Гимнастика для детских ножек. Упражнения для ног картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Занятия лечебной физкультурой и гимнастикой - неотъемлемая часть лечения при плоскостопии. Удобство заключается в том, что заниматься ребенок может в домашних условиях, для достижения результата не обязательно посещать дорогостоящие процедуры. О том, как проводить занятия для ребенка, мы расскажем в этой статье.
Для чего это нужно
ЛФК, т. е. лечебно-физкультурный комплекс при плоскостопии, всегда входит в состав комбинированного консервативного лечения.
Более 80% случаев детского плоскостопия поддается коррекции благодаря щадящему воздействию, без операции.
При продольном и поперечном плоскостопии, а также при комбинированной деформации стоп 1-2, а иногда и 2-3 степени, врачи начинают лечение именно с комплексного лечения. В него входят массаж , мануальная терапия, ношение ортопедической обуви, рекомендованной ортопедом, а также гимнастика.
Гимнастические ортопедические занятия позволяют укрепить мышцы стоп, сухожилия, мышцы голеностопа, что способствует исправлению легкого и среднего плоскостопия.
При тяжелых аномалиях показано оперативное вмешательство, но и случаи тяжелых патологий стоп - не такое уж распространенное явление.
Поэтому можно смело утверждать, что ЛФК - одна из основ успешной коррекции плоскостопия в подавляющем большинстве случаев. Первые занятия можно против поликлинике по месту жительства под наблюдением опытного инструктора - медицинского работника, а впоследствии выполнять комплекс упражнений дома.
Перед началом занятий следует знать, что наилучшие результаты от гимнастики и массажа стоп можно получить в возрасте от 7 до 15 лет , лучше всего коррекции поддается плоскостопие у детей в возрасте от 10 до 12 лет.
Продольное плоскостопие при таком воздействии лечится лучше, чем поперечное. Курс лечения длительный, мгновенного результата ждать не стоит. По статистике, для коррекции требуется в среднем от 2 до 3 лет. В некоторых случаях, требуется около 5 лет систематических и планомерных занятий.
Универсального списка упражнений и приемов не существует, поскольку каждому ребенку назначается определенная программа занятий с учетом степени и вида деформации, особенностей стопы. Но есть основные упражнения, которые входят практически во все комплексы лечебной физкультуры. О них расскажем подробнее.
Что понадобится для занятий
Для более эффективного выполнения некоторых упражнений комплекса понадобится иметь под рукой:
- гимнастическую палку;
- стул по возрасту;
- тенисный мячик;
- мягкий коврик из пенополиуретана;
- ортопедический массажный коврик.
Проблемы и вопросы могут возникнуть только с последним пунктом, потому как выбор подобных изделий в магазинах и ортопедических салонах велик.
Выбирая коврик-аппликатор для лечения, нужно заручиться рекомендациями врача-ортопеда, который расскажет обо всех особенностях патологии у ребенка и подскажет, какой именно коврик ему подойдет наилучшим образом.
Для лечебных целей выбирают массажный коврик из жестких материалов с выраженным выступающим рельефом или игольчатой текстурой.
Мягкие и щадящие коврики больше подходят для профилактики плоскостопия , нежели для лечения.
Выполнять упражнения из положения стоя можно на аппликаторе (не более 15-20 минут в день) , а затем – на обычном мягком коврике из пенополиуретана.
Тренажеры
Если разрешит лечащий хирург-ортопед, родители могут приобрести ребенку тренажер или мини-тренажер от плоскостопия. Сегодня существует большой выбор и тех, и других. Это и дощечки- возвышенные платформы для наступания, и пупырчатые мячики для занятий и одновременного массажа стоп, и круглые вращающиеся платформы с неровной поверхностью.
Упражнения на тренажерах должны дополнять занятия, но ни в коем случае не отменять лечебную физкультуру как таковую.
