме деятельности. Таким образом, деятельность -- это специфический человеческий вид активности.
Деятельность-- это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. Учитывая то, что деятельность человека осуществляется в большинстве случаев коллективно, в деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.
Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами. Рассмотрим структуру деятельности подробнее:
Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотив – то, почему осуществляется деятельность.
Действие – то, как осуществляется деятельность.
Пример: человек собирает хворост (действие), чтобы разжечь костер (цель), потому что надо согреться и приготовить еду (мотив), так как он замерз и проголодался (еще один мотив). Как вы видите, очень часто в структуре деятельности содержится не одна цель и один мотив, а целый комплекс целей и мотивов.
Основные этапы деятельности
:
· постановка задачи (цели);
· составление плана действий;
· выполнение;
· проверка результата и исправление ошибок;
· подведение итога.
Американский психолог Абрахам Маслоу обусловил мотивацию деятельности человеческими потребностями и выделил из них пять основных видов, их,
в свою очередь, он разделил на два типа:
1) первичные:
· физиологические потребности;
· безопасность и защищенность;
2) вторичные:
· социальные потребности (в общении, привязанности, дружбы);
· потребность в уважении (т.е. признании личных достижений, самоутверждении, лидерстве);
· самовыражение (творчество, стремление к совершенству).
Эта классификация много раз дополнялась различными психологами, которые добавляли новые потребности, либо разделяли существующие на подвиды. С точки зрения обществознания, я в этом смысла не вижу, так как для нас главное – разделение на первичные (материальные) и вторичные (духовные). Именно наличие вторичных потребностей отличает человека от животного,
Ведущая деятельность - деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований
человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
-непосредственное общение младенца с взрослыми;
-предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
-сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
-учебная деятельность школьников;
-профессионально–учебная деятельность юности.
18. Понятие темперамента. Типы темперамента и их психологическая оценка.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере
умственной работы, особенностях речи и т. п.
Для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
· Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо
психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
· Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы
(критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже звук).
· Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает
препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
· Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних
или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
· Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям
(пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
· Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних
впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
САНГВИНИК
. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается
на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК
. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК
обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его
трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность,
малоподвижность.Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное
значение, содействует основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК
Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому,
что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний.
Суть этой концепции состоит в следующем. Эрос, в качестве подсознательного базиса межличностного влечения формирует привязанность, нацеленную на создание общности. Сюда относятся сексуальное влечение, либидо эго, либидо объекта.
Топография и структурная модели психического аппарата
В основе топографической и структурной моделей психического аппарата человека лежит идея вытесненного в подсознание (патогенное) желания, впервые сформулированная З. Фрейдом в его работе «Толкование сновидений «.
В соответствии с этой идеей Фрейд построил трех-уровенную топографическую модель психического аппарата. Согласно этой модели психика человека располагает тремя подсистемами, каждая из которых определяется степенью осознанности. На нижнем (первом) уровне располагается подсистема «Бессознательного», элементы которой практически недоступны сознанию в нормальных условиях. На втором уровне расположена подсистема «Предсознательное», элементы которой готовые выйти на уровень осознанности. Венчает эту трех-уровенную модель подсистема 3-го уровня — «Сознательное», элементы которой — суть содержание сознания человека в текущий момент. Между подсистемами 1-го и 2-го уровней действует своеобразный защитный фильтр, который не пропускает нежелательные по тем или иным причинам элементы нижнего уровня выше, оставляя их в бессознательном.
Структурная модель психического аппарата детализирует топографическую модель, описанную выше, выделяя в ней психические функции, которые могут конфликтовать либо сотрудничать друг с другом в зависимости от контекста возникающего при том или ином психическом конфликте.
В отличие от топографической модели, структурная модель психического аппарата оперирует с двумя подсистемами. Одна — называемая ОНО — ассоциирована с бессознательным уровнем топографической модели. Она управляется инстинктивными побуждениями. Другая -называемая ЭГО — ассоциирована с предсознательным и сознательным уровнями топографической модели. ЭГО регулируется влечениями, одновременно контролируя их (эта функция ЭГО специфицирована как Супер-ЭГО). Подобную дихотомию можно наблюдать в ситуациях конфликта влечений. На подсознательном уровне ОНО в таком конфликте руководствуется инстинктивным желанием, которые воспринимаются ЭГО, как руководство к действию. С другой стороны Сцупер-ЭГО, взвешивает осуществимость возникающего желания с точки зрения морально-этического контекста существующего для личности в текущем моменте. Результат либо разрешается в рамках адекватного поведения, либо не разрешается. В этом случае нереализованное желание, блокируется на уровне под- либо пред — сознательного. В зависимости от длительности этой блокировки, может развиваться невроз или даже психоз.
