Взаимодействие студентов со своим окружением. Внутригрупповые отношения студентов
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗЛИЧНЫМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ
Тюленева Евгения Михайловна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и оборудования лесозаготовок
Аннотация
В статье представлены результаты этнического самоопределения студентов и социометрического исследования (N=107), проведенного в городе Красноярске, с целью изучения межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности.
INTERPERSONAL RELATIONSHIPS STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS
Tuleneva Evgenia Mikhailovna
Siberian State Technological University
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of logging equipment and technology
Abstract
This paper presents the results of ethnic self-determination of students and sociometric studies (N = 107), held in the city of Krasnoyarsk, in order to study interpersonal relationships of students belonging to different ethnic groups, identify the level of respondents" knowledge of their national culture and tolerance.
Библиографическая ссылка на статью:
Тюленева Е.М. Межличностные взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..02.2019).
Практически во всех высших учебных заведениях России обучаются студенты разных наций. Известно, что именно в студенческом возрасте формируются различные стереотипы и установки, а также межрелигиозные контакты. Развитие нашего общества зависит от того, на сколько успешными и конструктивными будут контакты между отдельно взятыми людьми, в том числе и между студентами учебных групп. В каждой учебной группе высокий статус получают те, кто обладает определенным набором ценностей и качеств, присущих для данного коллектива.
Исследованием вопросов социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Дж. Морено, У. Бронфенбреннер, Я.Л. Коломинский, B.C.Мерлин, и др.). В основном, направленность их исследований заключается в установлении взаимосвязи между социометрическим статусом и личностными характеристиками (одаренность, общительность, внешний вид и т.д.). Обучение молодежи с учетом поликультурного взаимодействия рассматриваются в работах Л.Т. Ткач, Г.В., Миронова, Н.В. Мартыненко, О.В. Бесчетновой и др. Однако взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам, исследованы недостаточно.
Целью статьи является исследование межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам.
Под термином «этнос», мы подразумеваем, прежде всего, родной язык. Именно через язык человек ощущает сопричастность к своей культуре и своему народу, происходит усвоение, воспроизведение и передача традиций от поколения к поколению. По мнению Б.М. Муняновой индивиды, утратившие родной язык, теряют и родную культуру, особенности национальной духовности, мировосприятия и этнической картины мира. Развитие этноса неразрывно связано с культурой и историей других социально-этнических общностей, с которыми он постоянно вступает во взаимоотношения .
С целью выявления этнической принадлежности в студенческой среде автором было проведено анкетирование в 2014 году среди 107 студентов первых и вторых курсов, обучающихся в высшем учебном заведении Красноярска. Среди опрошенных 36,4 % составляли девушки и 63,6 % юноши в возрасте от 17 до 23 лет.
Рисунок 1 – Определение этнического статуса студентов 1 и 2 курсов в процентном соотношении. Где - студенты 1 курса, – студенты 2 курса
Исходя из графика на рисунке 1, можно сделать вывод, что 1 и 2 курс – поликультурные студенческие группы с преобладающим количеством студентов русского этноса.
Среди опрошенных около 10 % учащихся – выходцы из полиэтнических семей. По мнению ряда авторов , такие семьи учат индивида быть более терпимым к представителям других этносов, лучше понимать людей других национальностей.
С целью проверки межличностных отношений среди студентов различных этносов использовалась социометрическая техника Дж. Морено. В зависимости от количества и интенсивности выборов или отказов другими респондентами коллектива можно оценить статус, популярность человека в студенческой группе.
Дополнительно применялась техника проведения социометрического исследования по В.И. Паниотто. Данная процедура исследования испытуемых основана на том, что респонденты отвергают или выбирают других студентов группы в качестве соседа по парте, для работы, проведения досуга, выполнения домашней работы и т.д.
Для количественной оценки полученных данных был выявлен эмоционально-оценочный (симпатии и антипатии по отношению к этнической группе; принятие общечеловеческих ценностей, предпочтение мира и равных прав с другими народами или безразличие к данной проблеме, негативное отношение к другим этногруппам) критерий.
Анализ полученных данных показал, что межличностные отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а такими чертами личности как профессионально-личностные качества, успехи в учебе, физическая привлекательность, общительность, чувство юмора и др.
