История развития анатомии ученые анатомы. Краткий очерк из истории анатомии
Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления.
История анатомии , являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.
Истоки анатомии уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные охотники уже знали о положении жизненно важных органов (сердце, печень). Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.). В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.
Значительную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования тел умерших. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции производили вскрытия трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды, выделял двигательные и чувствительные нервы.
Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален
(131-201) описал 7 (из 12) пар черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в Античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию)
принцип телеологии (от греч. telos - цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.
В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались, но не обобщались. Эпоха раннего феодализма, господство догматизма не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока, достижениями в области математики, астрономии, химии. На Востоке также запрещалось вскрывать трупы, поэтому анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена . Известны имена Аль-Рази (Разес, 850-932 гг.) - основателя Багдадской больницы и при ней Медицинской школы, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего для того времени смелую мысль относительно непогрешимости авторитета древних.
Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз. Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов людей. В этот период открываются первые университеты.
Начиная с XIII в. в университетах выделяются медицинские факультеты . В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии .
Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий . Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) вскрыл 30 трупов людей . Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.
Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий
(1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani coiporis fabrica)
, изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI-XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие
органы тела человека.
В XVI-XVII вв. производились публичные вскрытия трупов человека, для чего создавались специальные помещения - анатомические театры
(например, в Падуе в 1594 г., в Болонье в
1637 г.). Голландский анатом Ф. Рюиш
(1638-1731) усовершенствовал метод бальзамирования трупов, производил инъекцию цветных масс в кровеносные сосуды, создал большую для
того времени коллекцию анатомических препаратов
, в том числе препаратов, демонстрирующих пороки развития и аномалии. Петр I
во время одного из посещений Голландии приобрел
у Ф.Рюиша более 1500 препаратов для знаменитой петербургской «Кунсткамеры».
Анатомические открытия послужили основой для исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сереет(1511 - 1553) , а через 6 лет ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. В 1628 г. вышла книга английского врача Уильяма Гарвея (1578-1657), в которой он привел доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения . В этом же году вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591 - 1626), описавшего брыжеечные лимфатические («млечные») сосуды.
Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии
положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги(1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Появились книги и атласы с рисунками по анатомии человека. В 1685 г. в Амстердаме был издан атлас голландского анатома
Готфрида Бидлоо(1649-1713) «Анатомия человеческого тела»
. Атлас состоял из 105 таблиц-рисунков с натуральных препаратов. Он был переведен на русский язык и служил пособием в медицинской школе при Московском госпитале. Реформатор преподавания анатомии профессор из Лейдена (Голландия) Б. Альбинус (1697-1770)
в 1726 г. опубликовал труд по анатомии костей тела человека, в 1736 г. - работу о мышцах, а позже - таблицы (рисунки) костей и мышц, лимфатических сосудов и непарной вены. Развитию лимфологии
способствовали труды итальянского анатома П. Масканьи (1755-1815)
, особенно «История и иконография лимфатических сосудов» (1787)
. Большое значение для развития сравнительной анатомии имели работы Ж. Кювье (1769-1832). Значительную роль в развитии анатомии сыграл труд К. Биша(1771-1802) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в котором изложено учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии заложил К. М. Бэр (1792-1876), открывший
яйцеклетку человека и описавший развитие ряда органов. Клеточную теорию создал Т. Шванн
(1810-1882), который установил принцип единообразия в строении животного организма.
В конце XIX-начале XX в. вышел в свет ряд руководств и атласов по анатомии человека, созданных К. Тольдом (1840-1920), А. Раубером (1841-1917), В.Шпальтегольцем (1861 - 1940), Г. Браусом (1868-1953) и др.
Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Грегор Мендель (1834-1884) объяснил законы наследственности. А. Вейсман (1834-1914) предсказал существование носителей наследственности - хромосом (ученый назвал их идантами), высказал предположение о линейном расположении единиц наследственности в хромосомах. Э. ван Бенден Бовери (1846-1910) и О. Гертвиг (1849-1922) описали мейоз. В то же время Э.ван Бенден Бовери доказал, что число хромосом в половых клетках в 2 раза меньше, чем в соматических. В. Флемминг (1834-1905) одновременно с киевским гистологом П. И. Перемежко (1833-1893) описал митоз. Т. Морган (1866-1945) в начале XX в. доказал линейное расположение генов в хромосомах.