Фрейд . Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.
Сверх-Я : система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, во взаимодействии с родителями, учителями и др. формирующими фигурами.
Основные функции Сверх-Я:
Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральных ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.
Самонаблюдение – Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим идеалам.
Совесть – определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале. Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоят-ти.
Происхождение. Сверх-Я не врождено, она формируется у ребенка в раннем детстве при участии родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его место занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификация ребенка со Сверх-Я своих родителей.
Оно : примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в биологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном. Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Требования биологической природы являются императивными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основной принцип, которым руководствуются влечения Оно - принцип удовольствия. Фрейд выделил сексуальное влечение - «либидо», которое является
Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).
Я (Эго) : часть личности, которая обращена к внешнему миру и находится в прямом и непосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Его ведущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизни человека:познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его свойствам) ирегуляционная (Я регулирует поведение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этические требования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и Я часто не справляется с ними. Я эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Основной принцип, которым руководствуется Я – принцип реальности. Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Я является исполнит-м органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.
Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями!
1) Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые стали поводом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия – источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телесную причину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматических заболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешенная проблема, связанная с психическими переживаниями.
2) Социальные отношения вторичны. Они – последствия отношений в семье, ребенка к отцу и матери. Социальные предпочтения смоделированы в раннем детстве. Эдипов комплекс – модель таких отношений. Но эти последствия не фатальны, их можно попытаться осознать. Связь между предпочитаемыми социальными отношениями и отношением к своим родителям.
3) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Я слабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. Но Фрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально. Также Фрейд не принимает понятия самости, собственно личности, реальное Я. Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источник личностного развития – в прошлом. Характеристикой личности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Это конфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную природу: биологическую и общественную.При этом отличие нормальной и аномальной личности – качественное! Нормальная личность не отвергает кофликт между Сверх-Я и Я, она осознает его, пытается найти компромисс между требованиями – эта позиция не наследуется и не м.б. передана родителями, она вырабатывается самостоятельно! Также нормальная личность не блокирует энергию влечения, т.к. последняя, накапливаясь, потом взрывается, образуя невроз!
Адлер . Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности –главная жизненная цель , достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка в первые годы жизни, и оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – илииндивидуальный жизненный стиль - средства, совокупность стратегий, необходимых для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности – целостная система, направленная на достижение цели. Главная жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте. Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).
Врожденное чувство общности . Предпосылки его врождены, но они должны проявиться. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). Основные формы проявления – дружба, любовь, братство, забота о ближнем. Человек – прежде всего социальное существо. Он может нормально жить и развиваться только в обществе. Чувство общности способствует единению людей. Оно является важной предпосылкой и условием общественной жизни. От развитости социального интереса зависит психическое здоровье. Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.
1) Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их не считает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источником комплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не с тела.
2) Социальные отношения – первичны, выражаются в чувстве общности. В них начинается развитие личности. Особенности воспитания - преграды к развитию, как и органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценности возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля – несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство их достижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднению в социальных контактах.
3) Познавательное представление о себе - интеллект Адлер различает по социальной значимости на:
Лично-ориентированный (самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности) и Разум – реализация чувства общности. Собственно личность – это конфликт между стремлением к достижению превосходства и чувством общности (стремление к превосходству блокирует чувство общности, это борьба! Невротики – носители идеала превосходства, потому они нетерпимы, злорадны, несговорчивы, завистливы, хвастливы, подозрительны и жадны). У аномальной личности доминирует стремление к превосходству, это является главной целью, а люди лишь средством, + неприятие социальных требований, обязанностей, оправдание своих неудач и завышение своих достижений. (м.б. результатом изнеженности, гипер-опеки или физического дефекта)
Юнг : Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Сознательная психика – результат долгой эволюции! Выделил 2 стадии развития психики, разница меж которыми – понимание причин событий. Этоархаичный разум (мистические причины – пандетерминизм – нет ничего случайного, все нетипичные события это угроза или предзнаменование, поэтому против них есть такие средства как ритуалы и обряды) исознательный (понимание естественных причин, +четкое отличие мира внешних событий от мира собственных переживаний – у архаика этого нет (у маленьких детей тоже!))
Эго – центр сферы сознания, оно логично, непримиримо к противоречиям, дихотомично (или или). Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.
Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида). Ех., комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан. Если в сознании есть лишь черное или белое, то в бессоз-м они слиты, соединены, что компенсирует категоричность сознания.
