Занятие как звуки с и сь поспорили. Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28
Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Гномики»
Тема. «Звуки с и сь»
Выполнила: воспитатель Ткаченко Е.М.
г. Белгород, 2012г
Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в пра вильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи), упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью. 2.Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Оборудование. Бумажка- для воспитателя, полоски папиросной бумаги- для детей, вода, два ведёрка. Игрушки мягкие Лис, Сорока - белобока. Картинка - лисята.
Ход занятия
Организационный момент.
Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг
Он твой друг и тот твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель спрашивает детей: « Кто это?» (воспитатель идёт за дверь и вносит игрушку Лиса).
Лис. Здравствуйте, ребята. Я так спешил к вам на занятие не умеют мои лисята говорить звук с. Надо говорить мы маленькие лисята, пушистые зверята , они говорят мы маленькие лията, пушитые зверята.
Воспитатель . Ребята давайте сядем на стульчики и предложим сесть Лису на стульчик
Дети. Садись лис на стульчик.
«Живет-поживает Язычок в своем домике, - говорит вос питатель. - А домик Язычка - рот. Домик открывается и закрыва ется. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыб ки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».
Воспитатель предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вер нуть его в домик.
«Язычок очень любит петь разные песенки, - продолжает воспи татель. - Однажды он пел: „И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вме сте со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и". (Поют негромко.)
„С-с-с-с, - полилась из крана вода. - Язычок, выучи, пожалуй ста, и мою песенку". „Хорошо", - согласился Язычок и запел: „С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо зву чала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Ярослава (у Саши). (Вызывает 4-5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношени ем звука.)
А теперь споем песенку все вместе.
Вода течет небольшой струей - поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Физминутка.
Мы листики осенние
На веточках сидим (присесть)
Дунул ветер полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на стулья тихо сели (сесть на стульчики)
Воспитатель: Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то, кажет ся, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.
Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)
Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Дани, когда он поет песню (Саши,Сонечки...).
Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел. Чистоговорки:
„Са-са-са".
Что запел Язычок? Потом:
„Ся-ся-ся, ось-ось-ось".
Су-су-су - ягоды в лесу,
Ус-ус-ус- на рябине много бус».
Воспитатель. Ой ещё кто-то стучится (вносит сороку -белобоку) читает русскую народную песенку «Сорока, сорока...»:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей скликала
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости - на двор,
Кашицу - на стол
Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).
Загадка:
На листочках там и тут
Фиолетовый салют,
Это в тёплый майский день
Распускается… (сирень)
Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые пло хо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соот ветствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малы шей. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - Тема: «Звук с»
Литература:
В.В. Гербова Занятия по развитию речи.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Ольга Кузнецова
НОД по звуковой культуре речи «Звук [С]» (средняя группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»
Конспект
Непосредственно -образовательной деятельности в средней группе
Тема : «Звуковая культура речи . Звук «с»
Направление : «Познавательно-речевое развитие»
Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Здоровье»
Составила :
воспитатель
Кузнецова О. В.
Программное содержание :
ОО «Коммуникация» .
1. Образовательные задачи :
Познакомить с произношением звука «с» ;
Учить правильному произношению звука »с» в слогах, в слогах, предложениях;
2. Развивающие задачи :
Развивать фонематический слух детей;
Развивать внимание, мышление, связную речь;
Развивать двигательную координацию;
3. Воспитательные задачи :
Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи ;
Формирование интереса к занятию;
ОО «Познание» .
Расширять кругозор детей;
Закрепить знания детей о приметах весны;
ОО»Социализация».
Продолжать развивать наглядно-образное мышление;
Учить не выкрикивать с места;
ОО»Здоровье».
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Материалы : картинки с изображением предметов, рисунок солнышка, лукошко, кружочки, плакат для чистоговорки.
Словарная работа : снег, сапожки, санки, самолёт, коса, солнышко, сковорода, лиса.
Предварительная работа :
Развитие моторики артикуляционного аппарата;
Отгадывание загадок;
Беседа о весне;
Рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.
Ход НОД:
Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями) .
Сейчас я вам хочу загадать загадки.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет,
Что же это? (Самолёт) .
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На\бруски надел я планки,
Дайте снег. Готовы…. (санки) .