Конец XIX в. ознаменовался еще двумя великими открытиями, которые сыграли огромную роль в развитии анатомии. Открытие в 1895 г. К. Рентгеном (1845-1923) Х-лучей привело к созданию принципиально нового раздела анатомии - анатомии живого человека, рентгеноанатомии. И. И. Мечников (1845-1916) открыл фагоцитоз, положив начало изучению иммунной системы.
В XX в. анатомия достигла новых больших успехов. Это относится в первую очередь к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. Основополагающие работы были проведены
в области функциональной морфологии нервной системы. К. Гольджи (1843-1926) разработал оригинальный метод импрегнации тканей солями серебра, открыл внутриклеточный
сетчатый аппарат, названный его именем. Используя метод Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль (1852-1934) сформулировал нейронную теорию, согласно которой каждый нейрон является структурно и функционально независимой единицей, открыл динамическую поляризацию нейрона.
Английский ученый Дж. Ленгли (1852-1925) описал общий план строения автономной нервной системы, выделил в вегетативной нервной системе наряду с симпатической парасимпатическую часть. К. Монаков (1853-1930), П. Флексинг (1847-1929) детально изучили анатомию мозга. О. Леви (1873-1961), Д. Экклс (род. в 1903 г.) исследовали структуру и функцию синапсов. О.Леви обнаружил медиаторы парасимпатической (ацетилхолин) и симпатической (адреналин) частей
вегетативной нервной системы.
Д. Эрлингер (1847) и Г. С. Гассер (1888-1903) открыли сложную структуру смешанных нервов, обнаружив в них три типа волокон, различающихся по своим морфофункциональным особенностям. В. Xесс (1881 - 1973) изучил центры гипоталамуса, доказал координирующую роль гипоталамуса в деятельности внутренних органов. Г. Шпеман (1869-1941) установил основные механизмы эмбрионального развития, доказал, что формообразовательные процессы являются результатом взаимного влияния частей развивающегося эмбриона.
А. Беннингофф (1890-1953) ввел понятие о функциональных системах. В. Гис младший (1863-1934), Л. Ашофф (1866-1942), А. Кис (1866-1955), М. Флек (1900-1921), С. Тавара (1873-1938) разработали учение о проводящей системе сердца. А. Крог (1874-1949) изучил строение гемокапилляров и механизм регуляции их просвета.
Успехи цитологии в XX в. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования и
авторадиографии. А. Клод (1899-1983) в 30-х годах разработал метод клеточного фракционирования, с помощью которого добился выделения клеточных органелл; открыл рибосомы; установил, что именно в митохондриях происходят клеточное дыхание и окислительное фосфорилирование с образованием АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). В середине 40-х годов А.Клод вместе с К. Портером впервые использовал для изучения клетки электронный микроскоп, сконструированный в 1933 г. Э.Руска. При помощи этого микроскопа была открыта эндоплазматическая сеть.
Д. Э. Паладе (род. в 1912 г.) впервые описал ультраструктуру митохондрий, эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи; разработал экспериментальные методы изучения синтеза белков в живой клетке, предложил и обосновал везикулярную теорию клеточного транспорта веществ, изучил синтез клеточных и внутриклеточных мембран.
К. де Дюв (род. в 1917 г.) усовершенствовал метод дифференциального центрифугирования, открыл лизосомы и пероксисомы, изучил их строение и функции в норме и при различных заболеваниях, а также роль лизосом в процессах старения.
Большие успехи были достигнуты в изучении цитофизиологии поперечнополосатых мышц. А. Сент-Д ьёрди (1893-1986) в конце 30-х годов выделил актин, образующий с миозином комплекс актомиозин, и доказал, что он укорачивается под влиянием АТФ.
Г. Xаслив середине 60-х годов разработал современную теорию мышечного сокращения - скользящих нитей, которая получила признание.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности. Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.
3 слайд
Описание слайда:
Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.
4 слайд
Описание слайда:
Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.
5 слайд
Описание слайда:
Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.
6 слайд
Описание слайда:
Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.
7 слайд
Описание слайда:
Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андреас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах "О строении человеческого тела" (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.
8 слайд
Описание слайда:
После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных" (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.
