Что входит в грамматическую основу предложения. Что такое грамматическая основа? Определяем, сколько основ в предложении
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое
Главные члены составляют грамматическую основу предложения, без которой предложение существовать не может. Однако грамматическую основу может составлять и один главный член предложения. Такие предложения называются односоставными (т. е. в них присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое).
Кроме того, предложения делятся на простые и сложные. Простые имеют только одну грамматическую основу. Сложные предложения состоят из нескольких простых, соединённых союзами, союзными словами и (или) по смыслу, а следовательно имеют более одной грамматической основы.
Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО?, действие, состояние или признак которого обычно раскрывается сказуемым.
Подлежащее может быть выражено любой частью речи.
1. Существительным в именительном падеже: Доход
от акций вырос на пять процентов.
2. Местоимением в именительном падеже: Мы
пришли на конференцию.
3. Субстантивированным прилагательным: Больной
вызвал врача.
4. Числительным: Семеро
одного не ждут.
5. Инфинитивом глагола: Учиться
всегда пригодится.
Подлежащее может быть выражено и словосочетанием, и фразеологическим оборотом: Тихий океан
раскинулся перед нами; Его длинный язык
всегда портит дело.
Словосочетание может иметь различное значение:
- количественное: Тридцать четыре работника написали заявление об отпуске; Обе подружки рассмеялись; Несколько человек остановились; Толпа людей собралась на площади;
- избирательное: Никто из нас не согласился ехать;
- собирательное: Директор с секретарём присутствовали на совещании;
- временное: Стояла середина июля .
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и грамматически зависит от него, обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО СДЕЛАЕТ?, КАКОВ? и др.
Сказуемое делится на простое и составное.
Простое сказуемое
выражается глаголом в любой форме: На столе в углу лежали папки; Зашёл бы ты ко мне поговорить; Я буду решать эти вопросы завтра.
Составное сказуемое в свою очередь делится на ещё два подвида: составное глагольное и составное именное.
Составное глагольное сказуемое
состоит из двух частей: вспомогательного глагола в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение сказуемого и связывает его с подлежащим, и неопределённой формы глагола, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В качестве вспомогательного выступают:
- глаголы, обозначающие начало, конец и продолжение действия: Я уже начал выполнять новое задание; Наш отдел прекращает бастовать ;
- модальные глаголы, которые обозначают желание, нежелание, возможность или невозможность действия: Я могу выполнить ваш заказ; Хочу научиться вашей прозорливости; Отказываюсь быть мальчиком на побегушках!
- глаголы, выражающие эмоциональное состояние: Все боялись возразить начальнику; Он любит работать ;
- фразеологические сочетания: Наша компания имеет честь сотрудничать с таким знаменитым концерном.
Составное именное сказуемое
из глагола-связки, выражающей грамматическое значение сказуемого, и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого. Причём связка может быть пропущена.
В качестве связки выступают:
- глаголы БЫТЬ, ЕСТЬ: Я был очень доволен ;
- глаголы, не выражающие самостоятельного значения: Алеша казался бледным ;
- глаголы, выражающие значение движения, состояния, деятельности: Мы вернулись домой усталые .
- имена существительные в именительном или творительном падеже: Трудолюбие есть главное условие успеха;
- именами прилагательными: Тучи сделались прозрачней ;
- именами числительными: Нас было четверо ;
- местоимением: Андрей Николаевич был здесь своим ;
- причастием: Эта встреча была непредвиденной ;
- неразложимым словосочетанием: Сказуемое является главным членом предложения .
Второстепенные члены предложения
Определение
– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАКОЙ?, ЧЕЙ?, КОТОРЫЙ?, обозначает признак предмета.
Определение может быть выражено:
1) прилагательным, причастием, местоимением и порядковым числительным, словосочетанием с ведущим слово прилагательным или причастием, тогда оно называется согласованным, т. к. в этом случае оно согласуется с существительным в роде числе и падеже. Примеры:
- Смолкли звонкие голоса птиц;
- Мы заметили разбитую фару у приближающейся машины;
- Под четвёртым номером значилась наша компания;
- Своя ноша не тянет.
- У памятника (какого? кому?) Пушкину до сих пор встречаются влюблённые; На его столе лежал журнал (какой?) с фотографиями ; Вода (какая?) из родника была холодной;
- Детей (каких?) постарше отправили на речку за водой;
- Глаза (чьи?) его (ее, их) были грустны;
- Руководитель дал знак (какой?) замолчать .
Дополнение
– это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей имени существительного, обозначает субъект, объект и орудие действия.
