Журнал "начальная школа". Международная акция "читаем детям о войне" Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился
"Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г. Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Детям о Великой Отечественной войне» Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью. Задачи проекта: 1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины; 2. Подвести к восприятию художественных произведений о войне; 3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. 4. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. 5. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. 6. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств. 7. Формировать мнение о недопустимости повторения войны. Предполагаемый результат проекта: Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России. Привлечение к совместной работе родителей. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.). Понимание важности праздника - Дня Победы в жизни российского человека. Оформление выставки детского творчества. Деятельность детей. . Участие в конкурсах, праздниках, беседах. . Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей. . Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям. . Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки". Деятельность родителей. . Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе. . Рисование с детьми сюжетов на военную тему. . Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях. Предметно-развивающая среда: 1. Оформление уголка «Боевой славы». 2. Дидактические игры с патриотическим содержанием. 3. Подборка наглядно - дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней. 4. Подборка художественной литературы - рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире. 5. Подборка песен военных лет. 6. Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей. 7. Подготовка атрибут для сюжетно - ролевых игр на военную тематику. Рассказ А. Митяев "Дедушкин орден" Цели: 1. Прочитать детям рассказ 2. Дать наводящие вопросы по тексту 3. Выслушивая вопросы объяснять дальнейший правильный смысл рассказа для осознания детьми сути текста Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок. Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорек. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идет на улицу. В полевой сумке лежат цветные карандаши Игорька. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка - как настоящему солдату. У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть. Как-то внук и говорит: - Дедушка, давай я орден буду носить. Все равно он лежит в шкатулке бесполезно. Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился: - Что же, носи… Обрадовался Игорек. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил: - А тебе на жалко? Если очень жалко, я отдам. - Нет, не жалко, - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь… - А за что тебе дали? - спросил внук. - Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его. - Очень простой рассказ, - сказал Игорек. - Я все запомнил. - Вот и хорошо, - вздохнул дедушка. - Иди гуляй. Вышел Игорек на улицу. С орденом. Тут соседка тетя Маша его спрашивает: - Это за что же тебе орден дали? Игорек отвечает слово в слово: - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его. - Какой ты герой! - говорит тетя Маша. - Даже раненый, стрелял! А в какую руку ранило? В правую или в левую? - Не знаю, - растерялся Игорек. - Но это просто узнать, - говорит тетя Маша. - На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим. Ничего не этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке - орден отдавать. Вопросы для детей: 1. 2. 3. 4. 5. Почему дедушка так просто отдал орден внуку? Игорьку получилось похвастаться, за что ему дали боевую награду? Почему Игорьку стало стыдно за орден? Почему Игорек отдал орден обратно дедушку? Правильно ли Игорек сделал? Ответы детей: 1. 2. 3. 4. Потому что дедушке, ничего не жалко для своего внука. Да получилось Потому что Игорек рассказал не свою историю и т. Маша это поняла Потому что понял что награда не его, а свою надо заслужить
Дорогой друг!
Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного - шесть случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти - только капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу.
Великая Отечественная война началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали от нас в тёплые края и четыре раза возвращались к родным скворечням. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И всё долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов Родины и окончательно добить их на их же земле.
Мы все - и взрослые, и дети - в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал жизнь за то, чтобы жила Родина. Чем можно оплатить этот долг? На такой вопрос есть лишь один ответ - любовью к Родине, готовностью защищать её от любого врага, постоянным трудом на пользу Родине. Ты, мой маленький друг, знай это и расти честным, трудолюбивым, смелым человеком, достойным своей страны.
Треугольное письмо
Дивизион тяжёлых гвардейских миномётов до нового приказа остановился в дубовом лесочке. Дубрава была молодая, деревца негустые, скопление машин могли заметить вражеские бомбардировщики. Поэтому миномётчики сразу принялись копать укрытия для автомобилей и маскировать их ветками. Кончили работу поздно вечером. Было ещё видно, и солдат Борис Михайлов взялся за письмо. Он старался писать почаще, знал: мама тревожится о нём каждый день и каждый час.
«Милая мамочка! - писал Борис. - Я жив-здоров. Кормят сытно. Погода тёплая. Стоим в лесу. Обо мне не беспокойся. Мы сейчас отдыхаем. Крепко обнимаю и крепко-крепко целую. Твой Боря».