Комплекс упражнений
Комплекс включает в себя упражнения из различных положений. Начинать всегда рекомендуется с тех, которые делаются из положения лежа:
- Упражнение 1. В положении лежа на мягком коврике- «пенке» ребенку нужно потянуть носочки сначала вправо, затем влево, потом - на себя. Заключительным движением будет поворот стоп внутрь, по направлению друг к другу, как это делается ладошками при хлопке.
- Упражнение 2. В положении лежа ребенку нужно слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику. Хорошо, если удастся коснуться ими поверхности.
- Упражнение 3. В положении лежа ребенку нужно приподнять ноги, после чего стопой левой ноги нужно провести по правой, а затем поменять ноги и проделать то же самое на противоположную сторону.
Вторая часть комплекса выполняется сидя на коврике:
- Попросите ребенка вытянуть ножки и по очереди опускать и поднимать пальчики то на левой, то на правой ноге.
- Руками обхватываются пальцы стоп. Ребенок при этом нагибается вперед, а затем медленно тянет стопы пальчиками по направлению к себе.
- Сидя, попросите ребенка согнуть колени, поставив стопу только на пальчики. Медленно сводите пяточки и разводите их, при этом носки не должны отрываться от коврика.
- Сидящий на коврике ребенок должен захватит носочками стоп теннисный мячик. Как только это получится, нужно поднимать и опускать мяч, не выпуская его.
- Сидя на коврике, ребенок должен покатать стопами мячик между носочками и пяткой, согнув ноги в коленях.
Сидя на стульчике (важно, чтобы мебель была ребенку по возрасту, то есть стопы при сидении не болтались в воздухе, а уверенно касались пола), выполняется вторая часть упражнений из положения сидя:
- Упражнение 1. Попросите ребенка по очереди сгибать и разгибать пальчики на ногах.
- Упражнение 2. Попросите ребенка «написать» стопами в воздухе максимально ровные и широкие круги. Сначала это стоит сделать по часовой стрелке, а затем - против нее.
- Упражнение 3. Попросите ребенка по очереди отрывать от коврика, то пятки, то носочки, можно делать это «перекатом» с носков на пятки и обратно.
- Упражнение 4. Ножки ставятся на внешнее ребро, и из этого положения следует плавно и медленно перевести стопы в положение вертикально на внутреннем ребре.
- Упражнение 5. Теннисный мячик перекатывают от правой ножки к левой, каждой делая несколько круговых движений подъемом стопы на мячике.
Упражнения в положении стоя лучше выполнять на массажном ортопедическом коврике, о котором говорилось выше.
Длительность этой части комплекса не должны превышать 15 минут:
- Попросите ребенка пройтись по коврику сначала на носочках, а потом – на пяточках.
- По коврику следует походить сначала на внешней стороне стопы, а затем - на внутренней.
- Попросите ребенка сделать перекаты на неровной массажной поверхности коврика с пяток на носки, а затем наоборот.
- Завершите все прыжками на коврике - аппликаторе.
Вторая часть комплекса в положении стоя выполняется на ровной поверхности:
- Ребенок должен покатать стопой гимнастическую палку. Сначала - на шаг вперед, а потом назад. Так будет массироваться и укрепляться весь свод стопы.
- Зажав гимнастическую палку руками поперек лопаток, зафиксировав спинку в прямом положении, нужно совершить несколько приседаний, стараясь при этом не отрывать пятки от поверхности пола.
- Ребенок, опираясь руками на поставленную перед собой в вертикальное положение гимнастическую палку, должен совершать по очереди повороты на пятках - влево и вправо.
Каждое упражнение комплекса при плостостопии желательно выполнять по 7-10 раз, занятия должны быть ежедневными.
Возрастные особенности
Лечебная физкультура эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также у подростков до 15-16 лет, пока стопа еще находится в стадии формирования. В более взрослом возрасте остановить прогрессирование болезни и запустить обратное ее развитие с помощью гимнастики и массажа зачастую не представляется возможным.