Дополнение может быть выражено любой частью речи: Достань (что?) книгу
(сущ.) с полки; Нас попросили (о чём?) не шуметь
(инф. гл.); Пригласили (кого?) её
(мест.) на ужин
и др.
Дополнение может быть прямое и косвенное.
Прямое дополнение употребляется всегда без предлога и выражается формами винительного и родительного падежа при глаголе: Коммерсант принял (что?) решение
; Сегодня тебя
(кого?) не будет?
Косвенное употребляется в форме любого косвенного падежа с предлогом или без.
Обстоятельство
– это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, КУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, обозначает время, место, причину и способ действия предмета, т. е. обстоятельства, в которых производится действие.
Обстоятельство может выражаться существительным, наречием, деепричастием, инфинитивом и т. д.: Прочитаю (когда?) после обеда
; Начальник говорил (как?) очень быстро
; Сгорбившись
, (как?) сидел усталый клерк за столом.
Кроме этого, существуют части предложения, которые не являются членами предложения. Это обращения, вводные слова и конструкции. Они выделяются запятыми, но не влияют на связь предложений в тексте.
- это неопределнно-личное предложение, которое можно трансформировать в Кто-то передал тебе книгу, но при этом подлежащие придумывается, а не восстанавливается из контекста (вместо кто-то может стоять другое слово), и сказуемое при этом изменяет грамматическую форму (со множественного числа в единственное).
В двусоставных предложениях грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое .
В односоставных предложениях есть только один главный компонент — он и будет грамматической основой (назывные предложения (с подлежащим ), а **определнно-личные , неопределнно-личные, **обобщнно-личные и безличные (со сказуемым ).
В первую очередь нужно найти подлежащее в предложении. Подлежащее обозначает, о ком или о чм идт речь. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?. Следует помнить, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи (местоимением, прилагательным, причастием, числительным) неопределнной формой глагола (инфинитивом)…)
Далее нужно определить сказуемое . Сказуемое отвечает на вопросы глаголов и обозначает действие, совершаемое подлежащим. По своему составу сказуемое может быть простым и составным (именным и глагольным) и сложным.
Для того, чтобы правильно определить грамматическую основу предложения, нужно внимательно прочитать его и определить, простое это предложение или сложное, которое может состоять из двух и более простых предложений. Если предложение простое , то у него будет одна грамматическая основа. Если оно сложное , то несколько .
Сначала опредилите, простое или сложное предложение перед вами. Простое предложение — это односоставное, а сложное, это двухсоставное. Далее определяем подлежащие в первом предложении (при варианте сложных предложений)с помощью вопросов кто?, Что?, потом выделяем сказуемое с помощью вопросов что делал? что сделал?, что такое?. После этого проделываем ту же процедуру в следующем предложении.
В простом предложении выделяем подлежащие и сказуемое только один раз.
Подробнее посмотрите на предложенной картинке —
Пример из головы — Собака съела мясо, которое купила хозяйка. Подлежащие в первом предложении — Собака, сказуемое — съела; подлежащие во втором предложении — хозяйка, сказуемое купила.
Прежде всего надо понять, что такое грамматическая основа. Грамматическая основа предложения является его ядром и определяет основной смысл преложения.
Грамматическую основу предложения составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Попробуем определить грамматическую основу предложения на простом примере:
Я отвечаю на этот вопрос.
В этом предложении подлежащим выступает я, а сказуемым — отвечаю.
Грамматической основой этого предложения есть словосочетание я отвечаю.
Гляжу с момента моего окончания школы ничего не изменилось в это вопросе. Это радует. В качестве основы предложения выступают подлежащее и сказуемое. Самый распространенный случай — в предложении есть и подлежащее и сказуемое. Сказуемое глагол, а подлежащее существительное или местоимение. Например: Я сделал уроки. Сказуемое сделал, подлежащее местоимении я. На часто бывают и такие предложения: Проснулся. Сделал уроки. В них как мы видим нет подлежащего. Бывает что и нет сказуемого, например: Утро. Для начала определяем ест ли в нашем предложении подлежащее и сказуемое, потом определяем какими частями речи они являются, от них выстраивает связь к остальным словам.
Грамматическую основу найти в предложении не составит труда, если знать, что это такое.
Подлежащее + сказуемое. сколько найдете таких сочетаний, столько основ и будет в предложении. Должно быть или одно подлежащее или одно сказуемое.
Грамматической основой предложения является его важная структурная часть. И вот эта часть по сути и определяет важный и весь смысл данной фразы.
И такую грамматическую основу именно в лингвистике называют как- предикативное ядро.И такие грамматические явления имеются во многих мировых языках.
вот это вам в помощь самые простые правила о том,как научиться выделять такую основу:
И вот несколько примеров,каким образом и какие части речи могут выражать подлежащие.