Конверта у Бориса не было. В войну многого не хватало. Хлеба, например, соли. И такой простой вещи, как конверты. Без них-то научились обходиться… Борис согнул бумажный лист по верхнему углу - получился косой парус, парус согнул - получился домик с крышей; нижние углы домика тоже согнул и заправил под крышу - получился треугольник, письмо и конверт вместе…
Идти к писарю, который отправлял почту, было поздно. Борис положил письмо в карман гимнастёрки - до утра, лёг на шинели под кустиком, укутался с головой, чтобы не кусали комары, и сон сразу пришёл к нему.
Был сон короток. Едва забрезжил рассвет, дивизион подняли по тревоге.
Колонна машин с пусковыми станками и эрэсами - реактивными снарядами, покинув дубраву, двигалась чистым полем. Позади колонны всходило солнце. Большое, красное. Пыль закрыла его. Но солнце поднялось выше пыльного облака, будто хотело посмотреть, куда едут гвардейские миномётчики.
Впереди была линия фронта. Оттуда, из-за этой линии, прилетел снаряд. Борис в кабине грузовика не слышал его свиста, поэтому не испугался, а удивился, когда в поле взметнулась чёрная земля. Автомобили прибавили скорость. То в поле, то на дороге взрывались снаряды. На счастье, дорога спустилась в овраг. Вражеские наблюдатели теперь не видели автомобилей, и обстрел прекратился.
Овраг был широкий, глубокий, с крутыми стенами. По нему, как по безопасному туннелю, шли к передовой солдаты, ехали автомобили - с пушками, со снарядами, с кухнями и хлебом. В обратную сторону тягач тащил танк со сбитой башней. Лошадь, запряжённая в двуколку, везла двух раненых, они лежали неподвижно, их головы были укутаны бинтами.
«Вот если меня так ранят или убьют?.. - подумал Борис. - Когда мама узнает, что меня убили, будет долго плакать».
Низко над оврагом, с рёвом мотора и стуком пулемётов, пронёсся «мессершмитт» - немецкий истребитель. По нему дали очередь наши пулемёты, замаскированные на откосе. Тут же появился истребитель с красными звёздами. Погнался за врагом.
Так и ехали миномётчики. Без происшествий. Артиллерийский обстрел, обстрел с самолёта - обычное дело на войне.
Остановились в низине, поросшей кустами.
От низины начинался подъём на широкий бугор. Скат бугра был жёлтым пшеничным полем. С вершины слышалась частая стрельба, гулкие взрывы. Там шёл бой.
Миномётчики дружно сняли с грузовиков пусковые станки. Поставили на землю. Сгрузили эрэсы. Потащили их, тяжеленные, к станкам. Когда уехал последний грузовик, гвардейские миномёты были готовы к залпу.
Бой на бугре то затихал, судя по стрельбе, то снова разгорался. А что там было и как? Солнце видело, что и как. Оно поднялось совсем высоко.
Было жарко. Ни дуновения ветерка. Но вдруг пшеница у дальнего края поля заколыхалась. Будто там пронёсся ветер. Он дул, качал пшеницу сильнее и сильнее. Вглядевшись, Борис увидел нестройные линии пехотинцев. Это они, а не ветер, качали пшеницу, спускаясь с бугра всё ниже и ниже. «Отступают!» - догадался Борис и испугался своей догадки.
Пехотинцы отошли уже к середине поля, когда заревели огненные струи, вырываясь из эрэсов. Чертя дымные дуги, ракетные снаряды полетели за бугор. За бугром ухнуло - первый эрэс, самый быстрый, самый нетерпеливый, грохнулся на фашистов. Следом ухнул ещё один. И замолотило, заколотило по земле.
Пехотинцы остановились. Глядели в небо, удивлённые. Кто-то крикнул. Кто-то подбросил вверх пилотку. И все побежали на бугор, к его вершине, только что оставленной.
Не видя, кто рядом, но чувствуя товарищей, солдат Михайлов побежал, огибая кусты, перепрыгивая кочки. Он влетел в пшеницу, запутался в ней сапогами. Но скоро приноровился, раздвигал её, как купальщик воду. В эти минуты он забыл обо всём. Знал только, что надо бежать и бежать вперёд. И не было у него страха ни перед чем.
Когда Борис добежал до верхушки бугра, там пехотинцев не было. Они спускались по другому скату, преследуя врагов. Только один - молоденький, как Борис, - сидел на краю траншеи.