На вопрос дружественных или конфликтных отношений с представителями других этносов, подавляющее большинство респондентов (более 94,8 %) отметили отсутствие конфликтов. Также, большинство студентов имеют друзей других национальностей (около 84,2 %). Отсутствие друзей других национальностей у студентов (15,8 %) по их мнению, связано с отсутствием общих интересов с представителями других этносов в группе. Наличие эпизодических конфликтов обучающихся в студенческой среде вне группы 2,6 % и с проживающими в общежитии 3,6 % чаще всего выражающихся на бытовом уровне (по мнению опрошенных) общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. На первый взгляд, процент конфликтов довольно низкий. Однако, на момент исследования наибольший процент испытуемых составили респонденты русского этноса. Количество же учащихся других национальностей в университетах увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо учитывать возможность формирования среди студентов неприязненного и негативного восприятия представителей других этносов.
На момент исследования, отношение студентов к людям другой национальности, оценивалось как уважительное или нейтральное. 17,9 % студентов второго курса ответило на вопрос, что относятся к людям другой национальности как правило, с неприязнью, при том, что большинство из этой категории студентов имеют друзей другой национальности. Респонденты выделили следующие причины неприязненного отношения:
1) Отсутствие культуры поведения у иностранных граждан, в другом случае на них не обратили бы внимания.
2) Ощущение негативного отношения со стороны представителей других этносов, возникает ответная реакция.
3) За правонарушением иногда быстрее разглядеть иностранца, чем признать, что аморальный поступок совершает, прежде всего, человек.
4) На территории России слишком много иностранных граждан, отсюда внутреннее неприятие, когда встречаются представители других этносов в большом количестве (рынок, праздничные мероприятия и т.д.).
Таким образом, социометрические исследования показали, что межэтнические отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а другими качествами (умственная одаренность, успехи в учебе, общительность, ответственность, внешняя привлекательность и др.). Однако, в студенческой среде, как и в обществе, в целом, сохраняется межнациональная напряженность. Проблема взаимоотношений с приезжими гражданами других национальностей актуальна сегодня для учащейся молодежи. Сохраняется определенный процент студентов, которые видят в представителях не славянского этноса источник межнациональных конфликтов, рост преступности, неуважение к обычаям, традициям местного населения.
В немалой степени взаимоотношения в студенческой среде определяются общим культурно–историческим (и социально–экономическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения студентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие–то готовые «образцы» таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. И все это приходится грамотно учитывать или тактично (ненавязчиво) корректировать в своих собственных взаимоотношениях с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.
Кроме того, взаимоотношения студентов постепенно начинают копировать и отношения, складывающиеся среди их преподавателей и научных руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому все–таки остается надежда, что будущие психологи–профессионалы смогут взять все лучшее в этих взаимоотношениях своих учителей, а не только будут зависеть от стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации и создаваемых обычными обывательскими примерами.
Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие во взаимоотношениях студентов друг с другом:
1. Проблема взаимоотношений между студентами разных курсов . Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого–педагогических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровительственность» со стороны старших студентов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льготах» старшекурсникам при расселении их в более «привилегированные» номера общежития, в предоставлении им больших возможностей при пользовании библиотекой, в проведении собственных исследований, в большем внимании к ним со стороны популярных и «модных» преподавателей и т. п. Хотя реально такая «дедовщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно для кого–то из студентов младших курсов это может восприниматься как некая существенная проблема. Самое простое здесь – поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения с кем–то из студентов старших курсов, с молодыми аспирантами или учеными, вступать в студенческие научные сообщества, что обычно и происходит уже на первых курсах.
Как это ни парадоксально, «дедовские» тенденции скорее проявляются среди сокурсников (учащихся одного курса), когда «выясняется», что кто–то сумел вступить в более дружеские отношения с некоторыми «престижными» преподавателями и учеными, обеспечив себе во многом свою будущую «карьеру». Вероятно, и к этому следует относиться с пониманием, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налаживать «нужные» деловые контакты во многом зависит и профессиональный, и жизненный «успех» молодого психолога. Психологический вуз является для этого своеобразным полигоном.
Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные сложности.
Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» своего однокурсника в налаживании хороших отношений с преподавателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут обнаружить для себя, что суть этих отношений – не настоящая дружба преподавателей и студентов, а соображения «карьеры» (иногда такое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, который поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»).