Нужно всегда анализировать предложение,чтобы понять его суть и смысловую нагрузку.И тогда будет несложно определять его грамматическую основу.
Грамматическая основа-это главная часть предложения и практически в каждом предложении, данная основа состоит из двух главных членов предложения. Грамматическую основу предложения, иногда называют предикативным ядром или предикативной основой.
К главным членам предложения, относятся сказуемое и подлежащее, в некоторых случаях,в предложении может быть только один главный член.
Для того, что бы выделить грамматическую основу предложения, необходимо выделить сказуемое и подлежащее данного предложения.
Тут вс просто как в английском. Есть в предложении подлежащее (отвечает на вопрос кто и что), затем сказуемое (что делал, что сделал), Определение (для чего, для кого), и дополнение (это остальное). Вот таким образом можно разобрать предложение
Грамматическая основа предложения в двусоставных предложениях состоит из подлежащего и сказуемого . Видео ниже представляет собой объяснение темы для тех, кто впервые сталкивается с этими понятиями, — для пятиклассников .
Это просто, а дальше начинаются сложности, потому что подлежащее часто ассоциируют с именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, а сказуемое — с глаголом, поэтому любые отклонения от этого упрощнного преставления вызывает недоумение.
Подлежащее называет то или что, о чм идт речь в предложении, а выражено оно может быть как отдельными словами, так и целыми словосочетаниями, см. таблицу ниже:
Здесь важно обратить внимание на то, что в конструкции
числительное / несколько, множесто, часть, большинство, меньшинство + существительное
сказуемое согласуется со словами множество, часть, большинство, меньшинство, а не за идущим за ним существительным, поэтому должно стоять в единственном числе ! Обо всех сложных или запутанных случаях такого рода можно прочитать здесь.
Определение сказуемого также вызывает ряд сложностей. Чего бы проще один глагол — простое глагольное сказуемое, ан-нет, в форме будущего времени сказуемое состоит из двух слов, но при этом остатся простым! Следуя данному ниже простому алгоритму, можно определить сказуемое правильно:
Приведнные ниже видео наглядно представляют виды сказуемого и способы его правильного определения:
А также это видео (нужно пойти по ссылке, потому что видео не вставляется в текст ответа).
В неполных предложениях грамматическая основа теряет подлежащие или сказуемое, потому что оно подразумевается, но не произносится. Неполные предложения всегда нужно рассматривать в контексте , потому что именно по нему восстанавливаются грамматическая основа.
Подразумевается, что гуляет именно Димка, смысл восстанавливается по предыдущему предложению. С объяснение особенностей неполных предложений и простым, но интересным тестом на усвоение материала можно ознакомиться здесь.
От неполных предложений нужно отличать односоставные . В них грамматическая основа изначально выражена либо подлежащим (назывное предложение), либо сказуемым (определнно-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное предложение). Односоставные предложения часто могут быть логически изменены в двусоставные, например:
Тебе передали книгу
Подробнее об односоставных предложениях можно узнать здесь.
Грамматическая основа предложения или предикативное ядро состоит из подлежащего и сказуемого (в двусоставных предложениях) или одного из них (в односоставных предложениях).
Соответственно, чтобы выделить грамматическую основу предложения необходимо найти подлежащее (отвечает на вопрос Что? / Кто? и обозначает о чм или о ком идт речь) и связанное с ним сказуемое (как правило, глагол, обозначающий действие подлежащего или его характеристику).
Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения - наличие грамматической основы.
Грамматическая основа
состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого
в двусоставных предложениях или одного из них в односоставных).
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, и может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и числительным, прилагательным и причастием в именительном падеже в роли существительного: Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось .
Также подлежащее может быть выражено следующими конструкциями:
- числительное/несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное
в родительном падеже: У князя в сакле собралось множество народа; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке; - кое-кто, каждый, многое /прилагательное + из + существительное в родительном падеже: Лучший из учеников быстро решил эту задачу;
- кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного: Что-то такое ничтожное завязано в платке;
- существительное/местоимение + с + существительное/местоимение в творительном падеже (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!): Мы с Ваней пошли по лесной дороге (сказуемое во множ. ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату (сказуемое в ед. ч.);
- инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие: Прожить по-барски - это дворянское дело.
- любая часть речи в предметном значении (в значении существительного): Твои завтра мне надоели. Прозвучало громкое "ура" .
Сказуемое в русском языке представлено тремя видами - простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное .
Простое глагольное сказуемое
Это самый простой тип сказуемого - оно выражено глаголом в каком-либо наклонении: он играет; пришел бы ты пораньше .
К простым глагольным относятся и следующие сказуемые:
Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное).