До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников. Эврипид описал воротную вену, Анаксагор - боковые желудочки мозга, Аристофан-две оболочки мозга, Эмпедокл - ушной лабиринт, Алкмеон - зрительный нерв и слуховую трубу, Диоген - аорту, сонную артерию, яремную вену, левый желудочек сердца. В VIII-VI веках до н. э. основоположниками греческой философии - Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Гераклитом - была выдвинута идея естественного саморазвития мира. По Фалесу, источником жизни является вода, по Анаксимандру - влага, земля и тепло солнца, по Анаксимену - воздух, по Гераклиту - огонь. Гераклит указывал, что всякое изменение в мире есть результат борьбы. Хотя эти философы и заложили основы диалектического понимания развития природы, но понять эволюцию живого они не могли. Учение об эволюции было сформировано только в XIX веке.
Основоположником анатомии и физиологии в Греции считается Алкмеон Кротонский, первым написавший книгу по анатомии в конце VI - начале V века до н. э. Он вскрывал трупы животных и указал, что головной мозг является средоточием ощущений и мышления, уяснил значение нервов для органов чувств, первый создал теорию ощущений и показал, что животные обладают ощущениями, а человек не только ощущает, но и мыслит. Эта особенность отличает человека от животных. По мнению Алкмеона, болезнь заключается в нарушении равновесия влажного или сухого, теплого или холодного, горького или сладкого и т. д. Признавая материальность живого, он верил в материальность души.
Основы стихийного материализма, заложенные в философии ионийскими натурфилософами, были развиты в Древней Греции Левкиппом (V век до н. э.), Анаксагором (500-428 гг. до н. э.) и Эмпедоклом (492-432 гг. до н. э.). Они рассматривали строение и происхождение мира с позиций античной атомической теории, которая строилась на том, что из мелких частиц «семян» состоят все растения и животные. Например, Анаксагор не различал животных и растения по их строению и функциям. Он считал, что растения и животные способны думать, ощущать, огорчаться, радоваться и мыслить; человек отличается тем, что у него есть руки. В процессе пищеварения, по мнению Анаксагора, частицы мышц соединяются с мышцами, крови - с кровью, сердца - с сердцем и т. д. Учение атомистов сыграло определенную роль в создании идеи о естественном происхождении живых существ, что было весьма прогрессивным и противоположным религиозным учениям о божественном происхождении человека. Это учение было продолжено Демокритом (460-370 гг. до н. э.), считавшим, что атомы вечны и неизменяемы, никем не созданы и не могут быть уничтожены, жизнь - соединение атомов, смерть-разъединение. По Демокриту, все живые существа произошли из ила, который в результате гниения под действием солнца дал начало живым существам. Зародыш развивается из семени, содержащего частицы всех частей тела. Это противоречило сложившемуся мнению, что семя (половые клетки) является продуктом мозга.
Гиппократ (460-377 до н.э.)
Современником Демокрита был Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), величайший врач античного мира, основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Гиппократ был сыном врача (в те времена профессия врача передавалась по наследству). Уже в 20 лет Гиппократ был знаменит как врач. О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний доаристотелевского периода и назван медициной гиппократиков. Гиппократ был практический врач, и его материализм выражался в том, что, отвергая вмешательство сверхъестественных сил в возникновение и развитие болезни, он признавал наблюдение и опыт. Гиппократ придавал значение в развитии болезни факторам внешней среды, учитывая возраст и образ жизни больного.
Принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного. Философия жизни, по Гиппократу, строилась на огне, воде, воздухе, земле и их свойствах (теплый, холодный, влажный, сухой). Он создал учение о жидкостях, которые входят в определенных пропорциях в состав организма. Гиппократ считал, что если кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь количественно и качественно смешиваются правильно, то организм будет здоров. Это учение было весьма прогрессивным для того времени.
Будучи прекрасным врачом, Гиппократ естественно стремился познать строение человека. Он и его ученики имели большее представление об анатомии, чем врачи стран Древнего Востока, но несомненно и то, что Гиппократ сам недостаточно знал анатомию. В книгах времен Гиппократа лучше всего излагалось строение костей, вероятно, потому, что их часто находили выветренными на поверхности почвы. Довольно подробно были описаны кости черепа, позвонки и ребра. Первый позвонок еще не был известен. Мало знали они и о мышцах, которые обобщались понятием «мясо». Во времена Гиппократа многие сухожилия и нервы не идентифицировались, но различали слуховой, зрительный, тройничный и блуждающий головные нервы, плечевой, межреберные и седалищный спинномозговые нервы. Из внутренних органов были известны желудок и кишечник (как один орган), печень и желчный пузырь, селезенка, почка, мочевой пузырь, лимфатические и молочные железы. Головной мозг принимали за железу, вырабатывающую жидкость и семя, но уже были догадки, что мозг выполняет и психические функции.