Ревность к популярным преподавателям может стать основой некоторой неприязни в самих студенческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что–либо поделать и тем более «запрещать» преподавателям выбирать для себя «любимчиков», а для студентов выбирать себе «кумиров». Хотя и сказано, «не сотвори себе кумира».
2. Проблема построения взаимоотношений в преимущественно женских студенческих аудиториях. Эта проблема специфична именно для психолого–педагогических вузов («родная проблема» психологического образования), где большинство студентов – девушки. Для самих девушек такое положение создает сложности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в мужских (или хотя бы реально «смешанных») аудиториях, что порождает некоторую неуверенность в себе, что для психолога плохо. К сожалению, проблемы возникают и у студентов–юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обилия девушек вокруг, но после приходит и некоторое «отрезвление», поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурсников как «настоящих» мужчин.
Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессия «психолог» считается «неденежной» (точнее, она может быть «денежной» при определенном стечении обстоятельств, но это не общее правило), и молодой человек, собирающийся стать психологом, нередко воспринимается как жизненный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценностей это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не чувствовать свою «никчемность», студент–юноша вынужден нередко серьезно подрабатывать на стороне, чтобы хоть как–то показать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более благополучном положении находятся те студенты, которые опять же налаживают хорошие деловые отношения с преподавателями и учеными, которые дают им возможность «подрабатывать» в сфере психолого–педагогических услуг.
Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И постоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для него важнее, образование и диплом или «радости студенческой жизни»? Способность как–то совместить эти моменты является настоящим искусством и требует от студента проявления настоящего жизненного творчества. Иногда это позво"ляет студенту сформировать у себя готовность эффективно выполнять разные виды деятельности (в частности, хорошо учиться и все–таки зарабатывать себе на «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезному переутомлению и нервным срывам. Важно при этом рассчитать свои реальные возможности и все–таки выбрать приоритеты своего развития.
3. Проблема вхождения в учебно–профессиональное сообщество. Как известно, во многих «солидных» и «престижных» учреждениях важную роль играет так называемое «общественное мнение», которое и создается неформальными группами студентов и сотрудников. В этих группах быстро обозначаются свои лидеры, которые стремятся с помощью зависимых от них людей устанавливать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе как–то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.
Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яркие и эффектные во внешнем плане студенты, молодые преподаватели и различные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотрудники). Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно поддерживают» выгодные для себя отношения, даже преодолевая в себе негативные чувства друг к другу. Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культивируемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонстративные позы, ирония по отношению «ко всем остальным» и т. п.). Нам даже представляется, что читатель прекрасно понимает, о чем вдет речь, поскольку эти «тусовки» существуют в незначительных своих вариациях почти везде и легко опознаваемы.
Часто важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение студента включиться в местную престижную социально–профессиональную группу – «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподавателей и администрации. Как уже отмечалось, такие «тусовки» во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие преподаватели и научные руководители. «Студент в тусовке» имеет гораздо больше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую «тусовку», человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции; если молодой человек отказывается принять на себя какую–то роль, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется. Но принятие роли, то есть соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву. В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «тусовку» можно выделить следующее:
1.) Соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статусным, декоративным (в плене одежды и внешнего вида), физическим и другим требованиям и нормам, характерным для данной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус (например, роль «козла отпущения»);
2) Ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной группы, даже если они несколько расходятся с его собственным мнением);
3) Ограничение в плане построения своей карьеры (или оснований для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значительно помогает («подстраховывает») человека, особенно в период его адаптации в учебном заведении, но, с другой стороны, «тусовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывался», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли.
Например, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного им социального статуса.
4) Терпеливое отношение к различным домогательствам и обидам со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от шуток и «приколов», которые доставляют удовольствие многим членам «тусовки» (иногда вплоть до сексуальных домогательств…);
5) Ограничения по отношению к своему досугу и различным увлечениям («тусовка» часто стремится контролировать не только деятельность в данной организации, но и весь образ жизни человека) и т. п.
4. Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше, чем требуют взамен. Но иногда человек чувствует, что пора вырваться изданной «тусовки» и освободиться от обязательств перед членами этой группы. Возникает проблема безболезненного выхода из учебно–профессиональной студенческой (или даже преподавательской) «тусовки». В этом случае нужно быть готовым «заплатить» за такое самовольство, а также просто иметь представление о том, какая это может быть «плата»:
1) Сплетни, наговоры, откровенное вранье;
2) Отказ в помощи при решении каких–то формальных или неформальных проблем;
3) Остракизм по отношению к тем, кто, минуя «тусовку», сумел быстро (быстрее, чем «положено») решить некоторые свои карьерные вопросы. Здесь действует известное еще со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживаем успехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обычно не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких простых людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас»);
4) В наиболее примитивных группах и коллективах (что, кстати, мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны и такие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, апеллирование к старым грехам (например, разглашение личных секретов и слабостей человека) и т. п.
Но самый страшный вариант «расплаты» – это расплата чувством собственного достоинства. Различные способы проверки человека «на вшивость» – это, прежде всего, проверка его достоинства.
Например, в тюрьмах новичка часто проверяют именно на наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в камере, когда терпение кончается и очень хочется покурить или выпить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при этом заставляют его как–то унизиться («прокукарекать» или как–то еще развлечь «братву», кого–то ударить по наводке, раскрыть чьи–то секреты или даже… вступить в половую связь). И если человек ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого чая или конфетки) готов унизиться, то есть продать свое чувство собственного достоинства, то обычно ему быстро и надолго определяется самое непрестижное место в данной группе.
Разумеется, аналогия между вузом и камерой неправомерна, но в психологическом смысле испытания, которым подвергают друг друга люди в разных ситуациях, оказываются сходны если не по содержанию, то часто по цели и форме.
Иногда в «престижных» учебных заведениях могут иметься несколько конкурирующих «тусовок», что порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в склоки и скандалы, возникающие между такими конкурентами, с целью «заслужить право» быть полноценным членом одной из «тусовок». Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить студент–психолог в вузе, профессиональные знания и способ научного познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «лидерство» групп самих студентов?
Войнов Юрий Борисович
ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 г. Москва
преподаватель английского языка
Проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей.
На тему воспитания подрастающего поколения написано немало статей. Все они охватывают обширный круг вопросов, связанных с этой животрепещущей темой. Но хотелось бы еще раз коснуться проблемы взаимоотношений студента и преподавателя. Имея опыт преподавания в различных учебных заведениях более семнадцати лет, приходишь к выводу, что давать советы относительно абстрактного подростка очень легко, но как же трудно бывает найти выход из трудного положения в конкретном случае.
К нам в колледж приходят ребята, которые по разным причинам не захотели, или не смогли продолжить обучение в школе. Это та категория бывших школьников, которые в своем большинстве не могли в школе похвастаться дневниками с одними превосходными отметками. Это не говорит о том, что они в чем-то уступают своим сверстникам. Даже, наоборот: у таких ребят очень большая деловая хватка и стремление как можно быстрее получить профессиональное образование.
Вот здесь и начинаются трудности. Первокурсники, придя в колледж, надеются уйти от повседневного контроля со стороны преподавателей и своих родителей. Они увлеченно слушают разговоры старшекурсников, проходящих практику в престижных ресторанах Москвы (наше подразделение колледжа готовит поваров, кондитеров и технологов общественного питания). Ребята готовы часами работать в лабораториях, постигая кулинарное искусство, но не всегда идут с охотой в учебные классы для изучения теории, так необходимой для профессионального мастерства.
Преподавателям и мастерам производственного обучения приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы найти подход к каждому студенту и дать ему понять, что практика без теории просто невозможна. Для себя я сделал вывод, что только тогда можно донести свою мысль до студента, когда ты прекращаешь использовать императивный тон и забываешь нравоучения. Ты становишься равноправным членом студенческой группы, и только твой авторитет позволяет тебе делать замечания обучающимся. Но как завоевать авторитет?
Наверное, в первую очередь надо постараться полюбить всех без исключения студентов группы, в которой ты преподаешь свой предмет. Знаю, это дается нелегко, но ребята сразу начинают подсознательно реагировать очень положительно, и атмосфера общения становится очень дружелюбной. В такой атмосфере намного легче донести свою мысль до учащихся. Здесь я хочу напомнить, возможно, довольно банальную истину, знакомую каждому преподавателю: если хочешь сделать выговор, то лучше это сделать наедине со студентом, а если хочешь похвалить - в присутствии всей группы. Конечно, иногда приходится делать какое-либо замечание, но это следует делать очень тактично, не задевая личность самого человека.