Пусть звезды вечно освещают твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение).
Он вышел из себя (фразеологизм).
Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного глагола в разных формах).
Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм).
Обижайся не обижайся , а все равно будет по-моему (повторение одного глагола с частицей не).
Пойду прогуляюсь (сочетание разных глаголов в одинаковой форме).
Тарелка бум на пол (глагольное междометие, согласование с подлежащим отсутствует).
Мальчик тут же плясать (инфинитив).
Составное глагольное сказуемое
Это сказуемое строится по схеме: вспомогательный глагол + инфинитив.
Он хочет поступить в институт.
Я долго не мог с ними встретиться .
Ты должен учиться .
В качестве вспомогательного элемента чаще всего выступают фазисные глаголы (те, которые обозначают фазу действия - начать, продолжать, стать, бросить) или модальные слова (должен, обязан, хочет).
Составное именное сказуемое
Такое сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки. Именная часть выражается прилагательным, существительным, наречием, причастием, местоимением и др.
Погода была хорошая .
Книга - верный друг .
У него характер твёрже стали.
Трава скошена .
Вечер тих .
Ошибка была налицо .
Дважды два - четыре .
Эта тетрадь моя .
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.
(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.
(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.
(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.
– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.
– Никого я не жду.
– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.
– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.
– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.
(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.
– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.
(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».
– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.
– (37)Всё равно, – сказал он.
– (38)Вот и хорошо!
(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.
(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.
(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…
(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:
(60)И побежал.
– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.
(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.
(По Ю. Яковлеву*)
*
(5)На улице было скверно.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик убежал от круглолицей девочки?»
1) Он торопился домой, потому что промок под дождём.
2) Мальчика ждала скрипачка Диана.
3) Мальчик не хотел общаться с круглолицей девочкой, потому что она была высокомерной.
4) Мальчик решил остаться верным своей любви.
Пояснение.
Последнее высказывание является важнейшим в понимании смысла всего текста: решив остаться верным своей любви, мальчик оставляет неинтересную ему девочку.
Ответ: 4
Ответ: 4
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
15.1 Известный лингвист Е.В. Джанджакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. В оформлении мысли немаловажную роль играет грамматика. Так, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а, следовательно, и мыслит он последовательно, логично.
Обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Проанализируем грамматический строй предложения 54 (И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено однородными дополнениями (к зданию, к жизни, к окнам). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, показать, насколько важны герою его переживания.
Предложение №60 (И побежал.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся знакомству: герой не будет изменять себе, своему чувству, потому что это чувство и есть самое главное в нём. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.
Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Джанджакова была права в утверждении, что очень важно правильно подобрать нужные средства для выражения мысли.
15.2 Небольшой отрывок заканчивается словами «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе». Этими словами Юрий Яковлев описывает состояние главного героя, мальчика, который от отчаяния решился отказаться от своей тайной мечты: дождаться, пока Диана выйдет к нему, заметит его и (может даже) пригласит слушать ноктюрн и пить чай.
Мы знаем, почему мальчик стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища. Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Эта девочка завладела душой и сердцем героя, но и её скрипка, и сама Диана холодны и неприступны.
Случайная знакомая, круглолицая девочка с виолончелью, напротив, «сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.» Соглашаясь идти с нею, главный герой пытается убедить себя в том, что она «славная девочка» и что ему не стоит больше ждать, пока Диана его заметит.
Но, как говорят, сердцу не прикажешь. Увидев себя как бы со стороны и поняв, что он поступает против души, мальчик принимает подсказываемое сердцем решение: чтобы остаться самим собой, он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана...И ничего с этим не поделаешь: такова любовь...
15.3 Человеку свойственно любить, то есть испытывать глубокое эмоциональное влечение, ощущать сердечную привязанность. Именно такие чувства мы называем любовью. Роль любви в нашей жизни огромна: начинается она с любви к маме, к родной земле, к домашним питомцам. Взрослея, мы влюбляемся и выбираем среди сотен тысяч людей того единственного человека, от мыслей о котором замирает душа и колотится сердце. Юношеская влюблённость - это способность восхищаться и восторгаться избранником и бесконечное желание нравиться ему, привлекать к себе внимание и быть рядом с ним.
Почему мальчик, герой Юрия Яковлева, стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища? Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Мы знаем, что закончится репетиция, и Диана пробежит мимо, не догадываясь, что её ждут; мы не знаем, заметит ли она когда-нибудь мальчика, но абсолютно точно одно: он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана...