Видишь : белая зима,
Видишь : в инее дома,
Чтобы не застыли ножки,
Обувай скорей …. (сапожки) .
Дразнишь- она кусается,
Смотришь- уже ласкаешься
На цепи она сидит,
Дом всегда сторожит. (собака) .
Что объединяет все эти слова?
На какой звук они начинаются ?
(Ответы детей : на звук «с» )
Правильно, на звук «с» .
Какой интересный звук . Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.» .
Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.
Мы подуем высоко : с-с-с (встаём на носочки) .
Мы подуем низко : с-с-с (присесть) .
Мы подуем далеко : с-с-с,
Мы подуем близко : с-с-с. (руки ко рту) .
Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.
Са-са-са- под сосной сидит лиса.
Су-су-су- суп собаке я несу.
Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.
Со-со-со- сыплет снег на колесо.
Ос-ос-ос- на палубе матрос.
Ис-ис-ис- я ем рис.
Какой звук чаще всего мы произносили?
Ответы детей : чаще всего произносили звук «с» .
Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки , слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с» .
С, к, в, м, с;
Са, ма, су, ву, ты;
Сок, мак, рис, кот, сор, дом.
Какое же сейчас время года?
Ответы детей : весна.
Какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей : растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.
Почему же это произошло?
Ответы детей : Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.
Давайте проведём солнечную физминутку.
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх, потянуться) .
К ночи солнышко зайдёт,
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки, руки опустить на пол) .
Хорошо, хорошо солнышко смеётся.
А под солнышком нам весело живётся.
(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши) .
Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с» , они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с» , брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.
Дети придумывают слова со звуком «с» , называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.
Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается» ).
Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом) .
Мы учим звук С : са-са-са, са-са-са.
Стол, самолёт, сковородка, лиса.
Санки, смородина, миска, носок.
Сыр, самокат, абрикос, колосок.
Стул, снеговик, самосвал, колбаса.
Мы знаем звук С : са-са-са, са-са-са.
Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики» . Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с» .
«Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»
После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза) .
Рефлексия.
Что мы сегодня делали на занятии?
Ответы детей : - Познакомились со звуком «с» ;
Проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с» ;
Проговаривали чистоговорки.
Елена Зубченко
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Направление «Познавательно-речевое развитие». «Звуки С, Сь» (средняя гр.)
Конспект интегрированной образовательной деятельности
Направление «Познавательно-речевое развитие »
«Звуки С , Сь»
(средняя группа )
Цель : формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звуков С , Сь в словах, фразах и предложениях.
Задачи :
Образовательные :
Закрепление у детей правильного произношения звуков С , Сь в слогах, словах и предложениях;
Расширение глагольного словаря, словаря прилагательных;
Совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения) ;
Развивающие :
- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, тактильных чувствительности;
Воспитательные :
Формирование положительной установки на интегрированную образовательную деятельность ,
Воспитание самоконтроля за речью,
Воспитание доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.
Оборудование : семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек» , атрибуты для игры «Подбери пару» , фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан» , карандаши, магнитофон.
Предварительная работа : уточнение произношения звуков С , Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос» , прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан» .
Ход занятия.
Организационный момент
(формирование положительной установки на занятие) .
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Педагог : - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т. д.)
Психогимнастика
Педагог : - Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Ответы детей)
Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть ) . Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость ) .
Артикуляционная гимнастика
(развитие артикуляционной моторики) .
Педагог :- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я произнесу и ответьте, какой звук встречается во всех словах : осссень, груссстно, сссолнышко, весссело. (Звук С ) . Чья это песенка? (Это песенка водички) . Давайте вспомним и выполним упражнения для язычка, чтобы правильно спеть песенку водички
(Дети выполняют артикуляционные упражнения «Язычок ищет щелочку в заборчике» , «Катушка» , «Киска выгибает спинку» ).
Педагог : - А теперь мы споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С , а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком ).
Пальчиковая гимнастика.
Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос» , используя карандаши.
Игра «Поймай звук »
(Детям раздают семафоры) .
Педагог : - Ребята, у вас в руках семафоры. Если услышите звук С , поднимайте их.
С, М, П, С, К,С и т. д.