Коллективное бессознательное – основное понятие и содержание архаичной психики – это хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов.Архетипы – врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы:Я – представление о себе, поверхностное Я;Персона – публичное лицо, множество проигрываемых для других социальных ролей (скрывает истинную сущность);Тень – темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени.Анима и анимус - человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и фемининность - в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами.
Индивидуация – приближение к пониманию себя, выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Это самостоятельность, умение самостоятельно строить свою жизнь, что очень трудно! Итог индивидуации – самореализация. Чрезмерная индивидуация – аномалия.
1) Природный организм. Юнг не считал тело самостоятельным. Тело и душа неразделимы, это разные стороны феномена жизни.
2) Социальные отношения – материал для заполнения архетипов: тени, маски, образа врага, анимы, анимуса.
3) Познавательное представление о себе - интеллект есть орудие сознания, но поэтому интеллектуальное знание не может быть полным так как бессознательное находится вне его контроля. Правильный путь познания – интуиция, воображение. Такой путь проникновения в себя может быть более глубоким и верным. Понятие самости, собственно личности, реального Я. Самость – это архетип.
Аномальная личность не принимает другой точки зрения, живет только в дихотомичном мире, не понимая его сложности (своя т.зр. – единственно верная, только свои поступки верны – категоричная позиция!) Нормальная личность – интеграция сознания и б/сознат-го, осознание борьбы и единства противоположностей, диалектика; это и есть с амость – архетип, кот-й находится на границе личного и коллективного бессознательного, это безличный архетип, символ равновесия. Это сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные свойства - самость их упорядочивает. Т.о. развитие личности - в переживании индивидуации, уникальности себя, св.поступка, мысли+ одновременно и в переживании единства со всем человечеством. Надо не отвергать бессознат-е, а черпать из него древнюю мудрость!!
Индивидуация иСамость – противоречивые линии, иличность – баланс между ними.
Э.Эриксон . Двухфакторный подход:
Генетический фактор: психическое развитие – реализация и развертывание врожденной генетической программы развития. Этапы нормального развития предопределены (эпигенетический принцип).
Социальный фактор: генетическая программа не реализуется автоматически, для этого необходимы надлежащие соответствующие социальные условия.
Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.
По Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжается всю жизнь.
Младенчество (до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);
Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости,стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);
Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);
Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);
Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость);
Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);
Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение);
Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).
Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием)
Фрейд ввел в теорию личности три основных понятия структуры: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен и считать их некими процессами, нежели структурами. Рассмотрим взаимосвязь между топографической и структурной моделями. Сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Супер-Эго пронизывает все три уровня. Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. И поэтому неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях или чувствах.
Инстинкт не может быть объектом сознания. Им может быть только идея, представляющая инстинкт. И если инстинкт не связан с идеей, то о нем ничего неизвестно. Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась, или прежде была сознательной, но подвергалась вытеснению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем осознаваемого. Оно может глубоко изменять мысли, идеи, эмоции и влиять на поведенческие паттерны и соматическое состояние.
Человек не может непосредственно осознавать его влияние, хотя бессознательные импульсы активно стремятся к сознательному выражению. Слово «Ид» происходит от латинского «Оно». «Ид» в теории Фрейда обозначает в первую очередь примитивные, инстинктивные и врожденные, витальные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция. «Ид» наполняет наше поведение энергией. «Ид» имеет свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких-либо ограничений, хаотично, спонтанно. Являясь исходной структурной психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в психическом и телесном функционировании.
Реализация импульсов «Ид» и получила название - принцип удовольствия. Однако, подчиняясь этому принципу, Ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Поэтому импульсы Ид не могут напрямую «выходить» в область осознаваемого, они проходят туда чаще через фильтры Супер-Эго. Однако, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, Ид играет важную роль посредника между психическими и соматическими процессами.
Фрейд описал два важнейших физиологических и ментальных процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Эго использует часть энергии Ид для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте и таким образом, действительно обеспечивает безопасность и самосохранение организма. Она использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.
Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения желаний, до нахождения возможности их реализации в той или иной форме, в соответствующих условий внешней среды. Само понятие Эго подразумевает принцип и цели психоаналитической терапии: освобождение некоторого количества энергии Ид для решения проблем на более высоком уровне психики. Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики: Супер-Эго.
Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время. Будучи морально-эстетической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей, ранних предписаний и фиксированных жизненных установок. В дальнейшем на развитие психики берет на себя основную функцию влияния микро и макросоциум. Поэтому можно рассматривать Супер-Эго и как индивидуальное отражение надиндивидуальной «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.
Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может и не служить принципу реальности. Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникнуть психологические проблемы: чувство вины, чувство несоответствия, неуверенности, беспомощности и тревоги. Этот вывод особенно важен, когда мы учитываем взаимовлияние Эго и Супер-Эго в контексте невротизации личности.