Из влюблённости может вырасти настоящая любовь. Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв искренне любит Машу Миронову, она отвечает ему взаимностью. Они не просто восторгаются друг другом, они спасают друг друга в тяжелейших жизненных ситуациях. Пример их отношений, основанных на любви и желании сделать счастливым другого человека - это пример, достойный подражания. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая - любовь Швабрина к Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.
Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.
Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви.
2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища.
3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную.
4) Круглолицая девочка играла на виолончели.
5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём.
Пояснение.
1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви. - Подтверждается предложением 64.
2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища. - Подтверждается предложением 10.
3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную. - Противоречит предложению 4.
4) Круглолицая девочка играла на виолончели. - Подтверждается предложениями 18−19.
5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём. - Противоречит предложениям 6−7.
Ответ: 124.
Ответ: 124
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.
2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
3) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.
4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.
5) Все окна как бы умолкли и погасли.
Пояснение.
2) Скрипка плакала и смеялась , она летала по небу и устало брела по земле.
5) Все окна как бы умолкли и погасли.
Ответ: 25.
Ответ: 25|52
Пояснение.
Грамматической основой предложения является «было скверно». Это безличное предложение.
Ответ: было скверно.
Ответ: былоскверно
Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101
Выпишите грамматическую основу предложения 46.
(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.
– (20)Они быстро шли?
– (21)Быстро.
– (22)Пешком?
– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.
(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)Мои сыновья…
(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь старика!
– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– (45)Мои сыновья…
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
– (47)Мои сыновья…
– (48)Везде поспевали?
– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
– (52)Так и не вернулись?
– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.
(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
(По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
(4)Они знают, в чём дело.
В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му ста-рик Пе-ше-хо-дов любит об-щать-ся не со взрос-лы-ми, а с ре-бятнёй?»
1) Ре-бя-та не за-да-ют слож-ных во-про-сов, на ко-то-рые ста-рик не мог бы дать от-ве-ты.
2) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов.
3) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва – дав-ние дру-зья маль-чи-шек.
4) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству.
По-яс-не-ние.
Ста-рик любил об-щать-ся с ре-бя-та-ми за их ис-крен-ний ин-те-рес к его рас-ска-зам.
Ответ: 2
Ответ: 2
1. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния из-вест-но-го линг-ви-ста А.А. Ре-фор-мат-ско-го: «Что же в языке поз-во-ля-ет вы-пол-нять его глав-ную функ-цию – функ-цию об-ще-ния? Это син-так-сис» Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми А.А. Ре-фор-мат-ско-го. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.
2. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та тек-ста: «И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!»При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 (два) ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.
3. Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние сло-во-со-че-та-ния СИЛА ДУХА? Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое сила духа», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.
По-яс-не-ние.
1. Из-вест-ный линг-вист А.А. Ре-фор-мат-ский го-во-рил: «Что же в языке поз-во-ля-ет ему вы-пол-нять его глав-ную роль – функ-цию об-ще-ния? Это син-так-сис». Чтобы по-нять смысл этого вы-ска-зы-ва-ния, нужно вы-яс-нить зна-че-ние слова «син-так-сис». Син-так-сис – это раз-дел грам-ма-ти-ки – наука о со-еди-не-нии слов и стро-е-нии пред-ло-же-ний. Автор вы-ска-зы-ва-ния убеж-ден, что связь между пред-ме-та-ми и яв-ле-ни-я-ми в нашем со-зна-нии вы-ра-жа-ет-ся в том числе и через син-так-си-че-ские нормы по-стро-е-ния сло-во-со-че-та-ний и пред-ло-же-ний.
Об-ра-тим-ся к тек-сту Юрия Яко-вле-ва.
Про-ана-ли-зи-ру-ем грам-ма-ти-че-ский строй пред-ло-же-ния 1 (Когда в Бе-ло-зер-ской школе пишут со-чи-не-ние о войне, учи-те-ля знают: у кого-то в тет-рад-ке обя-за-тель-но по-явят-ся сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва – Семён и Ва-си-лий.) Оно пред-став-ля-ет собой слож-ную син-так-си-че-скую кон-струк-цию: пер-вая и вто-рая части пред-ло-же-ния свя-за-ны под-чи-ни-тель-ной свя-зью, вто-рая с тре-тьей – бес-со-юз-ной. с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным. Кроме того, пред-ло-же-ние ослож-не-но при-ло-же-ни-я-ми (Семён и Ва-си-лий). Это поз-во-ля-ет ав-то-ру со-ста-вить ёмкое вы-ска-зы-ва-ние, опре-де-ля-ю-щее тему тек-ста.