Приведу небольшой пример из своей практики:
Вместо того, чтобы заявить перед всей группой о том, что какой-либо студент не готов к занятиям, лучше произнести приблизительно такую фразу:
«Я недоволен твоим сегодняшним ответом, возможно, ты мало времени потратил на подготовку домашнего задания».
Здесь звучит несколько пресуппозиций:
- студент отвечал
- я недоволен только сегодняшним ответом, значит, были и хорошие ответы в прошлом.
- Я недоволен, а это чисто субъективно и, значит, я могу ошибаться.
- студент потратил какое-то время на подготовку домашнего задания.
Очень часто студент в таком случае признается, что он совсем не готовился, так как у него не было на это времени. Причины могут быть объективными или необъективными - это оставляем в стороне. Студент признает свою ошибку и не винит вас в том, что вы придирались к его ответу. Это всего лишь один из примеров общения со студентами.
Большую роль в общении с подростками играет правильное использование в своей речи частицы НЕ . Мы только сознательно воспринимаем эту частицу, то время как подсознательно она не воспринимается. Самый простой пример: «Не думайте о белой лошади». Вы на долю секунды представили такую лошадь и только затем сознательно выбросили этот образ из головы. В тот момент, когда вам необходимо сделать критическое замечание, на помощь приходит эта маленькая, но очень полезная частица. Сравните две фразы:
- «Ты плохо выполнил свое задание».
- «Ты не очень хорошо выполнил свое задание».
Как видите, второе предложение звучит не так категорично, как первое. Еще пример:
- «Глупая затея».
- «Не очень умная затея».
Мой любимый способ умерить пыл излишне активного студента на занятии - подойти к студенту и, наклонившись к нему, шепотом задать вопрос: «У тебя сегодня какие-то неприятности?». Чаще всего студент в этом случае ожидает выговора и готовится к защите, а слышит всего лишь вопрос. Такой метод является примером разрывом шаблона поведения, который заставляет студента успокоиться. Этот способ я заимствовал у своего коллеги, который пользуется большим уважением у студентов.
Умелое использование этих довольно простых приемов позволяет во многих случаях избежать ненужного напряжения во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Я уверен, что у многих преподавателей есть свои наработки в этой области. Бывает, что даже необычное использование тона своего голоса приносит очень интересные результаты. На одной из лекций я был свидетелем, как преподаватель резко замедлял темп своей речи для привлечения внимания к какому-либо особо важному моменту. Такой прием очень эффективен как при общении с небольшой группой студентов, так и в больших аудиториях. Множество таких приемов можно найти в работах современных психологов как российских, так и зарубежных.
Мы все привыкли, что преподаватель должен быть примером для подростков во всех сферах жизни. С этим ни кто не спорит, но иногда стоит показывать ребятам, что вы тоже имеете небольшие просчеты в своих делах. Это приближает вас к детям. Например, можно слегка покритиковать себя за забывчивость или оплошность:
Какой же я растяпа, забыл дома свой блокнот.
Такого рода замечания показывают студентам, что вы живой человек, совершающий иногда ошибки, и можете понимать других людей. Человеку, с «идеальным» поведением, знающим ответы на все без исключения вопросы трудно найти общий язык с подростками. Более приземленная личность в глазах ребят быстрее завоюет авторитет. Конечно, здесь надо знать меру и не злоупотреблять такими приемами.
Большую пользу при контакте с ребятами разных курсом приносит теория коммуникативных паттернов Нейро - Лингвистического Программирования. В свое время мне повезло пройти курс обучения в Центре Нейро - Лингвистического Программирования в Образовании. Знания, полученные на таких курсах и семинарах, позволяют стать более гибким в общении с окружающими, уходить от конфликтов, находить общий язык.
В заключение хочется сказать, что сейчас появилось довольно много молодых преподавателей (не говоря о тех, кто уже имеет богатый опыт преподавания и воспитания), которые умеют найти правильный подход к студентам и учащимся. С такими преподавателями и учителями очень приятно обмениваться опытом в неформальной обстановке, в которой они откровенно говорят о своих методах воспитания. Ни один учебник по психологии не заменит общения с коллегами, умеющими на практике использовать свои знания в области воспитания и образования.
Войнов Юрий Борисович, преподаватель английского языка,
Технологический колледж № 28, г. Москва.
Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость - это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирование характера личности.
Для формирования личности не малую роль играет взаимодействие людей с окружающими.