Аналогично со слогами : СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.
Аналогично со словами : суп, дом, миска, кот, нос.
Игра «Чудесный мешочек»
В комнате слышится мяуканье кошки.
Педагог : - Ребята, как вы думаете, кто это? (Ответы детей) .Давайте мы её позовем : «Кис, кис, кис!» .
Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.
Педагог : -Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это киска.
Киска : - Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное . У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?
Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.
Дети : - Свистулька свистит. Свечка светит. Бусы носят.
(Часы, солонка, кисточка, стул, краски) .
Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь .
(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)
Физминутка (с музыкальным сопровождением)
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к поясу прижали
И скорее поскакали.
Игра «Подбери пару»
Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать. Подходит к столу, где под накидкой находит кошку.
Киска : - Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру . Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры : стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.
Киска : «Сладкий» Дети : «Сахар»
(чистая (посуда,стеклянный (стакан,красивые (бусы, вкусный (апельсин, кислая (слива) .
Составление рассказа «Синий сарафан»
(Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).
Педагог : -Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан» .
Педагог : - У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы?
Первый ребенок : - Дочка – маленький слоненок.
Выходит с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.
Педагог : - Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама?
Второй ребенок : -Мама сшила синий сарафан.
Педагог : - Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан и сказала : Кто пришел?Что сказал?
Третий ребенок : - Пришла лиса и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»
Выходит ребенок с картинкой лисы и крепит картинку на фланелеграф.
Педагог : - Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал?
Что сказал?
Четвертый ребенок : -Прибежала собачка и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»
Педагог : -Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? Что сказал?
Пятый ребенок : -Заглянула киска и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»
Педагог : - А теперь, ребята, давайте скажем «Какой красивый синий сарафан» так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно красивый
(отрабатывается восклицательная интонация) .
Итог занятия.
Педагог : - Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко (Песенку водички) . Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис» .
Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.
В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.
У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).
Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:
- дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
- дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
- дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.
Как нужно говорить звук С и мягкое Сь
Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.
Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.
Правильная артикуляция Сь и С
Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.
Упражнения для произношения звука С и Сь
Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.
Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:
- обыкновенный насос;
- велосипедная шина, проколотая гвоздем;
- воздушный шарик, из которого выходит воздух.
Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.
Правильная артикуляция при произнесении звука С
Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.
После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.
Подготовительные упражнения
Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.
Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.
Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.
Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.
Артикуляционные упражнения
- Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
- Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
- Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
- Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
- Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
- Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
- Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.
Упражнения по автоматизации
Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.
Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.
Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.
Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.
Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.
Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.
Цель: Учить ребенка подбирать звуки (с – сь) изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать.
Задачи:
Закрепить правильное выполнение артикуляторных упражнений;
Закрепит правильное произношение звуков с – сь;
Развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мягкую моторику;
Упражнять детей в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
Учить правильно, обозначать мягкость и твердость согласного соответствующим цветом (синие и зеленые вагончики);
Упражнять в составлении предложений со звуком с и сь;
Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках, в чистоговорках;
Закрепить зрительный образ буквы «с».
Материал: картинки со звуком с и с", мальчик Саша и девочка Симона, солнце, шапочки птиц на звуки с и с", ваза синяя и зеленая, цветы на звуки с и с", вагончики синие и зеленые по 3 штуки, слоги, цветные нитки и фланелеграф.
В.: Ребята, чтобы язык хорошо работал, на занятиях мы с вами сделаем гимнастику для языка.
1. «Вкусное варенье»: представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывай рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
2. Качели»: Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счет «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счет «два» - подними язычок за верхние зубы. Повторять пять-шесть раз.
3. «Часики»: Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.
4. «Блинчики»: Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.
Пальчиковая гимнастика:
1. Пальчики несли большой багаж.
И, конечно же, устали.
Пальцам сделаем массаж
Чтоб быстрее отдыхали.
(дети растирают все пальчики несколько раз подряд).
2. Мы ладоши сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать,
Только, чур, не разжимать!
(Дети складывают ладоши вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны).
Дыхательные упражнения.
1. «Насосы»: Насос большой работает вдох и выдох «С», маленький насос вдох и выдох «СЬ». Часто повторять.
В.: Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Солнце греет все теплей,
Начинается капель.