Пред-ло-же-ния №53-54, на-про-тив, про-стые, как бы од-но-знач-но под-во-дя-щее итог рас-ска-зу ста-ри-ка: эти пред-ло-же-ния пе-ре-да-ют и боль за на-вер-нув-ших-ся сы-но-вей, и уве-рен-ность, что не зря сы-но-вья по-гиб-ли. Так, ре-сур-сы син-так-си-са по-мо-га-ют точно и связ-но вы-ра-зить ав-тор-ский за-мы-сел.
Под-во-дя итог на-ше-го рас-суж-де-ния, при-хо-дим к вы-во-ду, что Ре-фор-мат-ский был прав в утвер-жде-нии важ-ной роли син-так-си-са для вы-ра-же-ния от-но-ше-ния го-во-ря-ще-го к окру-жа-ю-ще-му миру.
2. Фи-наль-ные стро-ки тек-ста Юрия Яко-вле-ва «И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!» на-пол-не-ны жиз-не-утвер-жда-ю-щим смыс-лом. Сколь-ких людей унес-ла война!.. Но жерт-вы эти не на-прас-ны, по-то-му что оста-нов-лен фа-шизм, по-то-му что мы живём в мире 70 лет, по-то-му что с бла-го-дар-но-стью со-хра-ня-ют па-мять о ге-ро-ях по-том-ки.
Ста-рик Пе-ше-хо-дов всех по-гиб-ших сол-дат счи-та-ет сво-и-ми детьми, по-то-му что срод-ни-ла его с ними смерть сы-но-вей. Об этом го-во-рит-ся в пред-ло-же-ни-ях 58-60:
«(58)Он го-во-рит:
– (59)Мои сы-но-вья спят во всех сол-дат-ских мо-ги-лах. (60)По всей род-ной земле».
Горе отца пе-ре-да-но в пред-ло-же-нии 10: «Более того, он ждёт этих во-про-сов и, от-ве-чая на них, ис-пы-ты-ва-ет уди-ви-тель-ное чув-ство, зна-ко-мое лишь за-сы-ха-ю-ще-му де-ре-ву, когда на его уз-ло-ва-той мёртвой ветке не-ожи-дан-но за-зе-ле-не-ет ли-сток». Па-мять – един-ствен-ное, что у него оста-лось, он хочет, чтобы и не за-бы-ва-ли о пав-ших за-щит-ни-ках, по-это-му с го-тов-но-стью от-ве-ча-ет на во-про-сы ребят, и эти бе-се-ды все-ля-ют в ста-ри-ка уве-рен-ность, что жизни его и его сы-но-вей про-шли не зря.
«Люди, по-ку-да серд-ца сту-чат-ся, пом-ни-те, какою ценой за-во-е-ва-но сча-стье, по-жа-луй-ста, пом-ни-те!», - писал Ро-берт Рож-де-ствен-ский. Пока жива в наших серд-цах па-мять, у нас есть про-шлое, на-сто-я-щее и мы смело можем смот-реть в бу-ду-щее.
3. Сила духа - одно из глав-ных ка-честв, де-ла-ю-щее че-ло-ве-ка силь-ным. Это не-за-ме-ни-мое ка-че-ство, по-мо-га-ю-щее вы-жить в труд-ных жиз-нен-ных си-ту-а-ци-ях. Че-ло-век, силь-ный духом, спо-со-бен пре-одо-ле-вать, ка-за-лось бы, не-пре-одо-ли-мые пре-гра-ды. Ве-ли-чай-шее на-пря-же-ние ду-шев-ных и фи-зи-че-ских сил по-тре-бо-ва-лось от на-ше-го на-ро-да, чтобы вы-сто-ять в Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войне. О силе духа рус-ских сла-га-ют-ся ле-ген-ды.
О му-же-стве и стой-ко-сти рус-ских сол-дат, о силе духа и стрем-ле-нии любой ценой дойти до По-бе-ды рас-ска-зы-ва-ет ста-рик-ве-те-ран. Всех, кто шёл и падал, кто падал и уже не смог под-нять-ся, на-зы-ва-ет ста-рик сво-и-ми сы-но-вья-ми. Как горь-ко зву-чат слова: «Шли, шли без от-ды-ха, а вер-нуть-ся с войны домой сил не хва-ти-ло.» В гла-зах детей по-гиб-шие сол-да-ты не про-сто люди, а на-сто-я-щие бо-га-ты-ри, ко-то-рые хоть и спят в брат-ских мо-ги-лах, но в тре-вож-ный час го-то-вы под-нять-ся на за-щи-ту Ро-ди-ны.