Наиболее внимательными при лечебной физкультуре должны быть родители малышей. Не стоит заставлять их заниматься насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Особенно это касается занятий на аппликаторе.
Гимнастика потребует определенной педагогической гибкости от родителей - если сейчас больно или трудно, то можно отложить упражнение на потом.
Зарядку важно проводить в игровой форме, чтобы малышу было интересно. А вот с подростками лучше выбирать обратную тактику - только настойчивость родителей и правильная мотивация помогут юноше или девушке справиться с существующей проблемой.
Для малышей занятия лучше начинать с 2-3 минут в день, постепенно увеличивая время до 15 минут. Подростки могут начинать с 5-6 минут в день, увеличивая нагрузки и время выполнения каждого упражнения постепенно, чтобы уже через пару недель прийти к ежедневным 20-25 минутным занятиям.
Разрешенные виды физической нагрузки
Многих родителей интересует, какие виды физической нагрузки дополнительно могут помочь в коррекции плоскостопия, а какие – лишь навредят. Самый главный вопрос, конечно, касается освобождения от занятий физкультурой в школе. Ортопеды в этом вопросе единодушны - освобождения не требуется, для детей со 2-3 степень плоскостопия показаны занятия в спецгруппах.
Каждый учитель физкультуры знает, что такое спецгруппа по плоскостопию, и подберет для ребенка только те упражнения и нагрузку, которые ему не навредят и пойдут на пользу.
Ребенку с плоскими стопами однозначно не стоит заниматься тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, боксом, при которых нагрузка на ноги очень велика.
Не рекомендует спортивная гимнастика и любой спорт, связанный с прыжками - нагрузка на позвоночный столб при этом нешуточная, а ребенку с нарушенной амортизацией стопы вынести ее будет в разы тяжелее. Футбол и хоккей, таким образом, тоже отменяются.
Диагноз «плоскостопие» не означает, что дорога в спорт ребенку «заказана». С деформированными стопами можно и нужно заниматься плаванием (исключая прыжки в воду), синхронным плаванием.
Очень полезны занятия восточными единоборствами - тхэквондо, каратэ, джиу-джитсу, айкидо. Помочь исправлению продольного плоскостопия у детей и подростков могут занятия велоспортом.
Лечение будет более эффективным, если родители будут придерживаться важных правил успешного лечения плоских стоп:
- Следите за весом ребенка. Излишний вес - это дополнительная нагрузка на голеностоп, коленный и тазобедренный суставы, которые и без того ощутимо страдают при уплощении стопы. Питание должно быть сбалансированным, в меру легким, не лишенным витаминов и полезных минералов. Полезно во время лечения принимать в пищу студень или холодец - это блюда оказывает положительное влияние на формирование хрящевой ткани.
- Хождение босиком. Для ног в большей степени полезны не комфортные домашние тапочки, а хождение босыми стопами по полу, ковру, кафелю. Чем разнообразнее поверхность, тем лучше. Хорошо, если есть возможность отпускать ребенка ходить босиком по песку, земле, траве. Не нужно бояться, что чадо простудится, от хождения голыми ногами даже по весьма прохладной поверхности заболеть невозможно. Системное переохлаждение может наступить в том случае, если ребенок будет на холодном сидеть попой.
- Согласование типа обуви с ортопедом. Выбирать ортопедическую обувь нужно только тогда, когда об этом скажет врач-ортопед. Самовольство в этом случае может лишь навредить. Иногда бывает вполне достаточно носить ортопедические стельки, вставленные в самые обычные пары обуви.
Тяжелая и массивная ортопедическая обувь показана только ребятам с серьезными деформациями, а также после операций на стопе.
Физиотерапия
Лучше всего сочетать гимнастику при плоскостопии с массажем и физиотерапией. Из современных методов можно обсудить с врачом так называемое тейпирование - поддержку определенных мышц стопы специальными клейкими лентами.