Снег с полей бежит ручьями,
Вы то время угадали? /Весна/
У вас ребята весной бывает какое настроение?
Дети: Радостное, веселое, грустное, печальное, хмурое, злое……
В.: Выкатило весеннее солнышко на небе и растопило снег на полянке и распустились красивые цветы. Саша и Симона нарвали цветы и принесли их в группу, а расставить их в вазы они не могут. Давайте им поможем правильно распределить цветы. В синюю вазу поставим те цветы, если в названии цветка слышится твердый «С», а в зеленую вазу, если слышится мягкий «СЬ».
Дети: Нарцисс – ставим в синюю вазу, сирень – зеленую, гладиолус, астра, ирис и т.д.
В.: На запах весенних цветов посмотрите, кто к нам прилетел?
Дети: Оса.
В.: Она нам принесла интересную игру чистоговорки. Хотите поиграть?
СА – СА- СА, прилетела к нам, Кто? /Оса/
Повторите дети еще раз четко.
СО – СО – СО, у машины что? /Колесо/
СЫ – СЫ – СЫ, у сома…? /Усы/
ИСКА – ИСКА, на столе…..? /Миска/
АС – АС – АС, купила …..? /Квас/
В.: Ребята Саша и Симона любят играть с вагончиками. У Саши вагончик синего цвета и с тремя окошками, если в начале звук «С» слышите, то 1 окошко, если в середине, то 2 окошко, если в конце, то 3 окошко. А у Симоны вагончик зеленого цвета (те же действия, только со звуком «СЬ»).
Физкультурная минутка «Птицы»
Птицы летят, крыльями машут,
Нагнулись над водой - качают головой.
Гордо и смело умеют держаться
Тихо, бесшумно на землю садятся.
В.: Ребята к нам погреться под теплыми лучами солнца прилетели птицы, они необычные, а говорящие.
Дети: Я ласточка в моем названии твердый согласный звук «С» /У артиста маска, у солдата каска/.
Я сова в моем названии твердый звук «С» / У Сани папа артист, он в спектакле солист/.
Я синица, в моем названии есть мягкий согласный «СЬ» /Наступила весна, подросла сосна/.
/Автослесарь привез для самосвала насос; Появился росток – распустился листок; Стол с весами, солнце с небес амии; Лиса со скалкой. Света со скакалкой; У Сани пес, а у пса нос; Рядом с паласом пылесос, рядом с колесом насос; В миске кислая капуста, а в пустой кастрюле пусто./
Игра «Что с чем?»
Сад со сливами и абрикосами;
Самолет с колесами и с хвостом;
Весы с маслом и сыром;
Суп с фасолью и с чесноком;
Песочница с песком и с совком;
Сумка с капустой и с редиской;
Подсолнух с листьями и с лепестками;
Столовая со столами и со стульями;
Мост с автобусом и с троллейбусом;
Поднос со стаканами и с мисками;
Миска с капустой и со свеклой;
Слойка с маслом и с сахаром;
Стаканы со смородиной и с брусникой;
Скамейка с киской и с собакой;
Лес с кустами и с соснами;
Скатерть с полосками и с рисунками;
Стул со спинкой и с сиденьем;
Квас с сахаром и с сухарями.
Игра «Составь предложение по картинкам».
Например:
Саша и Ваня собирают в саду сливы, абрикосы, смородину.
Старшеклассники сажают свеклу, редиску, чеснок.
Лиса с совой поссорились.
В сетке карась.
Снеговик сделан из снега.
Чтение слогов СИ, СЮ, СЫ, СЕ, СЁ, СО, СА, СУ, СЯ
В.: Ребята мы сегодня с каким звуком знакомились?
Дети: «С» и «СЬ»
В.: давайте ребята придумаем цветными нитками на фланелеграф буковку С и подарим нашим гостям, Симоне и Саше на память.
Литература:
1. «Учусь говорить» В.В. Гербова, Москва 2000.
2. «Занятия по развитию речи в детском саду» О.С. Ушакова, Москва 1993 «Просвещение».
3. «Ребенок в детском саду», журнал №3, 2006.
4. «подготовка к обучению грамоте в детском саду», Н.С. Воронцова, Н.С. Старшинский.