Гвардейцы с нами… Гвардейцы с нами… - повторял он тихо.
Борис подумал, что солдата оставили передать им благодарность за помощь. Но вдруг понял, что солдат ранен, а слова «гвардейцы с нами» он кричал или шептал, когда пехота остановилась в пшенице и увидела над собой следы грозных эрэсов.
Название мероприятия: Международная Акция «Читаем детям о войне ».
Дата и время проведения урока литературного чтения : 7 мая 2013 года, в 11.00.
Цель мероприятия : Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Участники мероприятия : ученики 1 класса МОУ СОШ с. Пушанина.
Почетные гости : ветераны труда, представители П, глава Пушанинской администрации.
11.00 - 11.10 Учитель открывает мероприятие. Приветственное слово почетных гостей.
11.11 Минута молчания в память о погибших.
11.12–11.30 Чтение вслух художественного произведения Анатолия Митяева «ДЕДУШКИН ОРДЕН»
11.30 – 11.40 Обсуждение прочитанного с детьми.
11.40 – 11.45 Поздравление ветеранов с праздником.
11.45–11.50 Подведение итогов, выражение благодарности участникам, партнерам и гостям, приглашение к дальнейшему чтению литературы о Великой Отечественной войне.
«ЗНАТЬ! ПОМНИТЬ! ЧТИТЬ!»
Стенд: «А в книжной памяти мгновения войны»
Эпиграф: «Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это - собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча». //
Учитель. Девятое мая - День нашей славной Победы над фашистской Германией! Вся страна в эти дни ликует! Каждый год как радостный праздник люди встречают этот день. Прошло много лет, но все помнят эту знаменательную дату и торжественно ее отмечают.
Песня «Это день Победы» (музыка Ф. Попатенко, слова В. Викторова).
1 ученик. Чтит великий День Победы
Наша славная страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
2 ученик. Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ –
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
DIV_ADBLOCK86">
Словарная работа:
Полевая сумка (военное) - сумка из твердой кожи для карт, записных книжек, компаса, носимая на поясном ремне лицами командного состава.
Котелок - небольшой металлический сосуд с ручкой и глубокой крышкой, употребляемый в полевых условиях для варки пищи или еды из него.
Повторное чтение рассказа учащимися и анализ.
Как Игорёк использовал полевую сумку и котелок?
За что дедушка получил орден?
Почему Игорёк побежал орден дедушке отдавать?
У кого из вас, ребята, на войне погиб дедушка или прадедушка?
О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?
Вместе с дедушкой
Растаял утренний туман,
Красуется весна...
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идём
Встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны, О ранах, что ещё болят С далёких дней войны.
Выбери правильную пословицу к рассказу А. Митяева:
v Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
v Кто много читает, тот много знает.
v Книга - друг человека.
Обращение Владимира Маяковского к детям:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
И как итог нашего урока прозвучит стихотворение Ирины Четвертановской “Я не знаю войны”.
Я не знаю войны, но мой дед воевал,
Он рассказывал мне о жестоких боях.
Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах,
Где солдат был друг другу родной, словно брат,
И таким же родным был герой Ленинград.
Разве все описать? Где отыщешь слова?
В 20лет поседела его голова.
Той беде имя жуткое дали – война,
На нее поднялась вся большая страна,
Миллионы людей в той войне полегли,
Чтобы мы на земле появиться могли,
Чтобы счастливо жили, учились, росли.
Ветераны, забудьте войну, будто сон.
И от всех поколений вам низкий поклон.
Творческое задание:
v Нарисовать рисунки по произведению урока.
v Заполни анкету.
Участник акции «Прочти книгу о войне».
Ваше имя, фамилия _____________________________________________________ Возраст________________________________________________________
Почему вы выбрали именно эту книгу_________________________________
__________________________________________________________
О каких событиях Великой Отечественной рассказывает книга
__________________________________________________________________
Спасибо, вам, ребята, за урок!
1941-1945
Чтит великий День Победы Наша славная страна. В День Победы наши деды Надевают ордена. Мы про первый День Победы Любим слушать их рассказ – Как сражались наши деды За весь мир и за всех нас! Л. Некрасова
СТраницЫ
ВеликОЙ ПОБЕДЫ
Читаем в школьной библиотеке книги о войне
К 70- летию Великой Победы
«Я к вам обращаюсь, товарищи дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»
(В.Маяковский)
С.Баруздин
Анатолий Митяев
Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в подмосковнойм г.Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.