О судь-бе мо-ло-дой жен-щи-ны, остав-шей-ся один на один с го-ло-дом, раз-ру-хой, стра-хом и смер-тью я узна-ла из филь-ма "Ма-терь че-ло-ве-че-ская". Ка-за-лось бы, как можно вы-жить в таких усло-ви-ях? Но Мария смог-ла. И не толь-ко сама оста-лась жива: она спас-ла жизнь детям, по-те-ряв-шим ро-ди-те-лей. Вме-сте они сеяли хлеб, уха-жи-ва-ли за жи-вот-ны-ми и жили на-деж-дой на воз-вра-ще-ние рус-ских сол-дат, на по-мощь. И они до-жда-лись! Но не было бы у филь-ма оп-ти-ми-стич-но-го конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм - гимн силь-ной рус-ской жен-щи-не.
Сча-стье - встре-тить на своём пути людей, упор-ных, во-ле-вых, стой-ких. Но стре-мить-ся фор-ми-ро-вать силу духа дол-жен каж-дый че-ло-век, по-то-му что вы-дер-жать жиз-нен-ные ис-пы-та-ния под силу толь-ко таким людям.
Источник: Открытый банк ФИПИ, блок E0E30C, вариант РЕШУ №102
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Ана-лиз со-дер-жа-ния тек-ста.
Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.
1) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов.
2) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва - дав-ние дру-зья маль-чи-шек.
3) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству.
4) Ста-рик Пе-ше-хо-дов по-яв-ля-ет-ся в люд-ных ме-стах Бе-ло-зер-ска в вос-крес-ные дни.
5) В школь-ных со-чи-не-ни-ях о войне в Бе-ло-зер-ской школе ре-бя-та часто пишут о сы-но-вьях ста-ро-го сол-да-та Пе-ше-хо-до-ва.
По-яс-не-ние.
1) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-я-ми 9 и 10.
2) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва - дав-ние дру-зья маль-чи-шек. - Не-вер-но: в тек-сте нет та-ко-го утвер-жде-ния.
3) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству. - Не-вер-но: в тек-сте нет та-ко-го утвер-жде-ния.
4) Ста-рик Пе-ше-хо-дов по-яв-ля-ет-ся в люд-ных ме-стах Бе-ло-зер-ска в вос-крес-ные дни. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-ем 5.
5) В школь-ных со-чи-не-ни-ях о войне в Бе-ло-зер-ской школе ре-бя-та часто пишут о сы-но-вьях ста-ро-го сол-да-та Пе-ше-хо-до-ва. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-ем 1.
Ответ: 145.
Ответ: 145
Ана-лиз средств вы-ра-зи-тель-но-сти.
Ука-жи-те ва-ри-ан-ты от-ве-тов, в ко-то-рых сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм.
1) При-хо-дят но-вич-ки и те, кто уже много раз слу-шал де-душ-ку Пе-ше-хо-до-ва.
2) Эти за-сы-па-ют во-про-са-ми, на ко-то-рые он от-ве-ча-ет с ве-ли-кой охо-той.
3) И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!
4) Ста-рик рас-прям-ля-ет-ся, и веч-ный дым, сто-я-щий в его гла-зах, раз-ве-и-ва-ет-ся.
5) А к тому вре-ме-ни уже го-то-вы новые во-про-сы, и ста-рик от-ве-ча-ет на них сдер-жан-но и до-стой-но.
По-яс-не-ние.
2) Эти за-сы-па-ют во-про-са-ми , на ко-то-рые он от-ве-ча-ет с ве-ли-кой охо-той.
3) И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час !
Ответ: 23.
Ответ: 23|32
Пояснение.
Грамматическая основа предложения 46 состоит из сказуемого поднял подлежащего кто , это двусоставное предложение.
Ответ: кто поднял
Ответ: ктоподнял
Источник: Открытый банк ФИПИ, блок E0E30C, вариант РЕШУ №102
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.
(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк.
(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания. (14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.
(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.
(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.
(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре.
(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.
(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.
(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.
(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.
(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.
(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт.
(По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
(2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Русский язык - один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, одним из которых является эпитет. Эпитет В. А. Солоухин называл «одеждой слов». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Эдуарда Шима.
Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие - помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность. В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и - плашмя, животом - падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя - Гоши.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Солоухина: «Эпитеты - одежда слов».
Дублирует № 3369.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
1. Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле. Сказуемое - главный член предложения, выражающий предикативный признак подлежащего: обозначает действие, свойство или состояние.
Сказуемое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.
В предложении №1 (Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу.) имеем дело с простыми глагольными сказуемыми: «не слышал, мог бы пробраться, подойти». В сказуемых сосредоточен основной смысл предложения: речь идёт о том, что собака настолько страшная, что нельзя предположить, что кто-то рискнул бы подойти к ней.
В предложении 3 составное именное сказуемое выражено именем прилагательным: «Урс огромный». В этом сказуемом определён основной признак собаки, её свойство, подчёркивающее грозный вид собаки.