Гиппократики считали, что в сердце имеются желудочки, предсердия, клапаны и сосуды. Вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца. О движении крови были смутные представления. В глазном яблоке описывались три оболочки, кроме сетчатой. Стекловидное тело принималось за зрительную жидкость. Если в сборнике Гиппократа и встречаются точные анатомические данные, то они были получены не Гиппократом, а другими авторами. Есть предположения, что даже присяга врача относится к более древнему периоду, чем жизнь Гиппократа. Представление об эмбриональном развитии человека и животных основывалось на воззрениях Демокрита.
В IV-III веках до н. э. в противоположность материалистическим представлениям Демокрита и Гиппократа возникло идеалистическое учение Платона (429-347 гг. до н. э.), объясняющее материальный мир несовершенным отражением постигаемых разумом идей. Жизнь на Земле возникла с появлением человека, сотворенного богом. Многообразие животного мира - результат отклонения от обычного развития людей. По мнению Платона, мозг является вместилищем бессмертной части души, а в сердце и животе обитают ее смертные части. Учение о трех душах оказало определенное влияние на взгляды Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который был учеником Платона на протяжении 20 лет.
Аристотель - крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда «История животных». Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. Аристотель более подробно, чем в период гиппократиков, описал нервы головного мозга. В своих философских суждениях он путал материалистические и идеалистические представления о мире. Например, пассивная материя содержит активную форму, имеющую божественное начало. Аристотель, как и его учитель Платон, выделял душу трех видов. Растения имеют только питающую душу, животные наделены питающей и чувствующей душами, а человек, кроме двух, обладает собственной разумной душой. В отношении анатомических данных у него была уверенность, что человек имеет внутренние органы, подобные животным. Аристотель не был согласен с теми учеными, которые считали диафрагму центром мышления, и приписывал ей роль перегородки между грудью и животом. Описанные им анатомические данные были получены при вскрытии животных или заимствованы у других авторов, а подчас приводились и фантастические измышления, особенно при объяснении назначения органов. В труде «Лестница природы» Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.
Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.
Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
2. Исторические этапы развития анатомии.
Этапы развития анатомии как науки
Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.
История развития анатомии в 5-ти периодах:
1) Начальный: охватываетVстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).
2) Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). ВоIIвеке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).
3) Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.
4) Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.
5) Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.
Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления.
Анатомия - наука, изучающая строение и форму организма и его органов.
История анатомии, являющаяся частью истории медицины, -- это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.
Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные охотники уже знали о положении жизненно важных органов (сердце, печень). Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI--VII вв. до н.э.). В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX--III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.
Значительную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования тел умерших. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции.
Первые анатомические сведения имелись еще у древних народов. Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции, где взгляды на строение человеческого организма формировались под влиянием стихийного диалектического материализма древнегреческих философов Демокрита и Гераклита.
Великий врач Древней Греции Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) считал, что в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Материализм Гиппократа состоял в том, что он связывал душевную деятельность человека, его темперамент с состоянием соков тела, т. е. материи. Болезнь, по мнению Гиппократа, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Поэтому он ввел в практику лечения различные жидкогонные методы. Так проявлялась связь теоретических представлений Гиппократа о строении человеческого организма с медицинской практикой. Заслуга Гиппократа заключается в том, что он собрал и систематизировал факты и наблюдения, передававшиеся до него из поколения в поколение.
Крупнейший философ и ученый Древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.) подходил к изучению организма с точки зрения его развития. В противоположность религиозным представлениям о божественном происхождении животного мира Аристотель выдвинул идею, что всякое животное происходит от животного. Он уже отличал нервы от сухожилий, определил значение сердца как "первого двигателя" крови, а также сделал попытку сравнительного изучения строения животных, изучал развитие зародыша, положив начало сравнительной анатомии и эмбриологии.
Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-200 гг. н. э.), выдающийся философ, биолог, анатом и физиолог античного Рима. Как и Гиппократ, он считал, что организм человека состоит из жидких частей (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а также из твердых частей. Гален полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. По его мнению, нарушение отправлений организма является следствием изменений в его материальном составе. В этом проявлялся материализм Галена. Однако, изучая анатомию животных, чаще собак и обезьян, он почти без изменений переносил полученные данные на человека, что повлекло за собой целый ряд ошибок. Созданная им теория кровообращения содержала ошибочное представление о строении сердца и сущности кровообращения. Это было вызвано недостаточным знанием анатомии человека и животных и недооценкой значения препарирования. Положения этой теории долгое время вводили в заблуждение врачей и тормозили научное развитие естествознания и медицины. Однако у Галена были и правильные наблюдения: он дал классификацию костей и их соединений, описал различные отделы головного мозга и 7 пар черепно-мозговых нервов, впервые увидел, что стенки артерий, желудка, кишок состоят из слоев, имеющих различное строение. Гален правильно отметил связь между строением и функцией органов.