Взаимодействие -- это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе -- это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я -- Он", "Мы -- Они", координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе .
Решающим условием осуществления всякой совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, т. е. кооперация. Процессы кооперации -- основание всех других процессов развития деятельности, ведущий механизм ее воспроизводства. Будучи механизмом воспроизводства совместной деятельности, кооперация выступает тем самым и как центральный фактор производства и воспроизводства самой группы как ее совокупного субъекта. "Путь к пониманию системы межличностных взаимоотношений, -- подчеркивает А. В. Петровский, -- идет... через анализ содержательной деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным взаимоотношениям, чтобы, поняв эти взаимоотношения, сделать прогнозируемыми и общегрупповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях..." .
Закономерно предположить, что структура кооперативного взаимодействия индивидов, обусловленная содержательными характеристиками цели совместной деятельности, может оказывать существенное влияние на процессы взаимодействия в группе. Как именно проявляется это влияние в содержании тех признаков, которые приписываются человеком коллегам и самому себе? Какова его роль на разных этапах развития совместной деятельности? Попыткой ответить на эти вопросы было продиктовано предпринятое эмпирическое исследование, выполненное в рамках подхода к анализу социального восприятия, разрабатываемого на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ под руководством проф. Г. М. Андреевой. В качестве гипотез выступили следующие предположения.
1. На начальном этапе развития совместной трудовой деятельности иерархическая структура качественных признаков, приписываемых в процессе восприятия коллегам, самому себе и др., не зависит от характера деятельности, в которую включен субъект восприятия. Кроме того, можно допустить, что на исходном уровне развития группы в сфере межличностного восприятия будет наблюдаться сходство, стереотипность оценочных критериев восприятия различных объектов.
2. С развитием совместной деятельности происходит дифференциация оценочных критериев восприятия. Структура качественных признаков, приписываемых объекту восприятия, в большей степени зависит от специфики объекта и от формы организации совместной деятельности. В частности, мы предполагаем, что с развитием деятельности деловые характеристики воспринимаемых лиц в большей степени будут использоваться как критерии их оценки.
3. На начальном этапе развития группы в структуре качественных критериев межличностного восприятия будет наблюдаться доминирование какого-либо одного из них. Иначе говоря, среди приписываемых объекту восприятия качественных признаков будет преобладать какая-либо одна группа качеств. С развитием группы различные качественные критерии восприятия будут использоваться более равномерно; процесс восприятия будет характеризоваться менее резкой избирательностью в приписывании какой-либо одной группы признаков.
4. С развитием совместной деятельности происходит более полное и всестороннее отражение свойств воспринимаемого объекта. Это проявляется в увеличении количества признаков, приписываемых объекту восприятия, а также в том, что среди них возрастает доля тех характеристик, которые наименее открыты для непосредственного наблюдения. Интенсивность названных изменений зависит от формы организации совместной деятельности: при более тесной кооперации полнота отражения увеличивается в наибольшей степени .
В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается:
· из физического восприятия;
· перемещения в пространстве;
· восприятия и отношений его участников;
· духовного вербального контакта;
· невербального информационного контакта;
· совместной групповой деятельности.
В структуру взаимодействия обычно входят:
· субъекты взаимодействия;
· взаимная связь его субъектом;
· взаимное взаимодействие их друг на друга;
· взаимные изменения субъектов взаимодействия.
Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, поведенческий, аффективный, гностический (А.А. Бодалев); поведенческий аффективный, когнитивный (Я.Л. Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.
Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.
Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение .
Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего взаимодействия (других его форм - общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.
Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия - неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий .
Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.
Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.
Студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.
Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (студенческая весна, посвящение первокурсников, спортивные соревнования и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы.
Что же касается на счет взаимодействия с младшими курсами, то тут уже идет немного другой подход - передача опыта, накопившегося за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.
На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Дети юношеского возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
Расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д. .
ВЫВОДЫ
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми.
Взаимодействие студентов в вузе предполагает их межличностные отношения. Понятие "межличностный" указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от отношения к себе, отношения к предметам и др.
Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения.
Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у индивидов, находящихся в контакте.
Общение студентов - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации), который происходит в форме диалога личности как с "другими Я", так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.
Проблема межличностных отношений в студенческой среде актуальна. Социальная среда оказывает социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента со стороны учебной группы, в которую он входит, а также со стороны других социальных групп, с которыми он непосредственно взаимодействует в процессе обучения и социализации.