«Я» по большей части образуется из идентификаций, сменяющих растворенные загрузки «Оно»; что первые из этих идентификаций регулярно проявляют себя в «Я» как особая инстанция, противопоставляют себя «Я» как «Супер-Эго», в то время как окрепшее «Я» позднее может проявлять больше устойчивости против таких влияний идентификации. «Супер-Эго» обязано своим особым положением «Я» - или по отношению к «Я» - одному моменту, который следует расценивать с двух сторон; во - первых, это первая идентификация, которая произошла, пока «Я» было еще слабым, и, во - вторых, оно является наследником Эдипова комплекса, следовательно, внесло в «Я» самые грандиозные объекты.
К позднейшим изменениям «Я» оно до известной степени относится так, как первичная сексуальная фаза детства относится к дальнейшей сексуальной жизни по достижению половой зрелости. Хотя и доступное всем дальнейшим влиянием, оно на всю жизнь сохраняет характер, полученный им вследствие своего происхождения от Эдипова комплекса, а именно: способность противопоставлять себя «Я» и преодолевать его. Это памятник былой слабости и зависимости «Я», продолжающий свое господство и над зрелым «Я». Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и «Я» подчиняется категорическому императиву своего «Супер-Эго».
Но происхождение от первых объективных загрузок «Оно», следовательно, - от Эдипова комплекса, означает для «Супер-Эго» еще больше: это происхождение связывает его с филогенетическими приобретениями «Оно» и делает «Супер-Эго» перевоплощением прежних образований «Я», оставивших свои следы в «Оно». Таким образом, «Супер-Эго» всегда близко к «Оно» и может в отношении «Я» быть его представителем. Оно глубоко погружается в «Оно» и поэтому больше отдалено от сознания, нежели «Я». При неврозе принуждения чувство вины дает о себе знать крайне назойливо, но перед «Я» оно оправдаться не может.
Поэтому «Я» больного сопротивляется тому, что ему приписывается виновность, и требует от врача подтверждения, что он вправе ее отклонит. Было бы неблагоразумно уступить ему, так как это не повело бы к успеху. Дальнейший анализ показывает, что на «Супер-Эго» влияют процессы, оставшиеся «Я» неизвестными. И действительно, можно найти вытесненные импульсы, обосновывающие чувство вины. Здесь «Супер-Эго» знало больше о бессознательном «Оно», чем знало «Я». «Супер-Эго» возникло из идентификации с образом отца. Каждая такая идентификация носит характер десексуализации или даже сублимации. И теперь, кажется, что при таком превращении происходит и распад первичных позывов на первоначальные.
После сублимации эротического компонента уже нет сил связать все дополнительное разрушение, и он освобождается в виде склонности к агрессии и разрушению. Из этого распада идеал получил бы суровую, жестокую черту настоятельного долженствования. Остановимся коротко на неврозе принуждения. Здесь соотношения иные. Распад любви в агрессию произошел не путем работы «Я», а есть следствие регресса, состоявшегося в «Оно». Однако этот процесс перешел с «Оно» на «Супер-Эго», которое теперь обостряет свою строгость к безвинному «Я». Но в обоих случаях «Я», преодолевшее либидо идентификаций, переживает за это кару «Супер-Эго» в виде агрессии, примешанной к либидо. Наши представления о «Я» становятся более ясными, его различные соотношения приобретают четкость.
Мы видим теперь «Я» в его силе и в его слабости. Ему доверены важные функции: в силу его отношения к системе восприятий оно устанавливает последовательность психических процессов и подвергает их проверке на реальность. Путем включения мыслительных процессов оно достигает задержки моторных разрядок и владеет доступами к двигательной сфере. Овладение последней, правда, больше формальное, чем фактическое - по отношению к действию «Я» занимает, примерно, позицию конституционного монарха, без санкции которого ничто не может стать законом, но который все, же сильно поразмыслит, прежде чем наложить свое вето на предложение парламента.
«Я» обогащается при всяком жизненном опыте извне; но «Оно» является его другим внешним миром, который «Я» стремится себе подчинить. «Я» отнимает у «Оно» либидо, превращает объективные загрузки «Оно» в образовании «Я». С помощью «Супер-Эго», «Я» неясным еще для нас образом черпает из накопившегося в «Оно» опыта древности. Есть два пути, по которым содержание «Оно» может проникнуть в «Я». Один путь - прямо, другой ведет через «идеал Я»; для многих видов психической деятельности может стать решающим, какому из обоих путей они следуют.