В дальнейшем на протяжении более 13 столетий, в период застоя и упадка науки, в условиях феодального общества, в медицине безраздельно господствовал авторитет Галена. Католическая церковь, распространившая свое влияние на Западную Европу, выхолостила из трудов Галена материалистическую сущность и покровительствовала пропаганде взглядов о создании человека по высшему плану, т. е. богом. Положения Галена принимались безоговорочно со всеми их ошибками, поскольку вскрытие человеческих трупов запрещалось церковью и каралось законом.
К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд выдающегося ученого, поэта и врача Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). В его книге "Канон медицины" содержатся анатомо-физиологические сведения о строении человеческого организма, а также оригинальные взгляды на происхождение болезней и лечение больных. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз.
Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов людей. В этот период открываются первые университеты.
Начиная с XIII в. в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV--XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1--2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275--1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии.
В эпоху Возрождения (период XIV-XVI веков) в Западной Европе произошел "...величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...".
Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452--1519) вскрыл 30 трупов людей. Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.
Особое место среди них занимает Андрей Везалий, родом из Брюсселя, который явился основоположником научной анатомии человека. Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. Заняв в 23-летнем возрасте кафедру хирургии в Падуанском университете (Италия), он через некоторое время обобщил свои исследования анатомии человека в классическом труде "О строении тела человека о семи книгах" (1543). В этой работе Везалий показал многочисленные ошибки Галена и нанес удар авторитету схоластической галеновской анатомии. Им впервые были представлены точные сведения по описательной анатомии человека. Он разработал особую методику препарирования и изготовления анатомических препаратов, изобрел и применил специальный инструментарий. В атмосфере схоластики средневековой науки и преклонения перед авторитетом Галена открытия Везалия были встречены враждебно реакционными анатомами: Сам Везалий подвергся гонениям, однако взгляды его распространялись и стали в конце концов общепризнанными. В это время последователи Везалия (Евстахий, Фаллопий, Варолио, Боталлио и др.) получили много новых анатомических фактов.
Семнадцатый век ознаменовался трудами выдающегося английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей не ограничился исследованием трупов животных и простым описанием их строения, а стал наблюдать функциональные явления на живых объектах. В 1628 г. Гарвей опубликовал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в котором он изложил результаты своего многолетнего экспериментального изучения кровообращения. Гарвей впервые открыл и доказал круговорот крови в организме. Он предсказал наличие невидимых простым глазом соединений между артериями и венами. Эта догадка Гарвея была в дальнейшем подтверждена Марчелло Малыпиги (1628-1694) и А.М. Шумлянским (1748-1795).
Открытие кровообращения не исчерпывает значения трудов Гарвея, который, кроме того, является основоположником эмбриологии. Он же высказал материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца. Это положение резко отличалось от существовавших в то время фантастических теорий о самозарождении. Гарвею принадлежит и гениальная мысль о том, что животное в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет развитие вида (филогенез).
В XVII столетии был изобретен микроскоп, что привело к появлению микроскопической анатомии. В 1622 г. Каспар Азелли (1581-1628) открыл млечные сосуды и тем самым положил начало изучению лимфатической системы. В этот период происходит скачок в развитии морфологической науки. Анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии. К старому методу рассечения организмов присоединились экспериментальные методы, позволившие выяснить функциональное значение наблюдаемых структур, а также микроскопическое изучение тканей, инъекция сосудов и т.д. Определился эволюционный подход к изучению животных организмов, что привело в дальнейшем к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.
Возникшие в эпоху Возрождения науки в последующие века быстро развивались. Происходило дальнейшее выделение новых наук, возникали новые теории. В XVIII веке Д. Морганьи (1682-1771) изучал на трупах изменения органов, вызываемые болезнями; это положило начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях, заложив основы будущей науки гистологии. В XIX веке Теодор Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биологии и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития.