В очень упрощенном виде межличностные отношения, или взаимоотношения можно представить как процесс, который складывается: совместной групповой деятельности; вербального и невербального контактов; физического восприятия. В структуру взаимоотношений включаются: субъекты взаимодействия; взаимная связь его субъектом; взаимное взаимодействие их друг на друга; взаимные изменения субъектов взаимодействия.
Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями.
Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта.
Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов. Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: посещают лекции в одной аудитории, некоторые живут в одном общежитии, участвуют в общественных мероприятиях. Студент пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками в это время доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.
Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (конкурсы, посвящение первокурсников, спортивные соревнования, КВН и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все-таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают, как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы. Для старшекурсников же такое отношение младших товарищей является отличным поводом почувствовать свою значимость, а также передать опыт, накопившийся за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.
На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Расширяется сфера деятельности, а главное – качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: развиваются необходимые способности; укрепляется профессиональная направленность; растут притязания личности; крепнет готовность к будущей работе; совершенствуются личностные качества и опыт. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на интересную жизнь. Вместе с тем на втором и третьем курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу третьего курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности
Проблема межличностных отношений популярна не только в студенческой, но и в профессиональной среде. Современному обществу не хватает людей, умеющих создавать здоровую психологическую атмосферу, устанавливать контакты и формировать профессиональную направленность личности. Для решения выделенных профессиональных проблем необходимо рассмотреть отношения в студенческой среде, адаптацию студентов и способы решения конфликтных ситуаций как начальную стадию формирования будущего специалиста. Очевидно, что выявление и разрешение межличностных конфликтов необходимо выполнять в период ранней адаптации студента на первом курсе, когда происходит формирование небольших групп, связанных общим интересом, подчинение студентов групповым нормам и правилам, выявление лидеров группы. Необходимо подчеркнуть, что студенты первого курса первого семестра еще не адаптированы к той среде, в которой находятся, следовательно, каждый студент занимает защитную позицию в борьбе за лидирующее положение в группе, он часто бывает агрессивен по отношению к одногруппникам. Сплочение группы происходит в период сессии, когда все участники учебного процесса действуют сообща. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций или разрешить уже возникшие конфликты, группой занимается социальный педагог, психолог-практик и преподаватель-куратор.
Кроме образовательной среды влияние на адаптацию и межличностные отношения оказывает среда, в которой проживает обучающийся, то есть общежитие. Главной задачей коллектива общежития является социально - воспитательная работа. Необходимо подчеркнуть, что в общежитии проживают студенты однородного возрастного состава, разница в возрасте не более 5 лет, что обуславливает возрастное сходство интересов и целей. Также стоит отметить, что разница в возрасте является положительным фактором. Общение со старшекурсниками позволяет первокурсникам быстрее адаптироваться, приобрести приятельские и дружеские отношения, повысить свою коммуникабельность и преодолеть страх начала самостоятельной жизни, приобрести опыт старшего поколения. Социально-воспитательная работа воспитателей и коменданта общежития представлена как в игровой форме в виде конкурсов, творческих мероприятий и представлений, музыкальных и праздничных вечеров, так и в трудовой - приобщение к труду, аккуратности, ответственности, порядку. Воспитатели, имея большой педагогический опыт, легко могут найти подход к каждому студенту и приобрести доверительные отношения. Таким образом, студенческая среда - это среда формирования социально адаптированной личности, готовой к продуктивной профессиональной деятельности. Без всякого сомнения, можно утверждать, что влияние преподавателя-куратора, воспитателей общежития и психолога оказывает плодотворное воздействие на процесс становления личности, самопознание, самореализацию, саморазвитие, идентификации принадлежности студента к выбранной им профессиональной направленности.
Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе. Психологи рассматривают студенческую среду как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний.
Формирование межличностных отношений происходит в процессе общения субъектов, что собственно и является главной целью общения в отличие от деятельности, направленной, в первую очередь, на преобразование объекта внешней реальности.
Большую роль в формировании межличностных отношений играет также проблема психофизиологической совместимости индивидов. Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. То есть межличностные отношения обязательно носят взаимный характер. Основные механизмы осознания себя через другого являются идентификация и рефлексия.
Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Таким образом, межличностные отношения - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главную особенность отношений составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми. Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения. Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у студентов, находящихся в длительном и тесном контакте.