«Я» развивается от восприятия первичных позывов к овладению ими, от повиновения первичными позывам к торможению их. «Идеал Я», частично ведь представляющий собой образование реакций против процессов первичных позывов «Оно», активно участвует в этой работе. Психоанализ является тем орудием, которое должно дать «Я» возможность постепенно овладеть «Оно». Но, с другой стороны, мы видим это же «Я» как несчастное существо, исполняющее три рода службы и вследствие этого страдающее от угроз со стороны трех опасностей: внешнего мира, либидо «Оно» и суровости «Супер Эго».
2. Структура личности в классическом психоанализе
И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но они настолько тесно взаимосвязаны, что практически невозможно выделить по отдельности их влияние на поведение человека. «Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других» .
«Оно» - самый глубинный пласт психики. Он включает всё то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром для некой психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем («Я» и «Сверх-Я»). Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.
«Оно» у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Ид» функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, «Оно» - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений, будь то осторожность или страх. Являясь самой старой исходной структурой психики, «Оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании и становятся фактором формирования невроза или иного расстройства, к примеру, депрессии. Немедленная разрядка напряжения называется принцип удовольствия. «Оно» подчиняется этому принципу, выражая себя - наиболее свободно это происходит в сновидении - в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели - этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества, а значит требует консультации и помощи психолога. Иначе говоря, «Оно» можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных. .
Для того, чтобы получить это удовольствие, существует два процесса, которыми «Ид» «пользуется». Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения.
Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Типичный пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, как считал Фрейд, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Но, сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение: голодный человек не может съесть образ еды. Такого рода смешение может привести к психологическому стрессу или, даже, к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, «Я».
«Я» появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.
Иными словами, «Я» подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия.
Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса «Я» формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью.
Однако, «Я» - это производная от «Оно», и является, по сути, слугой желаний «Ид», но слугой «грамотным», умеющим находить объективно приемлемые пути удовлетворения этих желаний. «Я» не обладает существованием, отдельным от «Оно», и в абсолютном смысле всегда зависимо от него, так как питается именно энергией «Ид».
Третья и последняя развивающаяся система личности - «Сверх-Я». Это внутренняя система ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.
«Сверх-Я» - это мораль личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, привитых тем или иным обществом.
«Сверх-Я» как сопровождающий человека моральный судья развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей.
То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, откладывается в совесть - одну из подсистем «Сверх-Я». То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в другую подсистему - «Я-идеал». Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, «идеальное Я» награждает его, наполняя гордостью. С формированием «Сверх-Я» на место родительского контроля встает самоконтроль.
Таким образом, получается, что структура личности человека имеет в себе несколько систем, по-особому взаимосвязанных. Глубоко в бессознательном существует «Оно» как некий резервуар энергии, которая нужна для реализации биологических потребностей человека, однако, «Ид» не важно, как удовлетворять эти потребности. В связи с этим, появляется «Я» как некий объективно приемлемый «вектор» энергии «Оно», то есть использующий принцип объективности, причем, пронизывающий все три пласта психики (бессознательное, предсознательное и сознательное). И как контролер всех «действий» «Оно» и «Я» (особенно «Оно»), вы ступает «Сверх-Я» (рисунок 1 ).
Рисунок 1.
Анализ сущности страха
По Фрейду страх - состояние аффекта - объединение определенных ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события...
Зеркальный перенос
«Перенос» буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. В психотерапевтическом значении «перенос» представляет собой перенесение во взаимоотношения с консультантом: - своего жизненного опыта (в том числе опыта общения...
Комплексный анализ личности в управлении
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность...
Любовь и ненависть в психоанализе
Оппозиция любовь и ненависть в психоанализе характеризуется понятием амбивалентности, которое означает противоположность установок и чувств, направленных на один объект...
Образ человека в психоаналитической философии
Человек, в понимании З. Фрейда, это, прежде всего, природное существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал...
Основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии
В самом общем смысле психоанализ - это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Представители данного направления склонны считать...
Психологическая защита личности
Исследования феномена психологических защит З. Фрейда в дальнейшем были продолжены, интерпретированы, трансформированы, модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации...
Психологическая трактовка культуры
Если психоанализ связал с культурой функции ограничения влечений и адаптации индивида к коллективной жизни, то в гуманистической традиции целью культуры является не приспособляемость...
Психология и этика деловых отношений
Личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении...
Психоанализ является одной из двух наиболее признанных психологических традиций, которая обсуждает конфликт как один из ключевых механизмов психического. В работе З...
Формирование женской идентичности: победы и поражения
Концепция половой идентичности появилась во второй половине ХХ века. В теории психосексуального развития З. Фрейда были только понятия мужественности и женственности, которые основаны на инфантильной сексуальности...