Крупнейшим событием XIX века явился подготовленный развитием предшествовавшей науки дарвинизм, в котором была сформулирована эволюционная концепция развития живой природы. В 1859 г. была опубликована книга гениального английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882) "Происхождение видов". В этом труде Дарвин показал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования. Опровергая укоренившееся до него представление о неизменности видов животных и о "божественном" происхождении человека, он доказал единство животного мира и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян. Дарвинизм нанес сокрушительный удар религии и вскрыл несостоятельность религиозных утверждений о сотворении человека богом.
Дарвинизм нашел благоприятную почву в России, где он, благодаря исследованиям прогрессивных русских ученых - братьев А.О. Ковалевского и В.О. Ковалевского, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, А.Н. Северцова - получил дальнейшее творческое развитие. Учение Дарвина, очищенное от методологических ошибок, успешно развивается советской биологией.
Чарльз Дарвин распространил положение о борьбе за существование, лежащее в основе эволюционного развития видов животных и растений, на антропогенез, т. е. считал, что главным фактором превращения обезьяны в человека явилась борьба за существование. Это неверное положение, приводящее к биологизации социальных законов и отсюда к реакционным социальным выводам (например, к мальтузианству), было подвергнуто критике и исправлено Ф. Энгельсом в его книге "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Как известно, Ф. Энгельс открыл и доказал, что становление человека произошло под влиянием труда.
Эволюционное учение Дарвина и трудовая теория Энгельса о происхождении человека по-новому осветили задачи анатомии. Анатомия не могла теперь только описывать и объяснять строение человека. Она была направлена на изучение закономерностей становления человеческого организма.
В конце XIX века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Применение этих лучей составило эпоху в анатомии и медицине.
В России начало XVIII века совпало с бурным ростом экономики и развитием культуры; начался период преобразований Петра I. Растущая промышленность нуждалась в развитии наук. В связи с этим в 1725 г. в Петербурге была открыта Российская академия наук, в которой работал великий русский философ-материалист, литератор, общественный деятель и крупнейший ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Значение М. В. Ломоносова в развитии отечественных наук, в том числе и анатомии, трудно переоценить. Под влиянием его идей о материальности и познаваемости всех процессов и явлений природы отечественная анатомия с самого начала получила материалистическую направленность. Ученики и последователи М.В. Ломоносова, первый русский академик анатом А.П. Протасов, русский профессор анатом К.И. Щепин, создатель первого в России анатомического атласа М.И. Шеин и др., проводившие научные исследования в области анатомии, развивали идеи М.В. Ломоносова. Профессор анатомии Российской академии наук К.Ф. Вольф, нашедший в России свою вторую родину, явился одним из основоположников научной эмбриологии и предвестником эволюционной идеи.
К.Ф. Вольф совершил, по оценке Ф.Энгельса, научный подвиг, впервые подвергнув резкой критике теорию постоянства видов и провозгласив учение об их развитии.
В XVIII веке благодаря научным исследованиям А.М. Шумлянского (1748-1795), использовавшего микроскоп, в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и впервые точно определил значение почечного (мальпигиева) тельца. Кроме того, А.М. Шумлянский показал, что переход артериальных сосудов в вены в почках совершается через капилляры, и тем самым создал правильное представление о внутриорганном кровообращении.
В конце XVIII века на русскую анатомию оказали большое влияние труды выдающегося революционного демократа, ученого, писателя и последовательного материалиста во взглядах на природу А.Н. Радищева (1749-1802), развивавшего прогрессивные идеи М.В. Ломоносова. Так же, как и М.В. Ломоносов, он считал основным условием научного познания предметов и явлений опыт. Как последовательный материалист он провозгласил единство душевного и телесного мира. В вопросе о происхождении человека А.Н. Радищев задолго до Дарвина придерживался эволюционных взглядов.
В 1798 г. была учреждена Петербургская медико-хирургическая академия (в настоящее время Военно-медицинская ордена Ленина академия имени С.М. Кирова), в которой кафедру анатомии и физиологии возглавил П.А. Загорский (1764-1846). П.А. Загорский создал русскую анатомическую школу и написал первый оригинальный учебник анатомии на русском языке. В основе преподавания и научно-исследовательской работы П.А. Загорского и его учеников лежали идеи развития и функциональной обусловленности формы. Преемником П.А. Загорского по кафедре был его ученик, анатом и хирург И.В. Буяльский (1789-1866).