Таким образом, прав известный лингвист Фёдор Иванович Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
2. Мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Именно доброта и любовь Кэт помогли «растопить сердце» собаки. Урс откликнулся на добро которое разбудило в нём способность дружить и желание быть нужным. Именно об этом финальные строки текста Юрия Яковлева: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт».
Печально осознавать, что люди вокруг собаки оказывались бездушными, жестокими. Это люди сделали Урса «страшно злобным псом» (предложение 9). Они хотели видеть его таковым – он оправдывал их ожидания.
Нелегко Урсу осознавать, что он кому-то нужен. Подтверждение этому находим в предложениях 34-37. Видимо, немало пришлось ему вынести от людей, раз он так настороженно относится к Кэт. А добро всё равно победило.
Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Кэт обладает этими качествами и обретает настоящего, преданного друга.
3. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям. Это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Совершая добрые дела и поступки, мы можем сделать счастливее того, кто нуждается в помощи, кто одинок и, может быть, даже зол на весь мир.
Возможно ли сделать так, чтобы огромный, суровый, страшный пёс дал себя погладить и покорно позволил вычёсывать шерсть? Все считали: нет. Урсу ненавидел людей и кидался к каждому, кто хоть как-то приближался к нему. Но так не считала Кэт - девочка добрая, смелая и так отчаянно мечтавшая о собаке-друге. Её доброта растопила сердце сурового Урсу, пёс поверил девочке. Животные, а собаки особенно, очень чувствуют, когда к ним - с добром, и платят верностью и преданностью.
Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
1) У него хо-лод-ные глаза и влаж-ные клыки ве-ли-чи-ной с палец.
2) Он рычал, рвал про-во-ло-ку, а она уго-ва-ри-ва-ла его, на-зы-ва-ла лас-ко-вы-ми име-на-ми, слов-но перед ней был бес-по-мощ-ный щенок, боль-ше-ла-пый, с шел-ко-ви-стой шер-стью, ещё не на-учив-ший-ся лаять.
4) Она за-пу-сти-ла руку в его гряз-ную нечёсаную шерсть.
5) Урс, ко-неч-но, не по-ни-мал, о чём го-во-рит Кэт: со-ба-ка, с ко-то-рой никто ни-ко-гда не раз-го-ва-ри-вал, не по-ни-ма-ет слов.
Пояснение.
1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.
Ответ: 12.
Ответ: 12|21
Ответ: этопотяжелее
Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!
Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.
Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?
Определяем, сколько основ в предложении:
А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.
Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.
Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).
1. Все понятно нам, мастерам.
2.
Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин
твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со
своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была
прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7.
Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к
победе обязательно победит.
Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!
Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.
Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.
Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:
1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.
Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.
Раньше всех берег увидел капитан.
Перед платья украшали цветы.
Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .
2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»
Ученица была красивой .
На улице свежо и ветрено .
Малышам не сиделось на месте.
Замечательная игра – догонялки !
3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.
Зеленый город (односоставное назывное предложение).
Город зеленый (двусоставное предложение).
Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.
Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.
Мне холод но .
Ему не спится.
Мне хочется улыбн уться .
Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.
Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!
Ответы к заданию.
1. Все
понятно
.
2.
Послышалось
«ку-ку»
!
3.
Хозяин
мил
, гостеприимен
.
4.
Каждый
норовит влезть
.
5.
Деревня
была
прелестным уголком
; мы
играли
.
6.
Вечер
.
Лес
. Дальний путь
.
7.
Украшает
парк
. 8. Стремящийся
победит
.
Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое . Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое . Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.
Солнце встало . Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.
В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.
1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):
Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок будет учиться без усилий.
Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.
Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.
Сегодня я читаю
Мой ребенок учится без усилий.
Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.
Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок учился без усилий.
Вы восхищались достижениями учеников этой школы.
2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).
Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да) . Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.
Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).
Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).
Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется .
3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.
Я кататься с ледяной горки – и он за мной.
Мы работать , а они отдыхать.
4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.
Никиту как ветром сдуло с веранды.
Человечество постепенно сходит с ума.
Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого . В нем можно выделить:
* основной компонент – глагол в начальной форме,
* вспомогательный компонент – чаще всего глагол , но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.
Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.
1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.
Я хочу хорошо сдать экзамены.
Он не боится экспериментировать.
Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.
2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом ), а не другой частью речи.
Сравните.
Она стала актрисой (составное именное сказуемое).
Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).
3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.
Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).
Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).
Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).
Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).
4. Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.
Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).
Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.
Удачи в изучении русского языка!
Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого? Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых . Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.
Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части . Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть . Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были . Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.
В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.
Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения .
В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.
Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.
Любить – значит понять и простить .