Сегодня мы с вами будем читать книгу о войне, а написал ее писатель Анатолий Митяев. Анатолий Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – «Пионерская правда» и журнал «Мурзилка». Большинство книг этого талантливого детского писателя написано для старших дошкольников и младших школьников. Анатолий Митяев - писатель разножанровый. Есть у него сказки, рассказы для самых маленьких, пересказы русских былин, книги о войне. Один из его рассказов мы сегодня прочитаем. Итак, Анатолий Митяев «Дедушкин орден» Содержание книги: Треугольное письмо Серьги для ослика Длинное ружьё Опасный суп Отпуск на четыре часа Кто брал Берлин
О себе в дни войны Митяев сообщает скупо: " Летом 1942 года записался добровольцем. На третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском минометном дивизионе" . Вот и все. Но, скромно умалчивая о себе, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно. В книгу вошли рассказы, которые писатель считал энциклопедией военной жизни.
Редакторская деятельность
В 1950–1960 годах Митяев был ответственным секретарём газеты «Пионерская правда»
1960 – 1972 г.г
А. Митяев - главный редактор детского журнала «Мурзилка».
Позднее А.В.Митяев возглавлял редакцию студии «Союзмультфильм»
Мультфильмы по сценариям Митяева: «Потерялась внучка», «Пингвины», «Чужие краски», «Приключения Точки и Запятой», «Три пирата», «Шесть Иванов – шесть капитанов».
Произведения А. Митяева
«Книга будущих командиров» – самая известная работа Анатолия Васильевича Митяева. Она переиздавалась несколько раз и была невероятно востребована мальчишками. Она уводила в другие времена и далекие страны, обещала захватывающие и будоражащие воображение приключения. Ребята, листая страницы, мечтали стать полководцами, совершать подвиги, гордились страной и героями, которые в ней жили. Может быть, именно таких книжек не хватает сегодняшним мальчишкам?
Произведения А. Митяева,
посвященные Великой Отечественной войне
Дорогой друг! Я расскажу тебе о войне с фашистами. Расскажу совсем немного - шесть случаев из жизни солдат на фронте. Случаи эти - только капли в бескрайнем море солдатских подвигов, ведь с фашистами воевали миллионы советских людей, и каждый вложил свой ратный труд в победу. Великая Отечественная война началась летом 1941 года, кончилась весной 1945 года. За это время скворцы четыре раза улетали от нас в тёплые края и четыре раза возвращались к родным скворечням. Ребятишки, поступившие в первый класс в первом военном году, к концу войны заканчивали начальную школу. И всё долгое-долгое это время не утихали кровопролитные бои, жестокие сражения. Враг был сильный. Ему удалось далеко пройти на нашу землю. Нужна была величайшая храбрость, нужно было воинское умение и нужен был самоотверженный труд, чтобы выбросить захватчиков из пределов Родины и окончательно добить их на их же земле.
Рассказы О войнЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Наряду с опытными командирами и воинами в этой войне участвовали и молодые ребята, только что закончившие школу. Каково им было, юным и неопытным, можно узнать, прочитав рассказ А. Митяева «Землянка»
Чтит великий День Победы
Наша славная страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ –
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
Л. Некрасова
А. Митяев
«Дедушкин орден»
ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
I степени
А.Митяев
дедушкин орден
Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок. Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорёк. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идёт на улицу.
В полевой сумке лежат цветные карандаши. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка – как настоящему солдату.
А.Митяев
дедушкин орден
У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.
Как-то внук и говорит:
- Дедушка, давай я орден буду носить. Всё равно он лежит в шкатулке бесполезно.
Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился.
Обрадовался Игорёк. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:
- А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
- Нет, не жалко , - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь!
А.Митяев
дедушкин орден
- А за что тебе дали? – спросил внук.
- Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
- Очень простой рассказ, - сказал Игорёк, - Я всё запомнил.
- Вот и хорошо, - вздохнул дедушка, - Иди гуляй.
Вышел Игорёк на улицу. Тут соседка тётя Оля его спрашивает:
- Это за что же тебе орден дали?
А.Митяев
дедушкин орден
Игорёк отвечает слово в слово:
- Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
- Какой ты герой! – говорит тетя Оля. – Даже раненый стрелял. А в какую руку тебя ранило? В правую или в левую?
Международная акция
А.Митяев
дедушкин орден
- Не знаю, – растерялся Игорёк.