С тейпами можно и нужно заниматься лечебной гимнастикой, а поскольку ленты-тейпы перераспределяют мышечную нагрузку, то эффект от такого «дуэта» будет более позитивным и быстрым.
О том, что такое плоскостопие у детей и что с ним делать, смотрите в следующем видео.
Уход за ногами. Гимнастика для ног
Красивые и здоровые ноги - это не только дар природы, но и результат правильного и систематического ухода. Ноги, как и абсолютно любые другие части нашего тела, нуждаются в постоянном внимании и уходе. Большое значение имеют механотерапия, массаж и система гимнастических и спортивных упражнений. Предлагаем некоторые из них:
- Медленно поднимитесь на носки, постойте так несколько секунд, медленно опуститесь на пятки, постойте на пятках. Повторите упражнение 5-10 раз.
Поднимите перед собой правую ногу, сделайте 3-5 круговых движений ступней - вначале по часовой стрелке, а потом против нее. То же самое повторите левой ногой.
- Поднимите перед собой правую ногу, отведите ее в сторону, сделайте 3-5 круговых движений ступней - вначале по часовой стрелке, а потом против нее. То же самое повторите левой ногой.
- Энергично поднимите правую ногу затем левую - вперед и вверх, а затем назад и вверх. Повторите «маятник» правой и левой ногой, держась при этом одной рукой за спинку стула, стоящего сбоку.
Ходите по комнате, становясь вначале на пятку и постепенно плавно перенося тяжесть тела на носок, попеременно правой и левой ногой.
- Ходите по комнате, становясь вначале на носок, а затем перенося тяжесть на пятку. Выполняя это упражнение, вначале ставьте ступни ног пальцами наружу, а затем внутрь.
Ходите только на пятках, вначале становясь на их внутреннюю часть, а потом на наружную.
- Сделайте 10-15 приседаний.
Ходите по комнате на наружно-боковых и наружно-внутренних костях стоп.
- Пройдитесь по прямой, расслабив руки и согнув туловище.
Упражнения для ног. Упражнения для стоп.
- Стоя на полу быстро подняться на цыпочки и медленно опустить пятки, повторить 5 раз (икроножная мускулатура).
На цыпочках несколько раз пройтись по комнате.
- «Ход гусеницы». Стоя на полу всей ступней, ноги поставить параллельно друг другу. Двигать ступнями, подражая гусенице. Сначала разгрузить переднюю часть ступни, вытянуть ее вперед. Теперь разгрузить пятку. Вес перенести на пальцы. Пятку как можно ближе подтянуть к пальцам.
Снова разгрузить переднюю часть ступни и передвинуть ее вперед. Не теряя полностью контакта с полом, отклонять ногу вправо и влево, перемещая ее, и, таким образом, пройти несколько метров вперед и назад (воздействие на короткие мускулы). Если стоя это упражнение выполнить не получается, потренируйтесь из положения сидя.
Попытайтесь пальцами стопы поднять с пола как можно выше мелкие предметы, лежащие на полу, например, бумажную салфетку, карандаш и т.д. При этом развиваются мышцы сгибателей пальцев.
- Следующее упражнение выполнять стоя или сидя. Положите на пол тонкий платок. Встаньте на его край. Попытайтесь движением пальцев передвинуть платок назад под ступню. Обратным движением медленно верните платок в исходное положение (нагрузка на мышцы разгибателей пальцев).
Сидя, ноги вытянуть вперед. Переднюю часть ступни и пальцы с силой поднять вверх, задержать их в таком положении, затем как можно дальше опустить вниз. Повторить несколько раз.
- Поднять внутренние края ступней так, чтобы подошвы были обращены друг к другу. Повторить несколько раз.
Комбинируйте упражнения 6 и 7, вращайте ступни: поднять вверх внутренний край, переднюю часть ступни, наружный край, затем с силой опустить переднюю часть ступни. При этом пальцы должны описать большой круг; повторить несколько раз, затем сделать то же самое, но в обратном направлении.