В 1844 г. И.В. Буяльский издал руководство "Краткая общая анатомия тела человеческого", в котором много внимания уделил учению о тканях, составляющих органы, и заложил основы учения об индивидуальной изменчивости, успешно развитого впоследствии В.Н. Шевкуненко. Изданные И.В. Буяльским в 1828 г. "Анатомико-хирургические таблицы, объясняющие производство операций перевязывания больших артерий", в которых он соединил знания анатомии с хирургией, получили общее признание и принесли русской анатомии мировую известность.
В начале XIX века период накопления анатомических фактов с помощью обычного препарирования трупов в основном завершился. Необходимы были новые методы исследования строения органов и тканей. В исследовательскую работу были широко введены микроскоп и эксперимент. Создание клеточной теории, появление учения Дарвина, успехи сравнительной анатомии и эмбриологии, техническое перевооружение исследовательской работы - все это способствовало всестороннему развитию анатомии. Под влиянием запросов практической медицины и в силу необходимости глубокого изучения теоретических вопросов в новом аспекте из анатомии стали выделяться в качестве самостоятельных научных дисциплин сравнительная анатомия, гистология, патологическая анатомия и топографическая анатомия. Топографическая анатомия, начало которой было положено И.В. Буяльским, получила дальнейшее развитие в работах Н. И. Пирогова.
Н.И. Пирогов (1810-1881), русский анатом и хирург, явился подлинным создателем топографической анатомии. Он первым указал на необходимость связывать практическую медицину с анатомией. Н.И. Пирогов отличался от крупнейших хирургов своего времени превосходным знанием анатомии и умел применить эти знания в хирургии. Именно поэтому он достиг блестящей оперативной техники. Известно, что для извлечения пули у итальянского революционера Гарибальди был приглашен Н.И. Пирогов, а не кто-нибудь другой из европейских хирургов. В то время даже известные хирурги Англии, Франции и Германии не считали необходимым глубокое изучение анатомии. Н.И. Пирогов стремился к улучшению и расширению преподавания анатомии для студентов и врачей. По его инициативе в 1844 г. при Петербургской медико-хирургической академии был образован Анатомический институт, где под руководством Н.И. Пирогова прошли курс практических занятий по анатомии тысячи врачей. Своими трудами Н.И. Пирогов создал мировую славу русской анатомической школе. Он написал первые руководства по топографической анатомии, не потерявшие своего значения и в наши дни. Он ввел в анатомию экспериментальный метод, подошел с функционально-анатомических позиций к анализу формы и структуры органов и т. д. Н.И. Пирогов был не только крупным ученым, но и вдумчивым преподавателем. Следует напомнить замечательные слова Н. И. Пирогова: "Самой высшей для меня наградой я почел бы убеждение, что анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по складам, но что изучение ее так же необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других".
Таким образом, в XIX веке передовые отечественные анатомы под влиянием материалистических идей разрабатывают основы функциональной анатомии (А.П. Протасов, П.А. Загорский, Н.И. Пирогов). Простое накопление анатомических фактов, являвшееся основной целью старой описательной анатомии, перестало соответствовать требованиям времени. Нужен был другой подход к изучению строения организмов. Этот новый подход определился эволюционным учением, пришедшим на смену старому идеалистическому представлению о неизменяемости животных форм.
В начале XX века Россия становится центром мирового пролетарского революционного движения и передовой научной мысли. Возникает ленинизм - высшее достижение русской и мировой культуры. Биология обогащается трудами К.А. Тимирязева и И.В. Мичурина, которые поднимают дарвинизм на новую высшую ступень. Дарвинизм превращается из учения, только объясняющего живой мир, в науку, переделывающую его. В это же время И.М. Сеченов, С.П. Боткин и И.П. Павлов, разрабатывая вопросы физиологии, создают прочную научную основу медицины - теорию нервизма. анатомия медицинский пирогов гиппократ
П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии. Он широко применял эксперимент и считал, что при изучении анатомии главным объектом должен быть живой человек. П.Ф. Лесгафт один из первых использовал в анатомии рентгеновы лучи. Его заслугой является также то, что он теоретически обосновал необходимость физического воспитания, широко пропагандировал свои идеи и распространял физическую культуру в России.
Под влиянием эволюционного учения на рубеже XIX и XX веков развивается учение о возрастных особенностях строения организма человека, получившее название "возрастной анатомии", основоположником которой явился профессор педиатрии Н.П. Гундобин (1860-1908).