- Ну, это просто узнать – говорит тетя Оля. – На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего на этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке – орден отдавать.
Давайте ответим на вопросы:
- Почему рассказ называется «Дедушкин орден»?
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Какие военные вещи сохранились у дедушки?
- Кто завладел дедушкиными вещами?
- Как Игорёк использовал полевую сумку и котелок?
- За что дедушка получил орден?
- Почему Игорёк побежал орден дедушке отдавать?
- У кого из вас, ребята, на войне воевал дедушка или прадедушка?
- О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?
- Какие рассказы о Великой Отечественной войне вы читали?
Домашнее задание : нарисуйте рисунки по произведению, которое мы читали
Словарная работа
Орден - знак отличия, государственная награда за особые заслуги. В Российской Федерации учреждение орденов и награждение ими производится указами президента Российской Федерации. Лица, награжденные орденами, пользуются особыми правами и льготами.
Полевая сумка - сумка из твердой кожи для карт, записных книжек, компаса, носилась на поясном ремне лицами командного состава.
Котелок - небольшой металлический сосуд с ручкой и глубокой крышкой, употребляемый в полевых условиях для варки пищи или еды из него.
Растаял утренний туман, Красуется весна... Сегодня дедушка Иван Начистил ордена. Мы вместе в парк идем Встречать Солдат, седых, как он. Они там будут вспоминать Свой храбрый батальон. Там по душам поговорят О всех делах страны, О ранах, что еще болят С далеких дней войны.
Г.А. Ладонщиков
Я не знаю войны, но мой дед воевал, Он рассказывал мне о жестоких боях. Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах, Где солдат был друг другу родной, словно брат, И таким же родным был герой Ленинград. Разве все описать? Где отыщешь слова? В 20 лет поседела его голова. Той беде имя жуткое дали – война, На нее поднялась вся большая страна, Миллионы людей в той войне полегли, Чтобы мы на земле появиться могли, Чтобы счастливо жили, учились, росли. Ветераны, забудьте войну, будто сон. И от всех поколений вам низкий поклон.
(И.Четвертановская)
Источники:
- Митяев, А.В. Подвиг солдата: рассказы о Великой отечественной войне/ А. В. Митяев. -Москва: Издательство Оникс,2010 г.-160с.:ил.- (Библиотека Российского школьника)
- Митяев, А.В.Сегодня праздник: рассказ/А. В. Митяев.-Москва: Детская лит.,1981 г.-55с.:ил.
- http://images.yandex.ru
Читаем детям о войне
Главная цель Акции «Читаем детям о войне» – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. Час громкого чтения произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам осознать важность сохранения памяти о переломных событиях в истории Отчизны, почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине.
Сегодня мы
начинаем читать ребятам вслух лучшие образцы художественной литературы,
посвященные событиям 1941-1945 годов и великому человеческому подвигу.
Сегодня мы читали солдатскую сказку К. Паустовского "Похождения жука-носорога", рассказ А. Митяева "Дедушкин орден" и детские письма из книги "Нам доверена память".
Прочитайте и вы!
ДЕДУШКИН ОРДЕН
Война была давно, но У дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок.
Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорек. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идет на улицу. В полевой сумке лежат цветные карандаши Игорька. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка - как настоящему солдату.
У дедушки есть еще кое-что с войны. Орден у него есть.
Как-то внук и говорит:
Дедушка, давай я орден буду носить. Все равно он лежит в шкатулке бесполезно.
Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился:
Что же, носи...
Обрадовался Игорек. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:
А тебе на жалко? Если очень жалко, я отдам.
Нет, не жалко, - ответил дедушка. - Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь...
А за что тебе дали? - спросил внук.
Расскажу, - сказал дедушка. - Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
Очень простой рассказ, - сказал Игорек. - Я все запомнил.
Вот и хорошо, - вздохнул дедушка. - Иди гуляй.
Вышел Игорек на улицу. С орденом. Тут соседка тетя Маша его спрашивает:
Это за что же тебе орден дали?
Игорек отвечает слово в слово:
Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
Какой ты герой! - говорит тетя Маша. - Даже раненый, стрелял! А в какую руку ранило? В правую или в левую?
Не знаю, - растерялся Игорек.
Но это просто узнать, - говорит тетя Маша. - На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего не этот раз не ответил Игорек. Побежал к дедушке - орден отдавать.