- Это упражнение очень любят французы. Пальцы ступней с силой сжать, затем с силой растопырить (развитие мускулатуры пальцев). Повторить несколько раз. Если выполнить упражнение сразу не получается, вначале можно помогать себе руками.
Из-за узкой обуви многие разучились выполнять такие движения. При частом повторении этого упражнения подвижность и ощущение движения можно повысить; пальцы тренированных ног растопыриваются, как пальцы на руках!
Пальцы обеих ног одновременно несколько раз согнуть, а затем растопырить, потом это же упражнение выполнять попеременно сначала пальцами левой, потом правой ноги и наоборот (развитие координации).
- Сидя, большим пальцем правой ноги провести по левой голени вверх желательно до колена; затем большим пальцем левой ноги повторить это же упражнение на правой голени. Попытаться сделать то же самое пятками, при этом сидеть прямо (координация ступни и ноги).
- Напряжение ступней. Обе ноги выпрямлены, ступни полностью на полу, пятка стоит на полу. Попытайтесь максимально отвести внутрь и вверх переднюю часть ступни так, чтобы наружный край ступни касался пола. Теперь прижмите к полу пальцы, внутренний край ступни при этом остается в воздухе. Повторить то же другой ногой. Упражнение выполнить несколько раз.
- Пятки с силой прижать к полу, наружный край правой ступни по возможности поднять, внутренний край остается на полу.
То же повторить другой ногой, ноги при этом остаются прямыми, колени не сгибаются!
- Выполняется стоя. Положить на пол веревку или тонкий свернутый шарф; ноги на расстоянии 15 см одна от другой. Ухватить пальцами ноги шарф или веревку и держать их.
Это же упражнение выполнить сидя. Шарф захватить пальцами, ноги выпрямить, поднять с пола вместе с шарфом, который затем туго натянуть. На некоторое время задержаться в таком положении, повторить несколько раз.
- Сидя: передняя часть ступней на полу, пятки поднять максимально высоко. При неподвижных пальцах ног и коленях двигать пятками попеременно внутрь - вверх и наружу - вверх. Сначала по отдельности каждой ногой, потом одновременно обеими ногами, потом попеременно (воздействие на короткие и длинные мускулы).
- «Боковая прогулка». Стоять прямо. Нагрузка на пятки. Обе передние части ступни подняты, поворот вправо. Остановка. Теперь нагрузка на переднюю часть ступни, поворот пяток вправо.
Пальцы вверх - вправо, пятки вверх - вправо. Так пройти вбок несколько метров, затем обратно, влево, при этом пальцы и пятки поднимать как можно выше, тело держать прямо.
В конце гимнастики ещё раз на цыпочках обойти всю комнату.
Екатерина Морозова
Время на чтение: 11 минут
А А
Одни родители считают зарядку лишней («а зачем – в школе же есть физкультура!»), у других нет лишних 15-20 минут на детей, «потому что работа!». И лишь немногие мамы и папы понимают важность зарядки для ребенка, и специально встают по утрам на полчаса пораньше, чтобы успеть вместе с ребенком взбодриться и подготовить организм к учебному/рабочему дню.
Если ваши дети спят на уроках и постоянно отлынивают от уроков физкультуры, эта инструкция — для вас!
Когда лучше выполнять упражнения младшему школьнику — как подготовиться к гимнастике?
Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все свободное время возле телевизора и , тем больше проблем со здоровьем он получает.
Детские специалисты бьют тревогу и напоминают родителям, что активно двигаться детский организм должен минимум 10 часов в неделю, а для младших школьников этот минимум увеличивается до 3 часов в день. Причем, желательно, чтобы происходило это на свежем воздухе.
Естественно, времени у родителей слишком мало, но все же выделить 20 минут с утра и 20 минут вечером на зарядку – это не так уж и сложно.
Видео: Гимнастика для детей младшего школьного возраста
Что дает зарядка?
- Профилактика ожирения.