Из приведенных кратких исторических сведений о развитии анатомии в России видно, что отечественная анатомия совместно с отделившимися от нее научными дисциплинами (гистология, эмбриология, сравнительная и возрастная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия и др.) к началу XX столетия решала на высоком научном и методологическом уровне важные для теории и практической медицины проблемы. Отечественная анатомия в этот период характеризовалась практической направленностью, четко определившимися эволюционным и функциональным подходами в изучении строения организма.
Великая Октябрьская социалистическая революция, открыв новую эпоху в истории человечества, создала неисчерпаемые возможности для развития науки. Коммунистическая партия вывела науку на широкий путь творческого развития и поставила ее на службу народу. Социалистическое общество создало все условия для процветания наук. С установлением Советской власти анатомия, гистология и эмбриология, как и другие биологические науки, получили широкие возможности для своего развития. Биологической и медицинской науками стали заниматься большие коллективы ученых, в настоящее время насчитывающие в своих рядах десятки тысяч человек.
Если до Великой Октябрьской социалистической революции в России было только 13 высших медицинских учебных заведений, то уже в первое десятилетие после революции их стало 35, а теперь их насчитывается около 100. При всех медицинских вузах имеются кафедры нормальной и топографической анатомии. Кроме того, вопросы морфологии разрабатываются во многих научно-исследовательских учреждениях системы здравоохранения СССР, Академии наук СССР, в институтах Академии медицинских наук СССР, в университетах, в физкультурных и сельскохозяйственных вузах и научно-исследовательских институтах и др. В составе Академии медицинских наук СССР созданы Институт мозга и Институт морфологии человека.
Достижения советской анатомии огромны. Вооруженные диалектическим материализмом, восприняв лучшие традиции и направления отечественной анатомической науки, советские анатомы успешно разрабатывали и разрабатывают основные проблемы анатомия. К таковым относятся вопросы типовой анатомии, макро- и микростроение центральной и периферической нервной системы, иннервация внутренних органов и сердечнососудистой системы, возрастная анатомия, экспериментальное изучение пластических свойств сосудистой системы и коллатерального кровообращения, сосудисто-нервные взаимоотношения, функциональная морфология двигательного аппарата, морфология лимфатической системы, коллатеральное лимфообращение, филогенез и эмбриогенез нервной системы и многие другие.
Благодаря успехам анатомии и других наук стал возможен прогресс современной клинической медицины. В частности, широкое развитие получили нейрохирургия, грудная и сердечнососудистая хирургия, восстановительная хирургия и др.
К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат Г.М. Иосифов, В.П. Воробьев, В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко и др.
Иосифов Гордей Максимович (1870-1933), профессор анатомии Томского, а затем Воронежского медицинского института. Он разработал современное учение о лимфатической системе человека и животных, широко известен трудами в этой области. Его монография "Анатомия лимфатической системы" принесла автору мировое признание.
Воробьев Владимир Петрович (1876-1937), академик, профессор анатомии Харьковского медицинского института. Разработал оригинальную стереоморфологическую методику изучения конструкции органов, заложил основы макромикроскопической анатомии. Известен своими работами в области вегетативной иннервации внутренних органов. Подготовил первый советский анатомический атлас. Бальзамировал тело B.И. Ленина по методу, разработанному им совместно с Б.И. Збарским.
Тонков Владимир Николаевич (1872-1954), профессор анатомии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С.М. Кирова, действительный член АМН СССР. Один из первых применил в 1896 г. метод рентгеноскопии в анатомии. Последовательно развивал функциональное (экспериментальное) направление в анатомии. Создал учение о коллатеральном кровообращении. Написал широко известный учебник анатомии, выдержавший несколько изданий.
Шевкуненко Виктор Николаевич (1872-1952), профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Военно-медицинской ордена Ленина академии имени C.М. Кирова, действительный член АМН СССР, лауреат Государственной премии. Разработал учение об индивидуальной изменчивости формы, строения и топографии органов, имеющее большое значение для хирургии. Издал первые отечественные капитальные руководства по оперативной хирургии и топографической анатомии.
Крупный вклад в развитие советской гистологии внесли А.А. Заварзин и Б.И. Лаврентьев.
А.А. Заварзин (1886-1945) изучал проблемы филогенетического развития тканей.
Б.И. Лаврентьев (1892-1944) создал новое оригинальное направление в нейрогистологии. В научных исследованиях широко использовал экспериментальные методы, заложив прочные основы советской нейрогистологии.
Современная анатомия располагает богатым арсеналом методов изучения не только трупа, но и живого человека.