- Профилактика проблем сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, и проч.
- Устранение нервного напряжения.
- Возвращение организма в нормальный тонус.
- Повышение настроения – психологическая установка на хороший день и заряд бодрости с самого утра.
- Полное пробуждение (приходить на уроки ребенок будет с более «свежей» головой).
- Активизация обмена веществ.
- И пр.
Как подготовить ребенка к зарядке?
Конечно, сложно вытащить дитя из постели раньше времени – тем более «для какой-то там зарядки». Прививать эту замечательную привычку нужно постепенно.
Как известно, чтобы привычка устоялась, требуется около 15-30 дней регулярно повторяющихся действий. То есть, через 2-3 недели таких занятий ваш ребенок уже сам будет к ним тянуться.
Без настроя – никуда. Поэтому самое важное в деле формирования этой привычки – настроиться и .
Кроме того, важно, чтобы упражнения для ребенка периодически менялись (дети в этом возрасте слишком быстро устают от однотипных тренировок).
И не забывайте хвалить чадо и всячески поощрять любую физическую деятельность.
Видео: Утренняя гимнастика. Зарядка для детей
15 лучших упражнений для детей 7-10 лет – исправляем осанку и повышаем тонус мышц с ежедневным комплексом упражнений!
Если у вас нет возможности выходить для зарядки на свежий воздух, то открывайте форточку в комнате – тренировки не должны проходить в душном помещении.
Итак, вашему вниманию – 15 упражнений для младших школьников
Первые 5 упражнений – для разогрева мышц. Делать сложные упражнения сразу после сна категорически нельзя.
- Делаем глубокий вдох и поднимаемся на носочках. Тянем ручки вверх как можно выше, будто пытаемся достать до потолка. Опускаемся на полную стопу и выдыхаем. Количество подходов – 10.
- Наклоняем голову влево, возвращаемся в исходное положение на пару секунд и после наклоняем голову вправо . Далее делаем круговые движения головой – в правую сторону, потом в левую. Время выполнения – 2 минуты.
- Теперь плечи и руки.
Поочередно приподнимаем одно плечо, потом другое, затем сразу оба. Далее делаем руками махи вверх – по очереди, то левой, то правой рукой. Затем круговые движения руками, как при плавании – сначала брассом, потом кролем. Стараемся делать упражнения максимально медленно.
- Упираемся руками в бока и делаем наклоны – влево, вправо, затем вперед и назад. По 5 раз – в каждую сторону.
- Шагаем на месте в течение 2-3 минут, как можно выше поднимая колени . Далее подпрыгиваем 5 раз на левой ножке, потом 5 раз – на правой, далее 5 раз – на обеих, а потом – прыжки с поворотом на 180 градусов.
- Вытягиваем руки вперед, сцепляем пальцы в замочек и тянемся вперед – максимально далеко
. Затем, не теряя замочка, опускаем руки вниз и пытаемся достать ладошками до пола. Ну и заканчиваем упражнение, пытаясь достать сцепленными ладонями «до потолка».
- Выполняем приседания. Условия: спинку держим прямой, ноги – на ширине плеч, руки можно сцепить за головой в замочек или вытянуть вперед. Число повторов – 10-15.
- Отжимаемся. Мальчики отжимаются, конечно, от пола, а вот девочкам задачу можно упростить – отжиматься можно от стула или дивана. Число повтором – от 3-5.
- Лодочка. Ложимся на животик, вытягиваем руки вперед и чуть-чуть вверх (задираем нос лодки), и ноги также – соединяем вместе, приподнимаем вверх «корму лодки». Прогибаем спинку как можно усерднее. Время выполнения – 2-3 минуты.
- Мостик. Ложимся на пол (дети, умеющие опускаться на мостик из позиции стоя, опускаются прямо из нее), упираемся ступнями и ладонями в пол и, выпрямив ручки с ножками, прогибаем спину дугой. Время выполнения – 2-3 минуты.
- Усаживаемся на пол и ножки разводим в стороны. Поочередно тянемся руками к пальцам левой ноги, потом к пальцам правой. Важно касаться животом ноги, чтобы корпус ложился вместе с ногой – параллельно полу.
- Сгибаем левую ногу в колене и поднимаем ее вверх, делаем хлопок руками под ней
. Затем повторяем с правой ногой. Далее поднимаем вытянутую левую ногу максимально высоко вверх (хотя бы на 90 градусов относительно пола) и снова хлопаем в ладоши под ней. Повторяем для правой ноги.
- Ласточка. Разводим руки в стороны, левую ногу отводим назад и, немного наклонив корпус вперед, замираем в позе ласточки на 1-2 минуты. Важно, чтобы тело в этот момент находилось параллельно полу. Далее повторяем упражнение, меняя ногу.
- Зажимаем между коленками обычный мяч, расправляем плечи, упираемся руками в пояс. Теперь медленно приседаем, удерживая спину ровной и мяч между коленей. Число повторов – 10-12.
- Упираемся руками в пол и «зависаем» над ним в позиции «отжимания». А теперь медленно с помощью рук «идем» в вертикальное положение. Немного отдыхаем в позе «страуса» и «топаем» руками вперед до первоначальной позиции. Туда и обратно ходим руками 10-12 раз.
Заканчиваем зарядку простым упражнением для отдыха: вытягиваемся «по стойке смирно» на вдохе, напрягая все мышцы – на 5-10 секунд. Затем резко расслабляемся по команде «вольно», выдыхая. Повторяем упражнение 3 раза.
Мотивация младшего школьника для выполнения ежедневного комплекса гимнастики дома – полезные советы родителям
Даже взрослому человеку сложно заставить себя делать зарядку по утрам, что уж говорить про детей – нужно сильно постараться, чтобы приучить ребенка к этому полезному ритуалу. Тут без мотивации не обойтись.
Где искать эту мотивацию, и как завлечь дитя на зарядку так, чтобы ребенку она была в радость?
- Главное правило – делаем зарядку все вместе! Ну, если папа категорически отказывается, то уж мама точно должна участвовать в этом процессе.
- Включаем бодрую и веселую музыку. Делать зарядку в тишине скучно даже взрослому. Музыку пусть выбирает ребенок!
- Ищем стимул в каждом конкретном случае. Например, стимулом для девочки может стать красивая подтянутая фигура на зависть всем, а стимулом для мальчика – рельеф мышц, которым он сможет гордиться. Не меньшим стимулом будет снижение веса, если ребенок полноват.
- Ищем тех, кому можно подражать. Не создаем кумиров (!), а ищем образец для подражания. Естественно, ищем его не среди блоггерш и блоггеров с красивыми телами и пустотой в головах, а среди спортсменов или героев кинокартин/фильмов, которые любит ребенок.
- Зарядка нужна, чтобы стать сильнее. А сильным (сильной) нужно быть, чтобы защищать младшего брата (сестру).
- Помимо 5 упражнений для разогрева мышц, нужно выбрать еще 5-7 упражнений для непосредственно зарядки. Больше для этого возраста не нужно, и сама тренировка должна занимать не более 20 минут (дважды в день). Но важно регулярно менять комплекс упражнений, чтобы ребенку не стало скучно! Поэтому сразу составьте большой список упражнений, из которого вы будете на каждые 2-3 дня выдергивать 5-7 новых.
- Чаще разговариваем с ребенком на тему здоровья : почему так важна зарядка, что она дает, что происходит с организмом без физической активности, и проч. Ищем тематические фильмы и мультфильмы, которые смотрим, конечно же, вместе с ребенком. Почаще смотрим кинокартины, в которых добиваются успеха юные спортсмены – нередко именно такие фильмы становятся мощными мотиваторами для ребенка, чтобы податься в мир спорта.
- Устройте ребенку спортивный уголок в комнате . Пусть у него будут личные брусья и кольца, шведская станка, фитбол, турник, детские гантели и прочий инвентарь. Наградой за каждый месяц тренировки сделайте поездку в батутный центр, на игровое скалолазание или на иной спорт-аттракцион.
- Используйте для привлечения ребенка к зарядке его собственные пристрастия . Например, если ребенок любит мяч – продумайте комплекс упражнений с мячом. Любит брусья – проводите зарядку на детской спортивной площадке. И т.д.
Видео: Веселая зарядка для ребенка
Помните, что загонять ребенка на зарядку, как на каторгу, нельзя. Важно, чтобы он сам захотел с вами заниматься. Поэтому, в первую очередь, демонстрируем важность зарядки собственным примером.
Дети в этом возрасте уже отлично соображают и анализируют, и если вы постоянно лежите на диванчике, отращивая пузико, то заставить чадо заниматься вы просто не сможете – личный пример действует эффективнее всех других методов.
Татьяна Джулай
Стопа, благодаря своему уникальному строению и важным функциям, возложенным на неё, оказывает непосредственное влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.
Нами было отмечено, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников в старшем дошкольном возрасте всё чаще ставиться диагноз плоскостопие- в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов (избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность)
Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, она также благотворно влияет и на общее укрепление организма.
Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Такая гимнастика оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп.
Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности так и в самостоятельной двигательной активности.
В своей работе мы используем гимнастику для стоп :
На утренней гимнастике;
На физкультурных занятиях в водной и заключительной части занятия;
В ходе физкультурных праздников и досугов в ходе разминки, а также как соревновательные игры и эстафеты.
В виде физкультминуток в ходе специально-организованных занятий;
На прогулке;
В игровой деятельности;
Продолжительность такой гимнастики невелика, а оздоровительный эффект очень большой.
При выполнении комплексов гимнастики для стоп мы используем упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.
Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения из И. п. Стоя.
1. Стрелки в часиках живут. Ходьба приставным шагом по обручу,
И по кругу всё идут. положенному на пол.
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки.
«Шли бараны по дороге»
2. Шли бараны по дороге Ходьба на носках.
Промочили в луже ноги Ходьба на пятках.
Раз. Два, три, четыре, пять, Приподниматься на носки соответственно счёту.
Стали ноги вытирать-Средней частью правой стопы (подошвы) скользить
Кто платочком,по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену
Кто тряпицей, i]и обратно, ступня как бы обхватывает голень.
Кто дырявой рукавицей. То же левой ногой. 6-8 раз
Упражнения из И. п. сидя на стуле.
Жили у бабуси Поджимать и выпрямлять пальцы ног
Два весёлых гуся
Один серый, Другой белый, Приподнимать от пола то носки, то пятки.
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннееПриподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.
Один серый,
Другой белый, Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки Вращение стопы в ту или другую сторону
В луже у канавки. с небольшим усилием в сторону большого пальца.
Один серый,
Другой белый Поджимать пальцы,
Спрятались в канавке. держа ноги на внешнем крае стопы.
Вот кричит бабуся: Развести носки врозь, затем пятки.
Ой, пропали гуси-
Один серый,
Другой белый – На четыре счета врозь, на четыре счета вместе.
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси, Поджимать и выпрямлять пальцы ног,
Кланялись бабусе. продвигая стопу вперед не отрывая от пола.
Один серый,
Другой белый – Приподнимать от пола носки.
Кланялись бабусе.
И. П. стоя, держась руками за спинку стула.
Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки, Приподниматься на носки,
А потом на пятки с переносом тяжести тела на пятки.
На носочках постоим Приподниматься на носки
Вместе в даль все поглядим, с одновременным разведением пяток
Опускаемся на пятки-
Танцевать начнём в присядку Приседания, на полной стопе.
Снова на носках стоим, Приподняться на носки,
Вправо, влево поглядим.
Опускаемся на пятки, Опуститься на всю стопу. }